Глава V. Наш колледж

Воспитание и обучение молодежи всегда было важной и серьезной работой. Главная цель воспитательного процесса — правильное развитие характера, чтобы человек был пригоден надлежащим образом выполнять обязанности в этой земной жизни, а затем вошел в будущую, бессмертную жизнь. Вечность откроет, как была выполнена эта работа. Если бы служители Церкви и учителя до конца понимали лежащую на них ответственность, то мы увидели бы совсем другое положение дел в современном мире. Но они слишком ограниченны в своих взглядах и целях и не понимают важность своей работы и ее последствия.

Бог не мог сделать для человека больше, чем Он сделал, отдав Своего возлюбленного Сына; но Он не мог сделать и меньше, ибо иначе нельзя было искупить человека и поддержать достоинство и святость Божественного закона. Он излил на нас все сокровища неба, ибо, отдав Своего Сына, Он отверз для нас золотые врата рая, сделав бесценный подарок тем, кто захочет принять эту жертву и восстановить свою покорность Богу. Христос пришел в наш мир с любовью в сердце, такой же обширной, как вечность, предложив человеку наследовать все Его богатство и славу. В этом поступке Он раскрыл перед людьми характер Своего Отца, показав каждому человеку, что Бог может быть праведным и одновременно оправдывающим верующего в Иисуса.

Величие неба не Себе угождал. Что бы Он ни делал. Он всегда преследовал главную цель — спасение человека. В Его присутствии эгоизм любого рода осуждался. Он принял на Себя нашу природу, чтобы пострадать вместо нас и принести Свою душу в жертву за грех. Он был поражаем и уничижен Богом, чтобы спасти человека от заслуженного возмездия за нарушение Закона Божьего. Христос решил привлечь к Себе всех людей светом, струящимся с креста. Его человеческое сердце разрывалось от жалости, когда Он думал о заблудшем роде человеческом. Он раскрыл Свои объятия, чтобы заключить в них всех людей, и пригласил каждого прийти к Нему. Его земная жизнь была исполнена непрестанного самоотречения и снисхождения.

Поскольку человек так дорого обошелся небу и стоил

[419]

жизни дорогому Сыну Божьему, то как же осторожно служителям, учителям и родителям надо обращаться с душами тех, кто испытывает на себе их влияние. Иметь дело с человеческими умами и душами — это тонкая работа, к которой нужно приступать со страхом и трепетом. Воспитателям молодежи нужно сохранять совершенное самообладание. Лишиться влияния на человеческую душу из-за вспышки гнева или из-за неуместного стремления утвердить свое достоинство и превосходство — значит совершить ужасную ошибку, поскольку это может послужить причиной потери этой души для Христа. Молодые души могут настолько ожесточиться из-за несправедливости наставников, что причиненный им вред трудно будет полностью устранить. Религия Христа должна оказывать регулирующее влияние на воспитание и обучение молодежи. Пример самоотречения, всепрощения, долготерпения и любви, явленный в жизни Спасителя, — это упрек нетерпеливым, вспыльчивым служителям и учителям. Он спрашивает у этих невыдержанных наставников: «Это так вы обращаетесь с душами, за которых Я отдал Свою жизнь? Это так вы относитесь к той ни с чем не сравнимой цене, которую Я заплатил за их искупление?»

Все братья и сестры, работающие в нашем колледже, должны быть богобоязненными людьми, любящими Бога всем сердцем. Им необходимо сделать свою религию привлекательной для молодежи, которая попадает в сферу их влияния. Профессора и преподаватели должны постоянно чувствовать свою зависимость от Бога. Им предстоит трудиться в этом мире, но Источник премудрости и знания, из Которого они должны постоянно черпать, находится на небе. Они не вправе отдаваться во власть своего «я», но Дух Божий должен управлять ими. Они должны смиренно ходить перед Богом и сознавать свою ответственность, которая ничуть не меньше ответственности, лежащей на служителе. Влияние, которое профессора и преподаватели оказывают на молодежь в нашем колледже, будет чувствоваться всюду, где эта молодежь окажется. Из стен нашего колледжа должно исходить святое влияние, чтобы противостоять господствующей повсюду нравственной тьме. Когда ангел Божий показал мне, что нужно создать учебное заведение для воспитания нашей молодежи, я увидела, что оно будет одним из величайших средств, назначенных Богом для спасения душ.

