Приложение Б

Некоторые выступления Елены Уайт на тему воздержания

1. В Христиании (Норвегия)

В воскресенье по просьбе президента общества трезвости я держала слово о воздержании. Собрание проходило в военном училище, в самом большом зале города. Над кафедрой был растянут американский флаг; сделано это было в знак уважения к оратору. Мне было очень приятно. В зале собралось около тысячи шестисот человек. Среди них были епископ и несколько священников государственной церкви; было много людей из высших слоев общества.

Подход. — Я стала рассматривать тему с религиозной точки зрения, показав, что в Библии много повествований, непосредственно связанных с вопросом воздержания, и что Христос был тесно связан с работой воздержания, причем с самого начала. Именно из-за потворства аппетиту согрешили и пали наши прародители. Христос победил там, где пал человек. В пустыне искушения Он выдержал испытание, которое оказалось не по силам человеку. Он страдал от жестоких приступов голода, Он был истощен и измучен многодневным постом, а в это время сатана осаждал Его многочисленными искушениями, пытаясь воспользоваться немощью Сына Божьего и одолеть Его, помешав таким образом плану спасения. Но Христос был тверд. Он победил от имени рода человеческого, дабы спасти людей от деградации, наступившей вследствие грехопадения. Он показал, что у нас есть возможность победить — Его силой. Иисус сочувствует человеческой немощи; Он пришел на землю, чтобы наделить нас нравственной силой. Каким бы сильным ни было влечение или аппетит, мы можем одержать победу, потому что наши немощные усилия мы можем соединить с Божественной силой. Кто ищет прибежище во Христе, тому будет где укрыться в день искушения.

Предостережения в библейской истории. — Я показала важность привычки к воздержанию, процитировав предостережения и примеры из библейской истории. Надав и Авиуд были людьми, поставленными на святое служение; но, упиваясь вином, они настолько одурманили свой разум, что уже не могли отличить священное от скверного. Внеся во святилище «огонь чуждый», они нарушили Божье повеление и умерли пред лицом Господним. Господь устами Моисея недвусмысленно запретил употреблять вино и крепкие напитки тем, кто совершал святое служение, дабы они «могли отличать священное от несвященного» и научать «всем уставам, которые изрек им Господь». Опьяняющие напитки ослабляют организм, спутывают мысли и подрывают нравственное сознание человека. Всякий, кто занимал ответственное положение, должен был придерживаться строгого воздержания, дабы уметь отличить добро от зла, держаться твердых принципов и проявлять мудрость в осуществлении правосудия и в проявлении милости к ближним.

Это прямое и торжественное повеление нужно было исполнять из поколения в поколение, до конца времен. Нашим законодательным органам и судам, в той же мере, что и нашим учебным заведениям и церквам, нужны люди принципа, люди, умеющие владеть собой, люди проницательные и здравомыслящие. Если же разум затуманен или принципы повреждены невоздержанием, как может судья вынести справедливое решение? Он сделал себя неспособным взвесить все свидетельства и провести их критический анализ; он не обладает достаточным нравственным мужеством, чтобы подняться над корыстными мотивами или над пристрастностью и предрассудками. В результате невинный человек может лишиться жизни или свободы и доброго имени, которое бывает дороже самой жизни. Бог запретил тем, кому Он оказал священное доверие как учителям или правителям народа, таким вот образом лишать себя способности выполнять свои обязанности, которые сообщает им их высокое положение.

Наставления Маною и Захарии. — В наставлениях, данных жене Маноя, а также Захарии, отцу Иоанна Крестителя, содержится урок для всех родителей. Ангел Господень принес весть о том, что Маной станет отцом ребенка, который принесет избавление Израилю; и в ответ на неподдельный интерес: «Как нам поступать с младенцем сим и что делать с ним?» ангел дал конкретные указания для матери: «Пусть не пьет вина и сикера и не ест ничего нечистого и соблюдает все, что я приказал ей». На ребенке обязательно скажутся, к добру или ко злу, привычки его матери. Она должна во всем руководствоваться принципом и практиковать воздержание и самоотречение, если желает добра своему ребенку.

Да и отцы несут не меньшую ответственность, чем матери. Свойства характера, физические и умственные способности, нравы и страсти передаются детям от обоих родителей. Если родители невоздержанны, детям зачастую не хватает физической крепости и умственных и нравственных сил. Пьяницы и любители табака оставляют своему потомству в наследство свою неутолимую тягу к спиртному, свою воспаленную кровь и расстроенные нервы. И поскольку у детей остается меньше сил для сопротивления искушению, чем у их родителей, каждое новое поколение падает ниже предыдущего.

Каждый отец и каждая мать должны задаваться вопросом: «Что нам делать с имеющим родиться у нас младенцем?» Многие склонны относиться к этому легкомысленно; тот факт, что к этим еврейским родителям был послан с небес ангел с указаниями, дважды озвученными самым недвусмысленным и торжественным образом, говорит о том, что Бог придает этому вопросу огромную важность.

Когда Захарии явился ангел Гавриил, предсказавший рождение Иоанна Крестителя, вот как звучала его весть: «Он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей». У Бога была определена важная работа для обетованного ребенка Захарии; и работа эта требовала серьезных умственных усилий и активных действий. Он должен был быть крепок физически, обладать здравым рассудком и большой нравственной силой; и вот ради того, чтобы у него наличествовали все эти необходимые качества, нужно было строго следить за его привычками, причем с самого младенчества. Первые шаги на пути невоздержания делаются, как правило, еще в детстве и ранней юности; поэтому нужно предпринимать самые ревностные усилия для просвещения родителей в том, какая ответственность на них лежит. Кто выставляет вино и пиво на свой стол, тот прививает своим детям тягу к крепким напиткам. Мы убеждены, что семейный быт должен строиться на принципах воздержания во всех своих проявлениях; что родители должны подавать пример воздержания; что детей нужно настойчиво учить самоотречению и самоконтролю, насколько это возможно, с младенческого возраста.

