1. Предостережение против чувственных учений и религиозного экстаза

Опасность человеческих умствований

Народ Божий приближается ко времени скорби, но не следует постоянно об этом твердить, чтобы люди только о конце и думали. В народе Божьем должно произойти просеивание, но не эту истину мы обязаны нести церквам в настоящее время. Просеивание будет следствием отвержения истины.

Пусть служители не думают, что они обладают какими-то удивительно передовыми взглядами, и что не принимающие эти идеи будут просеяны, а вместо них Бог приведет других, которые пойдут вперед и вверх к победе. Цели сатаны с одинаковым успехом достигаются как в том случае, когда служители идут, опережая Христа я совершая работу, которую Он им никогда не поручал, так и тогда, когда люди пребывают в лаодикийском, «теплом» состоянии, чувствуя себя разбогатевшими и ни в чем не имеющими нужды. Такие христиане в равной степени являются камнем преткновения и соблазна.

Некоторые неумеренные ревнители лезут изо всех сил, стараются выдумать что-нибудь оригинальное. Но они допускают величайшую ошибку, пытаясь удивить людей чем-то таким неординарным, необычным, сногсшибательным, чего другие, как им кажется, никогда не смогут до конца постичь. Но зачастую подобные служители сами не знают, о чем говорят. Они мудрствуют, пытаясь отыскать в Слове Божьем какие-то современные, необычные мысли, не приносящие пользы ни им самим, ни церквам. На какое-то время они могут взбудоражить воображение , но проходит время, и те же самые экстравагантные идеи становятся помехой. Вера смешивается с фантазией, и их взгляды могут направить умы людей по неверному пути. Пусть ясные и простые истины Слова Божьего будут пищей для размышления; рассуждения же о том, что в Библии ясного не раскрыто, — опасное занятие (Недатированная рукопись 111).

[14]

Опасность, грозящая нашим церквам, состоит в том, что появятся новые и странные идеи, которые смутят умы и не укрепят людей именно тогда, когда они будут больше всего нуждаться в духовной поддержке. Необходима проницательность, чтобы наряду с истиной не проповедовать новые и странные идеи, якобы являющиеся частью той вести, которую мы должны возвестить миру в настоящее время. Те самые вести, которые мы проповедовали миру, должны стать известными (Призыв к книгоношам, с. 1).

Обаяние новых теорий

Всякого рода фанатизм и ошибочные теории, претендующие на то, чтобы быть истиной, появятся в Церкви Остатка. Умы людей будут увлечены обманчивыми суждениями, не имеющими ничего общего с истиной, которая должна быть проповедана в настоящее время. Всякий, кто полагает, что с помощью своего интеллекта, объединенного с наукой или так называемым научным знанием, а также с использованием нестандартных решений, он сможет начать работу, которая завоюет весь мир, окажется на развалинах собственных умствований и поймет, что привело его к столь печальному концу…

Свет был дан мне от Господа относительно того, что восстанут люди, говорящие превратно. Они уже действуют и проповедуют то, чего Бог никогда не открывал, низводя священную истину до уровня обыденных вещей. Проблемы возникали и будут возникать по причине человеческих заблуждений и тщеславия, но истина здесь ни при чем. Человеческий разум изобретет испытания, которые вовсе и не являются таковыми, но когда наступит время для испытания истиной — оно будет поставлено в одинаковое положение с продуктом человеческого ума, и последнее окажется не имеющим никакой ценности. Мы можем ожидать, что всевозможные выдумки будут смешаны со здравым учением, но, имея духовную проницательность и небесное помазание, мы обязаны отличать святое от обыденного, призванного к тому, чтобы поколебать веру, повредить здравому суждению и опорочить величественную и испытующую истину для настоящего времени.,.

[15]

Никогда не было такого времени, как в эти последние дни, когда истина настолько страдала бы от того, что ее неверно истолковывают, умаляют и обесценивают посредством превратных человеческих суждений. Появились люди, распространяющие массу ересей, которые они выдают за вести Божьи. Многие очарованы новыми необычными идеями, но у них нет достаточно мудрости и опыта, чтобы распознать их подлинный характер. Однако эти идеи не становятся истиной только потому, что их называют Божественными и считают крайне важными. Насколько же данное положение в церквах открывает жалкое состояние благочестия!

Люди, охваченные страстью к чему-то необычному, никогда не перестанут изобретать нечто новое и странное, и без долгого раздумья будут брать на вооружение ненадежные, но искусно и красиво состряпанные теории, считая их вопросом жизни или смерти (Письмо 136а, 1898 г.).

