Глава 56. Патмос

Прошло более полувека со времени возникновения христианской Церкви. И все это время евангельская весть встречала постоянное сопротивление. Ее враги ни на минуту не расслаблялись; им даже удалось подключить к борьбе с христианами власть римского кесаря.

В последовавшем жестоком гонении апостол Иоанн утверждал и укреплял веру учеников. Он нес свидетельство, которое не могли опровергнуть его враги и которое помогло его братьям мужественно и стойко встречать обрушившиеся на них испытания. Когда вера христиан колебалась под натиском искушений и гонений, старый, испытанный раб Христов убедительно и красноречиво рассказывал историю о распятом и воскресшем Спасителе. Он непреклонно держался своей веры, и из уст его слышалась одна и та же радостная весть: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни… о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам» (1 Ин. 1:1, 3).

[569]

Иоанн дожил до глубокой старости и был свидетелем разрушения Иерусалима и величественного храма. Единственный оставшийся в живых ученик был близко связан со Спасителем, и его свидетельство сыграло большую роль в утверждении истины, что Иисус есть Мессия, Спаситель мира. Никто не мог сомневаться в его искренности, и благодаря его проповедям многие были обращены от неверия.

Иудейские правители ненавидели Иоанна за его непоколебимую верность Господу. Они признавали, что их действия против христиан ничего не дадут до тех пор, пока народ будет слышать свидетельство Иоанна. Чтобы предать забвению учение и чудеса Иисуса, нужно было заглушить голос этого смелого свидетеля.

Поэтому Иоанна вызвали в Рим, чтобы судить его за веру в Христа. Здесь, перед властями, учение апостола выставили в ложном свете. Его обвиняли в распространении пагубных ересей — так враги рассчитывали добиться вынесения смертного приговора.

Иоанн защищал себя настолько ясно, убедительно, просто и откровенно, что его речь произвела сильное впечатление на народ. Слушатели были потрясены его мудростью и красноречием. Но чем убедительнее было свидетельство, тем сильнее ненавидели его враги Евангелия. Император Домициан пришел в бешенство. Он ничего не мог противопоставить доводам верного поборника христианства и силе, которая чувствовалась в его словах; и тем не менее хотел избавиться от этого свидетеля.

[570]

Иоанна бросили в котел с кипящим маслом, но Господь сохранил жизнь Своего верного раба, как сохранил некогда трех отроков в огненной печи. Когда были произнесены слова: «Так погибнут все, кто верят в обманщика, Иисуса Христа из Назарета», — Иоанн сказал: «Мой Господь и Учитель терпеливо переносил все, что только могли измыслить сатана и его ангелы, дабы унизить и мучить Его. Он отдал Свою жизнь ради спасения мира. Я удостоен великой чести пострадать за Него. Я слабый, грешный человек, Христос свят, невинен и непорочен. Он не сделал никакого греха, и не было лукавства в устах Его».

Эти слова возымели действие, и Иоанна вытащили из котла те самые люди, которые бросили его туда.

Но вскоре на апостола с новой силой обрушились гонения. Указом кесаря Иоанн был сослан на остров Патмос «за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 1:9). Его враги рассчитывали, что на этом острове он будет изолирован от общества и в конце концов умрет от лишений и горя.

Патмос, пустынный, скалистый остров в Эгейском море, был превращен римскими властями в место ссылки преступников; но для раба Божьего эта мрачная обитель стала вратами Неба. Здесь, вдали от повседневного шума и суеты, не имея возможности активно трудиться для Господа, Иоанн общался с Богом, Христом и небесными ангелами, получая от них наставления для Церкви на все времена. Ему были показаны события, которые должны произойти в конце истории нашей земли; и там он записал видения, посланные ему Богом.

[571]

Когда умолк его голос, возвещающий о Том, Кого он любил и Кому служил, вести, посланные ему на этом пустынном берегу, подобно горящему светильнику освещали путь Церкви, раскрывая ясные планы Господа относительно всех народов на земле.

Среди утесов и скал Патмоса Иоанн общался со своим Создателем. Он вспоминал свою жизнь, и, когда думал о полученных благословениях, мир наполнял его сердце. Он жил по христианским принципам и мог с верой сказать: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь» (1 Ин. 3:14). Но не мог этого сказать о себе император, изгнавший его. Он припоминал только сцены военных баталий и кровавой резни, опустошенные дома, плачущих вдов и сирот — плоды своего честолюбивого стремления к превосходству.

