Глава XIII. Служители, которые пасут самих себя

Брат Р., своим влиянием ты не прославлял дело истины для настоящего времени. Если бы ты был освящен истиной, которую проповедуешь другим, то принес бы в десять раз больше пользы делу Божьему. Ты так долго полагался на сенсацию как на основной метод проповеди, что теперь без этого у тебя нет достаточного мужества для труда на ниве Божьей. Твоя сила, слава и успех как работника неразрывно связаны с необычным эмоциональным возбуждением и сенсационным интересом, но это неугодно Богу. Ты льстишь себе, что твой труд в этом направлении успешен, однако ты ошибаешься.

При тщательном расследовании оказывается, что после таких особенно восторженных собраний можно собрать всего лишь несколько снопов. К сожалению, весь прошлый опыт не научил тебя тому, что надо изменить подход к работе на ниве Божьей. Ты не делаешь выводов из прошлых ошибок и не планируешь свой будущий труд таким образом, чтобы решительно избегать их. Причина этого кроется в том, что твои сенсационные собрания стимулируют тебя так же, как вино пьяницу. Ты стремишься к ним, как алкоголик жаждет глотка спиртного, чтобы взбодриться. Эти споры, вызывающие всеобщее возбуждение, ошибочно принимаются за ревность о Боге и любовь к истине. Дух Божий почти уже не сопровождает твои труды, ибо ты лишился Его. Если бы Бог был с тобой во всех твоих решениях, если бы ты чувствовал бремя ответственности за души и имел бы достаточно мудрости, чтобы приводить их в Царство Христово благодаря умелой организации этих волнующих вечеров, то увидел бы плоды своих трудов и Бог был бы прославлен. Твоя душа должна пламенеть духом истины, которую ты излагаешь другим. Когда

[228]

ты трудишься, убеждая людей в обязательности исполнения Закона Божьего и предлагая им покаяться перед Богом и уверовать во Христа, твоя работа только начинается. Ты слишком часто пытаешься оправдать свое нежелание доводить до конца начатое дело и тем самым возлагаешь на братьев, которым приходится заканчивать начатую тобой работу, тяжкое бремя, но ведь это твоя обязанность. Ты говоришь, что не имеешь необходимых качеств, чтобы завершить работу. Тогда чем скорее ты научишься нести бремя пастыря и пасти стадо, тем будет лучше.

Как истинному пастырю тебе надо приучать себя работать с людьми и каждому в стаде Божьем своевременно давать пищу. Тебе надо быть прилежным и заранее, тщательно исследовав Библию, подготовить несколько практических тем, чтобы изложить их людям в силе Духа, просто и понятно, в нужное время и в нужном месте, когда у людей возникнет в этом потребность. Ты недостаточно основательно приготовлен по слову откровения ко всякому доброму делу. Когда стаду нужна была духовная пища, ты часто излагал им теоретическую тему, основанную на многочисленных аргументах и отвечавшую текущим нуждам не больше, чем если бы речь шла о внутренних делах. Если бы ты позаботился о том, чтобы освоить несколько практических тем, которыми Слово Божье может снабдить тебя в достаточном количестве, то мог бы питать стадо надлежащей пищей, способствовавшей духовному оздоровлению и укреплению людей и удовлетворявшей их потребности.

Тебе еще предстоит познакомиться с работой истинного пастыря. Когда ты поймешь ее, то ощутишь такой груз ответственности за дело Божье, что тебе будет не до шуток и не до легкомысленных и пустых разговоров. Служитель Христа, надлежащим образом чувствующий на себе бремя работы и хорошо понимающий возвышенный характер и святость своей миссии, не станет шутить или легкомысленно разговаривать с агнцами стада.

Истинный пастырь будет интересоваться всем, что так или иначе связано с благополучием стада, наставляя, защищая и

[229]

питая его. Он будет поступать мудро и осмотрительно, проявлять нежное участие в жизни всех своих ближних, а особенно тех, кто борется с искушениями, страждет и впадает в отчаяние. Вместо того чтобы оказывать сострадание этим людям в соответствии с их конкретными нуждами и немощами, ты, мой брат, сторонишься их, обращаясь за сочувствием к другой категории людей. «Так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28). «Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его» (Ин. 13:16). «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать: каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал, но как написано: «злословия злословящих Тебя пали на Меня»» (Рим. 15:1-3).

