Глава 43 Поддержка миссий в городах

Дорогой брат М.! Несколько дней тому назад я получила письмо, написанное вами и проповедником Н., в котором вы излагаете серьезные возражения против поддержки миссии в городе ____, находящейся в ведении вашей конференции, и утверждаете, что не меньшую заинтересованность в этой миссии должны проявлять и все остальные конференции этого поля. Однако даже если в настоящее время у этих конференций нет острой необходимости вплотную заниматься делами миссии в городах своих регионов, то разве еще не осталось мест, где такие миссии следует создать? Если вашу конференцию просят взять под свою опеку миссию в ____ и вести в ней работу под руководством Генеральной конференции, то люди, обладающие чувством ответственности, должны воспринять эту просьбу как свидетельство доверия к ним со стороны братьев и в ответ на это сказать: «Да, мы принимаем это священное доверие и сделаем все, что в наших силах, чтобы оправдать доверие своих братьев, и будем всеми силами вести порученную нам миссию к успеху. Мы будем молить Бога даровать нам мудрость и везде, где будет необходимо, проявим самоотречение и предельную бережливость. Бог поддержит вас в радостном исполнении этого долга

[369]

и сделает его благословением, а не тяжким бременем или препятствием для процветания дел в вашем штате.

Этот огромный город находится во мраке и заблуждении, а мы до сих пор позволяем ему оставаться в таком состоянии. Простит ли нам Господь такую небрежность? Какой отчет мы дадим за тех людей, которые умерли, не услышав истины для настоящего времени? Ведь они могли бы принять ее, если бы услышали. Мой дух находится в смятении из-за того, что мы столь долго пренебрегали работой в ____. Все, что совершается там в настоящее время, можно было сделать многие годы назад, причем тогда для этого потребовалось бы намного меньше и времени, и денег, и усилий. Тем не менее, эту работу нельзя оставлять неоконченной и сейчас. Даже первые шаги, сделанные нами там, при весьма экономичных финансовых планах уже принесли существенные плоды. Мы должны снабдить эту миссию лучшими возможностями и талантами. Необходимо найти место, где люди могли бы услышать Слово истины; необходимо подыскать дополнительные средства для поддержки работников этой миссии, не для создания роскошных условий существования, а для увеличения эффективности их работы. Они являются Божьими орудиями, поэтому ничто не должно быть сказано или сделано, что могло бы разочаровать их в этой работе. Наоборот, мы должны всемерно укреплять их руки и поощрять сердца.

Ваша конференция достаточно состоятельна, чтобы успешно выполнять эту работу; да и можно ли оставлять князя тьмы безраздельным властелином наших великих городов только потому, что поддержка миссии требует расходов? Пусть каждый искренний последователь Христа полностью отдаст себя этой святой работе, даже если делать ее придется через головы служителей и самого председателя конференции. Тем же, кто берется за нее, следует остерегаться говорить: «Прошу тебя, извини меня» (Лук. 14:18-19), чтобы не лишиться преимуществ как нынешней, так и в вечной жизни. Пусть христиане, любящие долг, отдадут все этой работе, а затем просят Господа о дальнейшей помощи и силе. Ведь именно силами таких преданных людей Он совершает Свою работу, завершая то, что не смогли сделать они. До конца использовав все, что они имели, они получают новый свет и новую силу. Любое достижение наделяет церковь новым рвением и усиливает стремление к новым свершениям.

[370]

Мы радуемся в духе, размышляя, как много можно было бы сделать, но краснеем от стыда перед Создателем, что так мало сделано. Пастыри пренебрегли обязанностями, данными им Богом; утратив широту мышления и верность в работе, они стали поощрять в людях трусость, праздность и алчность. Они не осознают величия и важности своей работы. Нам нужны люди, способные различать и понимать намерения неба. Лишь тогда поднимется уровень благочестия и у нас появятся истинные миссионеры, готовые к самопожертвованию ради истины. В церкви Божьей нет места для эгоизма и стремления к праздной, легкой жизни; наоборот, ей нужны люди, не жалеющие трудов, чтобы поднять знамя истины во всех наших крупных городах, в великих центрах сообщения и путешествий.

