7. Оздоровление жертв невоздержания

1. Советы по ведению работы

Пропаганда воздержания — наиважнейший вопрос. — Каждая истинная реформа неотделима от проповеди Евангелия и пробуждает душу к новой, более благородной жизни. Реформе в сфере воздержания требуется особая поддержка со стороны христианских работников. Они должны всеми силами привлекать внимание людей к этому наиважнейшему вопросу. Необходимо повсюду открывать людям принципы истинного воздержания и призывать их поставить свою подпись под торжественным обещанием жить жизнью воздержания. Серьезные усилия следует предпринимать ради тех, кто находится в рабстве вредных привычек.

Жертвы невоздержания есть повсюду. В церквях, в религиозных учреждениях и в семьях, исповедующих христианство, многие молодые люди становятся на путь, ведущий к погибели. Потворствуя вредным привычкам, они навлекают на себя болезни, а в стремлении добыть деньги для своих греховных прихотей они начинают поступать бесчестно. Они разрушают и свой характер, и свое здоровье. Оставившие Бога, отверженные обществом, эти бедные души чувствуют, что у них не осталось надежды ни в этой жизни, ни в жизни грядущей. Сердца их родителей разбиты. Окружающие считают этих бедолаг безнадежными; но Бог относится к ним совсем иначе. Он понимает все обстоятельства, которые сделали заблудших теми, кто они есть, и Он смотрит на них с жалостью. Этим людям требуется помощь. Не позволяйте им укорениться в мысли: «Я никому не нужен!»

Первое, на что нужно обратить внимание, — их физическое состояние. — Среди жертв невоздержания есть представители всех классов общества и всех профессий. Люди, занимающие высокие посты, обладающие выдающимися талантами, достигшие больших успехов, предаются потворству своему аппетиту до тех пор, пока не становятся совершенно неспособными противостоять искушению. Многие из них когда-то были богаты, а теперь лишились дома, друзей и остались совсем одни в своих страданиях, нищете, болезни и деградации. Они более не властны над собой. Если не протянуть им руку помощи, они опустятся на самое дно жизни, откуда нет возврата. У таких людей потакание слабостям — это не только нравственный порок, но и физическая болезнь.

Часто, помогая невоздержанным, мы должны поступать подобно Христу, то есть первым делом уделить внимание их физическому состоянию. Они нуждаются в здоровой пище, в питье без возбуждающих веществ, в чистой одежде и в условиях, обеспечивающих соблюдение личной гигиены. Их нужно окружить атмосферой облагораживающего христианского влияния. В каждом городе должно быть место, куда рабы вредных привычек могли бы прийти за помощью, чтобы разбить сковывающие их цепи. Многие считают алкоголь единственным утешением в беде, но в нем не будет никакой необходимости, если христиане будут поступать не так, как священник и левит из притчи Христа, но последуют примеру доброго самарянина.

Терпение в работе с одержимыми бесами жертвами невоздержания. — Работая с жертвами невоздержания, мы должны помнить, что имеем дело не со здравомыслящими людьми, а с людьми, временно находящимися под властью бесов. Вам понадобятся выдержка и терпение. Думайте не об отталкивающей, отвратительной наружности, но о драгоценной душе, которую искупил Своей смертью Христос. Когда пьяница приходит к осознанию своего падения, сделайте все, что в ваших силах, чтобы он увидел в вас друга. Не говорите ни слова порицания. Пусть ни один ваш поступок, ни один взгляд не выразит упрека или отвращения. Скорее всего, бедная душа проклинает себя. Помогите человеку подняться. Говорите ему слова, способные пробудить веру. Стремитесь укрепить каждую добрую черту его характера. Учите, как выйти из положения. Покажите ему, что у него есть возможность жить так, чтобы завоевать уважение окружающих. Помогите ему увидеть данные ему Богом ценные таланты, которыми он пренебрег, не развивая их.

