Глава 28. Одежда и украшения

Благословения надлежащей одежды

Уместность, скромность и приличие. Своей одеждой, так же, как и всем остальным, мы можем прославить нашего Создателя. Он хочет видеть нашу одежду не только аккуратной и практичной, но также уместной и приличной (Воспитание, с. 248).

Надо стараться выглядеть как можно лучше. На время служения в скинии Бог определил каждую деталь одежды священников. Нас учат, что Он обращает внимание на одежду тех, кто служит Ему. Весьма определенными являются указания в отношении одежды Аарона, потому что его облачение было символичным. Так и одежда последователей Христа должна быть символичной. Во всем нам надо выглядеть Его представителями. Наш внешний вид во всех отношениях должен быть опрятным, скромным и чистым (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 96).

В творениях природы [полевые цветы, лилия] Христос демонстрирует красоту, которую ценит Небо: скромное изящество, простоту, чистоту, гармоничность, способные сделать наши одеяния угодными Ему (Служение исцеления, с. 289).

Манера одеваться весьма ярко характеризует человека (Ревью энд Геральд, 30 января 1900 г.).

[242]

Мы судим о характере человека по тому, как он одевается. Скромная, благочестивая женщина и одеваться будет скромно. Утонченный вкус, воспитанность проявляются в умении одеваться просто и прилично… Простая и непритязательная в одежде и манерах женщина понимает, что настоящую женщину характеризует ее нравственное достоинство. Простота в одежде пленяет и привлекает к себе, ее можно сравнить с красотой полевых цветов (Ревью энд Геральд, 17 ноября 1904 г.).

Здравые принципы

Если в мире появится скромная, удобная и здоровая одежда, согласующаяся с библейскими принципами, наше отношение к Богу и к миру не изменится, когда и мы перейдем на этот стиль одежды. Христианам надо подражать Христу, и их одежда должна соответствовать Слову Божьему. Им следует избегать крайностей и смиренно идти прямым путем, не обращая внимания на похвалы или порицания людей. Надо всегда держаться правды, независимо от того, что скажут люди (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 458,459).

Я умоляю наш народ поступать перед Богом осмотрительно и разумно. Принятой манере одеваться нужно следовать лишь в той мере, в какой она соответствует принципам здоровья. Пусть наши сестры одеваются просто, шьют приличествующую времени одежду из хорошей, прочной ткани, и пусть вопрос одежды не занимает их разум. Наши сестры должны одеваться просто. Им следует носить приличные одеяния со стыдливостью и целомудрием. Дайте миру живой пример внутреннего украшения Божьей благодатью (Рукопись 1647, 1897 г. См.: Воспитание детей, с. 414).

[243]

Независимость и мужество в следовании истине

Христианкам не следует привлекать к себе всеобщее внимание странной одеждой, отличающейся от одежды окружающих. Но если они, следуя своим убеждениям и долгу одеваться скромно и не в ущерб собственному здоровью, вдруг отстанут от моды, им не следует менять свою одежду только для того, чтобы походить на мирянок. Даже если весь мир отличается от них, им надо проявить благородную независимость и нравственное мужество, чтобы поступать по правде (Свидетельства для Церкви, т. 1,с. 458).

Утонченные вкусы

Истина никогда не делает людей грубыми, резкими и невежливыми. Она открывается греховным и посредственным людям, отделяет их от мира и облагораживает их вкусы, даже если эти люди бедны и необразованны. Под водительством Христа происходит постоянная воспитательная работа, освящающая их через истину. Когда они испытывают искушение проявить крупицу гордости или хвастовства и тем самым отдалиться от Христа, встав на путь мира, своими словами они побеждают врага: «Я не свой. Я куплен дорогой ценой. Я являюсь сыном (дочерью) Бога» (Письмо 26, 1900 г.).

Простота в одежде

Когда я вижу, что многие адвентисты, соблюдающие субботу, в то же время подражают миру в мыслях, разговорах и одежде, то мое сердце наполняется печалью. Люди, заявляющие о том, что они несут этому миру последнюю весть милости, увлечены светской модой и стараются следовать ей, пока их вера, как им кажется, позволяет им делать это. Среди нашего народа так популярна мирская одежда, что неверующие часто замечают: «По их одежде нельзя отличить их от мира». Мы знаем, что это так, хотя и есть исключения.

