Библиотека soteria.ru
Свидетельства для церкви-Том 3
Елена Уайт
Дата публикации: 15.03.14 Просмотров: 17042 Все тексты автора Елена Уайт
Глава VI. Сила аппетита
Одно из самых сильных искушений, с которым приходится сталкиваться людям, — это искушение испорченным аппетитом, то есть чревоугодием. Между нашим мозгом и телом существует загадочная и чудесная взаимосвязь. Они влияют друг на друга. Первым делом нашей жизни должно быть поддержание телесного здоровья, чтобы все части тела, этого живого механизма, функционировали согласованно. Пренебрегать своим телом — значит пренебрегать разумом. Дети Божьи не смогут прославить своего Создателя слабоумием или телесной немочью. Приносить здоровье в жертву извращенным вкусам — значит наносить вред органам чувств. Те, кто предается какому-либо невоздержанию в еде или питье, разбазаривают свои физические силы и ослабляют нравственные устои. Они получат возмездие, которое явится следствием нарушения законов природы.
Спаситель мира знал, что потворство аппетиту ослабит человека физически и настолько ослабит его органы восприятия, что он не в состоянии будет по достоинству оценивать священное и вечное. Христос знал, что мир предан чревоугодию, которое извращает нравственное восприятие. Если власть аппетита над человеческим родом была настолько сильна, что Сыну Божьему для преодоления ее от имени человека пришлось поститься почти шесть недель, то какая серьезная работа предстоит христианину, чтобы победить так, как победил Христос! Силу искушения извращенным аппетитом можно измерить только невыразимыми муками, которые перенес Христос во время того длительного поста в пустыне.
Христос знал: чтобы успешно осуществить план спасения, Ему надо начать дело искупления человека с того самого момента, с которого началось его падение. Адам пал из-за потворства аппетиту. Чтобы внушить человеку, что он должен соблюдать Закон Божий, Христос начал Свою искупительную работу с изменения физических привычек человека. Упадок добродетели и вырождение человечества объясняются в основном потаканием извращенному аппетиту.
На всех, кто преподает истину, особенно на служителях, лежит торжественная ответственность победить силу чревоугодия. Они бы приносили намного больше пользы, если бы обуздывали свои природные страсти и вкусы, они бы укрепились в умственном и нравственном отношении, если бы сочетали физический труд с умственными упражнениями. Если бы они развили у себя навыки строгого воздержания и совмещали физическую и умственную работу, производительность их труда резко возросла бы, и при этом они всегда сохраняли
[487]
бы ясную голову. Если бы они вели такой образ жизни, то могли бы более непринужденно говорить и яснее выражать свои мысли, жить более активной духовной жизнью и производить лучшее впечатление на своих слушателей.
Невоздержанность в еде, даже если питаться продуктами соответствующего качества, будет оказывать парализующее воздействие на весь организм и притуплять самые тонкие и святые чувства. Строгое воздержание в еде и питье крайне важно для сохранения здоровья и энергичного функционирования всех органов тела. Навыки строгого воздержания в сочетании с физическими и умственными нагрузками сделают выносливыми тех, кто занят духовным служением, а также редакторов и всех, кто ведет сидячий образ жизни. Как народ, исповедующий санитарную реформу, мы едим слишком много. Потакание аппетиту — главная причина физической и умственной немощи, а также распространенных повсеместно заболеваний.
Невоздержание начинается с того, что мы ставим на стол нездоровую пищу. Спустя какое-то время, вследствие постоянного потворства аппетиту, органы пищеварения слабеют, а принимаемая пища уже не насыщает. Возникают нездоровые условия жизни, и появляется потребность в более острой пище. Чай, кофе и мясо производят мгновенный эффект. Под влиянием этих ядов нервная система перевозбуждается, в некоторых случаях мозг какое-то время работает энергично, воображение становится более живым. Из-за того, что эти стимулирующие вещества на какое-то время дают такие благоприятные результаты, многие приходят к выводу, что в самом деле нуждаются в них, и продолжают их употреблять. Но затем неизбежно наступает реакция. Чрезмерно возбудившаяся нервная система заимствовала силу из резервов организма, поэтому вслед за некоторым оживлением наступает резкий спад. Насколько эти стимулирующие вещества временно оживляют организм, настолько же возбужденные органы слабеют, когда действие возбудителя заканчивается. Извращенный аппетит начинает требовать чего-то более сильного, чтобы
[488]
поддерживать и наращивать приятное возбуждение, пока эта слабость не войдет в привычку и не возникнет потребность во все более сильных стимулирующих веществах, таких, как табак, вино и водка. Чем больше человек потакает чревоугодию, тем чаще аппетит будет требовать своего и тем труднее будет его обуздывать. Чем более слабеет организм, чем сложнее ему обходиться без противоестественных возбудителей, тем более усиливается страсть к этим веществам, фактически до тех пор, пока воля полностью не парализуется и человек не перестает бороться с этими противоестественными желаниями.
