Приложение Б

Обращение У. К. Уайта к У. У. Истмену

4 ноября 1912 года

Мне кажется, брат Истмен, что мы должны твердо держаться принципов великого адвентистского движения 1844 года, и мы не вправе с легкостью сдавать позиции, занятые вождями этого движения и пионерами нашей деноминации.

В то же время я считаю, что нам следует всячески поддерживать в учебе наших редакторов, служителей, учителей школ и рядовых членов, пока они имеют время и возможность стать прилежными исследователями Библии и верными исследователями истории, пока могут узнать сами и разъяснить людям, не принимающим наших книг в качестве авторитета, те доктрины, которых мы придерживаемся как народ. Я убежден, что братья, пишущие для наших адвентистских газет о пророчестве и его исполнении, должны представлять глубокое и верное исследование тех вопросов, о которых они пишут, и цитировать в качестве довода тех историков, чей авторитет не вызовет у читателей сомнения.

Будет правильно, если проповедник, представляя своей общине библейские истины, будет цитировать книги Даниила, Откровение и «Великую борьбу», наряду со своими взглядами; но едва ли будет уместно цитировать эти источники в качестве авторитетных исторических трудов, для подтверждения своей правоты. Я верю, что вы признаете разумность этого утверждения. Пресвитерианин, который пытается доказать правильность своих теорий собранию методистов, не должен преимущественно полагаться на пресвитерианских авторов, чтобы подтвердить свои позиции, равно как и методист, старающийся убедить баптиста в разумности методистской религии, не должен прилагать чрезмерных усилий, цитируя методистских писателей в качестве главного аргумента. В нашей работе мы должны стараться следовать наиболее эффективным методам.

Когда встает вопрос об изложении на бумаге доктрин или пророчеств, писатель должен быть более внимательным, чем проповедник, в выборе тех первоисточников, которые будут приняты в качестве авторитета и критиком, и прилежным читателем.

Если я понимаю вопрос правильно, брат N. пишет статьи о пророчестве и его исполнении, используя книги Даниила, Откровение и «Великую борьбу» в качестве главного аргумента. Это, на мой взгляд, весьма неразумно. Некоторые читатели примут мнение брата N. как основополагающую истину, другие же примут это за истину, но усомнится в авторитете писателя. Кто-то, читая эти деноминационные труды, заявит, что в книгах, использованных в качестве первоисточников, есть ошибки. Не будет ли лучше для всех, если в своих проповедях и статьях для поддержки своих взглядов мы будем ссылаться на общепризнанные труды?

Труды Елены Уайт по истории

Упоминая о трудах матери и их использовании в качестве первоисточников в вопросах истории и хронологии, следует отметить, что мать никогда не хотела, чтобы наши братья обращались к ним за уточнением исторических деталей и дат. Великие истины, открытые матери в вопросе борьбы между добром и злом, между светом и тьмой, были даны ей различным образом, но преимущественно в форме видений о великих событиях, случившихся в жизни отдельных людей, об опытах церквей, реформаторов и целых народов. То, что было открыто ей, она сначала кратко описала в «Ранних произведениях», а затем более полно — в «Духовных дарах», «Духе пророчества» и в заключении в серии книг о великой борьбе.

Рассказывая об опыте реформаторов в период Реформации и во время великого адвентистского движения 1844 года, мать нередко вначале приводила частичное описание отдельных сцен, представленных ей. Позднее она раскрывала их все более и более полно. Мне известно, что она имела по одному и тому же вопросу четыре-пять вариантов и часто сокрушалась, что не могла приказать перу изложить вопрос более совершенно.

Когда шла работа над главами из «Великой борьбы», она иногда приводила описание важного исторического события; если же ее переписчик, готовивший рукописи для печати, расспрашивал ее относительно места и времени, то мать отвечала, что эти вещи описаны у заслуживающих доверия историков. Поэтому она позволяла использовать даты, приведенные такими историками. В других случаях, излагая то, что ей было представлено, мать могла настолько совершенно описать события, факты и доктрины, приведенные в наших деноминационных книгах, что она фактически дословно воспроизводила отрывки из этих источников.

