Глава VII. Влияние христиан

В своих разговорах всем сотрудникам санатория необходимо возвышать нравственные нормы христианства. Я не решалась говорить об этом, поскольку кое-кто из братьев, всегда и все доводящих до крайности, придут к выводу, что необходимо обсуждать с больными доктринальные вопросы и на религиозных собраниях, проводимых в санатории, говорить так же, как они обычно говорят в наших молитвенных домах, находясь среди братьев. Некоторые члены нашей церкви не проявляют мудрости, когда возвещают свое свидетельство на небольших собраниях, устраиваемых прежде всего ради больных. В своей ревности они сразу начинают говорить о вести третьего ангела или о других наших специфических доктринах, хотя больные люди понимают их не больше, чем если бы с ними говорили по-гречески.

Хорошо говорить об этом на молитвенном собрании членов нашей церкви, но не в тех случаях, когда мы хотим принести пользу людям, совершенно не знакомым с нашей верой. Нам следует приспосабливать наши молитвы и свидетельства к ситуации и задумываться о составе аудитории. Кто не способен на это, тот не должен присутствовать на подобных собраниях. Есть темы, над которыми христиане могут в любое время размышлять с пользой для себя, — это христианская жизнь, любовь Христа и простота веры. Если их сердца наполнены любовью Иисуса, то ее свет озарит каждую молитву и наставление. Пусть плоды освящающей истины будут видны в жизни, в благочестивом примере, и это произведет такое сильное впечатление, которое противники не смогут изгладить.

Тот факт, что в жизни многих, исповедующих Христа, очень мало постоянства и подлинного благочестия, является позором для христианского имени. Сталкиваясь с мирским влиянием, эти люди раздваиваются и больше льнут к миру, чем ко Христу. Если они не пребывают в состоянии эмоционального возбуждения, никто никогда и не подумает, глядя на их манеры и поведение, что они любят истину или Христа.

Некоторые признают справедливость моих слов, но не предпринимают никаких решительных перемен. Они не понимают, как обманчиво греховное сердце, и из-за своей

[566]

духовной слепоты поддаются влиянию, которое развращает и губит душу. Чары искушения удерживают в своей власти тех, кто не видит и не сознает грозящей им опасности. При любом удобном случае враг душ использует их в качестве своих проводников и приводит в движение все порочное, что есть в их неосвященном сердце. Их будет все время тянуть ко всему запретному и греховному. Аппетит и страсти будут требовать удовлетворения. Оказываясь во власти сатанинских искушений, они обнажают свои привычки, которые лелеяли долгие годы. Если бы эти люди находились подальше от наших учреждений в Батл-Крике, это было бы намного лучше для дела Божьего.

Такие личности могли бы измениться, если бы правильно понимали и оценивали свое состояние и то пагубное влияние, которое они оказывают, а также предпринимали бы решительные усилия для исправления своих ошибок. Но они не размышляют, не молятся или не читают Писания, как должно. Они легкомысленны, не постоянны и не имеют якоря спасения. Те, кто хочет быть верным и оказывать на окружающих спасительное влияние, считают, что люди подобного рода — камень преткновения на их пути, ибо они в десять раз усложняют их задачу.

Мне было показано, что врачам следует установить более тесную связь с Богом и усердно трудиться в Его силе. На них возложена ответственная миссия, от добросовестного выполнения которой зависит не только жизнь больных, но и спасение их душ. Многим из тех, кто поправляет свое здоровье в санатории, можно одновременно помочь и в духовном отношении. Как здоровье тела, так и спасение души во многом зависит от поведения врачей. Чрезвычайно важно, чтобы врачи оставались правы перед Богом и имели не только большие научные познания, но знали волю и пути Бога. На них возложена большая ответственность.

Братья мои, вам следует понять и прочувствовать свою ответственность, а в связи с этим смирить свои души перед Богом и умолять Его о мудрости. Вы не сознаете, в какой мере спасение души тех, кого вы избавляете от телесных недугов и

[567]

страданий, зависит от ваших слов, манер и действий. Вы совершаете дело, которое должно устоять на суде. Вы должны оберегать свои души от греха корыстолюбия, самонадеянности и самоуверенности.

