Раздел I. Свет на нашем пути

Введение

Высказывания Елены Уайт о ее роли как вестницы Господа и о том, каким образом Бог передает Свою волю членам человеческой семьи, всегда интересны и полезны. Подобным высказываниям и посвящен первый раздел первого тома «Избранных вестей».

Несмотря на то, что вопрос богодухновенности поднимался неоднократно в продолжение всех семидесяти лет служения Елены Уайт, наиболее ярко эта тема раскрыта во вступлении, написанном ею в мае 1888 г. (оно не представлено в настоящей компиляции) к книге «Великая борьба». Более ранние труды на тему богодухновенности, а именно — «Спорящие с Библией» (1886) и «Богодухновенность Слова Божьего» (1888), включены в настоящий том. Еще одну развернутую статью Елены Уайт, посвященную указанному вопросу, можно найти в «Свидетельствах для Церкви», т. 5, с. 698-711, раздел «Тайны Библии доказывают ее богодухновенность».

Различные объяснения, связанные с работой Елены Уайт, перепечатка ее трактата «Написание и распространение Свидетельств для Церкви» (1913), а также ответы г-жи Уайт на некоторые вопросы и обвинения, обращенные к ней в связи с ее более ранними публикациями, завершают данный раздел «Свет на нашем пути».

Совет попечителей литературного наследия

Елены Уайт

[15]

1. Богодухновенность пророческих Писаний

Богодухновенность Слова Божьего

Настали времена, когда с полным основанием можно задать вопрос: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8).

Духовная тьма покрыла землю, и мрак — народы. Многие Церкви охвачены скептицизмом и неверно толкуют Писания. Многие, очень многие подвергают сомнению достоверность и истинность Писаний. Человеческие рассуждения и помышления сердец человеческих подрывают богодухновенность Слова Божьего, а то, что должно восприниматься, как само собой разумеющееся, окружается туманом мистицизма. Нет ничего ясного и определенного, стоящего на твердом основании. Это один из признаков последнего времени.

Эта Святая Книга подвергается нападкам сатаны, объединившегося с нечестивыми людьми, чтобы окутать все Божественное туманом и тьмою. Однако Господь собственной чудесной силой сохранил Святую Книгу в ее настоящем виде как руководство для человечества, указывающее ему путь к небесам.

К сожалению, Словом Божьим пренебрегают настолько явно, что в наше время очень мало людей, имеющих Божественное знание Писаний, даже среди тех, кто берет на себя смелость истолковывать Слово Божье людям. Среди них достаточно людей, имеющих высшее образование, но эти пастыри не окормляют стадо Божье. Они не понимают, что Священное Писание постоянно открывает свои богатые, но скрытые до поры сокровища, подобно тому как драгоценные камни открываются тем, кто упорно ищет их.

[16]

Ныне появилось слишком много людей, стремящихся к оригинальности, тех, кто считает свою мудрость выше библейской; посему их мудрость оборачивается неразумием. Они находят в Писании то, чего там нет, выдвигают идеи, показывающие, насколько далеки они от постижения Божественной воли и Его целей. В своем стремлении разъяснить или разгадать тайны, сокрытые в течение веков от смертного человека, эти исследователи уподобляются человеку, увязшему в болоте и неспособному из него выбраться, но при этом пытающемуся указать другим, как выбраться из трясины. Таков удел всех, кто пытается исправлять ошибки, якобы найденные ими в Библии. Никто не может улучшить Библию, выдвигая свои мудрствования по поводу того, что Господь имел в виду или должен был бы сказать.

Есть люди, которые с суровым видом говорят нам: «Неужели вы отрицаете возможность ошибок, совершенных переписчиками или переводчиками?» Это, конечно, возможно, и люди, чей разум настолько ограничен, что они предаются сомнениям и претыкаются из-за возможности или вероятности подобных ошибок, обязательно преткнутся и о тайны богодухновенного Слова, поскольку их немощный ум не может постичь намерения Божьи. Для них станут камнем преткновения даже очевидные факты, доступные обычному человеку, способному принять их и различить Божественное, для которого изречения Божьи ясны и прекрасны, полны тука и елея. Никакие ошибки переписчиков или переводчиков не смутят такую душу, не поколеблют того, кто не ищет затруднений там, где открыта ясная истина.

Бог доверил подготовку Своего богодухновенного Слова смертному человеку. Это Слово, запечатленное в книгах Ветхого и Нового Заветов, является руководством для жителей падшего мира, завещанным им для того, чтобы благодаря изучению и послушанию его указаниям, ни один человек не сошел с пути, ведущего к небесам.

