Глава VII. Сила примера

В Послании Павла к Титу, глава 2:13,14, мы читаем: «Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам». Эта великая работа будет совершена лишь для тех, кто сам намерен очиститься, кто хочет быть особенным и проявляет ревность к добрым делам. Как много людей боятся процесса очищения! Они не желают жить по истине, не хотят выглядеть белой вороной в глазах мира. Но именно слияние с миром уничтожает нашу духовность, чистоту и ревность. Сатана постоянно упражняется в том, чтобы притуплять бдительность Божьего

[275]

народа, чтобы совесть наших людей не реагировала на зло и чтобы стерлась грань, отделяющая нас от мира.

Я часто получаю письма, в которых люди задают вопросы по поводу одежды, и вижу, что некоторые неправильно поняли написанное мною. Те люди, которые, как мне было показано, гонятся за мирской модой, позже всех отреагировали на посланное им свидетельство и крайне неохотно, самыми последними попытались что-либо изменить. Другие же, никогда не одевавшиеся опрятно и со вкусом, воспользовались тем, что я написала, и впали в другую крайность — считая себя освободившимися от гордыни, они стали смотреть на тех, кто опрятно и со вкусом одевается, как на гордецов. Некоторые братья и сестры считают особой добродетелью нелепую и неряшливую одежду. Их поведение оказывает плохое воздействие на неверующих, ибо они внушают отвращение тем, кому могли бы принести пользу.

Хотя в моих видениях обличалась гордость и подражание мирским обычаям и моде, в них также осуждались те, кто проявлял небрежность в одежде, неряшливость и нечистоплотность. Особо мне было показано, что исповедующим истину для настоящего времени нужно обратить серьезное внимание на то, в каком виде они предстают перед Богом в субботу. Одеждой и всем внешним видом мы должны показывать свое уважение к Создателю, Который освятил этот день и окружил его особыми почестями. Все, кто имеет хоть какое-то уважение к субботе, должны быть чистоплотными и одеваться опрятно и прилично, ибо им надлежит предстать перед Богом-Ревнителем, Которого оскорбляет неряшливость и беспорядок и Который отмечает каждое проявление неуважения к Нему. Некоторые члены Церкви решили, что на голове нельзя ничего носить, кроме шляпы от солнца. Таковые впадают в крайность. Если человек носит простую и опрятную соломенную или шелковую шляпу, это нельзя назвать гордостью. Если мы начнем жить по своей вере, то станем настолько скромно одеваться и проявлять такую ревность к добрым делам, что все будут считать нас людьми особенными. Но если мы теряем вкус к опрятной и приличной одежде, то, по сути дела, оставляем истину, ибо истина никогда не портит человека, а, наоборот, облагораживает его. Неверующие

[276]

считают соблюдающих субботу не вполне нормальными людьми, и если мы будем небрежно одеваться, если мы останемся грубыми и неотесанными, то неверующие лишь укрепятся в своем мнении.

Люди, исповедующие христианство среди опасностей последнего времени, но не подражающие Образцу смирения и самоотречения, фактически переходят на сторону врага. Христос считает их своими подданными, и они столь же важны для осуществления Его целей, как и другие Его подданные, ибо они носят имена, как будто живы, но для вечной жизни они мертвы. Другие люди берут с них пример, и, идя за ними, лишаются вечности. Если бы эти люди не исповедовали христианство, никто не следовал бы их примеру. Такие исповедники, не освятившие себя истиной, порой не сознают, какое тлетворное влияние они оказывают на окружающих. Они намного усложняют жизнь тем, кто жаждет принадлежать к особенному Божьему народу. Павел в Послании к Титу (2:15) обращается к людям, ожидающим явления Христова. Он пишет: «Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя».

