8. Воздержание во всем

1. Что включает в себя истинное воздержание

На пути к высочайшей степени совершенства. — «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию».

Бог вверил нам дар жизни; и каждый из нас должен задаться вопросом: «Как мне вложить талант жизни так, чтобы он принес наибольшую прибыль? Что мне сделать, чтобы принести как можно больше славы Богу и пользы — своим ближним?» Ибо жизнь имеет ценность только в том случае, если посвящена достижению этих целей.

Наша первейшая обязанность по отношению к Богу и нашим ближним — это самосовершенствование. Каждый талант, которым наделил нас Создатель, необходимо развивать до высшей степени совершенства, дабы мы могли принести наибольшую пользу, на какую только способны. Так что время, потраченное на поддержание тела и ума в добром здравии, ушло далеко не впустую. Нам ни в коем случае нельзя препятствовать развитию или наносить ущерб какой-либо из умственных или физических способностей, перенапрягая или злоупотребляя любой из частей своего организма. Иначе нам непременно придется пожать горькие плоды такого злоупотребления.

Невоздержание, в подлинном смысле этого слова, лежит в основании большей части бед и несчастий в этом мире и ежегодно уносит десятки тысяч жизней.

Ибо невоздержание не ограничивается употреблением опьяняющих напитков; оно несет в себе более широкий смысл и включает в себя потворство любому нездоровому желанию или страсти (Знамения времени, 17 ноября 1890 г.).

Излишества в еде, питье, сне и бодрствовании. — Неумеренность в еде, питье, сне и бодрствовании есть грех. Гармоничное и здоровое взаимодействие всех сил ума и тела делает человека счастливым; и чем более возвышенны и утонченны эти силы, тем более чистым и неомраченным будет это счастье (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 417).

Воздержание в еде. — Воздержание — понятие гораздо более широкое, нежели просто отказ от спиртных напитков. Употребление возбуждающей и трудно перевариваемой пищи часто наносит здоровью не меньший ущерб и во многих случаях служит первоначальной причиной пьянства. Истинное воздержание учит нас полностью отказываться от всего вредного и разумно употреблять полезное. Лишь немногие понимают, какое огромное влияние оказывают их привычки в еде на их здоровье, характер, на способность приносить пользу в этом мире и на их участь в вечности. Аппетит всегда должен подчиняться нравственному и умственному контролю. Тело должно быть слугой разума, а не разум — тела (Патриархи и пророки, с. 562).

Обильная еда. — Кто много и неразумно ест и работает, тот и говорит и поступает тоже неразумно. Невоздержание отнюдь не ограничивается употреблением спиртных напитков. Грех невоздержания в еде — когда человек ест слишком часто, слишком много и слишком жирную, нездоровую пищу — наносит огромный ущерб надлежащему функционированию пищеварительных органов, влияет на мозг и на способность человека здраво рассуждать, мешая ему мыслить и поступать рационально, спокойно и правильно (Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 155).

Те, кто не желают, будучи просвещены в этой сфере, следовать принципам воздержания в еде и питье, а не своему аппетиту, не станут добросовестно повиноваться принципам и в других сферах (Реформатор здоровья, август 1866 г.).

Умеренность в одежде. — Божьему народу нужно научиться, что значит быть воздержанными во всем. Они должны практиковать умеренность в еде, питье и одежде. Они должны удалить из своей жизни всякое потакание нездоровым желаниям и страстям. Они не поймут смысла истинного освящения и сообразова-ния с волей Божьей, пока в сотрудничестве с Богом не одолеют свои вредные привычки и обыкновения (Медицинское служение, с. 275).

Умеренность в труде. — Мы должны быть умеренными в труде. Нам не следует переутомляться. Кому-то, может быть, и придется время от времени перерабатывать, но это должно быть исключением, а не правилом. Мы должны практиковать умеренность во всем. Если мы будем почитать Бога, делая со своей стороны все возможное, чтобы поддерживать собственное здоровье, то и Он сделает все, что возможно с Его стороны, чтобы уберечь нас от болезней. Мы должны следить за тем, как функционируют все наши органы. Практикуя умеренность в еде, питье, одежде, труде и во всем остальном, мы сможем сделать для себя то, что не в силах совершить для нас ни один врач (Рукопись 41, 1908г.).

Жизнь в кредит. — Люди невоздержанны почти во всем, неумеренность — повсеместное явление. Те, кто напрягают все силы, лишь бы успеть выполнить побольше работы за определенный срок, и продолжают трудиться, даже когда здравый смысл подсказывает им, что пора бы отдохнуть, никогда не бывают в выигрыше. Они как бы живут в кредит. Они тратят жизненную силу, которая понадобится им в будущем. А когда приходит время, они терпят крах, потому что уже бездумно растратили энергию, которая им теперь так нужна. Физические силы их оставили, им не хватает ясности ума. Они понимают, что им явно чего-то недостает, но не знают, как это могло случиться. Пришел час нужды, а их физические ресурсы уже истощены.

Всякий, кто нарушает законы здоровья, рано или поздно пострадает от своей беспечности. Бог снабдил нас телесной крепостью и силой, которая нужна нам в разные периоды нашей жизни. Если мы бездумно растратим эту силу в результате постоянного перенапряжения сил, то придет время, когда она нам понадобится, а ее не будет. Наша полезность снизится, если вовсе не сойдет на нет вместе с самой жизнью (Основы христианского воспитания, с. 153, 154).

Работа по вечерам. — Возьмите себе за правило не работать допоздна… Мне было показано, что те, кто трудится допоздна, больше теряют, чем приобретают, ибо они истощают свои силы и трудятся уже за счет нервного возбуждения. Они могут и не заметить сразу, какой ущерб себе наносят, но они, безусловно, подрывают собственное здоровье (Советы по здоровому образу жизни, с. 99).

Умеренность в учебе. — Неумеренность в учебе сродни опьянению, и те, кто ей потворствует, подобно пьянице, блуждает вдали от безопасных путей и претыкается и падает во мраке. Господь желает, чтобы каждый учащийся помнил, что взоры его должны быть сосредоточены исключительно на славе Божьей. Он не должен истощать и растрачивать свои физические и интеллектуальные силы в стремлении охватить все возможные знания и науки. Его задача — сохранять свежесть и действенность всех своих сил для участия в работе, которую назначил ему Господь, а именно для помощи душам, ищущим путь праведности (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 405, 406).

Неумеренность в стремлении к обогащению. — Один из самых верных способов подорвать свое здоровье — это посвятить всего себя добыванию денег, отдаться необузданному желанию приобрести состояние. Человек перестает помышлять о чем-либо, кроме зарабатывания средств, жертвует отдыхом, сном и устроенным бытом ради одной этой цели. Тем самым он подрывает изначально здоровый организм, в котором поселяется недуг как следствие злоупотребления физическими силами, а в конце эту ущербную жизнь венчает преждевременная смерть. Ни единого гроша из своего состояния не сможет этот человек взять с собой, хотя и добыл его такой высокой ценой. Деньги, дворцы и богатые наряды для него теперь уже ничего не значат; все его усилия пошли прахом (Реформатор здоровья, апрель 1877 г.).

