Глава 51. Верный сопастырь

Эта глава основана на Первом послании Петра.

В Книге Деяния Апостолов мало говорится о дальнейшей работе апостола Петра. Вслед за излитием Духа в день Пятидесятницы наступили годы интенсивного служения, и Петр был среди тех, кто неустанно трудился, чтобы обратить иудеев, приходящих в Иерусалим на поклонение во время ежегодных праздников.

Когда в Иерусалиме и в других местах, которые посещали вестники креста, умножилось число верующих, способности Петра оказали неоценимую услугу первохристианской Церкви. Влияние его свидетельства об Иисусе из Назарета распространилось вширь и вглубь. На него была возложена двойная ответственность. Он ясно свидетельствовал о Мессии перед неверующими, ревностно трудясь над их обращением; в то же время он совершал особое служение для верующих, утверждая их в Христовой вере.

[515]

Петр был призван к пасторскому служению, лишь когда отказался от своего «я» и полностью положился на Божественную силу. Христос сказал Петру до его отречения: «Ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк. 22:32). Эти слова указывали на ту большую и плодотворную работу, которую ему предстояло совершить в будущем для тех, кто придет к вере. У Петра был немалый собственный опыт грехопадения, страдания и покаяния. Лишь познав свою слабость, он узнал, как должен полагаться на Христа верующий человек, который может быть в безопасности лишь тогда, когда всецело уповает на Спасителя и не доверяет себе.

Во время последней встречи Христа с учениками на море Петр, испытанный троекратным вопросом: «Любишь ли ты Меня?» (Ин. 21 :15-17), был возвращен в число двенадцати апостолов. Ему было поручено конкретное дело: пасти стадо Господне. Обратившись и получив прощение, он должен был не только пытаться спасти заблудших овец, но и пасти стадо Божье.

Христос поставил перед Петром только одно условие призвания на служение: «Любишь ли ты Меня?» Это важное и необходимое условие. Хотя у Петра могло быть множество других достоинств, без любви к Христу он не стал бы верным пастырем Божьего стада. Знание, доброжелательность, красноречие, усердие — все это имеет значение для успешной работы; но если в сердце служителя нет любви к Иисусу, он потерпит неудачу.

[516]

Любовь к Нему — это не порывистое чувство, а принцип жизни, который должен давать неизменную силу духа. Если характер и поведение пастыря соответствуют истине, которую он проповедует. Господь скрепит его труд печатью Своего одобрения. Пастырь и стадо сольются воедино, объединенные общим упованием во Христе.

То, как Спаситель поступил с Петром, могло многому научить и его самого, и его братьев. Хотя Петр отрекся от своего Господа, Иисус не переставал любить его. И когда апостол начал проповедовать Слово другим, он стремился с терпением, сочувствием и всепрощающей любовью относиться к грешнику. Вспоминая о собственной слабости и падении, он обращался с овцами и агнцами, вверенными его попечению, так же нежно, как Христос обращался с ним.

Только люди, предавшиеся злу, склонны немилосердно поступать с искушаемыми и заблуждающимися. Им не дано читать сердце ближнего; они не ведают о его внутренней борьбе и переживаниях. Поэтому они должны научиться обличать с любовью, исцелять сердечные раны и, самым суровым образом предостерегая человека, не лишать его надежды.

На протяжении своего служения Петр был верным блюстителем стада, вверенного его попечению, и оказался достойным той ответственности, которую возложил на него Спаситель. Он всегда возвеличивал Иисуса из Назарета как Надежду Израиля, как Спасителя человечества. И всю свою жизнь подчинил Господину жатвы. Всеми доступными ему средствами он стремился готовить верующих к активному служению. Его святой пример и неустанная деятельность вдохновили многих многообещающих молодых людей полностью посвятить себя делу Божьему. С течением времени влияние апостола как наставника и руководителя возрастало; и хотя основные усилия он направлял на служение иудеям, он также свидетельствовал о Христе в других странах и укреплял веру множества людей.

[517]

В последние годы своего служения Петр написал послания верующим, «рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии». Его послания способствовали возрождению мужества и укреплению веры людей, переносящих испытания и страдания, а также помогли тем, кому угрожала опасность забыть о Боге вследствие всевозможных искушений, ободриться и снова творить добрые дела. Читая эти письма, чувствуешь, что человек, который твердо и неизменно уповал на вечную жизнь, много страдал за Христа и получал обильное утешение от Бога.

В самом начале своего первого послания престарелый раб Божий воздал своему Господу хвалу и благодарность. «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, — восклицал он, — по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому; к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас; силою Божиею чрез веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время».

[518]

Имея надежду на нетленное наследство на обновленной земле, первые христиане радовались даже во время скорби и суровых испытаний. «О сем радуйтесь, — писал Петр, — поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого не видевши любите, и Которого доселе не видя… радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ».

Апостол писал эти слова для наставления верующих всех веков. Они имеют особое значение для живущих в то время, когда «близок конец всему». Его назидания, предостережения, его слова ободрения и надежды нужны всем, кто хочет свою веру «твердо сохранить до конца» (Евр. 3:14).

