Здоровая жизнь

БЕЗУПРЕЧНОЕ ЗДОРОВЬЕ

МОЕ ТЕЛО ПРИНАДЛЕЖИТ БОГУ

«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:19,20).

Жизнь — это Божий дар. Бог желает, чтобы мы использовали свои тела в служении, заботились о них и ценили их, сохраняя в наилучшем физическом и духовном состоянии…

Правильный, здоровый образ жизни более всего благоприятствует совершенствованию христианского характера и развитию умственных и физических сил.

Каждый христианин в своей жизни должен руководствоваться законом воздержания. Наши мысли постоянно должны сосредотачиваться на Боге. Нам следует избегать любого влияния, которое может затуманить наши мысли и увести от Бога. Господь обязал нас так управлять своими телами, своим аппетитом, своими эмоциями, чтобы это не стало причиной нашего отклонения от чистоты и святости и чтобы наш разум не был отвлечен от выполнения работы, порученной нам Богом («Советы здоровья», стр. 41, 42).

Те, кто служит Богу в истине и от всего сердца, являются Его особенным народом, отличающимся и отделенным от мира. Принимаемая ими пища служит не для пресыщения и не для удовлетворения извращенного аппетита, а для поддержания в наилучшем состоянии физических, а значит, и умственных способностей…

Наш небесный Отец излил на нас великое благословение, даровав нам принципы реформы здоровья, чтобы мы могли прославить Его, повинуясь Его требованиям… Гармоничное, правильное сочетание всех умственных и физических сил делает людей счастливыми. Чем возвышеннее и благороднее их действия, тем полнее и совершеннее их счастье («Советы здоровья», стр. 50, 51).

ЧЕЛОВЕК СОТВОРЕН ПО ОБРАЗУ БОЖЬЕМУ

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1:26).

Человек был венцом Божьих творческих дел, создан по образу Божьему и должен был служить Его подобием… Человек очень дорог в Божьих очах, ибо сотворен по Его образу («Ревью энд Геральд», 18 июня 1895 г.).

Первозданный Адам был высокого роста и обладал прекрасным симметричным телосложением. Он был более чем вдвое выше современных людей, а черты лица его были совершенны и прекрасны. На лице Адама играл нежный здоровый румянец. Ева была ниже Адама: ее голова была немного выше его плеч. Она также имела совершенную благородную осанку и была очень красива («История спасения», стр. 21).

Человек был создан совершенным во всех отношениях. И обладал безупречным здоровьем («Доброе здоровье», март 1883 г. ).

Если бы Бог не наделил человека жизненной силой, в двадцать раз превышающей ту, которую люди имеют сейчас, то человеческая раса, живущая в состоянии постоянного пренебрежения естественными законами, уже вымерла бы («Свидетельства», т. 3, стр. 138, 139).

Сотворенные «по образу и славе Божьей» Адам и Ева были наделены свойствами, достойными их высшему предназначению. Обладая грациозной, пропорционально сложенной фигурой, правильными красивыми чертами лица, на котором играл здоровый румянец и которое светилось светом надежды и радости, они внешне были подобны своему Жизнедателю («Воспитание», стр. 20).

МОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ТЕЛО

«Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это» (Пс. 138:14).

Организм человека не может быть полностью понят. В нем сокрыты тайны, которые ставят в тупик самых мудрых людей. Пульс бьется и вздох следует за вздохом, но это не механизм, который, будучи однажды приведен в движение, продолжает работать… Биение сердца, удары пульса, каждый нерв и мускул в живом организме держатся в порядке и действии благодаря силе вездесущего Бога («Служение исцеления», стр. 417).

Творец создал живой механизм, в котором мудро и дивно устроена каждая его функция. И Бог обещал содержать этот человеческий механизм в полной исправности, если люди будут повиноваться Его законам и сотрудничать с Ним. Каждый закон, в согласии с которым функционирует человеческий организм, необходимо рассматривать таким же Божественным по его происхождению, характеру и целесообразности, как и Слово Божие. Любое небрежное, невнимательное действие по отношению к нему, любое злоупотребление чудесным Божьим механизмом, пренебрежение Его особыми законами, предназначенными для управления человеческой жизнью, является нарушением Божьего закона. Мы можем удивляться и восхищаться делами Божьими в естественном мире, но человеческая жизнь, созданная Богом, является самым удивительным («Медицинское служение», стр. 221).

Функционирование этого живого удивительного механизма необходимо понять, и каждая его составляющая должна быть тщательно изучена (Рукописи, 1897 г.).

Когда при изучении физиологии человеческого тела люди замечают, что они в действительности «дивно устроены», их сердца наполнятся благоговением. Тогда вместо того, чтобы искажать представление о делах рук Божьих, они будут стремиться сделать все возможное со своей стороны, чтобы осуществить славный план Творца. Повиновение законам здоровья они будут рассматривать не как тяжкое самоотречение, а как бесценное благоговение («Воспитание», стр. 201).

«БОГ СОТВОРИЛ ЧЕЛОВЕКА ПРАВЫМ»

«Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Еккл. 7:29).

Реформа здоровья является важной частью вести третьего ангела. И как совершители этой реформы мы не должны отступать, но постоянно продвигаться вперед. Чтобы сохранить здоровье, очень важно находиться в правильных взаимоотношениях с законом жизни («Советы здоровья», стр. 49).

Прежде всего необходимо занимать правильное положение, когда вы сидите или стоите. «Бог сотворил человека правым» и Он желает, чтобы человек был здоров не только физически, но и умственно, и морально, чтобы он обладал истинным достоинством, самообладанием, мужеством, стойкостью («Воспитание», стр. 198).

Легкие не должны быть ничем стеснены. При свободным дыхании они расширяются в объеме. Но если легкие сжаты или стеснены, объем их становиться меньшим. Гибельные последствия можно наблюдать везде, а особенно при сидячем образе жизни и привычке сутулиться. В таком положении невозможно глубоко дышать. Поверхностное дыхание постепенно становится привычным, и легкие теряют свою способность расширяться. Вследствие этого организм в недостаточном количестве снабжается кислородом, и кровь начинает двигаться медленней («Служение исцеления», стр. 272,273).

Следующее по важности — после выработки правильного положения — правильное дыхание и умение владеть своим голосом. Человек, который правильно сидит и стоит, так же правильно дышит… Чтобы правильно говорить при чтении и общении, следите за тем, чтобы в процессе дыхания участвовали мышцы брюшного пресса, а органы дыхания не были стеснены. Мышцы брюшного пресса должны нести большую нагрузку, чем мышцы гортани. Только так можно избежать переутомления и предотвратить многие серьезные заболевания дыхательных путей и легких («Воспитание», стр. 198,199).

Чтобы здоровье радовало нас, необходимо просить Господнего благословения, а затем делать все возможное со своей стороны для того, чтобы получить его (Письма, 1904 г.).

ЧИСТОТА

«Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистивши сердца от порочной совести, и омывши тело водою чистою» (Евр. 10:22).

Чистота имеет особенную важность как для физического, так и для умственного здоровья. Многие отработанные вещества выделяются из организма через кожу.