Служителю Евангелия не подобает господствовать над наследием Божьим, но в смирении ума, с кротостью и снисхождением наставлять, обличать, запрещать со всяким долготерпением и назиданием. Как вышеприведенные тексты Писания согласуются с твоей прошлой жизнью? Ты почти всю свою жизнь развивал у себя эгоистичный нрав. Ты женился на волевой и властной женщине, от природы чрезвычайно себялюбивой. Вы оба любите себя, и ваш брак не пошел вам на пользу, но усилил опасность, которая угрожает обоим. Вы оба были недобросовестны и не имели страха Божьего в высшем смысле этого слова. Господствующим принципом вашей жизни стали себялюбие и самоугождение. Вы оба недостаточно посвятили себя Богу и потому не могли принести пользу друг другу. Каждый из вас хотел поступать по-своему; каждый хотел, чтобы его баловали, хвалили и обслуживали.

Господь видел грозящие вам опасности и время от времени посылал предупреждения через Свидетельства о том, что ваши вечные интересы окажутся под угрозой, если вы не победите

[230]

себялюбие и не подчините свою волю воле Божьей. Если бы вы вняли наставлениям и предостережениям Господним, если бы развернулись в противоположную сторону и полностью изменили свою жизнь, то твоя жена не попала бы в ловушку врага и Бог не оставил бы ее во власти такого сильного заблуждения, что она поверила сатанинской лжи. Если бы ты принял посланный Богом свет, то был бы сейчас сильным и успешным работником в деле Божьем и мог бы сделать в десять раз больше того, что делаешь сейчас. Ты ослабел, потому что не дорожил светом. Ты мог лишь некоторое время отличать голос истинного Пастыря от голоса чужака. Не захотев ходить во свете, ты навлек на себя тьму, и твоя совесть, которую ты часто попирал, притупилась.

Твоя жена не поверила тому свету, который Господь по Своей милости послал ей, и не приняла его. Она презрела обличение и сама закрыла дверь, через которую до нее доносился голос Господа, предупреждавший и наставлявший ее. Сатана был доволен, поскольку ничто уже не могло помешать ему вкрасться к ней в доверие и своими приятными, льстивыми обольщениями пленить ее и подчинить своей воле.

Господь дал тебе свидетельство, что твоя жена мешает тебе в твоих трудах, и что не следует брать ее с собой в путешествия, пока ты не получишь ясных доказательств того, что она обратилась и преобразилась обновлением ума своего. Тогда ты решил, что у тебя есть предлог попросить братьев предоставить тебе собственный дом; в качестве оправдания ты привел вышеуказанное свидетельство и действовал соответствующим образом, хотя и не нуждался в собственном доме. Твоя жена имела долг перед родителями, но она пренебрегала им всю свою жизнь. Если бы она радостно взялась за исполнение этого долга, то не была бы сейчас пленена сатаной, не исполняла бы его волю и не оскверняла бы свое сердце и душу служением ему.

Ты вообразил себе, что нуждаешься в отдельном доме, поскольку и до этого у тебя было уже много мнимых нужд, существовавших только в твоем воображении. Ты получил дом, которого так жаждало твое эгоистичное сердце, и мог бы со всеми удобствами оставлять там жену. Однако Бог приготовил для нее последнее испытание. Тяжелая болезнь, постигшая ее мать, могла бы пробудить сострадание в ее сердце, если

[231]

бы оно не было до такой степени иссушено эгоизмом. Но даже этот Божий Промысел не зажег в ней дочерней любви к страдающей матери. Ей не мешали заботы по дому, у нее не было детей, которые требовали ее любви и заботы, и все свое внимание она обратила на свое бедное «я».

Бремя забот, которое вынужден был нести на себе ее отец, оказалось непосильным для его преклонного возраста, и он слег в постель, также сраженный тяжким недугом. Если бы в сердце дочери оставалась хоть капля жалости и человеческого сострадания к родителям, то уж после этого она должна была наконец почувствовать себя обязанной разделить бремя своей сестры и ее мужа. Но, отказавшись брать на себя какие-либо заботы и бремена, она тем самым доказала, что ее сердце бесчувственно, как камень.