[244]

Немало адвентистов, которые ориентируются на мирские стандарты. Больно наблюдать, как под их влиянием другие поступают так же. Когда я вижу, как призывающие имя Христа следуют принятой в мире моде, я весьма болезненно реагирую на это. Их непохожесть на Христа всем бросается в глаза. Внешний блеск свидетельствует миру и христианам об отсутствии внутренней красоты кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом…

Показатель душевного состояния. Мы хотим предостеречь наших сестер, чтобы они не стремились шить одежду по моде, привлекая тем самым к себе внимание. В наше время дом Божий осквернен одеяниями некоторых так называемых христианок. Причудливые наряды, золотые цепочки и вычурные кружева определенным образом свидетельствуют о недостаточном духовном развитии и внутренней гордыне.

Стараясь угнаться за модой, многие наши молодые люди несут расходы, несоизмеримые с их достатком. Дети бедных родителей стремятся подражать в одежде детям богачей. Родители опустошают кошельки, тратят данные Богом время и силы, изготавливая и перекраивая одежду, чтобы удовлетворить тщеславие своих детей. Если бы наши сестры, живущие в достатке, расходовали свои средства, исходя не из своих возможностей, а из чувства ответственности перед Богом, как мудрые управители доверенных им средств, то их пример способствовал бы во многом тому, чтобы остановить то зло, что существует среди нас сегодня.

Тактика сатаны. Сатана остается в тени, диктуя моду, которая вынуждает людей делать непомерные расходы. Этим он преследует определенную цель. Он знает, что время и деньги, потраченные на потакание моде, не будут использованы для более высокого и святого назначения. Драгоценное время растрачивается на то, чтобы идти в ногу с вечно меняющейся и никогда не довольной модой. Не успеет появиться один стиль, как уже изобретаются другие, и тогда, чтобы не отстать от моды, людям нужно приобретать новую или переделывать старую одежду. Так христиане по названию, с раздвоенными сердцами, растрачивают попусту время и силы.

[245]

Наши сестры взваливают это совершенно ненужное бремя себе на плечи и добровольно несут его, потому что мода — это их бог, которому они поклоняются. Они накрепко закованы в цепи рабства, как настоящие рабы, и при этом они говорят о независимости! Они не знают главных принципов независимости. У них нет ни своего мнения, ни своих вкусов, ни своей точки зрения.

Сатана делает удивительные успехи, пленяя умы вечно меняющимися стилями одежды. Он знает, что пока женщины одержимы лихорадочным желанием следовать моде, их духовная восприимчивость ослаблена, и они не могут осознать своего истинного духовного состояния. По существу, они — мирские люди, живущие без Бога и без надежды.

Вкус, уместность и добротность. Мы не препятствуем проявлению вкуса и опрятности в одежде. Хороший вкус в одежде не следует отвергать и осуждать. И хотя ненужные оборки, кружева и украшения излишни, мы советуем нашим сестрам выбирать добротный, прочный материал. Пытаясь сэкономить средства на приобретении дешевой ткани, они ничего не выигрывают. Одежда должна быть простой, опрятной и скромной по виду.

Девушки, избавившиеся от рабства моды, станут украшением общества. Простая и непритязательная в одежде и манерах женщина понимает, что настоящую женщину характеризует нравственное достоинство (Рукопись, 1901 г.; переиздано в Ревью энд Геральд, 20 марта 1958 г.).

Самоотречение в вопросах одежды является частью нашего христианского долга. Одеваться просто, отказываясь от ювелирных изделий и разного рода украшений — это согласуется с нашей верой. Разве мы не из числа тех, кто видит безумие мирских людей, потакающим крайностям в одежде и развлечениях? Если это так, то нам следует избегать всего, что овладевает умами и сердцами тех, кто живет только для этого мира и не думает о грядущем (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 366).