Необходимость ясного духовного видения

По мере приближения к тому времени, когда начальства, власти и духи злобы поднебесной вступят в брань с истиной, когда сила сатанинских обольщений станет настолько велика, что по возможности прельстит даже избранных, мы должны обрести духовную проницательность, обостренную Божественным просвещением, чтобы отличать дух, исходящий от Бога, и распознавать козни дьявола. Человеческие усилия должны объединиться с Божьей силой для завершения работы.

Христос уподобляет Дух Божий ветру. Как ветер дует, где хочет, и мы не знаем, откуда он приходит и куда уходит, так бывает и с Духом. Божьим. Мы не знаем, через кого Он будет явлен.

[16]

Но я говорю не от себя, когда утверждаю, что Дух Божий минует тех, кто был испытан и у кого была возможность, но кто не распознал глас Божий и не оценил действий Его Духа. Тогда тысячи людей в последний час истории уразумеют и примут истину.

«Вот, наступят дни, говорит Господь, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград — сеятеля» (Ам. 9:13).

Люди будут принимать истину с такой быстротой, которая удивит Церковь, и лишь имя Божье будет прославлено (Письмо 43,1890г.).

В нашей среде появится фанатизм

Фанатизм появится в самом сердце Церкви. Придут такие обольщения, чтобы по возможности сбить с пути даже избранных. Если бы эти явления были непоследовательны и неправдоподобны, тогда не было бы нужды в особых наставлениях из уст Великого Учителя. Но предупреждение было дано потому, что нас будут подстерегать многочисленные и непредсказуемые опасности.

Я подаю сигнал тревоги, поскольку Дух Божий открыл мне то, что сокрыто от моих братьев. Может быть, мне и не следует указывать на все эти конкретные стадии обольщения, от которых им нужно себя оградить. Мне достаточно лишь сказать: будьте настороже и как верные стражи охраняйте стадо Божье от всего, что якобы дается от Господа. Если мы будоражим чувства людей, тогда мы получим все, чего хотим и даже больше того, так что ситуация выйдет из-под нашего контроля. Проповедуйте Слово ясно и спокойно. Производить возбуждение-не наша задача.

Только Святой Дух Божий может пробудить здоровое воодушевление. Пусть Бог действует, а люди смиренно ходят пред Ним, бодрствуя, ожидая, молясь, каждое мгновение взирая на Иисуса, руководствуясь драгоценным Духом, Который есть свет и жизнь (Письмо 68,1894 г.).

[17]

Конец близок. Дети света должны действовать ревностно, настойчиво и серьезно, готовя других к великому событию, ожидающему нас, к тому, чтобы, открыв сердце Святому Духу, противостоять врагу. То и дело будут происходить новые и непонятные явления, призванные увести детей Божьих на путь ложного эмоционального возбуждения, религиозного лжевозрождения и. любопытных исканий. Идите же вперед, устремив взор только на Того, Кто есть Свет и Жизнь мира. Познайте, что все называемое в Слове Божьем светом и истиной действительно есть свет и истина, есть проявление Божественной премудрости, а не хитрого, дьявольского искусства обольщения. Свет Божественной премудрости для всякой верной, стойкой, раскаявшейся души будет подобен светильнику в ночи (Письмо 45, 1899 г.).

Чувства не должны господствовать над разумом

Истина оказывается смешанной с заблуждением, принятым в своем крайнем выражении, ею пользуются неуравновешенные, склонные к эмоциональному возбуждению люди. Таким образом фанатизм придет на смену сбалансированным, хорошо организованным, подчиняющимся небесному управлению действиям по завершению Божьей работы…

Опасность заключается не только в том, что неуравновешенные люди станут фанатиками, но еще и в том, что некоторые дальновидные люди, занятые собственной карьерой, станут использовать всеобщее возбуждение для осуществления своих корыстных планов…

Я обязана предупредить наших братьев о том, что они должны следовать за своим Вождем, а не бежать впереди Христа, В наше время нельзя действовать поспешно и опрометчиво. Опасайтесь чрезмерно эмоциональных оценок, на основе которых неуравновешенные люди могут решить, что они получили от Бога чудесный свет. Тот, кто несет людям весть от Бога, должен в совершенстве владеть собой. Ему следует всегда помнить, что вера и самонадеянность идут рука об руку…

Стоит лишь однажды позволить эмоциональному порыву взять верх над спокойным рассуждением, и можно сразу же потерять контроль над ситуацией, даже двигаясь в правильном направлении. Тот, кто слишком спешит вперед, вскоре обнаружит, что стоит на опасной развилке многих дорог, и не пройдет много времени, как он свернет с верного пути.

