Глава 60 Советы молодежи

Студентам Южно-Ланкастерской академии я хотела бы посоветовать: «Приблизьтесь к Богу и приблизится к вам» (Иак. 4:8). Никогда не стыдитесь своей веры, никогда и ни при каких обстоятельствах не оказывайтесь в стане врага. «Вы — свет мира» (Матф. 5:14). Раскрывайте свою веру, как драгоценную истину, которую должны знать и принять все, кто хочет спастись. Как народ, мы находимся в меньшинстве и не пользуемся популярностью. Наши враги внимательно выискивают все наши ошибки, чтобы погубить наши души. Они

[521]

не придают внимания нашим побудительным мотивам и будут всячески извращать нашу искреннюю ревность и наше страстное желание открыть истину другим, чтобы и они смогли исполнять волю Божью, соблюдая все Его заповеди. Но мы должны подвизаться добрым подвигом веры и быть «твердыми, непоколебимыми, всегда преуспевая в деле Господнем» (1 Kop. 15:58).

С чувством невыразимой печали, иногда граничащей с отчаянием, я размышляю о духовном состоянии нашей молодежи, о том как трудно побудить к получению образования тех, кого Господь, как мне известно, щедро наделил талантами. Без знаний они будут беспомощны и бесполезны на любом месте; хотя, с другой стороны, в получении образования кроются свои соблазны и опасности, ибо сатана пытается применить их благовоспитанные таланты в своем служении.

Некоторые из них используют свои способности в греховных целях. Яд чувственности течет в их венах и, не встречая преград, отравляет и очаровывает все их существо. Ум, который при большем внимании к моральной честности был бы способен достичь вершин истинного развития и литературного мастерства, часто вырождается, чтобы служить похотям плоти. Ни возвышенные моральные убеждения, ни практическое благочестие уже не привлекает эти обманутые души, почти не воспринимающие никакого положительного воздействия, будь-то посредством учения или примера, способного противостоять попыткам сатаны развратить и погубить их. Такие молодые люди будут постоянно попадать в сеть сатаны до тех пор, пока ими не овладеет желание учиться и искать совета у более опытных людей. Но и те, кто учит их, должны непрерывно возрастать в благодати, в познании истины и умении различать духовное, иначе им грозит опасность собственным примером и ошибочными мыслями, несознательно помогать врагу в его работе, побуждая людей считать наилучшим то, что меньше всего способствует добру и благу для их душ.

Разрабатываемые и претворяемые в жизнь планы воспитания нашей молодежи далеко не всесторонни. Они

[522]

должны получать не одностороннее воспитание, а такое, которое бы равномерно развивало в молодых людях все их способности. Моральные принципы, изучение Св. Писания и физическая подготовка должны органически сочетаться с другими предметами, составляющими типичную основу школьных программ. Следует доводить до совершенства и всесторонне развивать, воспитывать каждую из имеющихся способностей, физическую, духовную и умственную, чтобы затем они могли вполне проявить себя на деле, ибо при неравномерном развитии ни один орган человека не может функционировать, не обременяя при этом какой-либо иной части человеческого организма.

О важности постоянной тренировки ума для его наивысшего служения уже было много сказано и написано. Иногда даже высказывалось мнение, что подготовка ума укрепляет физические и духовные силы человека, в также способствует развитию всего организма. Однако время и опыт показали ошибочность подобной точки зрения. Мы видели мужчин и женщин, выпускников колледжа, совершенно не умеющих правильно использовать великолепные физические способности, которыми Бог наделил их организм. Человеческое тело предназначено для действия, а не бездействия, и если физические силы не получают равного развития с умственными, они страдают от бремени излишней нагрузки. Умственные способности человека полностью проявляются только тогда, когда каждая часть человеческого организма выполняет предназначенную ей работу. Поскольку силы, данные природой, должны управляться законами природы, то и способности, данные человеку, должно развивать в единстве и согласии с этими законами. Учителя наших школ не могут игнорировать ни одной из этих особенностей, не пренебрегая при этом своими прямыми обязанностями. Гордость может привести их к стремлению соответствовать высшему уровню земных достижений человеческого разума, чтобы их ученики могли блистать в мире, однако, когда дело касается по-настоящему серьезных познаний, необходимых для подготовки людей к любым неожиданностям практической жизни, такие ученики оказываются лишь частично готовыми успешно бороться с превратностями судьбы. Полученное ими неправильное образование нередко приводит их к неудаче в любом деле, которое они избрали своим жизненным поприщем.