Молодежь показывает, каким будет наше общество в будущем. — Сегодняшняя молодежь — это будущее нашего общества. Мы видим в их лице будущих учителей и законодателей и судей, руководителей и людей, определяющих характер и участь всего государства. Насколько же важна в таком случае миссия тех, кто формирует привычки подрастающего поколения, кто оказывает на них свое влияние. Иметь дело с душами — это величайший труд, который когда-либо был поручен людям. Время родителей слишком дорого, чтобы тратить его на потворство своим прихотям или на погоню за богатством или модой. Бог отдал им в руки драгоценную молодежь не только для того, чтобы научить детей приносить пользу в этой жизни, но и для того, чтобы приготовить их к жизни в небесных дворах. Мы должны всегда иметь в виду будущую жизнь и трудиться так, чтобы, когда мы приступим к вратам рая, мы могли сказать: «Господи, вот я и дети, которых Ты дал мне».

Но в деле воздержания есть обязанности, которые возложены на саму молодежь и которые кроме них никто исполнить не в состоянии. Да, родители несут ответственность за склад характера, а также за воспитание и образование, которое они дают своим сыновьям и дочерям, но однако нельзя не отметить, что наше положение и наша полезность в этом мире в значительной мере зависят от нашего собственного образа действий.

Даниил — благородный пример. — Нигде мы не найдем более всеобъемлющей и яркой иллюстрации истинного воздержания и сопутствующих ему благословений, чем в истории о юном Данииле и его товарищах при вавилонском дворе. Когда их выбрали для обучения наукам и языку халдеев, чтобы они могли «служить в чертогах царских», царь назначил им «ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил». Но «Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь». Эти молодые люди решили не только уклониться от царского вина, но и воздержаться от яств с его стола. Они были послушны Божественному закону, как естественному, так и нравственному. Имея навык к самоотречению, они отличались еще и целеустремленностью, благородством и твердостью. И результат, которого они добились, свидетельствует о разумности их действий.

Бог всегда отличает правых. В Вавилон были приведены самые многообещающие юноши со всех стран, покоренных великим завоевателем; и все же среди них всех не нашлось равных пленникам из Иудеи. Благородная осанка; твердая, упругая походка; здоровый цвет лица, свидетельствующий о неиспорченной крови; ясный ум; чистое дыхание — все это свидетельствовало о правильных привычках и указывало на величие, которым природа отмечает тех, кто послушен ее законам. И когда царь испытал их способности и познания по окончании трехлетнего обучения, среди всех юношей не нашлось «подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии». Их острый ум, их изысканный и точный язык, их обширные и разнообразные познания свидетельствовали о незаурядной силе и живости их мыслительных способностей.

История Даниила и его товарищей была помещена в Священное Писание ради молодежи всех последующих веков. Те, кто хочет сохранить свои силы и способности неповрежденными для служения Божьего, должны соблюдать строгое воздержание, пользуясь всеми Его щедротами, а также полный отказ от всех вредных или унижающих человеческое достоинство привычек. Что сумели сделать эти молодые евреи, то по силам и современной молодежи. Даниил и его друзья стояли твердо перед лицом жестокого искушения и несли свидетельство в пользу истинного воздержания. Молодежь наших дней может нести такое же свидетельство и при столь же неблагоприятных обстоятельствах. Пример этих молодых евреев достоин подражания; ибо всякий, кто им последует, сможет, как и они, заручиться расположением и благословением Божьим.

Деньги, которые могли бы принести пользу. — У воздержания есть еще один аспект, который нуждается в тщательном рассмотрении. Употреблять неестественные стимулирующие вещества не только излишне и вредно, но еще и расточительно. Каждый год на ветер выбрасываются гигантские суммы денег. Деньги, которые люди тратят на табак, могли бы пойти на содержание миссий по всему миру; средства, потраченные себе во вред на крепкие напитки, могли бы помочь получить образование молодежи, которая ныне плывет по течению в сторону невежественной и преступной жизни; на эти деньги можно было бы приготовить их для благородной работы во славу Божью. Многие тысячи родителей тратят свои заработки на потворство собственным прихотям, лишая своих детей пищи, одежды и возможности получить достойное образование. И множество христиан по исповедованию поощряют подобный образ действий собственным примером. Какой отчет им придется дать Богу за Его щедроты, пущенные ими на ветер?

Деньги — это один из даров, вверенный нам для того, чтобы мы кормили голодных, одевали нагих, служили тем, кто оказался в беде, и благовествовали нищим. Но эта работа остается в постыдном небрежении! Когда придет Хозяин, чтобы потребовать отчета у Своих рабов, разве не скажет Он многим: «Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне»? Повсюду вокруг нас много работы, которую мы должны совершить для Бога. Богу нужны наши средства, наше время, наша сила и наше влияние. Возьмемся ли мы за этот труд и станем ли жить для славы Божьей и во благо нашим ближним? Станем ли созидать Царство Господне на земле?

Ныне мир нуждается в людях, подобных Даниилу, — в людях самоотреченных и мужественных, способных твердо отстаивать реформу воздержания. Пусть каждый христианин убедится, что он показывает пример и оказывает влияние в пользу реформы. Пусть служители Евангелия добросовестно возвещают весть предостережения людям. И пусть все помнят, что наше счастье в обоих мирах зависит от того, насколько правильно мы развиваемся в одном из них (Исторические очерки Церкви АСД, Зарубежные миссии, с. 207-211).