Миллионы пор быстро закупориваются, если ее не содержать в чистоте, и тогда вредные вещества, которые должны выделяться через поры, увеличивают нагрузку на другие органы выделения… Правильно принятая ванна никогда не увеличит возможности простудиться, но, наоборот, закалит против простуды, потому что она возбуждает кровообращение; кровь приливает к поверхности тела, и кровообращение становится более правильным и свободным. В результате силы ума и тела увеличиваются. Мускулы становятся более эластичными, а разум более ясным. Ванна также успокаивает нервы («Служение исцеления», стр. 276).

Научите детей тому, что Бог не любит грязного тела и неопрятной рваной одежды… Опрятная чистая одежда способствует чистоте мысли. Особенным образом необходимо содержать в чистоте одежду, непосредственно соприкасающуюся с кожей («Христианское воздержание и библейская гигиена», стр. 142).

Истина никогда не поставит свои ноги на путь нечистоты и беспорядка… Тот, Кто в древности был так требователен к сынам Израилевым в вопросе воспитания в их среде привычек чистоты, не благоволит к любому виду нечистоплотности («Ревью энд Геральд», 10 июня 1902 г.).

Грязные запущенные углы в доме способствуют появлению нечистых, запущенных углов в душе («Христианское воздержание и библейская гигиена», стр. 142, 143).

Безукоризненная читота, обилие солнечного света и скрупулезное выполнение правил гигиены во всех мелочах жизни необходимы, чтобы предохранить от болезней и сохранить жизненные силы и счастье всех живущих в доме («Служение исцеления», стр. 276).

Небеса чисты и святы, и те, кто войдет в ворота Божьего города, должны быть также чисты как изнутри, так и извне («Ревью энд Геральд», 10 июня, 1902 г.).

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

«Слава юношей — сила их, а украшение стариков — седина» (Притч. 20:29).

Правильные физические упражнения являются драгоценным благословением. В живом организме каждый орган и мускул имеет свое назначение. Каждое колесо в машине должно быть активным, работающим колесом. Чтобы осуществить предназначенную цель, части человеческого организма также должны находиться в активном движении («Свидетельства», т. 3, стр. 77,78).

Замотайте на несколько недель руку, затем освободите ее, и вы увидите, что она стала слабее той, которой вы умеренно трудились все это время. Точно также бездействие влияет на всю мускульную систему.

Бездействие может привести к болезням, упражнение же оживляет и упорядочивает кровообращение («Служение исцеления», стр. 237, 298).

Активное физическое упражнение очень полезно для здорового молодого человека, ибо оно укрепляет весь организм… Без такого упражнения не может нормально функционировать разум — он становится пассивным, не способным развиваться и принимать быстрые, правильные решения…

Все небесные существа находятся в постоянной активной деятельности, и Господь Иисус, живя и трудясь здесь, на земле, оставил этим самым нам пример: он ходил, «благотворя». Бог установил закон активного послушания. Его творения постоянно и без суеты совершают предназначенное для них дело. Океан находится в постоянном движении. Весенняя трава, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, также выполняет свое предназначение, одевая землю прекрасным зеленым ковром. На деревьях трепещут листья, когда ни одна рука не касается их. Солнце, луна, звезды — все осуществляет свое назначение, свою славную миссию… И человек, наделенный разумом и телом, сотворенный по образу Божьему, тоже должен жить так, чтобы занять предназначенное для него место («Специальные свиде-тельства для церкви», стр. 28—30).

Действие дает силу (там же, стр. 29).

ТРУДОЛЮБИЕ

«Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. 9:10).

Жизнь Иисуса была активной и деятельной. Он выполнял обязанности по мере развития Его физических сил. Совершая порученное Ему служение, Иисус не имел времени для возбуждающих, бесполезных развлечений. Он был приучен к полезному труду и Ему была знакома жизнь в нужде.

Христос является примером для наших детей и юношества. Его молодые годы протекали в обстановке, наиболее благоприятной для правильного физического развития и для приобретения моральной силы, необходимой в борьбе с искушением. Поэтому он оставался незатронутым влиянием развращенного и нечестивого Назарета…

Очень ценно воспитание, полученное Христом в детстве от Своих родителей… Деятельная жизнь Иисуса развила в Нем те физические и умственные силы, которые были необходимы для выполнения Его долга. Эта жизнь, проводимая в трудах и молитвенном уединении, не давала сатане возможности искушать Его любовью к самодовольству и тщеславию. Он возрастал телом и духом, готовясь выполнять Свою человеческую миссию и осмыслить последующие важные задачи («Руководство для молодежи», 27 июля 1893 г.).

Иисус был прилежным и неустанным работником. Среди людей не было другого, подобно Ему, такого ответственного человека. Никто другой не прочувствовал на себе такого тяжелого бремени забот и грехов мира. Никто не трудился с таким самопожертвованием и рвением для блага людей. Он жил здоровой жизнью как физически, так и духовно. Он был представлен символически в виде жертвы «непорочного и чистого агнца» (1 Петр. 1:19). И телом и душой Он являлся примером того, каким Бог желает видеть все человечество («Служение исцеления», стр. 51).

ПИТАТЕЛЬНАЯ ДИЕТА

«Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно, и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком» (Ис. 55:2).

Реформа здоровья — это разумное сочетание наиболее здоровой пищи, приготовленной наиболее простым способом (Дневник, стр. 37, 1894 г. ).

Наши тела строятся из того, чем мы питаемся. В организме происходит постоянное разрушение тканей. Каждый миг в каждом органе образуются отработанные вещества, потеря которых восполняется из того, что мы едим. Каждый орган нашего тела нуждается в определенных элементах. Мозг должен получать свое, кости, мускулы и нервы требуют свое. Благодаря удивительному процессу пища трансформируется в кровь, а кровь поддерживает жизнь различных частей тела; это превращение происходит постоянно, и жизненной силой снабжается каждый нерв, каждый мускул и каждая ткань («Служение исцеления», стр. 295).

Бог предусмотрел для человека большое разнообразие пищи, способной удовлетворить его здоровый аппетит. Он предложил ему продукты земли — щедрые и разнообразные, приятные на вкус и питательные для организма… Фрукты, зерновые, овощи, приготовленные самым простым путем без добавок специй и жиров всякого рода, сделанных из молока или сливок, являются наиболее здоровой пищей. Такие продукты обеспечивают потребности нашего тела, сообщают нам жизненную силу, выносливость, энергию, ясность мышления, каких не могут дать более сложные и возбуждающие кушанья («Советы здоровья», стр. 114, 115).

Сделайте свой стол приятным и привлекательным. Наполните его дарами, которые Бог так щедро предложил всем. Сделайте время еды приятным, радостным временем. Когда мы радуемся Божьим дарам, мы тем самым воздаем хвалу их Даятелю («Служение исцеления», стр. 385).

Бог дал нам в пищу фрукты и зерна земли, чтобы мы имели неразгоряченную кровь, спокойные нервы, ясный разум («Ревью энд Геральд», 21 февраля 1888 г.).

ОТДЫХ

«Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного. Ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда» (Мк. 6:31).