Когда мы свидетельствуем против гордости и подражания обычаям мира, то часто слышим всевозможные оправдания. Некоторые ссылаются на пример ближних. Такая-то сестра носит корсет, но если мне грешно его носить, то почему она это делает? Дети ссылаются на пример других детей, родители которых чтут субботу. Брат А. — дьякон в церкви, и если его дети носят корсеты, то почему мне этого нельзя делать? Те, кто своим примером дают неосвященным верующим аргументы для самооправдания, полагают камень преткновения на пути слабых; они должны будут дать отчет Богу за свой дурной пример. Меня часто спрашивают: «Что вы думаете о корсетах?» Я отвечаю, что уже поделилась светом, который мне был дан. Мне было открыто, что корсеты — это позор и что нам не следует обращать никакого внимания на моду, дошедшую до таких нелепостей.

Я с удивлением слышу часто повторяемую фразу: «Сестра Уайт говорит, что нет ничего плохого в небольших корсетах».

[277]

Никто никогда не слышал, чтобы я говорила такое. После того, что мне было показано относительно корсетов, никакая сила не может заставить меня хоть как-то одобрить их ношение. Нет никакой надобности в тяжелых подбивках и обручах. Образовавший нас из праха земного вовсе не хотел, чтобы мы уродовали себя обручами или каким-то подобием этого. Но дети Божьи так долго полагались на изобретения и обычаи этого мира, что уже не мыслят себе жизни без них. Когда я исследую Писание, то тревожусь за народ Божий, живущий в наши последние дни. Библия наставляет нас избегать идолопоклонства. Я боюсь, что наши люди заснули и стали так сильно походить на мирян, что скоро будет трудно отличить того, кто служит Богу, от того, кто не служит Ему. Дистанция между Христом и Его народом постоянно увеличивается, а между Его народом и миром — все более сокращается. Отличительные признаки, выделяющие детей Христовых из этого мира, почти исчезли. Подобно древнему Израилю, они подражают мерзостям окружающих их народов.

Из того, что мне было показано, я сделала вывод, что корсеты — это мерзость. Они неприличны, и дети Божьи ошибаются, если хотя бы в чем-то уступают этой моде. Люди, заявляющие, что они избраны Богом, что они являются особенным народом, должны отказаться от корсетов и стать живым обличением для тех, кто их носит. Кто-то может сказать, что это удобно, но я много путешествую и вижу, какие неудобства они приносят. Дамы, утверждающие, что корсеты необходимы для здоровья, носят их зимой, когда они приносят больше вреда, чем подбитые юбки. Путешествуя в поездах и дилижансах, я часто вынуждена была восклицать: о, скромность, когда же ты наконец покраснеешь?! Я видела, что происходит, когда множество людей пытаются поскорее занять свои места. Чтобы подняться в вагон, обручи приходится поднимать до неприличия высоко, так что многие части тела обнажаются в десять раз больше, чем у тех женщин, которые не носят обручей. Если бы не мода, то люди неодобрительно отзывались

[278]

бы о тех, кто так неприлично себя обнажает, но скромность и приличие приносится в жертву богу моды. Да избавит Господь Свой народ от этого тяжкого греха! Бог не будет сострадать тем, кто стал рабом моды. Однако предположим, что корсеты все же создают какое-то удобство; но разве это аргумент в пользу того, что их надо носить? Как только мода изменится, ни о каких удобствах никто больше не вспомнит. Долг каждого человека Божьего спросить себя: «Чем я отличаюсь от мира?» Пусть лучше мы потерпим немного неудобств, но сохраним себя в безопасности. Какой крест несут дети Божьи? Они подражают миру, перенимают его дух, одежду, разговоры и ведут себя, как люди мира.

Прочитайте 1 Тим. 2:9, 10: «Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию». Прочитайте также 1 Петр. 3:3-5: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям».

Сила примера велика. Некая сестра осмеливается носить небольшие обручи. Сестра Б. говорит: «Если сестра А. может носить их, то чем я хуже?» И надевает еще большие обручи. Сестра В. подражает сестрам А. и Б. и начинает носить корсеты или обручи вообще громадных размеров, однако все трое в один голос утверждают, что их обручи маленькие.