2. Речь, посвященная воздержанию (1891 год)

Сатана был первым мятежником во Вселенной, и со времени своего изгнания с небес он стремится сделать из каждого члена человеческой семьи отступника, предавшего Бога, такого же, как он сам. Он задумал погубить человека и через противозаконное потворство аппетиту заставил его преступить Божьи заповеди. Он искусил Адама и Еву, и те вкусили запретный плод, что привело к их падению и изгнанию из Едема. Сколь многие говорят: «Будь я на месте Адама, я наверняка бы выдержал столь простое испытание». Но у вас, похваляющихся, есть великолепная возможность показать свою целеустремленность, свою верность принципам перед лицом испытания. Послушны ли вы всем повелениям Божьим? Безгрешна ли ваша жизнь?

Увы, падение Адама и Евы оказалось не единственным падением; со времен утраченного Едема и до наших дней падения следуют одно за другим. Сатана решил погубить человека, подвигнув его к нарушению заповедей Божьих, и один из самых успешных его методов — искушение потворством извращенному аппетиту. Мы видим повсюду следы человеческой неумеренности. В наших городах и селениях на каждом углу стоят питейные заведения, а на лицах их клиентов мы видим печать этой ужасной работы, направленной на их гибель и уничтожение. Сатана повсюду стремится подтолкнуть молодежь на путь в погибель, и если уж ему удается утвердить их на этом пути, он гонит их вниз от одного разгула к другому, пока его жертвы не перестанут слышать голос совести и не утратят страх Божий. Они сдерживают себя все меньше и меньше. Они становятся зависимыми от вина и алкоголя, табака и опиума и шаг за шагом опускаются все ниже и ниже. Они рабы аппетита. Советы, к которым они некогда прислушивались, теперь они презирают. Они ходят с важным видом и похваляются своей свободой, тогда как на самом деле они рабы разложения. Под свободой они подразумевают рабство эгоизма, извращенного аппетита и распущенности.

Борьба продолжается. — В нашем мире идет великая борьба. Сатана твердо намерен удержать власть над родом человеческим, но Христос уплатил безмерную цену, дабы человек был избавлен от этого врага и в роде людском был восстановлен образ Божий. Замыслив план спасения, Бог показал, как бесконечно дорог Ему человек; но сатана стремится разрушить Божьи намерения, помешав человеку выполнить условия, на которых дается спасение.

При начале служения Своего Христос преклонил колени на берегу Иордана и вознес к Небу молитву за род человеческий. Он получил крещение от рук Иоанновых, и разверзлись небеса, и Дух Божий в виде голубя сошел на Него, и раздался голос с небес, говорящий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Молитва Христа за погибающий мир была услышана, и все, кто верит в Него, приняты в Возлюбленном. Падшие люди могут через Христа получить доступ к Отцу и обрести благодать, которая поможет им стать победителями в силу заслуг распятого и воскресшего Спасителя.

Значение Христовой победы. — После Своего крещения Христос был уведен Духом в пустыню. Он облекся в человеческую плоть, и сатана возомнил, что сможет одолеть Его, как одолевал сильных мужей прошлых веков, и приступил к Нему с искушениями, которые послужили к падению человека. Именно в этом мире должен был решиться исход великого противостояния между Христом и сатаной. Если бы искусителю удалось одолеть Христа хоть в чем-то одном, мир был бы обречен на гибель. Сатане было по силам ужалить Сына Божьего в пяту; но семя жены должно было поразить этого змея в голову: Христос должен был опрокинуть замыслы князя тьмы. Сорок дней Христос держал пост в пустыне. Для чего? Неужели в характере Сына Божьего было нечто такое, что требовало столь великого унижения и страдания? Нет, Он был безгрешен. Это унижение и жестокую муку Он перенес ради падшего человека, и мы никогда не постигнем серьезность греха, кроющегося в потворстве извращенному аппетиту, пока не поймем духовный смысл этого долгого поста Сын Божьего.

Нам никогда не понять силу аппетита и рабство, в котором он держит человека, пока мы не распознаем характера борьбы Спасителя с сатаной и Его победы, благодаря которой человек оказался в преимущественном положении, когда он в силу заслуг крови Христовой может воспротивиться власти тьмы и одержать над ней победу.

Выдержав этот долгий пост, Христос сильно страдал от голода, и сатана решил воспользоваться Его слабостью, обрушив на Него жесточайшие искушения. «И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом». Сатана явился Ему образе Божьего вестника, утверждая, что Бог уже увидел готовность Спасителя встать на путь самоотречения и что Ему не нужно больше претерпевать унижение и боль, но Он может избавиться от предлежавшей Ему, как Искупителю мира, страшной борьбы. Дьявол попытался убедить Его, что Богу нужно было всего лишь испытать Его на верность, а теперь Его верность нашла полное подтверждение и Он волен воспользоваться Своей Божественной силой для того, чтобы восполнить Свои нужды. Но Христос распознал искушение и объявил: «Написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божьим».

Когда вы сталкиваетесь с искушением, толкающим вас к противозаконному потворству аппетиту, вы должны вспомнить пример Христа и выстоять, преодолев его так, как победил его Христос. Вы должны ответить: «Так говорит Господь» и таким образом навечно закрыть вопрос, поднятый князем тьмы. Если вы вступите в переговоры с искусителем и станете говорить от себя, полные осознания собственной самодостаточности и важности, то вы потерпите поражение. Оружием, которым пользовался Христос, были слова Божьи: «Так написано»; и если в руках у вас меч Духа, то и вы сможете выйти победителями благодаря заслугам вашего Искупителя.

