Глава 29. Принципы соблюдения субботы

Суббота-свидетельство миру о верности. Из столпа облачного «сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас» (Иск. 31:12, 13). Суббота — это обет, данный Богом человеку, знамение отношений между Творцом и Его творением. —

Соблюдая памятник недели Творения и покоя Творца в седьмой день, свято чтя субботу, согласно Его указаниям, израильтяне должны были являть миру свою верность единому истинному и живому Богу, Владыке Вселенной.

Соблюдая истинную субботу, христиане должны всегда нести миру верное свидетельство об истинном и живом Боге, не похожем ни на одного из лжебогов, ибо Господин субботы есть Творец неба и земли, Единый превознесенный над всеми другими богами.

[257]

«И соблюдайте субботу, ибо она свята для вас… Шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти; и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный; это — знамение между Мною и сынами Израилевыми навеки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» (Исх. 31:14-17) (Рукопись 122, 1901 г.).

Совет относительно субботы и поведения детей. Дом Божий по субботам оскверняется, и суббота нарушается детьми верующих. Они бегают по дому Божьему, играют, разговаривают и проявляют свое непослушание на всех собраниях, где верующие встречаются, чтобы прославить Бога и поклониться Ему во всей красоте святости. Место, которое должно быть свято, где должно царить святое спокойствие и где должны наблюдаться совершенный порядок, чистота и смирение, превращается в настоящий Вавилон, в место, где царят неразбериха, беспорядок и небрежность. Одного этого уже достаточно, чтобы изгнать Бога с наших собраний и прогневить Его настолько, что Он уже не пожелает выйти с воинствами Израиля против наших врагов.

Бог не дал победы на собрании в N. Враги наши торжествовали, но Господь остался недоволен этим. Его гнев воспламенился от того, что Его дом был уподоблен Вавилону…

Прежде всего следите за своими детьми во время субботы. Не позволяйте им осквернять ее и сами ведите себя пристойно, ибо вы можете осквернить ее и позволить детям сделать это. Когда вы в субботу разрешаете своим детям играть, то Бог смотрит на вас как на нарушителей заповеди. Вы оскверняете Его субботу (Рукопись 3, 1854 г.).

Не допускать шума и беспорядка. Они [вся семья] спокойно садятся за стол. Недопустимо громко разговаривать, шуметь и затевать споры в любой день недели, но в субботу все особенно должны соблюдать тишину. Даже в обычные дни нельзя повышать голоса в общении с другими, в субботу же это просто недопустимо. Это святой Божий день, который Он выделил как памятник Своей творческой работы, день, который Он благословил и освятил (Рукопись 57, 1897 г.).

[258]

Не искать собственных удовольствий. Я обращаюсь к тем, кто называет себя адвентистами седьмого дня: можете ли вы с уверенностью сказать, что вы получите печать живого Бога? Можете ли вы утверждать, что вы освящены истиной? Мы как народ, которому дан Закон Божий, не должны считать себя каким-то исключением, поскольку и нам угрожает опасность заниматься по субботам тем, что нам нравится (Письмо 258, 1907 г.).

Не день для развлечений, купания или игры в мяч. Бог хочет, чтобы все Его дары были по достоинству оценены, поэтому необходимо тщательно собирать и хранить даже самое малое из того, что Он дает, и внимательно относиться к нуждам других людей. Мы должны не только использовать имеющуюся у нас библейскую истину себе во благо, но и делиться ею с окружающими. Она должна запечатлеться в сознании людей. Всякое доброе слово будет содействовать построению канала, через который истина потоком хлынет в души других.

Каждое чудо, сотворенное Христом, было обусловлено необходимостью. Цель Его чудес состояла в том, чтобы показать миру, что суббота предназначена для великих дел, призванных облегчить страдания людей; обычную же работу в этот день не следует делать. Развлечения, игры с мячом, купание не являются необходимостью, напротив, это греховное пренебрежение святым днем, освященным Иеговой. Христос творил чудеса не только для того, чтобы продемонстрировать Свою силу, но чтобы избавить страдающее человечество от власти сатаны. Христос пришел в наш мир с тем, чтобы восполнить нужды страдающих людей, мучимых сатаной (Письмо 252, 1906 г.).

Субботняя посуда. Мы никого не должны заставлять мыть посуду в субботу, если без этого можно обойтись. Бог бесчестится всякой ненужной работой, выполняемой в Его святой день. Это допустимо, но правильнее будет оставлять посуду немытой до окончания субботы, если без этой процедуры можно обойтись (Письмо 104, 1901 г.).

[259]

Суббота предназначена для служения. Первая суббота молитвенной недели была насыщенным днем. От «Саннисайд» и школы отправились две группы в лодках до Дора-Крик, чтобы доставить оттуда на собрание тех, кто не мог проделать этот путь пешком. Людям было предложено взять с собой еду, чтобы быть готовыми провести там целый день. Они с радостью откликнулись на это предложение.