Хотя время коротко и нам необходимо совершить великую работу, Господь не желает, чтобы мы настолько переутомляли себя делами, что не имели времени для отдыха, для изучения Библии и для общения с Ним. Все это существенно необходимо, чтобы подкрепить нашу душу и обрести мудрость от Бога, дабы использовать наши таланты на служение Господу самым наилучшим образом («Руководство для молодежи», 3 февраля 1898 г.).

Когда Иисус сказал о том, что жатва велика, а тружеников мало, Он не принуждал этим самым Своих учеников трудиться без отдыха… Он говорит им, что они сильно устали и что если они некоторое время не отдохнут, то не смогут трудиться в дальнейшем. Умоляю вас, во имя Иисуса, берегите свои силы, чтобы, подкрепив себя отдыхом, мы могли совершить большую и лучшую работу («Ревью энд Геральд», 14 сентября 1893 г.).

Когда ученики рассказывали Иисусу о своих трудовых опытах, Он понимал их нужды. Труд, который ободрял и приносил им радость, в то же время и утомлял их… Пустынное место означает не уединенную унылую пустыню, а место отдыха и покоя, приятное для глаз и живительное для тела. Они искали такое место на любимом ими берегу галилейского моря… Христианская жизнь не слагается исключительно из постоянной деятельности и непрерывного размышления… Иисус знал, что им необходим отдых вдали от толпы, вдали от их занятий. Этот отдых должен был оживить, восстановить их силы, поэтому Он стремился увести их из шумных городов на лоно природы, где они могли разумно трудиться и правильно отдыхать. И сегодня существует необходимость, чтобы избранные Богом работники прислушались к повелению Христа пойти и отдохнуть («Ревью энд Геральд», 7 ноября 1893 г.).

БЕРЕГИТЕ ХРАМ ВАШЕГО ДУХА

«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3:16).

Бог дал вам храм, то есть ваше тело, чтобы вы заботились о нем и содержали его в лучшем состоянии и могли достойно служить Ему и прославлять Его. Ваши тела не принадлежат вам… «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» («Советы здоровья», стр. 622).

Здоровье — это благословение, которое так мало кто ценит… Жизнь — это святой дар, и только один Бог может сделать нас способными беречь и использовать этот дар для Его славы. Только Тот, Кто создал такой чудесный организм, как наше тело, особенным образом может позаботиться о том, чтобы сохранить его, если только сам человек не будет действовать вразрез с Его намерениями. Он поможет нам усовершенствовать и использовать каждый талант в соответствии с волей Даятеля («Ревью энд Геральд», 20 июня 1912 г.).

Юность — это время, когда вырабатываются добрые привычки, исправляются уже приобретенные злые, когда формируется сила самообладания, когда посвящаются воле Божьей планы, намерения и вся жизнь.

Чтобы Святой Божий Дух мог пребывать в храме нашего тела, оно должно сохраняться чистым и неоскверненным. Нам следует постоянно бодрствовать над собственностью Господа, потому что всякое злоупотребление нашими силами сокращает время, на протяжении которого наша жизнь может быть использована для славы Божьей. Усвойте следующую мысль: мы должны посвятить Богу все — душу, тело и дух. Все это — Его владение, и чтобы не закопать талант, вверенную нам жизнь, все должно использоваться разумно, с наибольшей отдачей. Используя наилучшим образом в полезном труде наши силы, сохраняя здоровым каждый наш орган и гармонично сочетая работу разума и мышц, мы сможем совершать наиболее ценное служение Богу («Руководство для молодежи», 7 апреля 1898 г.).

Когда мы сделаем все зависящее от нас, чтобы быть здоровыми, тогда мы можем ожидать благословенных результатов и в вере просить Бога благословить наши усилия в сохранении здоровья («Советы здоровья», стр. 59).

ЗДРАВСТВОВАНИЕ И ПРЕУСПЕВАНИЕ

«Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя» (3 Ин. 2).

В сотворении чудес Спаситель проявил силу, которая и сейчас постоянно действует, поддерживая и исцеляя человека. Бог каждый день, каждый час и каждый миг нашей жизни проявляется через силы природы, дабы сохранять нас живыми, поддерживать и исцелять. Когда какая-либо часть тела поражается болезнью, тотчас же начинается процесс исцеления. Силы природы приходят в действие, пытаясь восстановить здоровье. Но сила природы есть сила Божия. От Него исходят все жизенные силы. Если человек выздоравливает от болезни, это значит, что Бог восстановил его…

Слова, сказанные однажды Израилю, верны и по сей день и относятся ко всем, снова обретающим здоровье тела и души: «Я Господь целитель твой».

Жалание Божие относительно каждого человека выражено в этих словах: «Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя» («Служение исцеления», стр. 112, 113).

Чистый воздух, солнечный свет, воздержанные поступки, отдых, физические упражнения, правильная диета, вода, доверие Божественной силе — вот истинные лекарства («Служение исцеления», стр. 127).

Дары природы являются Божьими благословениями, исцеляющими наше тело, разум и душу. Здоровым они даны, чтобы сохранить их здоровье, а больным, чтобы сделать их здоровыми…

Природа является Божьим целителем. Чистый воздух, яркий солнечный свет, прекрасные цветы и деревья, фруктовые сады и виноградники, благодатный труд на лоне природы — это элексир жизни, дающий здоровье.

Ничто так не способствует к восстановлению здоровья и счастья, как жизнь в окружении привлекательных картин природы («Свидетельства», т. 7, стр. 76, 77).

Жизнь на чистом воздухе благотворна для тела и ума. Это Божье средство для восстановления здоровья («Свидетельства», т. 7, стр. 85).

«Истинная религия и законы здоровья идут рука об руку» («Ревью энд Геральд», 12 ноября 1901 г.).

ТРУД НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ

«И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:8—15).

Адаму и Еве было поручено «возделывать и охранять» Едемский сад. Хотя Владыка вселенной и излил на них богатые благословения, они не должны были праздно проводить свою жизнь. Для их блага, для укрепления их тела, расширения умственного кругозора и развития характера был предназначен полезный труд («Воспитание», стр. 21).

Необходимо, чтобы мужчины и женщины трудились в поле, саду, в винограднике, ибо это приносит здоровье, укрепляет нервы и мускулы… Все части человеческого организма должны нести равномерную нагрузку. Это необходимо для гармоничного развития и правильного функционирования всех органов… Бог сотворил нервную и мускульную системы для того, чтобы они совершали свою работу. Бездействие же человеческого организма приводит к страданию и болезни («Медицинское служение», стр. 296, 297).

От бездействия умирает больше людей, чем от переутомления. Те, кто приучил себя к разумному труду на открытом воздухе, могут быть уверены, что их система кровообращения находится в отличном состоянии («Советы здоровья», стр. 173).

Утренние упражения, прогулка на свежем, живительном воздухе, труд, связанный с выращиванием цветов, фруктов, овощей, способствуют здоровому кровообращению. Такой образ жизни является вернейшей гарантией против простудных заболеваний, кашля, застоя крови в мозгу, болезней легких, воспаления печени, почек, легких и сотни других заболеваний («Реформа здоровья», май 1872 г.).

