Библиотека soteria.ru
Свидетельства для церкви-Том 4
Елена Уайт
Дата публикации: 15.03.14 Просмотров: 21100 Все тексты автора Елена Уайт
Глава XI. Литературные общества
В последнем видении мне было показано возникновение и развитие дела истины для настоящего времени. Когда мы основали издательство в Батл-Крике, друзей дела Божьего насчитывалось весьма мало и наш народ был в целом беден. Но когда раздались призывы о помощи, многие братья благородно выступили вперед и помогли делу Божьему, купив акции издательства. Господь остался доволен таким духом жертвенности.
С тех пор прошло двадцать шесть лет, и по Божьему провидению свет истины светит повсюду. Начало было скромным, и первым друзьям дела Божьего приходилось приносить большие жертвы. На каждом шагу возникали серьезные препятствия, которые нужно было преодолевать. Наши братья, вкладывавшие средства в издательство Ревью, делали то самое
[592]
дело, которое было угодно Господу. Он дал им средства, чтобы они вложили их в дело распространения Его истины.
С течением времени произошли большие перемены. Свет усилился и проник всюду. Когда люди, жаждавшие познания истины, взывали: «Сторож! сколько ночи?», им со знанием дела был дан ответ: «Приближается утро, но еще ночь» (Ис. 21:11, 12). Благодаря тщательному исследованию пророчеств мы понимаем, в какой части потока всемирной истории находимся в данный момент, и знаем наверняка, что Второе пришествие Христа близко. Результаты этих исследований должны быть возвещены миру посредством печатных изданий. По мере ежегодного увеличения и расширения работы требовалось все более совершенное типографское оборудование, и мы его приобретали. Весь мир удивлялся тому, что столь непопулярная истина процветает и быстро распространяется. Но хотя свет усилился, истина закрепилась в сознании многих и открылись новые возможности на всех направлениях для расширения дела Божьего, наши дела не соответствуют нашей вере.
Если собратья поступили правильно, купив акции издательства, когда наша работа оставалась еще весьма скромной, а наше влияние — незначительным, то не будут ли подобные действия более уместными и важными сегодня, когда работа ширится изо дня в день и требуется соответствующее увеличение капиталовложений? С каждым годом правильность наших взглядов все более и более подтверждается. Мы получаем все новые и новые доказательства того, что имеем истину, как она открыта в Слове Божьем, и что, приняв весть третьего ангела, мы не хитросплетенным басням последовали, но «вернейшему пророческому слову». Сегодня мы живем в полуденном сиянии библейской истины.
Господь призывает Своих детей пробудиться и показать веру свою из дел своих. В прошлом, когда нас было немного, когда все, кто мог, считали своим долгом приобрести акции нашего издательства, их молитвы и пожертвования, плод настойчивых самоотверженных усилий, вознеслись к Богу как приятное благоухание. Нашим братьям и сестрам, получившим
[593]
драгоценный хлеб жизни от наших издательств, следует с еще большим желанием отдавать свои средства на поддержку дела Божьего, чем это делали те, кто возлюбил истину в прошлые годы.
Собратья, Бог благословит вас, если вы докажете свою заинтересованность в наших издательствах, сделав их своей собственностью. Те, кто еще не приобрел акции данных учреждений, имеют преимущество вкладывать свои средства в это доброе дело. Нам нужно ваше сочувствие, ваши молитвы и ваши средства. Мы нуждаемся в вашем чистосердечном сотрудничестве. Мы надеемся, что все, кого Господь сделает доброхотно дающими от всего сердца, выйдут вперед со своими деньгами и вложат их в указанные учреждения. Верите ли вы в то, что мы должны возвестить миру последнюю весть милости? Верно ли то, что наша работа вскоре закончится? Об этом нам говорит Слово Божье. Близок конец всему, поэтому предупреждение должно облететь все концы земли.
Наши издательства стали реальной силой в этом мире. Произошли большие перемены. Поскольку сегодня мы располагаем более совершенным оборудованием, позволяющим ясным светом просветить сидящих во тьме, то сейчас уже не так трудно, как раньше, понять и принять истину. Возглавлявшие дело Божье в самом начале были мишенью для недобрых людей и злых ангелов, совместными усилиями терзавших их. Сатана удивительным образом проявил свою злобу и ненависть, действуя через людей, которых он избирал в качестве своих орудий. С другой стороны, верующие, хотя их было немного, ревностно и энергично отстаивали честь Бога, возвышая Его попранный закон и отражая нападки сатаны, проявлявшиеся во всевозможных пагубных ересях и заблуждениях.