Беречь здоровье как зеницу ока. — Каждый орган, каждую клеточку организма нужно свято блюсти от всякого рода вредных привычек, если мы не хотим оказаться в числе тех, о ком Христос говорил как об идущих тем же бесславным путем, что и жители допотопного мира. Этим людям определена погибель, потому что они даже то, что полезно, упорно доводят до крайности, и при этом потворствуют привычкам, которые, не имея основания в природе, становятся восстающими надушу похотями…

Жители мира сего в большинстве своем подрывают основание, на котором зиждутся их высшие земные интересы. Они подрывают собственные силы, делая себя неспособными владеть собой и воспринимать вечные ценности. Не желая ничего знать о собственном организме, они ведут своих детей тем же путем потакания своим прихотям, заставляя их страдать от последствий нарушения законов природы…

Наши привычки в еде и питье показывают, кому мы принадлежим — миру сему или Господу, отделившему нас от мира Своей могучей секирой истины. Таковые составляют Его особенный народ, ревностный к добрым делам (Рукопись 86, 1897г.).

Будьте умеренны во всем. — Чтобы сохранить здоровье, нужна умеренность во всем — умеренность в труде, умеренность в еде и питье. Наш Небесный Отец послал нам свет санитарной реформы, чтобы оградить нас от зол, которые навлекает на нас испорченный аппетит; чтобы те, кто возлюбил чистоту и святость, узнали, как им с рассудительностью пользоваться тем добром, которое Он им дает; и чтобы, практикуя воздержание в повседневной жизни, они могли освящаться истиной (Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 52).

Сторонники воздержания должны понимать, что оно имеет более широкий смысл, и утверждать свои критерии на более широком основании. И тогда они будут соработниками у Бога. Влияние их в каждом своем проявлении будет способствовать распространению принципов санитарной реформы (Рукопись 86, 1897г.).

2. Тело — храм

Ответственность христианина. — «Разве не знаете, — вопрошает апостол Павел, — что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы». Человек есть произведение рук Божьих, Его шедевр, созданный для высокой и святой цели; и на каждой составляющей этой человеческой скинии Бог желает написать Свой закон. Каждый нерв и каждую мышцу, каждое дарование ума и тела нужно содержать в чистоте.

Согласно замыслу Божьему, тело человека должно стать храмом для Его Духа. Насколько же велика в таком случае ответственность, возложенная на каждую душу… Сколь многие из тех, кто благословлен разумом и здравым рассудком, талантами, которые надлежит употребить для славы Божьей, намеренно разрушают и душу, и тело. Их жизнь протекает в постоянном возбуждении. Их внимание поглощено крикетом, футболом и скачками. Алкогольное проклятье, несущее миру потоки горя, оскверняет Божий храм… Употребляя спиртное и табак, люди обесценивают жизнь, данную им для высоких и святых целей. Их привычное бытие представлено в образе дерева, сена и соломы. Силы, данные им от Бога, извращены, а восприятие притуплено, обслуживая похоти их плотского ума.

Пьяница продает себя за чашу с ядом. Сатана овладевает властью над его рассудком, его привязанностями, его совестью. Такой человек разрушает храм Божий. Привычка пить чай в немалой степени этому способствует. И все же многие выставляют эти губительные зелья на свой стол.

Никто не вправе вредить своему организму. — Ни один мужчина и ни одна женщина не имеют права приобретать привычки, которые препятствуют здоровому функционированию какого-либо из органов их тела. Кто злоупотребляет своими силами, тот оскверняет храм Святого Духа. Господь не станет совершать чудо исцеления для тех, кто продолжает употреблять сильнодействующие медикаменты, которые так подрывают силы души, ума и тела, что человек теряет способность воспринимать священные истины. Те, кто отдает себя во власть табака и спиртных напитков, не дорожат своим интеллектом. Они не понимают ценности тех способностей, которыми наделилих Бог. Они допускают, чтобы их силы чахли и приходили в полный упадок.

Бог желает, чтобы все, кто верит в Него, ощутили нужду в совершенствовании. Им нужно развивать все вверенные им способности. Нельзя пренебрегать ни единым даром. Будучи Божьей нивой и Божьим строением, человек находится под Божьим надзором во всех смыслах этого слова, и чем ближе он знакомится со своим Творцом, тем священнее становится его жизнь в его глазах…

Бог просит Своих детей жить чистой, святой жизнью. Он отдал Своего Сына, чтобы мы могли достичь этой высоты. Он сделал все необходимое, чтобы человек мог жить не ради удовлетворения инстинктов, уподобляясь животным, которые погибают, но ради Бога и неба…

Бог отмечает каждое деяние. — Возмездие за пренебрежение к законам природы явится в виде болезни, подорванных сил и даже смерти. Но нужно поскорее примириться с Богом. Он отмечает каждое деяние — доброе оно или злое, и в день суда каждый человек получит по делам своим. Каждое нарушение законов физической жизни — это нарушение законов Божьих; и за каждым таким нарушением обязательно последует наказание.

Человеческое тело, Божье строение, необходимо тщательно хранить… Физическую жизнь необходимо тщательно оберегать, развивать, чтобы Божественная природа открылась через людей во всей ее полноте. Бог ожидает, что люди будут правильно использовать интеллект, который Он им дал. Он ожидает, что все силы разума они употребят в служение Ему. Совесть должна занять достойное, подобающее ей место. Умственные и физические способности, а также наши привязанности должны быть развиты до самого высокого уровня (Ревыо энд Геральд, 6 ноября 1900г.).

Руководствуясь просвещенной совестью. — Апостол Павел пишет: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного» (Знамения времени, 2октября 1907г.).

Апостол Павел упоминает здесь состязания по бегу, с которыми коринфяне были хорошо знакомы. Участники этих состязаний должны были подчинить себя самой строгой дисциплине, иначе этого тяжкого испытания на физическую крепость им было не одолеть. Рацион их был весьма прост. Изысканные блюда и напитки были для них под запретом. Пища, прежде чем попасть к ним на стол, проходила тщательный отбор. Они изучали, каким образом им нужно готовить себя, чтобы подойти к соревнованиям в наилучшей форме, как приобрести физическую крепость и выносливость, чтобы уметь выдерживать самые высокие физические нагрузки. Они избегали всего, что могло подорвать их физические силы (Знамения времени, 27января 1909г.).

Если уж язычники, которые отнюдь не руководствовались просвещенной совестью и не имели пред собой страха Божьего, с готовностью подвергали себя лишениям и дисциплине, отказывая себе во всем, что могло их ослабить, только ради тленного венка и восторга толпы, то тем более те, кто бежит христианское поприще в надежде на бессмертие и одобрение Небес, должны быть готовы отказаться от вредных стимулирующих веществ и привычек, которые разлагают их нравы, ослабляют интеллект и подчиняют высшие силы животным аппетитам и страстям.

Тысячи и тысячи людей в мире сем наблюдают за этими состязаниями, награда в которых — жизнь, за нашим христианским воинствованием. И это еще не все. За этим ристалищем наблюдают Правитель Вселенной и мириады небесных ангелов; они с волнением ожидают, кто выйдет победителем из этих состязаний и завоюет венец немеркнущей славы. С чрезвычайным интересом Бог и небесные ангелы отмечают самоотверженность, самопожертвование и мучительные усилия тех, кто участвует в этом христианском забеге. Каждому человеку будет определена награда в соответствии с упорством и добросовестностью, которые он демонстрирует в этом великом состязании.