[18]

Никогда не позволяйте чувствам возобладать над разумом. Существует опасность переусердствовать в борьбе за правду и оказаться на ложном, неправедном пути. Если мы не будем трудиться серьезно, разумно, взвешенно и основательно, отстаивая в своих выступлениях каждый пункт и принцип истины, могут погибнуть драгоценные души (Письмо 6а, 1894 г.) 1 .

Послушание и эмоциональный экстаз

Опасность исходит от тех людей, которые ошибочно понимают истину о принятии Святого Духа. Многие полагают, что эмоции или восторженные чувства доказывают присутствие Святого Духа. Существует опасность, что правильные побуждения не будут поняты, и слова Христа: «Уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:20) потеряют свою значимость. Существует опасность, что беспочвенные, надуманные теории и суеверные фантазии заменят Священное Писание. Скажите нашим людям: «Не надо привносить то, что не открыто в Слове. Не удаляйтесь от Христа»…

Давайте помнить, что Слово, которое Христос поручил нам проповедовать всем народам, племенам, языкам и коленам, запечатлено Святым Духом. Это Божий замысел действий. Христос же — это могучая сила, которая подтверждает Слово, приводя людей через обращение к истине, к разумной вере, пробуждая желание творить то, что Он заповедал им. Человек, видимое орудие, должен проповедовать Слово, а Господь Иисус, невидимая сила, Духом Своим Святым делать это Слово действенным в жизни тех, кто принимает его (Письмо 105, 1900 г.).

[19]

Призыв к проповедям древности

Новые веяния проникают в Церковь. Наблюдается желание копировать то, что практикуется в других конфессиях, простота и смирение почти забыты. Молодые служители жаждут оригинальности, пытаются придумать что-нибудь новое и необычное. Некоторые организуют массовые собрания по возрождению веры, чтобы таким образом привлечь в Церковь большое количество людей. Но когда религиозное возбуждение проходит, куда деваются обращенные? Не наблюдается покаяния и исповедания грехов. Грешника призывают уверовать во Христа и принять Его независимо от его прошлой жизни во грехе и непослушании. Но сердце не сокрушено, в душе нет подлинного раскаяния. Так называемые обращенные не упали на Скалу, Иисуса Христа.

Ветхий и Новый Заветы указывают нам на единственный способ выполнения Божьей работы. Покайтесь, покайтесь, покайтесь — такова была весть Иоанна Крестителя в пустыне, Весть Иисуса Христа к людям звучала примерно так же: «Если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13:5). Апостолам было велено повсюду проповедовать, чтобы люди покаялись.

Господь желает, чтобы сегодня Его служители проповедовали старую евангельскую весть, необходимость печали о грехе, покаяния и исповедания. Нам нужны проповеди и обычаи древности, отцы и матери в Израиле. Ради грешника нужно трудиться настойчиво, серьезно, мудро, пока он не поймет, что является нарушителем Закона Божьего; только тогда он покается перед Богом, уверует в Господа Иисуса Христа (Недатированная рукопись 111).

Холодный формализм или фанатизм

Формализм, мирская премудрость и осмотрительность, светская дипломатия многим будут казаться проявлением силы Божьей; на самом же деле зачастую это оказывается препятствием на пути Божьего света, посланного в виде предостережений, обличений и призыва отделиться от мира.

Сатана призывает на помощь всю свою изобретательность и силу обольщения, чтобы весть третьего ангела, которая должна быть проповедана величайшей силой, не дошла до людей. Если сатана видит, что Господь благословляет Свой народ и учит распознавать обман и обольщение, он начинает действовать настолько ловко и искусно, чтобы вызвать, с одной стороны, фанатизм, а с другой — холодный формализм, а затем уже собрать урожай душ. Теперь настало время бодрствовать непрестанно. Бодрствуйте и перекрывайте сатане все пути, чтобы он не добился даже минимального успеха.

[20]

Нужно остерегаться опасностей. Есть люди неопытные, недавно уверовавшие, которым нужно помогать утверждаться в вере и подавать добрый пример. Кто-то будет неправильно применять учение об оправдании верой, не представляя его во всей полноте.

Другие ухватятся за неправильно изложенные идеи и перейдут за черту разумного учения, полностью пренебрегая делами.

