6. Жизнеутверждающие принципы обновленной жизни

1. На пути к обновлению

Обновленный характер. — Наша работа для искушаемых и падших будет по-настоящему успешной только тогда, когда благодать Христа заново сформирует характер и человек придет в живое общение с безграничным Богом. Такова цель всякой истинной работы в сфере воздержания (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 111).

Христос воздействует на сердце. — Люди никогда не достигнут подлинного воздержания до тех пор, пока благодать Христа не станет постоянно пребывать в их сердцах… Преобразование заключается не только во внешней перемене жизни. Истинное христианство предполагает преобразование сердца. Ибо то, что Христос совершает в сердце, будет проявляться внешне по велению обращенного разума. Все попытки вначале измениться внешне, а лишь затем преобразиться внутренне всегда оканчивались неудачей и будут всегда обречены на неудачу (Пища и питание, с. 35).

Нужно вернуть себе власть над собой. — Одним из самых прискорбных последствий изначального отступничества человека стала утрата им способности управлять собой. Подлинный прогресс для него будет возможен только тогда, когда он вновь обретет власть над собой.

Наше тело — это единственная среда, в которой происходит развитие ума и души для созидания характера. Именно поэтому враг человеческих душ все свои искушения направляет на разрушение наших физических сил. Его успех в этом деле будет означать подчинение злу всего нашего существа. Наклонности нашей телесной природы, если они не находятся под властью высших нравственных сил, непременно приведут к гибели и смерти.

Необходимо, чтобы тело было подвластно высшим силам человеческого естества. Страсти должны быть в подчинении у воли, а сама она должна всегда находиться под контролем Бога. Царственная сила разума, освященная Божественной благодатью, должна господствовать в нашей жизни (Служение исцеления, с. 129, 130).

Вредные пристрастия нужно оставлять сразу, а не постепенно. — Имеют ли право те, кому дано столько возможностей, кому послано так много драгоценного света и кто пользуется всеми преимуществами Божественного просвещения, утверждать, что не могут сразу порвать с нездоровыми привычками? Почему те, кто обладает блестящим умом, не рассуждают от причины к следствию? Почему они не отстаивают санитарную реформу, утвердившись обеими ногами на ее принципах и твердо решив больше никогда не прикасаться к алкоголю и табаку? Это яды, и употреблять их значит нарушать Божий закон. Некоторые, когда их начинают просвещать по этому вопросу, говорят так: я оставлю все это постепенно, шаг за шагом. Но сатана радуется всем подобным соображениям. Он говорит: я крепко держу их в своих руках, мне нечего опасаться.

Но он знает, что у него нет власти над человеком, который, когда грешники искушают его, достаточно морально устойчив, чтобы сказать «нет» твердо и без обиняков. Таковой отказался от общения с дьяволом, и пока он держится Иисуса Христа, ему ничего не грозит. Он открыт для общения с небесными ангелами, которые наделяют его нравственной силой для победы (Рукопись 86, 1897г.).

Битва предстоит тяжелая, но Бог не оставит вас без помощи. — Вы употребляете табак и спиртные напитки? Отриньте их от себя; ибо они подрывают ваши силы. Битва вам предстоит тяжелая, но Бог поможет вам в этой борьбе. Просите Его о благодати для победы и верьте, что Он даст вам ее, потому что любит вас. Не позволяйте мирским друзьям отвлекать вас от тесного общения со Христом. А лучше сами отвлекитесь от такой дружбы ради верности Спасителю. Скажите им, что ищете небесного сокровища. Вы уже не свои, ибо куплены дорогою ценою — ценою жизни Сына Божьего, и потому должны прославлять Бога в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий (Письмо 226,1903г.).

Ищите Божьей помощи. — У меня есть весть от Господа для искушаемой души, пребывающей под властью сатаны, но стремящейся к освобождению. Обращайся за помощью к Господу. Иди к тем, кто познал любовь Божью и страх Его, и скажи им: возьмите меня под свою опеку; ибо сатана жестоко искушает меня. У меня нет сил вырваться из этой ловушки. Держите меня при себе и не отпускайте, пока у меня недостанет сил бороться с искушением (Письмо 166, 1903 г.).

Личные отношения с Богом. — Открывайте перед Богом свои нужды, радости и печали, свои заботы и опасения… «Господь весьма милосерд и сострадателен». Его любящее сердце трогают наши скорби. Он переживает вместе с нами, когда мы рассказываем Ему о них… Все, что касается нашего внутреннего мира, не может быть маловажным для Него. Нет ни одной главы в истории нашей жизни, которая была бы настолько запутанной, чтобы Он не мог ее прочесть; никакое наше недоразумение не может быть настолько трудным, чтобы Он не был состоянии помочь. Никакое несчастье, которое может постигнуть малейшего из Его детей, никакая тревога, беспокоящая душу, любая радость, каждая искренняя молитва — ничто не ускользает от взора нашего Небесного Отца, Который с участием откликается на все. «Он исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их». Отношения между Богом и каждым человеком настолько определенны и полны, как будто человек этот — единственная душа на земле, о которой заботится Небесный Отец и за которую Он отдал Своего возлюбленного Сына (Путь ко Христу, с. 100).

2. Секрет победы — в обращении сердца

Потворство — это грех. Потакание порочным пристрастиям, будь то чай, кофе, табак или спиртное, есть неумеренность, противостоящая законам жизни и здоровья. При употреблении этих недозволенных продуктов организм человека оказывается в состоянии, противоречащем замыслам Творца. Потворство этим привычкам — это грех для любого человека… Страдания, болезни и смерть — вот неизбежное наказание за потакание своим страстям (Евангелизм, с. 266).

