Глава 54 Единство и любовь церкви

Дорогие братья и сестры в Хелдсбурге! Не забывайте, что наибольшие опасности, которые сатана готовит для церкви, придут со стороны ее собственных членов, не любящих Бога выше всего и ближних, как самих себя. Сатана непрестанно стремится вбить клин между братьями и обрести контроль над теми из них, кто считает, что верит истине, а на самом деле необращен; и когда ему удается повлиять на них через их плотские характеры, и они соединяются с ним в попытке помешать исполнению планов Божьих, тогда сатана ликует.

Институт здоровья, колледж, служители и миссионерские общества — все это орудия, посредством которых Бог совершает Свою работу. Если сатана может каким-либо образом отвлечь таланты и средства, чтобы обратить вышеупомянутые Божьи орудия против Него же, он сделает это. Среди нас имеются и такие, кто сами обманывают себя, в самообольщении полагая, что совершают дело Божье, а на самом деле играют на руку величайшему обманщику и оказывают ему огромную услугу. Остерегайтесь подобного самообмана. Постоянно помните о том, что христианская вера требует от народа, избранного Богом, и всегда остерегайтесь, как бы в своем стремлении к личной независимости вы не нанесли прямой вред делу Божьему и не превратились, покорные сатане, в настоящий камень преткновения на пути всех слабых и

[478]

неутвержденных людей. В этом заключается опасность — представить врагам нашей веры повод для богохульства и вызвать презрение к верующим в истину последнего времени.

Внимательно следите за тем, чтобы не стать орудием в руках врага, отвлекающим умы мужчин, женщин и детей от полного подчинения Богу и от величайшей работы нашего времени. Остерегайтесь льстить молодым людям, прельщая их перспективой крупных финансовых прибылей, исключительными возможностями для образования или личных достижений. Heпосвященному сердцу сладки льстивые слова; и некоторые, поверившие обещаниям, будут изумлены, очарованы и опьянены надеждами, которым никогда не суждено сбыться. Так причинено уже немало зла. Поэтому все должны мыслить и говорить скромно о своих способностях и остерегаться, чтобы не поощрить гордость и самолюбие в других. И мужчины, и женщины, если они не посвящены Богу, лишены моральной силы и могут вполне заблуждаться как относительно человеческих способностей, так и всего того, что составляет христианскую верность. Избегайте всего, что может уменьшить интерес любого человека к созиданию утверждения, которое повелел созидать Сам Господь.

Брат А. никогда и ни в чем не проявляет правильного суждения. В его характере нет необходимой уравновешенности, и до тех пор, пока он не научится в смирении ходить перед Богом, он будет совершать опасные ошибки. Ему недостает способности различать характер других людей. Он нередко прибегает к такой неуместной лести, которая может повредить душам. Своим нелепым восхвалением он побуждает некоторых людей поверить в то, что им якобы суждено совершить великие дела, в результате чего они начинают пренебрегать своими маленькими ежедневными обязанностями.

Братья, я призываю вас не к бездействию, а к полному преодолению эгоистичного, мирского духа. Смело принимайтесь за совершение любого дела, которое будет отвечать интересам всех членов церкви и приведет к согласию и единству в деле Божьем. Но никогда, никогда и ни при каких условиях не забывайте о том, что вы либо служите Иисусу Христу, не жалея сил для единства всех истинно верующих, о чем так искренне молился Сам Иисус, либо вы работаете против такого единства и, следовательно, против Христа.

[479]

Всякий, кто пытается уменьшить интерес к Хелдсбургской школе или к любой отрасли миссионерского дела, не трудится с Богом, но находится под руководством сатаны, чья цель — ослабить и разрушить дело Божье. Братья и сестры Хелдсбургской церкви! Ваша полезность определяется тем, насколько во всех своих делах вы проявите честность, смирение, святость и чистоту. В вашей жизни должно быть меньше гордого самолюбия, меньше самомнения. Когда члены церкви облекутся в смирение и совлекут с себя самолюбие и своекорыстие, когда они постоянно будут стремиться исполнять только волю Божью, тогда они будут трудиться в полном согласии. Дух Божий един.

Кризис уже близок, тогда каждому из нас понадобится много силы от Бога, чтобы успешно противостоять злобным замыслам сатаны, ибо обманы могут проявиться в любой форме. Позводившие себе стать жертвами искушений сатаны будут неготовы занять свое место на правой стороне. Их понятия будут настолько неопределенными, что они не смогут отличить божественное влияние от сатанинского.