В игрищах, о которых говорил Павел, награда доставалась лишь одному участнику. А в христианском «забеге», говорит апостол, «я бегу не так, как на неверное». По окончании этого забега мы разочарованы не будем. Верная награда ждет всех, кто полностью принимает условия, изложенные в Божьем Слове, и считает своим долгом сохранять физические силы и крепость тела, дабы иметь уравновешенный ум и здоровую мораль. Все они могут обрести награду и завоевать неувядающий венец бессмертной славы…

Обетования победителю. — Мир сей не должен быть для нас критерием. У мирских людей принято потворствовать тяге к изысканной пище и неестественным возбуждающим веществам, разжигая животные наклонности и нарушая рост и развитие нравственных качеств. Сыновья и дочери Адама смогут выйти победителями в своем христианском воин-ствовании только в том случае, если решат практиковать воздержание во всем. А иначе их борьба будет не чем иным, как битьем воздуха.

Если христиане будут держать в покорности свое тело и подчинят все свои аппетиты и страсти просвещенной совести, считая своим долгом пред Богом и ближними исполнять законы, управляющие здоровьем и жизнью, то они будут благословлены физической и интеллектуальной крепостью. У них достанет нравственных сил воинствовать против сатаны; они все преодолеют во имя Того, Кто превозмог ради них силу аппетита. Эта борьба открыта для всех, кто готов в ней участвовать (Знамения времени, 2 октября 1907г.).

3. Воздержание и духовность

Покорившиеся сатане. — Человек, поддавшись искушениям сатаны, проявляет невоздержание и подчиняет высшие способности своего существа животным желаниям и страстям. Когда последние одерживают над ним верх, тогда он, будучи творением, лишь немного уступающим ангелам и наделенным способностью к самому высокому развитию, отдает себя во власть сатаны. Рабы собственного аппетита становятся легкой добычей сатаны. Вследствие своего невоздержания одни теряют половину, а другие две трети своих физических, умственных и нравственных сил и таким образом делаются игрушкой в руках врага.

Если человек хочет иметь ясный ум, чтобы различать уловки сатаны, он должен подчинить свои плотские желания разуму и совести. Для совершенствования христианского характера необходимо деятельное нравственное воздействие высших сил разума. От силы нашего разума во многом зависит наша полезность в этом мире и наше окончательное спасение.

Незнание людьми законов Божьих, касающихся нашей физической природы, достойно сожаления. Всякого рода невоздержание есть нарушение законов нашего естества. Умственное отупение становится все более частым явлением и вызывает тревогу. Грех становится привлекательным в одеяниях света, в которые сатане удается его облечь. Он весьма доволен тем, что может держать христианский мир, подобно язычникам, в рабстве вредных привычек и безудержного аппетита.

Телесная крепость и интеллектуальная сила принесены в жертву. — Если образованные мужчины и женщины притупили свои нравственные силы каким-либо невоздержанием, то они в своей сущности лишь немного отличаются от язычников. Сатана постоянно уводит людей от спасительного света и направляет их взоры к обычаям и моде. При этом он побуждает их не задумываться о своем физическом, умственном и нравственном здоровье. Враг знает, что если человеком управляет аппетит и различные страсти, то здоровье его тела и силы ума приносятся в жертву самоугождению и он быстро движется к своей погибели. Если же человеком управляет просвещенный разум, подчиняющий животные инстинкты высшей нравственной силе, тогда сатана прекрасно понимает, что его шансы на победу с помощью искушения весьма невелики…

На поводу у моды. — В наши дни люди неодобрительно отзываются о мрачном Средневековье и похваляются прогрессом. Однако этот прогресс отнюдь не сопровождается снижением уровня преступности и ростом благочестия. Мы с сожалением констатируем отсутствие естественной простоты и тягу к искусственности и вычурности. Здоровье, сила, красота и долголетие — обычные во времена «мрачного Средневековья» — стали сегодня весьма редким явлением. Все это в значительной мере приносится в жертву стремлению угодить современной моде и требованиям светской жизни.

Большая доля христиан, живущих в мире, не имеют права называть себя христианами. Их вредные привычки, невоздержание и небрежное обращение со своим телом находятся в резком противоречии с законами естества и учения Библии. Своим образом жизни они навлекают на себя физические страдания, а также умственное и нравственное отупение.

Своими уловками сатана в значительной мере обременил семейный быт волнениями и тяготами, связанными со стремлением людей соответствовать требованиям моды. Цель его очевидна — занять разум людей земными заботами, чтобы они уделяли как можно меньше внимания своим высшим интересам. Неумеренность в еде и в одежде так овладела помыслами представителей христианского мира, что они не дают себе труда исследовать законы собственного естества, чтобы исполнять их. Мало на словах исповедовать имя Христа. Проку от этого нет никакого, если жизнь человека не соответствует воле Божьей, открытой в Его Слове…

Когда освящение невозможно. — Значительная доля немощей и несовершенств, сказывающихся на жизни человеческой семьи, происходит от их собственных вредных привычек, от их нежелания что-либо знать и от их пренебрежения к свету, который дает им Бог о законах бытия. Мы не в состоянии прославлять Бога, пока живем, нарушая законы жизни. Наше сердце не способно пребывать в посвящении Богу, пока мы потворствуем своим похотям и страстям. Больное тело и расстроенный рассудок, ставшие таковыми из-за постоянного потакания вредоносным похотям, делают невозможным освящение тела и духа.

Апостол понимал важность телесного здоровья для успешного совершенствования христианского характера. Он говорит: «Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (Спасение, или искушение Христа в пустыне, с. 57—62).

Нужно прививать привычки, вкусы и наклонности. — Нет ничего более оскорбительного для Бога, чем порча или злоупотребление дарами, которые Он доверил нам для служения Ему. Ибо написано: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию».

В каждой важной работе бывают времена кризиса, когда крайне необходимо, чтобы люди, ее выполняющие, имели ясный ум. Должны быть люди, в полной мере осознающие, подобно апостолу Павлу, важность воздержания во всем. Нам предстоит работа — решительная, ревностная работа для нашего Господа. Нам нужно воспитывать в себе привычки, вкусы и наклонности, соответствующие законам жизни и здоровья. Таким образом мы сможем обеспечить себе наилучшее самочувствие, ясность ума и способность отличать добро от зла.

Невоздержание любого рода притупляет органы восприятия и так ослабляет деятельность мозга, что человек теряет способность оценивать вечные истины, ставя их на один уровень с обыденными вещами. Высшие силы души, созданные ради благородных целей, оказываются в порабощении у низменных страстей. Если у человека нездоровые привычки, он не может обладать достаточной интеллектуальной и нравственной силой; ибо между физическим состоянием человека и его нравственностью существует тесная связь. Апостол Петр хорошо это понимал и громко предостерегал своих единоверцев: «Возлюбленные! прощу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу».

Опасность для высших интересов. — Таким образом, Слово Божье недвусмысленно предостерегает нас, что если мы не воздержимся от плотских похо-тей, наше физическое естество вступит в конфликт с духовным. Потворствовать плотским похотям — значит воинствовать против здоровья и душевного мира. Между высшими и низменными свойствами человеческого естества идет борьба. Низменные наклонности, мощные и активные, угнетают душу. При этом высшим интересам естества угрожает опасность со стороны неосвященного аппетита (Знамения времени, 27 января 1909г.).

Урок для адвентистов седьмого дня. — Случай с сыновьями Аарона был приведен в библейской летописи для пользы Божьего народа. Он весьма поучителен, и особенно для тех, кто готовится ко Второму пришествию Христа, наглядно показывая, что потворство развращенному аппетиту губительно сказывается на благородных чувствах души и так пагубно влияет на силы рассудка, дарованные человеку Богом, что тот перестает трепетно относиться к духовному и святому. Непослушание видится ему приятным, а отнюдь не крайне грешным (Знамения времени, 8 июля 1880 г.).