Некоторые из приглашенных были весьма удивлены тем, что в субботний день мы приложили усилия, чтобы доставить их на встречу. Они ведь привыкли, что соблюдение воскресного дня сводится к физическому покою, и считали, что поскольку мы так ревностно относимся к вопросу субботы, то наверняка соблюдаем ее по предписаниям фарисеев.

Мы сказали своим друзьям, что в вопросе соблюдения субботы мы следуем примеру Христа, проводившего субботы в делах исцеления и проповеди; мы сказали о том, что сестра, ухаживающая в субботу за больной семьей, соблюдает ее ничуть не хуже, чем руководитель субботней школы. Мы объяснили им, что даже Христос не смог угодить фарисеям, жившим в Его время, и поэтому и мы не рассчитываем на то, что наше служение Господу будет одобрено фарисеями, живущими сегодня (Ревью энд Геральд, 18 октября 1898т.).

Священный труд и мирские дела. Священники в храме трудились гораздо больше в субботу, чем в остальные дни. Тот же самый труд в мире ради получения прибыли считался бы греховным, но священники служили Богу (Желание веков, с. 285).

Пример штаб-квартиры Церкви. Я озабочена состоянием церкви в этом месте… Во многих вопросах следует повысить стандарты, прежде чем должное, спасающее влияние будет распространяться на другие регионы. Конечно, по мере того как истина провозглашается здесь, она завоевывает людей из мира и других конфессий и объединяет их в теле Церкви, но не все, заявляющие о своей вере в истину, освящены ею…

[260]

Бог призывает Своих работников повысить стандарт и про явить свое уважение к Его требованиям в почтительном отношении к субботе… Об этом необходимо регулярно писать в периодических изданиях, а работники должны идти на поля, провозглашая заповеди Божьи. Весьма важно, чтобы Церковь оказывала должное влияние посредством своего учения и примера. Нужно высоко держать мерило истинной святости, чтобы люди, узнавшие об истине, но нарушающие Божьи заповеди, не могли утверждать, будто они повинуются им. Было бы лучше, гораздо лучше оставить их во тьме, пока они не примут истину во всей ее чистоте.

Адвентисты седьмого дня находятся в центре внимания. Есть люди, которые наблюдают за верующими, чтобы выяснить, какое влияние оказывает на них истина. Сыны века сего догадливее сынов света в своем роде; когда они сталкиваются с четвертой заповедью, то прежде всего смотрят на тех, кто заявляет, что соблюдает ее. Они исследуют жизнь и характеры ее сторонников, чтобы выяснить, соответствует ли их жизнь их учению, и на основании сложившегося мнения либо принимают истину, либо отвергают ее. Если эти люди научатся сообразовывать свою жизнь с библейским мерилом, то они поистине станут светом мира, городом, стоящим на вершине горы (Рукопись 3, 1885г.).

Важность и величие субботы. Вчера, в субботу [10 августа 1851 г.], мы восхитительно провели время. Господь был с нами, слава Божья снизошла на нас, и мы радовались и прославляли Бога за Его великую доброту к нам… Я была восхищена в видении…

[261]

Я видела, что мы недостаточно понимали и сознавали важность субботы, что нам необходимо полностью осознать и понять ее важность и величие. Я видела, что мы не знаем, что значит взойти на высоты земли и вкусить наследие Иакова. Но когда освежающий поздний дождь придет от лица Господа и от славы могущества Его, тогда мы уясним, что значит вкусить наследие Иакова и взойти на высоты земли. Тогда мы с большей ясностью поймем важность и величие субботы. Но мы не увидим ее во всей славе и величии до тех пор, пока глас Божий не провозгласит завет мира, заключенный с нами, и не откроются жемчужные врата Нового Иерусалима, вращающиеся на сверкающих петлях, и не раздастся радостный, счастливый голос милого Иисуса, приглашающий нас войти, голос, который по звучанию превзойдет самую прелестную музыку. Я видела, что мы желанны в этом городе, потому что мы соблюдаем заповеди Божьи, и раз мы соблюдаем их, то само небо стало нашим домом (Письмо 3,1851г.).

Несколько суббот с семьей Уайт

[Батл-Крик, Мичиган], суббота, 1 января 1859 г. Проповедь, крещение и служение Вечери. Начался новый год. Господь побудил Джеймса проповедовать в субботу днем о необходимости приготовления к крещению и участию в Вечери Господней. Собрание всем сердцем приняло эту проповедь. Во время перерыва все направились к воде, и семь человек последовали примеру своего Господа и приняли крещение. Это был запоминающийся момент, вызвавший глубокий интерес. Были крещены две маленькие сестры одиннадцатилетнего возраста. Одна из них, Корнелия К., молилась в воде, чтобы Бог сохранил ее неоскверненной от мира.