Истинная вера всегда действует любовью. Когда ты взираешь на Голгофу, то делаешь это не для того, чтобы успокоить душу, пренебрегающую долгом, или усыпить себя, но с тем, чтобы возродить веру в Иисуса, веру, которая очистит душу от эгоизма. Когда мы верой полагаемся на Христа, наша работа только начинается. У каждого человека есть порочные и греховные привычки, которые надо искоренить энергичными усилиями. Каждая душа должна подвизаться подвигом веры. Если человек стал последователем Христа, он не может оставаться хитрым в делах, черствым, лишенным сострадания. Его речь не может быть грубой, а поведение — напыщенным и самоуверенным. Он не будет властным, не будет прибегать к резким словам, критике и осуждению.

Труд любви проистекает из деяний веры. Библейская религия означает постоянные усилия. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф, 5:16). Совершайте свое спасение в страхе и трепете, потому что Бог творит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению. Мы должны быть ревностными к добрым делам, подвизаться на поприще добрых дел. Верный Спаситель говорит: «Знаю дела твои» (Откр. 2:2).

Хотя наши дела и усилия сами по себе не гарантируют спасения, верно и то, что вера, соединяющая душу со Христом, побудит человека к активным действиям.

Люди, которым некогда уделять внимание своим душам и-ежедневно исследовать, пребывают ли они в любви Божьей и в лучах Божественного света, в конце концов найдут время, чтобы выслушать нашептывания дьявола и участвовать в осуществлении его планов.

[21]

Сатана сначала вбивает в душу человеческую небольшие клинья, постепенно занимая все больше и больше места. Своими отвлекающими маневрами сатана, вклинивается в особую работу Божью, которую необходимо совершить в наше время (Рукопись 16,1890г.).

Ложные представления о Божьем благословении

Многие сомневаются и тревожатся, потому что не веруют в Бога. Для некоторых духовные упражнения означают не более, чем хорошо проведенное время. Когда такие люди испытывают эмоциональный подъем, им кажется, что они получают огромное благословение. Некоторые из них считают даже, что не получают благословения, если не испытывают подобного возбужденного состояния. Опьянение восторженными чувствами — вот их цель; если они этого не получают, им кажется, что они или кто-либо другой виновен.

Не надо воспитывать людей в убеждении, что единственно чистая религия — это религия чувств, граничащая с фанатизмом. Находящиеся под влиянием такой религии ждут от служителя, что он будет использовать всю свою эмоциональную энергию, проповедуя Евангелие. Люди считают, что он обязан излить на них могучий поток живой воды и дать им такой стимулирующий глоток, который удовлетворил бы их желание. Есть люди, полагающие, что если проповедник не возбудит их чувства, то им можно оставаться беспечными и невнимательными (Письмо 89, 1902г.).

Тихо, спокойно, непритязательно

Враг готовится прельстить весь мир своей чудотворной силой. Он придет в виде ангела света и даже в облике Самого Иисуса. Всякий, кто преподает истину, столь необходимую в настоящее время, должен проповедовать Слово. Тот, кто дорожит Словом, не откроет перед сатаной двери неосторожными высказываниями о даре пророчества, или видениях и снах. В большей или меньшей степени ложные чудеса начали проявляться в разных местах после 1844 года, когда мы ожидали Второго пришествия Христа… Они и дальше будут умножаться, вот почему мы, как верные часовые, должны стоять на страже. Я получаю много писем, в которых люди рассказывают о своих видениях, и они считают своим долгом поведать о них. Да поможет Господь этим Своим слугам быть осмотрительными!

[22]

Когда Господь избирает Свое орудие света, тут же появляется множество подделок. Сатана, конечно же, постарается войти в любую дверь, открытую доя него. Он будет посылать вести, содержащие истину, но с такой примесью его собственных идей, которая способна ввести души в заблуждение, переключить их внимание с Божественного на мирское и не допустить, чтобы люди твердо держались принципа «так говорит Господь». Общение между Богом и Его народом происходит спокойно; у тех, кто уповает на Него, все тихо и непритязательно. Везде будут простые, верные, искренние верующие в Библию, слушающие и исполняющие Слово Божье. Они будут здраво, серьезно и разумно ожидать Господа (Письмо 102,1894 г.).

