Глава III. Продажа первородства

Дорогой брат Д., я уже некоторое время планирую написать тебе, но наши труды были непрерывными и настолько утомительными, что у меня не осталось ни времени, ни сил это сделать. В последнем видении мне была показана твоя жизнь. Ты находился в критическом состоянии. Ты знал истину, понимал свой долг и радовался свету истины, но из-за того, что она посягала на твои мирские занятия и цели, ты готов был пожертвовать истиной и долгом ради удобств в этой жизни. Ты смотрел на временную, материальную выгоду и упускал из виду вечную ценность славы. Ты уже готов был принести огромную жертву ради обольстительной перспективы кратковременной земной выгоды. Ты уже был готов продать свое духовное первородство за чечевичную похлебку. Если бы ты отвернулся от истины ради земной прибыли, с твоей стороны это был бы не грех неведения, но добровольное преступление.

Исав возжелал любимого блюда и пожертвовал своим первородством ради потворства аппетиту. Когда он удовлетворил свой неуемный аппетит, то понял, что совершил глупость, тем не менее не нашел в своем сердце места для покаяния, хотя стремился к нему ревностно и со слезами. Очень многие сегодня подобны Исаву. Он представляет целую группу людей, которые имеют доступ к особым, драгоценным благословениям — это бессмертное наследие, жизнь, соизмеримая с жизнью Самого Бога, Творца Вселенной, бесконечное счастье и вечная слава; но они так долго потворствовали собственному аппетиту, страстям и греховным наклонностям, что потеряли способность распознавать и по достоинству оценивать вечное и непреходящее.

Исав имел такое сильное желание отведать то особое блюдо и он настолько привык потакать себе во всем, что не счел необходимым отвернуться от соблазнительной, вожделенной похлебки. Он думал о ней, не предпринимая никаких особых усилий для обуздания своего аппетита, пока сила чревоугодия не вытеснила из его сознания все другие соображения и не завладела им полностью. Он представил себе, что будет испытывать сильное страдание и, может быть, даже умрет, если не поест это особое блюдо. Чем больше Исав думал о нем, тем сильнее становилось его желание, пока, наконец, священное первородство не потеряло для него всякую ценность и святость. Он подумал: если я теперь продам его, то потом смогу легко выкупить. Он променял первородство

[39]

на любимое блюдо, обольщая себя мыслью, что может отказаться от первородства, когда только захочет, а потом выкупить его обратно по желанию. Но когда Исав попытался выкупить первородство обратно, даже ценой большой жертвы со своей стороны, у него ничего не вышло. Тогда он горько раскаялся в своей поспешности, опрометчивости, безумии и глупости. Он рассмотрел вопрос со всех сторон и начал каяться со всем усердием и со слезами, но все было напрасно. Он пренебрег Божьим благословением, и Господь удалил его от Исава навсегда. Ты думаешь, что если сейчас пожертвуешь истиной один только раз и пойдешь путем открытого неповиновения и беззакония, то это не будет означать, что ты отказался от всех ограничений и стал безрассудным. Ты думаешь, что если затем разочаруешься в своих надеждах получить земную прибыль, то сможешь снова заинтересоваться истиной и стать кандидатом на вечную жизнь. Но в этом как раз таки ты обманываешь себя. Если бы ты пожертвовал истиной ради земной выгоды, то сделал бы это ценой вечной жизни.

В притче о великом пире наш Спаситель показывает, что многие поставят мирские интересы выше Него и в результате потеряют Небо. К милостивому приглашению нашего Спасителя люди отнеслись с пренебрежением. Он потратил много средств и сил и ценой огромной жертвы приготовил все необходимое. Затем Он направил Свое приглашение, но «начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю, и мне нужно пойти и посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти» (Лк. 14:18—20). Тогда Господин отвернулся от богатых людей, любящих мир, ибо для них земли, волы и жены были гораздо важнее тех преимуществ, которые они могли бы иметь, если бы приняли Его милостивое приглашение вкусить с Ним Его ужин. Хозяин дома разгневался и отвернулся от тех, кто так оскорбительно отнесся к предложенным им щедротам, и пригласил голодных,

[40]

не имеющих земель и домов, бедных и несчастных, калек, слепых и хромых, которые могли по достоинству оценить предложенное им изобилие и проявить к хозяину искреннюю благодарность, непритворную любовь и преданность.