В некоторых

[523]

случаях следует считать полезными гимнастические упражнения, служащие своего рода компенсацией недостаточной физической активности современного человека и ставшие весьма популярными в самых различных учебных заведениях. Однако они не лишены недостатков и при неправильном подходе могут принести больше вреда, чем пользы. Ведь некоторым людям всю жизнь пришлось страдать от той или иной физической травмы, полученной во время выполнения подобных упражнений. Наилучшей заменой этому в наших школах мог бы стать разумный физический труд, правильно организованный и органически сочетающийся с программой воспитания и обучения наших детей.

Наши школьные учителя должны уделять больше внимания гармоническому сочетанию физической, умственной и духовной подготовки своих учеников. Но при этом им следует помнить, что хотя изучение наук может привести учеников к высоким научным познаниям, само по себе оно еще не дает полного и совершенного образования. Когда особое внимание уделяется всестороннему развитию одной из Богом данных умственной, духовной или физической способностей, ученики даже по окончании колледжа не считают себя по-настоящему образованными до тех пор, пока в полной мере не овладеют знаниями, необходимыми для исполнения их ежедневных обязанностей, также и для всестороннего развития их характера.

Мое сердце болит, когда я вижу все эти недостатки, ибо в результате неправильного подхода теряется здоровье; эти люди не в состоянии проявлять заботу о других и выполнять работу, более всего необходимую для достижения успеха в жизни. Современные газеты изобилуют сенсационными сообщениями о мошенничествах, семейных трагедиях, мужьях, прелюбодействующих с чужими женами, и жёнах, прелюбодействующих с чужими мужьями, и все потому, что ни тем, ни другим не привили привычки к прилежанию, не научили беречь время и использовать имеющиеся способности на благо и счастье своего дома.

О, как бы я хотела, чтобы каждый учитель нашей страны понял всю важность этого вопроса. Перед ними стоит великая задача всемерно расширить и возвысить свою воспитательную и образовательную работу. Мы все стоим на пороге того времени, когда мир окажется в отчаянном положении, когда почти полностью прекратит существование истинная религия, требующая послушания девизу: «Так говорит Господь» (Ам. 5:4). Мы должны доводить до сознания молодежи, что, хотя Бог не подвергает творящих зло немедленному суровому наказанию,

[524]

эти дела не проходят бесследно и никогда не предаются забвению. Во все века человеческой истории беззаконники собирали себе гнев на день гнева; но вскоре придет время, когда беззаконие перейдет границы Божьего милосердия и Его долготерпению придет конец. Когда мера беззакония достигнет своей полноты, согласно грехам, отмеченным в небесной книге записей, будет излит гнев. не смешанный с милостью. и тогда мы все увидим, как ужасны последствия переполнения чаши божественного терпения. Критический момент наступит тогда, когда народы объединятся в попытке лишить силы закон Божий.

Наступают дни, когда праведные будут особенно ревностно выступать во имя Бога ввиду все возрастающего нечестия. Только божественная сила сможет противодействовать надменности сатаны, объединившегося, со злыми людьми. Но в момент самой страшной опасности для церкви к Богу будут возноситься самые пламенные молитвы за церковь со стороны верного остатка, и Бог услышит эти молитвы и ответит в тот момент когда беззаконие нечестивых достигнет своего апогея. Он «встанет на защиту избранных Своих, которые вопиют к Нему день и ночь». Они будут ревностно отстаивать честь Бога: будут ревностными в молитвах, и их вера будет сильной и мужественной.

