Глава I. Страдания Христа

Чтобы полностью осознать ценность спасения, необходимо понять, во что оно обошлось. Из-за ограниченности представлений о страданиях Христа многие недооценивают великую работу искупления. Славный план спасения человека зародился в глубинах бесконечной любви Бога Отца. В этом Божественном плане отражено чудеснейшее проявление любви Божьей к падшему роду человеческому. Такая любовь, явленная в даре возлюбленного Сына Божьего, изумила святых ангелов. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Наш Спаситель был сиянием славы Своего Отца и точным подобием Его Личности. Он обладал Божественным величием, совершенством и превосходством. Он был равен Богу. «Благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота». «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной».

Христос добровольно пошел на смерть вместо грешника, дабы человек жизнью послушания мог избежать наказание за

[201]

нарушение Закона Божьего. Его смерть не упразднила закон, она не уничтожила закон, не снизила его святые требования, не умалила его священное достоинство. Смерть Христа провозгласила праведность закона Его Отца в наказании преступника, в том, что Он согласился претерпеть наказание за нарушение закона Сам, дабы спасти падшего человека от его проклятия. Смерть возлюбленного Сына Божьего на кресте подтверждает непреложность Закона Божьего. Его смерть превозносит закон и прославляет его, свидетельствуя человеку о его неизменном характере. Из Его Собственных Божественных уст мы слышим слова: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить». Смерть Христа подтвердила требования закона.

Во Христе соединилось Божественное и человеческое. Его миссия состояла в том, чтобы примирить Бога с человеком, соединить смертное с бесконечным. Только так падшие люди могли подняться, чтобы через заслуги крови Христовой стать причастниками Божественного естества. Приняв человеческую природу, Христос смог понять испытания и скорби человека, а также все искушения, которые его одолевают. Ангелы, незнакомые с грехом, не могли сочувствовать человеку в его особых испытаниях. Христос же снизошел до того, что принял природу человека и был искушаем во всем, подобно нам, чтобы знать, как помочь всем искушаемым.

Поскольку Христос стал человеком, то постоянно испытывал потребность в подкреплении от Своего Отца. У Него были Свои излюбленные места для молитвы. Он с удовольствием общался со Своим Отцом в уединении гор. Благодаря этим духовным упражнениям Его святая человеческая душа укреплялась для выполнения обязанностей и перенесения испытаний следующего дня. Наш Спаситель вникает во все наши нужды и слабости, ибо Он Сам был просителем,

[202]

который молился по ночам и искал у Отца Своего новые силы. Получая таким образом духовную энергию и подкрепление, Он был готов к выполнению долга и перенесению испытаний следующего дня. Он — наш пример во всем. Он — брат в наших немощах, но не в наших страстях. Будучи безгрешным, Он отвращался от всякого зла, ибо зло было ненавистно Ему. Он переживал мучительную борьбу и мучительную агонию в этом греховном мире. Его человеческая природа делала молитву насущной потребностью и преимуществом. Ему требовалась все большая Божественная поддержка и утешение, которое Его Отец был готов даровать Ему, ради блага человека оставившему небесную радость и избравшему Своим домом холодный и неблагодарный мир. Христос находил утешение и радость в общении со Своим Отцом. В молитве Он облегчал Свое сердце от скорбей, тяжким грузом давивших на Него. Он был мужем скорбей, изведавшим болезни.

Днем Он ревностно трудился, чтобы делать людям добро и спасать их от погибели. Он исцелял больных, утешал скорбящих и приносил радость и надежду отчаявшимся. Он возвращал умерших к жизни. Когда Он заканчивал Свои дневные труды, то удалялся подальше от городского шума и суматохи и преклонял колени в какой-нибудь удаленной роще, чтобы возносить к Отцу Свои моления. Он молился из вечера в вечер. Иногда яркий лунный свет озарял Его склонившуюся фигуру, а затем облака снова заслоняли луну. Когда Он молился в такой смиренной позе, на Его голову и бороду выпадала ночная роса или иней. Часто Он всю ночь излагал Отцу Свои просьбы. Он — наш пример. Если бы мы помнили об этом и подражали Ему, то были бы намного сильнее в Боге.