[246]

Куда мы идем

Сестра, проведшая несколько недель в одном из наших учреждений в Батл-Крике, рассказывала, что была весьма разочарована тем, что она там видела и слышала. Она надеялась встретиться с людьми, намного опережающими в своем духовном развитии членов молодых церквей, как в вопросах истины, так и в религиозном опыте. Она надеялась многому научиться там, чтобы потом поделиться своими знаниями с сестрами по вере в одном из отдаленных штатов. Но она была удивлена и огорчена легкомыслием, секулярностью и отсутствием набожности, с которыми она сталкивалась на каждом шагу.

До того как принять истину, она стремилась одеваться по моде и носила ювелирные изделия и прочие украшения, но, приняв решение повиноваться Слову Божьему, она поняла, что должна отказаться от всех вычурных и дорогих украшений. Она узнала, что адвентисты седьмого дня не носят ювелирных изделий из золота, серебра и драгоценных камней и что они не следуют мирским обычаям в одежде.

Когда она увидела среди тех, кто исповедует веру, всеобщее отступление от библейской простоты, то пришла в недоумение. Разве у них была не та же самая Библия, которую изучала она и с которой она старалась сообразовать свою жизнь? Неужели ее поведение было всего лишь фанатизмом? Разве она неправильно истолковывала слова апостола: «Дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу?»

[247]

Г-жа Д., работавшая в этом учреждении, как-то зашла в комнату к сестре Н., когда та доставала из своего чемодана золотые колье и цепочку. Она сказала, что хочет избавиться от этих украшений и передать вырученную сумму в сокровищницу Божью. Госпожа Д. спросила: «Зачем вам продавать их? Будь эти украшения моими, я бы носила их». «Дело в том, — ответила сестра Н., — что когда я приняла истину, то была научена, что от всех этих вещей нужно избавиться. Они определенно несовместимы с учением Слова Божьего». И она процитировала своей собеседнице слова апостола Павла и Петра, касающиеся этого вопроса: «Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию (1 Тим. 2:9,10). «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1 Петр. 3:3,4).

В ответ на это г-жа Д. показала золотое кольцо на своем пальце, подаренное ей человеком неверующим, и сказала, что она не находит никакого зла в ношении подобных украшений. «Теперь мы не такие особенные, как прежде, — добавила она, — наши люди были излишне требовательны к своей одежде. Дамы в нашем учреждении носят золотые часы, золотые цепочки и одеваются, как мирские люди. Нехорошо отличаться в одежде от остальных: так мы не сможем оказать большого влияния».

Послушание Христу или подражание миру. Перед нами стоит вопрос: согласуется ли наша жизнь с учением Христа? Чему мы должны следовать: Слову Божьему или обычаям мира? Наша сестра решила, что самый безопасный путь — следовать указаниям Библии. Будут ли г-жа Д. и подобные ей люди рады, увидев плоды своего влияния в тот день, когда каждый получит воздаяние по своим делам?

Слово Божье ясно. В его учении нельзя ошибиться. Будем ли мы повиноваться ему так, как повелел нам Господь, или попытаемся отдалиться от него настолько, насколько это допустимо без ущерба для спасения? Все те, кто связан с нашими учреждениями, должны принимать Божественный свет и следовать ему; тогда они будут способны передавать этот свет тем, кто ходит во тьме.

Подражание миру — это грех, который ослабляет духовность нашего народа и серьезно вредит нашей деятельности.

Тщетно провозглашать миру весть предупреждения, в то же время отвергая ее в своей повседневной жизни (Ревью энд Геральд, 28 марта 1882 г.).

[248]

Служение своему «я»

Те, кто имеет браслеты и носит золотые и иные украшения, должны избавиться от этих идолов и продать их, даже если за них дадут намного меньше их цены, и тем самым проявить самоотречение. Время слишком коротко, чтобы украшать себя золотом, серебром и дорогими нарядами. Я знаю, как поступить благоразумно. Иисус, Вождь в небесных чертогах, снял Свою царскую корону и царские одежды и спустился со Своего царского престола, облекши Свою Божественную природу в человеческое естество. Он обнищал ради нас, чтобы мы через его нищету могли приобрести вечные богатства. И все же те, ради кого Христос сделал все возможное, чтобы спасти души от вечной погибели, часто не склонны отказывать себе в покупках, если у них появляются для этого деньги.