Она понимала, что если, живя так близко от родителей, останется безразличной к их нуждам, это будет свидетельствовать против нее, и тогда она сообщила о положении дел своему мужу. Брат Р., будучи таким же эгоистичным, как и его жена, срочно вызвал ее к себе. Как же ангелы Божьи, нежные, сострадательные, любящие и служащие людям ангелы смотрели на этот его поступок? Дочь оставила незнакомых людей осуществлять необходимый уход за родителями, тогда как сама обязана была с радостью помочь своей сестре, обремененной заботами. Ангелы с изумлением и горестью смотрели на ужасную сцену и отвернулись от столь эгоистичной женщины. Их место заняли злые ангелы, и она была пленена сатаной, чтобы исполнять его волю. Она стала сатанинским медиумом и оказалась величайшей помехой для своего мужа; вот почему его труды не приносили ощутимого результата.

Дело Божье в N. находилось бы в лучшем состоянии, если бы там не было проведено этой последней кампании, поскольку работа так и осталась незавершенной. У людей начал было появляться интерес, но никто его не поддержал, и теперь он уже не возникнет снова. Я прошу тебя, брат Р., сравнить тексты Писания о работе и служении Христа, которые я ранее цитировала, с тем, как ты себя вел, будучи служителем Евангелия, и особенно с упомянутом выше случаем, в котором твой долг и долг твоей жены был предельно ясен всем, кроме вас, поскольку вашу совесть и чувства парализовало длительное поклонение своему «я».

[232]

Из-за того что вы оставили своих родителей страдать, тогда как они нуждались в помощи, церковь вынуждена была взять на себя это бремя и ухаживать за страждущими членами тела Христова. Такой бессердечностью вы навлекли на себя Божье неодобрение. Бог не желает сквозь пальцы смотреть на подобные вещи. Ангелы записывают все это. Бог не может даровать благополучие тем, кто поступает вопреки ясному долгу, указанному в Его Слове, — долгу детей по отношению к родителям. Дети, так же как и вы не чувствующие никаких обязательств перед своими земными родителями, но с такой легкостью пренебрегающие своим долгом по отношению к ним, не будут иметь должного уважения и к своему Небесному Отцу; они не будут с почтением относиться и к тем требованиям, которые Бог к ним предъявляет. Если они не уважают и бесчестят своих земных родителей, то не будут уважать и любить своего Творца. Пренебрегши своими родителями, твоя жена нарушила пятую заповедь Десятисловия: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20:12). Это пятая заповедь с обетованием. Дети, не уважающие или бесчестящие своих родителей, не могут ожидать, что Божье благословение будет сопровождать их. Наши родители имеют на нас определенные права, и мы не можем пренебречь ими или забыть о них. Но дети, которых не воспитывали и не обуздывали должным образом и которым позволяли думать только о себе и эгоистично стремиться к легкой жизни и удовольствиям, вырастают бессердечными и не уважают законные права родителей, заботившихся о них в детстве.

Брат Р., ты сам проявлял точно такой же эгоизм и так же пренебрегал своим долгом. Ты требовал к себе внимания и заботы, но не отвечал тем же. Ты был эгоистичным и требовательным, часто вел себя неразумно и заставлял свою жену волноваться. Вы оба не посвятили себя полностью Богу и оба проявляли редкостный эгоизм. Ты мало жертвовал ради истины. Вы с женой всячески избегали тяжелой работы и стремились занять такое положение, чтобы вас обслуживали, вместо того чтобы пытаться как можно меньше обременять других.

Служители Христа должны чувствовать себя обязанными, если они пользуются гостеприимством своих братьев или

[233]

друзей; надо приносить благословение такой семье, стремясь воодушевлять и укреплять ее членов. Братьям не следует пренебрегать пасторскими обязанностями, когда они посещают один дом за другим. Им надо познакомиться со всеми членами семьи, чтобы понять духовное состояние каждого и в зависимости от этого менять к ним свой подход. Когда служитель, возвещающий миру торжественную весть предостережения, пользуется гостеприимством и любезностью друзей и братьев и при этом пренебрегает обязанностями пастыря стада, если он подает плохой пример, ведет себя неосмотрительно, пустословит с молодежью, паясничает и шутит, рассказывает анекдоты, чтобы вызвать смех, то тем самым он показывает, что недостоин быть служителем Евангелия и что сам нуждается в обращении, прежде чем ему можно будет доверить заботу об овцах и агнцах. Служители, халатно относящиеся к обязанностям, лежащим на верном пасторе, показывают, что они сами не освятились истинами, которые проповедуют ближним. Они недостойны того, чтобы получать содержание в качестве работников в винограднике Господнем, пока не осознают всю святость работы Христова служителя.

