23. Остерегайтесь устанавливать сроки

«Не ваше дело знать времена или сроки»*

Иисус «явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1:3-7).

Ученикам не терпелось узнать точное время явления Царства Божьего; Иисус же ответил, что им не дано знать времена и сроки; ибо Отец не открыл их. Знать время восстановления Царства Божьего ученикам было совсем не обязательно. Им надлежало следовать за Учителем, молясь, ожидая, бодрствуя и трудясь. Они должны были представлять людям характер Христа. То, что было существенным для успешной христианской деятельности во времена апостолов, остается существенным и в наши дни. «Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой» (Деян. 1:7). Что предстояло совершить апостолам после того, как Дух Святой сойдет на них? «И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).

* Проповедь, произнесенная в Лансинге, Мичиган, 5 сентября 1891 г

[186]

Расширяйте имеющиеся возможности

В этой работе и нам тоже следует принимать участие. Вместо того чтобы жить в ожидании какого-то особого времени всеобщего возбуждения, нам необходимо расширять уже имеющиеся возможности для работы по спасению душ. Вместо того чтобы истощать свои умственные силы в догадках относительно времен и сроков, которые Господь положил в Своей власти, не поведав о них людям, мы должны предать себя водительству Святого Духа, выполнять свои нынешние обязанности, давать хлеб жизни, очищенный от людских заблуждений, душам погибающим без истины.

Сатана постоянно стремится заполонить наш ум досужими теориями и вычислениями, отвлекающими людей от истины для настоящего времени, лишающими их способности провозглашать миру третью ангельскую весть. Так было и прежде, ибо наш Спаситель часто обращался с упреком к тем, кто погружался в бессмысленные вычисления и настойчиво вдавался в то, что не открыто Господом. Иисус пришел на землю передать людям важную истину; Он желал, чтобы они осознали необходимость принятия и послушания Его наставлениям и заповедям, выполнения насущного долга, поэтому Его беседы несли людям знания для непосредственного каждодневного использования.

[187]

Иисус сказал: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Все, что было сделано и сказано, имело лишь одну цель — утвердить истину в их сознании, чтобы они могли достичь жизнь вечную. Иисус пришел не для того, чтобы поразить воображение людей, провозгласив некий особый срок, когда должно произойти некое великое событие. Он пришел наставить и спасти заблудших. Он пришел не для того, чтобы вызвать и потворствовать любопытству, ибо Он знал, что это лишь усилит тягу к странному и необычайному. Его целью было передать знания, способствующие возрастанию духовных сил и продвижению по пути покорности и истинной святости. Он давал только те наставления, которые отвечали насущным нуждам повседневной жизни, и только ту истину, которую можно было передать другим для тех же целей.

Он не дал новых откровений людям, но открыл для их понимания истины, которые долго были скрыты или искажены ложными учениями священников и учителей. Иисус вновь поместил жемчужины Божественной истины в достойную оправу в том порядке, в котором они были даны патриархам и пророкам. Дав им это драгоценное наставление, Он пообещал послать им Святого Духа, с тем чтобы Он напомнил им все сказанное Иисусом.

Нам постоянно грозит опасность вознестись над простотой Евангелия. Многих обуревает сильное желание поразить мир чем-то оригинальным, что погрузило бы людей в состояние духовного экстаза и изменило заведенный порядок вещей. В изменении существующего ныне порядка вещей действительно есть великая нужда, ибо люди не осознают в должной мере святость истины для настоящего времени; но изменение, в котором мы нуждаемся — это изменение сердца. Оно может быть достигнуто только лишь если каждый в отдельности взыщет Бога ради Его благословения, будет молить Его о силе, горячо взывать к Нему о наделении Его благодатью и преобразовании характера. Именно в таком изменении мы нуждаемся ныне, и для достижения подобного духовного опыта нам нужно проявить стойкость и сердечную искренность. Нам необходимо искренне задаваться вопросом: «Что мне делать, чтобы спастись?» Нам нужно знать, какой путь приведет нас на небо.