Если Спаситель с Его Божественной силой чувствовал такую потребность в молитве, то насколько же больше нуждаемся в ней мы, слабые, грешные смертные; как ревностно и неустанно мы должны молиться! Когда Христа одолевали самые сильные искушения, Он постился. Он посвящал Себя Богу и благодаря ревностной молитве и подчинению воле Своего Отца выходил победителем. Исповедующие истину для этих последних дней должны больше всех других христиан подражать

[203]

великому Образцу во всем, что касается молитвы.

«Довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его» (Мф. 10:25). На наших столах часто можно увидеть деликатесы, в потреблении которых нет никакой необходимости и которые не прибавляют нам здоровья. Но мы любим их больше, чем самоотречение, свободу от болезней и трезвый рассудок. Иисус искренне стремился черпать силу у Своего Отца. Это обстоятельство Сын Божий считал более ценным для Себя, чем сидеть за самым роскошным столом. Он дал нам свидетельство, согласно которому молитва необходима, чтобы получать мощь для борьбы с силами тьмы и для исполнения порученной нам работы. Наша собственная сила — на самом деле слабость, но сила, которую дает Бог, велика и могущественна. Она сделает всякого, обретающего ее, более нежели победителем.

Когда Сын Божий склонился в молитве в Гефсиманском саду. Его душевные муки были настолько велики, что на теле Его выступили большие капли пота, подобные каплям крови. Именно здесь Его объял ужас великой тьмы. Грехи мира были возложены на Него. Он страдал вместо человека как нарушитель закона Своего Отца. Происходящее стало для Него сильнейшим искушением. Божественный свет, от Бога исходящий, померк в Его очах, и Он перешел во власть сил тьмы. В невыразимой душевной агонии Христос лежал, распростершись на холодной земле. Иисус чувствовал на Себе гнев Своего Отца. Бог отнял чашу страданий от уст виновного человека и предложил Ему выпить ее вместо него, а взамен дать человеку чашу благословений. Гнев, который должен был обрушиться на человека, теперь пал на Христа. Именно здесь, в Гефсиманском саду, таинственная чаша дрожала в Его руке.

Иисус со Своими учениками часто удалялся в Гефсиманию для размышления и молитвы. Им всем хорошо было знакомо это уединенное место. Даже Иуда знал, куда вести кровожадную толпу, чтобы предать Иисуса в руки первосвященников.

[204]

Никогда раньше Спаситель не приходил в это место с такой глубокой скорбью на сердце. Сына Божьего страшило не телесное страдание, и не страх перед физической мукой вынудил Его сказать в присутствии учеников скорбные слова:

«Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь, и бодрствуйте» (Мк. 14:34).

Оставив учеников на таком расстоянии, чтобы они могли слышать Его голос. Он пал на лицо Свое и молился. Душа Его билась в муках, и Он умолял: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). Грехи погибающего мира тяготили Его и причиняли Ему безмерное страдание. Понимание того, что Отец гневается по причине греха, раздирало Его душу; вот отчего крупные капли крови выступали на Его челе и, скатываясь по Его бледным щекам, падали на землю, увлажняя ее.

Поднявшись с земли. Он пришел к Своим ученикам и нашел их спящими. Тогда Он сказал Петру: «Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:40, 41). В самое ответственное время, когда Иисус обратился к ним с особой просьбой пободрствовать вместе с Ним, ученики заснули. Он знал, что их ожидает суровая борьба и страшные искушения. Он взял их с Собой, чтобы они укрепили Его и чтобы события, свидетелями которых они должны были стать той ночью, и уроки, которые они должны были получить, глубоко запечатлелись в их памяти. Это было необходимо, дабы их вера не ослабела, но укрепилась, и они смогли бы перенести ожидавшее их испытание.

Но вместо того чтобы бодрствовать со Христом, ученики заснули, отягощенные бременем печали. Заснул даже пылкий Петр, который всего за несколько часов до этого заявил, что готов пострадать, а если понадобится, и умереть за Господа.

[205]

В самый ответственный момент, когда Сын Божий нуждался в их сочувствии и чистосердечных молитвах, ученики засну ли, и тем самым многое потеряли. Наш Спаситель намеревался укрепить их в вере и подготовить к суровому испытанию, которое вскоре должно было начаться. Если бы ученики провели эти скорбные минуты в бодрствовании вместе с дорогим Спасителем и в молитве к Богу, то Петр не оказался бы в плену у собственной немощи и не отрекся бы от своего Господа в решающий момент.

