Глава 16 Братская любовь

«Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан. 13:35). Чем больше мы будем подобны нашему Спасителю в характере, тем больше будет наша любовь к тем, за кого Он умер. Христиане, проявляющие дух великодушной любви друг ко другу, несут свидетельство о Христе, которому даже неверующие люди не могут возразить или противоречить. Невозможно переоценить силу такого примера. Ничто с таким успехом не несет поражение планам сатаны и его агентов,

[168]

ничто с таким успехом не способствует созиданию царства нашего Искупителя, как любовь Христа, проявленная членами церкви. Мир и процветание только тогда будут преуспевать, когда кротость и любовь станут активно сотрудничать.

В своем первом послании к Коринфянам ап. Павел отмечает важность такой любви, которую должны иметь последователи Христа: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая и кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны, имею всякое познание и всю веру, так что могу горы переставлять, а любви не имею. то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, то нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:1-3).

Каким бы высоким ни было вероисповедание человека, но если его сердце не наполнено любовью к Богу и ближним, он не является учеником Христа. Даже если он обладает великой верой и имеет силу совершать чудеса, но не имеет любви, то его вера, в таком случае бесполезна. Он может проявлять большую щедрость, но если он будет проявлять дела милосердия не из побуждений настоящей любви, то это не будет принято Богом. В своей ревности он может даже умереть мученической смертью, но если он сделал это не побуждаемый любовью, то он будет рассматриваться Богом как обманутый фанатик или же честолюбивый лицемер.

Дальше апостол указывал на плоды любви: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует». Божественная любовь, господствующая в сердце, изгоняет гордость и эгоизм. «Любовь не превозносится, не гордится». Чистая радость истекает из чувства глубочайшего смирения. Самый сильный и наиболее благородный характер покоится на основании терпения, любви и доверчивого подчинения воле Божьей.

Любовь «не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла». Сердце,

[169]

которым управляет любовь, не будет наполнено гневом или местью. Гнев и месть происходят по причине обид и оскорблений, которые гордость и самолюбие не могут перенести. Любовь не подозревает и всегда в самом благоприятном свете будет рассматривать побуждения и дела других. Она не прислушивается с жадностью к плохим сообщениям, но скорее будет стараться вспомнить что-либо хорошее из жизни того, кого поносят.

Любовь «не радуется неправде, но сорадуется истине». Тот, чье сердце наполнено любовью, будет испытывать скорбь при виде ошибок и слабостей других: но когда истина торжествует, когда облако, покрывающее честное имя другого, рассеивается или же грехи исповеданы и несправедливость восстановлена, тогда он радуется.

«Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». Любовь не только выдерживает ошибки других, но она с радостью переносит страдания и неудобства с надлежащим терпением. Такая любовь «никогда не перестает». Она никогда не потеряет своей ценности; любовь — это небесное качество. Как драгоценное сокровище, она будет пронесена ее обладателем через ворота Божьего города.

Плод же Духа — любовь, радость и мир. Разногласие и разделение — это работа сатаны и плод греха. Если мы желаем, как народ Божий, иметь мир и любовь, то мы должны оставить наши грехи; мы должны прийти в согласие с Богом и друг с другом. Пусть каждый спросит себя: «Обладаю ли я красотой любви? Научился ли я долготерпению и вежливости?» Таланты, образование и красноречие без этих небесных качеств будут такими же бесполезными, как медь звенящая и кимвал звучащий. О, сколькими это драгоценное сокровище низко ценится и как мало ищущих его среди исповедующих истинную веру!

Апостол Павел писал к Колоссянам: «Итак, облекитесь, как избранные Божий, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение. Снисходя друг ко другу с любовью и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу:

[170]

как и Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства, и да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны».

Тот факт, что мы многим обязаны Христу, ставит нас перед лицом самой большой и святой ответственности по отношению к тем, за кого Он умер, чтобы искупить их. Мы должны проявить то нежное сострадание и бескорыстную любовь, какую и Христос проявил к нам. Эгоистичные, честолюбивые желания к первенству — все это умрет, когда Христос овладеет нашими чувствами.

