40. Второе искушение Христа

Сатана потерпел поражение, пытаясь одолеть Христа вожделением; и там, в пустыне, Христос одержал победу за все человечество и ради человечества, сделав возможным для людей во все будущие времена во имя Иисуса побеждать вожделение своими силами. Но сатана не оставлял своих попыток использовать любые средства для достижения победы над Искупителем мира. Он знал, что его судьба целиком зависит от результата этой битвы. И для того чтобы внушить Христу страх перед своим могуществом, он перенес Его в Иерусалим и поставил на крыло храма, продолжив осаждать Его искушениями.

Сатана снова потребовал от Христа подтверждения того, что Он действительно Сын Божий, и для этого Он должен был броситься вниз с головокружительной высоты, на которую сатана поместил Его. Он побуждал Христа явить Свою веру в охрану и заботу Отца, бросившись с храма. В первом искушении вожделением сатана пытался посеять сомнения относительно любви Бога и Его заботы о Христе как о Своем Сыне, использовав обстоятельства, в которых оказался Иисус, и Его крайний голод, как свидетельство того, что Бог не благоволит к Иисусу. Это ему не удалось. В своей новой попытке сатана решил использовать веру и совершенное доверие Христа к Своему Небесному Отцу, чтобы склонить Его к самонадеянности. «Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: „Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Мф. 4:6). Иисус без колебания ответил: «Написано также: „не искушай Господа Бога твоего»« (Мф. 4:7).

* Эта статья была опубликована в «Ревью энд Геральд» 18 августа и 1 сентября 1874 г.

[282]

Грех самонадеянности

От такой добродетели, как совершенная вера и уверенность в Боге, до греха самонадеянности зачастую всего лишь один шаг. Сатана льстил себя надеждой, что сможет воспользоваться человеческой природой Христа и заставить Его перейти границу, разделяющую веру и самонадеянность. На этом он уловляет многие души. Сатана пытался обольстить Христа лестью. Он признал правоту Христа в пустыне, когда Он в самых тяжелых обстоятельствах сохранил Свою веру в то, что Его Отец — Бог. Теперь же он стал склонять Христа дать ему еще одно подтверждение Его всецелого упования на Бога и веры в то, что Он есть Сын Божий, бросившись с храма. Он сказал Христу, что если Он действительно Сын Божий, то Ему нечего бояться, ибо ангелы будут на страже и тут же подхватят Его. Сатана показал, как он понимает Писания, в том, как он использовал их.

Искупитель мира ничем не запятнал Себя, засвидетельствовав, что Он действительно обладает совершенной верой в заботу, обещанную Его Отцом. Он не пожелал подвергать верность и любовь Своего Отца ненужному испытанию, хотя и находился в руках врага, в положении крайне трудном и опасном. Он не пожелал, по наущению сатаны, искушать Бога, самонадеянно экспериментируя с Его провидением. Сатана привел место из Писания, которое, казалось бы, подходило к данному случаю, в надежде исполнить свой замысел, применив данный текст к нашему Спасителю именно в этот особенный момент.

[283]

Христос знал, что Бог действительно понесет Его, если от Него потребуется броситься с храма. Но делать это без Его воли, по Своему усмотрению, обращаясь к заботе и любви Его Отца только из-за вызова, брошенного сатаной, не означало бы проявить силу веры. Сатана хорошо понимал, что если Христос позволит склонить Себя броситься с храма без повеления Своего Отца, только для того, чтобы подтвердить Свои притязания на небесную защиту, то Он тем самым покажет немощь Своей человеческой природы.

Христос вышел победителем и во втором искушении. Он проявил совершенную веру в Своего Отца во время еще одной суровой схватки с могущественным врагом. Наш Искупитель в той победе, которую одержал, оставил человеку совершенный образец, показав, что единственное его спасение — в твердой вере и непоколебимой уверенности в Боге во всех испытаниях и бедах. Христос отказался злоупотребить милосердием Своего Отца, подвергнув Себя такой опасности, которая заставила бы Бога проявить Свою силу ради спасения Сына. В этом случае Христос воспользовался бы Провидением в собственных интересах, но тогда Он не оставил бы Своему народу совершенный пример веры и твердого упования на Бога.

Искушая Христа, сатана преследовал цель — склонить Его к самонадеянному поступку, заставив Его показать человеческую слабость, которая помешала бы Ему стать совершенным образцом для Его народа. Сатана предполагал, что если Христос поддастся его искушениям, то для человечества не будет искупления, и власть сатаны над людьми станет абсолютной.

Христос — наша Надежда и Пример

Уничижение и тяжкие страдания Христа в пустыне искушений — все это было ради человечества. В Адаме люди все потеряли вследствие прегрешения. Во Христе была единственная надежда человека на возвращение Божьего благоволения.

Люди, преступая Закон, удалились от Бога настолько далеко, что никакое смирение пред Богом не могло быть достаточным и сопоставимым с их вопиющей греховностью. Только Сын Божий мог полностью постичь сущность умножающихся грехов законопреступника; и в Своей безгреховное™ Он один мог совершить приемлемое искупление за человека, испытав на Себе мучительное разделение со Своим Отцом. Скорбь и страдания Сына Божьего за грехи мира были сопоставимы с Его Божественным совершенством и чистотой, так же как и с мерой преступления.

[284]

Христос явил нам пример во всем. Видя Его смирение в длительном испытании и посте в пустыне ради победы над вожделением нам во благо, мы должны воспринимать это как урок для себя, когда сами подвергаемся искушениям. Если вожделение обладает такой властью над людьми, а потворство этой страсти столь опасно, что Сын Божий отдал Себя на подобное испытание, то насколько же важно, чтобы мы почувствовали необходимость покорить свои влечения силе разума! Наш Спаситель постился почти шесть недель, чтобы дать человеку победу над вожделением. Как могут люди, считающие себя христианами с просвещенным сознанием, имеющие пред собой Христа как образец для подражания, потворствовать страстям, столь пагубно влияющим на разум и сердце? Как ни печально, но привычка потакать своим страстям, пагубным для здоровья и ослабляющим нравственные силы, держит в настоящее время в оковах рабства значительную часть христианского мира.

Многие исповедующие благочестие не задумываются над причиной столь долгого поста и страданий Христа в пустыне. Его мучения были обусловлены не столько голодом, сколько осознанием тех страшных последствий, к которым приводит людей потворство вожделениям и страстям. Он знал, что вожделение станет идолом для человека и заставит его забыть Бога, став на его пути к спасению.

[285]