Глава 13. «Что ты здесь?»

(Эта глава основана на 3-й книге Царств. 19:9-18.)

Убежище Илии на горе Хорив, хотя и спрятанное от людей, было известно Богу, и утомленный и разочарованный пророк не был оставлен на произвол судьбы в борьбе с осаждающими его силами тьмы. У входа в пещеру, где Илия нашел себе убежище, Бог встретился с ним; через могущественного ангела Он осведомился о его нуждах и сообщил ему Свое намерение об Израиле.

До тех пор, пока Илия не научился вполне доверяться Богу, он не мог выполнить свой долг перед теми, кто поклонялся Ваалу. Блестящий успех на вершинах Кармила проложил путь’для великих побед, однако Илия, испугавшись Иезавели, не воспользовался открывающимися перед ним прекрасными возможностями. Предстояло объяснить человеку Божьему слабость его настоящего положения в сравнении с теми преимуществами, которые предназначал ему Бог.

[168]

Господь встретил Своего измученного слугу следующими словами: «Что ты здесь Илия?» Я послал тебя к потоку Киссон, а потом к вдове в Сарепту. Я поручил тебе возвратиться к Израилю и стать перед языческими священниками на Кармиле. Я дал тебе силу, чтобы ты мог указать путь царю к воротам Изрееля. Но кто послал тебя в этот поспешньш путь в пустыню? С каким поручением ты пришел сюда?

В душевной горечи Илия излил перед Ним свою боль: «Возревновал я о Господе, Боге Саваофе; ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники, и пророков Твоих убили мечем; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее».

Повелев пророку оставить пещеру, ангел приказал стать на горе перед Господом и слушать Его слова: «И вот. Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом; но не в ветре Господь. После ветра землетрясение; но не в землетрясении Господь. После землетрясения огонь; но не в огне Господь. После огня веяние тихого ветра. Услышав cue, Илия закрыл лице свое милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру».

[169]

Бог решил открыться Своему рабу не в могущественных проявлениях Своей силы, но «в веянии тихого ветра». Он желал показать Илие, что бурная деятельность — не всегда наиболее успешное средство в достижении Его целей. В то время как Илия ожидал откровения Господа, разразилась сильная буря, сверкали молнии, перед ним полыхал всепожирающий огонь, но во всем этом не было Бога. Тогда до него донеслось веяние тихого ветра, и пророк покрыл свое лицо перед Господом. Чувство досады, волнения прошло. Он успокоился и смирился. Он знал теперь, что, когда надо будет, обязательно получит помощь, если будет смиренно верить .в Бога и без колебаний полагаться на Него.

Не всегда самые красноречивые объяснения истины Божьей могут убедить душу и обратить к Богу. Не красноречие и логика трогают сердца людей, но нежное прикосновение Святого Духа, которое тихо, но верно преобразует и развивает личность. Веяние тихого ветра Духа Божьего обладает силой изменять сердца.

«Что ты здесь, Илия?»-спросил его голос и снова пророк ответил: «Возревновал я о Господе, Боге Саваофе; ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои, и пророков Твоих убили мечем; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее».

Господь ответил Илие, что беззаконники в Израиле не останутся без наказания. Для выполнения Божьей воли и наказания идолопоклонников будут избраны особые люди. Должны быть предприняты решительные действия, чтобы все получили возможность стать на сторону истинного Бога. Илие же предстояло вернуться к Израилю и вместе с другими разделить бремя трудов по исправлению народа.

[170]

«Пойди, — повелел Господь Илие, — обратно своею дорогою чрез пустыню в Дамаск; и когда придешь, то помажь Азаила в царя над Сириею, а Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем; Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя. Кто убежит от меча Азаилова, того умертвит Ииуй; а кто спасется от меча Ииуева, того умертвит Елисей».

Илия думал, что он один в Израиле поклонялся истинному Богу. Но Тот, Кто читает сердца всех, открыл пророку, что есть еще много таких, которые на протяжении долгих лет отступничества оставались Ему верны. «Я оставил, — сказал Господь, — между Израильтянами семь тысяч мужей: всех сих колена не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его».

Из переживании Илии в те дни разочарования и кажущегося поражения можно извлечь немало уроков для слуг Божьих нашего времени, отмеченного всеобщим отходом от истины. Сегодня повсюду царит такое же отступничество, как это было в дни пророка. Многие, превознося человеческое над Божественным, восхваляя популярных руководителей, поклоняясь мам-моне, ставя научные теории выше откровений истины, идут вослед Ваалу. Сомнение и неверие губительно влияют на разум и сердце человека, и многие заменяют истину Божью человеческими теориями. Народ открыто учат, что настало время, когда человеческий разум должен занять главенствующее положение над учением Священного Писания. Закон Божий — Божественное мерило праведности — объявлен бесполезным. Враг всякой истины обольщениями заставляет людей подменять Божественное человеческими постановлениями и забыть то, что было дано для счастья и спасения человечества.