Когда в нашей среде действует Святой Дух. — Наипервейшее и самое важное дело — смягчить и покорить душу, раскрыв ей Евангелие как можно яснее и явив ей Господа Иисуса Христа как понесшего наши грехи и прощающего их Спасителя. Когда в нашей среде действует Святой Дух… души, еще не готовые к явлению Христа, слышат Его обличающий голос… Заядлые курильщики жертвуют своим идолом, а любители спиртного — своим. Они не смогли бы сделать это, если бы не ухватились с верой за Божьи обетования о прощении их грехов (Евангелизм, с. 264).

Великая нужда. — Христос отдал Свою жизнь ради искупления грешника. Искупитель мира знал, что потворство аппетиту лишает человека физической крепости и притупляет его духовное восприятие, так что он уже не различает ни священного, ни вечного. Он знал, что потакание собственному «я» извращает нравственные силы человека и он крайне нуждается в обращении сердца, ума и души от потворства себе к самоотречению и самопожертвованию (Медицинское служение, с. 264).

Человека постигнет неудача, если он будет полагаться на собственные силы. — Привычка к табаку помрачает разум многих людей. Почему же вы не оставите эту привычку? Почему не подниметесь и не скажете: «Я больше не буду служить греху и дьяволу»? Скажите: «Я оставляю этот ядовитый дурман». Но сделать это собственными силами вам не удастся. Христос говорит: «Я одесную тебя, чтобы помочь тебе» (Рукопись 9, 1893 г.).

Почему столь многие терпят крах. — Искушения, побуждающие людей потворствовать своему аппетиту, обладают такой силой, что преодолеть их можно только с Божьей помощью. В каждом искушении у нас есть обетование от Бога о том, что нам будет даровано и избавление. Так почему же столь многие терпят очевидный крах? Все дело в том, что они не доверяют Богу. Они не обращаются за помощью, которую предлагает им Бог. Так что все их слова, призванные оправдать их потворство извращенному аппетиту, не имеют в глазах Бога никакого веса (Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 22).

Единственное средство. — Для каждой души, старающейся подняться из греховной жизни к жизни чистой и нравственной, важнейший элемент силы содержится в единственном имени «под небом, данным человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Тому, «кто жаждет» блаженной надежды на избавление от феховных наклонностей, Христос говорит: «Иди ко Мне и пей» (Ин. 7:37). Единственное целительное средство от порока есть благодать и сила Христа.

Самые добрые побуждения, опирающиеся на собственные силы, ни к чему не приведут. Никакие клятвы не сломят силу дурной привычки. Никогда люди не станут воздержанными во всем, если их сердца не будут обновлены Божественной благодатью. Ни одной минуты мы не можем удерживать себя от греха. Каждое мгновение мы находимся в зависимости от Бога…

Христос вел жизнь совершенного послушания закону Божьему, и в этом Он явил пример каждому человеку. Получая силу от Христа и учась у Него, мы призваны жить такой же жизнью, какой жил в этом мире Он.

От людей требуется совершенное послушание. — Наша работа для падших должна запечатлевать в их разуме и сердце повеления закона Божьего и необходимость быть во всем верными Ему. Никогда не упускайте возможности показать людям, какая разница существует между теми, кто служит Богу, и теми, кто Ему не служит. Бог есть любовь, но Он не может оправдывать умышленное пренебрежение к Его повелениям. Законы Его правления таковы, что люди не могут избежать последствий своего неповиновения. Он может почтить только тех, кто почитает Его. Поведение человека в этом мире определяет его вечную участь. Что человек посеял, то он и пожнет. Причина вызывает следствие.

Только совершенное послушание отвечает Божьим требованиям. Все Его повеления точны и недвусмысленны. Он не требует ничего такого, в чем нет необходимости для приведения человека в гармонию с Ним. Мы призваны указать грешникам на Его идеал характера и привести их ко Христу, потому что только Его благодатью можно достичь этого идеала.

Победа, обеспеченная безгрешной жизнью Христа. — Спаситель понес на Себе немощи человеческие и вел безгрешную жизнь, чтобы люди не боялись, что из-за слабости человеческой природы они не смогут преодолеть грех. Христос пришел сделать нас «причастниками Божеского естества», и Его жизнь возвещает, что человеческая природа, соединенная с Божественной, не совершает греха.

Спаситель победил, чтобы показать человеку, как он сам может победить. На все искушения сатаны Христос отвечал Словом Божьим. Положившись на Божьи обетования, Он получил силу повиноваться Божьим заповедям, и искуситель не смог одолеть Его. На каждое искушение Он отвечал: «Написано». Таким образом, Господь дал нам Свое Слово, дабы нам с его помощью могли противостоять злу. Безмерно велики и драгоценны данные нам обетования, ими мы «соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2 Петр. 1:4).

Убеждайте искушаемых не смотреть на обстоятельства, на собственную слабость или на силу искушения, но взирать на силу Слова Божьего. Вся его сила дана нам. «В сердце моем, — говорит псалмопевец, — сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою». «По слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя» (Пс. 118:11; 16:4).

Соединенные со Христом через молитву. — Ободряйте людей словом, возносите за них молитвы к Богу. Многие, кого одолело искушение, унижены своими неудачами и разуверились в возможности достичь Бога, но эта мысль возникает по наущению врага. Когда люди согрешили и чувствуют, что не могут молиться, скажите им, что как раз сейчас молиться самое время. Они могут переживать глубокий стыд и глубокое унижение, но когда они исповедают свои грехи, Тот, Кто верен и праведен, простит грехи их и очистит их от всякой неправды.