Сын Божий отошел во второй раз и молился, говоря: «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Мф. 26:42). И снова Он вернулся к Своим ученикам и нашел их спящими. Глаза их отяжелели. Заснувшие ученики Христа наглядно изображают, в каком состоянии будет находиться спящая церковь, когда приблизится день посещения Божьего. Это день облачный и мрачный, когда быть найденным спящим чрезвычайно опасно.

Иисус оставил нам такое предупреждение: «Итак бодрствуйте; ибо не знаете, когда придет хозяин дома, вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, пришед внезапно, не нашел вас спящими» (Мк. 13:35, 36). От Церкви Божьей требуется сохранять бдительность, с какими бы опасностями это ни было сопряжено и как бы долго ни продолжалось. Скорбь не, может служить оправданием того, что Церковь не бодрствует. Невзгоды и страдания не должны подталкивать к беспечности, но, напротив, вести к удвоенной бдительности. Христос Своим личным примером направил Церковь к Источнику силы, так необходимой в час скорби, нужды и больших опасностей. Только бодрствующая Церковь может воистину считаться Божьим народом. Именно этим ожидающие Господа отличаются от мира и показывают, что они -странники и пришельцы на земле.

И снова Спаситель с печалью отошел от Своих спящих учеников и молился в третий раз, сказав те же слова. Затем Он вернулся к ним и спросил: «Вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час; вот, предается Сын Человеческий в руки грешников» (Мк. 14:41). Как жестоко поступили ученики, позволив сну сомкнуть глаза и дремоте сковать органы чувств, в то время как их Божественный Господь переносил

[206]

такую невыразимую душевную агонию! Если бы они бодрствовали в этот час, их вера не поколебалась бы, когда они увидели Сына Божьего умирающим на кресте. Эта важная ночь бдения ознаменовалась бы благородной душевной борьбой и молитвами, и это укрепило бы учеников стать очевидцами невыразимых мук Сына Божьего. Бодрствование приготовило бы их к тому, чтобы мужественно смотреть на Его крестные страдания и хоть немного понять смысл тех нечеловеческих мучений, которые Он перенес в Гефсиманском саду. Тогда бы они с большей вероятностью вспомнили слова, сказанные Им о Своих страданиях, смерти и воскресении; и даже в непроницаемом мраке того страшного, критического часа их озарили бы хоть какие-то лучи надежды, и они укрепились бы в вере.

Христос заранее предупредил учеников о том, что произойдет, но они не поняли Его. Вид Его страданий должен был стать огненным испытанием для Его учеников — отсюда такая настоятельная необходимость в бодрствовании и молитве. Они нуждались в том, чтобы невидимая сила укрепила их в вере, когда они созерцали видимый триумф сил тьмы. Мы можем иметь липа слабое представление о невыразимых муках дорогого Сына Божьего в Гефсимании, когда Он почувствовал разъединение с Отцом вследствие того, что понес на Себе грех человечества. Христос стал грехом за падший род. Ощущение того, что любовь Отца удалилась от Него, извергло из глубины Его страждущей души скорбные слова: «Душа Моя скорбит смертельно… если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф. 26:38, 39). Затем, всецело покоряясь воле Своего Отца, Он добавляет: «Впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39).

Казалось, что Сын Божий вот-вот упадет в обморок и, возможно, умрет. Отец послал вестника от Своего престола, чтобы укрепить Божественного Страдальца и дать Ему силы идти

[207]

по этой обагренной кровью тропе. Если бы только смертные видели, с каким немым изумлением, печалью и невыразимым горем воинство ангелов наблюдало, как Отец отнял от Своего возлюбленного Сына, Сущего в недре Отчем, лучи Своего света, любви и славы, они бы лучше поняли, насколько оскорбителен грех в Его очах. Меч правосудия должен был теперь пробудиться и обрушиться на Его дорогого Сына. Поцелуй Иуды стал знаком, и Он был предан в руки Своих врагов. Грешные смертные быстро отвели Его в земное судилище, чтобы там осмеять и осудить на смерть. Затем славный Сын Божий был «изъязвлен за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Ис. 53:5). Он понес на Себе оскорбления, насмешки, издевательства и злословие, пока не «был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его — паче сынов человеческих!» (Ис. 52:14).