[420]

Те, кто хочет добиться успеха в воспитании молодых людей, должны принимать их такими, какие они есть, а не такими, какими они должны быть или станут после окончания учебы. Отстающие ученики будут испытывать терпение учителей, которым придется снисходительно относиться к их невежеству. С чуткими, легко ранимыми учащимися, имеющими тонкую душевную натуру, преподаватели должны обращаться с большой добротой и нежностью, помня, что им впоследствии придется встретиться со своими учениками перед ;удом Христовым. Сознание собственного несовершенства должно все время побуждать воспитателей проявлять нежное сочувствие и снисхождение к тем, кто борется с теми же трудностями. Они могут помогать своим ученикам, не закрывая глаза на их недостатки, но исправляя все нехорошее в них таким образом, чтобы обличаемый испытывал еще большее доверие к своему учителю.

Бог связал воедино детей и взрослых законом взаимозависимости. Наставники молодежи должны чувствовать бескорыстный интерес к агнцам стада, как это делал Христос, давший нам пример в Своей жизни. Как мало у нас нежного сострадания и как много непреклонной суровости и холодного достоинства строгого судьи. Со всеми необходимо быть в меру требовательными, справедливыми и беспристрастными, ибо этого требует религия Христа; но всегда следует помнить, что у твердости и правосудия есть сестра по имени милосердие. Держаться отчужденно от учеников, обращаться с ними равнодушно, быть неприступным, резким, нетерпимым — значит иметь дух, прямо противоположный духу Христа.

Каждому из нас нужно открыть свое сердце для любви Божьей, победить в себе эгоизм и суровость и впустить Иисуса к себе в душу, чтобы Он полностью овладел ею. Наставнику молодежи хорошо было бы помнить, что, несмотря на все свои преимущества в возрасте, образовании и жизненном опыте, он еще не стал совершенным победителем, но часто ошибается и допускает многочисленные промахи. Как Христос обращается с этим наставником, так и ему следует воспитывать молодые души, доверенные его попечению, у которых было меньше преимуществ, чем у него, и которые находились в менее благоприятных условиях, чем он. Христос долготерпел заблуждающихся, несмотря на их ярко выраженную испорченность и непослушание. Его любовь к грешникам не охладевает, Он не прекращает предпринимать усилия по их обращению и не оставляет их на растерзание дьявола. Он стоит

[421]

с распростертыми объятиями, готовый снова заключить в них заблуждающихся, мятежников и даже отступников. В процессе образования и обучения молодежи учителям нужно словом и личным примером отображать характер Христа, и в день суда они не постыдятся, когда увидят своих учеников и вспомнят о своем обращении с ними.

Снова и снова наставник молодежи приносил с собой в класс мрачную тень, которая окутывала его душу. Он слишком устал, его нервная система расшатана; или же он страдает от диспепсии, и потому видит весь мир в мрачных тонах. Он входит в класс, дрожа от нетерпения и испытывая неприятные ощущения в желудке. Ему ничем нельзя угодить; ему кажется, что ученики только и думают о том, как бы его унизить, и он резко критикует и ругает всех подряд.

Возможно, один или два ученика ведут себя плохо или допускают ошибки, но учитель замечает все это в преувеличенном виде, становится несправедливым в суждениях, суровым и колким в обличениях и даже дразнит того, кого он считает виновным. Та же несправедливость мешает ему впоследствии признать, что он вел себя неправильно. Чтобы сохранить лицо, учитель упускает драгоценную, золотую возможность проявить дух Христа хотя бы ради того, чтобы спасти душу для вечности.

Опытные взрослые должны понимать, что нынешнее время таит особую опасность для молодых. Искушения окружают их повсюду, и если по течению плыть легко, то чтобы идти против потока зла, нужно прилагать недюжинные усилия. Сатана направляет усилия на то, чтобы удержать молодых во грехе, ибо тогда ему будет проще совладать со взрослым человеком. Враг душ очень злится, когда предпринимаются попытки повлиять на молодежь в нужном направлении. Он ненавидит все, что дает им правильное представление о Боге и нашем Спасителе, и его усилия в первую очередь направлены против всех тех, кто находится в благоприятном положении и уже готов принять небесный свет. Он знает, что любое движение с их стороны, направленное на установление связи с Богом, даст им силу сопротивляться его козням. Те, кто

[422]

чувствует себя вольготно во грехах, уже стоят под его знаменем, и за них он особо не беспокоится. Но как только предпринимаются попытки сокрушить его власть, гнев врага воспламеняется и он начинает серьезно трудиться, чтобы, если возможно, сорвать планы Бога.