Родителям, желающим научить своих детей, как нехорошо подражать обычаям мира, приходится вести нелегкую битву. Они слышат от своих дочерей: «Но, мама, сестры А., Б. и В. носят обручи; если это грешно для меня, то должно быть

[279]

грешно и для них». Что могут ответить на это родители? Им следует показывать добрый образец своим детям, и хотя пример мнимых последователей Христа заставляет детей думать, что родители слишком суровы и чрезмерно ограничивают их свободу. Бог благословит усилия этих добросовестных отцов и матерей. Если родители не займут решительную и твердую позицию, их дети будут унесены мощным течением этого мира, ибо сатана и его ангелы воздействуют на молодые неокрепшие умы, а плохой пример неосвященных исповедников крайне осложняет для них задачу одержать победу над происками дьявола. Однако с верой в Бога и искренней молитвой верующим родителям следует приложить все необходимые усилия, чтобы и дальше идти по тернистому пути долга. Крестный путь — это путь вперед и вверх. И по мере того как мы по нему продвигаемся, ища горнего, нам надо все дальше и дальше оставлять позади все то, что принадлежит этому миру. В то время как мир и развращенные исповедники спешат вниз, к своей гибели, истинным верующим, взбирающимся наверх, придется приложить все усилия — иначе они соскользнут вниз вместе с прочими.

Дети этого мира названы сынами тьмы. Они ослеплены богом мира сего и ведомы духом князя тьмы. Они не получают удовольствия от небесного. Сыны же света, напротив, привязаны к горнему. Они оставляют позади все мирское и исполняют повеление: «Выйдите из среды их и отделитесь». И дальше дается условное обетование: «И Я приму вас». От самого начала Христос вызвал Свой народ из этого мира и потребовал, чтобы он отделился и не участвовал в бесплодных делах тьмы. Если дети Божьи любят Его и соблюдают Его заповеди, они будут далеки от того, чтобы дружить с миром и любить мирские удовольствия. Между Христом и Велиаром не может быть согласия.

Пророк Ездра и другие верные служители Иудейской церкви изумились, когда князья пришли к ним со словами: «Народ Израилев и священники и левиты не отделились от народов иноплеменных с мерзостями их» (Езд. 9:1). «И после всего,

[280]

постигшего нас за худые дела наши и за великую вину нашу, — ибо Ты, Боже наш, пощадил нас не по мере беззакония нашего и дал нам такое избавление, — неужели мы опять будем нарушать заповеди Твои и вступать в родство с этими отвратительными народами? Не прогневаешься ли Ты на нас даже до истребления нас, так что не будет уцелевших и не будет спасения? Господи, Боже Израилев! праведен Ты. Ибо мы остались уцелевшими до сего дня; и вот мы в беззакониях наших пред лицем Твоим, хотя после этого не надлежало бы нам стоять пред лицем Твоим» (Езд. 9:13-15).

2 Пар. 36:14-16: «Да и все начальствующие над священниками и над народом много грешили, подражая всем мерзостям язычников, и сквернили дом Господа, который Он освятил в Иерусалиме. И посылал к ним Господь, Бог отцов их, посланников Своих от раннего утра, потому что Он жалел Свой народ и свое жилище. Но они издевались над посланными от Бога, и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его, доколе не сошел гнев Господа на народ Его, так что не было ему спасения».

Лев. 18:26, 27: «А вы соблюдайте постановления Мои и законы Мои, и не делайте всех этих мерзостей, ни туземец, ни пришлец, живущий между вами; ибо все эти мерзости делали люди сей земли, что пред вами, и осквернилась земля».

Втор. 32:16-22: «Богами чуждыми они раздражили Его, и мерзостями разгневали Его. Приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши. А Заступника, родившего тебя, ты забыл, и не помнил Бога, создавшего тебя. Господь увидел, и в негодовании пренебрег сынов

[281]

Своих и дочерей Своих, и сказал: сокрою лице Мое от них, и увижу, какой будет конец их: ибо они род развращенный, дети, в которых нет верности. Они раздражили Меня не богом, суетными своими огорчили Меня: и Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их. Ибо огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего, и поедает землю и произведения ее, и попаляет основания гор».

Здесь мы читаем предостережения, которые Бог дал древнему Израилю. Ему не было угодно, чтобы евреи так долго блуждали в пустыне; Он бы немедленно ввел их в землю обетованную, если бы они с радостью покорились Его водительству. Но поскольку израильтяне так часто огорчали Господа в пустыне. Он поклялся во гневе, что они не войдут в Его покой, за исключением двух мужей, которые во всем подчинялись Его воле. Бог требовал от Своего народа, чтобы он доверял только Ему одному и не обращался за помощью к тем, кто не служил Ему.