В изгнании Иоанн получил возможность глубже изучать Божественную силу в природе и Писании. Для него было большой радостью размышлять о делах Творца и восхищаться Небесным Зодчим. В былые годы его взор ласкали лесистые горы, зеленые равнины и плодородные долины; и, взирая на красоту природы, он всегда восторгался мудростью и искусством Творца. Пейзажи Патмоса многим показались бы мрачными и непривлекательными, но Иоанн относился к ним иначе. Хотя остров был пустынным, а земля его — неплодородной, голубое небо над головой было таким же ярким и прекрасным, как и над любимым Иерусалимом. В суровых скалах с острыми выступами, в тайнах бездны, в великолепии неба — везде он черпал важные уроки. Все свидетельствовало о Божьей силе и славе.

[572]

Повсюду апостол находил свидетельства о всемирном потопе, истребившем жителей земли, дерзнувших попирать Закон Божий. Каменные глыбы, выброшенные из недр подземными водами, наводили на мысль об ужасах того времени, когда разразился гнев Божий. В шуме вод, когда бездна перекликалась с бездной, пророк слышал голос Творца. Море, вздымаемое свирепыми ветрами, напоминало ему о гневе оскорбленного Создателя. Ужасающие бурлящие, могучие волны, разбивающиеся о прибрежные скалы и не переходящие предела, начертанного невидимой Рукой, свидетельствовали о том, что всеми событиями управляет безграничная Сила. Тем яснее он видел ничтожество и безумие смертных, которые, будучи прахом и пеплом, кичатся своей мудростью и силой и восстают против Правителя Вселенной, как будто Бог подобен им. Скалы напоминали ему о Христе, живой Скале и надежном Убежище, в котором можно укрыться и быть в безопасности. Апостол, сосланный на скалистый Патмос; всей душой, как никто другой, стремился к Богу, вознося Ему самые горячие молитвы.

[573]

История Иоанна ярко показывает нам, как Бог обращается с престарелыми работниками. Когда Иоанн был сослан на остров Патмос, многие думали, что его служение окончилось, что он подобен старой надломленной трости, которая вот-вот сломается. Но Господь счел возможным использовать его и в этих обстоятельствах. Находясь вдали от места своих прежних трудов, Иоанн не прекращал свидетельствовать об истине. Даже на Патмосе приобретал он друзей и приводил их ко Христу. Он возвещал им радостную весть о воскресшем Спасителе, Который ходатайствует за Своих детей в небесном святилище до Своего возвращения на землю, когда Он возьмет их к Себе. За все предыдущие годы жизни Иоанн не получал столько откровений с Неба, сколько имел в преклонном возрасте.

Необходимо окружать самой нежной заботой тех, кто всю свою жизнь связал с делом Господа. Эти верные работники устояли под натиском бурь и испытаний. Они могут страдать от старческих немощей, но их талант и опыт позволяет им оставаться на своем месте в деле Божьем. Хотя они устали и не могут нести тяжелое бремя, которое является уделом молодых, их советы трудно переоценить.

Они совершали ошибки, но на своих неудачах многому научились и теперь знают, как избежать опасности. Они переносили трудности и испытания, и хотя теперь уже не столь энергичны, как раньше. Господь не только не отказывается от них, а наделяет их особой благодатью и знаниями. Да и кто лучше них может дать мудрый совет?

[574]

Люди, служившие своему Господу в трудные времена, переносившие бедность и оставшиеся верными Ему, когда многие предали истину, должны пользоваться любовью и уважением. Они должны занимать почетное место в церковных советах. Господь желает, чтобы молодые работники обретали мудрость, твердость и рассудительность, общаясь с этими ветеранами, и понимали, какое это преимущество — жить рядом с ними.

Людей, посвятивших свою жизнь служению Христу, в конце их земного поприща Дух Святой побудит подробно рассказать о своих опытах, связанных с трудом на ниве Божьей. А новообращенным следует перечитывать летопись чудесных взаимоотношений Господа со Своим народом и знать, что Его великая благость избавляла Его рабов от искушений. Бог желает, чтобы старые, преданные работники находились на нужном месте, выполняя свою роль в спасении людей от захлестывающего потока зла. И чтобы они не снимали свои доспехи до тех пор, пока Он не повелит им.