Преодолеть все вредные привычки. — Принципы воздержания весьма обширны; и есть опасность, что те, кто получил великий свет по этому предмету, не сумеют должным образом оценить этот свет. Бог требует, чтобы Его народ, живущий в эти последние дни, преодолел все вредные привычки, представив свои тела в жертву живую, святую и благоугодную Богу, дабы по праву занять место одесную Его.

Наш долг — взять себя в руки и постараться привести свои помыслы, свою волю и свои вкусы в соответствие требованиям нашего Творца. Сделать это мы сможем только благодатью Божьей; только ее силой мы сможем привести свою жизнь в согласие с верными принципами. Мы пожнем, что посеяли, и только те, кто покорил себя воле Божьей, по-настоящему благоразумны (Письмо 69, 1896 г.).

Под контролем просвещенной совести. — Если они подчинят все свои желания и страсти просвещенной совести, считая своим долгом пред Богом и ближними исполнять законы, управляющие жизнью и здоровьем, то будут благословлены физической и интеллектуальной крепостью. У них достанет нравственных сил воинствовать против сатаны; они все преодолеют во имя Того, Кто победил ради них (Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 39, 40).

Причина падения многих. — Мы хотим, чтобы наши сестры, которые ныне вредят себе потаканием вредным привычкам, оставили их и выступили вперед для работы в сфере санитарной реформы. Причина, по которой многие из нас падут во время скорби, заключается в небрежном отношении к воздержанию и потворстве аппетиту.

Моисей много проповедовал на эту тему, и народ так и не добрался до обетованной земли именно потому, что постоянно потакал своим необузданным желаниям. Нечестие среди современных детей своей распространенностью на девять десятых обязано невоздержанию в еде и питье. Адам и Ева потеряли небеса из-за потворства аппетиту, и вернуть себе небеса мы сможем только возобладав над ним (Ревью энд Геральд, 21 октября 1884 г.).

Так бегите, чтобы получить. — Нам предстоит одержать драгоценные победы; и победитель в этом состязании с аппетитом и прочими плотскими похотями получит неувядающий венец жизни и блаженную обитель в городе с жемчужными воротами и основанием из драгоценных камней. Разве эта награда не стоит того, чтобы к ней стремиться? Разве она не стоит того, чтобы мы приложили ради нее все усилия? Давайте же будем так бежать, чтобы получить (Знамения времени, 1 сентября 1887 г.).

4. Пример Даниила

У нас не будет правильного понимания такого предмета, как воздержание, пока мы не рассмотрим его с библейской точки зрения. И нигде мы не найдем более всесторонней и яркой иллюстрации истинного воздержания и сопутствующих ему благословений, чем в повествовании о пророке Данииле и его друзьях при царском дворе в Вавилоне (Знамения времени, 6 декабря 1910 г.).

Когда народ израильский, его царь, князья и священники были уведены в плен, четверо из них были избраны для служения при дворе вавилонского царя. Одним из них был Даниил, который с ранних лет подавал блестящие надежды, в полной мере реализовавшиеся в последующие годы. Эти юноши были знатного происхождения. О них сказано как об «отроках, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленых». Разглядев в этих юных пленниках замечательные таланты, царь Навуходоносор решил приготовить их к важным должностям в своем царстве. Чтобы быть полностью готовыми к жизни при царском дворе, по восточному обычаю они должны были изучить халдейский язык и в течение трех лет пройти полный курс физического воспитания и интеллектуального образования.

Молодежь из этого учебного заведения не только допускалась к царскому двору, но и должна была вкушать пищу и пить вино с царского стола. Считалось, что тем самым царь не только оказывает им великую честь, но и обеспечивает им наилучшее физическое и умственное развитие, какое только можно достичь.

Навстречу испытанию. — Среди яств царского стола было свиное мясо и другая еда, считавшаяся нечистой по закону Моисея, которую евреям строго-настрого запрещалось есть. Поэтому Даниил подвергся суровому испытанию. Что делать: придерживаться учения отцов относительно еды и питья, оскорбить этим царя и в результате, по всей вероятности, лишиться не только положения, но и жизни? Или же пренебречь заповедями Господа, сохранить расположение царя и упрочить таким образом великие интеллектуальные преимущества и самые лестные мирские перспективы?

Даниил не колебался. Он решил остаться верным своим принципам, невзирая на последствия. Он «положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь».

Даниил не был ограниченным фанатиком. — Среди нынешних так называемых христиан найдется много таких, кто сочтут Даниила слишком привередливым и объявят его узколобым фанатиком. Они считают, что вопрос о том, что есть и что пить, не имеет столь уж большого значения, чтобы так твердо стоять на своем и рисковать всем, что у тебя есть на земле. Но те, кто так рассуждает, обнаружат в день суда, что отвергли ясно выраженные Божьи требования и опирались на собственное мнение как критерий добра и зла. Они обнаружат, что об установлениях, которым они не придавали особого значения, Бог думает совсем иначе. Его требования нужно свято блюсти. Люди, принимающие и исполняющие одну Божью заповедь, потому что им так удобно, но при этом отвергающие другую, потому что ее соблюдение требует от них определенных жертв, занижают критерий истины и своим примером подталкивают ближних к легкомысленному отношению к святому закону Божьему. «Так говорит Господь» — вот чем мы должны руководствоваться во всем.

Безупречный характер. — Даниил подвергся самым жестоким искушениям, какие только могут постичь современную молодежь; и все же он остался верен религиозным наставлениям, полученным им на заре жизни. Он был окружен атмосферой, рассчитанной на то, чтобы низвергнуть тех, кто будет колебаться между духовным принципом и естественными наклонностями; и все же Слово Божье говорит о нем как о человеке, обладавшем безупречным характером. Даниил отнюдь не полагался на собственные нравственные силы. Он не мог обходиться без молитвы. Он сделал Бога своей силой, и страх Божий был всегда перед ним, чем бы он ни занимался.

Даниил обладал такой добродетелью, как подлинная кротость. Он был верен, тверд и благороден. Он стремился жить в мире со всеми, но при этом был несгибаем, как могучий кедр, когда дело касалось принципа. Во всем, что не вступало в противоречие с его верностью Богу, он был уважителен и покорен тем, кто обладал над ним властью; но при этом он чтил Божьи установления выше требований земных правителей. Он не поддавался никаким эгоистичным соображениям, которые могли бы отвлечь его от исполнения долга.

Даниил представлен в Библии как поразительный пример того, что может сделать благодать Божья с людьми, падшими по природе и испорченными грехом. Летопись его благородной, бескорыстной жизни служит вдохновением для нас, обычных людей. Из нее мы можем почерпнуть силу для благородного сопротивления искушению и твердого, в духе кротости, отстаивания правды даже в самых суровых испытаниях.

Одобрение Божье дороже жизни. — Даниил мог найти благовидный повод, чтобы оправдать свое отступление от строгого воздержания; но одобрение Божье было для него дороже благоволения самых могущественных земных правителей — дороже самой жизни. Заручившись благодаря своей учтивости расположением Амелсара, сановника, отвечавшего за еврейских юношей, Даниил обратился к нему с прошением, чтобы им не есть мясо с царского стола и не пить его вино. Амелсар опасался, что если он пойдет им навстречу, то навлечет на себя неудовольствие царя и поставит под угрозу собственную жизнь. Как и многие сегодня, он полагал, что умеренное питание сделает их бледными и нездоровыми на вид и лишит их физических сил, тогда как изысканные яства с царского стола придадут им цветущий вид и наделят силой их тело и разум.