Мир должен быть предостережен, поэтому каждому из нас надлежит смиренно трудиться в полную меру способностей, дарованных Богом. Пусть эта работа начнется в каждом штате, в каждой местности. Какое право имеют люди с ограниченными и неосвященными взглядами решать, что надо, а что не надо делать их конференции? Миссия в _____ — дело не только вашего штата, и если бы ваша конференция по-настоящему хотела работать, она могла бы, не ощущая бремени, обеспечивать деятельность двух таких миссий. Так вперед же, братья, воспряньте к действию! Помните, что время, потерянное из-за вашего неверия и недостатка мужества, потеряно навсегда. Служители, работайте с желанием что-то сделать, и добросердечные люди, любящие Бога и соблюдающие Его заповеди, с готовностью окажут помощь Господу. В этом смысле и сама церковь получит дополнительный стимул для последующих усилий, ибо благодеяние таких людей никогда не прекращается.

Дорогой проповедник М.! Вы всей своей консервативной деятельностью и узостью взглядов на посту председателя конференции показали, что недостойны оказанного вам доверия. Вы не сделали и половины того, что могли бы сделать, если бы вами руководил дух истинной работы. Вы смогли бы проявить больше способностей и опытности, добиться значительно больших успехов в управлении этой святой и важной миссией, в работе, которая могла бы принести вам всеобщее уважение и доверие нашего народа. Но,

[371]

как и другие служителя этого штата, вы не смогли продвинуть работу согласно открывающихся возможностей Провидения Божьего; не смогли воспринять глубокое влияние Святого Духа на сердце, и тем самым Бог не смог говорить через вас к Своему народу. Если в этом кризисе вы делаете что-либо, чтобы укрепить дух сомнения и неверия в церквах своего штата; совершаете что-либо, препятствующее членам вполне посвятить себя этой работе, вы будете держать ответ перед Богом. Разве Господь явил вам неоспоримое свидетельство, что братья этого штата освобождаются от обязанности заключить в свои объятия город ____, подобно тому, как Христос заключил в Свои объятья их самих? Если бы вы находились во свете, вы ободряли бы эту миссию вашей верой.

Вам самому необходимо глубоко почерпнуть из потоков благодати и спасения, прежде чем вы сможете вести других к Источнику живых вод. Являясь председателем местной конференции с определенным опытом и влиянием, вы, вместо разочарования, должны были побуждать братьев к проявлению новых усилий, к несению еще больших ответственностей. На людей, занимающих ответственное положение, возлагаются особые обязанности, которые требуют большого труда, но при желании ими можно и пренебречь. Но когда пастырь пренебрегает своим долгом, да сжалится Господь над его несчастной паствой!

Мой брат, из вашей работы отнюдь не явствует, что вы осознаете всю святость и важность своих обязанностей. Мне было показано, что вы способны работать намного лучше, чем трудились до сих пор, и что Бог ожидает от вас более активных и успешных усилий. Бог требует от вас большей честности и верности. Смертному человеку никогда не доверялась более ответственная и благородная миссия, чем работа по спасению душ, поэтому ничто не должно становиться между вами и этой священной работой, поглощая ваш ум и смущая ваше суждение. Человеку, занимающему ваше ответственное положение, необходимо на первый план ставить вечные интересы, а временные земные дела — на второй план. Вы являетесь посланником Христа и должны всемерно поощрять всех доверенных нашему попечению, искать все более высоких духовных достижений и жить более святой и чистой жизнью. В своих усилиях спасти души от погибели и созидать церковь в истине

[372]

и праведности вы должны использовать такт, мудрость и силу, которые вы имеете возможность получать через постоянное общение с Богом. Бог требует этого от вас и от любого другого служителя, выполняющего Его работу. Вы должны проявить свою верность распятому Искупителю, осознавая, что вы дали торжественный обет представить каждого человека совершенным в Иисусе Христе.

Вы могли бы намного больше достигнуть посредством святой жизни, пылкой молитвы и тщательного, усердного исполнения всех своих обязанностей. Немалую помощь в вашей работе могли бы оказать искренние предостережения, увещания и сердечные призывы. Ведь для нашего дела требуется не только трезвый ум, но и горячее сердце. Истина имеет силу, когда представляется такой, как она есть в Иисусе. Вам недостает пылкой, действенной семейной религии. Себялюбивые интересы затмили ваш ум и извратили ваше суждение, и требования Божьи не были осознаны. Вам необходимо освободить свою душу от бремени мирских забот и дел, направив свой взор только на славу Божью.