Наш Спаситель учил Своих учеников молиться: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Какое большое благословение испрашивается здесь, но оно дано на условии. Мы сами ставим эти условия. Мы просим, чтобы милость Божья была измерена той милостью, с какой мы относимся к другим. Христос говорит, что это является правилом, по которому Господь будет поступать с нами. Если вы прощаете людям согрешения, то и Отец ваш небесный простит вам также, но если вы не простите людям их согрешений, то и Отец ваш не простит вам ваших согрешений. Какой чудесный договор! Но каким непонятным он остается и как мало обращают на него внимания! Дух непрощения стал одним из обычных грехов. И он влечет за собой в высшей степени пагубные последствия. Сколько людей вынашивают в своем сердце враждебность и месть, а затем преклоняются перед Богом и просят так, как и они прощают! Конечно, они не имеют правильного представления об этой молитве, потому что в противном случае они никогда бы не поступали так. Мы зависим от прощающей милости Бога каждый день и каждый час: каким же образом мы можем вынашивать в нашем сердце горечь и злобу против наших ближних — грешников?! Если бы во всех своих ежедневных отношениях христиане проводили в жизнь принципы этой молитвы, какая бы тогда чудесная перемена произошла в церкви и в мире! Это было бы в высшей степени

[171]

убедительное свидетельство, которое явилось подтверждением действительности библейской религии.

Бог требует от Своих последователей гораздо больше, чем многие представляют себе. Если мы не желаем строить наши надежды о небе на ложном основании, то мы можем принять, что Бог имеет в виду именно то, о чем говорит в Библии. Он не требует от нас ничего, на что не посылал бы нам силы исполнить его. Мы не будем иметь никакого извинения день Господень, если потерпим неудачу в достижении вершины образца, поставленного перед нами в Его Слове.

Апостол предостерегает нас: «любовь да будет непритворна, отвращайтесь от зла и прилепляйтесь к добру. Будьте; братолюбивы друг к другу с нежностью, в почтительности друг друга предупреждайте». (Римл. 12:9-10). Павел желал, чтобы мы отличали чистую, великодушную любовь, внушаемую Духом Божьим, от бессмысленной, ложной, обманчивой любви, которой наполнен этот мир. Эта низкая подделка под любовь ввела в заблуждение многие души. Если вместо того, чтобы честно указать человеку на его ошибку, мы соглашаемся с ним, то уничтожаем различие между правдой и ложью. Такой образ действий никогда не истекает из чувства настоящей дружбы. Такое отношение к человеку исходит только от плотского состояния сердца. Хотя христианин всегда должен быть вежливым, милосердным и прощающим, но в то же время, он не может иметь единства с грехом. Он будет отвращаться от зла и все ближе и ближе соединяться с добром, даже жертвуя дружественными связями. Дух Христа будет вызывать у нас ненависть к греху, и в то же время мы будем готовы принести любую жертву ради спасения грешника.

«Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали .как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божьей по причине их невежества и ожесточения сердца их; они дошли до бесчувствия, предаваясь, распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытностью» (Ефес. 4:17-19). Апостол предостерегает своих братьев авторитетом Господа

[172]

Иисуса, чтобы уже будучи наставленными в истине, они не поступали так, как поступают язычники, но в своей повседневной жизни показали образец, что они вполне обращены.

«Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости истины» (Ефес. 4-:22-24). Они некогда были развращены, низки, рабы жалких похотей, усыпленные ядом мира сего, слепы, безумны и опутаны сатанинскими обольщеньями. Но теперь, научившись истине во Христе, в своей жизни и характере должны произвести решительную перемену.

Приход в церковь членов с необновленным сердцем и невозрожденной жизнью является источником слабостей церкви. На этот факт часто не обращают внимания. Некоторые служители и общины так сильно желают увеличить число членов, что не выступают прямым и честным образом против нехристианских привычек и действий. И принимающих истину не учат тому, что они не могут быть в духовной безопасности, будучи мирскими в поведении, и, одновременно нося имя христиан. До своего обращения они были рабами сатаны, а теперь должны стать подчиненными Христа. Сама жизнь должна свидетельствовать о перемене властелинов. Общественное мнение склонно к исповеданию христианства. Как немного нужно самоотречения и самопожертвования, чтобы облечься в форму благочестия и быть записанными в церковную книгу! Таким путем многие присоединяются к церкви, не соединившись со Христом. И сатана торжествует в этом. Такие «обращенные» члены — это самые наилучшие агенты сатаны. Они служат сетью для других душ. Это ложные светильники, совращающие неутвержденных к погибели. Напрасно люди пытаются сделать христианский путь для мирских людей пошире и приятней. Бог не выравнивает и не расширяет узкий, тернистый путь. Если мы желаем войти в вечную жизнь, мы должны следовать тем же путем, какой проложил Иисус и Его ученики,- путем смирения, самоотречения и жертвы.