Его воля развращена и ослаблена, но для него есть надежда во Христе, Который оживит в сердце высокие побуждения и святые желания. Помогите ему принять надежду, которую дает Евангелие. Откройте Библию вместе с искушаемым, изнемогающим в борьбе со злом и снова и снова читайте ему обетования Божьи. Эти обетования будут для него, словно листья с дерева жизни. Терпеливо продолжайте свои усилия до тех пор, пока протянувший за спасением дрожащую руку с благодарной радостью не осознает, что он имеет надежду на искупление через Иисуса Христа.

Необходимы непрекращающиеся усилия. — Вы не должны оставлять тех, кому пытаетесь помочь, иначе не достигнете победы. Эти люди будут постоянно подвергаться искушениям. Снова и снова их будет почти одолевать неукротимая жажда спиртного; может быть, они будут падать снова и снова, но ни в коем случае не прекращайте из-за этого ваших усилий.

Они решили попытаться жить ради Христа, но их сила воли ослаблена, и опекунам больных грехом душ нужно заботливо оберегать их, ибо они несут за них ответственность. Эти души должны вернуть себе утраченное человеческое достоинство. Многим приходится бороться с сильной наследственной предрасположенностью ко злу. Неестественные пристрастия и чувственность присущи им от рождения. Эти люди требуют особой заботы. Внутри человека и вне его добро и зло борются за власть. Не испытавшие этого в своей жизни не могут знать о почти непреодолимой силе страсти или о напряженной борьбе между привычкой угождать своим желаниям и решимостью умерить себя во всем. Необходимо снова и снова вступать в бой.

Не падайте духом из-за неудач. — Многим из привлеченных ко Христу будет недоставать нравственного мужества для продолжения борьбы со страстями и похотями. Но соработника Христа это не должно обескураживать. Разве оступаются только те, кого подняли из самых глубин греха?

Помните, что вы трудитесь не в одиночку. Ангелы, посланные на служение, сотрудничают с каждым преданным и искренним чадом Божьим. А Христос восстанавливает всякую душу. Великий Врач Сам стоит рядом со Своими преданными соработниками, говоря раскаявшейся душе: «Чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:5).

Многие войдут в Царство Небесное. — Многие отверженные познают надежду, явленную им в Евангелии, и войдут в Царство Небесное, в то время как другие, имевшие благословенные возможности и великий свет, будут оставлены во тьме внешней (Служение исцеления, с. 174).

Добрые побуждения за отталкивающей наружностью. — Мы слишком легко разочаровываемся, если кто-то не сразу откликается на наши усилия, но ни в коем случае нельзя прекращать труд для этой души, пока существует хотя бы один проблеск надежды. Драгоценные души стоили нашему пожертвовавшему Собой Спасителю слишком дорого, чтобы мы легко отдавали их во власть искусителя.

Нам нужно научиться ставить себя на место искушаемых. Считайтесь с силой наследственности, дурным влиянием общества и окружения, с силой вредных привычек. Стоит ли удивляться, что под влиянием всего этого опускается так много людей? Стоит ли удивляться, что они не сразу откликаются на наши усилия поднять их?

Часто люди, прежде казавшиеся грубыми и бесперспективными, обратившись к истине, становятся одними из ее самых верных и преданных приверженцев и защитников. Они не окончательно испорчены. Под защитной оболочкой таятся добрые побуждения, надо только поискать их. Без помощи со стороны многие никогда не исправятся, но терпеливыми и настойчивыми усилиями их можно возвысить. Такие люди нуждаются в нежных словах, доброй предупредительности, ощутимой помощи. Им нужен такой совет, который не погасит самый слабый проблеск надежды в душе. Пусть сотрудники, которые общаются с такими людьми, учитывают это.

Плоды чудодейственной благодати. — Встречаются и такие люди, чья личность столь долго подвергалась разрушительному воздействию, что в этой жизни им уже никогда не стать теми, кем они могли бы стать при более благоприятных обстоятельствах. Но яркие лучи Солнца Праведности могут озарить и их души. У них есть возможность обрести жизнь, соизмеримую с жизнью Божьей. Сейте в их разум возвышенные и благородные мысли. Пусть ваша жизнь ясно покажет им различие между пороком и чистотой, между тьмой и светом. Пусть они на вашем примере увидят, что значит быть христианином. Христос способен поддержать самых великих грешников и привести их туда, где они будут признанными детьми Божьими, сонаследниками Христа в Его вечном наследии.