Кризис постигнет и каждое из наших учреждений. Против них будут направлены слова и действия как со стороны верующих, так и неверующих. Тем более мы не имеем никакого права предавать священное доверие сейчас, чтобы извлечь пользу или возвысить себя. Наоборот, мы должны постоянно бодрствовать в нашей жизни, внимательно наблюдая, чтобы не произвести плохого впечатления на мир. Говорите и действуйте согласно следующего решения: «Я — христианин. Я не могу жить по мирским принципам. Я должен любить Бога превыше всего и ближних, как самого себя. Я не могу принимать участия и даже согласиться с намеком на то, что хоть как-нибудь может повредить моей полезности в работе или ослабить мое влияние, или уничтожить доверие в ком-либо к Божьим орудиям спасения».

Никогда не забывайте о том, что народ Божий представляет из себя лишь малое стадо по сравнению с великим числом христиан всего мира и мириадами любящих мир мужчин и женщин. Народ Божий должен состоять из христиан, соответствующих требованиям Библии, должен быть примером для нашей молодежи в праведности и точности во всем. Нашу молодежь должно окружать только

[480]

святое влияние, и это влияние должно начаться в наших семействах. Не надо смешивать святое и обычное.

СТОЙ НА СТРАЖЕ ИНТЕРЕСОВ ТВОИХ БРАТЬЕВ

Принимая крещение, каждый член церкви дает торжественное обещание стоять на страже интересов своих братьев. Все искушены привязанностью к своим любимым вынашиваемым планам и идеям, которые кажутся им особенно здравыми; но они должны бодрствовать и молиться и делать все возможное со своей стороны для созидания Царства Божьего в мире. Бог требует от каждого христианина, насколько возможно, не допускать до своих братьев и сестер всякое влияние, имеющее малейшую склонность к тому, чтобы отвлечь или отделить их интересы от работы настоящего времени. Он должен заботиться не только о своих личных духовных интересах, но проявить и заботу о душах, к которым имеет какое-либо отношение, и он должен через Христа обладать сдерживающей силой для других членов церкви. Его слова и поведение должны иметь такое влияние, которое побуждало бы их следовать примеру Христа в самоотречении, самопожертвовании и любви к другим.

Но если в церкви есть. члены, влияние которых противоположно любви и бескорыстному служению, проявленным Иисусом, и они уклоняются от своих братьев, то верные мужи Божьи должны в таком случае поступать мудро, работая над этими душами и наблюдая за тем, чтобы их влияние не распространялось на других и чтобы община не впала в заблуждение по причине их недовольства, неверности и клеветы. Некоторые слишком самодовольны; Другие подвергают все сомнению и в каждом действии других видят ошибки. Таким лицам не нужно позволять ставить под угрозу интересы общины. Для того, чтобы поднять моральный тонус общины, каждый должен сознавать свой долг стремиться к личной духовной культуре посредством проведения в жизнь строгих библейских принципов и делать все это так, как бы находясь пред глазами святого Бога.

[481]

Пусть каждый член церкви сознает, что он лично должен быть в полном порядке перед Богом, что он должен быть освящен истиной. Только тогда он сможет представить христианский характер другим и быть живым образцом бескорыстности. Если каждый поступит так, тогда церковь будет возрастать духовно и в благоволении у Бога.

Каждый член церкви должен чувствовать свою обязанность посвятить свою десятину Богу. Никто не должен поступать по видению своих очей и склонностям своего самолюбивого сердца и, таким образом, обкрадывать Бога. Они не должны использовать свои средства для удовлетворения честолюбивых желаний или эгоистичного самоугождения, ибо, поступая таким образом, они попадают в сети сатаны. Только Бог и никто другой дарует нам умение и способность приобретать богатство, поэтому все это надо возложить на Его жертвенник. Ибо сказано: «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих» (Притч. 3:9). Необходимо всемерно сдерживать :вою алчность, иначе она овладеет сердцем и будет побуждать вас к безудержной погоне за прибылью.

Искушая Христа в пустыне, сатана, враг всех душ, представил перед Ним всю славу этого мира и сказал: «Если Ты поклонишься мне, то все будет Твое» (Лук. 4:7). Спаситель противостал сатане; но с какой же легкостью поддается человек прельщениям великого врага! Сколь многие становятся жертвами стремления к мирским благам! Сколь многие служат не Богу, а маммоне и, таким образом, губят свои души!