Сатана достиг больших успехов в искушении человека. — Сын Божий выдержал три основных искушения, которым подвергается всякий человек. Он не уступил врагу, когда тот искушал Его аппетитом, честолюбием и любовью к миру. Но, увы, сатана преуспел гораздо более, искушая человеческое сердце. Он склоняет людей ко греху, и когда те уступают его искушениям, он берет над ними власть. И наибольших успехов он добился, искушая их именно аппетитом.

Если ему удается обрести контроль над аппетитом, то в его руках оказывается весь человек.

Есть всего лишь две силы, которые властвуют над разумом человека, — сила Божья и сила сатаны. Христос — Творец человека и его Искупитель; а сатана — его враг и губитель. Тот, кто отдал себя Богу, будет созидать себя для славы Божьей в теле, душе и духе. А кто отдал себя во власть сатаны, тот сам себя разрушает и губит. Многие люди продают свой рассудок за стакан спиртного и становятся угрозой для свой семьи, для своих ближних и для своей страны. Дети его прячутся по углам, когда он приходит домой, а его несчастная жена боится встречи с ним как огня, ибо он приветствует ее жестокими побоями. Он тратит деньги на выпивку, а его жене и детям не хватает средств на самое необходимое.

Сатана подталкивает жертв аппетита к насилию. Пьяница — человек жестокий, он легко приходит в ярость и может воспользоваться любым ничтожным поводом, чтобы затеять ссору. А когда страсти разгорелись, он не пожалеет даже лучших друзей. Как часто нам приходится слышать об убийствах и насильственных действиях, основной причиной которых называется состояние алкогольного опьянения.

Умеренное употребление алкоголя. — Есть люди, которые называют себя сторонниками трезвости и воздержания и при этом пьют и вино, и сидр, утверждая, что эти опьяняющие напитки безвредны и даже полезны для здоровья. Именно так многие делают первый шаг на пути к падению. Вино и сидр опьяняют так же, как и более крепкие напитки, и даже хуже. Страсти от них более порочны; перемены в характере — сильнее, решительнее и стойче. Несколько литров сидра или вина могут пробудить вкус к более крепким напиткам, и во многих случаях те, кто стали закоренелыми пьяницами, именно так закладывали основание своей зависимости.

Для людей, унаследовавших тягу к стимулирующим веществам, весьма небезопасно держать в доме сидр и вино; ибо сатана будет постоянно толкать их к возлияниям. Поддавшись его искушениям, они не будут знать, где остановиться; аппетит будет требовать своего, и потворство ему приведет их к погибели. Разум их затуманен; они уже не властвуют над собой, но безрассудно предаются похоти. Повсюду царит распущенность, ибо потворство тяге к вину и сидру приводит к тому, что человек предается самым разным порокам. Тот, кто любит эти стимулирующие вещества и привыкает к их употреблению, не может возрастать в благодати. Он становится грубым и несдержанным; животные страсти берут верх над высшими силами его разума, и он перестает ценить добродетель.

Умеренное питие — это школа, в которой люди получают образование для дальнейшей карьеры пьяницы. Так незаметно сатана уводит от твердынь воздержания, так коварно вино и сидр влияют на вкус, что не успевает человек оглянуться, а он уже в тисках пьянства. Он взращивает вкус к стимулирующим веществам; у него расстраивается нервная система, ибо сатана содержит его разум в горячечном непокое. Бедная жертва, воображая себе, будто находится в полной безопасности, идет по этому пути все дальше и дальше, пока не будут сокрушены все барьеры и пока не будут принесены в жертву все принципы. Самая твердая решимость оказывается бессильной, вечные интересы отходят на задний план, а разум теряет способность держать под контролем тягу к дурному.

Некоторые люди никогда не напиваются, но постоянно находятся под воздействием слабоалкогольных напитков. Они вспыльчивы, рассеянны и хотя и не пьяны до беспамятства, но и не пребывают в трезвом уме; ибо у них извращены благородные силы ума.

И табак тоже. — Употребляющие табак тоже подрывают свои физические и умственные силы. Употребление табака никак не обосновано с физиологической точки зрения. Природа восстает против этого наркотика, и когда человек пытается навязать своему организму эту противоестественную привычку, начинается жестокая борьба. Желудок, да и весь организм, восстают против этого омерзительного яда, но грешник стоит на своем, пока природа не сдается и не отступает с поля боя, а человек при этом становится рабом табака.

Если бы спасение предлагалось человеку на трудновыполнимых условиях, на Бога смотрели бы как на жестокого господина. Но вот кто на самом деле жестокий господин, так это сатана, который требует от своих подданных пройти через жестокие испытания и сделать себя рабами страсти и аппетита; тогда как Бог последователен во всех Своих требованиях и просит от Своих детей только то, что послужит к их нынешнему и вечному благу.

«Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи». Вот повеление Божье, и все же многие, даже те, кто называют себя рабами Божьими, являются приверженцами табака и делают его своим идолом. Люди должны дышать свежим воздухом, своим чистым дыханием прославляя Бога за Его благословения, а они отравляют атмосферу дымом трубок и сигар. Им приходится пройти через испытание табачным зловонием, чтобы возбудить свои расслабленные нервы в качестве приготовления к исполнению повседневных обязанностей; ибо если они не накурятся, то будут раздражительными и неспособными контролировать свои мысли.

