Глава 48. Не воинством и не силою

Сразу же после видения Иисуса, сына Иоседекова, и ангела Захария получил весть о работе Зоровавеля. «И возвратился тот Ангел, который говорил со мною, — говорит Захария, — и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его. И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его, и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой строны ее.

И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой?… Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф».

[594]

«Тогда отвечал я и сказал ему: что значат те две маслины с правой стороны светильника и с левой стороны его? Вторично стал я говорить и сказал ему: что значат две масличные ветви, которые чрез две золотые трубочки изливают из себя золото?… И сказал он: это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли» (Зах. 4:1-6, 11-14).

В этом видении две маслины, находящиеся перед Богом, представлены изливающими из себя по золотым трубочкам золотое масло, стекающее в резервуар светильника. Из этого резервуара заправлялись все лампады в святилище, чтобы они всегда могли гореть ярким, немеркнущим светом. Так от помазанников, стоящих перед Богом, полнота Божественного света, любви и силы передается Его народу, чтобы он, в свою очередь, мог нести другим свет, радость и бодрость. Те, кто обогатился таким образом, должны обогащать из сокровищницы Божьей любви и других.

При восстановлении дома Господня Зоровавелю приходилось преодолевать всевозможные трудности. С самого начала противники ослабляли «руки народа Иудейского» и препятствовали «ему в строении»; и «сильною вооруженною рукою остановили работу их» (Езд. 4:4, 23). Но Господь был на стороне строителей, и теперь Он обратился к Зоровавелю через пророка, говоря: «Кто ты, великая гора пред Зоровавелем? ты равнина, и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: «благодать, благодать на нем» (Зах. 4:7).

[595]

На протяжении всей истории народа Божьего перед небесными вестниками часто возникали колоссальные затруднения, которые казались почти непреодолимыми. Господь допускает такие препятствия для испытания веры. Когда со всех сторон нас осаждают трудности, тогда-то и следует беззаветно довериться Богу и силе Его Духа. Проявление живой веры означает возрастание духовной силы и крепнущую непоколебимость доверия. Таким путем душа становится побеждающей силой. Там, где существует вера, все препятствия, воздвигнутые сатаной на пути христианина, устранятся, ибо небесные силы придут к нему на помощь. «И ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17:20).

Мирское благополучие начинается с пышности и похвальбы, Божественный же путь, слагаясь из малого, превращается в великую победу истины и правды. Иногда Господь воспитывает Своих служителей, посылая им разочарования и кажущиеся неудачи. Так Он учит их побеждать трудности.

Часто люди падают духом перед возникающими препятствиями. Но если бы они с самого начала и до конца оставались твердыми. Бог расчистил бы перед ними путь. Успех придет к ним, если они будут мужественно сражаться с затруднениями. Перед неустрашимым духом и непоколебимой верой Зоровавеля огромные горы сложностей превратятся в равнины, и руки, заложившие основание, «и окончат его». «Вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: «благодать, благодать на нем!» (Зах. 4:9, 7).

[596]

Церковь Божья была основана не силой и могуществом человека, и поэтому никто не может разрушить ее. Церковь покоится не на твердыне человеческой мощи, но на Иисусе Христе, Скале веков, «и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Постоянное присутствие Бога укрепляет Его дело. «Не надейтесь на князей и сынов человеческих», — звучат слова, обращенные к нам (Пс. 145:3). «В тишине и уповании крепость ваша» (Ис. 30:15). Замечательное дело Божье, основанное на вечных принципах истины, никогда не будет уничтожено. Оно будет развиваться с возрастающей силой, «не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах. 4:6).

Обетование: «руки Зоровавеля положили основание Дому сему; его руки и окончат его» — буквально исполнилось (стих 9). «И старейшины Иудейские строили и преуспевали, по пророчеству Аггея пророка и Захарии, сына Адды. И построили и окончили по воле Бога Израилева и по воле Кира и Дария и Артаксеркса, царей Персидских. И окончен дом сей к третьему дню месяца Адара (двенадцатый месяц-ред.) в шестый год царствования царя Дария» (Езд. 6:14, 15).

Вскоре после этого восстановленный храм был освящен. «И совершили сыны Израилевы, священники и левиты, и прочие возвратившиеся из плена освящение сего дома Божия с радостию». «И совершили возвратившиеся из плена пасху в четырнадцатый день первого месяца» (стихи 16, 17, 19).

[597]

Второй храм не мог сравниться с первым великолепием, и в нем не проявились такие видимые и сверхъестественные знамения Божественного присутствия, как при освящении первого храма. Ни одно облако славы не спустилось, чтобы наполнить заново отстроенное святилище. Огонь не сошел с неба, чтобы уничтожить на алтаре принесенную жертву. Между херувимами в Святом святых уже больше не пребывало облако славы присутствия Божьего, там не было больше ни ковчега, ни престола благодати, ни скрижалей завета. На ходатайство священника ни одно знамение не было послано с неба, чтобы выразить волю Иеговы.

И все же это был тот храм, о котором Бог сказал через пророка Аггея: «Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего». «И потрясу все народы, — и придет Желаемый всеми народами, и наполню Дом сей славою, говорит Господь Саваоф» (Агг. 2:9, 7). На протяжении многих столетии ученые мужи пытались определить, когда исполнилось обетование Божье, данное Аггею, однако по пришествии Иисуса из Назарета, Надежды всех народов. Который Своим присутствием освятил храм, многие упорно отказывались признать первостепенную важность этого события. Их разум был ослеплен гордостью и неверием, и они не понимали истинного смысла этих пророческих слов.

Второй храм был освящен не облаком славы Иеговы, но присутствием Того, в Ком обитала «вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9) — Сам Бог «явился во плоти» (1 Тим. 3:16). Благодаря тому, что второй храм был освящен присутствием Христа во время Его земного служения и только этим, он превосходит славу первого. «Желаемый всеми народами» воистину пришел в Свой храм, когда Муж из Назарета учил и исцелял в его священных дворах.

[598]