Глава 9. Илия Фесвитянин

(Эта глава основана на 3-й книге Царств, 17:1-7.)

Во времена Ахава среди галаадских гор, к востоку от Иордана, жил муж веры и истины, бесстрашному служению которого суждено было остановить быстрое распространение отступничества в Израиле. Живя вдали от городов и не занимая никакого видного положения, Илия Фесвитянин тем не менее приступил к своей миссии, доверяя намерению Бога указать ему путь и увенчать его старания успехом. Верой и убежденностью отличались его речи, и вся его жизнь была посвящена преобразованиям. Его голос звучал, как «глас вопиющего в пустыне», обличая грех и пытаясь преградить поток зла. Хотя он пришел к народу как обличитель греха, его весть была бальзамом галаадским для сокрушенных грехом душ, жаждущих исцеления.

[120]

Видя, что Израиль все глубже и глубже погружается в идолопоклонство, Илия испытывал жестокие душевные муки и чувство возмущения. Бог совершил великие дела для Своего народа. Он освободил израильтян из рабства и «дал им земли народов… чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его» (Пс. 104:44, 45). Но добрые намерения Иеговы оказались в забвении. Вскоре неверие отдалило избранный народ от Источника его силы. Из своего уединенного жилища Илия наблюдал за всем происходящим, и его переполняло чувство скорби. С душевной болью умолял он Бога остановить некогда любимый им народ на его нечестивом пути, покарать израильтян, если только это поможет им увидеть в истинном свете их отступничество от Неба. Он жаждал видеть их раскаяние, прежде чем они дойдут до такого состояния, что своими беззакониями вынудят Бога окончательно уничтожить их.

Молитва Илии была услышана. Неоднократные увещевания и предостережения не привели Израиль к раскаянию. Настало время, когда Бог должен был обрушить на них Свой гнев. Так как поклонники Ваала заявляли, что дары неба — роса и дождь — посылались не Иеговой, а силами природы, и что земля плодоносила только благодаря творческой энергии солнца, то тяжелое проклятие Божье легло на оскверненную землю. Отступившие колена Израилевы должны были увидеть, сколь безумно ожидать земных благословений от Ваала. До тех пор, пока они не раскаются перед Богом и не признают Его Источником всех благословений, на землю не упадет ни одной капли росы или дождя.

[121]

Илии было поручено сообщить Ахаву о повелении Неба. Он не стремился быть вестником Божьим, но Слово Господа пришло к нему. И тогда, заботясь о чести дела Божьего, он не колеблясь повиновался Божественному зову, хотя это и означало верную смерть от руки нечестивого царя. Немедленно пророк оставил свое уединенное жилище и отправился в путь, идя день и ночь, пока не достиг Самарии. Во дворце он не стал никого просить впустить его, не стал добиваться свидания с царем. Незамеченный прошел он мимо стражи и через несколько мгновений предстал перед Ахавом в своей грубой одежде, какую обыкновенно носили пророки того времени.

Илия не извинился за свое непочтительное вторжение. Более могущественный Повелитель, нежели израильский царь, приказал ему говорить, и подняв руку к небу, он торжественно заявил именем живого Бога, что суды Всевышнего вскоре постигнут Израиль. «Жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою, — сказал он, — в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову».

Только благодаря твердой вере в непоколебимую силу Божьего Слова Илия передал эту весть царю. Если бы он не доверял всецело Тому, Кому служил, то никогда бы не явился к Ахаву. По дороге в Самарию Илия проходил мимо вечно текущих потоков, зеленых холмов, величественных лесов, которых, казалось, никогда не коснется засуха. Все, простирающееся перед его глазами, было прекрасно. Пророк мог бы недоумевать, каким образом высохнут эти никогда не перестававшие течь потоки или как засуха опалит холмы и долины. Но в его душе не было места для неверия.