[17]

Те же, кто думает разъяснять предполагаемые трудности в Писании, своей человеческой меркой определяя, что богодухновенно, а что нет, пусть лучше закроют свои лица, подобно Илии, когда Господь обратился к нему в тихом веянии ветра; ибо они находятся в присутствии Бога и святых ангелов, которые многие века несли человеку свет и познание, указывали ему, что следует и чего не следует делать, раскрывая перед ним события огромной важности посредством символов, знаков и иллюстраций.

И Он (Бог), показывая людям картины бедствий, ожидающих их в последние дни, не поручал никому из смертных расшифровывать скрытые тайны и не побуждал ни одного человека или группу людей к тому, чтобы судить, что богодухновенно, а что — нет. Когда люди в своем неразумии считают для себя позволительным рассматривать Писания на предмет их богодухновенности, они тем самым пытаются встать впереди Иисуса, чтобы указать Ему путь лучший, чем тот, по которому Он повел нас.

Я принимаю Библию такой, какая она есть, а именно — богодухновенным Словом Божьим. Я верую в истинность всех ее изречений. Но восстают люди, считающие, что они обнаружили в Слове Божьем нечто, подлежащее критике. Они демонстрируют это всем в качестве свидетельства их величайшей мудрости. Многие из них действительно образованны, обладают красноречием и прочими талантами; однако все свои силы они направляют на то, чтобы посеять в умах других людей сомнения относительно богодухновенности Писаний. Они заставляют других думать так же, и потому подобные взгляды передаются от одного к другому, в полном соответствии с замыслами сатаны, пока перед нами со всей остротой не встанет вопрос Христа: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8).

Собратья, пусть же ни разум ваш, ни рука не поднимаются на Библию! Сатана жаждет увлечь любого из вас на путь ее критики, но не в этом для вас воля Божья.

[18]

Бог Сам позаботится о Своей Книге, о Своем живом Слове, как Он делал это на протяжении многих веков. Люди начинают подвергать сомнению некоторые части откровения Божьего, выискивать изъяны и кажущиеся противоречия в тех или иных его утверждениях. Начиная с Книги Бытие, они отвергают то, что считают сомнительным, и не останавливаются на этом, поскольку сам сатана ведет их все дальше по гибельному пути критицизма; и, наконец, подвергают сомнению Писание в целом. Их способности к критике обостряются по мере приобретения опыта, и в результате они уже не могут быть уверены ни в чем. Пытаясь урезонить этих людей, вы лишь напрасно потратите время. Свою отточенную способность к высмеиванию они применяют даже к Библии. Незаметно для себя они становятся насмешниками и удивляются, когда им указывают на это.

Собратья, держитесь Библии таковой, какая она есть, перестаньте сомневаться в ее достоверности, покоритесь Слову, и никто из вас не погибнет! Человек в течение веков использовал все свое мастерство, оценивая Слово Божье меркой своего смертного разума и ограниченного понимания. Если бы Господь, Автор этих живых слов, отбросил завесу и открыл бы перед ними Свою мудрость и Свою славу, они были бы подавлены своим ничтожеством и воскликнули бы вместе с Исайей: «Я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами» (Ис. 6:5).

Слово Божье, благодаря своей простоте и ясности, понятно для всех: для малограмотного, для крестьянина, для ребенка и взрослого, и для гиганта интеллекта. Если человек обладает значительными умственными способностями, он найдет в словах Бога прекрасные и ценные сокровища истины, которые он может воспринять и использовать. Он обнаружит там и трудные места, и тайны, и чудеса, изучение которых на протяжении всей жизни, не только земной, но и вечной, даст ему высочайшее удовлетворение.

Люди скромного интеллекта, обладающие ограниченными способностями и возможностями для проникновения в глубины Священного Писания, обретут в живых словах утешение, водительство, совет и ясный, как солнечный свет, план спасения. Никто не погибнет от недостатка ведения, если только намеренно не ослепит себя.

Благодарение Богу за то, что Библия открывается как малообразованным, так и ученым людям! Она предназначена для людей всех возрастов и всех сословий (Рукопись 16,1888 г. (написана в Миннеаполисе, штат Миннесота, осенью 1888 г.).

