Глава 50 Ответственность медика

«Начало мудрости — страх Господень» (Пс.110:10). Люди различной профессии и призвания в одинаковой мере нуждаются в божественной мудрости. Но, что касается медиков, то последние нуждаются в особенной мудрости при обращении с различными классами людей и с разными заболеваниями. Медработник занимает даже более ответственное положение, чем служитель Евангелия. Будучи призван как сотрудник со Христом, он нуждается в твердых религиозных принципах и в тесной связи с божественной мудростью. Если он воспользуется советами Божьими, тогда Великий Врач будет работать вместе с ним и он, в свою очередь, будет с большим вниманием относиться к своим пациентам. Он будет тверд, как скала, в принципах и, тем не менее, останется любезным и вежливым в своем обращении с людьми. Он будет сознавать ответственность своего призвания, и вся его работа будет свидетельствовать о том, что он действует из чистых, бескорыстных побуждений, желая во всем возвеличить красоту учения Иисуса Христа. Такой медработник будет обладать небесным достоинством и могущественной силой для совершения добра в мире. Хотя, возможно, его и не должным образом оценят те, кто не связан с Богом, однако он будет почтен небом. В Божьих глазах он станет дороже золота и даже золота Офирского.

Медработник должен быть человеком строгого воздержания. Поскольку человечество подвержено неисчислимым физическим недугам, ему приходится иметь

[440]

дело с самыми различными заболеваниями. Но при этом он должен иметь уверенность в том, что немалая доля человеческих страданий, которые он призван облегчить, является прямым следствием невоздержанного образа жизни или проявлений самоугождения. В частности, ему приходится лечить людей самого различного возраста: молодых, в расцвете сил и пожилых, которые сами навлекли на себя то или иное заболевание своим пристрастием к никотиновому наркотику. Умный и знающий медик в таких случаях всегда сможет распознать, в чем заключается истинный корень зла, но если он сам подвержен пагубной привычке курения или жевания табака, то может и не решиться честно и прямо указать своему пациенту настоящую причину его заболевания. Он может не посчитать важным разъяснить молодым всю пагубность этого увлечения и всю необходимость преодоления этой страсти до того, как она превратится в устойчивую привычку. Являясь курильщиком сам, как может он раскрыть глаза молодым на вред этого зелья не только для них самих но и для тех, кто их окружает?

В наш век пагубное пристрастие к курению и жеванию табака охватило практически весь мир, в результате чего дышать воздухом, отравленным ядовитым дымом трубок, сигар, сигарет и отвратительным дыханием самих курильщиков, вынуждены также женщины и дети. Живущие в такой атмосфере всегда будут подвержены различным заболеваниям, которые курящие медики пытаются излечить при помощи тех или иных лекарственных препаратов, забывая о том, что наиболее эффективное средство — бросить курить.

Медик не может исполнять свой долг с верностью перед Богом и ближними, если поклоняется идолу в виде табака. Как же неприятно больным зловонное дыхание курильщика! С каким отвращением они отшатываются от него! Трудно представить себе всю непоследовательность людей, окончивших медицинский колледж и считающих себя способными избавлять человечество от физических и душевных страданий, когда они постоянно вносят в палаты своих больных ядовитый наркотик. Несмотря на это, многие по-прежнему курят и жуют табак, портят себе этим кровь и расшатывают нервную систему. Богу особенно неприятно, что этому отвратительному пристрастию поддаются медики — люди, способные творить великое добро и исповедующие веру в Божью истину для нашего времени. К ним полностью применимы слова ап. Павла: «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа,

[441]

совершая святыню в страхе Божьем» (2Кор. 7:1). «Итак, умолю вас братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения» (Римл. 12:1 ст.).

Курильщики не могут быть хорошими помощниками в нашей борьбе за полное воздержание. Ну, что они могут сказать человеку, разрушающему собственный разум и жизнь алкогольными возлияниями, когда сами держат в карманах табак, думая только о том, как бы поскорее освободиться, чтобы иметь возможность в свое удовольствие покурить или пожевать табак? Могут ли они хотя с малой долей последовательности выступать перед Советами по здоровью и требованиями осуществить моральные реформы, когда сами постоянно находятся под наркотическим воздействием табака? Если они действительно хотят иметь силу и право убеждать людей бороться против пристрастия ко всем видам возбуждающих средств, их слова должны слетать с чистым дыханием и с чистых уст.