С самого начала сатана решительно противодействовал этой работе. Он употреблял всю свою силу и власть, чтобы заставить замолчать и стереть с лица земли всех, кто трудился над распространением света и истины. Ему всегда сопутствовала какая-то доля успеха. Он прибегал к клеветническим измышлениям и самому ожесточенному сопротивлению, лишь бы сломить дух защитников истины и вытравить ее из сознания людей. Великий враг по-разному применял свое адское искусство обольщения и каждым своим усилием перетягивал на свою сторону одного или нескольких последователей Христа. Люди с
[594]
греховными помыслами и намерениями сердечными, скорее прибывающие в согласии с главным обманщиком, нежели со Христом, спустя какое-то время обнаруживали свой истинный характер и уходили к тем, кто им ближе по духу.
Сатана держит в своей власти тех, кто выдает себя за друзей истины, и через них препятствует ее продвижению. Он использует этих людей, чтобы сеять плевелы в народе Божьем. Таким образом, когда никто и не подозревал об опасности, в нашей среде уже существовало большое зло. Но хотя сатана действовал со всяким неправедным обольщением в погибающих, стойкие защитники истины соорудили плотину, чтобы поток сопротивления не захлестнул Церковь, и сохранили слово неповрежденным в этой лавине ересей. Хотя Церковь порой слабела из-за многочисленных разочарований и вынуждена была давать отпор мятежникам, истина сияла все ярче и ярче после каждого такого столкновения. Сила народа Божьего не истощалась. Сила благодати Божьей животворила и облагораживала стойких и верных.
В древнем Израиле регулярно появлялись мятежники и ропотники, доставлявшие массу неприятностей. Часто это были весьма влиятельные люди. Во многих случаях известные и именитые иудеи, правители Израиля, восставали против Божьего водительства и Провидения и начинали разрушать то, что когда-то усердно строилось и созидалось. Нечто подобное все время происходило и в истории нашего народа. Любой церкви небезопасно полагаться на какого-то излюбленного служителя и делать плоть своею опорою. Только Божья рука способна поддерживать всех, кто на нее опирается.
Перед тем как Христос явится на облаках небесных с силой и славой великой, люди внутренне развратятся и обратятся от истины к лжеучениям. Церкви еще предстоит пережить бедственное время. Она будет пророчествовать во вретище. Но хотя Церковь столкнется с ересями и гонениями, хотя она должна будет сражаться с безбожниками и вероотступниками, тем не менее с Божьей помощью она поразит сатану в голову. Господь хочет, чтобы мы как Его народ были крепки, словно сталь, и имели веру твердую, как гранит. Мы должны быть Его свидетелями в этом мире. Его орудиями для
[595]
совершения особой, славной работы в день Его приготовления.
Евангельская весть не завоюет ни единой души для Христа и не проложит дорогу даже к одному сердцу, если не поразит сатану в голову. Всякий раз, когда пленника вырывают из его цепких объятий, тиран терпит поражение. Издательства и типографии — это средства в Божьей руке, призванные открыть драгоценный свет истины каждому народу и языку. Этот свет проникает даже в языческие страны и постоянно ведет наступление на суеверия и всевозможные заблуждения.
Служители, ревностно и энергично проповедовавшие истину, могут отступить и примкнуть к нашим врагам, однако значит ли это, что истина Божья в такой ситуации становится ложью? «Но твердое основание Божие стоит», — говорит апостол (2 Тим. 2:19). Вера и чувства людей могут меняться, но Божья истина — никогда. Весть третьего ангела звучит по всему миру, и она безошибочна.
Ни один человек не может служить Богу, не настраивая при этом против себя злых ангелов и недобрых людей. Злые духи будут преследовать всякую душу, стремящуюся перейти на сторону Христа, ибо сатана хочет вернуть добычу, ускользнувшую из рук. Злые люди будут охотно верить ужасным заблуждениям и обманам, обрекая себя на проклятие. Эти люди постараются выглядеть как можно более искренними, чтобы обольстить, если возможно, и избранных.
То, что истина у нас, так же верно, как и то, что Бог жив. Сатана, со всем его адским искусством и властью, не сможет превратить истину Божью в ложь. В то время как великий враг продолжает прикладывать максимум усилий, чтобы свести на нет Слово Божье и сделать его бездейственным, истина должна идти вперед, как светильник горящий и сияющий.
Господь выделил нас из мира и окружил Своей дивной милостью. Неужели же нас будет очаровывать болтовня отступников? Неужели мы решим встать на сторону сатаны и его воинства? Неужели мы присоединимся к нарушителям Закона Божьего? Так пусть же нашей молитвой станут слова:
«Господи, положи вражду между мною и змеем». Если мы не враждуем с его темными делами, он будет сжимать нас в своих смертельных объятиях и его жало может в любой момент достать до нашего сердца. Мы должны считать его смертельным
[596]
врагом и сопротивляться ему во имя Христа. Нам все время нужно продвигаться вперед, отвоевывая у него пядь за пядью. Да облекутся все, называющиеся именем Христа, в броню праведности.