[19]

Спорящие с Библией

Людей с одинаковыми интеллектуальными возможностями не бывает. Одни и те же слова производят разное впечатление на людей с разным образованием и мышлением. Поэтому людям, обладающим различным темпераментом, образованием и образом мысли, трудно передать друг другу посредством языка какую-то идею в том же самом виде, в котором она ясно и определенно сформировалась в их собственном сознании. И тем не менее у честного, здравомыслящего человека всегда есть возможность выразиться настолько просто и ясно, чтобы передать смысл своего утверждения неискаженным и пригодным для использования в любых практических целях. Однако если другой человек, к которому он обращается, не столь честен и искренен и не хочет увидеть и понять истину, то он исказит смысл сказанного, дабы воспользоваться им в собственных целях. Он перетолкует его слова, извратит их истинное значение и укрепится в своем неверии, заявляя, что все доводы собеседника не отвечают действительности.

Именно таким образом обращаются с моими высказываниями те, кто желал бы извратить их и понять по-своему. Они обращают истину Божью в ложь. Как они искажают мои мысли, опубликованные в статьях и книгах, точно так же различные скептики и неверующие обращаются и с Библией. Они читают ее, руководствуясь желанием исказить, извратить, намеренно лишить написанное в ней истинного смысла. Они утверждают, будто в Библии можно найти определение всему, чему угодно, что любая секта может обосновать правоту своего учения с помощью Библии и что якобы в Библии можно найти подтверждение совершенно противоположным доктринам.

Библейским авторам приходилось выражать свои идеи на человеческом языке. Библия была написана обычными людьми. Эти люди были вдохновлены Святым Духом. Вследствие несовершенного понимания некоторыми людьми языка, либо из-за извращенности человеческого ума, изощренного в уклонении от истины, многие читают и понимают Библию в угоду себе. Трудности, связанные с пониманием Библии, заключены не в самой Библии. Точно так же противоборствующие политики спорят по поводу определенных пунктов в законодательстве и придерживаются противоположных взглядов на применение этих законов.

[20]

Писания были даны людям не в виде последовательной цепи неразрывных высказываний, но по частям, из поколения в поколение, по мере того как Бог в Своем провидении находил подходящие возможности многократно и многообразно передавать людям ту или иную истину. Люди записывали их, движимые Духом Святым. «Сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе». Именно так библейские истины доходят до нас.

В Писаниях не всегда прослеживается совершенный порядок или внешнее единство. Чудеса, совершавшиеся Христом, даны не в строгой последовательности, но по мере раскрытия обстоятельств, требовавших откровения Божественной силы Христа. Истины Библии подобны скрытым жемчужинам. Их нужно искать, прилагая упорные усилия. Те, кто ограничивается лишь поверхностным восприятием Писаний, имеют легковесные познания (которые они тем не менее считают глубокими) и начинают говорить о противоречиях в Библии и подвергать сомнению авторитет Писаний. Те же, чьи сердца находятся в согласии с истиной и долгом, будут изучать Писания, настроившись на, восприятие Божественного наставления. Просвещенная душа видит духовное единство, одну золотую нить, пронизывающую неразрывное целое; однако для того, чтобы проследить за этой драгоценной золотой нитью, необходимы терпение, работа мысли и молитва. Жаркие споры по поводу Библии побуждают к исследованию и открывают драгоценные сокровища истины. Много слез проливается, много молитв возносится, дабы Господь открыл истинный смысл Его Слова.

Библия написана не на возвышенном сверхчеловеческом языке. Иисус, дабы общаться с человеком на его уровне, облачился в человеческую плоть. Так и Библия должна быть передана человечеству на их языке. Все человеческое несовершенно. Одни и те же слова могут обозначать различные понятия, для каждой определенной идеи не найти одного определенного слова. Библия была дана для практических целей.

Каждого человека характеризует его особенный, индивидуальный склад ума. Одни и те же выражения и утверждения воспринимаются людьми по-разному. Некоторые понимают сказанное в Писаниях в соответствии с собственными предубеждениями. Различные склонности, предпочтения, предрассудки и страсти людей существенно омрачают понимание и смущают ум даже при чтении слов Священного Писания.

[21]

Ученики Иисуса, шедшие в Еммаус, нуждались в верном восприятии Писаний. Иисус шел с ними неузнанный и говорил с ними как человек. Начав от Моисея и пророков, Он изъяснял им все, сказанное о Нем в Писании, и учил их о том, что Его жизнь, Его миссия, Его страдания, Его смерть полностью соответствуют библейским пророчествам. Он дал им способность к познанию, дабы они смогли понять Писания. Насколько же быстро Он смог распутать все, что исказилось в их сознании, и показать им единство и Божественную истинность Писаний! Сколько людей в наши времена нуждаются в подобном высвобождении их способностей к познанию!