Если наш колледж будет оказывать достойное и доброе влияние на учащуюся в нем молодежь, то юные сердца смогут увидеть Бога и прославить Его за все Его дела. Развивая способности, данные им Богом, они подготовятся к тому, чтобы еще успешнее служить Ему. Освященный ум откроет для себя сокровища Слова Божьего и соберет рассыпанные в нем драгоценные камни истины, чтобы рассказывать о них другим и вести их также к постижению глубин Божьих. Познание богатства Его благодати облагородит и возвысит человеческую душу, и через связь со Христом она станет причастницей Божеского естества и обретет силу, чтобы сопротивляться нападкам сатаны.

В сознании учащихся необходимо запечатлеть тот факт, что одни только голые знания в руках врага всего доброго превратятся в силу для их уничтожения. Мятежником-то в конечном итоге стал тот, кто был чрезвычайно развит в умственном отношении и занимал высокое положение в сонме ангелов! И сегодня многие люди, добившиеся небывалых вершин в области науки и познаний, пленены его обманчивой силой. Только освященное знание, исходящее от Бога, совершенно безопасно и будет содействовать Его славе.

Перед преподавателями нашего колледжа стоит трудная задача. Некоторые учащиеся окажутся самыми настоящими приспешниками дьявола. Они не уважают правила учебного заведения и разлагающе влияют на сверстников. После того как учителя сделают все возможное, чтобы изменить данный класс к лучшему, попытаются достучаться до сердец этих смутьянов настойчивыми просьбами, усилиями, мольбами и молитвами, но те с презрением отнесутся ко всем усилиям, прилагаемым ради их спасения, и будут вести себя все так же вызывающе и порочно, нарушителей необходимо исключать из школы, дабы они не заражали остальных своим дурным влиянием.

Чтобы поддерживать надлежащую дисциплину и вместе с тем проявлять нежное сострадание и любовь к душам, доверенным его попечению, учителю необходимо все время получать мудрость и благодать от Бога. Порядок должен

[423]

соблюдаться. Те, кто любит души, искупленные кровью Христа, сделают все возможное, чтобы спасти заблудших. Эти бедные грешники слишком часто остаются во тьме и обмане, продолжая идти своим собственным путем, а вот те, кому следовало бы помочь им, оставляют их на этом пути к гибели. Многие оправдывают свое пренебрежение этими беспечными, своенравными детьми, ссылаясь на то, что у этих детей имеются особые религиозные преимущества в Батл-Крике. Они говорят, что если церковь на смутьянов не повлияет, то ничто другое не поможет. Возможности посещать субботнюю школу и слушать проповеди с кафедры — действительно ценные преимущества, но на них-то как раз ребенок может не обратить особого внимания; а вот если кто-то, проявляющий неподдельный интерес к этим душам, попытается сблизиться с ними, согреть их своим теплом и сочувствием, то ему, возможно, удастся обратить их. Мне было показано, что бескорыстные и продуманные личные усилия окажут благотворное влияние даже на детей ожесточенных и неисправимых. Их сердца могут оказаться не такими уж черствыми и неподатливыми, как кажется на первый взгляд. Нашим братьям и сестрам в Батл-Крике нужно чувствовать глубокую заинтересованность в молодых людях, по Божьему провидению оказавшихся под их влиянием. Мы уже стали свидетелями доброго дела, когда многие, поступившие в наш колледж, отдали свои сердца Богу и приняли спасение, но с помощью личных усилий можно сделать еще больше.

Эгоистичная любовь под названием «мне и мое» многих удерживает от исполнения своего долга перед ближними. Неужели эти люди полагают, что должны трудиться только для себя и своих детей? «Так как вы не сделали этого, — говорит Христос, — одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25:45). Неужели ваши дети более ценны в очах Бога, чем дети ваших ближних? Бог нелицеприятен. Мы должны делать все, что в наших силах, ради спасения душ. Нельзя пренебрегать детьми, которым не посчастливилось получить религиозного воспитания и развить свою культуру в семье. Если бы эти заблудшие, заброшенные дети имели такие же . преимущества в своих семьях, они могли бы проявить куда больше душевного благородства и больше способностей к полезному труду, чем многие из тех, за которыми с нежнейшей заботой и любовью следят день и ночь. Ангелы жалеют этих заблудших овечек и рыдают, тогда как глаза у людей остаются сухими, а человеческие сердца все так же глухи к их нуждам. Если бы Бог не дал мне другой работы, я бы избрала делом всей своей жизни заботу о тех, кого другие

[424]

спасать не спешат. В день Божий кто-то будет признан виновным в гибели этих дорогих душ.