[122]

Он искренно верил, что Бог смирит нечестивый Израиль и что суды приведут людей к раскаянию. Так повелело Небо, Слово Божье не останется несбывшимся, и, рискуя жизнью, Илия бесстрашно выполнил Божье поручение. Весть о надвигающемся наказании, подобно грому среди ясного неба, обрушилась на голову нечестивого царя, но прежде чем Ахав пришел в себя от изумления или же сказал хотя бы несколько слов в ответ, Илия удалился так же внезапно, как и пришел, так и не увидев, какое впечатление он произвел на царя. Господь шел впереди, указывая ему путь. «Обратись на восток, — было поведено ему дальше, — и скройся у потока Хорафа, что против Иордана. Из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там».

[123]

По приказу царя произвели самые тщательные поиски, но пророка не нашли. Царица Иезавель, разъяренная вестью, угрожающей закрыть сокровищницу Неба, послала за священниками Ваала, чтобы проклясть пророка, но, несмотря на все их желание обнаружить того, кто произнес слова, предрекающие бедствия, поиски не увенчались успехом. Не могли они и скрыть от других то, что знают о наказании, которое обрушится на них за отступничество. По всей стране разошлись слухи, что Илия обличил грехи Израиля и изрек пророчество о скором наказании. Слыша все это, некоторые испытывали страх, но большинство приняло небесную весть с презрением и насмешкой.

Предсказание пророка исполнилось незамедлительно. Те, кто раньше с насмешкой относился к грядущему бедствию, теперь имели все основания серьезно призадуматься над этим, ибо, спустя несколько месяцев, растения, не напоенные росой и дождем, начали засыхать. Время шло, и некогда полноводные источники стали иссякать, а ручьи пересыхать. Однако народ, убаюканный своими вождями, продолжал надеяться на Ваала и отвергать пророчество Илии как праздные слова. Священники по-прежнему учили, что только благодаря могуществу Ваала на землю падает дождь. Не бойтесь Бога Илии, не трепещите от Его слов, призывали они, Ваал посылает урожай в свое время и печется о человеке и животных.

[124]

Божье послание к Ахаву дало возможность Иезавели, ее жрецам и всем последователям Ваала и Астарты испытать силу своих богов и постараться доказать, что Илия солгал. Утверждениям сотен языческих священников противостояло единственное пророчество Илии. Если, вопреки заявлению Илии, Ваал по-прежнему будет посылать на землю росу и дождь, пополнять реки водой и давать жизнь растениям, тогда пусть израильский царь поклонится ему и народ скажет, что он и есть Бог.

Решившись и дальше держать народ в заблуждении, жрецы Ваала продолжали приносить жертвы своим богам и взывать к ним день и ночь о дожде. Жертвоприношениями они пытались умилостивить гнев богов и с рвением и настойчивостью, достойными лучшего применения, не отходили от языческих алтарей, искренно молясь о дожде. Ночи сменяли друг друга, и по всей обреченной стране неслись их крики и мольбы. Но днем на небе не появлялось ни единого облачка, чтобы скрыть раскаленное солнце. Ни одна капля росы или дождя не освежала жаждущей земли. Слово Иеговы оставалось неизменным, несмотря на все, что предпринимали жрецы Ваала.

Прошел год, а дождя все не было. Земля высохла так, как будто ее обожгло огнем. Палящие лучи солнца уничтожали последние остатки зелени. Реки высохли, и повсюду слышалось блеяние и мычание истощенного скота. Некогда цветущие поля превратились в выжженные солнцем необитаемые песчаные пустыни. Рощи, предназначенные для идолопоклонства, стояли обнаженными; деревья в лесу, превратившись в сухие скелеты, не давали никакой тени.

[125]

Воздух был сухим и удушающим, а пыльные бури слепили глаза и сильно затрудняли дыхание. Некогда процветающие города и селения превратились в места скорби. Недоедание и жажда сказались на людях и животных страшным мором. Голод со всеми его ужасами надвигался все ближе и ближе.

Однако, невзирая на эти доказательства всемогущества Бога, Израиль не раскаялся, не усвоил урок, который преподал Господь. Израильтяне не видели того, что Он, сотворивший природу, управляет ее законами и может превратить их в орудие благословения или проклятия. Высокомерные, поглощенные язычеством, они не желали смириться под могущественной рукой Бога и начали изыскивать другие причины, которыми можно было бы объяснить постигшие их страдания.

