3. Отношение к Свидетельствам

Утверждение, сделанное в ранние годы

Я видела состояние тех, кто уверовал в истину для настоящего времени, но пренебрежительно относится к моим видениям, то есть к способу, избранному Богом для наставления в определенных случаях тех, кто уклоняется от библейской истины. Я видела, что в борьбе против видений они выступают не против ничтожного человека, — немощного орудия, через которое говорит Бог, — но против Святого Духа. Я видела, что выступать против орудия — дело не великое; гораздо более опасно пренебрегать словами Бога. Я видела, что если они, пребывая в заблуждении, отвергнут наставления Божьи, даваемые через видения, избранные Богом, чтобы указать им на их ошибки, то они будут преданы своим путям и пребудут в заблуждении и будут думать, что они правы, пока не окажется, что уже слишком поздно. И тогда, во времена тяжкие, я слышала, как они взывали к Богу в агонии: «Почему Ты не указал нам на наши прегрешения, дабы мы могли исправить свои пути и приготовиться к этим временам?» Тогда ангел указал на них и сказал: «Мой Отец учил вас, но вы не слушали. Он обращался к вам через видения, но вы отвергли Его глас, и Он предал вас путям вашим, дабы вы пожали плоды дел ваших (Тем, кто обретает печать живого Бога, 31 января 1849 г.).

[41]

Наставления относительно последних дней

В течение последнего полувека мы находимся под постоянным нравственным влиянием. Глас Божий постоянно доносился до нас через Святого Духа в предостережениях и наставлениях, дабы укрепить веру народа Божьего в Дух пророчества. Вновь и вновь я слышала: «Записывай то, что Я говорю тебе, дабы утвердить веру Моего народа в те истины, которые он принял». Время и испытания не обесценили данных наставлений, но через годы страданий и самопожертвования утвердили истинность этих свидетельств. Наставления, данные на раннем этапе провозглашения нашей вести, не утратили своего значения в эти последние дни. Те, кто пренебрегает Божьим светом и наставлением, не избегнут той западни, из-за которой, как было ясно предречено, отвергнувшие свет преткнутся и упадут, и запутаются в сети, и будут уловлены. Если мы внимательно изучим вторую главу Послания к Евреям, мы узнаем, насколько важно твердо держаться каждого принципа истины, данной нам (Ревью энд Геральд, 18 июля 1907 г.).

Различное отношение к Свидетельствам

Вскоре будут предприниматься всевозможные усилия, чтобы игнорировать и искажать истины, содержащиеся в свидетельствах Духа Божьего. Необходимо сохранять в готовности те ясные и прямые вести, которые даются народу Божьему, начиная с 1846 года.

Найдутся люди, некогда единые с нами в вере, которые будут выискивать новые, причудливые доктрины, нечто сенсационное и необычное, чтобы представить это народу. Они будут привносить всевозможные заблуждения, выдавая их за вести, исходящие от г-жи Уайт, с тем чтобы увлечь души.

Те, кто будут относиться к свету от Господа, как к чему-то обыденному, не заслуживающему особого внимания, не смогут извлечь необходимой пользы из данных наставлений.

Другие станут неверно истолковывать Божьи послания в соответствии со своей духовной слепотой.

Будут и такие; кто утратит всякую веру, и эти люди начнут отрицать истинность вестей, заявляя, что они ложные.

[42]

Некоторые демонстративно выставят вести на осмеяние и выступят против света, который Бог дает в течение многих лет; и те, кто немощен в вере, будут увлечены.

Другие же обретут в этих вестях великую поддержку. Несмотря на то, что вести не обращены лично к ним, они найдут в них руководство, которое поможет им избежать тех или иных бед… В этих наставлениях будет Дух Господа, и сомнения, вкравшиеся в их умы, рассеются. Сами Свидетельства будут тем ключом, который поможет объяснить данные Богом вести, подобно тому, как одни Писания помогают понять смысл других. Многие с готовностью воспримут послания, порицающие зло, с тем чтобы научиться тому, что приведет к спасению… Свет озарит их понимание, и Дух поможет им уразуметь библейские истины, ясно и просто представленные в вестях, которые, начиная с 1846 года, Бог посылает Своему народу. Эти вести найдут место в сердцах людей и произойдет преобразование (Письмо 73, 1903 г.).