Когда надо бывать только на вечерних собраниях, у служителя появляется много времени, которое можно использовать с большой пользой, посещая людей из дома в дом и знакомясь с их жизнью. И если служители Христа имеют добродетели Святого Духа, если они подражают своему великому Примеру, то всегда найдут доступ к сердцам и завоюют души для Христа. Некоторые служители, несущие последнюю весть милости, слишком отдаляются от людей. Они не используют предоставляющиеся возможности завоевать доверие неверующих своим образцовым поведением, бескорыстной заинтересованностью в благополучии других людей; добротой, великодушием, смиренномудрием, вежливостью и любезностью. Эти плоды Святого Духа окажут куда более сильное воздействие, чем проповеди с кафедры, исключающие возможность индивидуального подхода к семьям. Только проповедь конкретных, испытывающих истин, сопровождающаяся индивидуальной работой с людьми по домам, значительно усилит доброе влияние, и души будут обращаться к истине.

[234]

Некоторые наши служители слишком облегчают себе жизнь, избегая индивидуальной работы, так как не хотят взваливать на себя лишнее бремя. По этой причине они не чувствуют нужды получать особую помощь от Бога; вот если бы они попытались взять на себя такой груз ответственности, какой требует от них дело Божье и наша вера, тогда бы почувствовали эту потребность. Когда приходится нести на себе бремя дела Божьего и несущие это бремя оказываются в стесненных обстоятельствах, тогда они чувствуют необходимость жить рядом с Богом, чтобы с уверенностью предавать Ему свои пути и с верой претендовать на ту помощь, которую только Он единственный и может дать. Тогда они каждый день будут обретать опыт веры и упования, то есть то, что наиболее ценно для служителей Евангелия. Обычно служители не сознают, насколько серьезна и священна их работа. Им ведь надо повсюду оказывать освящающее влияние. Бог требует, чтобы люди, совершающие святое служение, ревностно относились к Его делу. Главной их целью должно быть спасение душ. Брат Р., ты не испытал того, о чем пишет пророк Иоиль: «Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: «пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание»» (Иоил. 2:17). «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостию. С плачем несущий семена возвратится с радостию, неся снопы свои».

Брат Р., мне было показано, как разительно отличается твой труд от тех требований, что изложены в Слове Божьем! Ты был небрежен в выборе слов и манер. Все получилось наоборот: вместо пастыря овцы несли на себе бремя забот, они предостерегали, обличали, наставляли его и плакали по поводу его безрассудного поведения, ибо пастырь возомнил, что, вступив в свою должность, он стал устами Бога. На самом же деле он больше был занят собой, чем своими бедными овцами. Ты, брат Р., не чувствовал ответственности за души. Ты не приступал к трудам своим с плачем и молитвой о людях, об обращении грешников. Если бы ты это делал, то сеял бы семя, которое после многих дней взошло бы и принесло плод во славу Божью. Когда ты не занят беседами у камина и молитвами в семьях, тебе следует проявлять предприимчивость, беречь время и учиться нести ответственность, выполняя

[235]

полезную работу.

Ты и твоя жена спасли бы себя от многих неприятностей и стали бы гораздо более жизнерадостными и счастливыми, если бы сочетали умственную работу с физическим трудом. Ваши мышцы созданы для труда, но не для бездействия. Бог дал Адаму и Еве в Едеме все, чего их душа желала; тем не менее их Небесный Отец знал, что им надо чем-то занять себя, чтобы оставаться счастливыми. Если бы ты, брат Р., упражнял свои мышцы и работал физически какую-то часть каждого дня, совмещая оба рода занятий, твой разум был бы более уравновешен, помыслы твои были бы чище и благороднее, и сон твой был бы здоровым и спокойным. В твоей голове не было бы такой путаницы, ее перестали бы посещать всякие глупости, возникающие из-за постоянных умственных перегрузок. Ты бы яснее понимал священную истину и лучше исполнял свой нравственный долг. Ты не любишь работать руками, но ежедневно заниматься физическими упражнениями нужно для твоего же блага, ибо только таким образом можно улучшить вялое кровообращение и избавиться от немощей и постоянного недовольства.