Уже неделек тот день, когда будет решена вечная судьба всех людей. Десятки служителей из конференций штата Иллинойс, Висконсин, Айова и других должны отправиться в путь, чтобы со всем пылом горячего сердца нести людям последнюю весть предостережения; Так к лицу ли председателям наших конференций в столь критический момент слагать с себя ответственности и отказываться нести тяжелое бремя? Имеют ли они право своим голосом или пером сеять сомнения в сознании тех, кто искренне желает работать? Любые действия с их стороны, поощряющие праздность и неверие, в высшей степени преступны. Их святой долг — поощрять в народе прилежание в деле Божьем, проявлять всякое влияние для спасения душ; но при этом в сознании людей никогда нельзя оставлять даже малейшего чувства, что они слишком многим жертвуют для дела Божьего, что, дескать, требования, предъявленные к ним, весьма велики. В небесной войне всегда приходится чем-то рисковать. Сейчас — наше время, чтобы работать, встречать трудности и опасности. Провидение Божье гласит: «Идите вперед», а не назад, в Египет; и вместо того, чтобы выражать свидетельство в угоду людям, служители должны стремиться пробудить спящих.

[373]

Дорогой брат М.! В вашем письме явно прослеживаются элементы неверия, недостаток суждения и проникновенности. Ваша позиция подтверждает данное мне свидетельство, что своим нежеланием возвеличить истину, вы ограничивали деятельность конференции и мешали ее дальнейшему развитию. Ниже я желаю процитировать несколько отрывков из этого свидетельства, написанного в время Генеральной конференции в Батл-Крике в ноябре 1883 года:

«Наша беседа о делах миссии в ____ оставила у меня неприятное впечатление, хотя мне не хотелось бы, чтобы вы сочли мои высказывания в отношении этой миссии излишне суровыми. Вы с большим удовлетворением говорили о том, как успешно продвигается в ней работа. В частности, вы сказали, что брат О., равно как и все связанные с ним братья, с готовностью делают все возможное для блага нашего дела, что они живут в крохотной комнатке на чердаке, где сами себе готовят пищу, что трудятся они предельно рачительно и бережливо. Ваша точка зрения на этот счет ошибочна. Данный нам Богом свет истины драгоценнее злата и серебра, а посему должен возвещаться так, чтобы он отражался и в нашей работе. Связанные с этой миссией братья также не свободны от недугов человечества, поэтому пренебрежительное отношение к их здоровью наносит серьезный вред не только им самим, но и всей их работе. Такое положение дел недопустимо и следить за этим — прямая обязанность тех, кому доверено осуществлять общее руководство всей работой конференции. Они должны учить народ делиться имеющимися у них средствами, чтобы работникам Божьим не приходилось жить и трудиться на грани нищеты. На них, как на управителей Божьих, также возложена важная обязанность следить за тем, чтобы вся тяжесть самопожертвования не ложилась на плечи одного-двух братьев, в то время как остальные живут в свое удовольствие, пьют, едят, одеваются в хорошие одежды и при этом совершенно не думают ни о наших святых миссиях, ни о своих обязательствах по отношению к ним.

Дорогой проповедник М.! Мне было показано, что вы неправильно понимаете суть своей работы и не осознаете всей ее важности. Вы не смогли воспитать вверенных вашей заботе членов церкви в духе истинной преданности и самопожертвования. Вы боялись побуждать к исполнению своего долга богатых братьев; когда же вы проявили слабые усилия в правильном отношении, а они в ответ на это стали придумывать всевозможные извинения

[374]

и выискивать мельчайшие недостатки в руководстве работой, вы подумали, что они, возможно, и правы. Эта уловка, еще больше развившая в них сомнение и неверие, повлияла и на ваше собственное сердце; они же подметили это и поняли, как надо относиться к вашим словам и поступкам. Когда они сеяли сомнения относительно Свидетельств, вы не поступили так, как следовало бы, т. е. в корне пресечь подобные настроения. Вам следовало бы разъяснить им, что сатана беспрерывно побуждает выискивать друг у друга недостатки, сомневаться, осуждать и обвинять своих братьев, и что занимать такую позицию весьма опасно.

Мой дорогой брат, избранный вами путь не поощрял людей вполне отдаться служению. Вместо того, чтобы сокращать расходы на дело Божье до ничтожных размеров, необходимо было убеждать людей в том, что «трудящийся достоин награды за труды свои» (Лук. 10:7). Членам церкви необходимо внушать, что их святой долг — честно относиться к нуждам дела Божьего и не навлекать на себя обвинения в худшем из всех видов воровства, т. е. в обкрадывании Бога в десятинах и приношениях. Когда решается вопрос оплаты труда работников в Его деле, недопустимо вынуждать их согласиться на ничтожно малое вознаграждение, мотивируя это нехваткой денег в церковной кассе. Таким образом многих уже лишили их законного вознаграждения, что в глазах Бога не менее преступно, как и несправедливый отказ оплатить труд работника, занятого в любой другой сфере общественного труда.

