41. Третье искушение Христа

Наш Спаситель продемонстрировал совершенную уверенность в Своем Небесном Отце. Он верил, что Отец не попустит Ему быть искушаемым сверх сил, которые Он дал Ему и которые приведут Его к победе, если Он терпеливо вынесет выпавшие Ему испытания. Христос Сам, по Своей воле не подвергал Себя опасности. Бог позволил сатане на какое-то время проявить свою власть над Его Сыном. Иисус знал, что, если Он сохранит Свою чистоту в этом крайне тяжелом положении, на помощь Ему будет послан ангел, если не будет другого выхода. Он воспринял человеческую природу и стал представителем человечества.

Сатана понял, что и во втором великом искушении он ничего не добился от Христа. «И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое» (Лк. 4:5-7).

В первых двух великих искушениях сатана не открывал своих истинных целей и своего характера. Он выдавал себя за возвышенного вестника небес; теперь же он сбрасывает маску. В панорамном обзоре он открывает перед Христом все царства мира в самом привлекательном свете, объявляя себя князем мира сего.

* Эта статья была опубликована в «Ревью энд Геральд» 7 сентября 1874 г.

[286]

Самое сильное искушение

Последнее искушение было самым сильным из трех. Сатана знал, что жизнь Христа должна быть исполнена страданий, трудностей и борьбы. И он намеревался воспользоваться этим и подкупить Христа, чтобы Он поступился Своей чистотой. Сатана бросил все свои силы на третье искушение, ибо эта последняя попытка должна была определить его участь — быть ему победителем или нет. Он провозгласил себя властелином мира сего, он был князем, господствующим в воздухе. Он перенес Иисуса на вершину очень высокой горы, а затем показал Ему все царства мира, находившиеся столь долго под его властью, и предложил их Ему как один великий дар. Дьявол сказал Христу, что Он может вступить во владение царствами мира, не подвергаясь при этом никакой опасности. Сатана обещает отдать свой скипетр и власть, и Христос будет владыкой по праву. Взамен от Него требуется только одно — склониться перед сатаной в почтении.

Взор Христа на мгновение остановился на славе, открывшейся перед Ним; но Он отвернулся и отказался смотреть на это чарующее зрелище. Христос не хотел подвергать опасности Свою незапятнанную чистоту, заигрывая с искусителем. Когда сатана начал домогаться поклонения, Христос преисполнился Божественным негодованием и не мог более выносить богохульные притязания сатаны или даже терпеть его присутствие. Здесь Христос проявил Свою Божественную власть, повелев сатане оставить Его. «Отойди от Меня, сатана, ибо написано:

«Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10). Сатана в своей гордыне и самонадеянности провозгласил себя полноправным и неизменным властителем мира, обладателем всех его богатств и всей его славы, требующим поклонения всех его жителей, как будто это он сотворил мир и все сущее в нем. Он сказал Христу: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее» (Лк. 4:6). Сатана попытался заключить особый договор со Христом о передаче Ему разом всего, на что дьявол притязал, если только Христос поклонится ему.

[287]

Подобное оскорбление, нанесенное Создателю, воспламенило негодование Сына Божьего, и Он дал отпор сатане и изгнал его. В первом искушении сатана льстил себя надеждой, что ему удалось так умело скрыть свой истинный характер и свои намерения, что Христос не распознал в нем главу падших мятежников, которого Он победил и изгнал с небес. Слова Христа: «Отойди от Меня, сатана» показывают, что дьявол был узнан с самого начала и что все его ухищрения не подействовали на Сына Божьего. Сатана знал, что если Иисус умрет во искупление человека, через какое-то время его власти будет положен конец и он будет уничтожен. Поэтому в его замысел входила попытка предотвратить, если возможно, осуществление великой работы, совершаемой Сыном Божьим. Если план искупления человека не осуществится, он сохранит за собой царство, на которое претендовал. Сатана надеялся, что в случае успеха он будет властителем мира, противодействующим Небесному Богу.