[188]

Не устанавливайте времена и сроки

Христос дал Своим ученикам истины, широту, глубину и значение которых они мало ценили или даже понимали; то же положение существует и ныне среди народа Божьего. Нам тоже не удалось понять величие и постичь красоту истины, которую Бог вверяет нам сегодня. Если бы мы продвигались в духовном познании, мы увидели бы, как эта истина развивается и расширяется в направлениях, о которых мы и не мечтали; однако она никогда не будет развиваться таким образом, чтобы мы могли подумать, будто мы можем знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти. Вновь и вновь я получаю предостережения относительно установления времени. Народ Божий никогда вновь не получит вести, которая будет основана на сроках. Нам не дано знать ни определенного времени излития Святого Духа, ни времени пришествия Христа.

Перед тем как пойти на это собрание, я просматривала свои записи, чтобы выбрать то, что я возьму в Австралию, и обнаружила конверт с надписью: «Свидетельство, данное относительно времен и сроков, 21 июня 1851 г. Тщательно сохранять». Я открыла его, и вот что я там обнаружила:

«Видение, которое Господь дал сестре Уайт 21 июня 1851г. в Кэмденб, штат Нью-Йорк. Господь указал мне, что наша весть должна распространяться, и она не должна указывать на какие-то сроки, ибо сроки никогда впредь не станут испытующим критерием. Мне было показано, что некоторые впадают в ложное возбуждение, возникающее из-за проповедования сроков. Они заявляют, что третья ангельская весть может устоять на своем собственном основании, что для ее усиления не требуется время, что она будет распространяться с великой силой и совершит свою работу и скоро решится по правде.

Я видела, как некоторые связывают эти события со следующей осенью, то есть делают подсчеты и избавляются от своего имущества к этому сроку. Я видела, почему такие действия неверны: вместо того чтобы ежедневно приходить к Богу и искренно стремиться познать свой нынешний долг, люди заглядывают вперед и делают вычисления, как будто знают, что работа завершится ближайшей осенью, и не вопрошают Бога о своих обязанностях ежедневно. — Е. Г. Уайт.

Записано в Милтоне 29 июня 1851 г. А. А. Д.».

[189]

Вот такой документ я обнаружила в прошлый понедельник, разбирая свои рукописи; а вот другой документ, который был написан по поводу провозглашения времени пришествия в 1884 г. неким человеком, широко распространявшим аргументы в пользу своей теории. Я узнала об этом человеке во время лагерного собрания в Джексоне, (штат Мичиган), и сказала людям, что им не следует обращать внимания на его теорию, ибо событие, предсказываемое этим человеком, не произойдет. Времена и сроки Бог положил в Своей власти. Почему же Бог не дал нам этого знания? Потому что, сделай Он это, мы не смогли бы правильно воспользоваться им. Оно привело бы к такому положению вещей среди нашего народа, которое сильно замедлило бы дело Божье по приготовлению людей к великому дню Господню. Мы не должны жить в возбужденном ожидании этого дня. Нам не следует погружаться в догадки относительно времен и сроков, которые Бог не открыл нам. Иисус велел Своим ученикам «бодрствовать», но не в преддверии определенного часа. Его последователи должны быть как воины, внимающие приказаниям своего Военачальника; им следует бодрствовать, ожидать, молиться и работать, по мере того как они будут приближаться к моменту пришествия Господа; но ни один из них не сможет предсказать, когда это время наступит, ибо «о дне и часе никто не знает». Вы не сможете предсказать, что Он придет через год либо через два, или пять лет, не должны вы и отсрочивать Его приход, утверждая, что его не будет в ближайшие десять или двадцать лет.

[190]

Держать светильники поправленными и горящими

Долг народа Божьего — держать свои светильники поправленными и горящими, быть как люди, ожидающие Жениха, возвращающегося с брака. Не следует терять ни минуты в пренебрежении к великому спасению, которое уготовано вам. Время испытания душ подходит к концу. Изо дня в день необратимо решается участь людей, и мы не знаем, как скоро даже многие из этого собрания закроют глаза, сойдя в могилу. Мы должны осознать ныне, как скоротечна наша жизнь, и мы не можем ни на миг почувствовать себя в безопасности, пока наша жизнь не будет сокрыта со Христом в Боге. Мы не должны ожидать какого-то особого времени, когда для нас будет совершена какая-то особенная работа, но нам следует продолжать наш труд, неся весть предостережения миру, ибо нам надлежит быть свидетелями Христа до самых дальних краев земли.