Братья и сестры, от имени наших издательств мы призываем вас приобретать акции этих учреждений. Вам нечего бояться; вложите свои средства туда, где они будут приносить пользу; рассеивайте лучи света в самых мрачных уголках мира. В этой работе не может быть такого явления, как неудача или банкротство. Ваш долг и преимущество — последовать примеру наших братьев, помогавших издательству, когда у дела Божьего было мало друзей. Приобретайте акции наших издательств, чтобы чувствовалось, что вы кровно заинтересованы в них. Многие вкладывают свои деньги в мирские предприятия и сделки и теряют все до последнего доллара. Мы просим вас быть щедрыми и вложить капитал в нашу издательскую работу. Это пойдет вам на пользу. Ваши деньги не будут потеряны, но принесут вам дивиденды и умножат ваш небесный капитал. Христос отдал для вас все — что вы дадите Ему? Он просит ваше сердце — отдайте его, потому что оно принадлежит Ему по праву. Он просит ваш интеллект — отдайте его, потому что и он также принадлежит Ему. Он просит у вас деньги — отдайте их Ему, потому что это Его собственность. «Вы не свои, ибо вы куплены дорогою ценою» (2 Кор. 6:19, 20). Бот хочет, чтобы вы отдали Ему себя и все, что у вас есть. Пусть слова царственного псалмопевца выражают чувства ваших сердец: «От Тебя все, и от руки Твоей полученное мы отдали Тебе» (2 Пар. 29:14).
Пришло время, когда мы должны сами понять, почему веруем в то, во что веруем. Мы обязаны крепко стоять за Бога и истину среди этого безрассудного, неверующего поколения. Человек, однажды познавший путь истины, но отступивший от убеждений своего сердца под влиянием сатанинских измышлений, становится менее восприимчивым и поддающимся влиянию истины, чем тот, кто еще не вкусил любовь Христа. Он будет мудрым на зло. Отступник объединил свои усилия с сатаной, чтобы бороться со светом и знанием. Я говорю моим братьям: ваша единственная надежда в Боге. Если мы хотим противостоять господствующему нечестию, то должны облечься в праведность Христову. Мы должны показать веру из
[597]
дел наших. Будем готовить себе доброе основание на будущее и держаться вечной жизни. Нам нужно трудиться не своей силой, но силой нашего воскресшего Господа. Что мы сделаем или осмелимся сделать для Иисуса?
Наши издательства — это собственность всего нашего народа, и всем нужно добросовестно трудиться, чтобы вывести эти учреждения из материальных затруднений. Ради активной реализации мы продаем наши книги по такой низкой цене, что прибыли не хватает для повторного издания тех же самых произведений. Это было сделано из лучших побуждений, но малоопытными и недальновидными управляющими.
При низких ценах на книги издательство не может накопить оборотного капитала. Ситуация не была до конца понята и критически исследована. Низкие цены приводят к тому, что наши люди недооценивают труд авторов и издателей, и стоит только один раз пустить книги по низкой цене, как потом будет очень трудно восстановить их истинную стоимость.
Наши служители не получали необходимой поддержки, и им не на что стало жить. Печальной недальновидностью является то, что на наши издания были установлены низкие цены; еще одна ошибка состояла в том, что вся прибыль преимущественно пошла на литературные и миссионерские общества. И то, и другое было доведено до крайности, и реакция на просчеты последует неизбежно. Чтобы литературные и миссионерские общества имели успех, должны процветать учреждения, издающие литературу. Стоит только допустить, чтобы эти Божьи орудия испытывали финансовые затруднения, стоит только позволить издательствам залезать в долг — и литературные и миссионерские общества также не будут иметь успеха.
В своем рвении и пламенном желании осуществлять миссионерскую работу наши братья неумышленно допустили ошибки в управлении. Широко распространяя газеты, брошюры и трактаты, они держали на голодном пайке издательства. Любое доброе дело всегда можно довести до крайности. Люди, занимающие ответственные должности, могут зациклиться на одной идее, сосредоточить все свои помыслы на одной отрасли дела и полностью пренебречь другими участками большого поля.
Нам как народу необходимо оберегать себя во всех
[598]
вопросах. Мы не можем ни на минуту чувствовать себя в безопасности, если не ищем мудрости у Бога каждый день и полагаемся на свои силы во всех наших действиях. Опасность окружает нас постоянно, и нужно быть крайне осторожными, чтобы не уделить все внимание одной отрасли дела Божьего в ущерб остальным.
Ошибочно было решать известные затруднения за счет снижения цен на наши издания. Нужно пересмотреть подобные методы, хотя руководители, принявшие данное решение, были вполне искренни. Им казалось, что их щедрость побудит служителей и народ трудиться над тем, чтобы увеличить спрос населения на наши издания.