Нет ничего на первый взгляд более беспомощного, но на самом деле более непобедимого, чем душа, осознавшая свое ничтожество и всецело полагающаяся на заслуги Спасителя. Молитвами, изучением Его слова, верой в Его постоянное присутствие самые немощные из людей могут жить в тесном общении с живым Христом, и Он будет поддерживать их рукой, которая никогда их не отпустит (Служение исцеления, с. 179—182).

Здоровье и сила для победителя. — Когда люди, долгое время потакавшие нездоровым и порочным привычкам, покоряются силе Божественной истины, соприкосновение с этой истиной возрождает в них нравственные силы, которые, казалось, были давно парализованы. Ум их становится сильнее и яснее, чем до того, как они прилепились душой к вечной Скале. Даже их телесное здоровье становится лучше, когда они осознают, что единственное их спасение — во Христе. Особое благословение Божье, на них покоящееся, само по себе есть здоровье и сила (Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 13).

Сила для победы — только во Христе. — Люди осквернили храм своей души, и Бог призывает их пробудиться и напрячь все свои силы для победы, чтобы вернуть себе данное Богом человеческое достоинство. Обличить сердце во грехе и обратить его может только благодать Божья; только у Него одного рабы привычки могут получить силу, чтобы разорвать удерживающие их оковы. Невозможно человеку представить свое тело в жертву живую, святую и благоугодную Богу и при этом продолжать потворствовать привычкам, лишающим его физических, умственных и нравственных сил. Апостол говорит: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2) (Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 10, 11).

В силе Христа. — Христос вступил в битву с аппетитом и вышел из нее победителем; и мы тоже можем победить силой, у Него полученной. Кто войдет в город воротами? — Отнюдь не те, кто заявляют, что они не в состоянии превозмочь силу аппетита. Христос воспротивился силе того, кто держит нас в рабстве; будучи изможден продолжительным сорокадневным постом, Он противостал искушению и этим доказал, что случай наш не безнадежен. Я знаю, что в одиночку нам победы не добиться; и как же благодарны должны мы быть Богу за то, что у нас есть живой Спаситель, Который может и хочет нам помочь!

Мне вспоминается случай с одним человеком, членом одной из общин, в которой я однажды держала слово. Он почти разрушил и тело свое, и разум употреблением алкоголя и табака. Его одолела такая немощь из-за постоянного пьянства, что он не мог разогнуться; да и одеяние его вполне соответствовало его разбитому состоянию. По всему было видно, что он зашел слишком далеко и ему уже не восстановиться. Но когда я призвала его воспротивиться искушению силой воскресшего Спасителя, он поднялся, весь дрожа, и сказал: «Вы обратили на меня внимание, поэтому я тоже должен обратить внимание на самого себя». Шесть месяцев спустя он пришел ко мне домой. Я не признала его. Его лицо светилось радостью, а в глазах стояли слезы. Он схватил меня за руку и сказал: «Вы меня не знаете, но, может быть, вы помните человека, сидевшего в старом синем плаще, который поднялся, когда вы посещали одну из ваших общин, и сказал, что он попробует изменить свою жизнь?» Я была поражена. Он стоял прямо, расправив плечи, и выглядел на десять лет моложе. Он пошел домой с того собрания и провел много часов в молитве и борении, до самого восхода солнца. То была тяжелая ночь, но, слава Богу, он вышел победителем. Этот человек на собственном горьком опыте испытал, что значит быть в рабстве этих порочных привычек. Он знал, как предостеречь молодежь об опасностях, которые таит в себе эта скверна; и тем, кто, подобно ему самому, оказался побежден этими пороками, он мог указать на Христа как на единственный источник помощи (Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 19, 20).

Подлинная реформа без Христа невозможна. — Без содействия Божественной силы невозможно осуществить подлинную реформу. Возводимые человеком преграды против естественных и приобретенных наклонностей можно сравнить с песчаной отмелью на пути потока. До тех пор, пока жизнь Христа не станет обновляющей силой в нашей жизни, мы не сможем противостоять искушениям, осаждающим нас извне и изнутри.

Христос пришел в этот мир и прожил жизнь в абсолютном послушании Закону Божьему, чтобы человек мог обрести полное господство над теми свойствами своей натуры, которые растлевают душу. Будучи Врачевателем души и тела, Он дает победу над восстающими на душу похотями. Он дал человеку все возможности, необходимые для обретения совершенства характера.

Когда человек отдается во власть Христа, его сознанием начинает управлять закон; но это царский закон, провозглашающий свободу каждому пленнику. Став единым со Христом, человек обретает свободу. Подчинение воле Христа означает полное восстановление в человеке совершенного достоинства.

Повиновение Богу — это свобода от рабства греха, избавление от человеческих страстей и греховных побуждений. Человек может одержать победу над самим собой, над своими пристрастиями, сбросить с себя гнет начальств и властей, «мироправителей тьмы века сего» и «духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12) (Служение исцеления, с. 130, 131).

3. Воля — ключ к успеху

Рукопашный бой. — Когда люди довольствуются тем, что живут лишь мирскими помыслами, их сердечные наклонности соединяются с наущениями врага и они творят его волю. Но когда они ищут выйти из-под черного знамени власти тьмы и встать под окропленное кровью знамя Князя Еммануила, начинается борьба, и борьба эта ведется на глазах у всей небесной Вселенной.

