Глава 48 Наша деловая жизнь и религия

Люди, работающие в различных наших учреждениях,- в издательских домах, школах и медицинских заведениях,- должны иметь живую связь с Богом. В особенности важно, чтобы руководящие этими великими отраслями работы были мужами, обращающими основное внимание на интересы Царства Божьего, Его праведность. Они будут не на своем месте, если перестанут советоваться с Богом и приносить плоды для Его славы. Они должны вести такой образ

[423]

жизни, чтобы почтить Своего Творца, облагородить себя и быть благословением для других. Конечно, всем людям присущи такие черты характера, которые нуждаются или в развитии, или в удалении и которые помогают или же препятствуют возрастанию в благодати и приобретению глубоких духовных опытов.

Все принимающие участие в работе Божьей, не могут служить Ему должным образом, если, не сделают все возможное для использования имеющихся в их распоряжении духовных преимуществ. Мы — как деревья, насажденные в саду Божьем, и Он приходит за сбором плодов, на что, конечно, имеет полное право. Он наблюдает за каждым из нас. Он читает в наших сердцах и понимает и видит всю нашу жизнь. Это торжественная проверка, исследование, имеющее отношение к долгу и нашей участи. Пусть каждый, кому вверено дело святой истины, спросит себя: «Как я вынесу исследующий взгляд Бога? Чисто ли мое сердце от порока? Или же его дворы настолько загромождены покупающими и продающими, что там нет места для Христа?» Деловая суета, и заботы испепеляют духовность и лишают душу подобия Христа. Хотя такие люди и исповедуют истину, но если изо дня в день они будут жить без живой связи с Богом, то их дела, их решения не будут отвечать воле Божьей. Наши руководящие братья находятся в опасности, когда они продвигаются вперед согласно своим личным побуждениям. В таком случае, они не несут иго вместе со Христом, и их воля не находится в согласии с Его волей. Они не смогут видеть и понимать нужды дела Божьего, и сатана будет наступать на них и заставлять их занимать такую позицию, которая будет вредить и препятствовать работе Божьей.

Мои дорогие братья! Развиваете ли вы в себе преданность? Любите ли вы духовное превыше всего? Живете ли вы верой и побеждаете ли мир? Посещаете ли вы публичные богослужения? Раздается ли ваш голос в молитвах на общественных собраниях? Есть ли в вашей семье семейный алтарь? Собираете ли вы своих детей на утреннее и вечернее богослужение и представляете ли их состояние перед Богом? Учите ли вы их, каким образом можно стать последователями Агнца? Если ваши семьи не духовные, в таком случае эхо говорит о вашей небрежности и неверности. И если вы связаны с работой Божьей, а ваши дети ведут себя непочтительно,

[424]

беспечно и не имеют любви к религиозным собраниям или святой истине, это очень печально. Такие семейства проявляют влияние против Христа и Его истины, а «кто не со Мной, тот против Меня», — говорит Христос. Ваше небрежное отношение к домашней религии и к воспитанию детей очень не нравится Богу. Если бы кто-нибудь из ваших детей тонул, отчаянно борясь с волнами, какое волнение вы бы испытывали тогда? Какие бы старания были проявлены вами при этом! Какие молитвы вознесены к Богу о спасении жизни! Но вот ваши дети живут без Христа, их души не спасены. Возможно, что они грубы, невежливы, — живой упрек имени Адвентистов. Они гибнут без надежды и без Бога в мире, а вы спокойно и равнодушно смотрите на это.

Какой пример вы подаете своим детям? Есть ли порядок в вашем доме? Вы должны были воспитать своих детей вежливыми, внимательными к другим, нежными, уступчивыми и, более всего, почтительно относящимися ко всему религиозному и чувствующими важность требований Божьих. Их нужно научить уважать час молитвы; от них нужно требовать, чтобы они вставали рано утром и присутствовали на семейном богослужении.

Отцы и матери, которые отводят первое место Богу в своей семье и учат детей тому, что страх Божий — это начало мудрости, прославляющие Его перед ангелами и людьми, — это родители правильно воспитывающие семьи, любящие Бога и повинующиеся Ему, вместо мятежного духа и восстания против Него Христос — не случайный гость в такой семье; Его именем на зван их дом, где Его чтут и славят. Ангелы находят особенное удовольствие в семье, где царит Бог и где дети научены чтить истину, Библию и своего Творца. Такие семьи имеют право требовать исполнение обетования: «Я прославлю прославляющих Меня» (1Цар. 2:30). Когда отец такой семьи оставляет дом и отправляется исполнять свои ежедневные обязанности, его дух уже смягчен и покорен через общение с Богом. Он — христианин не только в своем исповедании, но и на работе, во всех своих деловых вопросах. Он честно и верно исполняет свои обязанности, зная, что Бог наблюдает за ним.