Медику и служителю, более чем кому-либо другому, надлежит вести абсолютно воздержанный образ жизни. Этого от них требует благосостояние общества, ибо воздействие, оказываемое ими, будет либо во благо, либо во вред моральной реформе и усовершенствованию общества. Незнание основополагающих законов здоровья или равнодушное к ним отношение является для медика или служителя преднамеренным грехом, поскольку их считают мудрыми превыше других людей. В особенности это верно в отношении медиков: им доверяется человеческая жизнь, и поэтому вполне естественно ожидать, что они будут избегать любой привычки, которая может ослабить жизненные силы.

В состоянии ли курящий медик или служитель воспитать своих детей в любви и почитании Бога? Способен ли он изменить в своем ребенке то, чему подвержен сам? Если он честно исполняет работу, доверенную ему Правителем Вселенной, он должен отдать себя вполне борьбе против греха в любых его проявлениях, должен посвятить все свое влияние и возможности делу самоотречения и неукоснительного подчинения справедливым требованиям Бога. Его задача — создать самые благоприятные возможности для счастья своих детей в этой жизни и обеспечения им наследия в городе Божьем. Но способен ли он добиться этого, если сам потворствует своим греховным желаниям? Может ли

[442]

он направлять ноги других по лестнице прогресса, если сам неудержимо катится вниз?

Наилучший пример самоотречения явил наш Спаситель. В молитве за Своих учеников Он сказал: «И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (Иоан. 17:19). Когда человек, принявший на себя столь огромную ответственность быть медиком, грешит против самого себя, не исполняя законов природы, он пожнет печальные последствия собственных деяний и сполна испытает на себе справедливый приговор, отменить который уже не представится возможность. Причина рождает следствие, поэтому далеко нередки случаи, когда для того, чтобы быстро и точно определить болезнь и принять правильное решение, медику необходимо иметь ясную голову и крепкие нервы, а из-за пагубного пристрастия к табаку ему приходится работать под одурманивающим воздействием никотинового наркотика, т. е. когда ум его затуманен, нервы расшатаны и все способности делать добро ослаблены. А ведь этим же путем он ведет и своих больных. Примеру одного невоздержанного медика следуют сотни других людей, твердо веря в то, что, поступая так, как он, они поступают правильно. Но в день Божий ему придется лицом к лицу встретиться со всеми своими деяниями и дать за них отчет; ему придется объяснить, почему, добровольно предавшись эгоистичному самоугождению, ослабившему все его физические и духовные силы, он не сделал то добро, которое был обязан совершить.

Главный вопрос заключается не в том, что делает мир, а в том, что профессионально подготовленные люди делают для борьбы против всепоглощающего проклятия никотинового дурмана? Останутся ли те, кому Бог дал знания и оказал священное доверие, верными делу разума? Сумеют ли они, кому доверена ответственность за жизнь других людей и чье влияние может вести их правильным или неправильным путем, стать достойным образцом для подражания? Будут ли они личным примером и наставлением учить других послушанию законам, управляющим всей физической системой бытия? Если такие люди не в состоянии найти практическое применение знаниям о законах, управляющих их собственным существом, если здоровье своего разума и тела они предпочитают самоугождению, то им, безусловно, нельзя доверить жизнь других людей. Долг обязывает их всемерно оберегать данное Богом достоинство человека, свободного от пут дурных наклонностей и страстей. Человек, который курит или жует табак, приносит явный вред не только себе, но и всем

[443]

находящимся в сфере его влияния. Таким образом, когда требуется помощь медика, то приверженцев курения необходимо всячески избегать. Они — плохие советчики, поскольку, если болезнь вызвана никотиновым отравлением, будут искушаемы стремлением слукавить и скрыть истинную причину; ибо как можно осуждать то, что сам делаешь каждый день?

