Глава IV. Любовь к миру

Искушение, которое сатана предложил нашему Спасителю, подняв Его на весьма высокую гору (см. Мф. 4:8), — это одно из главных искушений, одолевающих людей. Сатана обещал отдать Христу все царства этого мира во всей их славе при том условии, что Христос воздаст ему почести как высшему против Него. Наш Спаситель прочувствовал на Себе всю силу этого искушения, но отверг его ради нас и победил. Он бы не был испытан именно таким образом, если бы человек не сталкивался с тем же искушением. Сопротивляясь соблазну, Он дал нам пример, которому мы обязаны следовать, когда сатана подойдет лично к нам, чтобы поколебать нас в нашей вере.

Если человек привязан к благам этого мира, он не станет истинным последователем Христа. Иоанн в своем Первом послании пишет: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (2 Ин. 2:15). Наш Искупитель, Который испытал на Себе данное искушение сатаны во всей его силе, хорошо знает, какая опасность угрожает человеку, если он подчинится соблазну любить мир.

Христос поставил Себя на место человека, пройдя проверку этим искушением и победив его за человека. Своими предостережениями Он ограждает нас там, где сатана может успешнее всего искусить нас. Он знал, что сатана одержит

[478]

победу над человеком, если тот не будет особым образом ограждать себя от нездорового аппетита, любви к мирским почестям и богатству. Он говорит: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкопывают и не крадут; ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:19-27). «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24).

Здесь Христос указывает нам на двух господ: Бога и этот мир и убеждает нас в том, что никак невозможно служить им обоим. Если в нас преобладает заинтересованность в этом мире и любовь к нему, мы не будем ценить то, что заслуживает нашего внимания превыше всего остального. Любовь к миру исключает любовь к Богу и подчиняет наши высшие интересы мирским соображениям. Таким образом. Бог не будет занимать возвышенное место в наших чувствах и привязанностях.

Наши дела достаточно точно показывают, до какой степени земные сокровища владеют нашим сердцем. Мирским заботам уделяется максимум внимания, энергии, тревог и труда, тогда как вечные ценности отходят на задний план. Вот здесь-то сатана получает от людей те почести, которых не сумел добиться от Христа. Именно эгоистичная любовь к миру портит веру так называемых последователей Иисуса и делает их морально слабыми и неустойчивыми. Чем больше они любят свои земные богатства, тем дальше отходят от Бога и тем меньше становятся причастными к Его Божественному естеству, а ведь оно могло бы внушить им отвращение к мирскому растлению и насторожить в отношении опасностей, которым они подвергаются.

Цель сатанинского искушения — сделать мир чрезвычайно привлекательным. Он пленяет чувства даже тех, кто называют себя христианами, используя их любовь к богатству и мирским почестям. Значительная часть так называемых

[479]

христиан отдадут все ради приобретения земного богатства, и чем больше они преуспевают в достижении желаемого, тем меньше любят драгоценную истину и еще меньше становится их заинтересованность в ее продвижении. Они теряют любовь к Богу и ведут себя, как умалишенные. Чем больше они накапливают богатства, тем беднее себя считают, потому что желают еще большего состояния, и поэтому они все меньше вкладывают в дело Божье.

Дела этих людей, одержимых безумной любовью к богатству, показывают, что они не могут служить двум господам: Богу и маммоне. Их бог — деньги, и они воздают ему наивысшую почесть. Все их стремления и цели посвящены служению миру. Свою честь, данную им от рождения, они приносят в жертву мирской наживе. Власть денег господствует над их умами, и ради корыстных интересов, ради умножения своего земного сокровища они идут на нарушение Закона Божьего.

Многие люди могут внешне исповедовать религию Христа, но на деле они не любят и не соблюдают букву и принципы Христова учения. Они отдают лучшие силы земным целям и падают ниц перед маммоной. Вызывает тревогу тот факт, что очень многие люди обмануты сатаной, и их воображение воспалено блестящими перспективами мирских приобретений. Их очаровывает возможность достижения полного счастья и блаженства, которое якобы станет реальным, когда они добьются поставленной цели и приобретут почести и богатства этого мира. Сатана искушает их соблазнительной приманкой: «Все это дам тебе», всю власть, все богатство, с помощью которого вы сможете сделать много хорошего. Но когда люди достигают цели, ради которой трудились, у них уже исчезает та живая связь с самоотверженным Искупителем, которая может сделать их причастниками Божеского естества. Они держатся за свои земные сокровища и презирают самоотречение и самопожертвование, требуемое от них Христом. У них нет желания расставаться с дорогими земными сокровищами, поскольку к ним прилепилось их сердце. Они поменяли господ и выбрали себе маммону вместо Христа. Маммона теперь — их бог, и ему они служат.