Опасность критического рассмотрения богодухновенных вестей

Некоторые берут на себя смелость выносить суждения по поводу Писаний, утверждая, что тот или иной отрывок не является богодухновенным, поскольку не производит на них благоприятного впечатления. Они не могут согласовать их со своими философскими и научными идеями «лжеименного знания» (1 Тим. 6:20). Другие же ставят под сомнение различные части Слова Божьего по иным соображениям. Таким образом, многие слепо ступают по пути, подготовленному для них врагом. Человеку не подобает выносить Писаниям приговор, судить или осуждать любую часть Слова Божьего. Когда человек осмеливается делать это, сатана создает для него такую атмосферу, в которой замедляется его духовный рост. Когда человек считает себя настолько мудрым, что осмеливается подвергать критическому разбору Слово Божье, его мудрость в глазах Божьих оборачивается глупостью. Узнав больше, он поймет, как малы его познания. И первым уроком, который он должен усвоить, будет урок прилежания. «Научитесь от Меня, — говорит Великий Учитель, — ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29).

[43]

Вы, воспитывающие себя и других в духе критицизма и осуждения, помните, что вы берете пример с сатаны. Когда Свидетельства совпадают с вашими целями, вы относитесь к ним так, будто уверовали в них; вы цитируете их для подкрепления своих утверждений. Но что происходит, когда дается свет для исправления ваших заблуждений? Принимаете ли вы этот свет? Когда Свидетельства противоречат вашим представлениям, вы пренебрегаете ими.

Никому не пристало ронять тут и там слов сомнения, действующих словно яд на разум других людей, разрушая их доверие к вестям, данным Богом, к вестям, лежащим в основе работы для настоящего времени и несущим по сей день предостережение, порицание, наставление и ободрение. Каждому, кто стоит на пути Свидетельств, я могу сказать: «Бог дает весть Своему народу, и Его голос будет услышан, независимо от того, слышите вы его или нет. Ваше противодействие не причинило мне вреда, но вам придется дать отчет Богу Небесному, Который послал эти предостережения и наставления для того, чтобы Его народ не сбился с пути истинного. Вы должны будете ответить перед Ним за свою слепоту, за то, что явились камнем преткновения на пути грешников».

«Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:20). Даже воздействие Святого Духа на сердце человека надлежит испытывать Словом Божьим. Дух, Который вдохновлял Писания, всегда ведет к Писаниям (Бюллетень Генеральной Конференции, 13 апреля 1891г.).

Неверное толкование богодухновенных вестей

Один человек по имени Б. приехал из Мичигана с особой вестью для сестры Уайт. Он утверждал, что сестра Уайт была избрана Богом, чтобы занять положение Моисея, а ему, Б., назначено Богом занять место Иисуса Навина. Так было бы обеспечено продвижение вперед Божьего дела. Служение сестры Уайт надлежало объединить с его работой, и они вместе стали бы провозглашать истину с новой силой.

[44]

Этот человек, как и многие другие, произвольно смешал Священное Писание со своей вестью, цитируя отрывки, которые он применял к адвентистам седьмого дня. Мне приходилось встречаться со многими подобными людьми. Они отбирают и систематизируют тексты из Писаний, которые, как они считают, относятся к народу Божьему. Г-н Б. читал громким, сильным голосом отобранные им отрывки, заявляя, что они имеют отношение к нам как народу. Он утверждал, что я должна сама видеть его правоту, — ведь он же читает из Библии.

«Да, — ответила я ему, — вы отобрали и собрали вместе эти тексты из Писаний, но, как и многие, подобные вам, вы противитесь Писаниям, вкладывая в них такой смысл, какого в них нет, и применяете их так, как, я убеждена, их применять нельзя.

Вы, либо любой другой человек, впавший в заблуждение, можете собрать, и действительно собираете, библейские тексты, обладающие огромной силой, и применяете их по своему усмотрению. Любой может неверно истолковывать или неверно применять Слово Божье, осуждая людей и их представления и утверждая, что те, кто не согласен с его мнением, отвергают Божью весть и тем самым определяют свою вечную участь»…

