2. Фанатизм, явивший себя вначале, повторится

Наш народ нуждается в ясном понимании основ своей веры и прошлого опыта. Как печально, что многие из нас безгранично доверяют людям, которые излагают учения, ставящие под сомнение наш прошлый религиозный опыт и передвигающие старые межи. Те из братьев, кто так легко поддается влиянию ложного духа, показывают тем самым, что долгое время следовали за чужим вождем и не заметили, как уклонились от истинной веры и начали строить на неверном основании. Нам нужно побуждать всех членов Церкви надеть духовные очки, помазать глаза свои, чтобы ясно видеть и различать подлинные основы веры. Тогда они познают, что «твердое основание Божие стоит, имея печать сию: „познал Господь Своих» (2 Тим. 2:19). Нам нужно возродить старые доказательства веры, однажды переданные святым.

Всевозможные причудливые и ложные учения будут проповедоваться людьми, полагающими, что они обладают истиной. Иные из них учат уже сейчас, что на новой земле будут рождаться дети. Это ли истина для настоящего времени? Кто вдохновил этих людей проповедовать столь странное утверждение? Открыл ли Господь что-либо о будущей жизни? Нет, открытое Им уже принадлежит нам и детям нашим, но в тех вопросах, которые не открыты и не имеют никакого отношения к нашему спасению, молчание будет красноречивее самых громких слов. Вышеуказанные нелепые предположения не должны даже упоминаться, не говоря уже о том, чтобы преподавать их в качестве ключевых истин.

[26]

Мы живем в такое время, когда все вещи надо называть своими именами. Как мы делали это раньше, так и сейчас нам необходимо пробудиться и в силе Духа Божьего разоблачать опасные искушения. Некоторые из нелепых суждений, высказываемых в настоящее время, являются альфой самых фанатичных представлений об истине. Учения, аналогичные тем, с которыми мы столкнулись вскоре после 1844 года, имеют защитников даже среди занимающих важные посты в Церкви.

В Нью-Хэмпшире, в Вермонте и в других местах нам пришлось противостоять скрытой, достаточно хорошо замаскированной работе фанатиков. Под маской святости некоторые из них скрывали похоть и грех самонадеянности. Они отстаивали учение о свободной любви в духе. Вот тогда-то мы и увидели исполнение пророческих слов Писания: «В последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам-обольстителям и учениям бесовским» (1 Тим. 4:1; Южный страж, 5 апреля 1904 г.).

Не требуется каких-то особых телодвижений

Истинная религия не требует производить никаких особых телодвижений… Это никак не доказывает присутствия Духа Божьего. В 1843-м и 1844-м годах мы столкнулись именно с такой формой фанатизма. Люди тогда утверждали, что получили Святого Духа Божьего, и, приходя на богослужение, они якобы в доказательство раскачивались, как будто крутят обруч. На тех же, кто не считал это верчение доказательством работы Святого Духа, смотрели как на нечестивых. Господь послал меня в самый эпицентр этого фанатизма… Некоторые сторонники столь странных телодвижений подходили ко мне и спрашивали: «Почему ты не присоединяешься к ним?» Я отвечала: «У меня другой Вождь. Он кроток и смирен сердцем. Он никогда не делал того, чем вы туг занимаетесь, никогда не хвалил Себя таким образом. Эти телодвижения не от Христа, но от дьявола» (Рукопись 97, 1909г.).

[27]

Претензии на святость и запечатление

В 1850 году мы с мужем посетили Вермонт, Канаду, Нью-Хэмпшир и Мэн. Богослужения совершались в частных домах. В то время получить доступ к неверующим было делом почти невозможным, поскольку разочарование 1844 года смутило многих, и люди не желали вникать в суть дела. Они были нетерпеливы и почти ни во что не верили; многие возмущались и пытались решительно отмежеваться от тех событий, которые были связаны с ожиданием Второго пришествия. Другие не осмеливались зайти так далеко и все-таки не отказывались от пути, которым вел их Господь. Эти люди с радостью выслушивали доводы из Слова Божьего о том, что наша позиция полностью согласуется с пророческой историей. Слушая объяснение столь горького для них разочарования, они понимали, что Бог в самом деле вел их, и радовались, обретя эту истину. Но, с другой стороны, мы видели, как росло ожесточенное сопротивление со стороны тех, кто отрицал ценность наших прошлых переживаний.

Нечто ужасное мы обнаруживали в людях, считавших себя освященными. Они утверждали, что они святые, не могут грешить, и печать Божья покоится на них, что все их личные понятия и мысли являются отражением ума Божьего. Добросовестные, склонные верить на слово люди были обмануты притворным благочестием этих фанатиков. Сатана искусно поработал над тем, чтобы обманутые приняли субботу как будто бы благодаря исключительно их влиянию. Притворившись, что верит в одну часть истины, дьявол смог затем навязать доверчивым душам множество других заблуждений. Он смог также воспользоваться этими людьми таким образом, чтобы внушить отвращение неверующим, которые указывали на непоследовательных, безрассудных людей как на представителей Церкви адвентистов седьмого дня. Эти люди учили, что нужно испытывать уверовавших и носить крестики, о чем Христос никогда не говорил.