Сатана добился от этих обманутых душ поклонения и почитания, благодаря их любви к богатству. Перемена произошла незаметно, а власть сатаны настолько обольстительна, настолько коварна, что люди начинают полностью жить по законам мира и не чувствуют, что разлучились со Христом и больше не являются Его служителями, — если только по названию.

[480]

Сатана подходит к людям осторожней, чем ко Христу в пустыне искушения, поскольку он извлек уроки из своего поражения. Он — побежденный враг, поэтому дьявол не подходит к людям напрямую, требуя поклониться ему видимым образом. Он просто просит людей привязаться ко всему доброму, что есть в этом мире. Если ему удается завладеть разумом и чувствами, небесные сокровища тут же теряют свою привлекательность. Все, что он хочет от людей, — это чтобы они попали под обманчивую власть его искушений, полюбили мир, полюбили звания и положение в обществе, полюбили деньги и привязались к земному сокровищу. Если сатана этого добьется, то получит все, что когда-то просил у Христа.

Пример Христа показывает, что наша единственная надежда на победу — в постоянном сопротивлении нападкам сатаны. Тот, Кто одолел врага душ в огненном искушении, понимает, какую власть имеет сатана над родом человеческим, а Он ведь победил его от нашего имени. Как Победитель Он дает нам воспользоваться плодами Своей победы, чтобы, сопротивляясь искушениям сатаны, мы могли объединить свои слабые усилия с Его силой, нашу недостойность с Его заслугами. И если Он поддержит нас Своей могучей десницей в момент сильного искушения, мы сможем сопротивляться во имя Его могущественное и побеждать, как Он побеждал.

Ценой невыразимых страданий наш Спаситель сделал искупление доступным для каждого из нас. В этом мире Он был не признан и не был почитаем, чтобы посредством Своего чудесного снисхождения и уничижения возвысить человека и дать ему небесные почести и бессмертные радости в Своих царских чертогах. Должен ли падший человек роптать на то, что в вечность можно попасть только через борьбу, самоуничижение и тяжкий труд?

[481]

Во многих гордых сердцах рождается вопрос: почему я должен подвергать себя унижению и покаянию ради уверенности в том, что Бог меня принимает и что я получу нетленный венец? Почему бы не сделать путь на небо менее трудным и более приятным и привлекательным? Мы обращаем взор всех этих ропщущих и сомневающихся к нашему великому Примеру, Который страдал под тяжестью людской вины и терпел мучительный голод. Он был безгрешным, более того, он был Князем вечности, но стал грехом за род человеческий. «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5).

Христос всем пожертвовал ради счастья человека, чтобы дать ему возможность приобрести Царство Небесное. Теперь пришла очередь павшего человека показать, чем он готов пожертвовать ради Христа, чтобы завоевать бессмертную славу. Те, кто хотя бы отчасти понимает величие спасения и его цену, никогда не будут роптать на то, что должны сеять со слезами, что борьба и самоотречение — их христианская доля в этой жизни. Условия спасения человека определены Самим Богом. Самоуничижение и несение креста — это те средства, с помощью которых кающийся грешник должен обретать утешение и мир. При одной только мысли о том, что Иисус перенес великое уничижение и принес страшную жертву, которую никто и никогда не потребует от человека, все ропщущие голоса должны умолкнуть. Самая неизреченная и славная радость, которую человек может испытать, обретается через искреннее покаяние перед Богом за нарушение Его закона и веры во Христа, нашего Искупителя и Ходатая за грешников.

Люди упорно трудятся и идут на любые жертвы, обретая земные сокровища. Они выдерживают изнурительную работу, тяготы и лишения ради накопления каких-то земных благ. Почему же тогда грешник должен менее охотно терпеть, страдать и жертвовать ради обретения нетленного сокровища — жизни, протекающей рядом с жизнью Бога, и неувядающего венца славы? Нам надо любой ценой получить необъятные сокровища небес, вечную славу и наследие, которое не поддается никакой человеческой оценке. Нам не следует роптать на необходимость самоотречения, потому что Господь жизни и славы перенес все это прежде нас. Нам не следует избегать страданий и лишений, ибо Величие Небес принял их ради грешников. Если нам придется пожертвовать удобствами и легкой жизнью, это не должно вызвать у нас ни жалобы, ни протеста, потому что Спаситель мира перенес все это ради нас. Даже если дать самую высокую оценку всем нашим лишениям, жертвам и самоотречению, они не пойдут ни в какое сравнение с тем, что вытерпел Князь жизни. Любая жертва, нами приносимая, кажется ничтожной в сравнении с той, которую Христос претерпел ради нас.

[482]