Но остаются еще места, и тогда дается повеление: «Пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой; ибо сказываю вам, что никто из тех званных не вкусит моего ужина» (ст. 23, 24). Перед нами люди, которых Бог отвергнет, потому что они пренебрегли приглашением Господа. Господь сказал Илию: «Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены» (1 Цар. 2:30). Христос говорит: «Кто Мне служит. Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет; и кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Ин. 12:26). С Богом нельзя шутить. Если имеющие свет отвергают его или не желают идти за ним, он станет для них тьмой.

Сын Божий принес огромную жертву, чтобы иметь власть спасти павшего человека, возвысить его и посадить одесную Себя, сделать его наследником этого мира и обладателем вечной славы. Язык не в состоянии описать ценность бессмертного наследия. Слава, богатство и честь, предложенные Сыном Божьим, обладают такой бесконечной ценностью, что люди и даже ангелы не в силах представить себе их истинное достоинство, их превосходство и величие. Если люди, погрузившиеся в бездну греха и вырождения, отказываются от небесных благ, не желают жить в послушании, попирают драгоценные приглашения милости и избирают презренные материальные ценности только потому, что они зримы и осязаемы, и потому, что им нравится и удобно жить во грехе, значит, Иисус поступит с ними так же, как хозяин из притчи поступил с теми, кто пренебрег его приглашением, — они не вкусят Его славы, а приглашение будет дано другим.

[41]

Люди, под разными предлогами предпочитающие продолжать жить во грехе и сообразовываться с миром, будут оставлены поклоняться своим идолам. Наступит день, когда они уже не смогут просить прощения, когда никто не станет придумывать предлогов. Когда Христос придет во славе Своей и славе Своего Отца со всеми небесными ангелами, которые будут окружать Его со всех сторон и сопровождать Его на протяжении всего пути, торжественно воспевая Ему, так что все услышат самую чарующую музыку, когда-либо слышанную людьми, тогда все заинтересуются и не останется ни одного равнодушного. Тогда душу не будут занимать всевозможные умствования. Слитки золота, ранее услаждавшие глаз скряги, потеряют свою привлекательность. Дворцы, воздвигнутые гордыми и самодовольными людьми этой земли и бывшие их идолами, теперь будут вызывать лишь отвращение и от них с неприязнью отвернутся. Никто уже не приведет в качестве оправдания свои земли, своих волов, свою молодую жену; никто не захочет оправдать свое нежелание участвовать в славе, открывающейся их изумленному взору. Все захотят участвовать в этом торжестве, но будут понимать, что оно не для них.

В страстной и мучительной мольбе они взывают к Богу, чтобы Он не прошел мимо них. Цари, могущественные князья, гордые и надменные, равно как и чернь, все вместе преклоняются под бременем неизреченного горя, несчастья и опустошения; с их уст срываются отчаянные, душераздирающие молитвы: помилуй! помилуй нас! Спаси нас от гнева оскорбленного Бога! Голос отвечает им со страшной отчетливостью, непреклонностью и величием: «Я звал, и вы не послушались; простирал руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличении моих не приняли. За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас» (Притч. 1:24—27).

Тогда цари и вельможи, и сильный, и бедный, и простолюдин — все горько возрыдают. Те, кто во дни благоденствия своего презрели Христа и смиренных Его, шедших по следам Его; люди, которые не желали поступиться своим величием, чтобы склониться перед Христом, и ненавидели Его презренный крест, все теперь лежат, распростершись во прахе земном. От их величия ничего не осталось, и они без колебаний

[42]

падают на землю к ногам святых. Тогда они со страшной горечью осознают, что вкушают плод своих путей и своих планов. В своей мнимой мудрости они отвернулись от возвышенной, вечной награды, отвергли небесный стимул, променяв его на земную выгоду. Мишура и блеск этого мира очаровали их, и в своей мнимой премудрости они обезумели. Они радовались своему земному благоденствию и процветанию, как будто их мирские преимущества были столь велики, что могли снискать им Божье расположение и вечную жизнь во славе.

Деньги означали власть между глупцами, деньги были их богом; но благополучие сыграло с ними злую шутку и погубило их. Они обезумели в глазах Бога и Его небесных ангелов, хотя честолюбивые мирские люди считали их мудрыми. Теперь их мнимая мудрость превратилась в шупость, а благополучие обернулось гибелью. Снова раздаются ужасные, душераздирающие вопли, от которых кровь стынет в жилах: «Горы и камни, падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр. 6:15—17). Люди побегут к ущельям и пещерам земли, надеясь спрятаться в них, но они будут ненадежным укрытием в тот день.