Каждый, кто бьется на стороне правды, должен вступить в рукопашный бой с врагом. Он должен облечься во всеоружие Божье, дабы устоять против дьявольских козней (Рукопись 47, 1896г.).

Спасение без участия человека невозможно. — Бог не может спасти человека против его воли от сатанинских уловок. Человек должен приложить свои человеческие силы, подкрепленные Божественной силой Христа, чтобы воспротивиться сатане и любой ценой победить. Короче говоря, человек должен победить, как победил Христос. И тогда, одержав победу всемогущим именем Иисуса, он может стать наследником Божьим и сонаследником Христа.

Этого не случится, если бороться за победу будет только Христос. Человек должен внести в эту борьбу свой вклад. Человек должен стать победителем сам — силой и благодатью, которые дает ему Иисус. Человек должен сотрудничать со Христом в достижении этой победы, и тогда он будет причастником Христовой славы (Ревью энд Геральд, 21 ноября 1882 г.).

Будьте тверды и мужественны. — Людей, ставших жертвами дурных привычек, следует пробуждать к осознанию необходимости самостоятельных усилий. Можно прилагать самые ревностные усилия вернуть их к нравственной жизни, при этом благодать Божья будет изливаться на них в обильной мере, Христос — ходатайствовать, а ангелы — служить, но все это окажется напрасным, если эти люди не начнут бороться за себя сами.

Последними словами Давида Соломону, тогда еще молодому человеку, которому вскоре предстояло принять царство, стало увещевание: «Будь тверд и будь мужествен» (3 Цар. 2:2). Нужно, чтобы каждое человеческое дитя, претендующее на венец бессмертия, получило это вдохновляющее наставление: «Будь тверд и мужествен».

Нужно убедить потворствующих своим прихотям в необходимости великого нравственного обновления, если они желают быть людьми. Бог призывает их пробудиться и силой Христа отвоевать данное Богом достоинство, принесенное в жертву греховным прихотям.

Он может и должен противостоять злу. — Чувствуя ужасающую силу искушения и влечения, ведущих к угождению плоти и потворству своим прихотям, многие люди восклицают в отчаянии: «Я не могу противостоять злу!» Убедите их в том, что они могут и должны ему противостоять. Человек снова и снова может уступать искушению, но не всегда будет так. Он слаб нравственно, им управляют привычки, присущие греховной жизни. Его обещания и решения рассыпаются в прах. Сознание вины за свои невыполненные обещания и нарушенные клятвы ослабляет уверенность человека в его собственной искренности и побуждает думать, будто Бог не может принять его или помочь ему в его усилиях. Но ему не стоит отчаиваться.

Доверившихся Христу не может поработить никакая унаследованная или приобретенная привычка или наклонность. Вместо того чтобы жить в рабстве у своей низменной природы, они должны управлять всеми своими устремлениями, вкусами и пристрастиями. Бог не оставил нас бороться со злом в одиночку. Какими бы ни были наши унаследованные или приобретенные наклонности ко злу, мы сможем преодолеть их Его силой, которой Он готов нас наделить.

Сила воли. — Искушаемый нуждается в том, чтобы понять истинное значение силы воли. Это определяющее качество характера человека — сила решимости, сила выбора. Все зависит от правильного направления его воли. Одного желания быть добрым и чистым мало. Если ограничиться только благими намерениями, они ни к чему не приведут. Многие катятся навстречу гибели, хотя надеются и желают преодолеть свои дурные пристрастия. Все дело в том, что такие люди не покоряются воле Божьей. Они не избирают служение Ему.

Мы должны сделать выбор. — Бог дал нам право выбирать, и мы должны им пользоваться. Мы не в силах изменить свои сердца, управлять своими помыслами, побуждениями, привязанностями. Мы не в силах сделать себя чистыми, пригодными для Божьего служения. Но в наших силах избрать служение Богу, подчинить Ему нашу волю, и тогда Он будет производить в нас и хотение, и действие по Своему благоволению. Таким образом, Христос станет управлять всем нашим естеством.

Благодаря правильному волеизъявлению может произойти полное преобразование жизни. Подчинение воле Христа объединяет нас с Божественной силой, посылаемой нам свыше и укрепляющей нас. Чистая и благородная жизнь, жизнь, освобожденная от порочных страстей и похотей, доступна для каждого, кто объединит свою немощную, непостоянную человеческую волю со всемогущей, неизменной волей Бога (Служение исцеления, с. 174—176).

Если воля направлена в нужное русло. — Воля — это определяющая сила человеческого естества. Если она направлена в нужное русло, бытие человека во всех его проявлениях будет под ее контролем. Воля — это не вкус и не наклонность, но это способность делать выбор и добиваться его осуществления, это главенствующая сила, действующая в чадах человеческих для послушания Богу или для противления Ему.

Вам будет постоянно угрожать опасность, пока вы не поймете истинного значения силы воли. Вы можете верить и давать всевозможные обещания, но ваши обещания и ваша вера ничего не стоят, пока вы не покорите свою волю Богу. Если вы будете подвизаться подвигом веры, прилагая к тому свою силу воли, то вы непременно победите.

Когда мы покоряем свою волю Христу. — Ваша задача — покорить свою волю Христу. Когда вы Ему покоритесь, Он сразу же овладеет всем вашим существом и будет производить в вас и хотение, и действие по Своему благоволению. Ваше естество окажется во власти Его Духа. Даже ваши помыслы будут Ему подвластны. Если вы не можете контролировать свои побуждения, свои эмоции так, как вам того хотелось бы, то вы можете взять под контроль свою волю и тогда в вашей жизни произойдут кардинальные изменения. Когда вы покорите свою волю Христу, ваша жизнь будет сокрыта со Христом в Боге. Она будет соединена с силой, которая превыше всех начальств и властей. Бог укрепит вас крепостью Своей, и вам станет доступна новая жизнь, жизнь веры.