Выходите на воздух и совершайте физические упражнения ежедневно, хотя и находясь внутри дома ими пренебрегать нельзя («Свидетельства», т. 2, стр. 531). .

Чем больше мы приходим в гармонию с первоначальным Божьим планом, тем более благоприятным будет наше положение для востановления и сохранения нашего здоровья («Советы здоровья», стр. 174).

ВОЗДУХ, КОТОРЫМ МЫ ДЫШИМ

«И не требует служения рук человеческих, как-бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 17:25).

Воздух — это щедрое благословение неба, предназначенное для полноценной жизни всех земных существ и человека («Свидетельства», т. 1, стр. 701).

Легкие постоянно выделяют из организма отработанные вещества и поэтому должны также постоянно снабжаться свежим воздухом («Служение исцеления», стр. 274).

Наше здоровье в большей степени зависит от воздуха, которым мы дышим, чем от пищи, которую мы едим. Мужчины и женщины, молодые и старые, все, желающие быть здоровыми, деятельными, радостными, должны помнить, что многое зависит от функционирования системы кровообращения. Чем бы они ни занимались, каковы бы ни были их вкусы, все же на свежем воздухе им необходимо быть как можно больше («Советы здоровья», стр. 173).

Воздух, этот драгоценный благодатный дар небес, доступный для всех, окажет на вас благотворное влияние, если только вы этого захотите. Любите свежий воздух, и он принесет вам драгоценное успокоение… Чистый, свежий воздух способствует правильному кровообращению во всем организме. Он освежает тело, дает силу и здоровье и в то же время оказывает воздействие на разум, наделяя его-ясностью и хладнокровием, улучшает аппетит, способствует пищеварению и здоровому крепкому сну («Свидетельства», т. 1, стр. 702).

Чистый, живительный воздух небес является щедрым Божьим даром людям, и они не смогут быть здоровыми, бодрыми и счастливыми, если не оценят это щедрое даяние и не воспользуются им («Реформа здоровья», апрель 1872 г.).

Свежий, чистый воздух небес является одним из драгоценнейших благословений, которое может радовать («Советы здоровья», стр. 60).

СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ

«Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце» (Еккл. 11:7).

Мало кто осознает, насколько необходим солнечный свет, чистый воздух и физические упражения для поддержания здоровья и бодрого настроения. Жалко смотреть на маленьких детей, запертых в помещении, в то время как кругом такое обилие благодатного солнечного света («Реформа здоровья», апрель 1871 г.).

Одежда ваших мальчиков и девочек должна быть удобной и соответствующей погоде. Дайте им возможность гулять и резвиться на свежем воздухе, тогда и вы сами будете радоваться их здоровью и радостному настроению («Христианское воздержание и библейская гигиена», стр. 91).

Бледные и невзрачные от борьбы с холодом ранние побеги весенних всходов постепенно набирают силу, свежесть и яркую окраску под животворными лучами солнца. Выйдя на свет, наслаждайтесь приятным солнечным теплом, разделяйте с растениями его животворную целительную силу («Реформа здоровья», май 1871 г.).

Ни одну комнату в доме нельзя считать уютной и красивой, если она темна и лишена ободряющего живительного солнечного света, который является щедрым даром, посланным человеку с небес…

Когда Бог творил наш мир, бездна была покрыта тьмой, и Он сказал: «Да будет свет, и стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош». Неужели мы все же закроем наши дома и лишим себя света, о котором Сам Бог сказал, что он хорош? («Реформа здоровья», апрель 1871 г.).

Если вы желаете сделать свои жилища приятными и привлекательными, пусть в них будет как можно больше воздуха и солнечного света… Под животворными лучами солнца могут выцветать ваши ковры, но зато зарумянятся щеки ваших детей. Если с вами присутствует Бог, если вы обладаете горячими, любящими сердцами, то ваше скромное жилище, наполенное воздухом и солнечным светом… будет для вашей семьи… небом на земле («Советы здоровья», стр. 54).

ВОДА

«Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего. И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру» (1 Ин. 4:13,14).

Как для здоровых, так и для больных чистая вода является особым благословением Неба, ибо ее правильное употребление благотворно влияет на здоровье. Вода предназначена для утоления жажды как человека, так и животных. Пейте больше воды, так как она удовлетворяет потребности организма и помогает ему сопротивляться болезни. Внешнее применение воды является одним из наиболее легких и наиболее полезных средств регулирования кровообращения («Служение исцеления», стр. 237).

Чистая вода и свежий воздух стимулируют деятельность жизненно важных органов, очищают кровь, помогают организму бороться с болезнями («Как жить», гл. 4, стр. 55).

Вода является наилучшей жидкостью, которая только способна очищать ткани («Ревью энд Геральд», 29 июня 1884 г.).

Если бы больные могли помочь своему организму в его борьбе с болезнью посредством употребления чистой мягкой воды, они избежали бы многих страданий («Как жить», гл. 5, стр. 60).

Мудро и с искусством применяемое водолечение может служить средством для спасения многих жизней. Следует сочетать прилежное изучение с тщательным лечением. Пусть со страдальческого ложа возносятся молитвы веры. Пусть больной ободрится и призовет на себя обетования Божии («Медицинское служение», стр. 227).

Живительная вода, наполняющая опаленную зноем бесплодную пустыню, превращающая ее в цветущий сад и возрождающая к жизни все погибающее, является символом Божественной благодати, исходящей только от Христа, очищающей, освежающей, оживляющей душу подобно живой воде («Патриархи и пророки», стр. 412).

На Востоке воду называют «Божьим даром» («Желание веков», стр. 183).

РАДУЙТЕСЬ БОЖЬЕМУ ТВОРЕНИЮ

«И совершил Бог к седьмому дню дела свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмый день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:2,3).

Седьмой день был отделен Богом для отдыха человека, для его блага и славы Божьей. Бог видел, что человек нуждается в дне отдыха от труда и забот, что его здоровью и жизни грозит опасность, если он не будет отдыхать после утомительных и беспокойных шести дней («Свидетельства», т. 1, стр. 532).

Суббота Господня предназначена стать благословением для нас и для наших детей. Необходимо обращать детский ум и внимание детей на благоухающие цветы, на распускающиеся почки, на величественные деревья, на нежный травяной покров и учить, что Ьог сотворил все это в шесть дней, а в день седьмой почил и освятил его. Таким образом родители могут повлиять на сознание своих детей настолько, что, всегда любуясь природой, они будут вспоминать великого Творца, создавшего ее. Их мысли от природы перенесутся к акту творения нашего мира, когда было заложено основание субботы и когда все сыны Божьи восклицали от радости (Рукописи, стр. 251).

Суббота дает нам возможность видеть в творческих делах Бога славу Творца. Иисус давал Свои драгоценные уроки на лоне природы. И поэтому в святой день покоя, как никогда в другой день мы должны изучать вести, начертанные Богом для нас в природе. Мы должны изучать притчи Спасителя в обстановке, подобной той, где Он говорил их: на полях, в рощах, под открытым небом, среди травы и цветов. Когда мы находим ключ к сердцу природы, Христос дает нам возможность реально ощутить Его присутствие и говорит нашим сердцам о Своем мире и любви («Советы здоровья», стр. 165).