Не получилось покурить. — В качестве иллюстрации неспособности курильщиков в полной мере владеть своим рассудком в отсутствие привычного стимулятора, хочу поведать об одном случае, обратившем на себя мое внимание. По соседству со мной одно время жил пожилой мужчина, который был заядлым курильщиком. Как-то утром я зашла к нему за книгой, которую он взял у меня почитать. Как оказалось, в то утро у него не получилось покурить, и вместо книги он вручил мне уздечку. Все мои усилия объяснить ему, зачем я пришла, оказались тщетны, так что мне пришлось отправиться восвояси с пустыми руками. На следующий день я снова зашла к нему и обратилась с той же просьбой, и он тут же вручил мне искомую книгу. Тогда я спросила его, почему он не отдал мне ее накануне, на что он ответил: «Как? Вы были у меня вчера? А я и не помню. Пожалуй, я знаю, в чем причина. Вчера у меня кончился табак!» Вот как подействовало на его разум отсутствие этого стимулятора. Его врач в конце концов убедил его, что ему нужно бросить курить, иначе он умрет. И он действительно бросил, но всю оставшуюся жизнь его мучила неизбывная тяга к табаку, с которой он постоянно боролся.

Как-то раз, когда ему было уже девяносто лет, его родные увидели, что он что-то ищет. Когда его спросили, что случилось, он ответил: «Я ищу свой табак». Он страдал без него, при том что курение грозило ему верной смертью.

Путь к избавлению. — Бог требует, чтобы Его дети держались подальше от столь противоестественных и разрушительных привычек. Но если люди уже оказались в этих цепях, неужели им нет исхода? Исход есть, ибо Господь Иисус умер, чтобы заслугами Его жизни и смерти многие могли стать победителями. Он может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу. Он пришел на землю, чтобы соединить Божественную силу с человеческими усилиями, и в сотрудничестве со Христом, препоручив свою волю в руки Божьи, раб может стать свободным, наследником Божьим и сонаследником Иисусу Христу.

Вино притупляет нравственное восприятие. — Во дни Израиля, когда было учреждено служение скинии, Господь повелел, чтобы на жертвеннике курений не возжигался никакой другой огонь, кроме священного. Святой огонь зажигал Сам Бог, а благовонное курение служило символом восходящих к Божьему престолу людских молитв. Надав и Авиуд были священниками, служившими во святилище, и, несмотря на запрет пользоваться обычным огнем, эти священники, войдя пред лицо Божье, осмелились возжечь фимиам от огня несвященного. Эти служители позволяли себе злоупотреблять вином, и их нравственное восприятие притупилось; они были уже неспособны оценить характер своих поступков или осознать, насколько ужасны будут последствия их греха. И тогда огонь возгорелся из Святого святых и поглотил их.

После гибели Надава и Авиуда Господь обратился к Аарону и сказал: «Вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого, и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея». Священники и судьи Израилевы должны были соблюдать строгое воздержание, дабы иметь ясный ум и уметь отличить добро от зла, дабы твердо держаться принципов и обладать мудростью в отправлении правосудия и проявлении милости.

Если бы люди были воздержанны во всем. — Какого прогресса достигла бы наша страна, если бы эти предписания были воплощены в жизнь, если бы люди, занимающие ответственные посты в судах, жили всяким словом, исходящим из уст Божьих! Разве Бог, сотворивший человека, не знает, что для людей лучше, что более всего соответствует их духовным и вечным интересам? Бог трудится ради высшего блага Его творений. Если бы люди придерживались строгого воздержания, смерть не собирала бы столь высокий урожай в нашей среде и люди в гораздо меньшей степени страдали бы от физических и душевных недугов. Было бы гораздо меньше несчастных случаев на суше и на море. Человек делает, что ему вздумается, вместо того чтобы покориться Божьим требованиям, вот почему в мире так много зла.

Бог даровал нам законы, по которым нам надлежит жить, но ныне, как и во времена Ноя, все мысли и помышления сердец человеческих суть зло во всякое время; люди живут по своим помыслам и желаниям и так приближают собственную погибель. А Бог желает, чтобы люди сохраняли свое богоданное достоинство и были свободны от рабства аппетита.

Как могут люди доверять решениям присяжных, злоупотребляющих спиртным и табаком? Если им приходится принимать решение по значимому делу в отсутствие привычных стимуляторов, они не могут рассуждать здраво; им не по силам вынести разумное суждение; и чего же будет стоить их решение?

Люди, занимающие ответственные посты, должны быть воздержанными и честными. Особенно это касается тех, кто наделен судебными функциями. Таковые должны быть трезвенниками, чтобы иметь возможность осуществлять правосудие неподкупно и непредубежденно. Но насколько лучше было бы состояние нашей судебной и административной системы, если бы народ был послушен Божьим повелениям. Спиртное, табак, падение нравов приводят к тому, что люди обращаются вероломно со своими ближними.

Искушения со всех сторон. — Наши молодые люди, как и более зрелые верующие, окружены со всех сторон искушениями. Как в Америке, так и в Европе множество злачных мест завлекают людей яркими огнями и музыкой, так что беспечные могут легко оказаться в их сетях. Делается все возможное, лишь бы заманить молодежь в питейные заведения. Как спасти наших юношей и девушек? Христос принес бесконечно дорогую жертву, Он обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его нищетою и имели жизнь, соизмеримую с жизнью Бога. Так неужели же мы не пойдем на жертвы ради спасения погибающих? Каков наш вклад в дело воздержания? Что мы делаем ради спасения нашей молодежи сегодня? Кто стоит со Христом как соработник Божий?

Родители, научаете ли вы ваших детей побеждать? Стараетесь ли вы сдержать поток зла, грозящего разорить нашу землю? Матери, выполняете ли вы свой долг как воспитатели? Прививаете ли вы своим детям с раннего детства привычку к самоконтролю и воздержанию? Не ждите, пока они окажутся в железных тисках страстей, но ныне же ведите их к Богу, разъясняйте им, что Иисус любит их, что они принадлежат Небу. Пусть их рука с юных лет будет в руке Божьей, чтобы Он мог вести их за Собой. Матери, осознайте свой моральной долг и потрудитесь для своих детей как обязанные дать отчет. Мы должны сделать все возможное, чтобы остановить поток зла, готовый унести детей и молодежь в погибель. Мы должны быть победителями сами и научить наших детей побеждать.