Кто может постичь явленную здесь любовь? Воинство ангелов с изумлением и горестью наблюдало за тем, как Тот, Кто был Величием Неба и имел венец славы, нес теперь на Себе терновый венец и истекал кровью, став жертвой разъяренной толпы, которую сатана во гневе своем довел до безумного исступления. Взирайте на долготерпеливого Страдальца! На голове Его — терновый венец. Его кровь, в которой сосредоточена душа Его, вытекает из пронзенных вен. И все это из-за греха! Ничто, кроме вечной, спасительной любви, которая навсегда останется неразгаданной тайной, не могло побудить Христа оставить Свои почести и величие на небесах и прийти в грешный мир, чтобы терпеть пренебрежение, презрение и насмешки от тех, кого Он пришел спасти, а затем еще и страдать на кресте.

Дивитесь, небеса, и изумляйся, земля! Смотрите на угнетателей и угнетенного! Шумная толпа окружает Спасителя мира. Насмешки и издевательства сыплются на Него вперемежку с отвратительными, богохульными ругательствами. Бесчувственные негодяи отпускают низкие шутки по поводу Его скромного рождения и смиренной жизни. Первосвященники и старейшины высмеивают Его слова, которыми Он объявил Себя Сыном Божьим; пошлые шутки и оскорбительные насмешки переходят из уст в уста. Сатана полностью овладел умами своих рабов. Чтобы добиться успешного исполнения

[208]

своего замысла, он начинает с первосвященников и старейшин и заражает их религиозным фанатизмом и исступлением. Они движимы тем же сатанинским духом, который побуждает самых порочных, испорченных и закоренелых негодяев творить беззаконные дела. Все, начиная от лицемерных священников и старейшин и кончая самыми испорченными людьми, единодушны в своем низменном и подлом заговоре. Христа, драгоценного Сына Божьего, повели к месту казни, возложив на Его израненные плечи тяжелый крест. На каждом шагу Он терял кровь, струящуюся из Его ран. Несметная толпа Его злейших врагов и равнодушных зрителей ведет Его на распятие. «Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис. 53:7).

Его опечаленные ученики идут за Ним, держась на почтительном расстоянии от кровожадной толпы. Учитель прибит гвоздями ко кресту и висит между небом и землей. Сердца учеников рвутся на части, когда они видят, что их возлюбленный Учитель страдает, словно Он — злодей. У креста стоят ослепленные дикой ненавистью, фанатичные, безбожные священники и старейшины, они шутят, насмехаются и издеваются над Ним: «Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти! если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога: пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын» (Мф. 27:40—43).

Но Иисус не отвечал на издевательства. Когда Его руки пронзили гвозди и на Его теле выступили большие капли пота, свидетельствующие о Его страданиях, тогда с бледных, дрожащих уст невинного Страдальца сорвалась молитва всепрощающей любви за убийц: «Отче! прости им, ибо не знают,

[209]

что делают» (Дк. 23:34). Все Небо с глубоким интересом взирало на происходящее. Славный Спаситель потерянного мира принял вместо человека наказание за попранный закон Своего Отца. Он был готов собственной кровью искупить Своих детей. Он платил справедливое возмездие за нарушение святого Закона Божьего. Таким способом Он собирался положить конец греху и нанести решительное поражение сатане и его воинству.

Никто и никогда не страдал так, как Спаситель, умирающий на кресте! Ощущение на Себе неудовольствия Отца делало Его чашу особенно горькой. Не телесные страдания так быстро оборвали жизнь Христа на кресте, но тяжкий груз грехов всего мира и ощущение на себе Божьего гнева. Слава и поддерживающее присутствие Отца покинули Его. Страшный груз отчаяния и беспросветной тьмы был готов раздавить Христа, и тогда с Его бледных, дрожащих уст сорвался предсмертный вопль: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46).

