Глава 1. Соломон

В годы царствования Давида и Соломона Израиль стал могущественным народом и имел все возможности пользоваться сильным влиянием в интересах истины и справедливости. Имя Иеговы возвеличивалось и превозносилось, и цель, с которой израильтяне были поселены в обетованной земле, казалась уже почти достигнутой. Всякие преграды были сняты, и ищущие истины из языческих стран не возвращались домой не обретя ее. Люди обращались к Богу, и Церковь Божья на земле увеличивалась и процветала.

Соломон был помазан и провозглашен царем в последние годы жизни своего отца Давида, который покровительствовал ему. Жизнь Соломона с самого начала озарил свет обетования, и это было намерением Божьим, чтобы множилось его могущество, росла слава, чтобы он все более уподоблялся Богу, вдохновляя таким образом Его народ не забывать священную задачу — хранить Божественную истину.

[26]

Давид знал, что высочайшее намерение Божие относительно Израиля сможет осуществиться, только если начальники и народ неустанно будут стремиться к поставленной перед ними цели. Он знал: чтобы его сын Соломон оправдал доверие, которым его почтил Бог. юный царь должен быть не только воином, государственным деятелем и монархом, но и решительным, добросердечным человеком, учителем праведности и образцом верности.

С мягкой настойчивостью Давид умолял Соломона быть мужественным и благородным, милосердным и чутким к своим подданным и во взаимоотношениях с другими народами прежде всего искать чести и прославления имени Божьего и являть красоту святости. Те многочисленные тяжелые, но примечательные испытания, через которые прошел Давид в своей жизни, научили его ценить человеческое благородство и побудили обратиться к Соломону с такими словами предсмертного наставления: «владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием. И как на рассвете утра, при восходе солнца на безоблачном небе, от сияния после дождя вырастает трава из земли» (2 Цар. 23:3,4).

О, какая возможность предоставлялась Соломону! Если бы он последовал боговдохновенным наставлениям своего отца, его царство было бы царством правды, как это описано в 71 псалме:

[27]

«Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду, Да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде… Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю. Во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна. Он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли… Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары. И поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему. Ибо он избавит нищего, вопиющего, и угнетенного, у которого нет помощника… и будут молиться о нем непрестанно, всякий день благословлять его… Будет имя его вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его. И благословятся в нем племена; все народы ублажат его. Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса! И благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь».

В юные годы Соломон во всем следовал советам своего отца Давида, на протяжении многих лет он вел непорочный образ жизни, строго повинуясь Божьим заповедям. Еще в начале своего царствования он пошел вместе с государственными советниками в Гаваон, где все еще находилась построенная в пустыне скиния и там вместе с избранными советниками, «тысяченачальниками и стоначальниками, и судьями, и всеми начальствующими во всем Израиле — главам поколений» (2 Пар. 1:2) совершил жертвоприношение Господу и посвятил себя служению Ему. Сознавая, сколь обширны обязанности царя, сколь тяжела его ответственность, Соломон понимал, что правителю необходимо искать Источник Мудрости, если только он желает надлежащим образом выполнять возложенные на него задачи. Это побудило его обратиться к своим советникам, чтобы вместе с ними всем сердцем взыскать Бога в искренней надежде получить от Него ободрение.

[28]

Превыше всех земных благ царь хотел обладать мудростью и разумением для исполнения дела, возложенного на него Богом. Он страстно желал иметь острый ум, широкое сердце, душевную мягкость. В ту ночь Господь явился Соломону во сне и сказал:

«…проси, что дать тебе?» Молодой и неопытный царь не скрывал своего бессилия и желания обрести помощь свыше. «Ты сделал рабу Твоему Давиду, отцу моему, великую милость, — сказал он, — и за то, что он ходил пред Тобою в истине и правде, и с искренним сердцем пред Тобою, Ты сохранил ему эту великую милость, и даровал ему сына, который сидел бы на престоле его, как это и есть ныне.

И ныне. Господи, Боже мой. Ты поставил раба Твоего царем вместо Давида, отца моего; но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа. И раб Твой — среди народа Твоего, который избрал Ты, народа столь многочисленного, что по множеству его нельзя ни исчислить его, ни обозреть. Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим?

И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого.

[29]

И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого, и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, вот, Я сделаю по слову твоему. Вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе. И то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои. И если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои» (3 Цар. 3:5-14; 2 Пар. 1:7-12).

[30]

Бог обещал, что Он не оставит Соломона, равно как не оставлял Давида. Если царь будет ходить в правде перед Господом и делать то, что Он повелит ему, то престол его устоит и царствование возвеличит Израиль как мудрый и разумный народ, как свет среди окружающих народов (см. Втор. 4:6).

Слова Соломона, с которыми он обратился к Богу в молитве перед древним жертвенником в Гаваоне, свидетельствуют о его смирении и непоколебимом желании прославить Бога. Он понимал, что без Божественного содействия был просто беспомощным ребенком. Он знал, что ему недостает проницательности, и в своей великой немощи обратился к Богу, прося мудрости. У него не было честолюбивого намерения обрести знание, которое бы возвысило его над другими. Он желал только верно исполнить возложенные на него обязанности и избрал дар, благодаря которому мог бы умножить славу имени Божьего. Соломон никогда не был так богат, мудр и воистину велик, как тогда, когда он молился: «но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа».