Библия написана людьми по вдохновению Святого Духа, но это не означает, что она отражает способ мышления и выражения мысли, присущий Богу. Стиль ее написания характерен для человека. Бог не представлен как писатель. Люди часто говорят, что те или иные выражения не могут быть Божьими. Но Бог и не дает возможность судить о Себе в словах, в логике, в риторике, изложенных в Библии. Авторы Библии были Божьими писцами, но не Его пером. Посмотрите, насколько отличаются библейские книги, написанные разными авторами.

Не слова Библии, но люди, ее писавшие, были вдохновляемы Богом. Вдохновение воздействует не на слова или выражения человека, но на него самого, и разум его, под влиянием Святого Духа, наполняется определенными мыслями. Конкретные же слова, в которые облекаются эти мысли, несут отпечаток индивидуальности. Так распространяются Божественные наставления. Божественный разум и воля объединяются с разумом и волей человеческой; таким образом написанное человеком становится словом Бога (Рукопись 24,1886 г. (написана в Европе в 1886 г.).

Единство в разнообразии

В каждом дереве заключено разнообразие, ибо на нем не найти даже двух совершенно одинаковых листьев. И тем не менее это разнообразие придает совершенство дереву в целом.

Относительно нашей Библии мы можем задаться вопросом: зачем было нужно, чтобы одно и то же повторялось в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, в Деяниях Апостолов и во множестве посланий различных авторов?

[22]

Слово Божье появилось именно в том виде, в котором Господь хотел дать его людям. Он передал его через разных авторов, каждый из которых обладал своей собственной индивидуальностью, хотя и рассказывали они об одних и тех же событиях. Их свидетельства сведены в одну книгу и подобны свидетельствам, произносимым на общих служениях. У всех авторов разный стиль изложения, у каждого из них — свой собственный опыт, и это разнообразие расширяет и углубляет знание, предназначенное для восполнения нужд самых разных людей. Мысли, выраженные в Библии, не являются единообразными, как бы отлитыми в стандартной металлической форме и утомляющими слух. Подобная однообразность привела бы к утрате изящества и особой красоты..

Творец всех идей может внушать одну и ту же мысль различным людям, но каждый из них будет выражать эту мысль по-своему, не противореча при этом один другому. Сам факт существования подобных различий не должен смущать нас или ставить в тупик. Редко когда два человека видят и выражают истину одинаково. Каждый сосредоточивается на тех вопросах, которые ему ближе, исходя из образования и характера. Солнечный свет, падая на разные предметы, окрашивает их в различные оттенки.

Посредством вдохновения Святым Духом Господь передавал Своим апостолам истину, выражавшуюся в соответствии с развитием их разума, направляемым Его Духом. Разум же остается свободным, а не застывшим, как если бы его залили в одну форму (Письмо 53,1900 г.).

Господь использует несовершенный язык

Обращаясь к людям, Господь использует несовершенный язык, дабы человек, обладающий испорченными чувствами и ослабленным, приземленным восприятием, мог понять Его слова. Бог снисходителен к Своему творению и говорит с падшим человечеством на понятном ему языке. Библия, совершенная в своей простоте, не отвечает великим Божьим идеям; ибо вечные идеи невозможно в полной мере облачить в несовершенные средства выражения мысли. Несмотря на то, что многим кажется, будто Библия исполнена преувеличений, ее яркий образный язык на самом деле далеко не адекватен величию выраженных в ней мыслей, хотя писцы выбирали самый выразительный слог, чтобы донести до человечества истины высшего порядка. Грешные существа способны увидеть лишь тень от яркой небесной славы (Письмо 121, 1901 г.).

[23]

Человек не должен судить Слово Божье

Как в храме в Батл-Крике, так и в нашем колледже изучается вопрос богодухновенности Писаний, и смертные люди берут на себя смелость утверждать, что одни места в Писании богодухновенны, а другие — нет. Мне было показано, что Господь не вдохновлял эти статьи о богодухновенности, опубликованные в «Ревью»*, не одобрял Он и поддержку, оказанную им в колледже. Когда люди осмеливаются критиковать Слово Божье, они вступают на землю священную и святую, где им следовало бы в страхе и смущении скрывать свою мудрость как неразумие. Бог никому из людей не дает право произносить суд над Его Словом, считая одни места богодухновенными, а другие уничижать как небогодухновенные. Такое же отношение проявляется и к Свидетельствам; но да то нет Божьей воли (Письмо 22, 1889 г.).

*Здесь идет речь о ряде статей, автор которых утверждал, что существует «различие в степени» богодухновенности См «Ревью энд Геральд» от 15 января 1884 г — Составители.

[24]