ВСЕ ДЕЛАЙТЕ ВО СЛАВУ БОЖИЮ

«Итак, едите ли, пьете ли, или (иное) что делаете, все делайте ва славу Божию» (1 Кор. 10:31).

Чтобы сохранить здоровье, необходимо проявлять воздержание во всем: в труде, в пище, в питие. Наш небесный Отец открыл принципы реформы здоровья… чтобы все, кто любит чистоту и святость, могли узнать, как мудро использовать то добро, которым Он уже наделил их, и чтобы, практикуя воздержание в повседневной жизни, быть освященными истиной («Христианское воздержание и библейская гигиена», стр. 52).

Необходимо формировать правильные привычки в еде и питие. Пища должна способствовать улучшению крови. Следует также беречь органы пищеварения. Бог требует от нас, чтобы, проявляя воздержание во всем, мы делали со своей стороны все возможное для сохранения своего здоровья… На внутреннюю духовную жизнь человека оказывает сильное влияние его физическое состояние и, в частности, работа желудка. Хорошие привычки в еде и питие способствуют правильным поступкам («Ревью энд Геральд», 27 мая 1902 г.).

Аппетит и личностные желания должны управляться здравыми принципами. Это во многом определяет нашу верность Богу. Ему принадлежат все, кто трудится в Его деле, и поэтому Он желает, чтобы наш разум и тело находились в наилучшем состоянии, чтобы каждая способность и каждое дарование были под Его Божественным контролем, чтобы они управлялись строгим воздержанием… Воздержание в еде, питие, сне, одежде является одним из главных принципов религиозной жизни. Истина, заложенная во внутреннее святилище души, является решающей в лечении тела («Свидетельства», т. 6, стр. 374, 375).

Чем прилежнее вы будете соблюдать законы здоровья, тем яснее вы научитесь распознавать искушения, более успешнее сопротивляться им, более высоко ценить вечные сокровища. Пусть Господь поможет вам максимально использовать имеющиеся у вас возможности и преимущества, чтобы вы могли ежедневно одерживать новые победы и наконец войти в град Божий вместе с теми, кто победил кровью Агнца и словом своего свидетельства («Руководство для молодежи», 25 августа 1886 г.).

ВОЗДЕРЖАНИЕ В ТРУДЕ

«И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это — дар Божий» (Еккл. 5:18).

Время, потраченное на укрепление как физического здоровья, так и развития ума, является правильно прожитым временем… Здоровье легко потерять, но очень трудно приобрести вновь. Мы не должны переутомлением или злоупотреблением чего-либо наносить урон ни одной функции разума и тела («Реформа здоровья», 1877 г.).

Те, кто прилагает большие усилия, чтобы как можно больше чего-нибудь сделать, и продолжает работать несмотря на то, что сознает необходимость в отдыхе, не достигнут успеха. Они живут на капитале, который взят взаймы, и растрачивают ту жизенную силу, которая им понадобится в будущем. И когда возникнет необходимость в той энергии, которая была ими так безрассудно растрачена, уже невозможно будет где-то взять ее. Такое время придет, а их физические силы будут истощены. Всякий, кто нарушает законы здоровья, в определенное время в большей или меньшей степени будет страдать («Советы о здоровье», стр. 99).

Многие заботы и труды, которые утомляют и старят людей, не являются ношей, возложенной на них Богом. Эти люди сами возложили ее на себя, делая то, что Слово Божие не велит им делать («Реформа здоровья», январь 1877 г.).

Нам не следует переутомлять себя работой. Иногда это оказывается необходимым, но не как правило, а как исключение. Если, со своей стороны, мы почтим Бога, то и Он, со Своей стороны, сохранит наше здоровье… Практикуя воздержание в еде, питие, одежде, труде, мы сможем сделать для себя то, что ни один врач не в состоянии для нас совершить.

Не старайтесь за один день сделать то, что должно быть сделано за два дня («Евангельские работники», стр. 85).

НЕ ПРЕВРАЩАЙТЕ ДЕНЬ В НОЧЬ

«Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?» (Притч. 6:9).

Здоровье является великим сокровищем, ибо это — самое ценное приобретение, которое только могут иметь смертные. Богатство, почести, образование слишком дорого обходятся, если они приобретаются ценой здоровья. И ничего из этого не принесет счастья, если здоровье будет утеряно. Злоупотребление здоровьем, которым наделил нас Бог, является великим грехом, потому что это ослабляет наш организм и причиняет ему огромный ущерб («Советы здоровья», стр. 186).

Привычка превращать день в ночь, и ночь в день очень распространена. Многие из молодых людей по утрам крепко спят, хотя человеку необходимо вставать с ранним пением птиц и пробуждаться, когда все в природе оживает. Молодежь должна придерживаться определенного режима и времени для сна… Ей следует подчинить себя дисциплине и определенным правилам порядка. Бог является Богом порядка, и молодежи следует повиноваться строгим нормам, и тогда это повиновение принесет им благословение («Руководство для молодежи», сентябрь 1893 г.).

Так как рост человеческого организма происходит в часы отдыха, то всем, в особенности молодым людям, необходимо спать регулярно и достаточное количество времени («Воспитание», стр. 205).

Большинство любителей удовольствий ночью посещают места увеселений и проводят в возбуждающем веселье часы, Богом предназначенные для спокойного отдыха и сна, для восстановления сил… они похищают со своих щек румянец здоровья, а затем пытаются восполнить этот недостаток косметикой («Реформа здоровья», октябрь 1871 г.).

Не лучше ли поэтому оставить обыкновение превращать ночь в день, а утренние благодатные часы в ночь? Если молодые люди будут стараться формировать привычки регулярности и порядка, тогда намного улучшится их здоровье, память, характер («Руко-водство для молодежи», 28 января 1887 г.).

ВОЗДЕРЖАНИЕ В УМСТВЕННЫХ ЗАНЯТИЯХ

«А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг — конца не будет, и много читать — утомительно для тела» (Еккл. 12:12).

Умственная работа, не сопровождающаяся физическими упражнениями, может привести к нарушению кровообращения. Приток крови к мозгу сильно увеличивается, а конечности снабжаются ею мало. Поэтому следует обязательно чередовать часы отдыха и умственного труда, и часть времени необходимо посвящать физической работе…

Здоровье не будет крепким, если ежедневно не посвящать некоторое время физической работе на свежем воздухе. Необходимо уделять несколько часов физическому труду любого вида, чтобы привести в бодрое состояние все части тела. Если вы равномерно распределите физическую и умственную нагрузку, ваш разум также будет освежен («Христианское воздержание и библейская гигиена», стр. 82).