Безусловно, не следует пренебрегать прилежным изучением истины, но тебе надо молиться о просвещении свыше, чтобы Бог открыл твоему разумению сокровища Своего Слова и чтобы ты был ко всякому доброму делу приготовлен. Ты никогда не достигнешь такого состояния, когда тебе уже не надо будет искренне бодрствовать и молиться, чтобы преодолеть все напасти лукавого. Тебе необходимо все время стоять на страже, чтобы твое «я» не привлекало к себе много внимания. Ты развил у себя привычку ставить свое «я» на первый план, размышлять в первую очередь о своих семейных неурядицах и о своем слабом здоровье. Короче говоря, твое «я» является постоянной темой твоих разговоров и встает между тобой и Спасителем. Тебе следует забыть о себе и укрыться за Иисусом. Возвеличивай дорогого Спасителя и забудь о себе. Когда ты поймешь и прочувствуешь собственную слабость, тогда тебе станет ясно, что в тебе нет ничего такого, что заслуживало бы особого внимания или размышления. Людям не просто надоели твои вступления перед началом

[236]

проповеди, они вызывают у них отвращение. Всякий раз, когда во время проповеди ты упоминаешь о своих семейных неурядицах, ты опускаешься все ниже и ниже в глазах слушателей, и у них закрадывается подозрение, что у тебя не все в порядке с психикой.

Перед твоими глазами есть пример служителей, превознесших себя и страстно жаждавших получать похвалу от людей. Неразумные люди баловали их вниманием и льстили им, пока этих служителей не обуяла гордыня и самонадеянность. Уповая на собственную мудрость, они потерпели крушение в вере. Они считали себя настолько популярными, что позволяли себе делать все, что им заблагорассудится, не опасаясь повредить собственной репутации. Таким же образом проявилась и твоя самонадеянность. Когда служитель своими манерами и действиями дает сплетникам и наушникам пищу для всякого рода рассуждений и предположений, а его нравственные качества подвергаются серьезным сомнениям, ему не следует называть это ревностью или клеветой. Тебе надо бы тщательно проанализировать свой привычный ход мыслей, ибо он приводит к формированию определенных, гибельных для тебя навыков. Обрати внимание на тех, чье поведение должно внушать тебе отвращение, а затем воздержись от первого шага в том направлении, в котором пошли эти люди.

Ты проявлял самонадеянность и был до такой степени ослеплен и околдован сатаной, что не замечал и не понимал своих слабостей и многих заблуждений. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» (Гал. 5:22-26).

Мне были показаны обширные поля. Города и села, где бы они ни находились, должны услышать весть предостережения, ибо все люди будут испытаны и проверены вестью истины для настоящего времени. Нам предстоит великая работа, но труженики, вступающие на эти поля, должны обладать здравым суждением и знать, как обращаться с самыми разными людьми. Им необходимо быть терпеливыми, добрыми и учтивыми, иметь перед собой страх Божий.

Ты часто завоевываешь доверие людей, но если впоследствии теряешь его из-за неосмотрительного поведения, неблагоразумных решений, излишней суровости или властности, то тем самым наносишь делу Божьему более серьезный ущерб, чем если бы ты вообще не начинал трудиться в этом месте. Служители, действующие под влиянием минутного порыва,

[237]

весьма и весьма повредили делу Божьему. Кое-кого из них легко вывести из равновесия, и они часто раздражаются. Если их злословят, они отвечают тем же. Это как раз то, что радует сатану. Враги истины торжествуют, видя такое проявление слабости со стороны служителя Христова, ибо своим поведением он позорит дело истины для настоящего времени. Братья, проявляющие такую слабость характера, неправильно представляют перед другими истину или образ служителя, приверженного нашей вере. Неосмотрительность одного служителя бросает тень подозрения на всех и крайне затрудняет работу братьев, приходящих ему на смену.