Христос победил ради нас. — В пустыне искушения Христос одержал победу там, где потерпел поражение Адам. Он начал Свое служение там, откуда началось падение, и превозмог ради нас силу сатаны, искушавшего Его аппетитом. Сатана оставил поле битвы как побежденный враг, и нет нам оправдания, если мы не вступаем в битву на стороне Господа, ибо нет такой причины, почему человек не может стать победителем, если он верит во Христа. «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его».

Мы очищены, обновлены и искуплены благодаря заслугам Христа. Нам дано воссесть со Христом на Его престоле. Это величайшая честь, которая только может быть оказана человеку. Чего еще нам желать? Если мы победители, то вот обращенные к нам слова Христа: «Не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцом Моим и пред Ангелами Его» (Знамения времени, 22 июня, 29 июня и 9 июля 1891 г.).

3. В Сиднее, Австралия — 1893 год

«И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Также, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» (Лк. 17:26—30). Итак, мы знаем, что повсюду в нашем мире царит невоздержание. В еде и питье, служащих для подкрепления наших физических сил, никакого греха нет, как и в делах, способствующих нашему духовному благополучию. Но когда мы теряем из виду вечность и доводим восполнение этих потребностей до крайности, вот тогда-то и входит грех. С подобным преступлением, с подобным нечестием мы сталкиваемся на каждом шагу. Не пора ли нам уже чему-нибудь научиться? У нас есть души, которые мы можем либо потерять, либо спасти. Бог создал наших прародителей и, поместив их в раю, обусловил их пребывание там всего лишь одним запретом. «Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». Нарушив данный запрет, они поплатились бы за это собственной жизнью.

Сатана представлен в Библии в образе змея. Искуситель повсюду, люди сталкиваются с ним на каждом шагу, и когда Бог говорит: «Не делай этого», что за этим следует? Во многих случаях, вместо того чтобы прислушаться к предостерегающему гласу, люди внимают искусителю. А вместо счастья и удовольствий, которые сулит им сатана, они получают горе и нищету. У Адама и Евы было все, что им было потребно для счастливой жизни, но они послушали искусителя и ослушались Бога.

Когда пришел Бог и стал выспрашивать у Адама о случившемся, тот возложил всю вину на Еву. И сказал Бог: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Враг не коснется вас, если только вы сами не позволите ему. Но Бог говорит о вражде против змея, которую положил Он Сам. Речь идет не о вражде между нечестивыми людьми и ангелами, но о вражде между теми, кто служит Господу, и воинствами тьмы.

Крайне важный вопрос. — Воздержание — это крайне важный вопрос для каждого из нас. Он имеет далеко идущие последствия. У меня была серия из двадцати одного выступления на эту тему, и то я успела лишь слегка коснуться этого предмета. Вот и сегодня мы рассмотрим лишь несколько его аспектов. Когда Сам Бог произнес эту первую евангельскую проповедь в Едеме, она засияла подобно звезде, озаряющей надеждой темное и зловещее будущее. Едемскую чету нельзя было оставлять в безысходности под угрозой неминуемой гибели.

Когда Христос явился в наш мир Вифлеемским Младенцем, ангелы воспели: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!». «И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь».

Сатана со всей своей свитой, претендуя на право принимать поклонение, принадлежащее лишь Богу, решили помешать Христу осуществить задуманное. После крещения Своего Христос склонился на берегу Иордана; и никогда еще Небо не слышало подобной молитвы, исшедшей из Его Божественных уст. Христос облекся в нашу человеческую природу. Слава Божья в виде сияющего золотом голубя сошла на Него, и из не-исследимой славы послышались такие слова: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Христос Своей человеческой рукой объемлет весь род человеческий, а Божественной рукой крепко держится за престол Всевышнего. Молитва Христа пронзила тьму и достигла небесных дворов. Для каждого из нас это означает, что перед нами открыты небеса. Это значит, что ворота распахнуты, что Сын Божий и все, кто верует во имя Его, наделены славой. Наши прошения будут услышаны на небесах, как была услышана молитва нашего Поручителя, нашей Заместительной Жертвы, Сына всемогущего Бога.

Христос выдержал три основных искушения. — Христос отправился в пустыню, ведомый Духом Божьим для искушения от дьявола. Врагу предстояло испытать Сына Божьего. Христос был подвергнут трем основным искушениям, с которыми сталкивается человек.

«Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим». Сатана приступил к Сыну безграничного Бога в виде ангела света и принялся искушать Его аппетитом. Христос был голоден и крайне нуждался в пище. Почему Он не совершил чуда? Потому что это не входило в Божьи намерения, ибо Христос не должен был совершать чудеса ради Себя Самого. Каково было Его положение? Ему предстояло преодолеть тот путь, на котором пал Адам. У Адама было все, он ни в чем не нуждался. Тогда как Христа терзали жесточайшие муки голода, Он очень хотел есть. И однако же сатана этим искушением ничего не добился.

«Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Почему он опустил вторую часть этого текста, которая гласит: «охранять тебя на всех путях твоих»? Пока Христос был на путях Божьих, с Ним не могло приключиться никакого вреда. Иисус сказал о сатане, что тот не нашел «во Мне… ничего». Это сатанинское искушение было вызовом Христу. Сатана сказал: «Если Ты — Сын Божий». Добился ли сатана своего? Заставил ли он Христа поступить по-своему? Ни в коем случае. Христос ответил Ему: «Так написано». И сатана увидел, что здесь он совершенно бессилен.