Господь скоро придет, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицом Его, чтобы воздать каждому человеку по делам. Я хочу разъяснить людям, что Божьи средства доверены нам для того, чтобы выполнить самую важную работу, которая только может быть сделана. Проявляя самоотречение, по отдельности они смогут сделать гораздо больше, если все будут делать понемногу, и ручейки эти превратятся в большой поток, текущий ввысь.

Конечно, для значительной части людей это трудная задача. Эгоистичное «я» требует для себя служения и прославления, и из-за этого многие не могут стать соработниками Божьими. О, если бы дух самопожертвования смог проникнуть в каждую церковь и каждый человек научился бы ценить деньги и использовать их по назначению, говоря при этом: «От руки Твоей полученное мы отдали Тебе»! (см. 1 Пар. 29:14) (Письмо 110,1896 г.).

У нас нет времени, чтобы заботиться о том, что нам есть и пить или во что одеться. Давайте жить просто и трудиться в простоте. Давайте одеваться скромно и пристойно, чтобы нас принимали повсюду, куда мы приходим. Драгоценности и дорогие наряды не придадут нам авторитетности, но красота кроткого и молчаливого духа — результат посвящения на служение Христу — наделит нас силой Божьей. Доброта и забота, проявляемые по отношению к окружающим нас людям, драгоценны в очах Неба. Если вы не уделяли внимания приобретению этих драгоценностей, то делайте это теперь, не тратя времени (Рукопись 83, 1909г.).

[249]

Одежда служителей Церкви адвентистов седьмого дня

«Чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования, которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его» (Еф. 3:6, 7).

«Которого служителем сделался я» — не только для того, чтобы проповедовать людям истину, но и чтобы воплощать ее в своей жизни… Но не только это. Нужно учитывать и другие факторы; кое-кто ими пренебрегает, но они имеют большое значение, если верить свету, который был дан мне…

Очень важна также аккуратность в одежде. Ее не хватает некоторым служителям, верующим в истину для настоящего времени. Они даже позволяют себе одеваться неопрятно. Иные одеваются не только безвкусно, не только не умеют подобрать одежду нужного размера, чтобы она хорошо сидела и чтобы цвет костюма был подобающим для служителя Христова, но и позволяют себе одеваться неряшливо. Одни служители надевают жилет светлых тонов с брюками темного цвета или темный жилет и светлые брюки. При этом костюм на них плохо сидит, а сами они демонстрируют отсутствие вкуса, когда выходят выступать перед людьми. Все это — немая проповедь. Служитель может дать людям пример порядка, опрятности и вкуса в одежде или же преподать им уроки неряшливости и плохого вкуса, которые люди усвоят на беду себе.

[250]

Одежда, уместная для выступления за кафедрой. Ткань черная или темных тонов больше подходит служителю за кафедрой и производит на людей лучшее впечатление, чем сочетание двух или трех разных оттенков.

Мне было указано на сынов Израилевых в древности, и я видела, что Бог дал конкретные указания относительно материала и стиля одежды тех, кто совершал перед Ним служение. Небесный Бог, рука Которого движет мирами, Который поддерживает нас и дает нам жизнь и здоровье, дал нам также свидетельство, что служащие перед Ним могут почтить или обесчестить Его своей одеждой. Он дал Моисею особые указания обо всем, что связано со служением Ему. Он даже дал наставления относительно убранства домов тех, кто совершает Ему служение, и относительно одежды, которую они должны носить. Служителям нужно было сохранять порядок во всем…

Производя правильное впечатление. Все, кто являлся перед Ним и проходил перед Его святым лицом, должны были быть чистыми и опрятными. А для чего это нужно? Для чего вся эта аккуратность? Только ли для того, чтобы люди понравились Богу? Только ли для того, чтобы заслужить Его одобрение?

Мне объяснили так: это нужно было, чтобы произвести правильное впечатление на остальных людей. Если совершающие святое служение не будут проявлять аккуратности и благоговения перед Богом в одежде и поведении, люди перестанут благоговеть перед Богом и Его святым служением.

Если священники, являясь пред лицо Бога, демонстрировали величайшее почтение перед Ним, уделяя большое внимание каждой детали свой одежды, это внушало людям возвышенное представление о Боге и Его требованиях. Такое отношение священников к одежде показывало людям, что Бог свят, Его дело священно, все, связанное с Его работой, должно быть святым и свободным от всякой нечистоты и нечистоплотности и что все, кто приближается к Богу, должны быть очищены от всякой скверны.