[425]

В церкви он не молчит. У него есть слова благодарности и ободрения, потому что он растущий христианин, имеющий каждый день новый, свежий опыт. Он — полезный, активный член церкви, трудящийся для славы Божьей и для спасения ближних. Он чувствовал бы себя виновным и осужденным перед Богом, если бы упускал возможность посещать общественные богослужения, упуская таким путем случай увеличить свои преимущества. чтобы он мог более эффективно служить делу истины.

Бог обесчещен, когда влиятельные мужи превращают себя только в деловых людей, оставляя в стороне вечные интересы, стоящие в такой несравненной степени превыше всего на земле. Где же еще, как не в интересах вечности, проявить такт, умение и знание? Братья! Развивайте ваши таланты в служении Богу; проявите на этом фронте созидания дела Божьего тот же такт и умение, как вы делаете и ваших земных делах.

К сожалению, нужно признать, что в духовных вопросах отсутствует искренность и интерес со стороны многих глав семейств. Некоторые из них очень редко бывают в доме молитвы. Они постоянно находят причины для своего отсутствия, но главная причина кроется в том, что у них нет духовного интереса. В их доме нет духа посвящения. Их дети не воспитываются в духе наставлений и советов Божьих. Эти мужи не являются тем, кем Бог желал бы их видеть. Они не имеют живой связи с Ним, они лишь деловые люди, люди своих занятий. Они не обладают духом снисхождения и примирения; их поведение настолько лишено кротости, доброты и вежливости, что их трудно правильно понять и оценить. О, если бы только они могли осознать, каким оскорбительным является их поведение в глазах Божьих, они бы, конечно, изменили свой образ действий.

Работа Божья будет продвигаться вперед мужами, имеющими ежедневный живой опыт в своей духовной жизни. «Вез Меня, — говорит Христос, — вы не можете делать ничего». Никто из нас не свободен от силы искушения. Все наши люди, имеющие отношение

[426]

к нашим учреждениям, конференциям и миссионерским предприятиям, не должны расслабляться, — у них есть, сильный враг, постоянная цель которого — удалить их от Христа, Источника их силы. И чем ответственней положение занимает человек, тем сильнейшим нападениям сатаны он будет подвергаться, ибо тот знает, что, побудив руководителя поступить неправильно, он тем самым дает другим пример для подражания. Но те, кто постоянно учатся в школе Христе, будут твердыми и непоколебимыми, и все намерения сатаны вывести их из состояния равновесия окончательно провалятся. Искушение — это еще не грех. Иисус был чистым и святым, и, тем не менее, Он был искушен во всем, подобно нам и во много раз сильнее нас. И в Своем успешном отражении всех нападений врага Он оставил нам идеальный пример, которому мы должны следовать. Если мы будем самоуверенными и самоправедными, в таком случае мы легко сделаемся добычею врага; но если мы будем взирать на Иисуса и доверять Ему, то Он даст нам необходимую силу, чтобы победить врага на поле сражения, и Он избавит нас от любого искушения. Когда сатана придет подобно наводнению, мы должны встретить все его искушения мечем Духа, а Иисус поднимет вместо нас знамя против него. Отец лжи дрожит и трепещет, когда истина Божья, как огненная сила, предстает перед ним.

Сатана делает все для того, чтобы увести народ от Бога, и он добивается успеха в своем намерении, когда духовная жизнь детей Божьих поглощается деловыми занятиями, когда ему удается занять их сознание ежедневными обязанностями настолько, что у них не остается времени для чтения Библии, для уединенной молитвы и для приношения благодарственных молитв во время утреннего и вечернего богослужения. О, сколь немногие понимают все хитрости и коварство великого обманщика! О, сколь многие ничего не знают о его намерениях и обмане! Когда чаши братья разрешают себе добровольно пропускать богослужения, когда они перестают обращаться к Богу как к своему Советнику и как к своему Убежищу, когда они перестают размышлять о Нем и благоговеть перед именем Его, как скоро мирские мысли и неверие прокрадываются в их душу и вместо веры водворяется призрачное, ложное доверие и пустая

[427]

философия. Часто искушения принимаются за голос истинного Пастыря и только потому, что люди удаляются от Иисуса. Никто не может быть в безопасности, если справедливые принципы не будут развиваться в сердце и каждое дело в ежедневной Жизни не будет управляться ими.

«Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, и дастся ему» (Иак. 1:5). Такое обетование дороже золота и серебра. Если вы будете искать божественного руководства в полном смирении сердца в каждом случае жизни и в каждом затруднении, вам будет дан ответ; так обещано в Его Слове. А Его Слово никогда не бывает тщетным. Небо и земля пройдут, но Его Слово не пройдет неисполнившимся. Доверяйте Господу, и вы никогда не окажетесь в стыде и посрамлении. «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться не человека» (Пс. 117:8,9).