Существует много методов лечения, но есть только один путь, ведущий к здоровью, который, одобряет небо. Божественные лекарства — это простые средства природы, которые не засоряют и не ослабляют организм своими силами. Чистый воздух и вода, чистота во всем, соответствующая пища, целомудренная жизнь и твердая вера в Бога -вот те целительные средства, от недостатка которых умирают тысячи людей. Но люди считают эти средства устарелыми, потому что их применение требует затрат труда, а людям лень добывать здоровье в поте лица. Свежий воздух, упражнения, чистое жилье, свежая вода доступны всем и без больших расходов, а медикаменты же стоят дорого и в материальном отношении, и по своему пагубному влиянию на организм.

Работа медика-христианина, конечно, не ограничивается исцелением больного организма; его деятельность должна распространяться и на состояние ума, на спасение души больного. Возможно, что это и не его долг, если его не спрашивают о пунктах истины, но ведь он же может указать своим пациентам на Христа. Уроки о божественном Учителе всегда соответствуют времени и месту. Он должен обратить внимание своих больных на вечно свежие признаки любви и заботы Божьей, на Его мудрость и доброту, проявленную в Его творческих делах. Таким путем сознание людей будет обращено от земной природы к природе Бога и сконцентрируется на вопросе о небе, приготовленном Им для любящих Его.

Врач должен уметь молиться. Во многих случаях для того, чтобы спасти жизнь, он вынужден причинять страдания, даже невзирая на то, верующий ли его пациент или нет, но насколько спокойнее больной чувствует себя, когда знает, что врач боится Бога. Молитва приносит больному стойкое доверие; и во многих случая сознание того, что дело их жизни отдано в руки Великого Врача, сделает для них больше, чем все лекарства.

Сатана — автор болезней, и врач призван

[444]

бороться против его действия и силы. Нервные заболевания получили широкое распространение. Девять десятых всех заболеваний, господствующих среди людей, берут отсюда свое начало. Разные семейные недоразумения и неприятности, подобно червям, съедают душу и пожирают жизненные силы. Угрызение совести относительно грехов также нарушает нормальное течение жизни и душевное равновесие. Ложные учения о вечных муках ада для нечистивых, представляющих характер Бога в самом извращенном виде, производят также губительное влияние на впечатлительные натуры. А неверующие люди пользуются всеми этими неблагоприятными случаями, чтобы приписать душевные расстройства влиянию религии, но все это низкая клевета. Религия Христа не имеет ничего общего с причинами душевных заболеваний, а является одним из самых эффективных средств исцеления, потому что способна успокаивающе влиять на нервную систему.

Врач нуждается в гораздо большей, чем просто человеческой мудрости и силе, чтобы он мог знать и понимать, как ему поступать при лечении заболеваний ума и сердца. Будучи незнаком с силой божественной благодати, он ничем не сможет помочь своим больным, а, наоборот, еще больше усложнит обстановку; но если он твердо полагается на Бога, тогда сможет помочь страждущим. Он должен уметь обратить внимание своих больных на Христа и научить их сложить все заботы и затруднения у ног великого Носителя бремени и трудностей человечества.

Между грехом и болезнью существует связь, определенная Богом. Ни один врач, даже работающий недавно, не станет отрицать этой истины. Даже если он не считается с этим и не обращает внимания, но при определенной наблюдательности и честном отношении к труду он не сможет отрицать тот факт, что грех и болезнь являются причиной и следствием относительно друг друга. Врач должен понимать это и принять соответствующие меры. Заручившись доверием больного, спасенного им от смерти, он имеет удобный момент сказать ему о том, что болезнь является результатом греха и что павший враг делает все возможное со своей стороны, чтобы уничтожить

[445]

человека. Он может указать таким больным на необходимость в самоотречении и послушании законам жизни и здоровья. В особенности в сознании молодых людей он может запечатлеть принципы праведности. Бог любит Свое творение нежной и сильной любовью. Он учредил законы природы, но Его законы — это не произвольные, деспотические запреты. Каждое «не», касается ли оно физического или морального закона, содержит в себе обетование. Повинуясь им, мы получим благословение; нарушая их, мы пожнем несчастье. Законы Божьи имеют целью привести людей в самое близкое соприкосновение с Богом. Он желает спасти людей от зла и дать им благо, но Он не может сделать это насильственным образом. Мы не можем проникнуть в планы Божьи, но мы должны доверять Ему и проявлять нашу веру через наши дела.