Иисус вместе с Отцом творил этот мир. Только ослепленных и обманутых людей не трогали предсмертные страдания Сына Божьего. Первосвященники и старейшины осыпают возлюбленного Сына Божьего ругательствами и проклятиями, когда Он испытывает страшную агонию. Однако неодушевленная природа сочувственно стенает вместе с истекающим кровью и умирающим ее Создателем. Земля содрогается, солнце отказывается освещать происходящее, небо чернеет. Ангелы смотрели на страдания Сына Божьего до тех пор, пока у них хватало сил, но затем они закрыли свои лица, чтобы не видеть этого ужасного зрелища. Христос умирает! Он в отчаянии! Он больше не видит одобрительной улыбки Своего Отца, и ангелам не позволено освещать мрак этого страшного часа. Они могут лишь с изумлением смотреть на Величие небес, на своего возлюбленного Повелителя, страдающего вместо человека за нарушение Отчего закона.

Порой сомнения охватывали умирающего Сына Божьего. Он не мог заглянуть за ворота Своей гробницы, чтобы узнать, что ожидает Его. Он не имел абсолютной надежды на то, что

[210]

выйдет из могилы Победителем и что Отец примет Его жертву. Сын Божий до конца прочувствовал грех этого мира со всеми его ужасами. Недовольство Отца, Который гневался на грех, и возмездие за грех, которое есть смерть, — вот все, что Он мог понять в этой непроглядной тьме. Христос был искушаем опасаться, что грех настолько отвратителен в глазах Его Отца, что Отец никогда уже не сможет быть примиренным со Своим Сыном. Сильнейшее искушение поверить, что Отец навсегда оставил Его, вырвало из груди Спасителя пронзительный предсмертный вопль: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46).

То, что чувствовал Христос, в значительной мере почувствуют и грешники, когда на них будут излиты чаши Божьего гнева. Их виновные души охватит мрачное отчаяние, подобное смертному савану, и тогда они в полной мере осознают всю греховность греха. Спасение было выкуплено для них страданиями и смертью Сына Божьего. Они могли бы иметь его, если бы охотно и с радостью приняли дар Неба, но насильно никого нельзя заставить повиноваться Закону Божьему. Если люди откажутся от небесных благ и изберут обманчивые греховные наслаждения, то в конце времен пожнут возмездие за свой выбор, которое есть не что иное, как гнев Божий и вечная погибель. Грешники будут навеки отлучены от Иисуса, жертву Которого они презрели. Они лишатся счастливой жизни, ибо пожертвовали вечной славой ради временных греховных наслаждений.

Когда Христос испытывал предсмертную агонию. Его вера и надежда Пошатнулись, поскольку Он уже не получал заверений, которые имел до сих пор, в том, что Бог по-прежнему одобряет и принимает Своего возлюбленного Сына. Тогда Искупитель мира положился на очевидные свидетельства, до сих пор подкреплявшие Его, а именно на то, что Его Отец принимает Его труды и доволен Его работой. В предсмертной агонии, отдавая Свою драгоценную жизнь, Он должен лишь верой уповать на Того, Кому всегда с радостью повиновался.

[211]

Ни справа, ни слева Он не видит ободряющих, ярких лучей света. Все окутано непроницаемым, тяжелым мраком. В ужасной тьме, которую ощутила даже безгласная природа. Искупитель осушает таинственную чащу до последней капли. Не имея даже славной надежды и уверенности в будущем триумфе, Он восклицает громким голосом: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23:46). Он знает характер Своего Отца, Его справедливость, милосердие. Его великую любовь и покорно вверяет Себя в Его руки. На фоне содрогающейся природы изумленные зрители слышат предсмертные слова этого Мужа Голгофы.

Природа сочувствовала страданиям своего Создателя. Дрожащая земля, разверзшиеся скалы провозгласили, что умер Сын Божий. Произошло сильное землетрясение, и завеса в храме разодралась надвое. Ужас охватил палачей и зрителей, когда они увидели, что солнце померкло, почувствовали, что земля дрожит у них под ногами, и услышали страшный грохот падающих камней. Когда Христос предал Свой дух в руки Отца, прекратились насмешки и шутки первосвященников и старейшин. Удивленная толпа начала расходиться с места казни, люди в потемках пытались найти путь обратно в город. По дороге они в ужасе ударяли себя в грудь и чуть слышно говорили друг другу: «Мы убили невинного человека. А что если Он и в самом деле Сын Божий, как Он утверждал?»