Апостол пытался доказать верующим, как важно даже в помыслах не уклоняться на запретные пути и не тратить силы на пустяки. Кто не желает пасть жертвой сатанинских козней, должен охранять подступы к своей душе, не читать, не смотреть и не слушать то, что наводит на нечистые мысли, которые подбрасывает им враг. Пусть сердце надежно охраняется; иначе зло, господствующее в мире, пробудит пороки, дремлющие в греховной человеческой природе, и душа будет блуждать во тьме.

[519]

«Препоясавши чресла ума вашего, — писал Петр, — бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа… не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках; ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят»… со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последнее время для вас, уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога».

Если бы благородным металлом можно было искупить души, то просто было бы сделать это Тому, Кто говорит: «Мое серебро и Мое золото» (Агг.2:8). Но только драгоценная Кровь Сына Божьего может спасти беззаконника. Апостол Павел писал: «Вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор. 8:9). Христос отдал Себя за нас, чтобы искупить нас от всякого беззакония и вручить нам «дар Божий — жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23).

[520]

«Послушанием истине чрез Духа очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, — продолжал Петр, — постоянно любите друг друга от чистого сердца». Слово Божье — истина — это тот канал, по которому Господь направляет Свой Дух и силу. Послушание Слову приносит плод нужного качества — «нелицемерное братолюбие». Эта любовь небесного происхождения; она порождает благородные побуждения и бескорыстные поступки.

Когда истина становится неизменным принципом жизни, душа «возрождается не от тленного семени, но от нетленного, от Слова Божия, живого и пребывающего в век». Это рождение свыше — результат принятия Христа как Слова. Когда Божественные истины запечатлеваются в сердце Духом Святым, у человека появляются новые понятия и дремлющие силы души пробуждаются для активного сотрудничества с Богом.

Так было с Петром и с другими учениками. Христос открыл истину миру. Он посеял в сердцах людей нетленное семя — Слово Божье. Однако многие из самых ценных уроков Великого Учителя не были поняты его современниками. Когда после Его вознесения Дух Святой напомнил ученикам Его наставления, они пробудились от духовной спячки. Их умы озарил свет нового откровения, и истина, чистая и неповрежденная, нашла себе место в их сердцах. Чудесные опыты Его жизни стали их опытами. Будучи избранниками Божьими, они стали глашатаями Слова и проповедовали великую истину: «Слово стало плотию и обитало с нами… полное благодати и истины». «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Ин. 1:14, 16).

[521]

Апостол наставлял верующих изучать Писания, чтобы достичь вечности. Петр понимал, что каждый, кто выйдет победителем из великой борьбы, должен пережить трудные времена; но при правильном понимании Писаний искушаемый вспомнит обетования, которые утешат его и укрепят доверие Всемогущему.

«Всякая плоть — как трава, — писал он, — и всякая слава человеческая — как цвет на траве; засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает в век. А это есть то слово, которое вам проповедано. Итак, отложивши всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь».

Некоторые верующие, которым Петр направил свои письма, жили среди язычников, и многое зависело от их верности своему высокому призванию. Апостол напомнил им о том, какие преимущества они имеют, будучи последователями Христа. «Вы — род избранный, — писал он, — царственное священство, народ снятый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.

[522]

Возлюбленные! Прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения».

Апостол ясно высказался, как верующие должны относиться к гражданским властям: «Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, — ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, — как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божий. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите».

Рабам был дан совет повиноваться своим господам «не только добрым и кротким, но и суровым», «со всяким страхом… Ибо то угодно (Богу), — пояснял апостол, — если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу, ибо вы к тому призваны; потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его: Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его; будучи злословим. Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному; Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды; ранами Его вы исцелились. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря); но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших».

[523]

Апостол наставлял верующих женщин быть немногословными, призывал к скромности в одежде и поведении. «Да будет украшением вашим, — советовал он, — не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом».

Это поучение относится к верующим всех времен. «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:20). Внутренняя красота кроткого и молчаливого духа — вот что драгоценно перед Богом. У истинной христианки внешние украшения всегда гармонируют с внутренним миром и святостью: «Если кто хочет идти за Мною, — сказал Христос, — отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Жизнь христианина будет отличаться самоотречением и самопожертвованием. Одежда всех, кто следует по пути, предназначенному для искупленных Господа, будет свидетельствовать об изменении их вкуса.

Ничего нет плохого в том, чтобы любить красоту и желать ее; но Бог желает, чтобы, прежде всего, мы любили, высшую, нетленную красоту и стремились к ней. Никакие земные украшения не могут сравниться по богатству и привлекательности с обаянием «кроткого и молчаливого духа», с «виссоном белым и чистым» (Откр. 19:14), который будут носить . все святые. Эта одежда сделает их объектом всеобщей любви и восхищения здесь, на земле, и послужит им пропуском в чертоги Царя. Его обетование гласит: «Будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны» (Откр. 3:4).