Вскоре мы встретим нашего Господа, и какой же отчет мы дадим Ему об употреблении нашего времени, талантов, влияния и средств? Мы должны черпать радость в работе спасения душ. Я самым серьезным образом спрашиваю членов Хелдсбургской церкви: есть ли среди вас Бог истины? Истинный Свидетель говорит: «Впрочем, у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны» (Откр. 2:4). Находитесь ли вы в их числе? Придерживаетесь ли вы твердо честности? Ухватились ли вы, подобно утопающему, за Иисуса, ваше последнее Прибежище? Повинуемся ли мы Ему? Живем ли мы для Него? Любим ли мы Его? Является ли каждый член чистым, святым и непорочным, в чьих устах нет лукавства?

[482]

Если это так, тогда вы невыразимо счастливы, ибо во свете Божьем вы «дороже чистого золота и… золота Офирского». В то время, когда большинство служит маммоне, а не Святому Израилеву, есть немногие, которые не осквернили одежд своих, но сохранили их незапятнанными от мира, и это небольшое число будет силой. Эти люди возымеют веру, которая будет действовать любовью и очищать душу. Они поднимут христианские принципы на должную высоту. Они будут стремиться иметь личную связь с Источником света, с желанием становиться все лучше и лучше, развивая каждую способность до ее наивысшей точки. Бог хочет сделать нас непоколебимыми и беспредельно честными людьми, чтобы это выделяло нас из всех остальных как детей Всемогущего Бога. Иисус обладал выдержанной и нежной натурой; Он никогда не терял самообладания, даже во время бури и среди самого жестокого противодействия.

Всем имеющим великий свет Бог говорит: «Поднимайтесь выше!» Приближайтесь к Богу и небу. Идите вперед. Вам недостает интереса к ним. Бог доверил вам священные обязанности. Перед каждым членом церкви лежит большое миссионерское поле, где он может проявить влияние ко благу.

Наш колледж не стал тем, чем он должен стать, и не станет таковым до тех пор, пока братья и сестры., ответственные за его работу, вполне не осознают оказанное им святое доверие. Если они возвысят духовный уровень в церкви, если они явят пример честности всем своим поведением, если все начнут лелеять благочестие и христианское достоинство, тогда влияние колледжа возрастет и свет будет излучаться им с увеличивающимся благословением. Мне было показано, что, если все дела в колледже станут совершаться в правильном направлении, из него выйдет много молодых людей, деятельных работников в деле Божьем. Для этого необходимо самым внимательным образом следить за тем, чтобы ни словом, ни образом жизни, ни личным примером не способствовать плохому влиянию, ибо Бог все без исключения

[483]

заносит в небесную книгу записей. В колледже всегда будут трудности, так как многим еще недостает веры и Духа Христа. Сатана доволен, когда ему удается найти среди нас людей, выискивающих недостатки и плохо отзывающихся о наших учреждениях. Он никогда не прекратит совращать таких людей, чтобы они были недовольны колледжем только потому, что он не во всем отвечает их личным представлениям. Видя доброе воздействие колледжа на молодежь, сатана предпринимает все, что в его силах, чтобы он утратил всякое влияние в церкви и скорее разочаровывал, чем укреплял и созидал дело Божье.

Наличие подобных людей в Хелсбурге, равно как и в других местах, никто не отрицает, и если сатана еще не использовал их в своих целях, значит, он употребил для этой цели другие средства. Но «горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Матф. 18:7). ибо «…тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновый камень на шею и бросили его в море» (Марк. 9:42). У Бога есть Свои средства и методы в работе; люди не всегда способны их различить, и, придавая слишком много внимания собственным усилиям, они не только не дают Ему возможности совершать Его дело, но и действуют против Него. «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор. 10:12). «Итак, вы, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2Пета 3:17, 18).

Мы приближаемся к концу времени. Великие испытания будут окружать нас извне, но пусть они не проявятся внутри церкви. О, пусть народ Божий проявит самоотречение ради истины, ради Христа. «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе и худое» (2Кор. 5:10). Каждый, кто по-настоящему любит Бога, будет обладать Духом Христа и горячей любовью к своим братьям. Чем крепче его сердце связано с Богом и чем больше чувств сосредоточено во Христе, тем меньше такой христианин будет

[484]

раним грубостью и трудностями жизни. Те, кто постоянно возрастают до полного возраста мужчин и женщин во Христе Иисусе, будут становиться все более и более подобными в характере Иисусу Христу, возносясь выше всякого ропота и недовольства. Они посчитают для себя унижением находить ошибки у других.

