Глава VIII. Жена служителя

5 июня 1863 года мне было показано, что сатана всегда занят делом и стремится лишить мужества и увести служителей, которых Бог избрал проповедовать истину. Наиболее эффективный метод работы нечистого — дурное влияние через домашних, в частности, через непосвященных спутниц жизни. Если сатана овладевает их сознанием, он через жен получает легкий доступ к мужьям, проповедующим Слово Божье и наши доктрины ради спасения душ. Мое внимание было обращено на предостережения, неоднократно даваемые Богом, и на обязанности, которые Он определил для жены служителя. Эти предостережения, однако, не оказывают продолжительного

[450]

действия. Данные Господом свидетельства почему-то имеют лишь кратковременный эффект. Свет воспринимается лишь частично. Послушание и преданность Богу забыты, многие пренебрегают своей священной обязанностью — использовать данные им свет и преимущества и вести себя подобно детям Света. Если бы приоткрылась завеса и все смогли увидеть, как на Небесах относятся к их делам, они пробудились бы и каждый в страхе воскликнул: «Что мне делать, чтобы спастись?»

Жена служителя, не посвятившая себя Богу, не может быть помощницей своему мужу. В то время как он указывает другим на необходимость нести крест и убеждает их в важности самоотречения, каждодневный пример его жены зачастую противоречит его проповеди и лишает ее силы. В этом случае жена становится серьезной помехой и нередко уводит мужа от его обязанностей и от Бога. Она даже не осознает, какой грех совершает. Вместо того чтобы стараться быть полезной и стремиться с истинной любовью помочь душам, нуждающимся в помощи, она уклоняется от работы и предпочитает бесполезное существование. Ее не сдерживает ни сила любви Христовой, ни Его бескорыстные, святые принципы. Она не желает исполнять волю Божью и быть соработницей мужу, ангелам и Богу. Когда жена служителя сопровождает мужа в его миссии по спасению душ, с ее стороны большим грехом становится недовольство, препятствующее ему в этой работе. Вместо того чтобы всем сердцем включиться в работу мужа, пользуясь любой возможностью соединить свои интересы с его трудом, она часто старается сделать так, чтобы ей было легче и приятнее. Если окружающая обстановка не столь для нее приятна, как бы хотелось, и не обещает стать таковой, жена не должна давать волю чувству тоски по дому, она не вправе плохим настроением и жалобами изматывать мужа, затруднять ему работу и даже уводить его от места, где он мог бы сделать много хорошего. Ей не следует отвлекать внимание мужа от труда по спасению душ только ради того, чтобы он посочувствовал ее болячке или удовлетворил ее причуды и капризы. Если бы она самозабвенно трудилась, помогая другим,

[451]

беседуя и молясь с несчастными душами, и действовала бы так, будто спасение людей важнее всего на свете, у нее не осталось бы времени на тоску. День за днем она ощущала бы приятное удовлетворение как награду за свой бескорыстный труд. Я не могу назвать это жертвой, ибо некоторые из жен наших служителей не представляют себе, что означает пожертвовать или пострадать ради истины.

В прежние годы жены служителей терпели нужду и гонения. Когда их мужей бросали в тюрьмы, а иногда и на плаху, эти благородные, самоотверженные женщины страдали вместе с ними, и их награда была равна той, что заслужили их мужья. Сестры Бордмен и Джадсонс страдали за истину вместе со своими супругами. Они — в прямом смысле этого слова — пожертвовали домом и друзьями, чтобы помочь своим мужьям в деле просвещения тех, кто находится во мраке, и открыть им сокровенные тайны Слова Божьего. Их жизнь была связана с постоянным риском. Спасение душ стало их великой целью, и ради этого они с радостью принимали страдания.

Мне была показана жизнь Христа. Если сравнить Его самоотречение и жертву с испытаниями и страданием жен некоторых наших служителей, то все, что они называют страданием, выглядит весьма мелким и незначительным. Если жена служителя высказывает недовольство, разочарование, ее жалобы лишают его мужества и наносят вред его деятельности, особенно если успех работы зависит от влияния окружающих. Может ли служитель Божий в таком случае плохо трудиться, или же он вправе уйти с нивы Божьей ради удовлетворения прихотей своей жены, не желающей следовать долгу? Жена обязана подчинить собственные желания и привязанности долгу, оставить свои эгоистические чувства ради Христа и истины. Сатана делает многое, чтобы управлять работой служителей через воздействие эгоистичных, изнеженных жен.

[152]

Если жена служителя сопровождает своего супруга в поездках, она должна делать это не для того, чтобы получать удовольствие, ходить по гостям и ожидать, что ее будут всячески ублажать, но чтобы трудиться вместе с мужем. Ей надо вместе с ним сознательно и заинтересованно делать добро. Если жене не мешают домашние заботы, у нее должно быть желание сопровождать своего мужа и помогать ему в его усилиях по спасению душ. С кротостью и смирением, но также и с благородной уверенностью в себе она должна влиять на умы окружающих ее людей и делать свою часть работы — нести свой крест и свое бремя на собраниях, у семейного алтаря и в домашних беседах. Народ ждет от нее этого, и он имеет на это право. И если ожидания людей не оправдаются, более половины влияния ее мужа будет утрачено. Жена служителя, когда захочет, может сделать многое. Если она обладает духом самопожертвования и любви к людям, то сделает добра почти столько же, сколько ее муж.