Родителям, которые пренебрегли своими обязанностями, данными им Богом, придется держать ответ за это на суде. Тогда Господь спросит у них: «Где дети, которых Я доверил вам, чтобы вы воспитали их для Меня? Почему их нет одесную Меня?» Тогда многие родители поймут, что слепая, неразумная любовь закрыла им глаза на промахи детей и обрекла их на формирование уродливого характера, непригодного для неба. Другие поймут, что не уделяли своим детям достаточно времени и внимания, любви и нежности, что именно халатное отношение к родительскому долгу превратило их детей в то, кем они теперь являются. Учителя увидят, в каких случаях они могли бы потрудиться для своего Господа, пытаясь спасти неисправимых, на первый взгляд, детей, но дети так и остались отвергнутыми, несмотря на их нежный возраст. И члены церкви увидят, что могли бы оказать услугу Господу и попытаться помочь тем, кто больше всего нуждался в помощи. В то время как они всю любовь и участие проявляли исключительно к своим семьям, вокруг них страдало много неопытных подростков, которых можно было согреть у своего домашнего очага душевным теплом; эти драгоценные души могли быть спасены, если бы хоть кто-нибудь проявил к ним интерес и нежную заботу.

Воспитателям необходимо понимать, как сберечь здоровье своих учащихся. Их следует удерживать от умственных перегрузок в учебе. Если они выйдут из колледжа с приличным багажом знаний, но с подорванным здоровьем, то лучше бы им вообще не поступать в это учебное заведение. Некоторые родители считают, что им приходится много платить за обучение детей, и поэтому они подстегивают их, чтобы дети усерднее учились. Учащиеся жаждут изучать одновременно как можно больше предметов, лишь бы побыстрее закончить учебу. Профессора позволяют кое-кому слишком быстро переходить из класса в класс. Если кого-то и следует временами подстегивать, то других следовало бы сдерживать. Учащимся всегда нужно учиться прилежно, но нельзя настолько перенапрягать свой мозг, чтобы страдать от умственного расстройства. Нельзя так загружать студентов учебой, чтобы они пренебрегали развитием общей культуры и хороших манер. И самое главное — ничто не должно мешать им прилежно молиться

[425]

и поддерживать живую связь с Иисусом Христом, лучшим Учителем, Какого мир когда-либо знал. Им ни в коем случае нельзя лишать себя религиозных преимуществ. Многие учащиеся сделали учебу своей главной целью и в результате забросили молитву, перестали посещать субботнюю школу и молитвенные собрания. Вследствие пренебрежения своими религиозными обязанностями они вернулись домой в состоянии вероотступничества. Они пренебрегли самой важной частью своего образования. Нельзя считать второстепенным то, что лежит в основе всякого истинного знания. «Начало мудрости — страх Господень», «ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Пс. 110:10; Мф. 6:33). Религия должна стоять на первом, а не на последнем месте. Учащийся должен иметь возможности досконально знакомиться с Библией, а для этого требуется время. Учащийся, сделавший Бога своей опорой, возрастающий в познании Бога, изучающий Его слово, тем самым закладывает основание для глубокого образования.

Бог хочет, чтобы колледж в Батл-Крике достиг более высокой умственной и нравственной культуры, чем любое другое подобное учебное заведение в нашей стране. Молодых людей следует учить важности развития физической, умственной и нравственной культуры, чтобы они не только достигали наивысших успехов в науке, но и благодаря глубокому познанию Бога могли бы научиться прославлять Его; чтобы у них развивался уравновешенный характер, и они, таким образом, готовясь к полезному труду на благо общества, приобретали нравственную пригодность для вечной жизни.