Церковь в это время должна иметь веру, однажды переданную святым, которая позволила бы ей с уверенностью сказать: «Бог мне помощник». «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:1.3). Господь повелевает нам подняться и идти вперед. Когда церковь в любой период своего существования устраняла грехи, верила и жила по истине, она прославляла Бога. В вере и смиренном послушании кроется такая сила, которой мир не в состоянии противостоять. Божье Провидение в отношении Его народа — это постоянное развитие и продвижение вперед в совершенствовании христианского характера, в дальнейшем углублении святости и все большем и большем познании и любви к Богу в самом конце времени. Но почему же мы часто учимся лишь первым принципам учения Христа?

Господь имеет богатые благословения для членов церкви, которые приложат серьезные усилия к тому, чтобы выйти из опасности теплого состояния. Тщеславная религия, слова, не имеющие жизненной силы, характер, лишенный моральной силы, — все это указано в вести Истинного Свидетеля к церквам, предостерегающего их от гордости, любви к миру, формализма и самонадеянности. Тому, кто говорит: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды», Господь объявляет: «А не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3:17). Но всем кротким, страждущим, верным и терпеливым, кто осознает свою слабость и бессилие. Господь посылает слова ободрения: «Се, стою у двери и стучу; если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною» (Откр. 3:20). Истинный Свидетель говорит всем: «Знаю твои дела».

[485]

Именно сейчас такой тщательной проверке подвергаются члены церкви в Калифорнии; ничто не скрыто от Его пытливого взора; Он видит все ошибки, заблуждения, неудачи, греховное отступление от истины, пренебрежение своими обязанностями и порочность поведения, «все обнажено и открыто перед очами Его; Ему дадим отчет» (Евр. 4:13).

Я молюсь и надеюсь, что вы будете ходить в смирении ума и станете друг для друга благословением. «Ибо еще немного, очень немного-и Грядущий придет и не умедлит» (Евр. 10:37). Свадебные светильники должны быть в полном порядке — ярко светящими и горящими. Господь не медлит, «но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы . пришли к покаянию» (2Петр. 3:9). И только тогда, когда мы со всеми искупленными в сиянии славы и под сладкие звуки золотых арф встанем на стеклянном море, видя перед собой всю красоту вечности, лишь тогда мы поймем, насколько кратким был период ожидания и испытаний. «Блаженны раты те, которых господин, придя, найдет бодрствующими» (Лук. 12:37).

Мы живем в такой век, когда все должны обратить особое внимание, на наставления Спасителя: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Матф. 26:41). Пусть каждый помнит, что он должен быть истинным и верным по Отношению к Богу, веря истине и возрастая в благодати и в познании Иисуса Христа. Спаситель же приглашает: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Матф. 11:29). Бог желает помочь нам, но мы должны очиститься, чтобы удалена была из нашего характера всякая нечистота; Каждый член церкви пройдет через огненную печь, но не для того, чтобы сгореть, а чтобы очиститься.

Господь действует в вашей среде, но и сатана также вторгся и произвел фанатизм. Однако есть еще и другие опасности, которых следует избегать. Некоторые довольствуются лишь слабыми проблесками света и любви Божьей, и их рост прекратился. Они не бодрствуют и не молятся.

[486]

В то время, когда раздаются одобрительные возгласы: «Здесь храм Господень, храм Господень» (Иер. 7:4), входят в душу искушения, сгущается мрак: светскость, эгоизм и самовосхваление. Богу просто необходимо сообщать Себя душе. Какая чудесная мысль! Вместо бедных, земных, ограниченных идей и планов Господь желает передать вам Свои мысли. Свои идеи, благородные, широкие, неограниченные и всегда держащие курс к небу.

Здесь ваша опасность, вы не продвигаетесь вперед к .«почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил. 3:14). Разве Бог не дал вам свет? Вы ответственны за этот свет, не только в то время, когда эти лучи сияли над вами, но за все то, что этот свет открыл вам в прошлом. Вы должны ежедневно подчинять свою волю Богу; вы должны ходить во свете и ожидать еще большего света; потому что свет, исходящий от нашего дорогого Спасителя, будет сиять все ярче, все глубже освещая моральный мрак, становясь все светлее и светлее до полного дня.