Вокруг нас столько молодых, нераскаявшихся, необращенных — а что мы делаем для них? Родители, в пылу вашей первой любви стремитесь ли вы к обращению своих детей, или вы так прикованы к земному, что не предпринимаете ревностных усилий, чтобы стать соработниками Богу? Представляете ли вы значение работы и миссии Святого Духа? Осознаете ли вы, что через Святого Духа мы обретаем доступ к душам тех, кто находится вокруг нас? Когда закончится это собрание, уйдете ли вы с него, забыв о горячих призывах, обращенных к вам? Оставите ли вы без внимания вести предостережения; не просочится ли из вашего сердца истина, которую вы услышали, подобно тому как просачивается вода из треснувшего сосуда?

Апостол говорит: «Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле?» (Евр. 2:1-4).

[191]

Третья ангельская весть перерастает в громкий клич, и вы не должны пренебрегать своим настоящим долгом и по-прежнему лелеять мысль, что когда-то в будущем вы получите великое благословение, когда без всякого усилия с вашей стороны произойдет замечательное обновление. Вы должны предать себя Богу сегодня, дабы Он сделал вас сосудами в чести, годными для Его служения. Вы должны предать себя Богу сегодня, чтобы освободиться от себялюбия, зависти, ревности, лукавых подозрений, раздоров, всего того, что бесчестит Его. Вы должны очистить сосуд своей души сегодня, чтобы подготовить его для небесной росы и излитая позднего дождя; ибо поздний дождь придет, и благословение Божье наполнит каждую душу, очищенную от всего нечистого. В этом и заключается сегодняшняя наша задана: предать наши души Христу, чтобы нам приготовиться ко времени отрады от лица Господня — быть готовыми к крещению Святым Духом (Ревью энд Геральд, 22 марта 1892 г.).

Неизвестный срок

Бог не открыл нам время, когда закончится провозглашение этой вести или когда подойдет к концу период испытания. То, что нам открыто, мы должны принимать сами и передавать своим детям; но не следует стремиться узнать сокрытое от нас в совете Всемогущего. Наш долг — бодрствовать, работать и ожидать, трудясь ежеминутно ради душ человеческих, стоящих на краю гибели. Мы должны постоянно следовать по стопам Иисуса, работая, как работал Он, раздавая Его дары как добрые домостроители многоразличной благодати Божьей. Сатана всегда готов дать каждому, кто не учится у Иисуса каждодневно, особую весть, исходящую от него самого, с тем чтобы лишить силы удивительную истину для настоящего времени.

Ко мне приходят письма с вопросами о том, есть ли у меня особый свет относительно сроков окончания времени испытания; и я отвечаю, что мне дана такая весть: ныне время трудиться, доколе есть день, приходит ночь, когда никто не может трудиться. Теперь, именно теперь время бодрствовать, работать и ждать. Слово Божье открывает нам, что близок конец всему, и оно ясно свидетельствует, что в каждой душе необходимо насадить истину, которая будет управлять жизнью и освящать харак-1192} тер. Дух Господень трудится, чтобы запечатлеть в душе истину богодухновенного Слова, и тогда провозгласившие себя последователями Христа обретут святую радость, которой смогут поделиться с другими. Сейчас, именно сейчас время для работы, доколе есть день. Но никому не дано повеления искать в Писаниях указаний, когда закончится время испытаний. Бог не дал подобной вести никому из смертных. Он не хочет, чтобы язык смертного человека возвещал то, что сокрыто в Его тайных советах (Ревью энд Геральд, 9 октября 1894 г.).

[192]

Бодрствуйте и молитесь

Я не могу ничего сказать о том сроке, когда произойдет из-литие Святого Духа, когда могущественный ангел сойдет с небес и объединится с третьим ангелом в завершении работы для этого мира; моя весть заключается в том, что единственное наше спасение — быть готовыми к небесной отраде и хранить наши светильники поправленными и горящими. Христос велел нам бодрствовать, «потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет». «Бодрствуйте и молитесь» — вот наставление, данное нам Искупителем. Изо дня в день нам надлежит стремиться к просвещению Духом Святым, чтобы Он совершил работу над душой и характером. О, сколько же времени было потрачено понапрасну! Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, когда придут времена отрады от лица Господа (Ревью энд Геральд, 29 марта 1892 г.).

[193]