Служителям и членам церкви следует вести себя благородно и щедро в отношении наших издательских домов. Вместо того чтобы думать, как бы подешевле получить наши брошюры, книги и периодические издания, надо объяснить людям истинную цену изданий. Все эти центы, отнятые у многотысячных тиражей, привели к тому, что наши канцелярии потеряли значительную прибыль, тогда как если бы каждый покупатель платил за книги на несколько центов больше, он бы урона не ощутил, а издательства получили бы большую пользу.
Ревью энд Герольд и Знамения времени — дешевые газеты, даже если продавать их по полной цене. Ревью — очень ценная газета, в ней печатается интересный материал о жизни церкви, и ее нужно иметь в каждой нашей семье. Если кто-то не может заплатить за нее по бедности, церквам нужно с помощью подписки компенсировать полную стоимость газеты и помочь обездоленным семьям. Это намного лучше, чем обрекать бедных на милость издательства или литературно-миссионерских обществ.
Ту же самую политику следует осуществлять и в отношении Знамений. За небольшим исключением, эта газета с каждым номером становится все более интересной и нравственно ценной по сравнению со временем своего первого издания. Перечисленные периодические издания одинаково интересны. Это два мощных орудия на великом евангельском поле, распространяющие свет в день Божьего приготовления. Всем следует изо всех сил поддерживать оба издания.
«Очи Господа обращены на праведников, и уши Его — к
[599]
воплю их» (Пс. 33:16). Христос поддержит тех, кто прибегает к Нему за мудростью и силой. Если работники смиренно относятся к своему долгу и переживаниям, полагаясь на Иисуса, Его могущественный ангел будет ополчаться вокруг них, и Тот, Кому они доверяли, придет к ним на помощь в любом бедствии. Тем, кто занимает ответственное положение, нужно каждый день все глубже и шире знакомиться с нравственным превосходством, верностью и любовью Христа, чтобы в любой момент уверенно восклицать: «А я знаю, в кого уверовал». Этим людям следует по-братски трудиться вместе, не допуская ни одного проявления враждебных чувств. Каждый должен исполнять свой долг и помнить, что око Божье видит и испытывает побуждения и намерения каждого, читает сокровенные чувства его души. У нас одно дело, и если руководящие братья не допустят, чтобы их личные чувства и представления господствовали над Божьими планами и изменяли их, то между двумя отраслями одного и того же дела будет царить совершенное согласие.
Нашим людям следует предпринять очень серьезные усилия, чтобы увеличить тираж Ревью. Если бы только наши братья и сестры проявили больше усердия и настойчивости для достижения этой цели, они добились бы своего. Каждой семье нужно иметь эту газету. Если многие, не имеющие ее, откажут себе в таких дорогих удовольствиях, как чай и кофе. то смогут каждую неделю впускать в свой дом этого дорогого вестника света и платить за него. Почти каждая семья получает одну или несколько светских газет, в которых печатаются любовные истории и волнующие сообщения о злодейских убийствах, эти публикации оказывают пагубное воздействие на умы всех читающих. Те, кто соглашается жить без Ревью энд Герольд, многое теряют. С ее страниц Христос обращается к ним со Своими предостережениями, обличениями и советами, которые могут изменить ход их мыслей и стать для них хлебом жизни.
В наших газетах не следует печатать длинные диспуты или аргументы в пользу той или иной доктрины, которые могут только утомить читателя, но в них должно быть много коротких и интересных доктринальных и практических статей. Нельзя настолько занижать цену на наши издания, чтобы после продажи не оставалось никакой прибыли, которую можно было бы снова вложить в издательское дело. Тот же интерес, что был проявлен к распространению Знамений времени,
[600]
нужно проявить и к увеличению тиража Ревью. Эти усилия обязательно увенчаются успехом.
Мы находимся на заколдованной земле, и сатана все время убаюкивает детей Божьих в колыбели греховной безопасности. Равнодушие и вялость парализует все наши усилия. Иисус прилежно трудился, и если Его последователи будут полагаться на Него и работать так, как Он работал, они увидят и почувствуют соответствующие результаты. Необходимо основательно поработать над тем, чтобы правильно оценивать стоимость наших изданий и постепенно вернуть им наиболее приемлемую цену. На нас не должны производить впечатление обвинения в спекуляции и наживе. Нам нужно неуклонно продвигаться вперед, не обращая внимания на критику и не теряя голову от успехов и похвал. Вернуть издательское дело на правильную основу будет намного труднее, чем многие себе представляют, но это необходимо сделать, чтобы спасти наши учреждения от финансовых затруднений.