Наши ученики проявляют слишком мало ревности и серьезных усилий. Они должны много учиться, чтобы понять, как надо учиться Каждому из них необходимо воспитывать в себе привычку к прилежанию и всемерно следить за тем, чтобы вся проделанная ими работа была только высшего качества. Они также должны применить к себе слова ап. Павла, обращенные к Тимофею: «Занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (1Тим. 4:13-16).

[525]

Обязанности пожилых и молодых людей должны излагаться простым, доступным языком, ибо наш жребий выпал на трудные времена, когда создается впечатление, что ложь и сатанинские заблуждения должны возобладать над истиной. В час испытаний щит Всемогущего распрострется над теми, кого Бог сделал хранителями Своего закона. Когда законодатели отрекутся от принципов протестантизма, чтобы оказать поддержку и протянуть руку дружбы католицизму, Бог особым образом вмешается, чтобы защитить Свою честь и спасти Свой народ.

Принципы, в усвоении которых нуждается наше юношество, должны преподаваться им в ежедневном воспитании, ибо, когда выйдет указ, требующий поклонения зверю, они должны будут сделать правильный выбор и иметь силу непоколебимо заявить о своем доверии к заповедям Божьим и вере Иисуса даже в то время, когда в религиозном мире закон Божий будет лишен своей силы и влияния. Те, которые колеблются теперь и готовы следовать по следам отступников, оставивших веру, «внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1Тим. 4:1), таковые, несомненно, окажутся на стороне тех, которые лишили закон Божий его силы, если не раскаются и не укоренятся твердо в вере, однажды переданной святым.

А нам, живущим среди столь грозных опасностей, которые описаны в Слове Божьем, разве не следует трезво смотреть на происходящее? Разве нам можно молчать? Разве можно считать маловажными как раз те истины, которые имеют наибольшее значение для каждого из нас? Библия — это самое драгоценное сокровище, которое нам надлежит ревностно изучать лично и не менее ревностно раскрывать другим. Как может продолжаться поразительное равнодушие к ней среди тех, которые имеют свет и знание?

Пророчества и история должны стать неотъемлемой частью учебной программы в наших школах; учителям же надлежит стремиться все больше и больше ценить открытую нам волю Божью. Их наставления должны быть простыми по форме и доступными для понимания. Раскрывая суть Священного

[526]

Писания перед своими учениками, они должны своей личной жизнью и чертами характера показать ценность библейской религии и красоту ее святости; при этом они никогда, ни на один миг не должны оставить у кого-либо впечатления, что им выгодно скрывать свою веру и убеждения от неверующих ради больших почестей и уважения мира.

Теперь не время стыдиться своей веры. Мы стали зрелищем для мира, ангелов и людей. Вся вселенная с невыразимым интересом следит за завершением великой борьбы между Христом и сатаной. Так можем ли мы позволить неосвященному честолюбию царить в наших сердцах в такое время, когда вскоре начнется великое событие — суд над живыми? Что может сейчас иметь для нас какую-либо ценность, кроме верности и преданности Богу небес? Какой смысл для нас во всем земном, когда мы стоим на самой границе вечного мира? Можем ли мы дать молодежи образование, которое было бы для них столь же необходимо, как знание того, «что говорит Писание» (Римл. 4:13)?

ПРИМЕРЫ ГЕРОИЧЕСКОЙ ВЕРНОСТИ БОГУ

Иосиф не скрывал своей верности Богу, даже когда был почтен египтянами.