Все ваши старания подняться не увенчаются успехом, пока ваша воля не будет на стороне Христа, сотрудничая с Духом Божьим. Не думайте, что вам это не по силам, но говорите себе: «Я смогу, у меня получится». И Бог, как и обещал, пошлет вам на помощь Своего Святого Духа в каждом вашем решительном усилии.

До слуха Божьего доходит самый немощный зов о помощи. — Каждый из нас должен знать, что есть сила, которая споспешествует нашим усилиям и устремлениям к победе. Так почему же люди не обращаются за этой вполне им доступной помощью, которая может возвысить их и облагородить? Почему они позволяют себе катиться по наклонной плоскости, потакая своему извращенному аппетиту? Почему они не поднимутся в силе Иисуса и не победят Его именем? Иисус услышит самую тихую молитву, исшедшую из наших уст. Они сочувствует немощам каждой души. На Него возложена миссия помочь каждому, ибо Он силен, чтобы спасать. Обратите свои взоры на Иисуса Христа, Спасителя грешников, единого могущего дать вам силу для победы над всеми грехами и пороками.

Венцы для всех победителей. — Небеса для нас не заменит ничто. И рисковать здесь мы ни в коем случае не должны. Нам нужно быть уверенными, что каждый наш шаг выверен с волей Господа. Да поможет нам Бог в великом деле преодоления наших пороков. У Него приготовлены венцы для каждого победителя. У Него есть белые одежды для праведников. У Него есть вечный мир славы для тех, кто ищет славы, чести и бессмертия. Каждый входящий в град Божий войдет туда победителем. Он не войдет в него осужденным преступником, но сыном Божьим. И ко всякому входящему будет обращено приветствие: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34).

Я буду и дальше с радостью говорить этим трепещущим душам слова, которые помогут им ухватиться верой за могущественного Помощника, дабы развить характер, на который Бог смог бы взирать с довольством. Небеса и дальше будут звать их к себе и предлагать отборнейшие свои благословения, дабы у них были все возможности для совершенствования характера; но все это будет напрасно, если они сами не захотят себе помочь. Они должны пустить в дело данные им Богом силы, либо они будут все больше и больше погружаться в пучину греха и не принесут добра ни в этой жизни, ни в будущей (Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 147—149).

4. Как закрепить победу

Важность здорового образа жизни. — Тех, кто борется против зависимости от влечений плоти, следует наставлять в принципах здорового образа жизни, показывая им, что нарушение законов здоровья из-за вредных условий жизни и потворства неестественным желаниям закладывает основу для привыкания к спиртным напиткам. Только руководствуясь принципами здоровья, они получат надежду на избавление от пристрастия к неестественным возбудителям. Полагаясь на Божественную силу, способную разбить оковы страстей, они должны сотрудничать с Богом, исполняя Его волю и соблюдая Его нравственные и физические законы.

Занятость, самообеспечение. — Тех, кто пытается изменить свой образ жизни, нужно обеспечивать работой. Никто из тех, кто способен трудиться, не должен приучаться к бесплатной пище, одежде или жилью. Для их же собственной пользы, как и для пользы других, нужно придумать какой-то способ, чтобы они могли сполна вернуть то, что получили в качестве помощи. Поддерживайте каждое их усилие, направленное на самообеспечение. Это укрепит в них чувство собственного достоинства и благородную независимость. А занятость ума и тела полезным трудом очень важна для защиты от искушений.

Разочарования, опасности. — Кто с усердием трудится для падших людей, тех ожидает разочарование во многих подопечных, чья жизнь обещала измениться. У многих произойдут лишь поверхностные изменения в привычках и образе жизни. Они исполнены благих намерений, и какое-то время кажется, что их жизнь преобразилась, но настоящей перемены сердца не произошло. Они по-прежнему лелеют свое себялюбие, испытывают прежнюю страсть к безрассудным удовольствиям, прежнее желание потакать своим слабостям. Они не имеют понятия о необходимости формировать характер, и на них нельзя положиться как на принципиальных людей. Они подорвали свои умственные и духовные силы потаканием своим страстям и влечениям, и это ослабило их. Они непостоянны и изменчивы. Все их побуждения сводятся к удовлетворению чувственных удовольствии. Эти люди часто становятся источником опасности для окружающих. Поскольку они производят впечатление вполне исправившихся, им доверяют ответственную работу в церкви и они разлагают своим влиянием невинные души.

Единственный выход — полная зависимость от Христа. — Даже тот, кто искренен в стремлении исправиться, остается подвержен опасности падения. С такими людьми нужно обращаться очень мудро и чутко. Обычай льстить и всячески превозносить людей, извлеченных из пучины греха, порой обрекает их на погибель. Кое-где принято приглашать мужчин и женщин публично поведать об опыте их греховной жизни, но это большой риск как для слушающих, так и для говорящих. Подобное воспроизведение сцен зла разлагающе влияет на ум и душу. И популярность, которую приобретают люди, изменившие свой прежний образ жизни, приносит им вред. Многие приходят к выводу, что их прежняя греховная жизнь особо их отличает. Развивается любовь к сомнительной известности и самоуверенность, что губительно для души. Только самоотречением и осознанием своей полной зависимости от милости Христовой они могут устоять.