Нашим братьям нужно остерегаться стереотипов в своих планах и работе. Они могут потратить время и деньги, организуя дело таким образом, чтобы работа выполнялась только так и не иначе. В чрезмерной щепетильности кроется опасность. Необходимо стремиться всячески избегать транспортных расходов на перевозки книг и людей. Это плохо сказывается на деле Божьем. Братья, вам следует поступать осторожно, бережливо и беречь каждый доллар. Должна быть проделана великая работа, а наши издательства терпят убытки. Некоторые добросовестные работники издательства в Батл-Крике не получают справедливого вознаграждения за свой труд. На другой работе они могли бы зарабатывать вдвое больше, чем получают здесь, но они сознательно остаются на своем посту, поскольку понимают, что дело Божье нуждается в их помощи.
В день Божьего приготовления должна быть сделана большая работа: необходимо разрабатывать и осуществлять планы по продвижению Его дела. Наши издания нужно распространять повсеместно, ибо они решают исключительно важную задачу. Необходимо проделать большую миссионерскую работу. Но мне было показано, что существует опасность слишком машинального, усложненного и замысловатого подхода к
[601]
делу, хотя достигается при этом меньший успех, чем при использовании простого, прямого и решительного метода. У нас нет ни времени, ни денег, чтобы поддерживать слаженную работу всех деталей этого сложного механизма.
Нашим братьям, отвечающим за разработку планов в этой отрасли дела Божьего и их выполнение, нужно иметь в виду следующее: хотя определенный уровень образования и обучения необходим, чтобы со знанием дела выполнять работу, нет смысла придавать этому слишком большое значение. Стремясь получить самое доскональное и глубокое образование в каждой мелочи и упуская из виду жизненно важные принципы, мы становимся сухими и формальными работниками. Для дела Божьего вполне пригодны люди, сердца которых наполнены благодатью Божьей и горят желанием сделать что-то полезное для дела Божьего.
Бог хочет видеть чистосердечную преданность Его делу. Он примет бескорыстную целеустремленность, чистые, возвышенные принципы, высокие и святые мотивы. Его благодать и сила будут сопровождать эти усилия. Все, кто понимает, что готовить людей к пришествию Христа — это самое что ни на есть дело Божье, в своем бескорыстном труде изыщут возможности для выполнения литературно-миссионерского служения. Но можно потратить слишком много средств и времени и каждое дело исполнять настолько пунктуально и дотошно, что вскоре оно само по себе превратится в сухую, бездушную формальность.
Я откровенно должна сказать вам, что Иисус и сила Его благодати многими не принимаются во внимание. По результатам будет видно, что формальное, равнодушное отношение к работе заняло место благочестия, смирения и святости жизни и сердца. Более духовные, преданные Богу и смиренные труженики не находят места для приложения своих сил, а потому стоят поодаль. Молодые и неопытные быстро усваивают формальную сторону дела и машинально выполняют свои обязанности, не вкладывая в работу всю душу и не чувствуя истинной любви к людям и бремени за души. Меньше привязанности к избитым шаблонам, меньше формализма и больше силы благочестия — вот что необходимо в этот торжественный и страшный день ответственности.
На небе царит порядок, и на земле необходимо все делать систематически и последовательно, чтобы работа продвигалась вперед даже без намека на хаос и фанатизм. Наши братья все время старались этого добиться. Но если некоторые наши служители непрестанно ощущают бремя за души и все время пытаются поднять людей на более высокий духовный уровень,
[602]
другие не столь добросовестны. Они не несут крест Христов и не сознают ценности душ, которая открывается только в свете Голгофы. Они обучают других людей автоматически выполнять свои обязанности и при этом сами становятся формалистами, лишенными силы и не способными открыть людям Спасителя.
Сатана все время трудится над тем, чтобы превратить служение Богу в нудную и скучную формальность и лишить его способности спасать души. В своем стремлении во всем поддерживать идеальный порядок и системность наши работники убивают в себе подлинную энергию и усердие и обрекают себя на неудачу. Изматывающие усилия, которые требуются от наших служителей для поддержания этого сложного механизма в рабочем состоянии, поглощают столько времени, что духовная работа оказывается в небрежении. Чтобы за всем уследить, нужно тратить столько денег, что другие отрасли дела Божьего зачахнут и умрут от недостатка должного попечения.
Хотя молчаливые вестники истины должны разлетаться повсюду, подобно осенним листьям, нашим служителям не следует превращать эту работу в формальность и упускать из виду преданность Богу и истинное благочестие. Десять по-настоящему обращенных, пламенеющих духом, бескорыстных работников сделают больше на миссионерском поле, чем сто других, которые в своей работе довольствуются избитыми шаблонами и сухими правилами и не горят любовью к душам.
Ни в коем случае нельзя пренебрегать непрестанной миссионерской работой, результатом которой уже стало спасение многих душ. От нее во многом зависит успех Божьего дела; но эту работу нужно поручать духовным людям, слова которых дышат светом и любовью Иисуса и которые чувствуют бремя за дело Божье. Это должны быть молящиеся мужчины и женщины, тесно связанные с Богом, имеющие живой открытый ум, освященную волю и здравое суждение. Эти люди должны научиться у Небесного Учителя наиболее успешно взывать к душам и учиться в школе Христа, и тогда они смогут выполнять свое дело, устремив взоры на Божью славу.