Все ли члены вашей общины стремятся собирать каждое утро и вечер свежую манну? Ищете ли вы божественного просвещения? Или только вы делаете что-то такое, что прославило бы только вас? Стремитесь ли вы всей душой и умом вести других к Свету мира? Удовлетворены ли вы прошедшими благословениями? Или вы ходите, как ходил Христос, трудитесь, как Он трудился, открывая Его миру в своих словах и действиях? Послушные ли вы дети? Ведете ли вы чистый и святой образ жизни? Христос должен быть виден во всей вашей жизни. Только Он Один может исцелить вас от зависти, злых подозрений против ваших братьев; только Он может удалить от вас дух самодовольства, который некоторые из вас лелеят в себе, себе же во вред. Только Один Иисус может дать вам почувствовать ваше бессилие, невежество, ваш испорченный характер. Только Он

[487]

Один может очистить вас и приготовить для небесных обителей.

«С Богом мы будем храбры» (Пс. 59:14). Как много добра вы можете сделать, будучи верными Богу и вашим братьям, подавляя каждую порочную мысль, каждое чувство зависти или самомнения! Пусть ваша жизнь будет исполнена служением, исполнена добра к другим. Вы не знаете, когда нам придется сложить оружие. Смерть может внезапно постигнуть вас, и вы не будете иметь времени приготовиться для последнего изменения, и может случиться, что у вас уже не будет ни телесной, ни умственной силы, чтобы сосредоточить свои мысли на Боге и примириться с Ним. Некоторые вскоре на личном опыте узнают, как ничтожна помощь человека, как ничтожно самомнение, обманчивая самоправедность.

Я должна сказать вам под влиянием Духа Божьего, что сегодня ваш день преимуществ, доверия и благословения. Используете ли вы их? Работаете ли вы для славы Божьей или же для своих личных интересов? Имеете ли вы перед собой радужную перспективу успеха, когда вы получите известность и хорошее материальное обеспечение? Если так, то. вас ожидает горькое разочарование. Но если вы стремитесь жить чистой и святой жизнью, ежедневно воспринимая в школе Христа уроки, какие Он желает преподать вам, чтобы быть кроткими и смиренными сердцем, тогда вам принадлежит мир, который никакие земные обстоятельства не отнимут от вас.

Жизнь во Христе — это жизнь покоя. Волнения, недовольства и тревог» говорят об отсутствии Спасителя. Если Иисус войдет в жизнь, она исполнится добрых и благородных дел во имя Учителя. Вы забудете о себе и будете все ближе и ближе сближаться со своим дорогим Спасителем; ваш характер будет становиться подобным характеру Христа, и все вокруг вас увидят, что вы были с Иисусом и учились у Него. Каждый человек обладает в себе источником своего счастья или несчастья. Если он пожелает, сможет подняться над всем низким, чувственным, преобладающим

[488]

в опыте многих, но для гордого, самоуверенного человека Бог ничего не сможет сделать. Сатана будет возбуждать воображение человека всевозможными честолюбивыми планами, перспективами, но мы всегда должны иметь в виду «почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил. 3:14). Пусть ваша жизнь будет средоточием всяких добрых дел. «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, навеки, навсегда» (Дан. 12:3).

Если наша жизнь наполнена святым благоуханием, если мы чтим Бога, хорошо помышляя о других, и делаем добрые дела, благословляющие других, то место нашего жительства — живем ли мы в простом сельском домике или во дворце, — при этом не имеет никакого значения. Обстоятельства играют при этом самую незначительную роль. Окраску всем нашим действиям придает дух, живущий в нас. Человек, который имеет мир с Богом, и со своими ближними, не может быть несчастным. В сердце такого человека не может быть зависти; злые подозрения не найдут там места; там не может жить и ненависть. Сердце, имеющее полную гармонию с Богом, подымется над всеми невзгодами и испытаниями жизни. Но сердце, не имеющее мира со Христом, несчастно, полно недовольства; такой человек видит недостатки во всем и способен внести дисгармонию в самую прекрасную небесную музыку. Жизнь себялюбия — это жизнь зла. Те, чье сердце исполнено любви к себе, будут накапливать в своем сердце злые мысли против своих братьев и будут говорить против Его верных работников. Таким путем подогреваемые сатаной чувства всегда будут подобны горькому источнику, отравляя жизнь других людей.