Спасенные, чтобы помогать другим. — Всех тех, чья жизнь свидетельствует об истинном обращении, следует побуждать трудиться ради ближних. Пусть никто не отворачивается от души, которая оставляет служение сатане ради служения Христу. Когда становится ясно, что над человеком трудится Дух Божий, ободрите его и побудите начать служить Господу. «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением» (Иуд. 22).

Умудренные мудростью, сходящей свыше, увидят души, нуждающиеся в помощи, искренне раскаявшиеся, но не способные без поддержки обрести надежду. Господь вложит в сердца Своих слуг желание радушно предлагать этим трепещущим, кающимся душам свою любовь и дружбу. Какими бы ни были запинающие их грехи, как бы низко они ни пали — когда эти души в покаянии приходят ко Христу, Он их принимает. Так дайте же им возможность сделать что-нибудь для Него. Если они пожелают трудиться, поднимая других людей из той гибельной ямы, из которой были извлечены сами, дайте им эту возможность. Познакомьте их с опытными христианами, они помогут им обрести духовные силы. Займите их сердца и руки работой для Великого Учителя.

Когда в душе вспыхнет свет, тогда люди, которые, казалось, были полностью преданы греху, станут успешно трудиться для спасения таких же грешников, какими они сами были когда-то. Через веру во Христа многие поднимутся до высот служения, и им будет доверена ответственная работа по спасению душ. Они видят, где коренятся их собственные слабости, сознают порочность своей собственной натуры, знают силу греха и власть дурной привычки, сознают свою неспособность преодолеть все это без помощи Христа и постоянно молятся: «На Тебя полагаюсь в бессилии моем».

Такие христиане могут помочь ближним. Человек, переживший искушения и испытания, почти потерявший надежду, но спасшийся благодаря тому, что услышал весть любви, может постичь науку спасения души. Тот, чье сердце исполнено любви ко Христу, потому что его самого Спаситель нашел и возвратил в стадо, знает, как взыскать погибшее. Он может указать грешникам на Агнца Божьего. Он отдал себя Богу без остатка и был облагодатствован в Возлюбленном. Руку, протянутую в минуту отчаяния с надеждой на помощь, Он сжал в Своей руке. Служением таких христиан многие блудные сыны будут приведены к Отцу (Служение исцеления, с. 176—179).

Помогая другим, помогают самим себе. — Кто ослаблен и даже испорчен потаканием греховным пристрастиям, тот, тем не менее, может стать сыном Божьим. В его власти постоянно благотворить другим и помогать им преодолевать искушение; и поступая так, он сам не останется в проигрыше. Он может стать ярким, сияющим светильником в этом мире, а в конце услышит благословение: «Хорошо, добрый и верный раб» из уст Царя славы (Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 149).

Принципы воздержания, представленные с христианской точки зрения. — В Австралии я познакомилась с человеком, который был свободен от всех пристрастий, кроме одного — он употреблял табак. Он пришел в шатер послушать нас, и однажды вечером, возвратившись домой, он, как он сам потом рассказывал, вступил в борьбу с этой привычкой и одержал победу. Один из его родственников пообещал ему пятьдесят фунтов, если он откажется от табака, но эта награда не помогла. «Но, — сказал он, — когда вы раскрыли перед нами основы воздержания, я не смог противиться им. Вы показали нам самоотречение Того, Кто отдал за нас Свою жизнь. Я пока еще не знаю Его, но очень хочу узнать. Я никогда не возносил молитв в своем доме. Я оставил дурную привычку, но это пока все, что я сделал».

Мы помолились вместе с ним и после расставания переписывались с ним, а позднее вновь посетили его. Он наконец пришел к тому, чтобы посвятить себя Богу, и теперь становится одним из самых активных членов церкви там, где живет. Этот человек от всей души трудится ради того, чтобы привести своих родственников к познанию истины (Евангвлизм, с. 531, 532).

Рыбак добивается победы. Не так давно в этом селении обратился к истине один рыбак. Будучи некогда заядлым приверженцем этого ядовитого зелья, он, по милости Божьей, твердо решил оставить эту привычку. Когда его спросили: «Насколько тяжело вам дался этот шаг?», он ответил: «Да, мне было нелегко, но я узнал истину, она была у меня перед глазами. Я узнал, что табак вреден. Я молил Господа о том, чтобы Он помог мне отказаться от него, и Он ответил мне самым замечательным образом. Вот только я пока еще не решился отказаться от чая. Эта привычка крепко меня держит, потому что у меня появляются сильные головные боли, если я не выпью хотя бы чашку».

О вреде чая ему рассказал сестра Сара Мак-Энтер-фер. Она призвала его собраться с духом и перетерпеть неприятные ощущения, связанные с отказом от чая. Он сказал: «Я постараюсь». Вот что он поведал на собрании спустя две недели: «Когда я сказал, что хочу отказаться от чая, это были не пустые слова. Я действительно перестал заваривать себе чай, и в результате у меня начались жестокие головные боли. Но я подумал — стоит ли мне возвращаться к чаю, чтобы избавиться от боли? Неужели я так и буду от него зависеть и всякий раз, когда его не будет под рукой, мне будет так худо? Теперь-то я знаю, как дурно он влияет на мое здоровье. Я больше не буду его пить.

Вот уже две недели я не притрагиваюсь к нему, и мне с каждым днем становится все легче. Головные боли меня больше не беспокоят. Мысли мои прояснились, как никогда прежде. Теперь, когда я читаю Священное Писание, мне стало легче его понимать».