Когда Иисус покинул небеса, оставив там Свою власть и Свою славу, сатана пришел в ликование. Он решил, что Сын Божий оказался в его власти. Ему так легко удалось искусить святую чету в Едеме, что он надеялся одолеть своей сатанинской хитростью и силой даже Сына Божьего и тем спасти свою жизнь и царство. Если бы ему удалось побудить Иисуса уклониться от воли Его Отца, как это было в искушении Адама и Евы, тогда его цель была бы достигнута.

Близился момент, когда Иисусу предстояло искупить пленников сатаны, отдав за них Свою собственную жизнь; и спустя какое-то время Ему покорится все небесное и земное. Иисус был решителен и непоколебим Он избрал жизнь, исполненную страданий, и позорную смерть; и пошел по пути, предначертанному Его Отцом, чтобы стать законным властителем земных царств и получить их в Свои руки в вечное владение. Сатана тоже должен быть предан в Его руки на полное уничтожение, дабы никогда более не тревожить Иисуса и святых во славе.

[288]

Решительный отпор искусителю

Иисус ответил коварному врагу: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: „Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи»« (Мф. 4:10). Сатана требовал от Христа свидетельства того, что Он действительно Сын Божий, и вот теперь он получил подтверждение, о котором просил. Он был вынужден подчиниться Божественному повелению Христа. Он получил отпор и ему пришлось умолкнуть. Он не в силах был воспротивиться властным словам. Ему пришлось беспрекословно удалиться и оставить Искупителя мира.

С ненавистным присутствием сатаны было покончено. Схватка завершилась. Победа Христа в пустыне, сопряженная с неимоверными страданиями, была полной, как некогда полным было поражение Адама. И на какое-то время Он избавился от присутствия Своего могущественного противника и от легионов его ангелов.

Потерпев неудачу с искушениями, сатана удалился от Иисуса на недолгое время. Враг был побежден, но борьба была длительной и крайне изнурительной. И после ее завершения Христос был истощен и утомлен. Он упал на землю словно мертвый. Небедные ангелы, склонявшиеся перед Ним в небесных дворах и наблюдавшие с огромным интересом и состраданием за своим любимым Повелителем, будучи изумленными свидетелями страшной борьбы Его с сатаной, теперь приблизились к Нему и служили Ему. Они дали Ему пищу и укрепили Его, ибо Он лежал едва живой. Ангелы были исполнены удивления и благоговения, ибо они знали, какие невыразимые страдания приходилось переносить Искупителю мира ради спасения человека. Тот, Кто был равен Богу в царских дворах, лежал пред ними, изможденный почти шестинедельным постом. Один на один Он боролся с главарем мятежна ков, изгнанным с небес. То суровое испытание, которому был подвергнут Сын Божий, не доводилось претерпевать ни одному человеку. Борьба с силами тьмы была длительной и чрезвычайно изнурительной для человеческой природы Христа, ослабленной страданиями. Ангелы принесли Иисусу вести любви и утешения от Его Отца, а также заверение в том, что все небеса ликуют после полной и безоговорочной победы, одержанной Им ради человечества.

[289]

Цена, уплаченная за искупление рода людского, никогда не будет в полной мере осознана, пока искупленные не встанут вместе с Искупителем у престола Божьего. И когда они обретут способность оценить вечную жизнь и вечное воздаяние, они воспоют песнь победы и вечного ликования: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» (Откр. 5:12). «И всякое создание, -говорит апостол Иоанн,-находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу-благословенней честь, и слава и держава во веки веков» (Откр. 5:13).

Хотя сатана и потерпел поражение в своих самых напряженных усилиях и самых сильных искушениях, он не оставил полностью надежду, что когда-нибудь в будущем его попытки окажутся более успешными. Он ожидал наступления того периода служения Христа, когда у него появятся возможности испытать свою силу и свои ухищрения против Него. Сатана вознамерился ослепить разум иудеев, избранного Богом народа, чтобы они не смогли увидеть во Христе Искупителя мира. Сатана решил наполнить их сердца завистью и ненавистью к Сыну Божьему, с тем чтобы они не приняли Его, но сделали Его жизнь на земле как можно более горькой.

[290]