[251]

Внешний облик служителя и истина. Мне было показано, что нами в этом вопросе допускается небрежность. Я могла бы подкрепить свое утверждение словами Павла. Допускается самовольное смирение и некоторое небрежение о теле. Но это самовольное смиренномудрие и небрежение о теле не есть то смирение, от которого исходит небесное благоухание. Обладающие небесным смирением, прежде чем проповедовать святую истину Божью, уделят большое внимание каждой детали и приведут в порядок свое тело, одежду и поступки, чтобы все в них говорило в пользу той святой религии, которую они исповедуют. Даже одежда служителей будет красноречиво проповедовать неверующим об истине. Она сама по себе будет проповедью…

Когда служитель небрежно одевается, он оскорбляет людей утонченных, с хорошим вкусом. Виновным в этом грехе необходимо исправить свои ошибки и быть более осмотрительными. Некоторые души мы потеряем из-за неопрятности служителя. Его первое появление на публике произвело неблагоприятное впечатление на собравшихся, ибо внешний вид служителя никак не сочетается с проповедуемыми истинами. Его одежда свидетельствовала против него, и всем показалось, будто люди, которых он представляет, — неряхи и им нет дела до одежды. Поэтому часть его слушателей решили не иметь ничего общего с такими людьми…

Уровень работы служителя оценивается по его внешнему облику. Совершающие святое служение одеваются настолько небрежно или неприглядно, что в определенной степени сводят на нет влияние своих трудов. Некоторые безвкусно подбирают цвета и фасон одежды. Какое впечатление производит такая манера одеваться? У людей создается представление, что это не более святая и возвышенная работа, чем обычный труд в поле. Служитель своим примером низводит святое на один уровень с обыденным. Бог недоволен тем влиянием, которое оказывают подобные проповедники (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 609-614).

[252]

Вопрос об одежде становится испытанием

Я получила и прочитала ваше письмо… Вопрос, относительно которого вы спрашиваете моего совета [предложение вернуться к реформе одежды, пропагандировавшейся и нашедшей поддержку в конце 1860-х годов], необходимо тщательно рассмотреть. Наши сестры, исполненные решимости продолжать реформу одежды, должны с молитвой и осторожностью делать каждый свой шаг. В этот особый период времени мы подвергаемся весьма серьезному и важному испытанию в соответствии со Словом Божьим. И оно дано не только нам, но и всему миру. Господь не хочет, чтобы какие-либо человеческие критерии отвлекали людей от главного или порождали споры по какому-либо поводу.

Возможно, что некоторые стремятся к славе. Если они порываются сразиться с посредниками сатаны, то пусть сначала удостоверятся в том, действительно ли они облечены во всеоружие Божье. Если это не так, то они наверняка потерпят поражение и навлекут на себя тяжелые испытания и разочарования, к которым они не готовы. Пусть же все люди ревностно ищут Господа, чтобы накопить глубокий и богатый опыт, который выражается в готовности сердца повсюду следовать за Христом.

«Если кто хочет идти за Мною, — говорит Он, — отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». Эти слова необходимо тщательно взвесить. Человек, который желает следовать за Христом и намерен ступать по Его следам, найдет самоотречение и крест на этом пути. Все, кто следуют за Христом, поймут, что это значит.

Одежда не должна быть главным критерием. Божьи критерии оценки представлены ясно и безошибочно. Нас ожидают такие бури и конфликты, масштабы которых мало кто себе представляет. Обычная и простая одежда, безвредная для здоровья, избавляет от необходимости носить юбки с обручами или платья с длинным шлейфом, и в ней можно появиться где угодно. Все это не должно отвлекать нас от подлинного критерия, решающего судьбу мира, — заповедей Божьих и веры в Иисуса.

[253]

Мы приближаемся к концу мировой истории. Мир нуждается в ясном и конкретном указании относительно простоты в одежде, которое дает нам Слово Божье. Эта задача лежит на нас. Но сейчас уже слишком поздно заострять данный вопрос и делать его основным критерием. Следовать за Христом, смиряя свой ум, приготавливая сердце и очищая характер, не так уж просто. Наши сестры должны знать, что Господь не побуждает их делать критерием то, что некогда было дано как благословение, но теперь превратилось в проклятие.