И тогда он приступает к Нему с иным искушением. Он показывает Ему все царства земли во всем их великолепии и предлагает склониться перед ним. Сатана обладал властью над человеческой семьей. «Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне». Божественная природа Христа просияла сквозь человеческую, и Он сказал: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».

Сатана оставил поле битвы как побежденный враг. Наш Спаситель вышел победителем. Он весьма ослабел, и не было поблизости плеча, на которое Он мог бы приклонить голову, или руки, на которую мог бы опереться. Но пришли ангелы и послужили Ему. Именно на такую помощь можем рассчитывать и мы. Христос видел, что сам человек победить не в состоянии. Он сошел на землю, чтобы наделить человека нравственной силой. В этом наша единственная надежда.

Победа во Христе. — Мы видим, как важно победить аппетит. Христос победил, и мы можем одержать ту же победу, что и Христос. Он преодолел этот путь и одержал победу ради человека. Что именно Он совершил для рода человеческого? Он поднял человека вверх по шкале нравственной ценности. Мы можем стать победителями благодаря Его вседостаточности. Во Христе самые безнадежные грешники обретают надежду. «Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс — пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?». «Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю». Нам даны здесь драгоценные Божьи обетования. Для чего Христос сошел на землю? Чтобы явить нам Отца. Какое сердце, полное любви и сострадания! Он пришел, чтобы принести нам вечную жизнь, разорвать узы рабства. Отдав Своего Сына, Бог отдал все небеса. Он отдал самое дорогое, что у Него было.

Ценность души. — «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, пропове-дывать пленным освобождение и узникам открытие темницы». Он — единственный, в Чьей власти это сделать. Такова великая цена, уплаченная за души, погрязшие в грехе. Человек обладает великой ценностью. И оценивает его Сам Христос. Облекшись в человеческую плоть, Христос показал, что Он высоко ценит каждую душу. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий». Вот какова цена, которую Бог определил человеку. И в другом месте Он говорит: «Сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи — дороже золота Офирского». Но Бог не делает ничего без содействия самого человека.

Разум, омраченный невоздержанием. — «Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицом Господним. И сказал Моисей Аарону: вот о чем говорил Господь, когда сказал: в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь. Аарон молчал… И сказал Господь Аарону, говоря: вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого».

Разум Надава и Авиуда был омрачен невоздержанием, и вместо того, чтобы взять огонь, который повелел им Бог, они взяли огонь чуждый, обычный, и Бог истребил их. Если бы они не одурманивали себя вином, то смогли бы отличить священное от несвященного. Но они поступили вопреки Божьим требованиям.

Причина несчастных случаев. — Мы читаем о морских крушениях и железнодорожных катастрофах, и в чем же кроется их причина? Во многих, в очень многих случаях причина кроется в том, что кто-то одурманил свой разум опьяняющими напитками, осознавая, какой груз ответственности лежит на его плечах. Многие, очень многие люди погибают от того, что кто-то злоупотребил спиртным. Эти смерти лежат на совести того, кто подносит бутылку к устам своего ближнего.

В древние времена, если у человека было животное с дурным нравом, он отвечал за нанесенный им ущерб. В Исх. 21:28, 29: «Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват; но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещен о сем, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями и хозяина его предать смерти».

Теперь же этот принцип можно применять по отношению к тем, кто производит этот смертельный яд. Вот закон, который был дан Небесным Богом и который регламентировал, как нужно поступать с бодливыми животными. Христос ищет спасти, а сатана — погубить. Я прошу вас, обладающих здравым умом, задуматься над этим. Пьяный человек лишается здравого рассудка. Приходит сатана и овладевает им и проникает в него со своим духом; и его первое желание — изранить или убить кого-нибудь из близких этого человека. И при этом люди позволяют разрастаться этому проклятью, которое делает человека хуже зверя. Что приобретает пьяница? Ничего, кроме расстроенного рассудка. А законы в нашей стране таковы, что он то и дело подвергается искушению.

Этому виноторговцу придется ответить за все грехи пьяницы, как и самому пьянице придется дать отчет за свои деяния. Единственная надежда для них — предать свои души распятому и воскресшему Спасителю. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Что говорит Христос? Вы «соработники у Бога». Христос пришел, чтобы вернуть человеку моральную силу. Мы видим повсюду человеческие страсти, которые губят самих людей. Нашу молодежь осаждают искушения. Помыслы многих людей поглощены азартными играми и скачками. Да поможет нам Бог пробудиться.

Люди, работающие в судах и законодательных собраниях, не должны пить ни вина, ни крепких напитков. Им нужно иметь ясный ум, чтобы принимать своевременные, четкие и ясные решения. В их руках находятся человеческие судьбы, они решают, предать того или иного человека смертной казни или определить ему другое наказание. Нам известно, как сильно пьют в судебных палатах. Могут ли пьяные судьи иметь ясный ум и взирать единственно на славу Божью? Портится природа человека. И только Христос может его возвысить. «Не прикасайся и не пробуй», — вот каким должен быть ваш девиз. Вы должны быть умеренны в еде. Ну а спиртное — его не должно быть вовсе. Не прикасайтесь к нему. Если вы пьете вино, ни о каком воздержании не может быть и речи. Сатана хочет погубить человеческую семью окончательно. Христос пришел, чтобы искупить, возвысить человека, ибо Он Сам облекся в человеческую плоть.