Я задумалась об этом человеке, не скопившем себе земных богатств, но обладающем достаточным нравственным мужеством, чтобы отказаться от курения и чая — привычек, сопровождавших его с юных лет. Он не требовал себе поблажек, не просил о снисхождении к его немощам. Нет, он решил, что табак и чай приносят вред и что сам он должен встать на сторону добра. Он засвидетельствовал, что Святой Дух трудится над его сознанием и характером, чтобы сделать его сосудом для почетного употребления (Рукопись 86, 1897г.).

Укрепляйтесь Его силой. — У Господа есть целительное средство для каждого человека, осаждаемого сильной тягой к спиртным напиткам или табаку или любой другой вредоносной привычкой, которая разрушает мозг и оскверняет тело. Он призывает нас выйти из среды их и отделиться и не прикасаться к нечистому. Мы должны подавать людям пример христианского воздержания. Мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы своим самоотречением и самопожертвованием обуздать аппетит. Господь призывает нас стоять твердо — стоять силой Его. Он хочет, чтобы мы выходили победителями в каждом столкновении с врагом наших душ. Он хочет, чтобы мы действовали разумно, как мудрые военачальники, как люди, в полной мере владеющие собой (Рукопись 38 А, 1905 г.).

5. Помощь искушаемым

«Возьмите иго Мое на себя». — Иисус видел несчастных и скорбящих душой людей, чьи надежды разбились, людей, в земных радостях стремившихся успокоить свою душевную тоску, и Он приглашал всех найти покой в Нем.

Христос с нежностью призывал всех, кто изнурен тяжелым трудом: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29).

Этими словами Христос обращается к каждому человеческому существу. Осознаем мы это или нет, все мы — труждающиеся и обремененные, все отягощены невыносимым бременем, от которого может избавить только Христос. Самое тяжелое бремя, которое мы несем, — это бремя греха. Если бы мы в одиночку несли это бремя, оно раздавило бы нас. Но Некто Безгрешный занял наше место. «Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53:6).

Он понес на Себе бремя нашей вины. Он снимет этот груз с наших усталых плеч и даст нам покой. Он также понесет бремя тревог и печалей. Он приглашает нас возложить на Него все наши заботы, ибо мы драгоценны для Него.

Христу ведомы человеческие немощи. — Старший Брат рода человеческого — у вечного престола. Он видит каждую душу, которая обращается к Нему как к Спасителю. Он на Себе познал, каковы немощи рода человеческого, каковы наши нужды и откуда приходят к нам искушения, ибо Он был «подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:15). Он взирает на тебя, трепещущее дитя Божье. Тебя мучают искушения? Он избавит тебя. Ты слаб? Он укрепит тебя. Ты невежествен? Он просветит тебя. Ты изранен? Он исцелит тебя. Господь «исчисляет количество звезд», и при этом «исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их» (Пс. 146:3, 4).

Какие бы тревоги и испытания ни выпали вам, предоставьте все Господу. Ваш дух укрепится и станет более выносливым. Вы увидите выход из затруднительного положения. Чем глубже вы осознаете свою слабость и беспомощность, тем сильнее вы станете в Нем. Чем тяжелее ваши бремена, тем блаженнее будет покой, когда вы переложите вашу ношу на Того, Кто готов нести ее (Служение исцеления, с. 71, 72).

Сила для противодействия каждому искушению. — Тот, кто по-настоящему верит в Христа, становится причастником Божеского естества и обладает силой, которой он может воспользоваться всякий раз, когда его постигает искушение (Ревью энд Геральд, 14 января 1909г.).

Поскольку падший человек не мог одолеть сатану собственными силами, Христос оставил небесные дворы, чтобы помочь ему Своей силой, в которой соединены человеческая и Божественная природа. Христос знал, что Адам, обладая теми огромными преимуществами, которыми он располагал в Едеме, мог воспротивиться искушениям сатаны и одолеть его. Он знал также, что человек вне Едема, разделенный со времен грехопадения со светом Божьим и Его любовью, не способен сопротивляться сатанинским искушением собственными силами. Чтобы принести человеку надежду и избавить его от совершеннейшей погибели, Он смирил Себя и облекся в человеческую природу, дабы Своей Божественной силой, соединенной с человеческой, обратиться к человеку на понятном ему языке. Он принес падшим сыновьям и дочерям Адама ту силу, которую они не могли получить сами, дабы они во имя Его могли одолеть искушения сатаны (Спасение, или искушение Христа в пустыне, с. 44).

Помощь в недугах, которые люди навлекают на себя сами. — Многие из приходивших ко Христу страдали от недугов, которые навлекли на себя сами, и все же Он не отказывал им в помощи. И когда Его сила проникала в эти души, они осознавали свою греховность и многие избавлялись не только от своих физических болезней, но и от духовных (Служение исцеления, с. 73).

Сила, способная освобождать пленников. — Христос показал, что Он имеет полную власть над волнами и ветром и над людьми, одержимыми бесами. Тот, Кто укротил бурю и успокоил волнующееся море, возвещает мир смятенным душам, над которыми взял верх сатана.

Когда Иисус в капернаумской синагоге рассказывал о Своей миссии — освободить рабов греха, Его прервал пронзительный, полный ужаса крик. Умалишенный бросился вперед, расталкивая людей и выкрикивая: «Оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий» (Мк. 1:24).

Иисус запретил бесу, говоря: «Замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему» (Лк. 4:35).