Пусть каждый претендующий, что он следует за Христом больше уважает других, а меньше себя. Объединяйтесь! Объединяйтесь! В единстве — сила и победа; в разногласии и разделении — слабость и поражение. Эти слова были сказаны мне с неба. И, как посланница Божья, я передаю их вам.

Пусть каждый стремится ответить на молитву Христа: «Чтобы все были едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе».

[489]

О, какое это единство! Чтобы все люди узнали, что они «ученики Мои, если будут любить друг друга» (Иоан. 17:21). (Иоан. 13:35).

Когда смерть вырывает из наших рядов наших ближних, что можем мы вспомнить и сказать о том отношении, какое мы проявляли к ним? Приятны ли эти воспоминания? Были ли это добрые слова, сочувствие, проявленное нами в нужное время? Пытались ли братья отвести злые подозрения в тайне работающих злых людей от него? Разобрали ли по правде его дело? Были ли они верны наставлениям Священного Писания? «Утешайте малодушных, поддерживайте слабых» (1Фес. 5:14). «Вот ты наставлял многих и опустившиеся руки поддерживал» (Иов. 4:3). «Укрепите ослабевшие руки и утвердите колена дрожащие. Скажите робким душою: «Будьте тверды, не бойтесь» (Ис. 35:3-4).

Когда тот, с кем мы общались в церкви, уходит от нас, и мы знаем, что вся его жизнь отражена в небесных книгах, и что он должен встретиться с этим отчетом на суде, задумаемся ли мы какое влияние оказало на его жизнь отношение братьев к нему? Каково было их влияние на него? Как ясно и отчетливо возникает в сознании теперь каждое грубое слово, каждый необдуманный поступок! О, каким бы другим было бы их отношение и поведение, если бы можно было все вернуть!

Ап. Павел благодарил Бога за утешение, данное ему в скорби. Он говорит: «Благословен… Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих» (2Кор. 1:3-4). Павел испытывал в своей душе силу утешения и теплоты Божьей любви и старался передать это благословение и другим. Пусть наше поведение будет таким, чтобы картины, развешанные в залах нашей памяти, не вызывали в нас чувство стыда и не заставляли нас отворачиваться от них.

Когда люди, с которыми мы общались, умирают,

[490]

мы теряем возможность возвратить обратно сказанные им слова или же стереть из памяти мучительное воспоминание. О, будем внимательно следить за нашими путями и не будем оскорблять Бога нашими устами. Пусть всякая холодность и недоразумение, будут устранены. Пусть наше сердце окончательно растворится в нежности к Богу, когда мы вспоминаем все Его обращение с нами. Пусть Дух Божий, подобно священному пламени, сожжет весь мусор, скопившийся у дверей нашего сердца, и пусть Иисус войдет туда; тогда Его любовь будет истекать и на других через нас в нежных словах, мыслях и делах. И тогда, даже если и смерть разлучит нас с нашими друзьями и мы не встретимся уже с ними здесь, на земле, а только на суде перед Богом, нам не будет стыдно увидеть весь отчет о наших словах.

Когда смерть закрывает глаза и руки сложены на безмолвной груди, как быстро исчезает всякое чувство размолвки и несогласия! Нет больше недовольства, прежней горечи; забыто, прощено все презрение и несправедливость: О, как много любящих слов говорится у гроба умершего! Как много доброго и прекрасного вспоминают тогда оставшиеся в живых. Как свободно льются слова похвалы и заслуг, но увы, тот, к кому все это относится, больше не слышит и не чувствует. О, если бы эти слова были сказаны тогда, когда его усталый дух так нуждался в них, когда он мог слышать и чувствовать. О, какая бы светлая картина осталась в нашей памяти! О, сколь многие, стоящие в святом молчании у гроба, со стыдом вспоминают слова и поступки, причинившие столько боли тому, кто больше уже не слышит, кто уже навеки умолк! О, заполним всю нашу жизнь красотой, любовью и любезностью! Будем очень внимательны, тактичны, вежливы, терпеливы в обращении с нашими ближними! Пусть мысли и чувства, находящие свое выражение у одра умирающего и у гроба, будут характеризовать наше ежедневное отношение к нашим братьям и сестрам в жизни.

[491]