Брат Р., когда ты начинаешь трудиться на новом поле, то любишь рассматривать темы, требующие доказательств, — ты уже приучил свой ум к такой работе. Но твои труды могли быть в десять раз ценнее, если бы ты приобрел практический опыт и проповедовал на приближенные к жизни темы, необходимые людям. Тебе надо стать учеником в школе Христа и на опыте приобрести практическое благочестие. Когда ты в своей душе почувствуешь спасительную силу истины, тогда уже не сможешь не питать стадо Божье теми же практическими истинами, от которых твое собственное сердце возрадовалось в Боге. Надо соединять практические темы с теорией, чтобы и сердца слушателей убедились в необходимости подчиняться требованиям истины, после того как разум уже убежден неопровержимыми доказательствами. Служителям Христа в их труде необходимо подражать примеру Господа. Им надо постоянно, наиболее доступным образом внушать людям важность практического благочестия и, подобно тому как это делал Спаситель в Своих беседах, открывать людям необходимость соблюдения религиозных принципов и праведности в повседневной жизни. Людей не питают служители популярных церквей, и души умирают от недостатка духовной пищи, которая должна насыщать их и способствовать духовной жизни.

В твоей жизни, брат Р., нет смиренномудрия и кроткого поведения. Ты любишь Бога словом, но не делом и истиной. Твое самолюбие легко уязвимо. Служителям же надо прежде всего почувствовать освящающее влияние истины в собственном

[238]

сердце и жизни. Тогда их усилия на кафедре будут подкрепляться жизненным примером. Служителям надо смягчиться и освятить себя — только тогда Бог сможет особым образом благословить их труды.

Ты упустил золотую возможность собрать жатву душ; случилось так потому, что Бог не мог действовать через тебя, ибо сердце твое было неправо перед Ним. Твой дух был нечист в глазах Того, Кто есть само воплощение чистоты и святости. Если ты не видишь беззаконие в сердце твоем, Господь не услышит твою молитву. Наш Бог есть Бог-ревнитель. Он знает помыслы, фантазии и намерения сердечные. Ты следовал собственному суждению и потерпел печальную неудачу, тогда как мог бы иметь успех. От твоих трудов слишком многое зависит, чтобы совершать их небрежно или безрассудно. Души испытываются важной вечной истиной, и то, что ты говоришь или делаешь, может оказать решающее влияние на выбор людей за или против истины. В то время как тебе следовало смиряться перед Богом, умолять Его поддержать твои усилия, самому ощутить груз ответственности за Его дело и ценность душ, ты избрал общество молодых женщин, не думая о священной работе Божьей и о своем положении служителя Евангелия Христова. Ты стоял между живыми и мертвыми, однако участвовал в пустых и легкомысленных разговорах, шутил и рассказывал смешные истории.

Как могут служащие ангелы находиться рядом с тобой, озарять тебя светом и придавать тебе духовную силу? В то время когда ты обязан искать пути и средства, с помощью которых надо бы просветить находящихся во тьме и заблуждении, ты ублажаешь себя, демонстрируешь такой эгоизм, что можешь заниматься делом, к которому, кстати, у тебя нет склонности или любви. Если думающие люди критикуют наши взгляды, ты становишься нетерпим к ним. Ты часто отвечаешь оппонентам резко и коротко, словно они занимаются не своим делом и вообще не имеют права самостоятельно исследовать Писание, но должны слепо соглашаться со всем, что ты им говоришь. Работая служителем, ты своим некорректным обращением с людьми отвратил многие души от истины. Ты не всегда такой раздражительный и недоступный. Когда у

[239]

тебя хорошее настроение, ты обстоятельно и откровенно отвечаешь на вопросы; но зачастую ты бываешь взыскательным и нелюбезным, капризным и раздражительным, как ребенок.

Спрятанный слиток золота и вавилонская одежда привели в смятение весь стан израильский. Бог отнял благословение от Своего народа из-за греха одного человека. Тысячи были убиты на поле сражения, потому что Бог не желал благословлять народ, среди которого находился хотя бы один грешник, сознательно нарушивший Его предписания. Этот грешник не занимал ответственного положения, однако Бог-ревнитель не мог выступить в сражении на стороне армии Израиля, пока в его стане имели место тайные грехи.

Несмотря на то, что нам дано предупреждение апостола «воздерживаться от всякого рода зла», некоторые из нас упорно продолжают вести себя недостойно своего христианского звания. Бог требует, чтобы Его народ был свят, отделил себя от дел тьмы, сохранял чистоту в сердце и в жизни и хранил себя неоскверненным от мира. Дети Божьи по вере во Христа являются Его избранным народом, и если они стоят на святой земле библейской истины, то будут ограждены от участия в бесплодных делах тьмы.