Пожалуйста, прочитайте Ездр. 4:1-5: «И услышали враги Иуды и Вениамина, что возвратившиеся из плена строят храм Господу, Богу Израилеву; и пришли они к Зоровавелю и к главам поколений, и сказали им: будем и мы строить с вами, потому что мы, как и вы, прибегаем к Богу вашему, и Ему приносим жертвы от дней Асардана, царя Сирийского, который перевел нас сюда. И сказал им Зоровавель и Иисус и прочие главы поколений Израильских: не строить вам вместе с нами дом нашему Богу; мы одни будем строить дом Господу, Богу Израилеву, как повелел нам Кир, царь Персидский. И стал народ земли той ослаблять руки народа Иудейского и препятствовать ему в строении; и подкупали против них советников, чтобы разрушить предприятие их».

Ездр. 8:21-23: «И провозгласил я там пост у реки Агавы,

[282]

чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего, так как мне стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения нашего от врага на пути; ибо мы, говоря с царем, сказали: рука Бога нашего для всех, прибегающих к Нему, есть благодеющая, а на всех, оставляющих Его, — могущество Его и гнев Его! Итак мы постились и просили Бога нашего о сем; и Он услышал нас».

Пророк и эти отцы не считали народ страны поклонниками истинного Бога, и хотя люди предлагали им свою дружбу и помощь, они не осмелились объединиться с ними в том, что касалось служения Богу. Отправляясь в Иерусалим, чтобы строить храм Божий и восстанавливать богослужение в нем, возвратившиеся из плена не стали просить царя о вооруженной охране в пути, но с постом и молитвой обратились за помощью к Господу. Они верили, что Бог защитит рабов Своих и пошлет благополучие в их стремлении служить Ему. Творец всего сущего не нуждается в помощи Своих врагов для возобновления богослужения. Он не требует жертвы нечестия и не принимает приношения тех, кто ставит других богов выше Господа.

Мы часто слышим такое замечание в свой адрес: «Вы верите только в собственную исключительность». Это не так. Будучи народом Божьим, мы готовы принести любую жертву, чтобы спасти души или привести их к познанию истины. Но вступать в союз с миром, любить то, что мир любит, и дружить с миром мы не осмеливаемся, ибо тогда мы будем врагами Богу.

Прочитав следующие тексты Священного Писания, мы увидим, как Бог относился к древнему Израилю.

Пс. 134:4: «Ибо Господь избрал Себе Иакова, Израиля в собственность Свою».

Втор. 14:2: «Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле».

Втор. 7:6, 7: «Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего;

[283]

тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле. Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас; ибо вы малочисленное всех народов».

Исх. 33:16: «Ибо по чему узнать, что я и народ Твой обрели благоволение в очах Твоих? не по тому ли, когда Ты пойдешь с нами? тогда я и народ Твой будем славнее всякого народа на земле».

Как часто древний Израиль восставал против Бога своего и как часто Его суды настигали иудеев, и тысячи из них погибали, потому что не внимали заповедям Бога, Который избрал их! Израилю Божьему в эти последние дни постоянно угрожает опасность смешаться с миром и утратить все отличительные признаки избранного народа Божьего. Прочтите снова Послание к Титу 2:13-15. Мы дожили до последних дней, когда Бог очищает для Себя особый народ. Неужели мы решимся раздражать Его, как это делал древний Израиль? Неужели мы навлечем на себя Его гнев тем, что будем удаляться от Него, смешиваться с миром и следовать мерзостям окружающих нас народов?

Господь отделяет для Себя благочестивого; как Ветхий, так и Новый Завет призывает нас посвятить себя Богу и отделиться от мира. Сам Господь воздвиг стену разделения между теми, кто живет в мире, и теми, кого Он избрал из мира и освятил для Себя. У Божьего народа особое призвание и характер, иные перспективы, и эти особенности отличают его от всех других людей. Все дети Божьи на земле составляют одно тело от начала и до конца времени. У них одна Голова, управляющая всем телом. То же самое повеление, которое было дано древнему Израилю, дано и современному народу Божьему; Господь говорит: выйдите и отделитесь от мира.