Те, кто сегодня занимают ответственные посты, должны на опыте пережить урок, преподанный Соломоном. Чем выше положение, которое занимает человек, чем больше его ответственность и влияние на окружающих, тем сильнее он должен чувствовать свою зависимость от Бога. Он должен всегда помнить, что работа требует его осмотрительного поведения с людьми. Перед Богом он должен быть как ученик. Занимаемое положение не освящает характер. Человек только тогда может стать воистину великим, когда он будет воздавать должную честь Богу и повиноваться Его заповедям.

[31]

Бог, которому мы служим, нелицеприятен. Тот, Кто дал Соломону дух мудрой проницательности, желает излить те же благословения на Своих детей и сегодня. «Если же у кого из вас недостает мудрости, — говорит Его Слово, — да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему» (Иак. 1:5). Если человек, несущий бремя ответственности, хочет обладать мудростью более, нежели богатством, властью или славой, его желания осуществятся. Такой человек узнает от Великого Учителя не только, что ему делать, но и как сделать, чтобы его работа получила печать Божественного одобрения.

До тех пор, пока человек, одаренный Богом мудростью и способностями, остается верным Ему, он не стремится занять высокое положение, править или повелевать. Жизнь возлагает на людей всевозможные обязанности, но вместо того чтобы думать о верховенстве, тот, кто является истинным руководителем, будет молиться о ниспослании мудрости сердца, умения различать добро и зло.

Жизненный путь людей, занимающих главенствующее положение, нелегок. Но если при каждом затруднении они слышат зов к молитве, они всегда смогут припасть к Великому Источнику всей премудрости. Укрепленные и просвещенные Великим Учителем, они будут мужественно сражаться против несправедливости и всегда сумеют различить истину и ложь, добро и зло. Они будут принимать то, что угодно Богу, и искренно сопротивляться всякой несправедливости.

Бог даровал Соломону мудрость, которой тот жаждал больше, нежели богатства, славы и долголетия. Его желание обладать острым умом, великодушным сердцем, душевной мягкостью было удовлетворено. «И дал Бог Соломону мудрость, и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей… и имя его было в славе у всех окрестных народов» (3 Цар. 4:29-31).

[32]

«И услышал весь Израиль… и стали бояться царя; ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд» (3 Цар. 3:28). Народ так полюбил Соломона, как любил отца его Давида, и повиновался ему во всем. «И утвердился Соломон… в царстве своем; и Господь, Бог его, был с ним, и вознес его высоко» (2 Пар. 1:1).

На протяжении долгих лет жизни Соломон был предан Богу, непоколебим, строго принципиален, беспрекословно повинуясь Божьим заповедям. Мудрый правитель, он вникал во все дела своего царства, в первые годы которого были возведены великолепные строения. Его богатство и мудрость, его энергия, благочестие, правосудие, великодушие, проявляемые в каждом слове и деле, завоевали всеобщую любовь и верность его подданных и снискали уважение и восхищение правителей многих стран.

В первоначальный период царствования Соломона имя Иеговы высоко превозносилось. Мудрость и справедливость царя свидетельствовали перед всем народом о величии Бога, которому он служил. Некоторое время Израиль служил светом для мира, свидетельствуя перед ним о величии Иеговы. Не в исключительной мудрости, сказочном богатстве, неограниченной власти и величии была настоящая слава первых лет правления Соломона, но в том, что он превознес имя Бога Израилева, мудро используя небесные дары.

[33]

Шли годы, и слава Соломона росла, он же всегда стремился возвысить Бога всеми силами — и умственными, и духовными, а также тем, что постоянно уделял другим от полученных им благословений. Он как никто другой сознавал, что только благодаря милости Божьей обладал властью, мудростью и разумением и что эти дары ниспосланы для того, чтобы он мог дать миру истинное познание о Царе царей.

Соломон проявлял особенный интерес к естественной истории, но не ограничивался какой-либо отдельной областью пи знания. Тщательно изучая все сотворенное — и одушевленное, и неживое, он приобрел ясное представление о Творце. В силах природы, в многообразии мира, в каждом дереве, кустике и цветке он видел откровение мудрости Божьей, а поскольку он стремился расширять свои знания, то его познание Бога и любовь к Нему постоянно возрастали.

Боговдохновенная мудрость Соломона нашла достойное отражение в его хвалебных гимнах и многочисленных притчах. «И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять. И говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вь1растающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах» (3 Цар. 4:32, 33).

В притчах Соломона показаны принципы святой жизни и возвышенных стремлений; это принципы небесного происхождения, и они ведут к благочестию, они способны управлять каждым обстоятельством жизни. Жизнь, полностью основанная на этих принципах, и признание того, что Богу принадлежит вся хвала и честь, привели к тому, что ранний период правления Соломона отличался высочайшей нравственностью и материальным благополучием.

[34]

«Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум! Потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота. Она дороже драгоценных камней, и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. Долгоденствие в правой руке ее, а в левой у нее богатство и слава; Пути ее — пути приятные, и все стези ее — мирные. Она — древо жизни для тех, которые приобретают ее, — и блаженны, которые сохраняют ее!» (Притч.3:13-18).

«Главное — мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум» (Притч. 4:7). «Начало мудрости — страх Господень» (Пс. 110:10). «Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу» (Притч. 8:13).

О, если бы в последующие годы Соломон обратил внимание на эти прекрасные мудрые слова! О, если бы он, говоривший, что «уста мудрых распространяют знание» (Притч. 15:7), и учивший земных царей воздавать Царю царей ту славу, которой они стремились почтить друг друга, никогда бы с «коварными устами» в «гордости и высокомерии» не присвоил себе славу, принадлежащую только одному Богу!

[35]