Служители должны убедиться в том, что их сердца

[173]

освящены истиной, и затем искренно трудиться над тем, чтобы эта работа совершилась и над сердцами обращенных ими людей. Как служители, так и народ нуждаются в чистоте религии. Те, которые изгоняют нечестие из своего сердца и простирают руки в искренней мольбе к Богу, получат помощь, которую только Один Бог может дать. За душу человека уплачен выкуп, чтобы люди имели возможность избавиться от рабства греха и обрести прощение, чистоту и небо.

Бог слышит вопль смиренного и сокрушенного сердца. Те, кто постоянно обращаются к престолу милости, вознося искренние, сердечные молитвы о божественной мудрости и силе, будут активными и полезными слугами Божьими. Возможно, они не обладают большими талантами, но будучи смиренными и твердо полагаясь на Иисуса, они совершат большую работу, приводя души ко Христу. С помощью Божьей они смогут достичь людей.

Служители Христа всегда должны чувствовать бремя святой работы на своей душе. Они должны отдать все силы своего сердца для созидания тела Христова и не возвышать себя перед народом. И когда члены признают в лице верного служителя посланника Христова, они должны избегать хвалить такого человека.

«Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил вас и предал Себя за вас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Ефес. 5:1-2). Человек путем плохих дел отделяет себя от Бога, но Христос отдал Свою жизнь, чтобы все желающие могли освободиться от греха и вернуть к себе доверие Творца. Желание видеть вселенную святой и искупленной побудило Христа принести такую большую жертву. Воспользуемся ли мы этими преимуществами, купленными для нас такой дорогой ценой? Будем ли мы последователями Бога, Его любимыми детьми, или же останемся рабами князя тьмы? Будем ли мы поклонниками Иеговы или Ваала, Живого Бога или идолов?

Возможно, перед нашими глазами не будет видимого идола или изображения, и в то же время мы будем совершать идолопоклонство.

[174]

Сделать себе идола из вынашиваемых нами идей и намерений так же допустимо и легко, как и сделать изображение богов из дерева или камня. Тысячи людей имеют превратное представление о Боге, и Его свойствах. Они также верно служат ложному богу, как если бы они были поклонниками Ваала. Служим ли мы истинному Богу, каким Он открыл Себя в Своем Слове, во Христе, в природе, или же мы преклоняемся перед каким-нибудь философским идолом, поставленным вместо Него? Бог — Бог истины. Справедливость и милость — основание Его престола. Он — Бог любви, сострадания и нежного участия. Таким Он открыл Себя в Своем Слове, в нашем Спасителе Он — Бог терпения, долготерпения. Если Он Тот, перед Кем мы поклоняемся, характер Которого желаем иметь и подражать этим качествам, значит мы поклоняемся истинному Богу.

Если мы следуем за Христом, тогда Его заслуги, вменяемые нам перед лицом Отца, будут как приятное благоухание. И качества характера нашего Спасителя, воплощенные в нашем сердце, будут распространять вокруг нас драгоценное благоухание-Дух любви, кротости, прощения, окружающий нашу жизнь. имеет силу, чтобы смягчать и покорять жестокие сердца и приобретать для Христа самых яростных гонителей церкви.

«Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого выше себя». «Все делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть чистыми и неукоризненными чадами Божьими, непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире» (Филип. 2:3, 14-15).

Тщеславие, эгоистическое самолюбие — это скала, о которую разбились многие души. и многие общины утратили свою силу. Те, которые меньше всего посвящены, меньше всего связаны с Богом, те с особым рвением стремятся к высоким местам. И они не понимают своих слабостей и недостатков характера. Если многие из наших молодых служителей не испытывают на себе преобразующей силы Божьей, то их труды будут скорее всего препятствием, чем помощью для церкви. Возможно, что они изучили доктрины о Христе, но не познали Христа!

[175]

Душа, которая постоянно взирает на Иисуса и видит Его самоотреченную любовь и глубокое смирение, будет подражать Ему. Сердце должно быть очищено от гордости, честолюбия, обмана, ненависти и эгоизма. Некоторые частично победили многие из этих плохих черт, но все же полностью не вырвали с корнем их из своего сердца. При благоприятных обстоятельствах эти недостатки вновь дадут знать о себе и принесут созревший плод — возмущение против Бога. В этом и заключается большая опасность. Пощадить один грех — это значит вскармливать врага, который только и ждет удобного момента, чтобы погубить нас.

«Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением и мудрой кротостью» (Иак. 3:13). Мои дорогие братья и сестры! Как вы используете дар речи? Научились ли вы так управлять своим языком, чтобы он всегда повиновался приказам освященной совести и святых чувств? Свободен ли ваш разговор от легкомыслия, гордости, злобы, обмана и нечистоты? Нет ли в вас хитрости перед Богом? Слова обладают большой силой. Сатана, насколько это только возможно, будет пытаться держать язык у себя на службе. Сами по себе мы не можем контролировать этот непокорный член. Наша единственная надежда только на божественную благодать.