Брат Р., ты самым непосредственным образом мешал делу Божьему, погружая его во тьму разочарования. Сатана ослепил тебя, и ты трудился только ради того, чтобы люди выражали тебе сочувствие. И ты добивался своего. Если бы ты стоял во свете, то понял бы, что сатана активно пытается обольстить и погубить тебя. Дети Божьи едят и пьют не для ублажения своего аппетита, но чтобы поддерживать жизнь и способность исполнять волю своего Господа. Они одеваются ради сохранения здоровья, а не для того, чтобы покрасоваться или гоняться за быстро меняющейся модой. Похоть очей и гордость житейская принципиально не имеют места в их домах. Во всех их поступках видна благочестивая искренность, они беседуют только на возвышенные и небесные темы.

Бог весьма сострадателен, ибо Он понимает наши

[240]

слабости и искушения; и когда мы приходим к Нему с сокрушенным сердцем и смиренным духом, Он принимает наше покаяние и обещает нам, что если мы прибегнем к Его защите и заключим с Ним мир, Он примирится с нами. О, какая благодарность, какая радость должна переполнять наши сердца, когда мы думаем о милосердии Божьем!

Ты же не полагался на силу Божью. Ты думал о себе и сделал свое «я» главной темой разговоров и размышлений. Ты смотрел на свои переживания через увеличительное стекло и рассказывал о них всем подряд; твой разум отвратился от истины, от великого Примера, Которому мы должны подражать, и ты сосредоточил все свое внимание на слабом брате Р.

Когда ты не стоишь на кафедре, ты обязан чувствовать ценность душ и искать возможность открыть истину отдельным людям. Но ты не ощущал ответственности, лежащей на служителе Евангелия. Иисус и Его праведность не были темой твоих проповедей, и ты упустил много возможностей; а ведь если бы ты использовал их, более двадцати душ могли бы все отдать ради Христа и истины. Но ты не захотел брать на себя бремя. Труд пастора включает в себя крест, который ты не хотел нести.

Я видела, что ангелы Божьи наблюдают за тем, какое впечатление ты производишь на слушателей, какие плоды ты выносишь из собрания и каково твое влияние на верующих и неверующих. Я видела, что эти ангелы печально закрывают свои лица и скорбно и неохотно отворачиваются от тебя. Часто ты растрачивал свои силы на маловажные дела, и когда тебе надо было предпринимать усилия, требующие мобилизации всех сил, ясного мышления и ревностных молитв, когда тебе приходилось иметь дело не только с людьми, но с начальствами и властями, с сатаной и его ангелами, ты следовал своим природным наклонностям и желаниям и уповал только на свою силу и мудрость. Это означало, что ты делал работу Божью небрежно, подвергал опасности истину и дело Божье и ставил под угрозу спасение душ.

Ты обязан полностью перемениться, прежде чем тебе можно будет доверить дело Божье. Тебе надо относиться к жизни как к серьезной действительности, а не как к праздной мечте. Будучи стражем на стенах Сиона, ты отвечаешь за души человеческие. Тебе необходимо утвердиться в Боге, поскольку ты

[241]

действуешь без должного размышления, повинуясь скорее эмоциональному порыву, чем принципу. Ты не чувствовал необходимости развивать свой ум или распинать в себе ветхого человека со всеми его страстями и похотями. Святой Дух должен привести тебя в равновесие и впредь управлять всеми твоими поступками. Сейчас у тебя нет уверенности в твоих начинаниях. Ты что-то делаешь, а потом переделываешь, начинаешь созидать, а затем разрушаешь; пробуждаешь в людях интерес и тут же сам гасишь его из-за недостатка в тебе Божественной мудрости и полного посвящения Богу. Ты не укреплен, не утвержден и не укоренен в истине. У тебя было мало веры, и ты не жил жизнью молитвы. Тебе надо тесно связать свою жизнь с Богом, чтобы не сеять в плоть и не пожать потом тление.

Шутки, анекдоты и светские разговоры составляют дух мира сего. Христиане, имеющие мир Божий в сердце, всегда жизнерадостны и счастливы без всякого рода легкомысленных шуток. Бодрствуя в молитве, они обретают мир и безмятежность и вполне обходятся без этих излишеств. Тайна благочестия, открытая пониманию служителя Христова, поднимет его над земными и чувственными наслаждениями. Он станет причастником Божеского естества и уже не поддастся господствующему в мире растлению похотью. Постоянное общение с Богом сделает его плодотворным в познании Божьей воли и откроет перед ним сокровищницу проповедей на практические темы, которые он сможет излагать людям. Эти темы далеки от легкомыслия, они не вызовут даже подобия улыбки, но будут настраивать прихожан на самый серьезный лад, затрагивать их сердца и умножать нравственную открытость к священным требованиям, которые Бог предъявляет к нашей жизни. Все, кто проповедует Слово Божье и наше учение, должны быть Божьими мужами с чистым сердцем и чистой жизнью.