Умственный труд — очень тяжелый труд. Люди, занимающиеся таким трудом, очень часто неэкономно расходуют свои умственные силы, в то время как другой класс людей высшей целью жизни делает физический труд. Последние, таким образом, не упражняют свой разум. И хотя их мускулатура сильно развита, ум лишен интеллектуальной силы. Люди же, занимающиеся только умственным трудом, обретают большую силу мышления, но тело их из-за пренебрежения физическим трудом лишено силы и энергии… Безупречное здоровье должно быть достаточным стимулом, чтобы побудить их к разумному сочетанию физического и умственного труда.

Для гармоничного развития личности человека необходимо правильное сочетание в ней нравственной, интеллектуальной и физической культуры. Некоторые же развивают в себе исключительно умственную силу, в то время как другие склонны заниматься только физическим трудом. Оба эти класса людей должны стремиться к восполнению недостающего, чтобы представить себя Богу как жертву живую, святую, благоугодную Богу, для их разумного служения («Советы родителям, учителям и студентам», стр.290, 291).

Здоровье необходимо беречь так же тщательно, как и характер («Христианское воздержание и библейская гигиена», стр. 83).

КАК ПРАВИЛЬНО ОДЕВАТЬСЯ

«Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды» (Притч. 31:21).

Наша одежда должна быть скромной и простой, но в то же время качественной. Цвет ее должен быть к лицу; она должна долго и хорошо носиться. При выборе одежды более всего надо иметь в виду ее прочность, но не показную красоту. Одежда должна сохранить в теле достаточно тепла. Мудрая женщина, описанная в книге Притч, «не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды».

Наша одежда должна быть чистой, так как грязная одежда вредит здоровью и поэтому оскверняет тело и душу…

Одежда должна во всех отношениях способствовать здоровью. Бог желает, чтобы каждый из нас «здравствовал и преуспевал во всем», то есть был здоров как телом, так и душой. Поэтому мы должны сотрудничать с Ним в вопросах здоровья и души, и тела. Правильно же выбранная одежда способствует тому и другому.

Одежда должна также быть изящной и красивой, настолько благородна естественная красота. Христос предостерегает нас от гордости житейской, но не от изящества и естественной красоты. Он указал на цветы полевые, на чистоту распускающейся лилии и сказал: «И Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6:29). Таким образом, Христос использовал прекрасные виды природы, чтобы проиллюстрировать ту красоту, которую ценит Бог, а также ту скромность, изящество, простоту, чистоту и пристойность, которые делают нашу одежду угодной Ему («Служение исцеления», стр. 288, 289).

Хорошее здоровье во многом зависит от правильного кровообращения. Поэтому особенно тщательно надо укрывать от холода конечности тела («Свидетельства», т. 2, стр. 531).

Пусть же наши сестры одеваются просто, их платья пусть будут прочными, скромными, современными и из хорошей ткани, и пусть их разум не будет занят целиком одеждой (Письма, 1897 г.).

РЕЖИМ ПИТАНИЯ

«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3:16).

Регулярность в еде очень важна для здоровья тела и ясности ума («Советы здоровья», стр. 118).

Большинство детей не понимают того, когда, как и что они должны есть. Им разрешается есть все, что им захочется. Они не в свое время едят, например, пирожки, пирожные, хлеб с молоком, сладости и становятся обжорами, людьми, страдающими плохим пищеварением. Органы пищеварения у них подобны мельнице, работающей постоянно, а в результате они ослабевают. Ослабевает также и умственная деятельность, потому что энергия, необходимая для работы мозга, расходуется на переваривание пищи в перегруженном желудке. Неестественная стимуляция жизненных сил организма и в результате этого изнашивание делают людей нервными, раздражительными, нетерпеливыми, своевольными… В таких людях трудно возбудить чувство стыда и отвращения ко греху («Реформа здоровья», май 1877 г.).

В промежутках между принятием пищи не следует есть сладости, орехи, фрукты или что-то другое. Нерегулярность в еде разрушает жизненный тонус органов пищеварения, причиняет вред здоровью, лишает тело бодрости («Служение исцеления», стр. 384).

Другая пагубная привычка — это принятие пищи перед сном… Вследствие этого неприятные сновидения часто мешают спать, и утром человек пробуждается неотдохнувшим и не имея особого желания завтракать. Ко времени отхода ко сну желудок должен закончить свою работу и, подобно другим органам тела, отдыхать («Служение исцеления», стр. 303, 304).

Каждое запрещение со стороны Бога имеет целью крепкое здоровье и вечное благо человека («Знамение», 11 февраля 1875 г.).

Когда Божий народ оставит губительные для здоровья привычки, он приобретет ясное понимание того, что является истинным благочестием. Тогда в религиозном опыте людей произойдет чудесная перемена («Ревью энд Геральд», 27 мая 1902 г.).

ДАНИИЛ — ОБРАЗЕЦ ВОЗДЕРЖАНИЯ

«И царь говорил с ними, и из всех отроков не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить пред царем. И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхов, какие были во всем царстве его» (Дан. 1:9,20).

В течение трех лет своего обучения Даниил и его товарищи сохраняли свою верность Богу. Они следовали принципам воздержания и сознавали свою постоянную зависимость от силы Божьей. Когда подошло время проверить их способности и приобретенные знания, царь устроил для них экзамен вместе с другими кандидатами на служение при дворе… Их проницательный ум, широкий кругозор, ясность речи, широта знаний свидетельствовали о силе и глубине их мышления.

Бог всегда возвышает праведного. В Вавилоне была собрана наиболее способная молодежь со всех земель, покоренных великим завоевателем. Однако среди всех их не нашлось никого, подобного еврейским пленникам. Стройная фигура, твердая упругая поступь, красивое лицо, ясное сознание — все это является признаком благородства, которым природа наделяет тех, кто повинуется ее законам…

Они оставались твердыми среди соблазнов роскошных вавилонских дворцов. Молодежь наших дней также окружена соблазнами, особенно в больших городах, где доступна всякая форма чувственного удовлетворения. Те, кто подобно Даниилу, оберегает себя от осквернения, получат в награду привычки воздержания…

Ясность ума Даниила, определенность его цели, способности в приобретении знаний и сопротивление искушениям в значительной степени зависели от его правильного питания в сочетании с молитвенной жизнью…

Твердо стойте в Господе… И Бог вознаградит вас спокойными нервами, ясным мышлением, здравым суждением, проницательным умом. Молодежь наших дней, имеющая твердые непоколебимые принципы, будет иметь благословение в здоровье тела, ума и души… («Руководство для молодежи», 9 июля 1903 г.).

ТЕЛО ДОЛЖНО БЫТЬ ПОДЧИНЕНО РАЗУМУ

«Желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают» (1 Тим. 1:7).

Каждая часть тела должна быть управляема разумом («Свидетельства», т. 3, стр. 136).

Мозг — это центр, управляющий нервной и умственной деятельностью человека. Мозг контролирует все функции тела. Нервные клетки мозга передают сигналы в любую часть тела и контролируют жизнедеятельность каждой части человеческого организма. Все органы движения управляются также посредством мозга («Свидетельства», т. 3, стр. 69).