Читая письма, приходящие ко мне, я убеждаюсь, что когда такие люди, как Б., провозглашающие себя посланцами Бога, приходят к тем, кто в той или иной мере изолирован от нашего народа, эти души готовы принять все, что претендует на небесное происхождение. Ко мне приходят письма с мольбами об ответе; я знаю, что многие берут свидетельства, данные Господом, и применяют их по своему усмотрению, выдергивая предложения из разных мест, отрывая их от должного контекста и используя для подтверждения своих идей. Тем самым они сбивают с толку бедные души; но если бы люди, которым все это преподносится, прочитали по порядку все, что было дано Богом, они увидели бы истинное применение этих вестей и не были бы введены в заблуждение. Многое из того, что преподносится как весть от сестры Уайт, служит к неверному толкованию сестры Уайт й обращает ее свидетельства на пользу взглядов, которые на самом деле не соответствуют ее суждениям. Подобное положение сильно затрудняет ее работу. От одного человека к другому передаются слухи о том, что именно сказала сестра Уайт. И каждый раз, по мере их распространения, они обрастают новыми подробностями. Если сестра Уайт хочет что-то сказать, предоставьте ей сделать это самой. Никто не призван стать рупором сестры Уайт… Дайте сестре Уайт самой нести свою весть. Лучше, если она будет исходить от нее, а не от того, кто распространяет слухи (Рукопись 21,1901 г.).

* Выдержка из проповеди, произнесенной в Генеральной Конференции в 1883, появившаяся в «Заметках из записной книжки», Церковь, № 6

[45]

Сомнения в Свидетельствах

Если вы встречаете людей, подвергающих Свидетельства сомнению, осуждающих их, и стремящихся лишить эти Свидетельства их влияния на других, знайте, что дела таких людей — не от Бога Ими руководит иной дух. Сомнения и неверие лелеются теми, кто невнимателен к состоянию своей души. В них гнездится болезненное осознание того, что их жизнь не выдержит испытания Духа Божьего, говорящего либо через Его Слово, либо через свидетельства Его Духа, приводящие их к Его Слову. Вместо того чтобы начать с собственных сердец и прийти в согласие с чистыми принципами Евангелия, эти люди порицают и осуждают те средства, которые избрал Бог для приготовления людей, дабы им устоять в день Господень.

Стоит только появиться такому скептику, нежелающему строить свою жизнь в соответствии с Библией и стремящемуся лишь привлечь к себе внимание окружающих, как вскоре вокруг него собирается целая группа людей, противящихся работе Божьей. Обращенные и утвержденные в истине не найдут ничего полезного или привлекательного в учении подобного человека. Те же, кто отличается порочным характером, чьи руки нечисты, чьи сердца несвяты, кто не ограничивает себя в привычках и обычаях, кто не проявляет доброты к родным или порядочности в делах, — все они с готовностью воспримут новые веяния. Каждый при желании может увидеть истинную меру человека, природу его учения по характеру его последователей.

[46]

Больше всего выступают против Свидетельств как раз те, кто не читал их, так же как среди провозглашающих свое неверие в Библию большинство тех, кто имеет слабое представление о ее учениях. Они знают, что Библия обвиняет их, и поэтому отвержение ее дает им чувство безопасности на их греховном пути.

Пленяющая сила заблуждения

Есть нечто пленительное в заблуждении и неверии. Подвергать сомнению, ставить под вопрос, лелеять неверие ради оправдания своего уклонения от прямого пути гораздо легче, чем очищать душу верой в истину и быть послушным ей. Но когда благотворное влияние пробуждает в человеке желание вернуться, он обнаруживает, что опутан сетью сатаны, как муха паутиной, так что выпутаться из нее кажется ему безнадежным делом, и он редко высвобождается из ловушки, расставленной лукавым врагом.

Как только люди предаются сомнениям и неверию в свидетельства Духа Божьего, они начинают подвергаться сильному искушению придерживаться взглядов, о которых они открыто заявили другим людям. Их идеи и теории превращаются в густое облако, застилающее разум и не пропускающее ни одного луча, свидетельствующего в пользу истины. Сомнения, порождаемые невежеством, гордостью или потаканием своим греховным прихотям, превращаются в оковы для души, которые редко удается разорвать. Христос, и лишь Он один может дать силу, способную разбить их.

Свидетельства Духа Божьего даются людям для того, чтобы привести их к Его Слову, которым они пренебрегают. И если к этим вестям не прислушаться, душа человеческая окажется отрезанной от Святого Духа. Что еще Бог может сделать, чтобы достучаться до заблудших и показать им их истинное состояние?