Тебе угрожает величайшая опасность своим поведением навлечь поношение на дело Божье. Сатана знает твои слабости. Его ангелы сообщают о твоих слабых местах тем, кто обманут его лживыми чудесами, и они уже считают тебя одним из своих. Сатана ликует, видя, как глупо ты себя ведешь, потому что ты вступаешь на его территорию и даешь ему преимущество

[242]

в борьбе. Он хорошо знает, что неблагоразумное поведение людей, отстаивающих Закон Божий, отвратит души от истины. Ты не взвалил на себя бремя работы и не трудился с людьми наедине столь старательно и искренне, чтобы произвести на них благоприятное впечатление и убедить их принять истину. Ты часто раздражаешься, ведешь себя по-детски и наживаешь себе врагов собственной грубостью и резкостью. Если ты не будешь стоять на страже, то настроишь людей против истины. Если ты не преобразишься и не начнешь всегда и везде следовать тем принципам священной истины, о которых ты проповедуешь с кафедры, то многого своими трудами не добьешься.

На тебе лежит груз ответственности. Долг стража — всегда быть на своем посту, надзирая за душами, поскольку он обязан дать отчет. Если ты отвлекаешься от великой работы и твой ум заполняют несвятые помыслы, если корыстные планы и проекты лишают тебя сна и это сказывается на твоих умственных и физических силах, значит, ты согрешаешь против собственной души и против Бога. Твой разум притупился, и ты ставишь святое на один уровень с обыденным. Бог бесчестится, Его дело терпит поношение, и добрая работа, которую ты мог бы выполнить, если бы сделал Бога своим упованием, совершается впустую. Если бы ты сохранял необходимую бодрость и энергию и вкладывал все силы ума и души в важное дело Божье, то добился бы значительно лучших результатов и качественнее исполнял бы работу.

В твоих трудах было много изъянов. Работодатель нанимает людей, чтобы они выполнили для него очень тонкую и точную работу, требующую постоянной учебы и вдумчивого к ней отношения. Соглашаясь выполнить эту работу, специалисты знают: чтобы справиться с поставленной задачей, надо мобилизовать все свои способности и трудиться, не жалея сил. Но один из них находится во власти извращенного аппетита, ибо любит крепкие напитки. Изо дня в день он удовлетворяет свою потребность в алкоголе, и когда находится под воздействием этого наркотика, его ум затуманен, нервная система ослаблена, непослушные руки дрожат. Но этот человек продолжает трудиться изо дня в день и почти заваливает порученную ему работу. В итоге он теряет право на зарплату и

[243]

наносит почти непоправимый ущерб своему работодателю. Из-за своей недобросовестности он теряет также доверие хозяина и коллег. Ему была поручена большая, ответственная работа, и, взявшись за нее, он тем самым признал, что обязуется выполнить ее так, как того требует работодатель. Однако из-за любви к себе этот рабочий всячески потакал своему аппетиту, рискуя провалить задание.

С тобой, брат Р., происходит нечто подобное. Но служитель Христа, обязанный предупреждать мир о грядущем суде, несет гораздо большую ответственность, чем простой труженик, так как вечные ценности важнее временных, земных. Если служитель Евангелия, вместо того чтобы руководствоваться долгом, следует своим наклонностям, если он потакает своему «я», нанося ущерб собственным духовным силам, и в результате действует неблагоразумно, то на последнем суде люди восстанут и осудят его за неверность. На его одежде будет обнаружена их кровь. Неосвященный служитель может поначалу не придавать особого значения тому, что он ведет себя неровно, импульсивно, несвято, что он сначала созидает, а вслед за тем разрушает созданное, что он лишает мужества, огорчает и разочаровывает тех самых людей, которые приняли проповедуемую им истину. Печально терять доверие тех, ради чьего спасения он трудился. Но служитель не сможет до конца осознать последствия своего неразумного поведения, если не будет смотреть на все так, как на это смотрит Бог.

[244]