Мозг, связанный с каждой частью человеческого организма, является единственным средством, через которое небеса могут вступить в контакт с личностью и воздействовать не ее внутреннюю жизнь. Все, что препятствует распределению электрических токов в нервной системе, в результате подрывает жизненные силы и притупляет чувствительность разума («Свидетельства», т. 2, стр. 347).

Любая пораженная часть тела сообщает мозгу о нанесенном ей повреждении («Христианское воспитание», стр. 125).

Не только преимущество, но и священный долг всех людей заключается в том, чтобы понимать Богом данные законы функционирования организма… И когда они приобретут достаточные знания о человеческом теле… то будут стремиться контролировать свои телесные желания благородными силами разума. На тело они будут смотреть как на чудесное создание Великого Конструктора, как на тысячеструнную арфу, вверенную им, которая должна издавать стройные мелодичные звуки («Реформа здоровья», сентябрь 1871 г.).

Гармоничное и правильное сочетание умственных и физических сил приносит человеку счастье. Чем возвышеннее и благороднее эти силы, тем полнее его счастье («Ревью энд Геральд», 29 июля 1884 г.).

ВЕРА ВО ХРИСТА УКРЕПЛЯЕТ ЗДОРОВЬЕ

«Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся» (Притч. 10:27).

Все ученики Христа нуждаются в тихих спокойных минутах для общения с природой и с Богом. Мы лично должны услышать Его голос, говорящий к нашему сердцу. И когда умолкают все голоса и мы спокойно ожидаем, то отчетливо начинаем слышать голос Божий, повелевающий нам: «Остановитесь и познайте, что Я Бог…». Человек, чья духовная жизнь освежается таким путем, будет окружен атмосферой света и мира даже среди спешащей толпы и напряженной ежедневной трудовой деятельности. Он будет постоянно получать подкрепление как для физических, так и для умственных сил («Советы относительно здоровья», стр. 163).

Если вы будете стремиться приобрести мудрость и подчините свою волю Господу, то в вашем физическом состоянии произойдет чудесное улучшение («Медицинское, миссионерское служение», ноябрь и декабрь 1892 г.).

Девять десятых болезней, от которых страдают люди, являются умственными заболеваниями. Религия Христа… является наиболее эфективным средством лечения, ибо она удивительным образом успокаивает душу («Свидетельства», т. 5, стр. 444).

На небесах нет болезней, и чем больше человек открывается для небесного влияния, тем больше шансов для исцеления…

Благочестие не противоречит законам здоровья, но находится в гармонии с ними. Страх Господень является основанием всякого действительного благополучия («Христианское воздержание и библейская гигиена», стр. 13, 14).

Заботясь о наших телах, мы должны сотрудничать с Богом. Любовь к Богу и вера в Него является неотъемлемой частью жизни, здоровья, счастья. Если мы хотим иметь совершенное здоровье, наши сердца должны быть исполнены любви, надежды и радости в Господе («Ревью энд Геральд», март 1872 г.).

МИР ПРАВЕДНИКА

«Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения» (Пс. 118:165).

Если мы счастливы, если мы чувствуем себя свободно от сознания того, что наша жизнь протекает в правильном русле, если мы получаем удовлетворение от того, что приносим счастье другим, это вселяет в нас бодрость, которая, в свою очередь, оказывает благотворное влияние на наш организм, способствуя более правильному кровообращению и оживляя все тело. Благословение Божье — это целительная сила, и все, щедро отдающие себя на служение другим, испытывают на себе ее чудесное действие («Христианское воздержание и библейская гигиена», стр. 13).

Всех, идущих по пути мудрости и святости, не будут мучить угрызения совести за напрасно потраченное время, ибо они не проводят его бесцельно. Они не будут мучимы унынием и разочарованием, как те, кто участвует в пустых легкомысленных увеселениях…

Развлечения действуют возбуждающе, но за ними обычно приходит подавленное настроение и депрессия. Здоровое влияние на организм оказывает разумный труд и физические упражнения, которые укрепляют мышцы, улучшают кровообращение и играют решающее значение в восстановлении здоровья…

Лучшим лекарством для излечивания болезней тела и ума является сознание того, что мы живем правильно. Здоровье и сила— это особые Божьи благословения, посылаемые тем, кто живет такою жизнью («Реформа здоровья», март 1872 г.).

Добро благотворно влияет как на делающего его, так и на того, для кого оно делается. Если вы забываете себя, заботясь о других, то приобретаете способность побеждать свои немощи. Удовлетворение, испытываемое вами, когда вы творите добро, будет в огромной степени содействовать здоровью вашего тела и духа. Радость от делания добра оживит ваш разум и обновит тело («Свидетельства», т. 2, стр. 534).

Человек, чей разум успокаивается в Боге, находится на пути к здоровью («Ревью энд Геральд», 11 марта 1887 г.).

ВЕСЕЛОЕ СЕРДЦЕ — НАИЛУЧШЕЕ ЛЕКАРСТВО

«Веселое сердце благотворно, как вречевство, а унылый дух сушит кости» (Притч. 17:22).

Между телом и умом существует непосредственная связь. Если страдает разум, то с ним страдает и тело, и наоборот. Состояние ума в гораздо большей мере отражается на здоровье, чем многие думают. Многие болезни, от которых страдают люди, являются последствиями душевной подавленности. Горе, страх, недовольство, угрызения совести, чувство вины, недоверие — все это способно подорвать жизенные силы, расстроить здоровье и даже повлечь за собой смерть.

Иногда причиной болезни является воображение, иногда она очень осложняется вследствие сильного воображения. Многие из тех, кто мог быть здоровым, остаются на всю жизнь инвалидами, хотя на самом деле только считали себя таковыми…

Мужество, надежда, вера, сочувствие и любовь укрепляют здоровье и продлевают жизнь. Всем довольное сердце и бодрый дух дают здоровье телу и силу душе («Служение исцеления», стр. 241).

Дух благотворительности, радости, доброжелательности, доверие Божьей любви и заботе являются вернейшими стражами здоровья (там же, стр. 281).

Как в сохранении, так и в восстановлении здоровья большую роль играют сила воли и самообладание. Здоровье могут подорвать уныние, гнев, недовольство, эгоизм, осквернение грехом… С другой стороны, чудесная животворная сила заключена в бодрости, сомоотречении, благодарности.

Известна истина, имеющая непосредственное отношение к нашему здоровью, истина, которую нам необходимо принять во внимание. Она выражена в Священном Писании: «Веселое сердце благотворно как врачевство» («Воспитание», стр. 197).

Истинные принципы христианства открывают перед всеми источник бесценного счастья («Советы относительно здоровья», стр. 28).

Нам следует поддерживать в себе бодрое, радостное, исполенное надежды и мира настроение; ибо от этого зависит наше здоровье («Свидетельства», т. 3, стр. 13).

ДОБРЫЕ ДЕЛА И ПРИЯТНАЯ РЕЧЬ УКРЕПЛЯЮТ ЗДОРОВЬЕ

«Приятная речь — сотовый мед, сладка для души и целебна для костей» (Притч. 16:24).