[524]

Видя провидческим взором, какое тревожное время ожидает Церковь Христову, апостол наставлял верующих быть твердыми пред лицом испытаний и страданий. «Возлюбленные, — писал он, — огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного».

Испытания и препятствия — это избранные Богом методы воспитания и предлагаемые Им условия успеха. Они предназначены для того, чтобы очистить детей Божьих от приверженности суетности, материальным благам. Господь читает сердца людей и знает их слабости лучше, чем они сами. Он видит, что дарования некоторых могли бы стать большим благословением Его дела. По Своему провидению Господь ставит этих людей в различные обстоятельства, чтобы обнаружились изъяны их характеров, о которых они, возможно, и не подозревают. Он дает им возможность преодолеть эти недостатки и подготовиться к служению. Часто, допуская возгореться огню страданий. Он очищает их характеры от греховных примесей.

[525]

Бог непрестанно заботится о Своем наследстве и допускает для Своих детей лишь те скорби, которые необходимы для их настоящего и вечного блага. Он очистит Свою Церковь, подобно тому как Христос очистил храм во время Своего служения на земле. Все испытания и трудности, которые Он посылает людям, должны содействовать духовному развитию и укреплению в вере, помогая им победоносно распространять весть о кресте.

В жизни Петра было время, когда он не хотел видеть крест в деле Христа. Когда Спаситель открыл ученикам, что его ожидают страдания и смерть, Петр воскликнул: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16:22). Протест Петра был вызван страхом разделить мучения Христа. Для ученика это был горький урок. Медленно приходило к нему осознание того, что путь Христа на этой земле лежит через горе и унижение. Он должен был усвоить этот урбк в пекле огненной печи. Теперь, после трудов праведных, старый и утомленный, он писал: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете».

[526]

Обращаясь к пресвитерам церкви как к младшим пастырям стада, апостол говорил об их ответственности: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду, — и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы».

Занимающие положение младших пастырей должны усердно бодрствовать над стадом Господним. Не диктаторами им следует быть — их задача: ободрять, укреплять и возвышать верующих. Служение не ограничивается проповедями, а требует серьезных личных усилий. Церковь здесь, на земле, состоит из людей, склонных к заблуждению, и для их обучения и воспитания требуется терпеливая, кропотливая работа. Только в этом случае они смогут успешно трудиться в этой жизни и в будущем окажутся увенчаны славой и бессмертием. Нужны верные пастыри, которые не льстят детям Божьим и не обращаются с ними грубо, но питают их хлебом жизни. Это люди, которые каждый день чувствуют преобразующую силу Духа Святого и ощущают бескорыстную любовь к тем, ради кого они трудятся.

Младший пастырь должен быть тактичным, когда сталкивается с отчуждением, досадой, завистью и обидами в церкви. Ему нужно трудиться в духе Христа, чтобы улаживать все конфликты. Служителю следует не только за кафедрой, но и собственными делами предостерегать людей, обличать грехи, исправлять ошибки. Он может оказаться под огнем критики; могут судить о нем превратно и не считаться с его вестью. В этом случае ему следует вспомнить, что «мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак. 3:17, 18).

[527]

Задача служителя Евангелия — «открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом» (Еф. 3:9). Если кто-либо, приступая к этой работе, избирает проторенный путь, не требующий никаких жертв; если он довольствуется проповедями, поручая дело служения людям кому-то другому. Бог не примет его труды. Люди, за которых умер Христос, гибнут из-за того, что оказались лишены особого, целенаправленного внимания к своей личности. Тот служитель, который не желает индивидуально работать с людьми, как этого требуют интересы паствы, выбрал себе работу не по призванию.

Истинный пастырь забывает о себе, теряет из виду свое «я», стремясь творить дела Божьи. Проповедуя слово и посещая людей, он узнает об их нуждах, печалях, переживаниях; и, сотрудничая с великим Носителем бремени, разделяет их скорби, утешает в печали, утоляет их духовную жажду и завоевывает их сердца для Бога. В этом служителю помогают небесные ангелы, и он сам получает наставление и просвещение в истине, которая умудряет во спасение.

[528]

В связи наставлениями, данными людям, занимающим ответственные посты в церкви, апостол подчеркнул некоторые общие принципы, которым должны следовать все, объединенные в церковное братство. Молодых членов паствы апостол убеждал следовать примеру пастырей, их христоподобному смирению: «Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время; все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою».

Так, Петр писал верующим во время особого испытания, когда многие уже стали соучастниками страданий Христовых, что вскоре Церкви еще предстоит пережить период страшных гонений, что в течение всего нескольких лет многие ее учители и руководители отдадут свою жизнь за Евангелие. А в нее войдут хищные волки, не щадящие стада. Но ничто не должно разочаровывать тех, чьи надежды сосредоточены на Христе. Словами ободрения и поддержки Петр направлял помыслы верующих от нынешних испытаний и будущих страданий «к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас». «Бог же всякой благодати, — горячо молился он, — призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Его слава и держава во веки веков. Аминь».

[529]