У нас есть способные люди, которые охотно трудились бы в наших конференциях, но у них не хватает решимости сказать об этом, ибо они должны также обеспечивать и свои семьи. Когда конференция впадает в равнодушие и не может честно оплачивать собственные долги, это означает, что ею руководят недостойные управители. И хотя многое в этом уже сделано, но, тем не менее, даже редкие случаи вызывают негодование Божье.

Если председатели и все остальные работники наших конференций будут убедительно и доходчиво разъяснять народу, в чем состоит суть обкрадывания Бога, если ими будет руководить дух истинной преданности и осознание важности этого дела, Бог превратит их труд в благословение для мира, приносящее добрые плоды.

[375]

Пока же наши служители не исполняют до конца свой долг в этом отношении в своих церквах. Кроме проповеди, необходимо совершать и другую весьма важную работу. Если бы эта работа с самого начала велась в соответствии с планом Божьим, у нас сейчас было бы намного больше работников в Его деле. Если бы наши служители правильно понимали и исполняли свой долг, убедительно разъясняя всем членам церкви, в равной мере богатым и бедным, о необходимости возвращать Богу дары так же щедро, как Он их благословил, церковная сокровищница была бы полной, и все церкви могли бы честно и без проблем оплачивать свои долги, что в свою очередь весьма расширило бы нашу миссионерскую деятельность. Бог показал мне, что многим душам грозит опасность вечной погибели именно из-за эгоизма и светскости; и повинны в этом прежде всего стражи, ибо они пренебрегли своим долгом. Сатана ликует, видя такое положение дел.

Служители несут полную ответственность за все отрасли дела Божьего. Это не соответствует Божьему порядку, чтобы кто-то шел вслед за служителями, оканчивая их незавершенную работу. Конференция не должна тратить деньги, нанимая других работников, чтобы завершить труды, оставленные небрежными служителями. Прямая обязанность председателя конференции — надзирать за работниками, их деятельностью и учить их, как верно исполнять доверенное им дело, ибо церковь, обкрадывающая Бога, не может процветать. Духовная смерть некоторых наших церквей часто является результатом ужасающего преобладания эгоизма. Эгоизм, мирские стремления и планы воздвигают высокую стену между душой и Богом. Люди цепляются за мирское, страшась того, что Бог, как им кажется, оставит их без Своего внимания. Поэтому они изо всех сил стараются сами заботиться о себе, пытаясь, не взирая ни на какие переживания, стрессы и связанные с этим расстройства, еще больше расширить свои и без того огромные фермы, еще больше увеличить свои земные сокровища.

Слово Божье говорит о «плате, удержанной вами у работников» (Иак. 5:4). Обычно принято считать, что здесь говорится о богатых людях, которые нанимают работников, но не платят им за произведенный труд; однако это место имеет более широкое значение, в еще большей степени относясь к тем, кто, просветившись Духом Божьим, тем не менее, следует тем же принципам, что и нанимающие работников, но уплачивающие им непомерно низкую цену.

[376]

Я самым серьезным образом предостерегаю вас: не уподобляетесь тем неверным соглядатаям, которых послали осмотреть Обетованную землю. Народ Израильский с большим нетерпением и надеждой ожидал их возвращения. Когда же они вернулись, весть об этом облетела все колена и была встречена с радостью и ликованием; люди спешили лично увидеть своих посланцев, не убоявшихся трудностей пути и раскаленного солнца пустыни. Вернувшиеся посланцы принесли с собой образцы плодов, свидетельствующих о плодородии обетованной земли. Народ искренне радовался мысли о том, что вскоре им предстоит владеть столь богатой землей, и внимательно, стараясь не пропустить ни единого слова, слушал, как посланцы давали Моисею отчет о своем путешествии: «Мы ходили в землю, в которую ты послал нас, — начали они,- в ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее» (Числ. 13:28). Эти слова еще более подняли энтузиазм людей, с огромным желанием выражавших готовность подчиниться Божьему гласу и скорее отправиться в Обетованную землю.