Иисус не отдал Свою жизнь до тех пор, пока не совершил то дело, ради которого приходил на землю, и со Своим последним вздохом Он произнес: «Совершилось!» (Ин. 19:30). Сатана потерпел поражение. Он понял, что потерял свое царство. Ангелы возрадовались, услышав эти слова. Великий план искупления, осуществление которого зависело от смерти Христа, до сих пор успешно выполнялся, и Небо радовалось, что сыны Адама в случае послушания могут в конце концов вознестись

[212]

к престолу Божьему. О, какая любовь! Какая изумительная любовь привела Сына Божьего на землю, чтобы Он стал грехом за нас и чтобы мы смогли примириться с Богом, подняться в Его обители славы и жить с Ним вечно. О, что есть человек, если за его искупление была уплачена такая цена!

Когда люди смогут полнее постичь величие жертвы, принесенной Творцом Неба и земли ради человека, тогда план спасения будет возвеличен и размышления о Голгофе пробудят нежные, священные и живые чувства в сердце христианина. Хвала Богу и Агнцу будет в их сердцах и на устах. Гордость и самолюбие не найдут места в душах, глубоко запечатлевших события, происшедшие на Голгофе. Те, кто по достоинству оценивает великую цену, уплаченную за искупление человека, то есть драгоценную кровь дорогого Сына Божьего, уже не будут дорожить этим миром. Все земные богатства не могут искупить даже одной погибающей души. Кто в состоянии измерить ту любовь, которую испытывал Христос к потерянному миру, когда Он висел на кресте, страдая за грехи виновных людей? Эта любовь неизмерима и безгранична.

Христос доказал, что Его любовь сильнее смерти. Он совершал спасение человека, и хотя Он вступил в самую страшную борьбу с силами тьмы. Его любовь становилась все сильнее и сильнее. Он вынес даже то, что Отец сокрыл от Него Свой лик, когда в душевной горести Он воскликнул: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). Десница Его доставила спасение. Цена за искупление человека была уплачена, когда в последней душевной схватке Христос произнес благословенное слово, которое, как казалось, прокатилось эхом во всем творении: «Совершилось» (Ин. 19:30).

Многие, называющие себя христианами, проявляют живой интерес к земным предприятиям или новым, волнующим забавам, но их сердца остаются холодными и как бы замерзшими, когда речь заходит о деле Божьем. Вот тема, бедный, несчастный формалист, достаточно важная, чтобы пробудить в тебе интерес. Здесь затрагиваются твои вечные интересы. Нет большего

[213]

греха, чем оставаться бесстрастным и равнодушным, когда обсуждается эта тема! События, случившиеся на Голгофе, должны пробудить самые глубокие и сильные чувства. Будет вполне уместно и оправданно, если эта тема вызовет у тебя сильный подъем и воодушевление. Мы никогда не сможем полностью постичь и вместить в себя тот факт, что Христом не имеющий равных по Своим нравственным качествам и абсолютно невинный, должен был вкусить столь мучительную смерть и понести на Себе всю тяжесть грехов этого мира! Мы не в силах постичь всю широту и долготу, и глубину и высоту такой любви. Размышления о несравненной глубине любви Спасителя никак не умещаются в сознании, но трогают и умиляют душу, очищают и облагораживают чувства и изменяют характер. Апостол выразил это в следующих словах: «Я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор. 2:2). Мы тоже можем взглянуть на Голгофу и воскликнуть: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14).

Принимая во внимание то, какой огромной ценой было приобретено наше спасение, какова же будет участь людей, пренебрегших этим спасением? Какое наказание постигнет говорящих о себе, что они последователи Христа, однако не склоняющихся в смиренном послушании перед требованиями своего Искупителя, не берущих крест, как смиренные ученики Христа, и не следующих за Ним от яслей до Голгофы? Христос сказал: «Кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30).