Медиков, искренне любящих Бога и живущих в страхе перед Ним, довольно мало по сравнению с неверными или открыто неверующими медиками, но именно поэтому им следует оказывать всяческую поддержку и предпочтение. Медику, лишенному благочестия, доверять нельзя, ибо перед ним всегда открыты двери соблазна, через которые коварная дьявольская воля внушает ему низменные мысли и толкает на греховные поступки; смирить же бунтующую страсть и укрепить против греха в состоянии только сила божественной благодати. У того, кто сам морально разложился, нет недостатка в возможностях развращать чистые души других. Но в каком положении предстанет распущенный медик в день Божий? Ведь только проявляя видимость заботы о больных, он на самом деле предает их священное доверие. Он способствует деградации души и плоти Божьих существ и направляет их на путь, ведущий к верной погибели. Как ужасно доверять своих близких и любимых нечистому человеку, который может отравить их моральный дух и привести к погибели их души! Насколько же неуместен неблагочестйвый медик у постели умирающего больного!

Врач почти ежедневно встречается лицом к лицу со смертью. Он всегда стоит у края могилы. И во многих случаях такая близость со страданиями и смертью оканчивается безразличным, холодным отношением к человеческому горю и поверхностному уходу за больными. У таких людей нет сочувствия и теплоты. Они грубы и черствы, и одно их приближение уже наводит ужас на больных. Такие медики,

[446]

даже если и очень много знают и понимают, очень мало смогут сделать для больных, но если в их работе будет сочетаться любовь и сострадание Иисуса с искусством врачевания, в таком случае их работа принесет только благословение. Такой врач не будет смотреть на своего пациента просто как на человеческий механизм, но как на душу, которая может быть спасена или же должна погибнуть.

Обязанности врача трудны. Только очень немногие понимают, каким умственным и физическим перегрузкам он подвержен. Борьбе с болезнью и смертью он должен отдать всю свою умственную энергию и силу. Одно неосторожное движение руки — и человек может погибнуть навеки, будучи неприготовленным к смерти. О. как нуждаются честные в своем труде врачи в понимании и молитвах народа Божьего! И эта нужда не меньше, чем нужда служителя или миссионера. Часто лишенный отдыха и сна и даже духовных преимуществ субботнего дня, медработник нуждается в двойной мере благодати, в ежедневном освежении, или же, в противном случае, он может утратить свою связь с Богом и погрузиться в духовный мрак. Для него эта опасность больше, чем для людей других профессий. Как часто он делается жертвой незаслуженных упреков и остается одиноким среди страшных искушений сатаны, чувствуя себя непонятым и преданным друзьями.

Многие, понимая всю тяжесть труда медработников, их ответственность и загруженность даже в субботние часы, не хотят посвящать свою жизнь этой работе. Так великий враг постоянно стремится уничтожить искусное мастерство рук Божьих. и культурные, интеллигентные люди приглашаются, чтобы сразиться с его жестокой силой. Многие из благородных людей должны посвятить себя этой работе. Необходимо пустить в ход всю дипломатию и умение, чтобы нужные и отвечающие этой работе люди посвятили себя этому труду. Это должны быть люди, чей характер основан на широких принципах Слова Божьего; это должны быть люди энергичные, сильные, наблюдательные, растущие, умные. Не всякий

[447]

человек может стать искусным врачом. Многие из медиков оказались не на своем месте. У них нет надлежащих знаний, умения, такта, внимательности, благородства и тонкости чувств, столь необходимых для гарантированного успеха.

Врач намного успешней будет трудиться при наличии хорошего здоровья. При слабом здоровье он не сможет хорошо выполнять все свои обязанности. Человек со слабым здоровьем, страдающий диспепсией (несварением желудка), не вполне владеющий собой, не может вести борьбу с разного рода болезнями. Не нужно поощрять к этому труду людей, которые могли бы принести больше пользы в другой, менее ответственной области работы, не стоит тратить столько времени и средств на медицинскую подготовку без перспективы на будущий успешный труд.