Благодаря чуду Божественной благодати жизнь многих людей может стать полезной для их ближних. Презираемые, всеми оставленные и растерянные, они могут казаться невосприимчивыми и бесстрастными. Но благодаря работе Святого Духа неразумие, из-за которого их духовный подъем представляется совершенно безнадежным делом, исчезнет. Оживет деградированный, помраченный ум. Раб греха получит свободу. Душа очистится от порока и преодолеет невежество. Вера, движимая любовью, очистит сердце и просветит разум (Служение исцеления, с. 168, 169).

2. Работники в сфере воздержания

Необходимы личные усилия. — Миссионерская работа заключается не только в проповедовании. Она включает в себя личные усилия во благо тех, кто разрушил собственное здоровье и довел себя до такого состояния, что уже не в силах обуздывать свои страсти и похоти. Трудиться нужно в том числе и для таких неблагополучных людей. Наш мир полон страданий (Евангелизм, с. 265).

Пример самоконтроля. — Трудиться для немощных и заблуждающихся должны те, кто умеет владеть собой. Они будут обращаться с ними с нежностью и терпением. На собственном примере они покажут, как правильно поступать, а затем постараются окружить заблуждающихся атмосферой добра и правды.

«Со дней отцов ваших вы отступили от уставов Моих и не соблюдаете их; обратитесь ко Мне, и я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф. Вы скажете: «как нам обратиться?»».

Если кто-либо из вас встретит людей, которые никак не могут определиться, что им делать, вам надлежит показать им пример. В работе по спасению душ должен участвовать каждый. Каждый должен быть готов дать наставление и указать своему ближнему путь к спасению (Рукопись 38 А, 1905 г.).

Будьте приветливы и сострадательны. — Нам нужно стараться понять, как обращаться к людям. Достучаться до людей мы сможем только в том случае, если будем приветливыми и сострадательными. Если вы узнали о ком-то, кто болен и нуждается в помощи, помогите этому человеку, постарайтесь облегчить его незавидную участь. Благодаря вашим усилиям сила Господня будет говорить к его сердцу (Бюллетень Генеральной Конференции, 23 апреля 1901 г.).

Приобретайте людей сочувствием и любовью. — Людей влекут сочувствие и любовь; именно так можно привлечь многих в ряды сторонников Христа и санитарной реформы; но заставить их или принудить невозможно. Христианское терпение, чистота, рассудительность и учтивость ко всем, кто смотрит на истину не так, как мы, окажут действенное влияние к добру. Мы должны научиться не понукать людей и не требовать слишком многого от людей, только-только обратившихся к истине (Рукопись 1, 1878г.).

Небольшие знаки внимания. — Общаясь с людьми, мы должны помнить, что в истории их жизни есть главы, недоступные для постороннего взгляда. На страницах памяти записаны печальные повествования, бережно хранимые от любопытных глаз. Там записаны долгие, изнурительные битвы с тяжелыми обстоятельствами жизни или, может быть, семейные трудности, которые день за днем угашают мужество, уверенность и веру. Тех, кто ведет в полном одиночестве непосильную жизненную борьбу, можно укрепить и ободрить небольшими знаками внимания, которые не будут вам стоить ничего, кроме проявления любви. Для таких людей крепкое, надежное рукопожатие настоящего друга значит больше, чем горы серебра и золота. Люди ждут добрых слов, как улыбки ангела (Служение исцеления, с. 158).