Добрые, любезные, ободряющие слова оказывают более эффективное воздействие, чем самые сильные лекарства, ибо приносят унывающему сердцу утешение. Добрые дела и ободряющие слова приносят в семью счастье и свет, они вознаградят вас в десятикратном размере. Мужу необходимо помнить, что основное бремя по воспитанию детей возложено на плечи матери, что приходится много трудиться над формированием их характеров. Это должно побудить его проявлять к ней самые нежные чувства и с любовью облегчать ее бремя. Ему следует ободрять ее тем, что советовать положиться на его любовь и направлять свой взор к небу, где утомленных ждет окончательный покой, мир и радость («Свидетельства», т. 1, стр. 306, 307).

Его доброта и нежная забота будут драгоценным утешением для нее, а то счастье, которое он сможет вселить в нее, принесет радость и мир и его сердцу («Служение исцеления», стр. 374).

Семья, в которой всем управляет Дух Господень, является чудесным прообразом небес. Необходимо удалить все, что мешает миру и единству в семье, и беречь доброту и любовь («Знамения», 20 июня 1911 г.).

Семья должна стать местом пребывания бодрого настроения, вежливости и любви. Там, где проявляются эти качества, обитает счастье и мир («Служение исцеления», стр. 393).

Незначительные знаки внимания, которые очень легко оказывать, могут поддержать, укрепить и ободрить того, кто борется в великой неравной жизненной схватке.

Просто сказанные приветливые слова и небольшие знаки внимания могут рассеять темные тучи искушений, которые собираются на горизонте (Рукописи, стр. 61, 1900 г.).

Кротость, доброта, благодать создают такую атмосферу, которая будет не разрушать, но исцелять (Письма, стр. 320, 1906 г.).

ЗДОРОВЬЕ И СЧАСТЬЕ

«Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании» (Пс. 15:8—9).

Христианин должен жить как можно ближе к Богу, чтобы быть в состоянии оценить действительно ценное и чтобы «быть исполненным плодами праведности через Иисуса Христа к славе и похвале Божьей». Его сердце должно переполняться благодарностью и хвалой Богу. Необходимо всегда благодарить за получаемые благословения, ибо сказано: «Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня».

Долг каждого — создавать бодрое радостное настроение в себе, а не вынашивать в душе печали и скорби. Многие не только делают себя несчастными, но и подрывают свое здоровье из-за своего болезненного воображения. Если они встречаются с какой-то неприятностью, их лицо хмурится и лучше всяких слов выражает недовольство. В результате такое подавленное настроение приносит огромный вред их здоровью, потому что нарушает естественные процессы, протекающие в организме. Печаль и беспокойство не могут исправить зло, но зато могут причинить большой вред. Напротив, бодрость и надежда, облагораживая жизнь другим «будет жизнью для тех, кто нашел их, и здравием для тела их».

Христос пришел, чтобы вернуть прежнюю красоту миру, разрушенному грехом…

На новой земле не будет ни греха, ни болезни. Тело будет восстановлено в его первоначальном совершенстве, а мы будем уподоблены незапятнанному образу нашего Господа…

Совершенствование христианского характера означает воссоздание в нем его первоначальной красоты… Когда вслед за обновлением ума обновляется сердце, на лице человека отражается благодатное влияние Святого Духа, приносящее мир, доброжелательность, чистую и нежную любовь, которая управляет сердцем.

Давайте же за все и всегда благодарить Бога («Знания», 12 февраля 1885 г.).

ПРОЩЕНИЕ ГРЕХОВ ПРИНОСИТ ИСЦЕЛЕНИЕ

«Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои» (Пс. 102:2,3).

Спаситель исцелял как душу, так и тело. Евангелие, которому Он учил, было вестью о возрождении как духовной, так и физической жизни. Избавление от греха и исцеление от болезней тесно связаны друг с другом. Врач христианин должен находиться в гармонии со Христом, удовлетворяя как физические, так и духовные нужды своих пациентов. Он должен стать для больных вестником милости, излечивая как больное тело, так и пораженную грехом душу («Служение исцеления», стр. 111).

Когда бедного парализованного человека принесли к дому, где учил Иисус, около двери толпилось много людей, что делало невозможным добраться до Спасителя. Но в сердце бедного страдальца горела вера и надежда, и он попросил своих друзей поднять его на кровлю дома, разобрать крышу и спустить вниз к ногам Христа. Так и было сделано: страдалец лежал у ног Всемогущего Целителя. Все, зависящее от человека, для его исцеления было совершено. Иисус знал, что бедного парализованного мучило сознание его грехов, поэтому необходимо было в начале осободить его от этого бремени. Исполненный нежного сострадания; Спаситель обратился к нему не как к чужому и не как к другу, а как к человеку, который становится членом Божьей семьи: «Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои».

Многие больше страдают от душевного расстройства, чем от болезней тела, и они не найдут облегчения до тех пор, пока не придут ко Христу, Источнику жизни. И тогда исчезнут жалобы на усталость, одиночество, неудовлетворенность, полнота истинной радости оживит разум, исцелит здоровье и наделит жизненной энергией тело («Свидетельства», т. 4, стр. 579).

И сегодня Христос сочувствует каждому страдальцу… Он знает, как нужно сказать слова: «Будь здоров от болезни твоей», и потому повелевает: «Иди и не греши больше» («Руководство для молодежи», 29 декабря 1898 г.).

РЕЦЕПТ ОТ ВСЕХ БОЛЕЗНЕЙ

«Приидите ко Мне, все труждающиеся и обременные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).

Исцеляющая Божья сила совершает свою работу в природе. Срезано ли дерево, ранено ли живое существо, сломана ли кость, природа сразу начинает исцелять пораженное место. Средства исцеления находятся в состоянии полной готовности еще до того, как в них появляется нужда. И как только это случается, все силы направляются на восстановление. Так и в духовной жизни, еще до появления греха Бог приготовил средство для исцеления от него. Каждая душа, павшая под искушением,— это раненая, сокрушенная врагом душа. Но там, где есть грех, есть и Искупитель («Воспитание», стр. 113).

Когда Евангелие принимается во всей его чистоте и силе, то оно приносит исцеление от болезней греха. Тогда восходит Солнце правды и «исцеление в лучах Его».

Любовь Христа, которая оказывает воздействие на все существо человека, является животворной силой. Она действует исцеляюще на каждую часть тела: мозг, сердце, нервы. Благодаря ей все силы организма пробуждаются и начинают выполнять то, что им предназначено. Она освобождает душу от чувства вины и печали, от страха и забот, что так подрывает жизненные силы. Вместе с любовью приходит спокойствие, мир, любовь насаждает в душе радость, которую ничто во вселенной не может разрушить, радость во Святом Духе, исцеляющую и животворную.

Слова Спасителя: «Придете ко Мне… Я успокою вас» — это рецепт для исцеления физических, душевных и духовных болезней. Хотя люди своими преступлениями и навлекли на себя страдания, Иисус все же любит их. У Него они могут найти помощь, и Он совершит великое для надеющихся на Него…

Если бы люди открыли окна своей души и смотрели ввысь, вознося благодарения за Божественные дары, их души наполнились бы потоками исцеляющей силы («Служение исцеления», стр. 115, 116).