Церкви, поощряющие упадок веры в Свидетельства, слабы и неустойчивы. Некоторые служители стараются привлечь людей к себе, и когда предпринимаются попытки исправить ошибки этих служителей, они проявляют независимость, говоря: «Моя церковь одобряет мою деятельность».

[47]

Иисус сказал: «Всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличались дела его». Многие сегодня идут этим путем. Поскольку Свидетельства указывают на те самые грехи, которые им присущи, они не желают читать их. Есть и такие, кто от юности получал предостережения и порицания через Свидетельства, но ходят ли они во свете и исправились ли? Вовсе нет. Они продолжают потакать все тем же грехам, в их характере все те же недостатки. Эти пороки сдерживают дело Божье и оказывают отрицательное влияние на церкви. Работа, которую желает совершить Господь для наведения порядка в церквах, не выполняется, потому что отдельные члены Церкви (и в особенности ее пастыри) не становятся на путь» исправления.

Многие люди на словах принимают Свидетельства, однако не обнаруживают результатов их влияния на свою жизнь или на свой характер. Их пороки становятся все сильнее в результате потворствования им, порицание становится привычным для них и они не внимают ему, пока, наконец, не утрачивают силу воли и самоконтроль, утверждаясь в своих грехах. Устав бороться со своими слабостями, они уже не имеют моральных сил подняться над недостатками своего характера, от которых им не удалось избавиться; пороки одолевают и подавляют их. И если вы спросите их: «Разве Бог не порицал эту сторону вашего характера в Свидетельствах, данных вам много лет назад?», они ответят: «Да, мы получали письменные свидетельства, предупреждавшие нас об этих опасностях». «Почему же вы не исправили свои пути?» Мы думали, что обличитель ошибается; то, что мы видели, то мы принимали; то же, чего мы не видели, мы считали плодом вымысла того, кто сообщал весть. Мы не принимали порицания».

В некоторых случаях именно те изъяны личности, которые Бог хочет исправить в Своих слугах, указывая им на них, стоят этим людям жизни, поскольку они отказываются их замечать. А они могли бы жить, служа проводниками Божьего света. Бог хотел, чтобы они жили, и посылал им наставления к праведности, дабы они сохранили свои физические и умственные силы для благоугодного служения; и если бы эти люди восприняли совет Бога и стали такими, какими Он хотел их видеть, они смогли бы работать во благо истины, заняв достойное место в сердцах братьев и сестер и заслужив их доверие. Но эти люди спят в могилах, ибо не увидели и не поняли, что Бог знает их лучше, чем они сами себя. Его мысли не были их мыслями, как и Его пути — их путями. Вот такие люди с однобокими воззрениями портят любое дело, которым занимаются. Церкви, оказавшиеся под их управлением, становятся весьма ослабленными.

[48]

Бог порицает людей потому, что Он любит их. Он хочет, чтобы люди укрепились Его силою, приобрели уравновешенный разум и гармоничный характер; тогда они станут добрым примером для паствы Божьей, наставлением и примером приближая Его детей к небесам. Только в этом случае они построят святой храм для Бога (Рукопись 1, 1883 г.).

Использование Свидетельств для самооправдания

Некоторые люди, не желающие обрести свет, но предпочитающие ходить своими путями, будут искать в Свидетельствах то, что оправдало бы их неверие и непослушание. Тем самым они привносят дух разобщения, ибо дух, который побуждает их к критике Свидетельств, приведет также и к попыткам найти в своих братьях нечто к их осуждению (Рукопись 73,1908 г.).

Последнее обольщение сатаны

Сатана… постоянно навязывает ложь, чтобы увести людей от истины. Самым последним его обольщением будет попытка свести на нет влияние свидетельства Духа Божьего. «Без откровения свыше народ необуздан» (Притч. 29:18). Сатана будет работать изобретательно и разнообразно, используя различные средства, дабы подорвать веру Божьего Остатка в истинное свидетельство (Письмо 12,1890 г.).

К Свидетельствам вспыхнет ненависть, исходящая от сатаны. Деятельность сатаны будет направлена на подрыв веры церквей в Свидетельства, и вот по какой причине: сатане не удастся привносить свои обольщения и связывать души обманом, если люди будут внимать предостережениям, порицаниям и советам Духа Божьего (Письмо 40,1890 г.).

[49]