Некоторые люди имеют весьма ограниченные понятия об искуплении. Они полагают, что Христос претерпел лишь небольшую часть наказания за нарушение Закона-Божьего. Они полагают, что хотя возлюбленный Сын Божий чувствовал на Себе гнев Своего Отца, Он все же на протяжении всех Своих мучительных страданий имел свидетельство, что Отец любит и принимает Его, что за вратами гробницы перед Ним открывалась славная надежда, и Он имел ясные доказательства того, что в будущем Его ожидает слава. Это величайшая ошибка. Самые сильные страдания причиняло Христу сознание того, что Отец гневается. Вот из-за чего Он испытал такие сильнейшие

[214]

душевные муки, о которых человек может иметь лишь слабое и неполное представление.

У многих людей история о снисхождении, уничижении и жертве нашего Божественного Господа не пробуждает более глубокого интереса, не волнует душу и не затрагивает жизнь больше, чем история смерти мучеников Христовых. Многие ведь умирали под медленными пытками, других также казнили через распятие. Чем же смерть дорогого Сына Божьего отличается от смерти этих мучеников? Да, Он в самом деле умер на кресте самой жестокой смертью, однако другие ради своего Господа умирали не менее мучительной смертью, переносили ужасные телесные страдания. Почему же тогда страдания Христа ужаснее, чем муки других людей, отдавших за Него свою жизнь? Если бы страдания Христа ограничивались только лишь физической болью, тогда Его смерть была бы не более мучительной, чем смерть других мучеников.

Но физическая боль составляла лишь малую часть страданий дорогого Сына Божьего. На Него были возложены грехи всего мира, и кроме того Он ощущал гнев Своего Отца, ибо принимал на Себя возмездие за Его нарушенный закон. Именно это сокрушило Его Божественную душу. Его отчаяние было во многом вызвано тем, что Отец скрыл от Него лицо Свое, и Христос почувствовал, что Отец оставил Его. Разделение, которое грех производит между Богом и человеком, было полностью осознанно и прочувствовано невинным Голгофским Страдальцем. Силы тьмы угнетали Его. Ни один луч света не освещал Его будущего. И Он сражался с властью сатаны, который заявил, что Христос у него в руках, что он превосходит силой Сына Божьего, что Отец отказался от Своего Сына и что теперь Христос заслуживает Божьего благоволения не больше, чем он, сатана. Если Бог по-прежнему благоволит к Нему, тогда зачем Ему умирать? Бог мог бы спасти Его от смерти.

Христос ни на йоту не уступил Своему врагу и мучителю, даже в момент самых жесточайших страданий. Все легионы злых ангелов окружили Сына Божьего, однако святым ангелам

[215]

не было дозволено вклиниться в их ряды и вступить в борьбу с издевающимся, злословящим врагом. Небесным ангелам не было позволено служить Сыну Божьему, находившемуся в состоянии предсмертной агонии. Именно в этот страшный и мрачный час, когда Отец скрыл от Него Свое лицо, когда легионы злых ангелов окружили Его, когда грехи всего мира были возложены на Него, с Его уст сорвались слова: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46).

Смерть мучеников не выдерживает никакого сравнения со страданиями, перенесенными Сыном Божьим. Нам следует иметь более глубокие и широкие представления о жизни, страданиях и смерти дорогого Сына Божьего. Если правильно понимать искупление, тогда можно понять и прочувствовать бесконечную ценность спасения душ. В сравнении с достижением вечной жизни все другие человеческие предприятия и свершения кажутся такими несущественными! Но как часто люди презирают советы нашего любящего Спасителя! Сердца многих людей преданы миру, и их корыстные интересы закрывают дверь для Сына Божьего. Пустое лицемерие и гордость, корысть и сребролюбие, зависть, злоба и страсти настолько заполонили их сердца, что для Христа там нет места.

Он был богат от вечности, однако обнищал ради нас, чтобы мы обогатились Его нищетой. Он был облечен светом и славой, Его окружало воинство небесных ангелов, готовых исполнять все Его повеления. Однако Он облекся в наше естество и пришел в наш мир, чтобы скитаться среди грешных смертных. В этом мы видим любовь, которую не в силах выразить никакой язык, ибо она превосходит разумение. Велика тайна благочестия. Наши души должны быть оживотворены, облагорожены и вдохновлены темой любви Отца и Сына к людям. Последователям Христа следует здесь, на земле, научиться хоть в какой-то мере отражать таинственную любовь, которая подготовит всех искупленных к тому, чтобы объединиться в славословии: «Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Откр. 5:13).

[216]