Однако соглядатаи продолжали: «Но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие, и сынов Енаковых мы видали там» (Числ. 13:29). Эти слова в корне изменили настроение людей: по мере того, как посланцы излагали полные неверия впечатления своих сомневающихся душ, надежда и мужество в людских сердцах уступали место страху и трусливому отчаянию. Навеянное сатаной неверие соглядатаев как бы огромной мрачной тенью окутало внимающий народ. А всемогущая сила Божья, столь часто проявлявшаяся ради избранного народа, была предана забвению.

Разочарованный народ впал в отчаяние. Вокруг был слышен плач, смешанный с ропотом и негодованием. И только Халев, понимая создавшееся положение, смело встал на защиту Слова божьего, бесстрашно выступил против греховного влияния своих неверных спутников. Слыша его полные надежды и мужестве слова про Обетованную землю, люди на мгновенье застыли. Халева ничего не отвергал из сказанного ранее: да, города там укрепленные, а сыны Енаковы сильны,- сказал он;- но «пойдем у. завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее». Однако десять соглядатаев, ходивших с ним, прервали его

[377]

и описали всевозможные препятствия в еще более мрачном свете; чем вначале «Не можем мы идти против народа сего, — сказали они, — ибо он сильнее нас… и весь народ, который видели мы среди ее, люди высокорослые; там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были и мы в глазах их» (Числ. 13:31-34).

«И подняло все общество вопль, и плакал народ во всю ту ночь» (Числ. 14:1). Людям, столь долго являвшимся свидетелями извращенности Израиля, было не трудно представить, какая за этим последует сцена: взрыв негодования и открытый бунт, ибо в данном случае сатана неплохо поработал и лишил людей разума. Они во весь голос проклинали Моисея и Аарона, совершенно забыв о том, что Господь слышит их нечестивые речи и что в столпе облачном присутствует Его ангел, наблюдая столь недостойный взрыв ропота. В горечи своей они восклицали: «О, если бы мы умерли в земле Египетской или умерли бы в пустыне сей! И для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? Жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам; не лучше ли нам возвратиться в Египет? И сказали друг другу: поставим себе начальника и возвратимся в Египет» (Числ. 14:2-4).

В глубоком смирении и отчаянии Моисей и Аарон «пали на лица свои пред всем собранием общества сынов Израилевых» (Числ. 14:5), не зная, как отвратить их от этого неразумного решения, Халев и Иисус Навин также пытались успокоить этот бунт. Разорвав в знак горя и благородного возмущения свои одежды, они громким голосом перекрыли плач и ропот толпы, возгласив: «Земля, которую мы проходили для осмотра, очень хороша; если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию и даст нам ее — эту землю, в которой течет молоко и мед; только против Господа не восставайте и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь; не бойтесь их» (Числ. 14:7-9).

[378]

Однако ложные слова неверных соглядатаев превозмогли и ввели в заблуждение все собрание, как того и хотел сатана. А глас Божий, прозвучавший через Его верных слуг, остался без внимания. Предатели сделали свое черное дело; все собрание единодушно приняло решение побить Халева и Иисуса Навина камнями.

Но теперь, к смущению непослушного и ропщущего народа, Всемогущий Бог проявил Свою силу: «Слава Господня явилась в скинии собрания всем сынам Израилевым» (Числ. 14:10). Тяжким было бремя испытания, которое пришлось нести Моисею и Аарону, однако насколько искренне они молили Бога не истреблять Его избранный народ! Моисей напомнил Богу о чудодейственных проявлениях Его славы, в силу которых только одно имя Бога Израилева наводило ужас на врагов, и умолял не давать врагам Бога и Его народа повода возликовать, говоря: «Господь не мог ввести народ сей в землю, которую Он с клятвою обещал ему, а потому и погубил его в пустыне» (Числ. 14:16). Господь прислушался к молитве Моисея, но решил, что все, кто видел Его силу и славу, но, тем не менее, восстал против Него, падут в пустыне и никогда не увидят земли, которую Он с клятвою обещал отцам их. О Халеве же Он сказал: «Но раба Моего Халева, за то, что в нем был иной дух, и он совершенно повиновался Мне, введу в землю, в которую он ходил, и семя его наследует ее» (Числ. 14:24).

Именно вера в Бога даровала Халеву мужество; она же лишила его страха перед людьми, даже перед такими могучими исполинами, как сыны Енаковы, и дала ему силу смело и непоколебимо стоять в защиту справедливости. Из того же возвышенного источника — Всемогущего Предводителя Небесного воинства — каждому истинному воину креста Христова надлежит черпать силу и мужество для преодоления преград, какими бы огромными они ни казались. «Закон Божий разорили» (Пс. 118:126), поэтому каждый, кто намерен

[379]

честно исполнять свой долг. должен быть готов в любой момент говорить не слова сомнения или неверия, а слова, данные ему Богом.