Пример Христа

Пусть христианин, внимательно исследующий Слово и на каждом шагу смиряющий свою душу, не боится крайностей. Христос должен жить в нем по вере его. Он, наш Образец, всегда владел Собой. Он смиренно ходил перед Отцом Небесным, сохраняя подлинное достоинство и проявляя терпение. Если мы, получающие оправдание верой, овладеем этими чертами характера, то среди нас никогда не будет людей с крайними взглядами…

Перед нами пример Христа, в жизни Которого Закон и Евангелие были тесно взаимосвязаны. Их нельзя отделить друг от друга. Необходимо развивать и настойчиво поддерживать в себе спокойствие и самообладание, поскольку эти черты были присущи характеру Христа. Мы достаточно часто слышим, как религиозные фанатики смело и горячо заявляют: «Я свят, я безгрешен», хотя и не имеют для этого ни малейшего основания. От Автора истины мы не услышим торжественных заявлений о Его вере, не увидим каких-то потрясающих действий.

[23]

Помните о том, что в Нем обитала вся полнота Божества телесно. Если Христос верою вселится в наши сердца, мы будем, созерцая Его жизнь, стремиться к Его чистоте и умиротворенности. Мы будем являть Христа в своем характере. Мы будем не только принимать и поглощать Божественный свет, но также и излучать его. У нас будут более ясные и отчетливые представления о том, что значит для нас Иисус. В нашей жизни воссияет та же гармония, доброжелательность и привлекательность, которые отличали Иисуса Христа (Рукопись 24,1890 г.).

Желание изменить существующий порядок

Вместо того чтобы жить в ожидании особого эмоционального подъема, нам следует разумно использовать имеющиеся возможности, делая все необходимое для спасения душ. Вместо того чтобы тратить умственные силы на вычисление времен и сроков, которые Господь определил в Своей власти и сокрыл от людей, нужно отдать себя в распоряжение Святого Духа и исполнять свои обязанности, делясь чистым, не испорченным человеческими измышлениями хлебом жизни с душами, гибнущими от незнания истины…

Нас постоянно подстерегает искушение поставить себя выше евангельской простоты. У многих служителей все возрастает желание удивить мир чем-то оригинальным, ввести людей в состояние духовного экстаза и изменить настоящий опыт. Мы и в самом деле нуждаемся в больших жизненных переменах, потому что люди должным образом не осознают святости истины для нашего времени. Но перемена, которая нам действительно нужна, — это перемена сердца, и достигается она посредством личного обращения к Богу за Его благословениями, мольбой о получении Его силы и ревностной молитвы о том, чтобы Он посетил их Своей благодатью и преобразовал их характер. Вот в какой перемене мы нуждаемся сегодня, но, чтобы она действительно произошла в нас, нам следует употреблять всю свою энергию и искреннюю настойчивость (Ревью энд Геральд, 22 марта 1892 г.).

Никакой эксцентричности и странностей

Пусть те, кто произносит Слово истины, не позволяют себе эксцентричного поведения или странных выходок, поскольку этим они ослабят впечатление, производимое Словом. Мы должны быть на страже, потому что сатана настроен решительно и постарается испортить духовное служение своим недобрым влиянием. Пусть в нашем служении никогда не будет даже намека на театральность, ибо она никак не укрепляет веру в Слово Божье. Скорее наоборот — она обратит внимание на человека (Письмо 352, 1908г.).

[24]

Слово Божье не должно быть искажено заблуждениями

На фоне сбивающих с толку возгласов: «Вот, здесь Христос! Вот, там Христос!» будет дано особое свидетельство, особая весть, содержащая истину для нашего времени, весть, в которую нужно поверить, принять и согласно которой жить. Жива и действенна одна лишь Божественная истина, но только не человеческие фантазии. Вечная истина Слова будет свободна от всевозможных, пусть даже заманчивых заблуждений, а тем более спиритуалистических толкований; ее нельзя выразить через искусно выполненные живописные полотна. Вниманию детей Божьих будет предлагаться всякого рода ложь и обман, но истина должна остаться в чистых и прекрасных одеждах. Драгоценное Слово с его святым, облагораживающим влиянием не может быть низведено до уровня обыденных дел. Нельзя допустить, чтобы оно было искажено заблуждениями, с помощью которых сатана стремится прельстить, если возможно, и избранных (Ревью энд Геральд, 13 октября 1904 г.).

Божий народ должен действовать так, чтобы мир понял, что адвентисты седьмого дня — разумные, здравомыслящие люди, чья вера основана на более прочном основании, нежели чей-то беспорядочный набор противоречивых утверждений. Людям нужен хлеб жизни, и потому не нужно предлагать им камень (Рукопись 101, 1901 г.).

1 Для более полного представления о контексте данного высказывания см. с. 90-92 (ориг.).

[25]