Предлагайте нечто лучшее, а не нападайте. — Бесполезно пытаться изменить других, обрушиваясь с критикой на то, что мы считаем дурными привычками. Такие нападки зачастую приносят больше вреда, чем пользы. В разговоре с самарянкой Христос не стал высказывать пренебрежение к колодцу Иакова; Он просто предложил собеседнице нечто лучшее: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4:10). Христос повернул беседу к сокровищу, которым Он мог ее одарить, предлагая женщине нечто лучшее, нежели то, чем она обладала, — воду живую, радость и надежду Евангелия. Эта иллюстрация показывает, как нам надлежит работать. Мы должны предложить людям нечто лучшее, нежели то, чем они обладают: мир Христа, превосходящий всякое разумение. Мы должны рассказать людям о Божьем священном Законе — отражении Его характера и того, какими Он желает их видеть. Покажите им, насколько неувядающая слава небес превосходит скоротечные радости и удовольствия этого мира. Расскажите им о покое и свободе, которые они найдут в Спасителе. «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек», — провозгласил Он (Ин. 4:14).

Возвеличьте Иисуса, восклицая: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Он один может утолить сердечную тоску и дать мир душе.

Бескорыстные, добрые, учтивые. — Сторонникам реформы следует быть самыми бескорыстными, самыми добрыми, самыми обходительными из всех людей на земле. В их жизни должна проявляться истинная добродетель бескорыстных деяний. Работник, у которого отсутствует обходительность, проявляющий нетерпимость к невежеству или своенравию других людей, говорящий опрометчивые слова или поступающий бездумно, может закрыть двери, ведущие к человеческим сердцам, и никогда больше не достучаться до них.

Пусть наши слова, когда мы стремимся освободить людей из плена заблуждений, мягко касаются их сердец, словно роса и тихие капли дождя, падающие на сохнущие ростки. Божий план состоит в том, чтобы в первую очередь найти путь к сердцам. Мы призваны проповедовать истину с любовью, веря, что Бог даст ей силу, которая изменит жизнь. Дух Святой поможет душе понять слово, сказанное с любовью.

Мы по природе своей эгоцентричны, самоуверенны и упрямы. Но, усваивая уроки, которые Христос желает преподать нам, мы становимся причастниками Его природы и с этого времени уже живем Его жизнью. Замечательный пример Христа, ни с чем не сравнимая нежность, с которой Он разделял чувства человека, плача с плачущими и радуясь с радующимися, должны иметь глубокое влияние на характер всех, кто искренне следует за Ним. Добрыми словами и поступками эти люди будут стремиться облегчить тяготы изнемогших в пути (Служение исцеления, с. 156—158).

Потерянная, но по-прежнему драгоценная монета. — Потерянная драхма из притчи Спасителя оставалась кусочком серебра, хотя и лежала в грязи и мусоре. Ее владелица потому искала ее, что монета имела ценность. Так и всякая душа, хотя и деградировала по причине греха, в глазах Бога остается драгоценной. Как монета несла на себе изображение и имя монарха, так и человек от сотворения несет в себе образ и имя Бога. Несмотря на то, что очертания этой надписи потускнели и исказились под влиянием греха, они все еще сохраняются в каждой душе. Бог желает исцелить эти души и восстановить в них Свой образ, Свою праведность и святость.

Сколь непрочно соединяют нас со Христом узы, которые должны были сделаться крепчайшими узами нашего с Ним союза, — сострадание к развращенным, виновным, страдающим душам, «мертвым по преступлениям» и гибнущим во грехе! Равнодушие к людям — наш самый великий грех. Многие полагают, что они олицетворяют правосудие Божье, тогда как абсолютно не обладают Его чуткостью и Его неизмеримой любовью. Нередко люди, с которыми они обходятся строго и сурово, находятся под гнетом искушения. Сатана борется с этими душами, а резкие, безжалостные слова совсем лишают их мужества и приводят к тому, что они становятся добычей искусителя (Служение исцеления, с. 163).

Он не осуждает заблудших овец. — Притча о потерянной овце — это замечательная иллюстрация любви Спасителя к заблуждающимся людям. Пастырь оставляет девяносто девять овец в загоне, а Сам отправляется на поиски одной потерявшейся, погибающей овцы; и найдя ее, Он берет ее на плечи и с радостью возвращается домой. Он не стал бранить заблудшую овцу, Он не сказал: «Пусть идет, куда хочет». Но Он пошел в мороз, дождь и в бурю ради спасения той, которая потерялась. И Он терпеливо продолжал Свои поиски, пока не отыскал предмет Своей заботы и Своих волнений.