Вам следует сохранять истинное христианское достоинство, но избегать всякого притворства. Сохраняйте неподкупную честность в сердце и в жизни. Пусть вера ваша, подобно пальме, пустит глубокие корни, которые не видны на поверхности, но пролегают глубоко под землей, и будет черпать духовную отраду и подкрепление из живых источников Божьей благодати и милости. Есть источник воды, текущей в жизнь вечную. Вы должны черпать свою жизнь из этого потайного источника. Если вы избавитесь от эгоизма и укрепите свои души через постоянное общение с Богом, то будете содействовать счастью всех, с кем вы соприкасаетесь. Вы будете обращать внимание на всеми забытых, учить и просвещать невежественных, ободрять угнетенных и отчаивающихся, приходить на помощь страждущим. Вы не только ближним будете указывать путь на небо, но и сами пойдете этим путем.

Не довольствуйтесь поверхностными знаниями; пусть лесть вас не радует, а придирки и критика не подавляют. Сатана будет искушать вас лестью и восторженными отзывами людей, но вам не следует реагировать на его уловки. Вы — рабы Бога живого.

Общение с больными будет изматывать вас и постепенно начнет истощать ваши жизненные силы, если у вас не произойдет перемен в жизни и не представится возможность для отдыха и если ангелы Божьи не будут охранять и защищать вас. Если бы вы увидели, как эти небесные вестники каждый день избавляют вас от многочисленных опасностей, которым вы подвергаетесь, ваши сердца наполнились бы благодарностью и вы постоянно говорили бы о ней. Если вы сделаете Бога своей силой, то сможете в самых разочаровывающих обстоятельствах достигать высоты и широты такого христианского совершенства, о котором и не мечтали. У вас появятся возвышенные помыслы, благородные устремления, ясное понимание истины и цели в жизни, и это избавит вас от всяких нечистоплотных побуждений.

Если вы хотите достичь совершенства характера, вам

[568]

необходимо размышлять и действовать. Когда вы оказываетесь на людях, вам нужно быть на страже и не стремиться так страстно заслужить их похвалу и не сообразовываться во всем с мнением окружающих. Поступайте осторожно, если хотите пребывать в безопасности; развивайте у себя добродетель смирения и доверьте свои беспомощные души Христу. Вы можете в полном смысле этого слова быть мужами Божьими. Даже находясь среди мирских людей, посреди всеобщего замешательства и многочисленных искушений, вы сможете сохранить внутреннюю независимость и не лишиться приятных манер.

Если вы ежедневно общаетесь с Богом, то научитесь оценивать людей так, как их оценивает Он. Тогда вы охотно и радостно откликнетесь на зов долга служить благословением страждущему человечеству. Вы не принадлежите себе; Господь предъявляет священные права на ваши лучшие чувства и самое усердное служение, на которое вы только способны. Он имеет право использовать вас, ваш дух и тело, а также все имеющиеся у вас способности в полной мере во славу Свою. Какие бы кресты вам ни пришлось нести, какие бы труды и страдания ни были посланы вам Его рукой, вы должны безропотно принимать все, что выпадает на вашу долю.

Люди, для которых вы трудитесь, это ваши скорбящие братья, страдающие от физических недугов и духовной проказы греха. Если вы в чем-то превосходите их, то за это вам нужно быть благодарными кресту Христову. Многие живут без Христа и без надежды в этом мире. Они виновны, растленны и испорчены, порабощены сатанинскими кознями. Однако Христос пришел с небес, чтобы искупить именно таких людей. Они заслуживают самого нежного сострадания, сочувствия и неустанных усилий, ибо находятся на краю гибели. Они страдают от неудовлетворенных желаний, эмоциональных расстройств и мук собственной совести; они несчастны в полном смысле этого слова, ибо их жизненные силы быстро тают, а надежды на будущую жизнь у них нет.