Без такого образования вы останетесь новичками в миссионерской деятельности, несмотря на все уроки ваших
[603]
наставников в отношении правил и форм работы, какими бы основательными эти уроки ни были. Вы должны учиться у Христа и отвергать себя ради Него. Вам нужно охотно подставить свою шею под иго Христово и нести Его бремя. Вам необходимо осознать, что вы не свои, но слуги Христовы, и выполняете работу, которую Он поручил вам, не ради человеческой похвалы, почестей или славы, но ради Него, своего дорогого Спасителя. Все, что вы делаете, нужно совершать с Его благодатью, любовью, посвящением, рвением, неустанной настойчивостью и неиссякающей энергией, ибо вы трудитесь не только для этой жизни, но и для вечности.
Литературно-миссионерская работа — это доброе дело, Божья работа. Ее ни в коем случае нельзя принижать, но существует постоянная опасность исказить ее истинное предназначение. Нам требуются книгоноши и литературные работники, которые должны трудиться на миссионерском поле. Грубые и бестактные люди не годятся для этой работы. Тактичные братья и сестры, приятные в общении, имеющие хорошие манеры, предусмотрительные и разборчивые, сознающие ценность душ, — вот кто может добиться успеха на этом поприще.
Литературному евангелисту поручена ответственная работа, и он сможет успешно ее осуществить, если он честен, ревностен и терпелив и упорно выполняет стоящую перед ним задачу. Он должен вкладывать всю душу в свой труд, рано вставать, быть трудолюбивым и предприимчивым и правильно использовать способности, данные ему Богом. Трудности необходимо преодолевать с помощью неустанной настойчивости и упорства. Можно многого добиться благодаря вежливости и обходительности. Работник в состоянии непрерывно развивать у себя уравновешенный характер. Выдающийся характер формируется посредством небольших дел и скромных усилий.
Нам угрожает опасность недостаточно воодушевлять наших служителей. Мне были показаны отдельные братья, которых Бог призвал на дело служения и которые начинают со служения литературных евангелистов. Это превосходная подготовка, если они ставят перед собой цель распространять свет и доводить истину, раскрытую в слове Божьем, непосредственно до семейного круга. В ходе бесед у них будет масса возможностей поговорить о библейской религии. Если они хотят выполнить свою работу как следует, им нужно посещать семьи и делиться с их членами нежной любовью к душам. В их словах и манерах должно сквозить благоухание благодати
[604]
Христовой, и тогда они добьются хороших результатов. В этом заключается отличный опыт для тех, кто намерен посвятить себя делу служения.
Но многие братья, становясь книготорговцами, продают книги и картины, не отражающие нашей веры и не несущие света покупателям. У них есть стимул, потому что перед ними открываются более заманчивые перспективы, чем если бы они работали по лицензии. Эти люди не приобретают никаких особых навыков евангельского служения. Они не приобретают нужного опыта, который подготовил бы их к этой деятельности. Занимаясь торговлей, братья теряют время и возможности. Они не учатся нести бремя за души и не возрастают в познании того, как наиболее успешно завоевывать людей на сторону истины. Эти люди часто не внимают голосу Духа Божьего, и на их характере лежит печать мира сего. Они забывают о том, скольким обязаны Господу, отдавшему за них Свою жизнь, используют данные Им способности в угоду собственным эгоистичным интересам и отказываются трудиться в винограднике Господа.
Я была сильно встревожена, когда увидела, что сатана оплетает своими сетями и отвлекает от дела служения людей, которых Бог Сам хотел бы использовать. Если мы перестанем воодушевлять людей совершенствовать свои способности, чтобы они впоследствии могли трудиться на ниве Божьей, у нас постоянно будет ощущаться нехватка работников. Сатана без устали предлагает людям материальную выгоду и мирские преимущества, отвлекая их ум и направляя их способности в другое русло; он не дает им выполнять те обязанности, без которых невозможно приобрести опыт в Божьем деле. И когда враг видит, что люди намерены идти вперед и посвящать себя преподаванию истины находящимся во тьме, он прикладывает все усилия, чтобы довести их до крайности в каком-то вопросе, ослабить их влияние и лишить тех преимуществ, которые они могли бы иметь, если бы Дух Божий уравновешивал их.