Единственно безопасный путь — это не прикасаться, не пробовать и даже не брать в руки чай, кофе, вино, табак, опиум и алкогольные напитки. Нынешнему поколению, в два раза больше, чем прежним поколениям, надо призывать на помощь силу воли, укрепленную благодатью Божьей, чтобы сопротивляться искушениям сатаны и подавлять малейшие поползновения извращенного аппетита. Но у нынешнего поколения меньше самообладания, чем у предыдущих поколений. Те, кто развивал в себе вкус ко всяким возбуждающим веществам, передал эту страсть и силу извращенного аппетита по наследству своим детям, и нынешнему поколению требуется больше нравственной силы, чтобы противостоять невоздержанию во всех его проявлениях. Единственно безопасный путь — это твердо стоять на стороне воздержания и не осмеливаться вступать на опасный путь.
Великая цель, ради которой Христос вытерпел тот длительный пост в пустыне, заключалась в том, чтобы преподать нам урок самоотречения и воздержания. Эта работа должна начаться с нашего стола и решительно осуществляться во всех областях жизни и деятельности. Спаситель мира спустился с небес, чтобы помочь человеку преодолеть слабость и чтобы он, приняв силу, которую Иисус принес ему, преодолел чревоугодие и другие страсти и одержал победу над любым искушением.
Многие родители воспитывают вкус у своих детей и формируют их аппетит. Они приучают их есть мясо, пить кофе и чай. Мясо с острыми приправами, чай и кофе, которые матери дают своим детям, готовят все необходимое для того, чтобы дети возжелали еще более сильных возбудителей, таких,
[489]
как табак. Употребление табака пробуждает вкус к ликеро-водочным изделиям, а спиртные напитки вкупе с никотином неизменно ослабляют нервную систему.
Если бы христиане стали считать своим нравственным долгом воздержание во всем, они могли бы, начав со своего стола, хорошим примером помочь тем, кто плохо владеет собой и почти не может сопротивляться требованиям испорченного аппетита. Если бы мы поняли, что формируемые в этой жизни привычки отразятся на наших вечных интересах, что наша вечная участь зависит от строгого воздержания, то приложили бы все старания и стали практиковать строгое воздержание в еде и питье. Своим примером и личными усилиями мы можем стать орудием спасения для многих душ от разлагающего воздействия невоздержания, от преступлений и смерти. Наши сестры могут внести большой вклад в спасение других людей, выставляя на стол только здоровую, питательную еду. Они могут посвятить свое драгоценное время воспитанию вкусов и развитию здорового аппетита у своих детей, развитию у себя навыков воздержания во всем, поощряя таким образом самоотречение и жертвенность ради блага окружающих.
Невзирая на тот пример, который Христос дал нам в пустыне искушения, отрекшись от аппетита и преодолев его силу, многие матери-христианки своим примером и своими методами воспитания готовят почву для того, чтобы их дети стали в будущем чревоугодниками и пьяницами. Дети часто едят, что им нравится и когда им нравится, не думая о здоровье. Многих детей с самого младенчества воспитывают гурманами. Из-за потворства аппетиту они уже в раннем возрасте страдают диспепсией. Самоугождение и невоздержание в еде усиливается с их ростом и укрепляется по мере их взросления. С согласия родителей их умственная и физическая энергия приносятся в жертву. У детей развивается вкус к определенным продуктам, от которых они не получают никакой пользы, а один лишь вред; на организм ложатся большие нагрузки, и все тело чахнет.