Брат М., хотя, подобно случаю с неверными соглядатаями, многие, возможно, стоят на вашей стороне, чувства и мысли, высказанные в вашем письме, вряд ли подсказаны вам Духом Господним. Остерегайтесь, как бы ваши слова и дух не уподобились словам и духу этих соглядатаев, а ваши дела не приобрели столь же зловредный характер. В такое время, как это, никто из нас не имеет права позволить себе вынашивать мысли или произносить слова неверия и поощрить хотя бы один поступок самоугождения. Однако именно это имело место в Верхне-Колумбийской и Северо-Тихоокеанской местных конференциях, и, пребывая гам, все мы в известной степени ощущали ту же печаль, неверие и упадок духа, которые в свое время видели Моисей, Аарон, Халев и Иисус Навин. Мы попытались направить неверный поток в правильное русло, но это досталось нам тяжелым трудом, среди серьезных беспокойств и душевных переживаний. А ведь работа реформы в этих конференциях только началась. Потребуется еще немало времени, чтобы преодолеть неверие, сомнения и подозрительность, которые вынашивались там годами. Сатане удалось с таким успехом претворить свои намерения в этих конференциях прежде всего потому, что он нашел там именно таких людей, которых мог использовать в качестве своих агентов.

Брат М., ради Христа и ради истины не оставляйте дел вашей конференции в таком состоянии, ибо тому, кто сменит вас на этом посту, будет уже просто невозможно привести все в должный порядок. Ее членам в течение многих лет прививались узкие, ограниченные взгляды надело Божье, среди них процветает самолюбие и поощряется светскость. Я призываю вас сделать все возможное для коренного изменения нынешнего облика этой конференции и исправления печальных последствий вашего пренебрежения долгом, чтобы тем самым подготовить почву и создать нормальные условия для работы последующих служителей. Если вы этого не сделаете, да сжалится Господь над тем работником, которому придется сменить вас на этом посту.

Председателями наших конференций должны быть честные, бескорыстные, самоотверженные, преданные и трудолюбивые христиане, которым можно вполне доверить работу Божью. Если им не хватает каких-либо из этих качеств, то церкви, доверенные их попечению, не могут надеяться на истинное процветание. Они даже больше, чем другие служители Христа, должны являть пример святой жизни и самоотверженной преданности интересам дела Божьего, чтобы не вводить в заблуждение всех тех, кто смотрит на них, надеясь получить пример для подражания. И, тем не менее, некоторые из них пытаются одновременно служить Богу и маммоне; в таких служителях нет самоотречения,

[380]

они не желают нести бремя заботы о других душах; их совесть нечувствительна, и когда делу Божьему наносится урон, их дух от этого нисколько не страдает. Их сердца полны сомнения к Свидетельствам духа Божьего. Они не несут на себе креста Христова и не знают пламенной любви Иисуса. Их нельзя назвать верными пастырями стада, в котором они поставлены надзирателями. В день Божий отчет их дел не даст им ни малейшего повода для ликования.

Как внимательно должен наблюдать служитель за душами, вверенными его попечению! Какая преданность, какая целеустремленность, какое возвышенное благочестие должны проявляться в его жизни и в характере! Сколь многое теряется из-за отсутствия такта и умения в представлении истины другим! Сколь многое теряется через грубость речи, светскость, которая ни в коем случае не представляет Иисуса или благоухания неба. Наша работа оканчивается, скоро на небе будет вынесено решение: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще и святый да освящается еще» (Откр. 22:11). В это торжественное время церковь призвана быть бдительной в виду большой активности сатаны. Его работа видна на каждом шагу, и, несмотря на это, проповедники и народ ведут себя так, как будто не замечают его обольщений и парализованы его силой. Пусть каждый член церкви пробудится. Пусть каждый работник помнит, что виноградник, в котором он трудится, — это не его собственность, но он принадлежит Господу, Который отправился в долгое путешествие и в Свое отсутствие поручил Своему слуге присматривать за Его достоянием. Работник должен помнить, что если он окажется недостойным этого доверия, то ему придется дать отчет своему Господину, когда Он возвратится.