[171]

Однако это отступничество, несмотря на свое широкое распространение, не является всеобщим. Не все в мире стали без-законниками и отступниками, не все перешли на сторону врага. На свете много тысяч тех, кто предан Богу, кто не склонил колен перед Ваалом; много таких, которые жаждут все большего познания о Христе, Его законе; много тех, кто надеется на чудо пришествия Христа, Который положит конец царству греха и смерти. Есть много и таких, которые в своем незнании поклоняются Ваалу, но с которыми неотступно борется Дух Божий.

Они нуждаются в помощи тех, кто уже познал Бога и силу Его слова. В такое время, как наше, все дети Божьи должны усердно трудиться, помогая другим. Тем, кто обладает знанием библейских истин и пытается искать души, жаждущие света, будут служить ангелы Божьи. А куда идут ангелы, туда никто не должен бояться идти. В результате праведных усилий посвященных многие обратятся от идолопоклонства к служению живому Богу. Многие перестанут предпочитать человеческие законы и бесстрашно перейдут на сторону Бога и Его закона.

[172]

Многое зависит от постоянной активности истинных и верных детей Божьих, и поэтому сатана прикладывает все усилия, чтобы помешать осуществлению Божественного плана через этих преданных людей. Он заставляет некоторых забыть их возвышенное и святое призвание и удовлетворяться мирскими удовольствиями. Он побуждает одних не покидать те места, где жить легче; а других, в погоне за большей выгодой, — уехать с того места, где бы они могли творить добро. Других, под натиском гонения и преследования, он заставляет бежать, обескураженно оставляя свой пост. Но Небо с нежнейшим состраданием относится к таким людям. К каждому сыну Божьему, которого враг заставил замолчать, обращен вопрос: «Что ты здесь?» Я поручил тебе идти по всему миру и проповедовать Евангелие, приготовляя народ ко дню Господню. Почему ты здесь? Кто послал тебя сюда?

Видеть грешников спасенными — вот радость, которая поддерживала Христа в жизни, полной жертв и страданий. Это должно стать радостью каждого последователя Иисуса, воодушевляя его христианскую честь. Те, кто представляет себе хотя бы частично, что значит искупление для них самих и их ближних, сумеют понять и громадные потребности человечества. Их сердца наполнятся состраданием при виде нравственной и духовной нищеты тысяч душ, находящихся во власти страшной судьбы, по сравнению с которой физические страдания — ничто.

[173]

Вопрос «Что ты здесь?» обращен и к целым семействам, и к отдельным лицам. Во многих общинах есть семьи, хорошо знающие принципы Божьей истины, — они могли бы прекрасно влиять на окружающих, переехав в другое место. Бог призывает христианские семьи отправиться в глухие уголки земли и там благоразумно и упорно работать для спасения находящихся во мраке. Чтобы ответить на этот призыв, нужно самопожертвование. В то время как многие проводят время в ожидании, полагаясь на устранение различных преград, души гибнут без надежды, без Бога. Ради земных выгод, ради приобретения научных знаний люди готовы отправиться в самые пагубные места, готовы переносить трудности и лишения. Где же те, кто готов сделать еще больше, возвещая другим о Спасителе?

Нет ничего странного или нового в том, что при тяжелых жизненных обстоятельствах духовно сильные люди, чрезмерно притесняемые, впадают в разочарование и отчаяние и уже больше не находят никакой радости в этой жизни. Пусть все, попавшие в такое положение, вспомнят об одном из величайших пророков, который бежал, спасая свою жизнь от гнева разъяренной женщины. Утомленный и измученный дорогой пророк, испытывая горькое разочарование, гнетущее его дух, просил смерти. Но именно тогда, когда надежда его угасла и казалось, что дело его жизни потерпело поражение, он получил один из самых драгоценных уроков. В час наибольшей немощи он познал необходимость и возможность полагаться на Бога в самых тяжелых обстоятельствах.

Тот, кто отдал свою жизнь самоотверженному труду и иногда впадает в отчаяние и разочарование, может почерпнуть мужество в истории Илии. Постоянная забота Божья, Его любовь и сила проявляются по отношению к тем Его слугам, чье рвение ложно истолковывается и не ценится должным образом, чьи советы и обличения отвергаются и чьи старания произвести преобразования в обществе встречают злобу и- сопротивление.