Мне было показано, что наши служители наносят себе большой вред, неразумно используя свои голосовые связки. Их внимание уже было обращено на данный важный вопрос, и Дух Божий дал им Свои советы и предостережения. Долг
[605]
служителей состоял в том, чтобы научиться наиболее мудро пользоваться своим голосом. Голос — это небесный дар и могучее орудие добра. Если беречь его, то с его помощью можно прославлять Бога. Все, что от служителей требовалось, это выучить несколько простых правил и добросовестно следовать им. Но вместо того чтобы заняться самообразованием и проявить немного здравого смысла, они наняли преподавателя ораторского искусства.
В результате многие из тех, кто считал, что Бог поручил им преподавать истину ближним, безрассудно увлеклись ораторским искусством. Некоторым не хватало только этого искушения. Новое веяние захватило молодых людей и отдельных служителей. Они покинули свое поле деятельности, забросили виноградник Господа и стали тратить драгоценное время и деньги на обучение в школе риторики. После полного курса учебы у них исчезла преданность делу Божьему и практическое благочестие. Они сложили с себя бремя задуши, как будто это была старая, изношенная одежда. Они приняли советы сатаны, и он повел их туда, куда ему хотелось.
Кое-кто стал выдавать себя за учителей риторики, хотя не имел ни благоразумия, ни особых способностей в этой области. Тем самым они внушили людям только отвращение к себе, поскольку не смогли правильно использовать приобретенные знания. В их выступлениях не было ни достоинства, ни здравого смысла, и своими «подвигами» они закрыли себе дверь для дальнейшего возвещения истины этому миру, поскольку изрядно подпортили собственную репутацию. Это была уловка сатаны. Усовершенствовать свою речь было неплохо, но тратить столько времени и денег на один-единственный аспект своего служения и сосредоточить на нем все внимание означало впасть в крайность и проявить большую слабость.
Молодые люди, называющие себя субботствующими, добавляют к своим именам титул «профессор» и обманывают людей, претендуя на то, в чем абсолютно не разбираются. Многие тем самым искажают свет, который Богу угодно было дать им. У них неуравновешенный ум. Ораторское искусство
[606]
стало уже притчей во языцех. Из-за него люди занялись делом, которое не могут исполнять достаточно мудро, и стали совершенно непригодными для работы, в которой могли бы иметь славный успех, если бы только старались выполнять ее смиренно, скромно и в страхе Божьем. Эти молодые люди могли бы готовить себя для полезного труда на миссионерском поле, занимаясь литературным евангелизмом или же работая по лицензии помощником пастора и доказывая свое пасторское призвание. В этом случае они трудились бы не только для этой бренной жизни, но и для вечности. Но ими завладела безумная мысль сделаться учителями риторики, и теперь сатана стоит и посмеивается над ними, радуясь тому, что они попали в раскинутую для них сеть.
Божьим рабам следует действовать сообща. Им нужно подавлять и обуздывать грубость и властолюбие и каждый день глубоко размышлять над тем, как они строят свою жизнь. Являются ли они настоящими джентльменами в христианской жизни? Наполнена ли их жизнь благородными, честными поступками, превращающими здание их характера в прекрасный храм Божий? Подобно тому как корабль тонет из-за одного прогнившего шпангоута, а цепь рвется из-за одного поврежденного звена, так и одна нехорошая черта в характере, проявляющаяся в словах или поступках, оказывает недоброе влияние на всю жизнь, и, если ее не победить, она уничтожит все добродетели.
Каждое дарование человека можно сравнить с рабочим, который строит дом не только для этой жизни, но и для вечности. Дом растет каждый день, хотя строитель не сознает этого. Это здание должно будет стоять либо как предупреждающий маяк из-за своего уродства, либо им как прекрасным строением будут восхищаться Бог и Его ангелы за его соответствие Божественному Эталону. Умственные и нравственные силы, которыми наделил нас Бог, не являются чертами нашего характера. Они лишь таланты, и мы обязаны употребить их в дело; если мы сделаем это правильно, тогда они сформируют добрый характер. Человек может держать в руке ценные семена, но это еще не сад. Прежде чем семя станет деревом, оно должно быть посажено в землю. Разум — это сад, а характер — его плоды. Бог наделил нас способностями, а мы обязаны всячески их развивать. Характер наш будет зависеть от нашего поведения. Нам предстоит потрудиться над развитием и культивированием своих сил и способностей, так чтобы они легли в основу гармоничного и цельного характера. Эту работу никто за нас сделать не сможет.
Имеющие грубый и колючий нрав окажутся виновными перед Богом, если не подавят в себе и с корнем не выкорчуют
[607]
из своего характера всю желчь и язвительность. Человек, отдающий себя во власть собственной раздражительности, служит сатане. «Кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь» (Рим. 6:16). Добрый характер в глазах Бога драгоценнее золота офирского. Господь хочет, чтобы люди трудились не только для этой жизни, но и для вечности. Мы получаем по наследству как хорошие, так и плохие качества, и можем либо усугубить плохие качества, либо улучшить хорошие. Будет ли все плохое идти по восходящей, как у Иуды, или мы очистим душу от всякого зла, и доброе возобладает в нас?