Те, которые так горячо стремятся к занятию первых мест, должны в первую очередь знать, как приобрести мудрость, которая «чиста, мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак. 3:17). Мне было показано, что многие служители нуждаются в запечатлении этих слов на скрижалях их души. Кто имеет в своем сердце Христа, надежду славы, покажет это на самом деле своим «добрым поведением с мудрой кротостью» (Иак. 3:13).

Апостол Петр увещевает братьев: «Наконец, будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте проклинающих вас, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо кто любит жизнь

[176]

и хочет видеть добрые дела, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей. Уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему. Потому что очи Господа обращены к праведникам и уши Его к молитвам их. Но лице Господа против делающих беззаконие, чтобы истреблять их с земли» (1Петр 3:8-12).

Если путь так ясно изложен, почему же, так называемый народ Божий не идет по нему? Почему они не изучают, не молятся и не трудятся над тем, чтобы быть единомысленными? Почему они не стремятся к тому, чтобы милосердно относиться друг ко другу, как братья, вместо воздавания злом за зло и оскорблением за оскорбление? Разве есть такой человек, который не любит жизни и не желает видеть в своей жизни добрые дни? Сколь немногие соглашаются с этими условиями, чтобы удерживать свой язык от зла и уста от неправды. Только немногие желают следовать примеру Спасителя в кротости и смирении! Многие просят Господа смирить их, но сами не желают подчиниться надлежащей дисциплине. И когда приходят испытания, или другие препятствия, в сердце происходит возмущение, и язык произносит слова, которые подобны отравленным стрелам или же граду.

Злословие — это двойственное проклятие, которое оказывает свое особое влияние на того, кто говорит, и на того, кто слушает его. Тот, кто сеет семена раздора и разделения, пожнет в собственной душе смертоносные плоды. Как жалок сплетник и клеветник! Такому человеку незнакомо истинное счастье.

«Блаженны миротворцы!» Те имеют милость и мир, кто отказывается принимать участие в состязаниях языков. Когда торговцы злословием идут из дома в дом, то боящиеся Бога чутко охраняют двери своих домов. Время, которое так часто растрачивается в пустых легкомысленных и злобных сплетнях, должно посвящаться святым, возвышенным истинам. Если бы наши братья и сестры стали миссионерами Бога, посещая больных и страждущих, терпеливо и искренно трудясь для погибающих, во всем подражая Небесному Отцу, тогда церковь процветала бы во всех полях.

[177]

Грех злословия начинается с вынашивания злых мыслей. Клевета содержит в себе нечистоту во всех формах. Одна допущенная нечистая мысль, одно взлелеянное несвятое желание — и душа загрязняется, и ее ценность подвергается опасности. «Похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:15). Если мы не хотим сделать греха, необходимо избегать его в самом зародыше. Каждое чувство, и желание должно быть подчинено разуму и совести. Каждая нечистая мысль должна немедленно изгоняться. В самых сокровенных уголках вашей души следуйте за Христом. Молитесь с верой и от всего сердца. Сатана все время ловит момент, чтобы расставить перед вами сети. Вы должны получить помощь свыше, чтобы избежать его сетей.

Посредством веры и молитвы все могут исполнить требования Евангелия. Ни одного человека нельзя насильно заставить согрешить. Прежде чем какой-либо грех возобладает над разумом или же беззаконие восторжествует над совестью человек должен дать согласие на это, а потом следует намерение души сделать это. Каким бы сильным ни было искушение, сила его не извиняет грех. «Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их» (1Петр. 3:12). С воплем обращайся к Господу, о, искушаемая душа! Стань на сторону Иисуса, беспомощный, жалкий человек, и требуй исполнения Его обетовании, и Господь услышит. Он знает всю силу наклонностей плотского сердца, и Он готов помочь при всяком искушении.

Согрешили вы? Тогда немедленно обращайтесь к Господу за милостью и прощением. Когда Давид согрешил, он излил всю свою душу перед Господом в раскаянии и смирении. Он чувствовал, что может перенести потерю царского венца, но только не изгнание от лица Божьего. Милость еще распространяется над грешником. Господь все еще обращается к нам и призывает нас в наших скитаниях: «Возвратитесь, мятежные дети, и Я исцелю вашу непокорность» (Иер. 3:22). Мы сможем получить божественное благоволение, если обратим внимание на умоляющий голос Его Духа. «Как Отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Псал. 102:13).

[178]