Вечером члены Церкви последовали примеру своего Господа в ногоомовении, а затем приняли участие в Вечери Господней. В том доме было и веселье и плач. Помещение было отмечено присутствием Божьим, и все, кто находился там, испытывали одновременно и трепет и ликование (Рукопись 5,1859 г.).

[262]

[Отсего, Мичиган], суббота, 8 января 1859 г. Трудная дорога и выступление перед собранием. Сегодня святая суббота, и мы можем почтить и прославить Бога… Мы проехали с братом Лейтоном на его санях до Отсего четыре мили. Стояла морозная погода, и мы едва смогли согреться. В доме, где должно было проходить собрание, так же было холодно. Все озябли. Потребовалось время, чтобы согреться. Брат Лафборо говорил о суде. Потом я сказала несколько слов, чувствуя себя несколько скованной. Затем члены местной церкви стали охотно выступать со своими свидетельствами (Рукопись 5, 1859 г.).

[Батл-Крик], суббота, 5 марта 1859 г. Осталась дома, чтобы ухаживать за Джеймсом Уайтом. Сегодня я не пошла на собрание. Мой муж болен, и я ухаживаю за ним. Господь посетил и благословил нас сегодня. Я молилась с необыкновенной силой. Брат Джон Эндрюс дважды проповедовал сегодня. Он провел вечер и ночь вместе с нами. Его визит доставил нам большую радость (Рукопись 5, 1859 г.).

[Батл-Крик], суббота, 19 марта 1859 г. Присутствовала на собрании и читала детям. Утром была на собрании. Брат Лафборо с большой силой проповедовал о сне умерших и о наследии святых. Днем была дома. Читала своим детям, писала письмо брату Ньютону и его жене, наставляя их в духовных вопросах. Вечером я приняла участие в ногоомовении и служении Вечери Господней. Не чувствовала желанной в таких обстоятельствах легкости (Рукопись 6, 1859).

[Конвис, Мичиган], суббота, 9 апреля 1859 г. Бодрствовала и служила в Конвисе. Проснулись рано утром и проехали верхом около двадцати километров, чтобы добраться до Конвиса и встретиться с членами Церкви, живущими там. Поездка придала мне сил. Зашли к родным брата Бракетта. Они сопровождали нас до места собрания, которое находилось приблизительно в 3-х километрах от его дома. Небольшая группа адвентистов седьмого дня собралась в большом просторном здании школы. Джеймс с небывалым воодушевлением говорил к народу. Я также сказала несколько слов. Собрание продолжалось до двух часов. Почти все присутствовавшие свидетельствовали об истине. После ужина, когда святое время закончилось, мы провели благотворный молитвенный час. Джеймс беседовал с детьми, прежде чем склониться для молитвы (Рукопись 6, 1859г.).

Аделия Патген, которая несколько лет была помощницей в доме семьи Уайт в Батл-Крике, в своей книге «Жизнь, опыт и кончина Генри Н. Уайта» (умер в декабре 1863 года) описывает отношения Елены Уайт и ее детей: «В течение нескольких лет мать часто читала им по субботам выдержки из своих трудов относительно нравственных и религиозных вопросов. Часть этих выдержек она недавно опубликовала в книге «Субботние чтения». Занимаясь с детьми до того, как они сами научились бегло читать, мать привила им любовь к полезному чтению, и дети посвящали много свободного времени, особенно по субботам, после богослужения, чтению хороших книг, в которых у них не было недостатка» (Воззвание к молодежи, с. 19).

[263]

[Батл-Крик], суббота, 23 апреля 1859 г. Присутствовала на собрании и принимала гостей. Сестра Браккет, сестра Лейн с дочерью, сестра Скотт и сестра Смит прибыли из Конвиса в Батл-Крик на собрание. Они обедали у нас дома. День прошел замечательно. Брат Ваггонер проповедовал утром, его речь пришлась кстати. Во время перерыва крестились четыре человека: сестры Хайд, Скотт, Агнес Ирвин и брат Пратт. Послеобеденное собрание было весьма увлекательным. Мой муж никогда прежде не говорил так вдохновенно. Дух Божий присутствовал в собрании. Господь дал мне силу проповедовать. Вечером состоялось служение Вечери Господней. Это было торжественное и интересное событие. Я не смогла присутствовать там, так как сильно устала (Рукопись 6, 1859 г.).

[Денвер], суббота, 20 июля 1872 г. Прогуливалась, писала и читала. Сегодня прекрасное утро. Это день Божьего покоя, и мы с радостью соблюдаем субботу, подкрепляя свои силы и получая заверение Божье в том, что Он принимает нашу работу. Мы прогуливались в поиске уединенного места среди деревьев, где мы могли бы помолиться и почитать, но так и не нашли ничего подходящего. Мы провели весь день в разговорах на религиозные темы, писали и читали (Рукопись 4, 1872г.).