Нужно всегда дорожить принципиальностью, правдивостью, честностью. Честность не найдет место там, где ведется тонкая политика. Честность и политика никогда не достигнут согласия, потому что одна от Ваала, а другая — от Бога. Господь требует от Своих рабов быть честными в мотивах и поступках. Любое проявление алчности и жадности должно быть преодолено. Люди, выбирающие своей спутницей честность, будут воплощать ее во всех своих поступках. Для большинства людей эти люди неприятны, но для Бога они прекрасны.
Сатана старается всюду успеть, всюду пролезть. Он любит разлучать близких друзей. Некоторые люди только тем и занимаются, что болтают, сплетничают и лжесвидетельствуют; они сеют семена разногласия и порождают вражду. Небо смотрит на таких людей как на самых действенных рабов сатаны. Но оскорбляемый человек находится куда в менее опасном положении, чем тот, кого хвалят и превозносят до небес за несколько удачно проведенных мероприятий. Похвала так называемых друзей опаснее злословия.
Самые лучшие дела человека блекнут, когда он начинает хвалить себя. Истинное благородство никогда не опускается до ненависти, даже в отношении ложных обвинений врагов; ни одно сказанное ими слово не причиняет благородному человеку ни малейшего вреда, а только укрепляет то, что не может разрушить. Господь желает, чтобы Его народ был тесно связан с Ним, долготерпеливым и любящим Богом. Все должны своей жизнью демонстрировать любовь Христа. Пусть никто не осмеливается принижать репутацию или положение другого человека; это происходит от самовлюбленности, говорящей в сердце: «Я настолько лучше и способнее тебя, что Бог отдает мне предпочтение. Ты ничего собой не представляешь».
Наши служители, занимающие ответственные
[608]
должности, — это люди, которых Бог принимает. Каким бы ни было их происхождение, чем бы они ни занимались раньше — фермерством, столярным ремеслом или учебой в колледже, — если Бог принял их, пусть каждый остерегается бросать на них хотя бы малейшую тень. Никогда не говорите пренебрежительно ни об одном человеке, ибо он может быть велик в глазах Господа, тогда как почитающих себя великими Бог невысоко оценивает из-за их испорченного сердца. Наша единственная безопасность заключается в том, чтобы низко склониться к подножию креста, иметь о себе невысокое мнение и уповать на Бога, ибо только Он Своей силой может сделать нас великими.
Нашим служителям угрожает опасность приписывать себе славу за сделанную ими работу. Им кажется, что Бог благоволит к ним, и они становятся независимыми и самонадеянными; тогда Господь допускает, чтобы они подверглись нападкам сатаны. Желая совершать дело Божье так, чтобы Господь мог принять наше служение, мы должны иметь дух кротости, смиренномудрия и почитать один другого высшим себя. Нам угрожает большая опасность, и всем нам необходимо проявлять здравое суждение и использовать все способности. Каждый выполняет достаточно важную работу, и от всех нужно требовать добросовестного и серьезного отношения к ней. Один человек не в состоянии выполнять работу за всех. Каждому доверено свое место и свое особое дело, и каждому следует понять, что работу необходимо совершать так, чтобы она выдержала проверку на Божьем суде.
Нам предстоит важная и обширная работа. День Божий поспешает, и все работники на великом поле Господа должны стремиться к совершенству, чтобы ни в чем не иметь недостатка, ни в чем не отставать и ожидать явления Сына Человеческого на облаках небесных. Ни одной минуты своего драгоценного времени не следует тратить на то, чтобы навязывать окружающим свое мнение и взгляды. Бог будет воспитывать людей, ставших Его соработниками в этом великом деле, чтобы вера их была совершенной и непоколебимой, а характер — гармоничным и уравновешенным.
Люди наделены разными дарованиями, и кому-то лучше трудиться в какой-то одной, конкретной отрасли дела Божьего, к которой у них есть склонность. То, что не удается одному, может удаться его собрату по служению. Каждый выполняет важную работу на своем месте. Разум одного человека
[609]
не должен господствовать над разумом другого. Если какой-то человек считает, что никто не вправе влиять на него, что у него вполне хватит ума и способностей, чтобы разобраться во всех отраслях дела Божьего, такой человек лишится благодати Божьей.
У моего мужа есть опыт и ценные качества, но они должны быть освящены благодатью Христовой. Бог полностью примет его труды, если он будет подражать Эталону.
Бог хочет, чтобы пасторы Хаскел, Батлер, Уитни и Уайт сблизились с Ним. У этих мужей есть ценные качества, но если Христос не будет открываться в их характере, они останутся так же неприемлемы для Бога, как и жертва Каина. Его жертва сама по себе была хороша, но Спасителя в ней не было.