Сестра, трудящаяся в деле истины, в состоянии понять и постичь то, что недоступно мужчине-служителю, особенно если это касается женских вопросов. На плечи жены служителя ложится ответственность, которую та не имеет права, да и не может легко сбросить. Бог потребует у нее одолженный ей талант с прибылью. Ей следует трудиться ревностно, верно и вместе со своим мужем спасать души. Она ни в коем случае не должна ни потакать своим желаниям и страстям, ни проявлять безразличие к работе своего мужа, ни пребывать в недовольстве или в тоске по дому. Все эти плотские чувства надо обязательно победить. У жены должна быть в жизни цель, которая поможет ей все стойко перенести. Но что делать, если цель эта вступает в противоречие с чувствами, привязанностями и природными наклонностями? Тогда надо с радостью и готовностью пожертвовать всем, чтобы делать добро и спасать души.

Жены служителей обязаны жить посвященной, молитвенной жизнью. Но некоторые из них хотели бы такой религии, которая не призывает нести крест и не требует со стороны человека самоотречения и усилий. Вместо того чтобы проявлять благородную самостоятельность, полагаясь на крепость Божью и неся личную ответственность, они длительное время

[453]

полагались на других людей, черпая у них духовные силы, Если бы только они доверчиво, как дети, положились на Бога и сконцентрировали свое внимание на Иисусе, обретая свою жизнь от Живой Лозы — Христа, как много доброго могли бы они сделать, как бы они помогали другим, какой поддержкой стали бы своим мужьям и какая награда ожидала бы их в конце пути! Слова «хорошо, добрый и верный раб» будут сладчайшей музыкой для их слуха, а приглашение: «Войди в радость Господина твоего» тысячекратно вознаградит их за все страдания и испытания, перенесенные ими ради спасения драгоценных душ.

Кто не приумножает данный Богом талант, не достигнет вечной жизни. Кто был мало полезен на земле, получит соответствующее воздаяние по трудам своим. Когда все идет гладко, такие люди несутся на гребне волны, но когда надо серьезно и неустанно работать веслами и грести против ветра и течения, тогда оказывается, что их христианский характер слаб. Их не будет тревожить работа, они просто бросят весла и с удовольствием дадут течению нести их вниз. В таком состоянии они обычно и остаются, пока кто-нибудь не примет на себя бремя ревностно и энергично толкать их вверх. Когда они предаются праздности, то теряют крепость и склонность трудиться в деле Божьем. Только верные, только победители обретут вечную славу.

Жена служителя должна всегда указывать направление людям, с которыми общается. Она будет для мужа либо помощницей, либо большим препятствием. Она может собирать людей ко Христу, а может отталкивать их. Среди жен наших служителей недостает самопожертвенного, миссионерского духа. У них на первом месте собственное «я», а Христос — на втором, а то и на третьем месте. Служителю ни в коем случае не следует брать с собой жену, пока он не убедится, что она может оказать ему духовную поддержку и в состоянии нести крест, терпеть, страдать, делать добро и приобретать души ради Христа. Жены, сопровождающие своих мужей, обязаны

[454]

трудиться вместе с ними. Им не следует рассчитывать на то, что их минуют испытания и разочарования. Они не должны слишком много думать о приятных ощущениях, ибо что общего у чувств с долгом?

Мне был показан пример Авраама. Бог сказал ему: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт. 22:2). Авраам повиновался Богу. Он не стал прислушиваться к своим чувствам, а с благородной верой и доверием к Богу стал собираться в дорогу. С сердцем, рвущимся от боли, взирал он на испытывающую законную гордость и любящую мать, нежно смотревшую на сына обетования. И вот отец уводил от нее сына. Авраам сам страдал, но все же не позволил своей воле восстать против воли Божьей. Долг, суровый долг руководил им. Он не смел послушаться своих чувств или уступить им даже на мгновение. Его единственный сын шагал рядом с суровым, любящим, страдающим отцом. В разговоре Исаак снова и снова нежно обращался к отцу и спрашивал его: «Где же агнец для всесожжения?» (Быт. 22:7). О, что за испытание для верного отца! Ангелы с удивлением наблюдали за этой сценой. Верный раб Божий связал своего любимого сына и положил его на дрова. Нож уже был занесен, когда ангел воззвал: «Авраам! Авраам!.. Не поднимай руки твоей на отрока» (Быт. 22:11, 12).

Я видела, как нелегко быть христианином. Мало просто называться христианином, надо жить христианской жизнью, а это великое и святое дело. У нас осталось совсем немного времени, чтобы обеспечить себе венец бессмертия, получить на Небесах запись о добрых делах и выполненном долге. О каждом дереве судят по его плодам. О каждом человеке будут судить по его делам, а не по исповеданию его веры. Никогда не будет задан вопрос: «Какого он вероисповедания?» Вопрос будет таков: «Какой плод он принес?» Если дерево испорченное, то и плоды плохие. Хорошее же дерево не может приносить плохих плодов.

[455]