У вас очень важное миссионерское поле, и вам нужно быть деятельными и бдительными, радостно и безоговорочно повиноваться призывам Господа. Всегда помните о том, что если вы пытаетесь изменить жизнь ближних, делать это нужно в духе непоколебимой доброты. Вы никогда ничего не добьетесь,

[569]

если будете держаться отчужденно с теми, кому хотите помочь. Вам следует всегда напоминать своим пациентам, что, предлагая им изменить устоявшиеся привычки и обычаи, вы предлагаете им жизнь, а не гибель; отказываясь от того, что они раньше любили и ценили, больные впредь должны строить на более надежном основании. Хотя необходимо твердо и решительно отстаивать санитарную реформу, одновременно следует тщательно избегать малейшего намека на фанатизм или властный дух. Христос преподал нам драгоценные уроки терпения, великодушия и любви. Грубость нельзя назвать напористостью, а властность, не терпящую возражений, — героизмом. Сын Божий умел убеждать. Его последователи должны тщательно изучать Его жизнь и жить во свете Его примера, чего бы это им ни стоило. Людей необходимо постоянно призывать к реформе и подтверждать слова своим личным примером.

Мне была показана жизнь Даниила. Хотя он был таким же человеком, как и все мы, вдохновенное перо описывает его как непорочную личность. Его жизнь дана нам в качестве яркого примера того, каким человек может стать даже в этой жизни, если он сделает Бога своей силой и будет мудро использовать доступные ему возможности и преимущества. Даниил был интеллектуальным гигантом, однако он постоянно стремился к еще большим познаниям, к еще более высоким достижениям. У других молодых людей были такие же преимущества, но они не направили, подобно ему, всю свою энергию на то, чтобы взыскать главную мудрость — знание Бога, открытое в Его Слове и Его делах. Хотя Даниил являлся одним из великих мира сего, его нельзя назвать гордым и самонадеянным. Он чувствовал необходимость получать в молитве отраду для души своей и каждый день излагал свои просьбы перед Богом. Он не лишил себя такого преимущества даже тогда, когда мог угодить за это в львиный ров.

Даниил любил и боялся Бога и был послушен Ему. Тем не менее он не сторонился мирских людей, стараясь избежать тлетворного влияния. По провидению Божьему он должен был жить в мире, но быть не от мира сего. Несмотря на окружающие его искушения и соблазны придворной жизни, Даниил оставался честным и неподкупным в своей душе и твердо, как

[570]

скала, стоял на своих принципах. Он сделал Бога своей силой, и Тот не оставил его в минуту величайшей нужды.

Даниил был верным, благородным и великодушным. Хотя он стремился жить в мире со всеми, тем не менее не допускал, чтобы какая-либо власть заставила его свернуть с пути исполнения долга. Он охотно повиновался тем, кто им руководил, если это не шло вразрез с истиной и правдой, но никакие царские указы не могли заставить его отказаться от преданности Царю царей. Даниилу было всего восемнадцать лет, когда его, пленника, привели в языческий двор, чтобы он служил царю вавилонскому. Если принять во внимание молодость Даниила, то его благородное сопротивление неправде и злу и его стойкая приверженность правде и добру достойны еще большего восхищения. Его благородный пример должен добавить сил тем, кто переносит искушения и испытания в наши дни.

Строгое исполнение библейских требований будет благословением не только для души, но и для тела. Плод Духа — это не только любовь, радость, мир, но и воздержание. Нам велено не осквернять наши тела, ибо они суть храм Святого Духа. Пример Даниила показывает нам, что благодаря твердым религиозным принципам молодые люди могут восторжествовать над похотью плоти и остаться верными Божьим требованиям, даже если это будет стоить им большой жертвы. А что если бы он пошел на компромисс с языческими сановниками, уступил давлению обстоятельств и стал есть и пить то, что было принято у вавилонян? Один неверный шаг повлек бы за собой последующие, и это продолжалось бы до тех пор, пока связь Даниила с небом не оборвалась окончательно, и тогда его увлек бы поток искушений. Но поскольку он упорно доверял Богу и не отступал от Него, на него сошел пророческий дух. В то время как люди учили Даниила обязанностям и премудростям придворной жизни. Бог наставлял его читать тайны будущего.

[571]