Реформа одежды. Реформа одежды, ранее пропагандировавшаяся, порождала противоборство на каждом шагу. Члены Церкви, отказавшись принимать практичный стиль одежды, вызвали тем самым разногласия и раздоры. Некоторые из сестер не приняли стандарта и шили одежду, исходя из собственного понимания простоты. Это вызвало разговоры. В результате многие отказались от брюк и других элементов, которые не пришлись им по душе. Исчезла необходимость продвигать реформу одежды, поскольку то, что было дано как благословение, превратилось в проклятие.

Безусловно, определенные достижения делали реформу одежды бесспорным благословением. Совершенно невозможно было носить нелепые, но модные в то время юбки с обручами. Длинные, волочащиеся по земле и собирающие пыль юбки также не могли получить нашего одобрения. Но даже тот более разумный стиль одежды, что принят сейчас, не отменил многие нежелательные детали. Общепринятая манера одеваться может и должна быть отвергнута всеми теми, кто исследуют Слово Божье. Это бесспорно. Таким образом, время, затрачиваемое на пропаганду реформы одежды, лучше всего посвящать изучению Слова Божьего.

[254]

Одежда нашего народа должна быть самой простой. Юбки и платья, о которых я говорила, не могут служить образцом для подражания, это всего лишь указатель на определенный стиль одежды. Некоторые все же видят в них образец, которому нужно неукоснительно следовать. Но это не так. И все же кое-что из простой одежды, которая наилучшим образом подходит нам, мы можем принять. При всем том я не навязываю никаких определенных фасонов, которым все должны неукоснительно следовать…

Следует носить простую одежду. Мои сестры, попробуйте применить свои таланты в проведении этой важной реформы.

Народу Божьему будет дано испытание, которое он сможет перенести.

Вопрос о субботе — это главное испытание, через которое предстоит пройти миру. Мы не должны придумывать для народа Божьего более сурового испытания, чем то, что уже есть. Враг был бы рад поднять эти вопросы, чтобы увести людей в сторону и вовлечь их, например, в спор по поводу одежды. Пусть наши сестры одеваются просто, шьют приличествующую времени одежду из хорошей, прочной ткани, и пусть вопрос одежды не занимает их разум.

«Реформа одежды», пропагандировавшаяся и начатая в 1860-х годах, была предпринята группой адвентистских женщин и выражалась в попытке внедрить практичную, скромную, удобную и опрятную одежду в соответствии со светом, данным Елене Уайт и столь актуальным в то время. См. с. 252-255. Реформа призывала к внедрению просторной одежды, свободно свисающей от плеч, с краями на 23 см выше пола. Нижняя часть тела должна была прикрываться различными типами брюк, удобными и теплыми. См.: История нашей вести о здоровье, с. 112-130. — Составители.

Отрицательный пример. Есть люди, которые, видя великий свет Божьего Слова, не повинуются Его указаниям. Они следуют собственным наклонностям и все делают так, как им хочется. В погоне за модой они перекраивают одежду, тратя время и деньги, и тем самым подают дурной пример молодежи и тем, кто недавно пришел к истине. Такое поведение полностью стирает всякое различие между ними и людьми из мира.

[255]

Пусть наши сестры внимательно относятся к Слову Божьему. Не начинайте дело реформы среди других, пока не изменитесь сами, иначе вы не добьетесь успеха. Работа Духа Святого над вашим сердцем проявится в поступках. Те, кто осмеливается нарушать ясные повеления Слова, не изменятся, какие бы усилия ни прилагались для того, чтобы приучить этих идолопоклонников к простой, скромной, опрятной, уместной одежде.

Они продолжают выставлять себя напоказ, одеваясь по мирским меркам…

Наше время испытания очень коротко, и на земле в сжатые сроки должна быть совершена спасительная работа. Божьи суды скоро придут; Его испытание будет тяжелым и убедительным. Пусть же каждая душа смирится перед Богом и приготовится к тому, что ожидает нас (Письмо 19, 1897 г.).

[256]