Мне хотелось бы подобрать подходящие слова, чтобы сказать, как важен наш колледж. Всем следует понять, что это одно из Божьих орудий, посредством которых Он открывает Себя человеку. Преподаватели могут сделать больше того, что от них ожидают. Применяя все возможные методы, они должны формировать мировоззрение и развивать характер учащихся. Всякое искреннее усилие юношей в страхе Божьем развивать высшие способности следует поощрять и подкреплять, даже если оно отмечено большим несовершенством. У многих молодых людей есть яркие дарования, но им не находится

[426]

достойного применения, потому что у юношей нет возможности развивать их. Физические силы молодых людей укрепляются посредством упражнений, но умственные способности остаются невостребованными, поскольку наставнику не хватает проницательности и данного Богом такта, чтобы задействовать их в каком-то полезном деле. Молодежи необходимо оказывать поддержку в самообразовании; ее нужно всячески стимулировать, воодушевлять и поощрять к действию.

По всему миру нужны работники. Истина Божья должна проникать в другие страны и просвещать находящихся во тьме. Бог требует, чтобы в этом направлении проявлялось намного больше рвения, чем до сих пор. Как народ мы почти парализованы. Мы не делаем и одной двадцатой части того добра, которое могли бы делать, потому что эгоизм в значительной мере преобладает в нашей среде. Сегодня в деле Божьем требуется развитый интеллект, так как начинающие не могут удовлетворительно выполнять работу. Бог задумал наш колледж как учреждение для воспитания работников, которых Он бы не постыдился. До сих пор еще многие не поняли, каких высот может достичь человек благодаря развитой культуре. В нашей среде есть люди далеко не среднего ума и дарований. Если бы их таланты нашли себе применение, то там, где сейчас у нас один служитель, их могло бы быть двадцать.

Учителям не следует уверять себя, что они выполнили долг, если обучили учеников каким-то наукам. Им нужно понять, что их попечению доверено самое важное миссионерское поле в мире. Если бы способности всех наставников использовались так, как это угодно Богу, они стали бы самыми успешными миссионерами. Необходимо помнить, что у молодежи формируются привычки, которые в девяти случаях из десяти предопределят их будущее. Влияние окружающей среды и общества, в котором они вращаются, а также избранные принципы молодые люди пронесут с собой на протяжении всей жизни.

Сердца родителей должны трепетать от сознания того ужасного факта, что колледжи, в которые они отправляют своих детей для развития ума и получения образования, ставят под угрозу их нравственные основы. Если невинную молодежь поместить рядом с закоренелыми преступниками, то молодые

[427]

люди научатся от них совершать такие проступки, о которых они раньше и не помышляли. Точно так же через общение с испорченными и развращенными сверстниками в колледже молодые люди с добрыми помыслами теряют чистоту характера и становятся порочными и безнравственными. Родителям следует пробудиться, осознать свою ответственность и понять, что они делают, отправляя детей из дома в колледжи, где им нечего ожидать, кроме нравственного разложения. Колледж в Батл-Крике должен быть в нравственном отношении на голову выше любого другого колледжа в нашей стране, чтобы не подвергать опасности нравственное благополучие детей, которых родители ему доверили. Если преподаватели будут совершать свое дело в страхе Божьем, трудясь в духе Христа для спасения душ учащихся. Бог увенчает успехом их усилия. Богобоязненных родителей должно больше беспокоить, с каким характером и нравами их дети возвращаются домой из колледжа, чем их успехи и достижения в учебе.

Мне было показано, что наш колледж был задуман Богом для того, чтобы совершать великое дело спасения душ. Таланты и способности каждого отдельного ученика могут наиболее полно развиться и приносить реальную пользу лишь тогда, когда они полностью подчинятся руководству Духа Божьего. Религиозные принципы и предписания — это первые шаги в овладении знаниями, и они лежат в основе истинного образования. Знание и наука должны быть оживотворены Духом Божьим, чтобы служить самым благородным целям. Только христианин способен правильно пользоваться своими знаниями. Чтобы полностью оценить значение науки, ее нужно рассматривать с религиозной точки зрения. Сердце, облагороженное благодатью Божьей, способно постичь истинную ценность образования. Качества Бога, явленные в Его творениях, могут быть по достоинству оценены лишь теми, кто знает Творца. Чтобы вести молодых людей к Источнику истины. Агнцу Божьему, Который берет на Себя грехи мира, преподаватели должны быть не только знакомы с теорией истины, но и на личном опыте знать путь к святости. Знание становится силой, когда оно соединено с истинным благочестием.