В то время, как сомневающиеся говорят о непреодолимых преградах и дрожат от одной только мысли о высоких стенах и сильных гигантах, пусть верные Халевы, «имеющие иной дух» занимают первые ряды. Истина Божья, несущая людям спасение, дойдет до народа только тогда, когда служители и верующие перестанут уподобляться неверным соглядатаям и воздвигать препятствия на ее пути. Наша работа носит наступательный характер. Мир должен быть предупрежден, и пусть навсегда умолкнут

[381]

голоса, поощряющие себялюбивые интересы в ущерб нашей миссионерской работе. Все свои умственные и физические силы, весь пыл сердца и души мы должны отдать делу Божьему. Все небо заинтересовано в нашей работе, поэтому наши слабые усилия заставляют ангелов Божьих закрывать свои лица от горя и стыда.

Меня тревожит равнодушие наших церквей. Они, подобно Мерозу, не приходят на помощь Господу. Их члены не считают для себя необходимым работать на благо Его дела; они сложили руки, представляя служителям нести на себе все бремя ответственности. Но ведь Бог определил каждому совершать назначенную работу, не работу на своем пшеничном или ячменном поле, а серьезную и настойчивую работу во имя спасения человеческих душ. Брат М., Бог запрещает вам, равно как и всем другим служителям, гасить хоть одну искру существующего ныне духа работы. Наоборот, не поощрите ли вы его горячими словами пылкой ревности? Господь сделал нас хранителями Его закона; Он доверил нам священную и вечную истину, которую надлежит передать народу в верных предостережениях, увещаниях и ободрениях. Железнодорожные и морские пути сообщения связывают нас со всеми частями света, предоставляя нам возможность нести весть истины всем странам и народам. Будем сеять семя истины у всех вод, «потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то или другое равно хорошо будет» (Еккл. 11:6 ). Павел «мог насадить, Аполлос поливал, но возрастил Бог» (1Кор. 3:6).

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф. 5:16). «И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, чтобы светила всем в доме». «И вы не свои… вы куплены дорогою ценою» (1 Кор. 6:19-20) — бесценною кровью Сына Божьего. Мы не имеем права жить для самих себя. Каждый служитель должен быть посвященным миссионером: каждый верующий — добросовестным работником, употребляя все свои таланты, влияние и средства на благо дела Божьего, ибо активное проявление добродетелей является жизненно-важным принципом христианства. Верное следование этому принципу принесет много снопов Господу жатвы, в то время как уклонение от него воспрепятствует работе Божьей и воздвигнет преграды на пути спасения душ.

[382]

Служители пренебрегают своей обязанностью всемерно поощрять верующих к евангельскому пожертвованию. Вопросу уплаты десятин и пожертвований не уделяется должного внимания. Человек по своей природе склонен не столько к благотворительности, сколько к алчности и стремлению жить исключительно для себя. А сатана только и ждет возможности нашептать ему, какие преимущества он получит, используя все свои средства в эгоистичных, земных целях; сатана ликует, когда ему удается повлиять на человека, чтобы он пренебрег своим долгом и обокрал Бога в десятинах и приношениях. Но ведь от этой обязанности никто не освобождается. «Каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние» (1Кор. 16:2). Бедные и богатые, юноши и девушки — все, имеющие заработок, должны откладывать определенную часть для Бога, ибо этого требует Он Сам. Духовное благосостояние каждого члена церкви зависит от его личных усилий и строгой верности Богу. Ап. Павел говорит: «Богатых в нестоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога Живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1Тим. 6:17-19). От всех требуется проявление глубокого интереса ко всем отраслям дела Божьего, ибо нам скоро придется пройти через неизведанные испытания, которые покажут, кто по праву достоин получить печать Живого Бога.

Все должны ясно понимать, что они не хозяева, а управители, и что уже близится время, когда им придется дат отчет о том, как они употребили средства их Господа. Эти средства необходимы для дела Божьего. Вместе с Давидом мы должны сказать: «От Тебя все, и от руки Твоей полученное мы отдали Тебе» (1Пар. 29:14). Нам нужно повсеместно открывать новые школы, увеличивать число издательств, строить церкви в больших городах и направлять своих работников не только в мегаполисы, но и в самые отдаленные селения. Мои дорогие братья, верящие истине. именно сейчас для вас представляются все возможности. Мы стоим как бы на пороге вечного мира. Взирая на славное явление нашего Господа, мы понимаем, что ночь уже почти прошла, а день приблизился. Лишь осознав

[383]

величие плана спасения, мы станем более мужественными, самоотверженными и преданными, чем в нашем нынешнем состоянии.