Именно так должны мы относиться к заблудшим людям. Мы должны быть готовы пожертвовать своим покоем и комфортом, чтобы вызволить из беды душу, за которую умер Христос. Иисус сказал: «На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии». Как Пастырь радовался, на-шедши одну потерянную овцу, так будут радоваться и подлинные слуги Христовы спасению одной души от смерти (Рукопись 1, 1878г.).

Христос покажет нам, как вести борьбу за души. — Мы призваны трудиться с энергией, превышающей человеческую, трудиться с силой, которая во Христе Иисусе. Тот, Кто сошел на землю и облекся в человеческую плоть, обязательно покажет нам, как вести эту борьбу. Христос доверил нам Свое служение, и мы должны бороться с Богом, денно и нощно умоляя Его о незримой силе. Мы добьемся победы только в том случае, если будем крепко держаться за Бога в лице Иисуса Христа (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 111).

Благодарность спасенных. — Смертные умы не в силах осознать во всей полноте, насколько велика ценность каждой души. С какой благодарностью будут вспоминать искупленные и прославленные тех, кто стал орудием их спасения! Никто не пожалеет тогда о потраченных усилиях и самоотверженном, упорном труде, о терпении и искренних чаяниях о спасении душ, которые погибли бы, если бы служители Божьи пренебрегли своим долгом или устали творить добро (Рукопись 1, 1878г.).

Меры предосторожности. — Искушения, которым мы подвергаемся ежедневно, делают молитву необходимостью. Опасности подстерегают нас на каждом шагу. Люди, стремящиеся спасти других от порока и гибели, в особенной мере подвергаются искушению. Они постоянно соприкасаются со злом, и потому им необходимо крепко держаться за Бога, чтобы не совратиться самим. Короток путь и решительны шаги, уводящие людей с высокого и святого места вниз. В один момент можно принять решение, которое ничем уже не поправить. Достаточно один раз не суметь победить искушение, и душа потеряет защиту. Достаточно одной дурной привычки, и если ей твердо не противостоять, то она превратится в стальную цепь и опутает всего человека.

Причина, по которой многие люди чувствуют себя оставленными на произвол судьбы в местах искушения, состоит в том, что они не всегда взирают на Господа. Когда мы допускаем, чтобы прервалось наше общение с Богом, мы лишаемся своей защиты. Не все ваши благие намерения и благие цели дадут вам возможность сопротивляться злу. Вы должны быть мужами и женами молитвы. Ваши просьбы должны быть не вялыми, случайными и спонтанными, но серьезными, настойчивыми и постоянными. Чтобы помолиться, не обязательно каждый раз преклонять колени. Вырабатывайте в себе привычку разговаривать со Спасителем во всех обстоятельствах — когда вы одни, когда совершаете прогулку или занимаетесь повседневным трудом. Пусть сердце постоянно возносит молчаливую мольбу о помощи, свете, силе и знании. Пусть каждый выдох и вдох будет молитвой.

Защита для тех, кто уповает на Бога. — Как работники Божьи, мы должны принимать людей такими, какие они есть — окруженные тьмой, погрязшие в пороках и запятнанные нравственным разложением. Но когда мысленным взором мы смотрим на Того, Кто является нашим солнцем и щитом, тогда зло, окружающее нас, не оставит на наших одеждах ни единого пятна. Работая для спасения душ, обреченных на погибель, мы не останемся в стыде, если будем уповать на Бога. Христос в сердце, Христос в жизни — вот наша безопасность. Атмосфера Его присутствия наполнит душу отвращением ко всякому злу. Наш дух может настолько уподобиться Его Духу, что в мыслях и помыслах мы будем с Ним одним целым (Служение исцеления, с. 509—511).