Даниил попросил испытать их в течение десяти дней, чтобы в этот короткий срок еврейским юношам было позволено есть простую пищу, пока их товарищи будут вкушать от щедрот царского стола. Разрешение было наконец получено. Даниил бы уверен, что их ждет успех. Будучи еще совсем молодым человеком, он уже знал, как пагубно сказываются на физическом и умственном здоровье вино и роскошная жизнь.

Бог одобряет Своих слуг. — По окончании десяти дней выяснилось, что еврейские юноши выглядят гораздо лучше, чем ожидал Амелсар. Не только внешним обликом, но и своей физической активностью и силой ума те, кто привык к умеренности, превосходили своих товарищей, потворствовавших своему аппетиту. По итогам этого испытания Даниилу и его друзьям было дозволено питаться своей незамысловатой пищей весь курс обучения в придворной школе.

Господь с одобрением взирал на твердость и самоотречение этих еврейских юношей, и они не остались без Его благословения. «И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны». По истечении трех лет обучения, когда они предстали перед царем и он испытал их мудрость и приобретенные знания, «из всех отроков не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Аза-рии, и стали они служить пред царем. И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайновед-цев и волхвов, какие были во всем царстве его».

Освящение невозможно без самообладания. — Жизнь Даниила есть богодухновенная иллюстрация того, что представляет собой освященный характер. Она служит уроком для всех, и особенно для молодежи. Строгое послушание требованиям Божьим сказывается благотворно на умственном и физическом здоровье. Чтобы достичь наивысшего уровня нравственного и интеллектуального развития, необходимо искать мудрость и силу у Бога и соблюдать строгое воздержание во всех жизненных привычках. В том, что произошло с Даниилом и его товарищами, мы видим пример торжества принципа над искушением потворствовать своим желаниям и страстям, который показывает нам, что молодые люди способны восторжествовать над плотскими похотями и оставаться верными Божьим требованиям, даже если эта верность будет стоить им великой жертвы.

А что, если бы Даниил и его товарищи пошли на компромисс с языческими чиновниками и подчинились давлению обстоятельств, приняв пищу и питие, привычные для вавилонян? Это единственное отступление от принципа ослабило бы их способность к различению добра и зла и отвращение ко злу. Потворство аппетиту повлекло бы за собой ослабление физической и духовной силы и ясности ума. Один неверный шаг, возможно, привел бы к другим таким шагам, пока их связь с Небом не была бы разорвана и они не оказались бы побеждены искушением.

Бог сказал: «Я прославлю прославляющих Меня». Так как Даниил с непоколебимым доверием полагался на Бога, на него сошел Дух, обладающий пророческой силой. В то время как люди учили его правилам дворцовой жизни, Бог учил его читать тайны будущих веков и открывать грядущим поколениям через образы и символы удивительные события, которые произойдут в последние дни (Освященная жизнь, с. 15—19).

В своем решении юные иудеи действовали не самонадеянно, но во всем полагаясь на Бога. Им не хотелось отличаться от других, но они предпочли выделиться, нежели обесчестить своего Бога (Пророки и цари, с. 483).

Награда за воздержание. — Еврейским пленникам были присущи те же желания и страсти, что и нам. Однако, несмотря на развращающее влияние роскоши вавилонского двора, они оставались тверды. Сегодняшняя молодежь со всех сторон окружена соблазнами и разного рода чувственными удовольствиями, которые легкодоступны, особенно в больших городах. Те, кто, подобно Даниилу, не желают оскверняться, пожнут награду, которую несет в себе привычка к воздержанию. Благодаря большей физической крепости и выносливости, у них в распоряжении будет сберегательный банк, из которого они будут черпать силы в случае необходимости.

Здоровые привычки способствуют надлежащей работе мозга. Интеллектуальная сила, физическая крепость и продолжительность жизни зависят от непреложных законов. Бог природы не станет вмешиваться, чтобы уберечь людей от последствий нарушения ими требований природы. Тот, кто стремится к превосходству, должен быть воздержан во всем. Свойственной Даниилу ясностью ума и целеустремленностью, его силой, с которой он приобретал знания и противился искушениям, он был не в последнюю очередь обязан простоте своего рациона, к которой побуждала его молитвенная жизнь.

Есть большая доля правды в известном изречении: «Человек — кузнец своего счастья». Действительно, родители несут ответственность за воспитание и образование своих сыновей и дочерей, но при этом наше положение и наша полезность в этом мире зависят в значительной мере от нашего собственного образа действий. Даниил и его товарищи имели благословенную возможность получить правильное и достойное воспитание и образование в свои юные годы, но одного этого было мало. Пришло время, когда им предстояло действовать самостоятельно — когда их будущее оказалось у них в руках. И тогда они решили быть верными урокам, которые они получили в детстве. В основании их величия был страх Божий, который есть начало мудрости (Молодежный руководитель, 9 июля 1903 г.).

5. Пища у нас на столах

Невоздержание начинается за столом. — Многие матери, сетующие о повсеместном невоздержании, не пытаются докопаться до его глубинных причин. Увы, очень часто невоздержание начинается за их собственным семейным столом. Многие матери, даже те из них, что исповедуют христианство, подают своим домашним жирные и сильно приправленные блюда, возбуждающие аппетит и способствующие перееданию (Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 75, 76).

Спустя какое-то время, вследствие постоянного потворства аппетиту, органы пищеварения слабеют и принимаемая пища уже не насыщает. Возникают нездоровые условия, и появляется тяга к более острой пище. Чай, кофе и мясо производят мгновенный эффект. Под влиянием этих ядов нервная система перевозбуждается, и в некоторых случаях мозг как будто начинает работать более энергично, а воображение становится более живым. В силу того, что эти стимулирующие вещества на какое-то время дают такие благоприятные результаты, многие приходят к выводу, что и в самом деле в них нуждаются, и продолжают их употреблять…

Извращенный аппетит начинает требовать чего-то более сильного, чтобы поддерживать и наращивать приятное возбуждение, пока эта слабость не войдет в привычку и не возникнет потребность во все более сильных стимулирующих веществах, таких как табак, вино и крепкие спиртные напитки (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 487, 488).

Здоровая, простая пища. — Каждая мать должна внимательно следить за тем, что подается на семейный стол, и не допускать в семейный рацион ничего, что может хоть как-то способствовать зарождению нездоровых привычек. Блюда должны быть приготовлены как можно проще, без специй и приправ, при весьма умеренном применении соли.

Если вы по-настоящему заботитесь о благе своих детей и не хотите, чтобы они выросли с извращенными вкусами и пристрастиями, вы должны упорно двигаться вперед вопреки общепринятым соображениям и обычаям. Если вы хотите, чтобы они приносили пользу в этой жизни и обрели вечную награду в царстве славы, вам нужно научить их быть послушными законам Божьим, как в природе, так и в откровении, а не следовать обычаям сего мира.

Настойчивые усилия, молитва и вера вкупе с правильным примером не останутся без плода. Приведите своих детей к Богу в вере и постарайтесь запечатлеть в их податливом сознании чувство долга перед Небесным Отцом. Для этого потребуется один урок за другим, заповедь на заповедь, правило на правило, тут немного и там немного (Ревью энд Геральд, 6 ноября 1883г.).