Нам всем предстоит большая и упорная работа, прежде чем наши усилия увенчаются успехом. Решительная реформа или преобразование должно произойти в наших семействах и в церквах. Родители должны трудиться для спасения своих детей. Бог желает сотрудничать с нами, когда мы со своей стороны сделаем все, что Он поручил нам, употребив для этого все необходимые способности и умение; однако из-за нашего неверия, любви к миру и праздности души, искупленные кровью Христа, умирают во грехах, не предостереженные у самого порога наших домов. Неужели сатане всегда будет дозволено так ликовать? О, нет! Свет, излучающийся с Голгофского креста, показывает, что нас ждет еще более великая работа, чем все, что мы видели до сих пор.

Третий ангел, летящий посреди неба и возвещающий о заповедях Божьих и Свидетельстве Иисуса, представляет характер нашей работы. Эта весть ничего не утратит в своих масштабах, потому что Иоанн видел ее возрастание в силе, пока ее славой не осветилась вся земля. Народ, соблюдающий заповеди Божьи, должен идти всегда вперед и только вперед. Эта истина должна стать достоянием каждого народа, колена и языка. Вскоре она будет проповедоваться громким голосом, и вся земля будет освещена ее славой. Готовы ли мы для этого великого излития Духа Божьего?

И живые люди обязаны принять участие в этой работе. Рвение, энергия, таланты — все должно быть вложено в эту работу. А такие голоса, как: «Обождите, не спешите, чтобы на вас возлагали обязанности», — это голос трусливых соглядатаев. Мы нуждаемся в Халевах, которые умели бы пробраться вперед, в таких вождях Израиля, которые бы энергичными словами дали сильное свидетельство в пользу о том, что сейчас нужно работать самым решительным образом. В то время, когда самолюбивые, любящие удобства жизни люди, охваченные паникой, будут бояться высоких исполинов и несокрушимых стен, требуя отступления, пусть раздадутся голоса Халевов, даже если рядом стоят трусливые люди с камнями в руках, готовые побить тех, кто дает верное свидетельство.

Способны ли мы понимать знамения времени? Разве мы

[384]

не видим, с какой энергией сатана работает над тем, чтобы связать плевелы вместе и соединить воедино все составные части своего царства, чтобы таким путем приобрести власть над миром? И эта работа связывания плевел будет идти очень быстрыми темпами, куда быстрее, чем мы можем себе это представить. Сатана готов мешать любым путем продвижению истины. Он старается повсюду сеять разногласия, поощряет мирской дух, любостяжание. Он работает хитро и тонко, как змей, а когда нужно, набрасывается с такой свирепостью, как лев. Он находит особенное удовольствие в гибели душ; губить — это его профессия. Почему же мы действуем как загипнотизированные? Могут ли исповедующие истину прислушиваться к соблазнам коварно о врага и позволять себе оставаться ограниченными эгоистами, допуская, чтобы земные интересы мешали работе спасения человеческих душ?

Все, кто в конечном итоге войдут через небесные врата, войдут туда как победители. Какие победы были ими одержаны, станет известно лишь тогда, когда с пальмовыми ветвями в руках и венцами на головах искупленные соберутся вокруг престола Божьего. Тогда все увидят, как сатана старался подчинить себе умы и как ему удавалось приобретать власть над душами тех, кто льстил себе, что исполняет волю Божью. Тогда все увидят, что успешно противостоять его сатанинской силе и коварству было бы просто невозможно, если бы божественная сила не была соединена с человеческими усилиями. Человеку необходимо прежде всего одержать победу над самим собой: его характер, его склонности и дух должны быть подчинены воле Божьей. Но праведность и сила Христа всегда будут даны тем, кто искренне полагается на Его заслуги.

Мы должны приложить серьезные и решительные усилия, чтобы дать окончательный отпор этому страшному врагу. Мы нуждаемся во всеоружии праведности. Время уходит и мы быстро приближаемся к концу благодати. Будут ли наши имена записаны в книге Агнца или среди неверных? Будем ли мы в числе тех, кто окружит большой белый престол, воспевая гимны искупленных? Среди них не будет ни одного холодного и равнодушного человека. Там будут только искренние души. Каждое сердце там будет признательно за чудную любовь Божью и за побеждающую благодать, которая помогла Его народу

[385) одержать победу над грехом. И громким голосом они будут восклицать: «Спасение Богу нашему, сидящему не престоле, и Агнцу».