Когда мать писала «Великую борьбу», она никогда не предполагала, что читатели будут использовать ее в качестве первоисточника исторических дат или для разрешения споров касательно исторических деталей, она и теперь не считает, что книга должна использоваться таким образом. Мать с глубоким уважением относится к работе заслуживающих доверия историков, которые посвятили многие годы изучению великого Божьего замысла, представленного в пророчестве, и исполнению этого замысла в истории.

В прошлом, когда находилось веское доказательство того, что авторы нашей адвентистской литературы неожиданно обнаруживали точное подтверждение деталей, мать настаивала на исправлении тех фактов, которые заведомо были ошибочными. Справляясь относительно сделанных ошибок, чтобы проверить и внести поправки в книгу по пророчествам Даниила и Откровение, она всегда была против внесения излишних исправлений и всегда поддерживала исправление только того, что было наверняка ошибочным.

Хронология

Мне кажется, существует опасность делать чересчур большой акцент на хронологии. Если бы для спасения человека было важно, чтобы он имел ясное гармоничное представление о хронологии мира, то Господь не допустил бы расхождений и несоответствий, которые мы находим в трудах библейских историков, и, мне кажется, что в прошлом не было таких ожесточенных споров в отношении дат.

От себя я скажу следующее: чем больше я изучаю опыт адвентистского народа, тем больше я хочу чтить, превозносить и возвеличивать мудрость Бога Небесного, Который дал такому искреннему человеку, как Уильям Миллер, понимание великих пророческих истин. Каждому, кто изучает его толкование пророчества, становится ясно, что, зная истину в ее принципиальных особенностях, Миллер сперва ошибался в том, что касается толкования отдельных деталей. Его соработники поначалу унаследовали эти ошибки, но Бог воздвиг ученых людей, имевших более обширные, чем у Миллера, возможности для исследования, и эти люди, благодаря изучению пророчеств и истории, нашли истину касательно многих вопросов, неверно истолкованных Миллером.

Тот, кто изучает этот опыт, имея веру в великое адвентист-кое движение, представленное в книге «Даниила и Откровение» и в книге «Великая борьба», не может не радоваться, видя благость Божью в том, что Он открыл истину и свет благодаря исследованиям многих людей. И мне кажется, что те из нас, кто любит дело, построенное на этом основании, должны с большой теплотой, с большим вниманием и уважением относиться к работе, которую Бог помог выполнить Миллеру.

Делать только обоснованные притязания

Но если мы заявляем, что Миллер и его товарищи имели совершенное и полное познание истины о соотношении истории и пророчества, или если мы утверждаем, что первые проповедники трехангельской вести имели полные и непогрешимые знания, или если мы говорим: «Никогда в истории этого движения у нас не было нужды признавать свои ошибки», то в таком случае мы бросаем неблагоразумный и ненужный вызов нашим критикам и представляем миру в преувеличенном виде несовершенство и неточность некоторых наших толкований, которые уже в последующие годы были исправлены благодаря глубоким и точным исследованиям.

Мне кажется, брат Истмен, что мы ослабляем свое влияние, закрывая глаза на тот факт, что мы, как дети, должны день за днем учиться у великого Учителя и что нашим преимуществом является продвижение в познании и понимании. Мне кажется, что для нас намного благоразумнее будет убеждать мир в том, что Бог ведет нас, и что Он ведет нас, демонстрируя время от времени неоспоримые доказательства правильности нашей позиции, что Он являет всему миру точное соответствие между пророчеством и историей, используя исторические даты, которые мир не может подвергнуть сомнению, вместо того чтобы неимоверными усилиями доказывать непогрешимость и неизменность взглядов, которых мы придерживались год, десять или даже тридцать лет назад.

Что же касается трудов матери, то у меня есть неоспоримое доказательство и убеждение, что они являются описанием и отображением того, что Бог открыл ей в видениях. Там же, где она использовала сведения историков или толкования адвентистских писателей, я верю, Бог дал ей способность распознавать, что правильно, и находится в соответствии с истиной. Это относится ко всему материалу, имеющему важное значение в плане спасения. Если в результате тщательного исследования выяснится, что мать следовала некоторым толкованиям пророчеств, которые в отдельных деталях относительно дат расходятся с нашим пониманием земной истории, то это не уменьшит моего доверия к ее произведениям, как не уменьшит моего доверия к Библии и тот факт, что я не могу согласовать многих ее утверждений, касающихся хронологии.

Секретарь издательского отдела Юго-западной унионной конференции.