Причина несчастья бесноватого также коренилась в его образе жизни. Он был пленен греховными наслаждениями и думал устроить из своей жизни большой непрекращающийся праздник. Невоздержание и легкомыслие извратили благородные черты его характера, и сатана полностью овладел им. Раскаяние пришло слишком поздно. Он уже был готов пожертвовать своим богатством и удовольствиями ради обретения утраченного достоинства, но оказался абсолютно беспомощным в тисках лукавого.

В присутствии Спасителя в нем пробудилось стремление к свободе, однако бес противился силе Христа. Когда этот человек попытался обратиться к Иисусу за помощью, злой дух вложил свои слова в его уста, и тот закричал, терзаемый страхом. Одержимый отчасти осознавал, что находится в присутствии Того, Кто может освободить его, но когда он попытался подойти к Нему на расстояние вытянутой руки — могущественной руки Спасителя, им овладела чужая воля, и чужие мысли вырвались из его уст.

Столкновение между силой сатаны и собственным желанием бесноватого освободиться было ужасным. Казалось, измученный страдалец вот-вот расстанется с жизнью в своей борьбе с врагом, пытавшимся погубить его в расцвете сил. Но Спаситель изрек властное повеление и освободил пленника. И вот теперь бывший раб сатаны стоял перед удивленными людьми свободный и совершенно владеющий собой.

Он радостно прославлял Бога за избавление. В его взгляде еще недавно горел огонь безумия, а теперь светился разум, и слезы благодарности текли из его глаз. Люди онемели от изумления. Как только к ним вернулся дар речи, они стали восклицать, обращаясь друг к другу: «Что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?» (Мк. 1:27).

Избавление для всех нуждающихся. — Множество подей сегодня точно так же находятся во власти злых 1ухов, как и тот бесноватый из Капернаума. Люди, по собственной воле отступающие от заповедей Божьих, сами отдают себя во власть сатаны. Зачастую человек заигрывает со злом, полагая, что может порвать с ним в любой момент, когда ему заблагорассудится, но он соблазняется снова и снова — до тех пор, пока не оказывается в тисках воли более сильной, чем его собственная. Он не может избежать ее таинственной власти. Тайный грех или излюбленное пристрастие могут сделать его пленником столь же беспомощным, каким был бесноватый из Капернаума.

И однако же положение такого человека не безнадежно. Бог не управляет нашим сознанием без нашего позволения, но каждый человек свободен в выборе власти, которой он предпочитает покориться. Никто не пал так низко, никто не грешен до такой степени, чтобы не найти избавления во Христе. Бесноватый вместо молитвы мог произнести только слова сатаны, и все же невысказанная мольба его сердца была услышана. Ни один крик нуждающейся души, пусть даже не выраженный в словах, не останется неуслышанным. Все, кто согласен войти в завет с Богом, не останутся во власти сатаны или своего собственного слабоволия.

«Может ли быть отнята у сильного добыча и могут ли быть отняты у победителя взятые в плен?.. Так говорит Господь: и пленные сильным будут отняты, и добыча тирана будет избавлена; потому что Я буду состязаться с противниками твоими и сыновей твоих Я спасу» (Ис. 49:24, 25).

Чудесное преображение произведено будет в том, кто с верой откроет свое сердце Спасителю (Служение исцеления, с. 91—93).

Любовь Спасителя к порабощенным душам. — Иисус знает все, что происходит с каждой душой. Чем больше вина грешника, тем больше он нуждается в Спасителе. Любящее сердце Христа, исполненное Божественной любви и сочувствия, открыто для того, кто безнадежнее прочих запутался в сетях врага. Своею кровью Он поставил подпись на документах об освобождении рода человеческого.

Иисус не желает, чтобы искупленные такой дорогой ценой стал и игрушками в руках врага-искусителя. Он не хочет, чтобы мы были побеждены и погибли. Тот, Кто укротил львов во рву, Кто со Своими верными свидетелями ходил среди языков пламени, готов трудиться и для нашего блага, дабы одолеть всякое зло, коренящееся в нашей природе. Сегодня Он стоит у жертвенника благодати, вознося к Богу молитвы всех, жаждущих Его помощи. Он не отворачивается от плачущих и сокрушающихся. Он с готовностью милует всех, кто приходит к Нему за прощением и исцелением. Он не рассказывает нам всего, что мог бы открыть, но Он повелевает всякой трепещущей душе ободриться. Любой желающий может положиться на Божью силу. Он примирится с Ним, Бог даст ему мир.

Души, обращающиеся к Нему в поисках прибежища, Иисус возносит над раздорами и обвинениями злых языков. Ни один человек или злой ангел не сможет осудить эти души. Христос соединяет их со Своей Богочеловеческой природой (Служение исцеления, с. 89, 90).

Драгоценные обетования. — Эти драгоценные слова каждый, пребывающий во Христе, может сделать своими. Он может сказать: «Я буду взирать на Господа, Уповать на Бога спасения моего: Бог мой услышит меня. Не радуйся ради меня, неприятельница моя! Хотя я упал, но встану; Хотя я во мраке, Но Господь — свет для меня» (Мих. 7:7, 8).

«Он опять умилосердится над нами, Изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую Все грехи наши» (Мих. 7:19).

Бог пообещал: «Сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, И мужи — дороже золота Офирского» (Ис. 13:12).

«Расположившись в уделах своих, Вы стали как голубица, Которой крылья покрыты серебром, А перья — чистым золотом» (Пс. 67:14).

Кому Христос больше простил, те будут и любить Его больше остальных. Это они в последний день ближе всех встанут к Его престолу. «И узрят лицо Его, и имя Его будет на челах их» (Откр. 22:4) (Служение исцеления, с. 182).