Дорогой брат, тебе предложена жизнь или смерть. Ты знаешь, почему твои шаги нетверды? Почему тебе не хватает мужества и настойчивости? У тебя виновная совесть. Твоя карьера в деловом мире не всегда была прямой и гладкой. Твой отец игнорировал деловую этику. Ты относишься к этическим принципам в бизнесе подобно большинству мирских людей, но не так, как учит Бог: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Поступал ли ты так? «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всей крепостью твоей, и всем помышлением твоим». Если следовать этой заповеди, она подготовит сердце к тому, чтобы соблюдать и вторую заповедь, подобную ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Все

[43]

Десять Заповедей сконцентрированы в этих двух. Одна включает в себя первые четыре заповеди, открывающие долг человека по отношению к своему Творцу. В другую входят следующие шесть заповедей, показывающих долг человека перед его ближними. На этих двух основных заповедях утверждается весь закон и пророки. Это две больших руки, поддерживающие все Десять Заповедей — первые четыре и последующие шесть. Их надо строго соблюдать.

«Если хочешь войти в жизнь, соблюди заповеди». Очень многие, исповедующие себя учениками Христа, неплохо преуспевают в этом мире и считают себя честными, благочестивыми людьми, тогда как язва греха подтачивает изнутри их характер и портит их духовную жизнь. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Эта заповедь запрещает нам пользоваться несчастьем ближнего в целях личного обогащения. Нам запрещается причинять нашему ближнему какой бы то ни было ущерб. Нам не следует рассматривать этот вопрос с точки зрения мирских людей. Поступать с ближним нашим во всех случаях так, как мы хотим, чтобы он с нами обращался, — вот правило, которое нам следует практически применять к себе. Божьим законам надо повиноваться и по духу, и по букве. В нашем общении и делах с нашими ближними, будь то верующие или неверующие, мы должны применять следующее правило: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Многие, называющие себя христианами, не выдержат Божьей проверки на верность этой заповеди. Когда их взвесят на весах небесного святилища, они окажутся слишком легкими. Дорогой брат, выйди из среды их и отделись, говорит Господь, и не прикасайся к нечистому, и Я прииму тебя. И буду тебе Отцем, и ты будешь Моим сыном, говорит Господь Вседержитель (см. 2 Кор. 6:17,18). Какое замечательное обетование! Но нельзя терять из виду тот факт, что оно основано на послушании заповеди. Бог призывает тебя отделиться от мира. Ты не должен следовать его обычаям или сообразовываться с

[44]

ним в своем поведении даже в мелочах. «Но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2).

Бог призывает отделиться от мира. Повинуешься ли ты этому призыву? Выйдешь ли ты из среды их и отделишься ли от них полностью? «Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою?» (Ст. 14). Ты не можешь вести себя так, как мирские люди, разделять их дух, следовать их примеру и в то же время оставаться дитятей Божьим. Творец Вселенной обращается к тебе, как ласковый Отец. Если ты не будешь привязан к миру, не будешь заражен его духом и избежишь господствующего в мире растления похотью, то Бог станет твоим Отцом, усыновит тебя, примет в Свою семью и сделает Своим наследником. Вместо этого тленного мира Он даст тебе, если ты будешь послушен, царство под всем поднебесьем. Он даст тебе вечную славу и жизнь, которой не будет конца.

Твой Небесный Отец предлагает сделать тебя членом царской семьи, чтобы через Его великие и драгоценные обетования ты соделался причастником Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью. Чем больше ты будешь напоминать по характеру чистых, безгрешных ангелов и Христа, своего Искупителя, тем ярче будет в тебе проступать Божественная печать и тем меньше у тебя останется сходства с миром. Мир и Христос находятся на двух разных полюсах, потому что мир не желает быть в единстве со Христом. Мир также не будет иметь ничего общего с последователями Христа. В молитве к Своему Отцу наш Спаситель говорит: «Я передал им слово Твое, и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира» (Ин. 17:14).

Тебе дано высокое, возвышенное призвание прославлять

[45]

Бога в своем теле и душе, которые суть Божьи. Тебе не следует измерять себя другими людьми. Слово Божье дает тебе безошибочный эталон, безгрешный пример. Ты ужасаешься при мысли о кресте. Да, его не очень-то удобно нести, и ты все время избегаешь его потому, что он — символ позора и поношения. Тебе необходимо следовать в своей жизни принципам санитарной реформы, отвергнуть себя и есть и пить во славу Божью. Воздерживайся от плотских похотей, восстающих на душу. Тебе нужно практиковать воздержание во всем; это и есть тот крест, который ты не желаешь нести. Ограничиться простым питанием, сохраняющим твое здоровье в наилучшем состоянии, — это кажется тебе не под силу. Если бы ты жил согласно тому свету, которым Небу было угодно осветить твой жизненный путь, то семья твоя избежала бы многих страданий, выпавших на ее долю. Твой собственный образ жизни привел к таким плачевным последствиям. Если ты и дальше будешь идти этим путем, Бог не посетит твою семью и не благословит тебя особым образом, и не сотворит чуда, чтобы спасти твою семью от страданий. Простая еда без острых приправ, мясных продуктов и всех сортов жира будет для тебя благословением и в значительной мере спасет твою жену от страданий, горестей и отчаяния.