Среди нашего народа были подходящие люди, которые могли принести пользу, если бы стали врачами и их побудили бы окончить медицинские курсы. Но некоторые, начавшие свое образование в медицинских колледжах, как христиане, не соблюдали заповедей Божьих. Они пожертвовали святыми принципами, и потеряли веру в Бога. Они чувствовали, что без посторонней помощи не смогут соблюдать четвертую заповедь и вынести все насмешки и оскорбления со стороны тех, кто не верит в Бога. Они не были подготовлены к такого рода испытаниям. Но жизнь подымала их к своей вершине, и они споткнулись о мрачные горы неверия и изменили своим святым убеждениям. Со всех сторон их окружили искушения, и у них не достало сил сопротивляться им. Некоторые из них пали очень низко и оказались виновными в тяжелых грехах.

И в наше время каждому, кто изучает медицину, угрожает опасность. Часто его преподаватели — это светские люди; окружающая его студенческая среда — это неверующая молодежь. И, тем не менее, некоторые и в таком обществе окончили курс занятий и остались верными закону Божьему. Они не занимались по субботам и доказали, что человек может приготовить себя

[448]

для выполнения обязанностей врача и не причинить разочарования тем братьям во Христе, кто помогал им в этом средствами. Подобно Даниилу, они прославили Бога, и Он помог им. Даниил решил в сердце своем, что он не будет соблюдать обычаев царского двора, что не будет есть и пить с царского стола. Он обратился к Богу за силой и благодатью, и Бог дал ему мудрость, знание и понимание превыше всех тайноведцев и волхвов, которые были в Вавилонском царстве. Над ним исполнилось обетование: «Я прославлю прославляющих Меня» (1Цар.2:30).

Молодой врач имеет доступ к Богу Даниила. Через божественную благодать и силу он может стать искусным работником в своем призвании, как и Даниил на своем высоком посту. Но это ошибка — учиться и нарушать религиозные принципы, лежащие в основе любого успешного труда. Многих людей высоко ценят за высокое мастерство, они же смеются над утверждениями, что они нуждаются в помощи Иисуса, чтобы Он дал им мудрость в их работе. Но если бы эти мужи, столь слепо доверяющиеся своим знаниям, были освещены небесным светом, каких неизмеримых высот они достигли бы! Насколько больше была бы их сила! С какой уверенностью они разрешали бы самые сложные проблемы! Человек, который тесно связан с Великим Врачом души и тела, имеет в своем распоряжении все источники неба и земли, и он будет работать с мудростью и безошибочной точностью, чего лишены люди, неверующие в Бога.

Всем, кому доверена забота о больных, — врачам, медицинским сестрам или няням,- необходимо всегда помнить о том, что их работа должна выдержать пытливый взор Всевидящего глаза Иеговы. Нет более важной миссионерской деятельности, чем та, которую выполняет верный, богобоязненный медик. Лет такого поля деятельности, в котором человек был бы способен принести больше добра и приобрести больше драгоценных жемчужин, которые засияют в его венце, чем благородная работа медика. Он может нести сладчайшее благоухание благодати Христа в палаты своих больных; он может нести воистину целительный бальзам душам, пораженным грехом. Он может указать больным и умирающим на Агнца Божьего, взявшего на Себя все грехи мира. И пусть, он не

[449]

прислушивается к нашептываниям, что дескать опасно говорить о вечных интересах тем, чья жизнь находится под угрозой смерти, так как это лишь ухудшит их и без того плохое состояние; нет, в девяти случаях из десяти знание о Спасителе, прощающем грех, поможет больным как в духовном, так и в телесном отношении. Иисус обладает достаточной силой, чтобы ограничить влияние сатаны. Он — Тот Самый Врач, Которому измученная грехом душа может смело доверить лечение любого заболевания тела и души.

Безусловно, найдется немало поверхностных и злонравных медиков, которые будут возбуждать дурное мнение о человеке, преданно исполняющем обязанности своей профессии, и они постараются усеять его путь различными препятствиями, но эти испытания только помогут ему проявить истинное золото своего характера. Христос станет его убежищем от злых языков. И хотя его полная самоотречения жизнь, возможно, будет нелегкой, и хотя мир, возможно, признает ее неудачной, в глазах неба она будет успешной, а он будет рассматриваться одним из самых благородных мужей Божьих. «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда» (Дан. 12:3).