Матери в большинстве своем пугающе невежественны. — И половина матерей не знают, как готовить и что подавать на стол своим детям. Она ставят перед своими маленькими нервными детьми эти жирные, приправленные блюда, которые обжигают глотку и нежные ткани пищевода и желудка, превращая их в дубленую кожу, не способную воспринимать здоровую пищу. Малыши садятся за стол и начинают капризничать. Они берут над матерью верх и получают то, что им хочется, независимо от того, полезно это для них или нет.

Я бы посоветовала не давать им то, что им так по вкусу, по крайней мере, дня три, пока они не проголодаются настолько, что им понравится хорошая, полезная пища. Пусть лучше они поголодают. Я никогда не ставлю на стол то, от чего хотела бы оградить своих детей. Я ставлю передними только то, что стала бы есть сама. Мои дети едят, что им дают, и им даже в голову не приходит попросить то, чего нет на столе. Мы не должны разжигать аппетит наших детей, подавая на стол эти жирные, сильно приправленные блюда (Рукопись 3, 1888г.).

Прокладывают путь для невоздержания. — Столы наш американский народ накрывает таким образом, что это способствует пьянству (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 563).

Те, кто верят в истину для настоящего времени, должны отказаться от употребления чая и кофе, ибо эти напитки пробуждают тягу к более сильным стимулирующим веществам. Они должны отказаться от мясной пищи, ибо она тоже пробуждает тягу к крепким напиткам. Наш рацион должна составлять здоровая пища, приготовленная умело и со вкусом (Евангелизм, с. 265).

Мясная пища. — Отведав мясной пищи, человек может почувствовать себя так, словно он налился новыми силами, но это вовсе не причина думать, будто мясо — лучший из продуктов питания. Немного бренди произведет тот же кратковременный эффект, но когда вызванное им возбуждение спадет, человек ощутит вялость и апатию. Кто полагается на простые и питательные блюда, не отличающиеся ярко выраженным стимулирующим эффектом, тот более вынослив в работе, если говорить о месяцах и годах, чем мясоед или любитель крепких напитков. Человеку, который трудится на открытом воздухе, мясная пища принесет меньше вреда, чем людям, ведущим малоподвижный образ жизни, ибо солнце и свежий воздух в значительной мере способствуют пищеварению и помогают свести к минимуму последствия нездоровых привычек в еде и питье.

Воздействие стимулирующих веществ. — Все стимуляторы подстегивают человеческий организм, и он начинает трудиться на износ, и хотя на какое-то время человек действительно ощущает прилив сил, соответственный возбуждающему действию стимулятора, этот прилив обязательно сменяется спадом; человек ощущает слабость, пропорциональную степени вызванного искусственным образом возбуждения.

Ощутив слабость, человек снова прибегает к тому, что может стимулировать и взбодрить организм, лишь бы избавиться от неприятной вялости. Организм постепенно привыкает полагаться на это часто применяемое средство, пока его силы не истощаются от постоянного принуждения к неестественной активности. Законы своего естества должен знать каждый. Крайне важно, чтобы люди учились, как вести здоровый образ жизни, как сочетать работу с отдыхом и как правильно питаться, чтобы сохранить свое здоровье.

Чем проще и естественнее мы живем, тем успешнее мы сможем противостоять эпидемиям и недугам. Если у нас здоровые привычки и мы не изнашиваем свой организм противоестественной активностью, Господь обеспечит нас всеми стимулами, которые нам необходимы…

Аппетит — плохой советчик. — Некоторые рекомендуют руководствоваться правилом — есть всякий раз, когда появляется чувство голода, и есть досыта. Это не сулит ничего, кроме болезней и массы других неприятностей. Аппетит в наше время вызывается по большей части искусственно, и поэтому не может правильно указывать на потребности организма. Ему потакали, его неверно ориентировали; в итоге он стал нездоровым и уже не может быть добрым советчиком. Человек злоупотребляет своим естеством, он наносит усилиям природы существенный ущерб нездоровыми привычками и потаканием греховным удовольствиям, извращая вкус и аппетит.

Тяга к мясной пище противоестественна. Вначале не было так. Вкус к мясу появился у человека искусственно и прививается его же усилиями. Наш Творец предоставил нам в овощах, злаках и фруктах все необходимые для здоровья и крепости питательные вещества. Мясная пища не входила в рацион Адама и Евы до грехопадения. Если фруктов, овощей и злаков недостаточно для восполнения всех нужд человека, то Творец совершил ошибку, ограничив ими рацион Адама…

Дабы Израиль мог сохранить физическую и моральную силу. —Бог не давал евреям мясо в пустыне вовсе не потому, что хотел показать Свою власть. Он делал это ради их же блага, дабы они могли сохранить свою физическую и моральную силу. Он знал, что употребление в пищу продуктов животного происхождения питает животные страсти и ослабляет интеллект. Он знал, что, потворствуя своей тяге к мясной пище, евреи станут нравственно немощными людьми и дадут волю своей несдержанности, так что огромное их общество станет неуправляемым, утратит всякое представление о своем нравственном долге и откажется повиноваться мудрым законам Иеговы. В их среде расцветут насилие и буйство, и они уже не смогут стать чистым и счастливым народом в земле Ханаанской. Бог знал, что послужит к высшему благу детям Израилевым, потому Он и лишил их в значительной мере мясной пищи.

Сатана искушал их, внушая им, что это несправедливо и жестоко. Он побуждал их взалкать запретного, потому что видел, что, потворствуя извращенному аппетиту, они станут мыслить по-плотски и их будет легко подчинить своей воле; их низменные страсти возобладают, а интеллектуальные и нравственные силы ослабнут.

Сатана не новичок в деле истребления душ. Он прекрасно знает, что, если ему удастся навязать мужчинам и женщинам нездоровые привычки в еде и питье, он в значительной мере овладеет их разумом и возьмет в свои руки их низменные страсти. В начале человек питался произведениями земли, но затем грех привел к тому, что он стал употреблять в пищу плоть мертвых животных. Этот рацион напрямую противодействует духу истинного совершенствования и нравственной чистоты. Вещества, попадающие в желудок, попадают в кровоток и превращаются в плоть и кровь…

Бог требует от Своего народа, чтобы он проявлял умеренность во всем. Пример Христа, выдержавшего долгий пост в пустыне, должен научить Его последователей давать отпор сатане, когда тот приступает к ним под личиной аппетита. И тогда они смогут оказывать благотворное влияние на тех, кто совратились с пути из-за потворства своим желаниям и утратили моральную силу, необходимую для победы над возобладавшими над ними немощами и грехами. Именно так христиане могут обрести здоровье и счастье в чистой, упорядоченной жизни, сохраняя разум ясным и незапятнанным пред Богом (Знамения времени, 6 января 1816г.).

Реформа в глазах новообращенного. — Когда трехангельская весть придет к тем, кто раньше никогда не слышал истину, они узнают, что в их питании должны произойти большие перемены. Они поймут, что им нужно отказаться от мясного, которое возбуждает потребность в спиртных напитках и способствует возникновению болезней. Увлечение мясными блюдами ведет к ослаблению телесных, умственных и нравственных сил. Человек состоит из того, что он ест. В результате употребления мяса, спиртных напитков и табака у человека развиваются животные страсти (Пища и питание, с. 268, 269).