Ты не жил так, чтобы обеспечить себе Божьи благословения. Если ты хочешь, чтобы Его благословения сопровождали тебя и чтобы Он присутствовал в твоей семье, ты должен повиноваться Ему и исполнять Его волю, независимо от убытков, прибыли или личных удовольствий. Тебе не следует идти на поводу своих желаний или искать одобрения мирских людей, которые не знают Бога и не стремятся Его прославлять. Если ты будешь идти наперекор Богу, Он пойдет наперекор тебе. Если у тебя найдутся другие боги перед Господом, твое сердце отвратится от служения единому и истинному живому Богу, Который требует у человека всего сердца и нераздельного внимания. Богу нужно все твое сердце, вся твоя душа, все твои помышления и вся твоя крепость. Он не примет ничего

[46]

меньшего. Здесь нельзя допускать никакого разделения или раздвоения, ибо Бог не примет половинчатого служения.

Чтобы в совершенстве служить Богу, ты должен правильно представлять себе Его требования. Тебе следует употреблять самую простую пищу, приготовленную самым простым способом, чтобы тончайшие нервы мозга не ослабевали, не притуплялись и не были парализованы, ибо в этом случае ты не сможешь отличать святое от несвятого и ценить искупление и пречистую кровь Христа как самое бесценное сокровище. «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:24—27).

Если люди, не имея перед собой более высокой цели, чем тленный и быстро увядающий венец в качестве награды за их честолюбивые устремления, подвергают себя суровому воздержанию

[47]

во всем, то насколько же больше должны проявлять самоотречения люди, стремящиеся получить не только венец бессмертной славы, но и жизнь, которая будет столь же продолжительной, сколь долго будет стоять престол Иеговы, а также вечное богатство, нетленные почести и вечную славу. Не вдохновят ли предложенные стимулы участников христианского забега на то, чтобы во всем проявлять самоотречение и воздержание, подчинять низменные, животные наклонности и страсти, порабощать тело, обуздывая аппетит и различные похоти? Ибо лишь в таком случае они могут стать причастниками Божеского естества, удаляясь от господствующего в мире растления похотью.

Если обещанная нам несравненно более драгоценная и славная награда не вдохновит нас на то, чтобы с радостью переносить еще большие лишения и еще большее самоотречение в отличие от мирских людей, стремящихся получить всего лишь земную безделушку, тленный венец, дающий им почести лишь от немногих людей этого мира и ненависть со стороны гораздо большего числа людей, значит, мы недостойны вечной жизни.. Нам нужно настолько же превзойти соискателей любых земных наград в рвении, усердии, настойчивости, мужестве, энергии, самоотречении и жертвенности, насколько наша цель возвышенней и драгоценней их целей. Мы ищем нетленного, вечного, бессмертного, самого славного сокровища, тогда как то, к чему стремятся люди в этом мире, может просуществовать всего лишь один день, потому что все земное недолговечно, преходяще и быстротечно, как утреннее облако.

Крест, крест! Подними его, брат Д., и когда ты попытаешься это сделать, то с удивлением обнаружишь, что он поднимает тебя и поддерживает. В неблагоприятных жизненных обстоятельствах, в лишениях и скорбях он будет твоей опорой и посохом. Ты обнаружишь, что он увешан милостью, состраданием, сочувствием и невыразимой любовью. Он окажется для тебя залогом бессмертия. Хорошо, если ты сможешь сказать вместе с Павлом: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14).

Дух Господень вот уже некоторое время работает над твоей женой. Если бы ты предал все Богу, у нее хватило бы сил жить согласно истине. Если ты решишь отвернуться от истины, то вниз покатишься уже не в одиночестве; ты не только потеряешь собственную душу, но и станешь орудием в руках дьявола, чтобы сбивать с пути ближних, и их кровь будет найдена на твоих одеждах. Если бы ты всегда сохранял порядочность, то твоя мать, твой брат Е. и та, что теперь стоит на краю могилы, имели бы утешение от Духа Божьего и хороший опыт в истине. Всегда имей в виду, что мы отвечаем за то влияние, которое оказываем на ближних. Своим влиянием мы либо собираем со Христом, либо расточаем. Мы либо помогаем душам идти узким путем святости, либо являемся для них помехой, камнем преткновения и уводим их с истинного пути. Тебе, мой многоуважаемый брат, нельзя терять время.