[174]

Именно тогда, когда человек чувствует себя очень слабым, сатана посылает ему самые сильные искушения. В подобный момент он хотел победить и Сына Божьего, ибо таким способом одержал много побед над человеком. Когда у людей, долгие годы мужественно защищавших истину, ослабевают воля и вера, они поддаются искушениям. Моисей, утомленный сорокалетним странствованием и неверием народа, только на один миг перестал уповать на Безграничную Силу. Он пал у самых границ обетованной земли. Так произошло и с Илией. Он, непоколебимо веривший Богу в течение всех лет засухи и голода; он, бесстрашно представший перед Ахавом; он, весь мучительный день на Кармиле стоявший перед всем израильским народом как единственный свидетель истинного Бога,- в момент слабости допустил, чтобы страх смерти сразил его веру в Бога.

То же происходит и сегодня. Когда нас терзают сомнения, давят обстоятельства или нужда и отчаяние, именно тогда сатана и пытается подорвать наше доверие к Иегове. В такие минуты он выставляет перед нами все наши ошибки и искушает не верить Богу и усомниться в Его любви. Таким путем он надеется разочаровать душу и сломить наше упование на Господа.

Те, кто находится на передовой линии сражения, будучи побуждены Святым Духом совершать особую работу, часто после напряженной борьбы испытывают чувство подавленности и бессилия. Отчаяние может поколебать самую героическую веру и ослабить самую непреклонную волю. Но Бог с пониманием относится к этому. Он по-прежнему жалеет и любит. Он читает побуждения и намерения сердца. Те, кто осуществляет Божий промысел, должны научиться терпеливо ждать и верить тогда, когда все выглядит покрытым мраком. Небо не оставит их в день бедствия. Ничто не кажется таким безнадежным и вместе с тем непобедимым, как душа, сознающая свое ничтожество и надеющаяся на Бога.

[175]

Не только люди, занимающие ответственные посты, могут извлечь для себя урок из опыта Илии, чтобы научиться уповать на Господа в час испытания. Тот, Кто был опорой Илии, достаточно силен и теперь, чтобы поддержать каждое борющееся дитя, как бы слабо оно ни было. От каждого из нас Бог ожидает верности и каждому из нас Он обещает Свою силу по мере необходимости. Человек бессилен сам по себе, но в могуществе Бога он может обрести силу побеждать зло и помочь другим в этом. Сатана никогда не одолеет того, кто сделал Бога своей защитой. «Только у Господа, будут говорить о Мне, правда и сила» (Ис. 45:24).

Брат христианин! Сатана знает все твои слабости, поэтому держись за руку Иисуса. Пребывая в Божьей любви, ты сможешь победить всякое искушение. Только праведность Христа может дать тебе силу сопротивляться потоку зла, затопляющему мир. Вера должна занимать главное место в твоей жизни. Вера облегчает любое бремя и снимает усталость. Божественное провидение, которое кажется тебе теперь непонятным, станет ясным благодаря постоянному упованию на Бога. С верой иди вперед по пути, предначертанному Им. Тебя не минуют испытания, но ты иди вперед. Это укрепит твою веру и сделает тебя пригодным для служения. Истории, которые рассказывает нам Священное Писание, предназначены не только для того, чтобы мы читали их и восхищались, — они должны помочь становлению той веры, которая жила в рабах Божьих в древности. В не меньшей мере Господь желает действовать и теперь через служение тех верующих, кто готов быть проводником Его силы.

[176]

Нам, как в свое время Петру, Слово говорит: «Се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу; но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (Лк. 22:31, 32). Христос никогда не бросит тех, за кого Он умер. Мы можем оставить Его и стать жертвой искушения, но Христос никогда не отвернется от тех, кого выкупил Своей собственной жизнью. Если бы наше духовное зрение было острее, мы увидели бы души, согбенные под бременем насилия и скорби, придавленные, как телега снопами, готовые умереть в своем горьком разочаровании. Мы увидели бы, как поспешно ангелы приходят им на помощь, отбрасывая назад войска зла, окружившие их, и помогая обрести равновесие. Между этими двумя армиями происходит самая настоящая борьба, такая же реальная, как и война армий этого мира, и от исхода этого духовного сражения зависит будущее Вселенной.

Пророк Иезекииль в своем видении видел подобие рук под крыльями херувимов. Это учит рабов Божьих, что успех зависит от Божественной помощи. Те, кого Бог использует как Своих вестников, не должны думать, что Его дела зависят от них. Смертные существа не оставлены одни нести это бремя ответственности. Тот, Кто не дремлет, Кто постоянно трудится, приводя в исполнение Свои намерения, осуществляет Свой промысел. Он разрушит планы нечестивых и приведет в замешательство тех, кто замышляет причинить вред Его народу. Он — Царь, Господь господствующих, сидит между херувимами и среди борьбы и смятения народов охраняет Своих детей. Когда рухнут крепости земных царей, когда стрелы гнева пронзят сердца Его врагов. Его народ будет в безопасности в Его руках.

[177]