Какое бы положение мы ни занимали в жизни, какими бы ни были наши ежедневные занятия, мы должны всегда оставаться скромными и смиренными, чтобы постоянно чувствовать нашу нужду в помощи; мы всегда должны основываться на ученик Слова Божьего, признавая Его Провидение во всем и серьезно молясь Ему. Полагаясь же на свое личное понимание, вы, дорогие братья, пожнете скорбь и разочарование. Доверяйтесь веек сердцем Господу, и Он направит ваши мысли по пути мудрости Вы нуждаетесь во свете и знании. Вы должны последовать сове ту Бога или же, в противном случае, велению своего сердца; вы будете ходить при лучине вашего личного света или же извлекать для себя свет из Солнца Праведности.

Не действуйте из ловких и хитрых побуждений. Наши братья деловые люди, занимающие ответственное положение, подвергнутся большой опасности, если оставят Христа, чтобы получить помощь вне Его. Петр никогда не проявил бы столько слабости у. безрассудства, если бы не начал хитрить и увертываться, чтобы избежать притеснения, насмешек и глумления. Все его лучшие надежды и ожидания были сконцентрированы во Христе, но когда он увидел Его униженным, в его сердце вкралось неверие, и он был побежден им. Он пал под силой

[428]

искушений, и вместо того, чтобы проявить верность во время кризиса, он самым низким образом отрекся от своего Господа.

Ради денег многие оставляют Бога и пренебрегают интереса ми вечности. Они поступают как мирские люди, но Бог не может участвовать в таких сделках; это оскорбительно для Него. Он во многом помог бы им, но при условии, если бы все их деловые вопросы разрешались во свете великого морального закона Божьего. Принципы любви к Богу и ближнему должны действовать во всех наших ежедневных делах, как самых маленьких, так и больших. Мы должны обладать духом делать больше, чем только платить десятину из мяты, тмина и аниса; не должны пренебрегать такими величайшими качествами закона, как суд, милость и любовь Божья, потому что работа человека накладывает свой отпечаток на его характер.

Многие мужчины и женщины все оставили ради Христа. Их личные земные интересы, их личное наслаждение обществом, семьей и друзьями — все это оказалось на втором плане, а первое место заняли интересы Царства Божьего. Они не отдали предпочтения домам, землям, материальному состоянию, родственным узам, друзьям, как бы дороги они ни были для них, и дело Божье не оставили на «завтра». И те, кто поступает так, кто посвятил свою жизнь распространению истины, чтобы привести многих сыновей и дочерей к Богу, имеют обетование, что уже в этой жизни получат во сто крат больше, а в мире грядущем — жизнь вечную. Те, кто работает исходя из благородных, бескорыстных побуждений, посвятят Богу на служение свое тело, душу и дух. Они не будут возвышать себя, не будут бороться за высокие, ответственные места; не будут отказываться от возложенного на них бремени, потому что они хотят сделать все зависящее от них для дела Божьего. Они не привыкли считаться со своими удобствами и вкусами; у них только один вопрос: в чем состоит наш долг?

Чем ответственней положение, занимаемое человеком, тем острее нужда в правильном влиянии. Каждый человек, избранный Богом для совершения специальной работы, становится мишенью для стрел сатаны. Сатана окружает его со всех сторон своими искушениями, потому что наш коварный враг знает силу влияния личного примера на окружающих.

[429]

Мы живем среди опасностей последних дней, и сатана сошел на землю в сильной ярости, зная, что у него осталось мало времени. Он работает, прибегая к любой самой коварной форме обмана, но небо открыто перед каждым, кто сделает Бога своим упованием и надеждой. Единственная надежда для каждого из нас — самым тесным образом прильнуть ко Христу и не разрешать, чтобы что-либо отделило нашу душу от нашего могущественного Помощника.

Те, кто имеет только вид благочестия, но связаны деловыми отношениями с работой Божьей, должны быть очень осторожны. Они, несомненно, изменят своему делу. Они будут побеждены обманом искусителя и подвергнут дело Божье опасности. Сатана использует все искушения, чтобы «я» господствовало; чтобы преобладал властный, критический дух, и во многих случаях там, где должен быть дух милосердия и нежности, возвысятся другие силы и чужое влияние.

«Что человек посеет, то и пожнет» (Гал. 6:7). Какое семя мы сеем? Какую жатву мы соберем для вечности? Каждому человеку Господь определил его работу соответственно его духовности. Сеем ли мы семя истины и праведности или же неверия, недовольства, злых подозрений и любви к миру? Тот, кто сеет семя зла, увидит результаты своей работы, но он имеет возможность раскаяться и получить прощение. Однако прощение Учителя не может изменить характер посеянного семени и превратить тернии и волчцы в драгоценную пшеницу. Сеющий зло, когда придет время жатвы, найдет на своем поле лишь ядовитые растения. То, что было посеяно в беспечной небрежности, совершит свою гибельную работу. Эта мысль причиняет мне страшную боль и страдание. Если бы все .исповедующие настоящую истину .сеяли драгоценные семена любви, доброты, веры и бодрости, тогда они с пением в сердце шли бы к небесному Ханаану, радуясь в светлых лучах Солнца Праведности, и в великий день собирания всех искупленных получили бы вечную награду.

[430]