Разнообразие блюд. — Скажу больше: умеренность нужно практиковать и в приготовлении пищи, и в разнообразии блюд, чтобы мать не выбивалась из сил, проводя все время на кухне. Для поддержания жизни в разнообразии блюд нет никакой нужды; напротив, оно вредит пищеварительным органам, затрудняя деятельность желудка. Принятая с благословением Божьим, простая, незамысловатая пища великолепно поддержит организм и самым замечательным образом скажется на всем существе.

Не многие понимают, что в желудок, как правило, попадает больше еды, чем требуется. Лишняя пища отягощает желудок и вредит всему человеческому организму (Рукопись 50, 1893 г.).

Переедание — это одно из проявлений невоздержания. — Невоздержание проявляется не только в качестве, но и в количестве съеденной пищи (Пища и питание, с. 576).

Невоздержание — это широкое понятие. У некоторых оно состоит в том, что они едят слишком много пищи, которая, будучи употребленная в надлежащем объеме, не принесла бы никакого вреда. Все, что попадает в желудок сверх потребного для организма, таит в себе опасность. Этот избыток гниет в желудке и приводит к расстройству пищеварения. Постоянное переедание изнашивает жизненные силы и отягощает мозг, лишая его возможности нормально работать (Рукопись 155, 1899 г.).

Кто не ограничивает себя в пище, кто перегружает свои пищеварительные органы до тех пор, пока они не утратят способности надлежащим образом переваривать пищу, тот человек невоздержанный. Таковой не сумеет рассудить духовно и провести четкое различие между добром и злом (Рукопись 41, 1908г.).

Наш Небесный Отец желает, чтобы мы рассудительно относились к тому доброму, что Он нам дает (Знамения времени, 27января 1909 г.).

Важное место в осуществлении нашего спасения. — Люди, не следующие принципам санитарной реформы, относятся к самим себе неразумно и безрассудно. Потворствуя аппетиту, они наносят себе страшный вред. Некоторые полагают, что вопросы правильного питания не так уж важны, чтобы учитывать их в своей религиозной жизни. Они глубоко заблуждаются. Слово Божье провозглашает: «Едите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте в славу Божию». Воздержание во всех его аспектах занимает важное место в осуществлении нашего спасения (Евангелием, с. 265).

Если мужчины и женщины будут постоянно жить в согласии с законами жизни и здоровья, они ощутят на себе благотворное влияние всей санитарной реформы (Знамения времени, 6января 1876г.).

Все мы подвергаемся испытанию. — Крайне важно, чтобы каждый из нас в отдельности делал все необходимое для сохранения здоровья и имел правильное представление о том, что мы должны есть и пить и какой образ жизни вести. Все мы проходим через испытание, чтобы стало ясно, примем ли мы принципы санитарной реформы или последуем путем потворства своим прихотям (Пища и питание, с. 34).

6. Наша позиция — полный отказ

Единственно безопасный путь. — Единственно безопасный путь — это не прикасаться, не пробовать и даже не брать в руки чай, кофе, вино, табак, опиум и алкогольные напитки. Нынешнему поколению вдвое больше, чем прежним поколениям, необходимо призывать на помощь силу воли, укрепленную благодатью Божьей, чтобы сопротивляться искушениям сатаны и подавлять малейшие поползновения извращенного аппетита. Но нынешнее поколение гораздо хуже владеет собой, чем предыдущие (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 488).

Никто из нас да не прикасается к стакану с алкогольным напитком. Никогда (Рукопись 384, 1905г.).

Воля к воздержанию. — Если бы все были бдительны и остерегались даже умеренного употребления так называемых безвредных вина и сидра, то был бы закрыт широкий путь, ведущий к тяжелому пьянству. Люди повсюду должны поставить перед собой твердую цель и проявить волю к тому, чтобы не прикасаться, не пробовать, не брать в руки алкогольные напитки; и тогда реформа воздержания наберет силу, будет устойчивой и глубокой (Ревъюэнд Геральд, 25 марта 1884 г.).

Практикуйте полный отказ от всех стимулирующих пищевых продуктов и напитков. Вы — Божья собственность. Вы не должны злоупотреблять ни единым органом своего тела, но мудро заботиться о своем теле для полного и всестороннего развития личности. Вы проявите неблагодарность по отношению к Богу, если будете тем или иным образом подрывать свои жизненные силы и станете недостойным Его представителем либо не сможете выполнять работу, которую Он вам назначил (Письмо 236, 1903 г.).

Принципы воздержания имеют своим основанием Божий закон. — Если бы люди строго и добросовестно соблюдали Закон Божий, не было бы ни пьяниц, ни курильщиков, ни горя, ни бедности, ни преступлений. Питейные заведения закрылись бы из-за недостатка посетителей, и девять десятых всех несчастий, существующих в этом мире, сошли бы на нет. Молодые люди отличались бы прямой и благородной осанкой, свободной и упругой походкой, ясным взором и здоровым цветом лица.

Когда служители со своих кафедр бесчестят тех, кто верен Божьему закону; когда они соединяются с миром в поношениях на этот закон; когда эти учителя народа потворствуют своим желаниям и оскверняют себя на людях алкоголем и табаком, каких еще глубин порока мы можем ожидать от нынешней молодежи?.. Вы много слышали об авторитете и святости закона Десяти Заповедей. Автор этого закона Сам Бог; он заложен в основание правления Божьего на небе и на земле. Все просвещенные народы полагают свое законодательство на этом великом основании всякого закона; и при этом законодатели и служители, признаваемые за вождей и учителей народа, живут, в открытую нарушая принципы, насаждаемые в этих святых установлениях.

Многие служители сначала проповедуют Христа с кафедры, а затем без каких-либо колебаний одурманивают свой разум вином, а то и вовсе бренди и прочими крепкими напитками. Христианская норма гласит: «Не прикасайся; не пробуй; не бери в руки»; а законы нашего физического естества вторят этому торжественному повелению. Долг каждого христианского служителя разъяснять эту истину своему народу, поучая их как заповедью, так и примером…

О христианской церкви сказано, что она — соль земли, свет мира. Можем ли мы сказать это о современных церквах, члены которых в массе своей употребляют не только отвратительное зелье, табак, но и одурманивающие спиртные напитки, да еще и подносят чашу с вином своему ближнему? Церковь Христова должна быть школой, где неопытную молодежь учат властвовать над своим аппетитом с моральной и религиозной точки зрения. Им нужно показывать, как опасно поддаваться искушению, играть с грехом; их нужно учить, что такого понятия, как умеренно пьющий человек, не существует; что путь всякого, кто прикасается к вину, ведет только вниз. Их нужно увещевать: «Не смотри на вино, как оно краснеет… впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид» (Знамения времени, 29августа 1878г.).

Мы стоим за полное воздержание. — Когда мы будем говорить о воздержании как о неотъемлемой части Евангелия, многие осознают свою нужду в реформе. Они поймут, какое зло причиняют опьяняющие напитки и что полное воздержание — это единственный фундамент, на котором может стоять народ Божий (Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 75).

7. Критерий для церковного членства

Живой, действующий элемент в церкви. — Как в семейном кругу, так и в церкви мы должны утверждать христианское воздержание на возвышенном основании. Оно должно быть живым, действенным элементом, проявляющим себя в здоровых привычках, добрых нравах и достойных характерах. Невоздержание — корень всякого зла в нашем мире (Рукопись 50, 1893 г.).