[48]

Постарайся наверстать упущенное, потому что дни лукавы. Твои приятели, общество которых ты выбрал, стали для тебя помехой. Выйди из среды их и отделись. Будь ближе к Богу и теснее сплотись с Его народом. Пусть все твои интересы и привязанности сосредоточиваются на Христе и Его последователях. Больше всего люби тех, кто сильнее всего любит Христа. Порви все нити, которые связывают тебя с теми, кто не любит Бога и Его истину. Какое общение у света с тьмой или какое соучастие верного с неверным?

Над тобой нависла угроза крушения в вере. Тебе нужна вся сила, которую ты можешь получить от детей Божьих, обладающих надеждой, мужеством и верой. Но не пренебрегай молитвой, тайной молитвой. В молитве будь настойчив, развивай в себе дух истинного посвящения. Тебе также необходимо изменить свои методы в бизнесе; не могу сказать тебе, какие именно, но ты сам как следует подумай, ибо что-то ты делаешь не так. Мы трудимся для вечности. Все наши поступки, все наши слова будут взвешены на весах святилища. Справедливый и беспристрастный Бог решит все спорные случаи и разберется во всех событиях нашей жизни. «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16:10).

Пусть ничто не мешает твоему продвижению к вечной жизни. Сейчас решаются твои вечные интересы. В тебе должна произойти основательная работа. Тебе необходимо полностью обратиться — иначе ты потеряешь Небо. Но Иисус приглашает тебя сделать Его своей опорой и силой. Он будет тебе скорым помощником в бедах. Он будет для тебя как тень от большой скалы в знойной пустыне. Пусть тебя не очень беспокоит вопрос о том, как преуспеть в этом мире, но больше переживай о том, как приобрести для себя лучший мир и что

[49]

необходимо делать, чтобы спастись. Спасая свою душу, ты спасаешь ближних. Поднимаясь на более высокий духовный уровень, ты тянешь за собой других. Твердо ухватившись за истину и Божий престол, ты помогаешь им сосредоточить свою колеблющуюся веру на Его обетованиях и Его вечном престоле. Тебе нужно начать ценить спасение больше, чем земную выгоду, и все почитать за сор ради приобретения Христа. Ты должен всецело посвятить себя достижению этой цели. Бог не допускает никаких оговорок, никакого двоедушия и не пожелает мириться с твоими идолами. Ты должен умереть для себя и для этого мира; каждый день обновляй свое посвящение Богу. Вечная жизнь стоит настойчивых, неустанных усилий на протяжении всей жизни.

Мне было показано, что твой брат какое-то время был убежден в истине, но из-за дурного влияния отошел от нее. Его жена была помехой ему в том, чтобы он мог следовать своим убеждениям, но в скорби своей она взыскала Господа и нашла Его. Тогда у нее возникло сильное желание, чтобы и муж ее принял истину; она покаялась в том, что противодействовала ему, что ее гордыня и любовь к миру так долго мешали ему принять истину. Подобно уставшему ребенку, который хочет отдохнуть, но не может обрести покой, она наконец-то откликнулась на милостивое приглашение: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Ее утомленная и обремененная душа взыскала Господа, и в смирении, покаянии и искренней молитве она возложила свое бремя на великого Носителя бремен и нашла в Нем покой. Она получила свидетельство того, что ее смирение и серьезное покаяние приняты Богом и что ради Христа Он простил ее грехи.

Мне было показано, брат Д., что у тебя осталось немного времени. Потрудись как следует, чтобы наверстать упущенное. В своих деловых отношениях не допускай, чтобы что-либо недоброе запятнало твой христианский характер. Сохраняй одежды свои неоскверненными от мира. Бодрствуй и молись, чтобы не впасть в искушение. Искушения могут окружать тебя повсюду, но тебе вовсе необязательно поддаваться им. Ты можешь получить силу от Христа и остаться

[50]

незапятнанным среди скверн нашего развращенного века. «…Которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2 Петр. 1:4). Сосредоточь свой мысленный взор на Христе, на Божественном образе. Подражай Его незапятнанной жизни и будешь участвовать во славе Его и вместе с Ним наследуешь Царство, уготованное тебе прежде создания мира.