Начинайте с детей. — Родители, вы должны пробудиться и взяться за исполнение долга, возложенного на вас Богом. Приучайте своих детей к послушанию. Многие утратили почтение к отцу и матери. А ведь почитать своего Небесного Отца они будут в той же степени, что и своих родителей. Наставляйте своих детей. Преподавайте им уроки с младенческого возраста. Когда вы будете учить таким образом ваших детей, вас будут окружать ангелы. Когда известные вам выбившиеся из сил матери уже не знали, что делать со своими детьми, они решили привести их к Иисусу. Одна мать, решившись, сказала другой: «Хочу пойти к Иисусу, чтобы Он благословил моих детей». К ним присоединились еще женщины, и еще, так что к Иисусу направилась уже целая группа женщин со всей своей детворой. Иисус услышал об их приближении еще издали. Он уже знал, кто к Нему идет. Он сопереживал этим матерям. Когда они привели к Нему своих малышей, Он сказал: «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие». Родители, не опускайте руки; ибо врата открыты.

Даже тон голоса, с каким вы обращаетесь к вашим детям, и тот может служить воспитательным инструментом. Никто не знает, сколько неприятностей доставляют родителям эти маленькие ручки. Матери, есть Тот, Кто знает все, — наш Небесный Бог. Всякий день, пока вы исполняете свои повседневные обязанности, напротив ваших имен записано: «Побеждающие силой Иисуса Христа». Какую ограду вы воздвигаете вокруг их немощных душ? Не угрожайте им гневом Божьим, когда они делают что-то не так, но приводите их в своих молитвах ко Христу. Сделайте ваш домашний очаг как можно более привлекательным. Раскройте шторы и позвольте войти в свой дом небесному доктору — солнечному свету. В вашем доме должно быть мирно и спокойно, если вы хотите, чтобы ваши дети обладали прекрасным характером. Сделайте дом настолько привлекательным, чтобы у них не возникало желания отправиться в пивную. Показывайте им цветы и листву деревьев. Пусть они узнают от вас, что Бог сотворил каждый стебелек и раскрасил чудесными оттенками каждый цветок; что все это — проявление Божьей любви к вам и это глас Божий, обращенный к вам и говорящий: «Я люблю вас».

Семьи, подобные семье Авраама. — Нужно, чтобы ваши семьи были подобны семье Авраама. Он вел за собой своих домашних. Онучил их быть послушными повелениям Божьим. Вот уроки, которые вы, матери, должны терпеливо преподавать своим детям. У вас нет лишнего времени, чтобы тратить его на изучение современной моды. Учите их, что они принадлежат Христу. Мы сегодня созидаем характеры. Молодые люди, молодые женщины, вы во многом определяете сегодня, каким будет будущее. Пусть войдет Христос. Он сохранит вас от искушения.

Многие подрывают свое здоровье табаком. Он попадает в организм и растекается по нему отравой. Нам известны случаи, когда курильщики избавлялись от этой пагубной привычки. Мы с мужем основали медицинское учреждение в Америке. От тех, кто занимался лечением курильщиков, приходили тревожные известия. Наши медики отмечали в лечебных картах неприятные, вызывающие тревогу испарения, исходящие от этих людей во время купания. Но их удалось утвердить на прочном основании. Мы видели многих, кто поначалу говорили, что не могут превозмочь, и кому удалось все-таки избавиться от этой привычки.

В большинстве с Богом. — Ни один пьяница не может быть записан в небесные книги. Мужественно сопротивляйтесь искушению. Вы можете положиться на Божественную силу, призвав имя Иисуса Христа из Назарета. Христос будет трудиться ради каждого из вас. Культивируемая ныне тяга к табаку не имеет основания в физиологии человеческого организма. Поэтому вы можете одержать над ней победу. Проклятье Божье лежит на тех, кто подносит бутылку к устам ближнего своего. Вы говорите, что мы — в меньшинстве. Но разве Бог не большинство? Если мы на стороне Бога, сотворившего небо и землю, разве не за нами большинство? На нашей стороне ангелы, крепкие силою. Оставьте обычаи этого распутного века. Сестры и матери, вы злоупотребляете телами, которые вверил вам Бог. Я обращаюсь к молодым женщинам: что означает это утягивание талии, которое не дает надлежащим образом функционировать вашим легким, печени и другим жизненно важным органам? Ваше будущее потомство будет свидетельствовать против вас. Я лично не смогла бы произнести здесь ни слова, если бы я была стянута в поясе, как некоторые из вас. Вы видите, ничто не должно сдавливать эти жизненно важные органы. Иногда я вижу женщин, которым нужно что-то зачитать вслух, а они не в состоянии громко и внятно произнести ни слова. У них словно пропал голос. Они утягивают талию, чтобы казаться тоньше, как будто знают лучше Бога-Творца, какими они должны быть.

Господь пожелал, чтобы жена Маноя придерживалась строгого воздержания. «И явился Ангел Господень жене и сказал ей: вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнешь, и родишь сына; итак, берегись, не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого». Ангел, явившийся Захарии и Елисавете, сказал: «Услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится». Здесь говорится о ребенке как до рождения, так и после. Вы, матери, должны как следует об этом задуматься. Страсти и влечения матери передаются ее детям. Многие из вас, кто идет на поводу у своего аппетита, подрывают тем самым основание собственного дома. Мужчины тоже могли бы вести столь же чистую жизнь, что и Даниил. Нам нужно содержать себя в чистоте и держаться подальше от разложения, царящего в этом мире. «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцом Моим и пред Ангелами Его». Христос одержал ради нас победу, чтобы и мы победили именем Иисуса Христа из Назарета.

Иисус Христос будет приветствовать всех искупленных, входящих в город воротами, а в руках у них будут золотые гусли, и они будут петь славу Иисусу Христу и будут облачены в белые одежды, сотканные в небесной мастерской, и в одеждах этих не будет ни единой человеческой нити.

Мы жаждем небес, и Иисус Христос уверяет нас, что мы их получим, если будем сотрудничать с Ним (Рукопись 27, 1893 г.).