Служители, учителя и учащиеся не до конца сознают необходимость физических упражнений на свежем воздухе. Они пренебрегают этим долгом, столь важным для сохранения
[490]
здоровья. Они все время занимаются чтением книг, а едят, словно молотобойцы. Некоторые от этого полнеют, потому что организм зашлаковывается; другие же, напротив, становятся тощими, слабыми и чахлыми, потому что их жизненные силы уменьшаются, пытаясь избавить организм от излишней пищи. Печень работает с большими перегрузками и не справляется со своей задачей выводить шлаки из крови, в результате чего возникает болезнь. Если бы умственная работа сочеталась с физической, кровообращение улучшилось бы, сердце стало бы хорошо работать, нечистоты активнее выводились бы из организма и во всех частях тела ощущалась бы бодрость.
Когда мозг служителей, школьных учителей и учащихся перегружен, а тело пребывает в пассивном состоянии, эмоциональной энергии тратится много, а двигательная система бездействует. Поскольку вся нагрузка ложится на мозг, он быстро изнашивается и слабеет; в то же время мышцы утрачивают упругость и эластичность из-за отсутствия упражнений. У человека пропадает желание заниматься энергичным физическим трудом, потому что из-за малейшей нагрузки мышцы начинают болеть.
Служители Христа, считающие себя Его представителями, должны подражать Его примеру и более всех других развивать у себя навыки строжайшего воздержания. Своим самоотречением, самопожертвованием и деятельной благотворительностью им надо все время напоминать людям о жизни и примере Христа. Христос преодолел силу аппетита ради человека, и теперь Его служители должны вместо Него подавать людям пример, достойный подражания. Братья, не считающие нужным бороться с аппетитом, не одержат тех драгоценных побед, которые могли бы одержать, но станут рабами аппетита и похоти, переполняющими чашу беззаконий жителей земли.
Люди, участвующие в возвещении последней вести предостережения миру, вести, которая будет решать судьбы людей, должны практически воплощать в своей жизни те истины, которые проповедуют ближним. Им следует подавать людям пример в еде, питье, сдержанной речи и манерах.
[491]
Многие так называемые представители Христа по всему миру за маской святости скрывают чревоугодие, потворство низменным страстям и тяжкие грехи. Некоторые люди, наделенные от природы прекрасными способностями, не добиваются в жизни и половины того, чего могли бы добиться, если бы были воздержанны во всем. Потакание испорченному аппетиту и дурным страстям затуманивает ум, подрывает физические и моральные силы. Люди теряют способность ясно мыслить. Их речь утрачивает силу и убедительность. Дух Святой не животворит их слова, и они не достигают сердец слушающих.
Поскольку наши прародители потеряли Едем из-за потворства аппетиту, наша единственная надежда вернуть себе Едем кроется в твердом отречении от извращенного аппетита и всякого рода страстей. Воздержание в еде и обуздание всех страстей поможет сохранить интеллект, вдохнет умственную и нравственную энергию, подчинит все врожденные наклонности высшим духовным принципам, поможет человеку отличать добро от зла и святое от несвятого. Все, кто правильно оценивает жертву, принесенную Христом, когда Он оставил Свои небесные обители и пришел в этот мир, чтобы Своей жизнью показать человеку, как сопротивляться искушению, с радостью отрекутся себя и изберут участие в Христовых страданиях.
Начало мудрости — страх Господень. Побеждающие, подобно Христу, должны будут все время охранять себя от искушений сатаны. Надо обуздывать аппетит и страсти и подчинять их просвещенной совести, чтобы ум оставался неповрежденным, восприятие — обостренным и чтобы действия сатаны и расставленные им ловушки не истолковывались как Провидение Бога. Многие желают быть победителями и получить от Бога награду, предназначенную победителям, но не хотят переносить тяжкий труд, лишения и отрекаться себя, как это делал их Искупитель. Только благодаря послушанию и постоянным усилиям мы сможем победить, как победил Христос.
[492]
Подавляющая сила чревоугодия приведет к гибели тысячи людей, а ведь если бы им здесь удалось одержать победу, у них бы появилась нравственная сила, чтобы одолеть все другие искушения сатаны. Но все, кто остается рабом аппетита, не смогут усовершенствовать свой христианский характер. Непрерывные преступления рода человеческого на протяжении вот уже шести тысяч лет приносят плоды в виде болезней, страданий, боли и смерти. По мере того как мы приближаемся к концу времени, сатанинское искушение потакать своему аппетиту будет все усиливаться и преодолевать его будет все труднее и труднее.