Долг родителей перед колледжем

[428]

Наши братья и сестры из других мест должны считать своим долгом поддерживать это учреждение, задуманное Богом. Некоторые учащиеся возвращаются домой с жалобами и ропотом, а родители и члены церкви внимательно выслушивают их преувеличенные, односторонние рассказы. Им было бы неплохо вспомнить, что у каждой медали есть две стороны, но вместо этого родители позволяют таким искаженным сообщениям становиться барьером между ними и колледжем. Затем они начинают выражать страхи, сомнения и подозрения относительно того, как осуществляется руководство колледжем. Такое влияние причиняет большой вред. Выражение недовольства распространяется подобно заразной болезни, и произведенное на людей впечатление бывает очень трудно изгладить. С каждым повтором история обрастает все более невероятными подробностями, пока не раздувается до гигантских размеров, тогда как расследование показывает, что в действительности преподаватели или профессора не допустили никакого промаха. Они просто выполняли свой долг по наведению порядка в учебном заведении, следя за соблюдением всех правил; если бы они этого не делали, то нравственная атмосфера в колледже могла бы стать невыносимой.

Родители не всегда ведут себя мудро. Многие из них весьма требовательны, пытаются навязывать другим свои взгляды, и если им это не удается, они выходят из себя, грубят и настаивают на своем. Но когда от их детей требуют соблюдать правила и распорядок дня в учебном заведении, а детям не нравятся эти так необходимые ограничения, слишком часто родители, на словах любящие и боящиеся Бога, встают на сторону своих избалованных детей, вместо того чтобы обличить их и исправить неверное поведение. Зачастую такая ситуация оказывается поворотным моментом в развитии характера их детей. Правила и порядок нарушаются, и дисциплина попирается. Дети презирают ограничения, и им позволяют пренебрежительно отзываться о различных учреждениях в Батл-Крике. Если бы родители хотя бы на минуту задумались о том, что они делают, они бы поняли, к каким нехорошим последствиям может привести подобное поведение. Было бы совершенно удивительно и невероятно, если бы в школе, в которой учатся четыреста учащихся и которая управляется людьми, подверженными обычным человеческим слабостям, каждое решение, каждое действие было настолько совершенным, чтобы стоять выше любой критики.

Если бы родители поставили себя на место

[429]

преподавателей и поняли, как им нелегко поддерживать дисциплину и управлять учебным заведением, в котором обучаются сотни учащихся всех сословий и самого разного склада ума, то, хорошенько подумав об этом, они бы по-другому смотрели на все эти вещи. Им следует принять во внимание, что некоторых детей совершенно не воспитывают дома. Поскольку их все время баловали и никогда не приучали к послушанию, то было бы полезно для их же блага отлучить их на время от неблагоразумных родителей и подвергнуть самым суровым ограничениям и муштре, как солдат в армии. Если что-то не предпринять для этих детей, которых неверные Богу родители так печально запустили, Иисус никогда не сможет принять их; если их не подчинить жесткой дисциплине и своевременно не обуздать, они окажутся совершенно непригодными для этой жизни и не будут иметь участия в будущей.

На небе царит совершенный порядок, совершенное послушание, совершенный мир и согласие. Те, кто не уважает порядок или дисциплину в этой жизни, не будут уважать порядок, который соблюдается на небе. Они никогда не будут допущены в горние обители, ибо все достойные войти туда любят порядок и уважают дисциплину. Характер, сформированный в этой жизни, предопределит будущую судьбу этих детей. Когда придет Христос, Он не будет менять ничей характер. Нам предоставлен драгоценный испытательный срок, в течение которого нам нужно омыть одежды своего характера и убелить их в крови Агнца. На удаление пятен греха обычно уходит вся жизнь. Каждый день необходимо предпринимать усилия по обузданию своего «я» и самоотречению. Каждый день нужно вступать в новые сражения и одерживать новые победы. Каждый день человеку следует искренне и серьезно взывать к Богу, умоляя Его даровать нам славную победу через крест. Родители не должны пренебрегать ни одной обязанностью по отношению к детям, стремясь принести им настоящую пользу и благо. Детей нужно воспитывать таким образом, чтобы они стали благословением для общества в этом мире и впоследствии смогли пожать награду вечной жизни.

[430]