Они утверждали, что исцеляют больных и творят чудеса. На самом же деле в них орудовала сатанинская, колдовская сила; они были властными людьми с диктаторскими замашками. Господь использовал нас как Свои орудия, чтобы обличить этих фанатиков и открыть глаза Своим верным детям на подлинный характер их работы. Мир и радость вернулись в сердца тех, кто порвал с сатанинским обманом, и они прославили Бога, когда увидели Его безгрешную мудрость, явленную в раскрытии света истины и ее драгоценных плодов в противовес сатанинским ересям и обману. Истина воссияла на фоне этих заблуждений, как чистое золото посреди мусора (Ревью энд Геральд, 20 ноября 1883 г.).

[28]

Осквернение святости Божьего дела

Мне поручено все время напоминать нашему народу, служителям Евангелия и всем, кто возвещает свет истины миру, что мы испортим святость Божьего дела, если позволим разуму согласиться с дешевой интерпретацией путей Божьих и методов возвещения истины. Я получила особые наставления о том, как люди посредством надуманных планов и безосновательных вымыслов вмешиваются в дело возвещения миру вести для настоящего времени.

Вновь и вновь в прошлые годы Господь поручал мне протестовать против причудливых и запрещенных методов, применяемых то теми, то другими, Я всегда говорила: проповедуйте Слово в простоте и смирении, излагайте людям ясную, неискаженную истину, не открывайте дверь фанатичным движениям, ибо они ввергнут детей Божьих в смущение и разочарование и в конечном итоге приведут к неверию…

Всякий раз, когда мне доводилось сталкиваться с разными формами фанатизма, я получала ясные и определенные наставления возвысить голос против его влияния. У некоторых зло проявилось в форме надуманных методов определения воли Божьей, но мне было показано, что это обман, всего лишь пустой обман, противоречащий воле Господа. Если мы применим подобные методы, то тем самым будем содействовать осуществлению вражеских планов. В прошлом некоторые верующие доверяли знамениям и приметам, по которым пытались определить, что им делать. В результате кое-кто стал до такой степени полагаться на всякого рода приметы, что эти люди дошли до обмена женами, внедрив в Церковь прелюбодеяние и многоженство.

Мне было показано, что обольщения, подобные тем, с которыми мы встречались ранее, повторятся и что нам придется бороться с ними при завершении дела Божьего, В это время от нас требуется подчинить Божьему руководству все свои духовные и физические силы, действуя в согласии с тем светом, который Он нам дал. Прочитайте четвертую и пятую главы Евангелия от Матфея, изучите внимательно Мф. 4:8-10, а также Мф. 5:13. Поразмышляйте о святом труде, который совершал Христос. Именно так принципы Слова Божьего будут привнесены в нашу работу (Письмо 36, 1911 г.).

[29]

Достойно вести себя

После 1844 года в ряды адвентистов проник дух фанатизма. Бог дал людям весть предостережения, чтобы остановить поток зла. Между некоторыми мужчинами и женщинами возникли слишком близкие отношения. Я рассказала им о святости истины, к которой мы должны стремиться, и о необходимости достойно вести себя, чтобы получать Божье одобрение и остаться незапятнанными и беспорочными. Самые суровые Божьи обличения были высказаны в адрес мужчин и женщин, охваченных нечистыми помыслами, хотя они и заявляли об особом Божьем благоволении к ним; однако они презрели и отвергли Божью весть…

Опасность не миновала нас и сейчас. Всякий, кто несет миру весть последнего предостережения, будет подвергаться жестоким искушениям свернуть с безопасного пути и отречься от веры.

Являясь тружениками Божьими, мы должны сообща противостоять этим искушениям и решительно осуждать все, что имеет даже малейший намек на грех. Наша вера — свята, наша задача — отстаивать честь Закона Божьего и не допускать, чтобы кто-либо опускался до низких помыслов или пошлых манер. Многие из тех, кто верит в истину и преподает ее людям, примешивают к ней собственные, чаще всего странные и ошибочные идеи. Однако мы должны быть выше этого, мы обязаны верить в истину и преподавать ее такой, какой она представлена в Иисусе. Святость сердца никогда не приведет к нечистым поступкам. Когда человек, считающийся учителем истины, склонен часто бывать в обществе девушек или даже замужних женщин, когда он свободно касается их или фамильярно беседует с ними, бойтесь его, ибо поведение его означает, что чистые принципы истины не укоренились в его душе. Такие люди не могут быть соработниками Христа, они далеки от Христа, и Христос не пребывает в них. Им нужно полностью обратиться, прежде чем Бог сможет принять их труд.

[30]

Истина небесного происхождения никогда не снизит нравственные нормы у того, кто принимает ее, никогда не позволит человеку опуститься до фамильярности; напротив, она освящает верующего, утончает его вкус, возвышает и облагораживает. Она побуждает его чаще общаться со Христом и прислушиваться к словам апостола Павла, который советует удаляться от того, что имеет хоть какое-то подобие греха, чтобы не порочить свое доброе имя (Ревью энд Геральд, 10 ноября 1885 г.) 2 .

2 Относительно дальнейших ссылок о фанатизме, проявлявшемся а ранний период истории Церкви АСД см.: Очерки жизни, с. 85-94; Свидетельства для Церкви, т. !, с. 71-73; т. 8, с. 291, 292; Служители Евангелия, с. 316,317.

[31]