[284]

Великий Глава Церкви не изменился, и испытания христиан в наши дни во многом схожи со странствованием древнего Израиля. Пожалуйста, прочитайте Первое послание к Коринфянам, 10-ю главу, особенно с 6-го по 15-й стихи: «А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: «народ сел есть и пить, и встал играть». Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть. Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести. Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения. Я говорю вам как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю».

1 Ин. 3:1: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его».

1 Ин. 2:15-17: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира (сего). И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божью пребывает вовек».

2 Петр. 2:20: «Ибо, если, избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого».

Иак. 4:4: «Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда

[285]

против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу».

Иак. 1:27: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира».

Тит. 2:12: «Научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке».

Рим. 12:2: «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная».

Ин. 17:14, 15, 17: «Я передал им Слово Твое, и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла… Освяти их истиной Твоею: слово Твое есть истина».

Лк. 6:22, 23: «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их».

Ин. 15:16-19: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. Сие заповедую вам, да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир».

1 Ин. 4:4, 5: «Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, кто

[286]

в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их».

1 Ин. 2:5, 6: «А кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал».

1 Петр. 2:9: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет».

Когда мы читаем Слово Божье, то видим, насколько ясно сказано в нем, что народ Божий должен быть особенным, не таким, как окружающий его неверующий мир. Наша позиция правильна, и она вызывает уважение: живя в последние дни, крайне важно подражать примеру Христа и жить так, как Он жил. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Нам не надо руководствоваться человеческими мнениями и мирской мудростью. Они всегда уводят от креста. У слуг Христовых здесь нет ни дома, ни сокровищ. О, если бы все люди Божьи поняли, что если бы Господь не восседал на царском престоле, мы не смогли бы жить в мире и безопасности среди наших врагов. Не наше дело добиваться мирских благ. Мы должны согласиться быть бедными и презренными между людьми, пока не окончится воинствование и не будет одержана победа. Члены Церкви Христовой призваны выйти и отделиться от мира и его духа и избегать близкого общения с ним; сила и власть детей Божьих состоит в том, что они избраны и приняты Господом.

Сын Божий должен был наследовать абсолютно все, и Ему были обещаны власть и слава царств мира сего. Однако Он явился в этот мир, не имея ни богатства, ни внешнего великолепия. Мир не понимал, что Он един с Отцом; превосходство

[287]

и слава Его Божественного характера были сокрыты от людей. «Он был презрен и умален перед людьми» и «мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом». Каким Христос пребывал в мире, такими должны быть и Его последователи. Они сыны Божьи и сонаследники со Христом, им принадлежит царство и владычество. Мир не понимает их характера и святого призвания, не понимает того, что они усыновлены Богом и приняты в Его семью. Единство и общение последователей Христа с Отцом и Сыном не проявляются явно, и когда мир смотрит на их унижение и позор, то мирянам непонятно, кто они или кем они станут. Верные последователи Бога — пришельцы, мир их не знает и не понимает мотивов, которые движут ими.

Мир созревает для своей погибели. Бог недолго будет терпеть грешников. Они будут пить из чаши Его гнева, не смешанного с милостью. Те, кому надлежит быть наследниками Божьими и вместе со Христом наследовать бессмертное наследие, обретут особенные черты. Они станут настолько непохожими на остальных, что Бог запечатлит их Своей печатью как Своих собственных детей. Неужели вы думаете, что Бог примет, признает и почтит людей, настолько слившихся с миром, что они отличаются от него только названием? Прочитайте еще раз Тит. 2:13-15. Вскоре станет известно, кто на стороне Господа, кто не постыдится Иисуса. Люди, не имеющие нравственного мужества твердо отстаивать свои взгляды перед лицом неверующих, забыть обычаи этого мира и подражать только самоотверженной жизни Христа, стыдятся Его и не следуют Его примеру.

[288]