Кого мы не можем принимать в церковь. — Дал бы Бог, чтобы мы в полной мере осознавали это ужасное зло. Да поможет Он нам потрудиться и сделать все от нас зависящее для спасения мужчин, женщин и молодежи от этих попыток врага завлечь их в сети. Мы не принимаем в члены церкви тех, кто употребляет алкоголь или табак. Мы не можем допустить таковых в свои ряды. Но мы можем попробовать помочь им победить. Мы можем сказать им, что, отказавшись от этих вредных привычек, они смогут сделать свои семьи и самих себя счастливее. Тот, чье сердце наполнено Божьим Духом, не испытывает нужды в стимулирующих веществах (Ревьюэнд Геральд, 15 июня 1905г.). Истинно обращенный оставляет скверные привычки и пристрастия. — У мужчин и женщин есть много привычек, которые вступают в противоречие с библейскими принципами. Пристрастие к крепким спиртным напиткам и табаку разлагает их тела, дух и души. Таковых не следует принимать в церковь до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что они воистину обращены, что они испытывают нужду в вере, действующей любовью и очищающей душу. Истина Божья очистит верующего; кто стал истинно обращенным, тот оставит все порочные привычки и наклонности. Встав на путь полного воздержания, он преодолеет свою тягу к губительным для здоровья пристрастиям (Евангелизм, с. 264).

8. Духовные лидеры церкви

Интеллектуальная сила и физическая крепость. — На всех людей, и особенно на служителей, проповедующих истину, возложен священный долг — преодолевать свои греховные прихоти. Служители Христовы приносили бы гораздо больше пользы, если бы держали в узде свои аппетиты и страсти; у них было бы больше интеллектуальных и нравственных сил, если бы они сочетали физический труд с умственными усилиями. Придерживаясь строгого воздержания, соединяя умственный и физический труд, они достигли бы гораздо больших успехов и сохранили бы ясность ума. Если бы они придерживались подобного образа жизни, их мысли и речь текли бы более свободно, их духовные упражнения были бы более энергичными, а их влияние на слушателей — более весомым.

Неумеренность в еде, даже если пища отвечает всем требованиям, будет сказываться негативно на организме и притуплять глубокие и святые чувства. Строгое воздержание в еде и питье совершенно необходимо для сохранения здоровья и энергичного функционирования всех систем организма. Строгие умеренные привычки в сочетании с физическими и умственными усилиями позволят сохранить живость ума и тела и придадут сил и крепости тем, что участвует в служении Божьем, редакторам и всем прочим, ведущим сидячий образ жизни (Реформатор здоровья, август 1875г.).

Следуйте примеру Христа. — Служители Христа, считающие себя Его представителями, должны подражать Его примеру и более всех прочих развивать у себя навыки строжайшего воздержания. Своим самоотречением, самопожертвованием и деятельной благотворительностью им нужно все время напоминать людям о жизни и примере Христа. Христос преодолел силу аппетита ради человека, и теперь Его служители должны вместо Него подавать людям пример, достойный подражания. Братья, не считающие нужным бороться с аппетитом, не одержат тех драгоценных побед, которые могли бы одержать, но станут рабами аппетита и похоти, наполняющих чашу беззакония жителей земли (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 490).

Искаженное духовное видение. — Мне было велено сказать моим собратьям по служению: своим невоздержанием в еде вы делаете себя неспособными ясно видеть различие между священным огнем и обычным. И этим пагубным невоздержанием вы показываете также свое неуважение к предостережениям, которые дал вам Господь. Он обращается к вам со словом: «Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем. Вот, все вы, которые возжигаете огонь, вооруженные зажигательными стрелами, — идите в пламень огня вашего и стрел, раскаленных вами! Это будет вам от руки Моей; в мучении умрете» (Ис. 50:10, 11) (Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 258).

Способствует ясному мышлению. — Мы не имеем права перенапрягать наши умственные или физические силы, потому что в противном случае мы можем легко сорваться и наговорить слов, бесчестящих нашего Бога. Господь желает, чтобы мы всегда оставались спокойными и снисходительными. Чем бы кто ни занимался, мы должны представлять Христа и поступать так, как Он поступил бы в аналогичных обстоятельствах.

Каждый день человеку, занимающему ответственную должность, приходится принимать решения, от которых зависит успех дела. Зачастую ему приходится думать очень напряженно, а справиться с этой задачей могут только те, кто строго придерживается принципов воздержания. Мы укрепляем свой разум, если правильно расходуем физические и умственные силы. Если нагрузка не слишком велика, то каждое умственное упражнение лишь увеличивает наши интеллектуальные способности (Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 199).

Требования, которые предъявляются к людям, избираемым на ответственные посты. — Быть верным Богу значит многое. Он предъявляет определенные требования ко всем, кто участвует в Его служении. Он желает, чтобы Его служители поддерживали здоровье ума и тела в наилучшем состоянии, чтобы все их силы и способности находились под Божественным контролем, чтобы они были полны энергии, практикуя строгое воздержание в повседневной жизни. Наш долг пред Богом — без остатка посвятить Ему себя, свое тело и душу, со всеми нашими способностями, которыми мы должны дорожить как Его дарами, предназначенными для использования в Его служении. Все наши силы и способности необходимо постоянно укреплять и развивать в это время испытания. Избирать на ответственные посты в этом служении нужно только тех, кто дорожит этими принципами и научен заботиться о своем теле разумно и в страхе Божьем. Тех же, кто уже давно в истине, но при этом так и не научился отличать чистые принципы праведности от принципов зла и имеет весьма смутные представления о справедливости, милости и любви Бога, от ответственности нужно освобождать. Каждой церкви необходимо четкое, ясное свидетельство, придающее трубе определенный звук (Знамения времени, 2 октября 1907г.).

Медицинские работники должны практиковать воздержание. — Врач видит, что люди, проходящие курс по уходу за больными, должны основательно знать принципы санитарной реформы и что их надо учить проявлять строгое воздержание во всем, ибо пренебрежение к законам здоровья непростительно тем, кто избрал делом своей жизни учить других принципам здоровья (Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 74).

Наставляйте, наставляйте, наставляйте. — Поскольку люди слишком часто превратно понимают крайне важные принципы здоровья и воздержания, пренебрегают ими, да и просто ничего о них не знают, мы должны заниматься самообразованием, чтобы не только привести в согласие с этими принципами свою собственную жизнь, но и наставить в них своих ближних. Людей нужно наставлять, заповедь на заповедь, правило на правило. Нужно все время говорить им о здоровом образе жизни. В подобном пробуждении нуждается почти каждая семья. Нужно просвещать их сознание и пробуждать их совесть, чтобы они осознали свой долг практиковать принципы истинной санитарной реформы.

Служители должны стать более других образованными в этом вопросе. Как пастыри стада они понесут ответственность за злонамеренное невежество и неуважение к естественным законам. Они должны хорошо усвоить, что составляет истинную гигиеническую реформу, и учить других ее принципам как на словах, так и на деле — своим собственным последовательным примером. Они не должны пренебрегать своим долгом в этом вопросе из опасения прослыть приверженцами крайних взглядов. Во время съездов и прочих больших и важных собраний нужно давать людям наставления по поводу здоровья и воздержания. Употребляйте в этом служении все имеющиеся у вас таланты и проводите работу, опираясь на публикации по этому вопросу. «Наставляйте, наставляйте, наставляйте», — вот каким должен быть наш девиз (Недатированная рукопись 9).