Судьба гонимого апостола Иоанна служит для христиан чудесным по силе уроком и утешением. Бог не пресекает заговоры нечестивых, но в то же время обращает их козни во благо тем, кто в борьбе и испытаниях сохраняет веру и преданность Господу. Часто служитель Евангелия трудится среди бури гонений, ожесточенного сопротивления и несправедливых упреков. В такое время ему нужно помнить, что опыты, приобретенные в горниле страдания и скорбей, стоят всех перенесенных мучений. Таким способом Бог приближает к Себе Своих детей, чтобы показать их слабость и Свою силу. Он учит их полагаться на Него. Тем самым Он готовит их к чрезвычайным обстоятельствам, к тому, чтобы занять ответственное место и выполнить великий замысел, ради которого Бог наделил их способностями.

[575]

Во все века избранные Богом свидетели подвергались поношению и гонению за истину. Иосифа злословили и гнали за то, что он сохранял честность и порядочность. Давида, избранного вестника Божьего, враги преследовали, как дикого зверя на охоте. Даниил был брошен в львиный ров за то, что остался верным Господу. Иов лишился всего имущества и был поражен таким тяжелым телесным недугом, что его возненавидели родственники и друзья; но, несмотря на это, он не изменил своим принципам. Иеремия не мог не повторять слова, которые Бог вложил в его уста; свидетельство пророка привело в такое бешенство царя и князей, что они бросили его в грязную яму. Стефана побили камнями за то, что он проповедовал Христа, и притом распятого. Павла заключили в темницу, били палками, забрасывали камнями и, наконец, предали смерти за то, что он непрестанно возвещал язычникам о Боге. А Иоанн был сослан на остров Патмос «за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа».

Эти примеры человеческой стойкости говорят о верности обетовании Божьих — о Его неизменном присутствии и подкрепляющей благодати. Они свидетельствуют о том, что вера может противостоять силам мира. Она позволяет полагаться на Бога в самый мрачный час; при самых тяжелых испытаниях, когда на нас налетает буря, вера помогает человеку почувствовать, что событиями управляет Небесный Отец. Только очами веры можно заглянуть вперед и в полной мере осознать непреходящую ценность вечных сокровищ.

[576]

Иисус не дает Своим последователям повода надеяться на земное богатство и славу, на жизнь, свободную от испытаний. Напротив, Он призывает их следовать за Ним по пути самоотречения и поношения. Тот, Кто пришел спасти мир, вынужден был противостоять объединенным силам зла. Безбожники в союзе со злыми ангелами подвергали Князя мира безжалостным нападкам. В каждом Его слове и действии чувствовалось Божественное сострадание, и Его не похожесть на мир возбуждала к Нему всеобщую ненависть.

Так будет со всеми, кто желает жить благочестиво во Христе Иисусе. Всех, кто имеет дух Христов, ожидают гонения и преследования. Характер гонения со временем меняется, но принцип и дух его остаются теми же. Это тот же самый дух, который убивал Божьих избранников, начиная со дней Авеля.

Во все века сатана преследовал детей Божьих. Он пытал их, убивал, но, умирая, они оставались победителями, свидетельствуя о силе Того, Кто могущественнее сатаны. Нечестивые могут подвергнуть пыткам и умертвить тело, но они не властны над жизнью, сокрытой со Христом в Боге. Они могут заточить человека в тюремной камере, но не в силах поработить его дух.

[577]

Через испытания и гонения в Божьих избранниках открывается слава Господня. Верующие во Христа, презираемые и преследуемые миром, воспитываются и закаляются в школе Христа. Они ходят по земле узкими путями и очищаются в горниле страдания. Они следуют за Христом, несмотря на жестокую борьбу; проявляют самоотречение и переживают горькие разочарования; но только так познают они отвратительную сущность греха и то горе, которое он приносит, и учатся ненавидеть его. Разделяя мучения Христовы, они, превозмогая скорби, взирают на будущую славу, говоря: «Думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8:18).

[578]