[126]

Иезавель наотрез отказалась признать засуху наказанием, посланным Иеговой. Непреклонная в своей решимости отвергнуть Бога небес, она почти со всем Израилем объявила Илию виновником разразившегося бедствия. Разве он не свидетельствовал против их богов? Если бы только удалось уничтожить его, настаивала она, гнев богов тогда бы улегся и все их несчастья прекратились.

Поощряемый царицей Ахав организовал тщательные поиски пророка. Во все соседние царства он посылал людей, чтобы разыскать того, кого так ненавидел и вместе с тем боялся; в своей заботе о том, чтобы поиски проводились досконально, он брал с царей клятву, что они не знают места пребывания пророка. Но все было напрасно. Пророк находился в безопасном месте, где не могла настичь его ярость царя, грехи которого навлекли на страну проклятие Божье.

Убедившись в тщетности своих попыток найти Илию, Иезавель решила отомстить за себя убийством всех пророков Иеговы в Израиле. Ни один из них не должен был избежать этой страшной участи. Разъяренная женщина привела в исполнение свой коварный план, уничтожив большинство слуг Божьих. Однако погибли не все. Авдий, начальник царского дворца, человек богобоязненный, «взял сто пророков», и рискуя жизнью «скрывал их, по пятидесяти человек, в пещерах, и питал их хлебом и водою» (3 Цар. 18:4).

[127]

Шел второй год голода, и по-прежнему безжалостные небеса не посылали ни капли дождя. Засуха и голод совершали свою разрушительную работу по всей стране. Родители, бессильные чем-либо облегчить страдания детей, были вынуждены смотреть, как смерть уносит их. Однако беззаконный Израиль все еще отказывался смириться перед Богом и продолжал ненавидеть человека, по слову которого на них обрушилось это страшное бедствие. Они, казалось, были не способны распознать в своих страданиях и несчастьях зов к раскаянию. Божественное вмешательство, препятствующее им совершить еще один роковой шаг, когда Небо уже не сможет простить их.

Отступничество Израиля было намного страшнее, чем все возрастающие ужасы голода. Бог желал вывести Свой народ из заблуждения, в котором они находились, и дать им понять свою зависимость от Того, Кому они обязаны жизнью и всеми ее благами. Он желал помочь им возвратить утерянную веру и поэтому был вынужден обрушить на них еще большее бедствие.

«Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтоб он обратился от путей своих и был жив?… Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь — и живите!» «Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез. 18:23, 31, 32; 33:11).

[128]

Бог посылал Израилю вестников с призывами обратиться к Нему. Если бы они восприняли Его зов и, оставив Ваала, вернулись к живому Богу, то предсказание Илии о наказании никогда бы не исполнилось. Но предостережения, которые могли бы стать для них «запахом живительным на жизнь», превратились для них в «запах, смертоносный на смерть». Их гордость была уязвлена, они вознегодовали на посланников Божьих и теперь с еще большей ненавистью относились к Илие. О, если бы только он попал к ним в руки, с какой радостью они отдали бы его Иезавели, — как будто, заставив его молчать, они могли остановить исполнение пророчества. Перед лицом столь страшного наказания они продолжали упорствовать в своем идолопоклонстве. Таким поведением они лишь увеличивали вину, из-за которой на землю обрушились кары Неба.

Для пораженного бедствиями Израиля оставался только один выход — оставить грехи, которые навлекли на народ карающую руку Всемогущего, и всем сердцем обратиться к Богу. Им было дано обещание: «Если Я заключу небо и не будет дождя, и если повелю саранче поядать землю, или пошлю моровую язву на народ Мой; и смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих: то Я услышу с неба, и прощу грехи их, и исцелю землю их» (2 Пар. 7:13,14). Для того чтобы это осуществилось, Бог по-прежнему не посылал израильтянам ни росы, ни дождя, ожидая решительной перемены в их жизни.

[129]