[264]

[Батл-Крик], суббота, 12 апреля 1873 г. Нанесла множество миссионерских визитов. Утром перед собранием выступал муж. Я осталась дома, так как чувствовала недомогание. Днем я все же посетила собрание. После его окончания я навестила Эллу Белден. Мы провели с ней чудесное время в молитве. Затем я посетила брата и сестру Солсбери. Мы прекрасно провели время, посвятив его семейной молитве. Брат и сестра Солсбери объединились со мной в молитве. Мы чувствовали на себе Божье благословение. Потом я была в гостях у престарелых бра та и сестры Мое… Потом я навестила брата и сестру Гарднер. Он находится при смерти. Болезнь чрезвычайно ослабила его. Он был весьма рад видеть меня. Мы объединились в общих молитвах, и сердца этих сокрушенных людей были утешены и благословлены (Рукопись 6, 1873 г.).

Субботние обеды в доме Уайтов были позже описаны ее невесткой в высказывании от 16 октября 1949 года: «Как сноха Е. Уайт я была членом ее семьи и жила в ее доме больше года. Я и потом часто бывала у нее дома и путешествовала с ней более двадцати лет. Меня неоднократно спрашивают, как проходили субботние застолья в доме Уайтов. Все необходимые приготовления для субботнего обеда делались в пятницу. В субботу завтрак и обед подавались горячими — они разогревались непосредственно перед едой. Ненужной работы по субботам избегали, но г-жа Уайт никогда не считала нарушением субботы поддержание обычных жизненных нужд, как, например, разведение огня для обогрева дома или подогрев пищи перед едой». — (Подпись) Г-жа У. К. Уайт.

[Батл-Крик], суббота, 17 мая 1873 г. Ехали верхом, вздремнули. Мы проехали верхом несколько миль по дубовой роще. Отдыхали около часа. Вздремнули… Перед возвращением домой молились. Днем посетили собрание (Рукопись 7, 1873г.).

[Вашингтон, Айова), суббота, 21 июня 1873 г. Писала о страданиях Христа. Сегодня прекрасный, теплый день. Собралась с мыслями. Почувствовала себя лучше. Написала пятнадцать страниц о страданиях Христа. Поняла, что эта тема стала интересовать меня гораздо больше. Братья Вилер, Хестер и брат Ван Остранд пошли на собрание. Начался дождь. Я собрала вместе всю семью и прочла им написанное. Они с интересом слушали (Рукопись 8, 1873 г.).

[Уоллингс Милз], пятница, 12 сентября 1873 г.). Прием неадвентиста. Мы приехали домой незадолго до захода солнца. Получили письма от брата Канрайта, сестры Мэри Гаскилл и Дэниеля Бурдо с сообщениями о лагерном собрании. Прибыв домой, мы встретились там с Джоном Крансоном. Мы были огорчены тем, что он пришел навестить нас в субботу. Мы не любим принимать по субботам гостей, которые не питают уважения к Богу и Его святому дню (Рукопись 11,1873 г.).

[265]

[Поездка из Колорадо в Батл-Крик], суббота, 8 ноября 1873). Путешествовала в субботу с чувством сожаления. Ночью мы хорошо отдохнули в вагоне. Этим утром мы не намеревались садиться на поезд, но обстоятельства, связанные с делом и работой Божьей, требовали нашего присутствия на Генеральной Конференции. Мы не могли задерживаться. Если бы это было нашим личным делом, то путешествие в субботу мы сочли бы нарушением четвертой заповеди. Мы избегали разговоров на будничные темы. Мы старались сохранять благочестивую атмосферу и радовались Божьему присутствию, в то же время весьма сожалея о необходимости путешествовать в субботу (Рукопись 13, 1873г.).

[Сидней, Новый Южный Уэльс, Австралия], 4 февраля 1893 г. Утром проповедовала, днем села на корабль. Мы ехали в экипаже до церкви в Сиднее, и я говорила о вере на основании Евр. 11. Господь укрепил меня Своей благодатью. Я чувствовала на себе Его великую силу и благословение. Дух Святой был на мне. Физическая и духовная сила были обильно даны мне…

В два часа мы сели на пароход, чтобы отправиться в путешествие, которого мы так страшились. Весь наш багаж был сдан на хранение в пятницу. Нам совсем не хочется ехать в субботу, но весть должна быть возвещена миру, и мы можем направить свой ум и сердца к Богу и укрыться в Иисусе. Когда эти вопросы находятся вне сферы нашего влияния, то мы должны вверить все нашему Небесному Отцу. Если мы доверимся Богу, то Он поможет нам (Рукопись 76, 1893 г.).

[266]