Илия среди всеобщего отступления не стремился скрыть факт своего служения Небесному Богу. В служении Ваалу было занято 450 пророков, 400 жрецов и тысячи поклонников, и, тем не менее, Илия даже не пытался проявить видимость своей причастности к популярной стороне. Он величественно стоял одиноким. Склоны горы были покрыты людьми, сгоравшими от нетерпеливого ожидания. С большой, пышной свитой появился царь, и убежденные в успехе идолопоклонники приветствовали его как победителя. А Бог был сильно обесчещен. И только один человек, Илия, смело выступил в защиту Божьей чести. Он чистым, трубным голосом обратился к великому множеству людей со словами: «Долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал,

[527]

то ему последуйте» (3 Цар. 18:21). И в итоге честь Господа была полностью реабилитирована, а поклонники Ваала были убиты. Ну, а где же современные Илии?

Примечательна в этом отношении и история Даниила, сумевшего сохранить свою веру и принципы в самых тяжелых обстоятельствах. Он был осужден на смерть за отказ поступиться даже малейшей частичкой своей верности Богу, несмотря на строжайший указ царя. В те дни его неукоснительную привычку — трижды в день преклонять колени и молиться своему Богу перед открытым окном, прекрасно зная, что недруги следят за каждым его шагом и только и ждут момента обвинить его в неверности царю — можно было назвать излишне праведной, однако Даниил даже перед угрозой смерти в львином рву не позволял ничему земному стать между Богом и им. Господь не препятствовал врагам бросить Даниила в львиный ров, но послал вместе с ним ангела, который заградил пасть львам, чтобы они не причинили Даниилу вреда; поэтому, когда на рассвете следующего дня царь, подойдя ко рву, кликнул Даниила, тот ответил ему «Бог мой послал ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и пред тобою, царь, я не сделал преступления» (Дан. 6:22). Даниил был по-настоящему благородным и стойким слугой Божьим.

Ни трусость, ни страх, чтобы скрыть свою принадлежность к людям, соблюдающим заповеди Божьи, никогда ни к чему хорошему не приведут. Желание скрыть полученный свет, стыдясь своей веры, закончится только личной катастрофой, ибо Бог оставит таких людей с их собственными слабостями. Да сохранит нас Бог от страха нести свет истины в любое место, куда Он ни призовет! Осмелившись идти собственным путем, следуя нашим собственным идеям и планам и оставив при этом Иисуса, человек лишает себя надежды обрести стойкость, мужество и истинную силу Духа. У Бога всегда были, есть и будут герои духа, те, кто не стыдится быть Его избранным народом, вся воля и намерения которых полностью подчинены закону Божьему. Любовь к Иисусу привела их к пониманию бессмысленности жизни ради самих себя. Свой долг они видят прежде всего

[528]

в том, чтобы получить свет Слова Божьего и позволить ему светить миру яркими, четкими лучами. «Верность Богу», — вот их девиз.

ХОРОШО ВОСПИТАННЫЙ СЛУЖИТЕЛЬ

Человек любой профессии — торговец, плотник, земледелец, юрист — все должны учиться, чтобы знать свое дело. Вначале, конечно, из-за недостатка опыта и умения их работа не будет совершенной, но со временем, если они терпеливо будут постигать тонкости своего служения или профессии, они искусно ими овладеют. Без применения всех сил ума и сердца, всех сил своего существа служитель не может стать полноценным работником. Он может быть проповедником, но его также необходимо приготовить, чтобы он трудился в качестве пастыря. Процесс самообразования никогда не должен прекращаться; наоборот, он должен непрерывно продолжаться в течение всего периода деятельности, независимо от того, насколько квалифицированным и способным он бы себя не считал.

Наше время требует благоразумного, воспитанного служения, а не служения начинающего, неподготовленного новичка. Ложные учения все умножаются. Мир становится все более образованным; но наряду с приобретением знаний все более наглыми и вызывающими становятся грех, неверие и скептицизм Подобное состояние дел требует от служителя предельного напряжения умственных сил, поскольку ему все чаще и чаще приходится противостоять одаренным умам, находящимся под контролем сатаны. Служитель должен быть уравновешенным посредством религиозных принципов, возрастая в благодати и познании нашего Господа Иисуса Христа. Слишком много совершается бессистемной, случайной работы, и посему умственные способности наших служителей не используются в полной мере. А ведь нашим служителям придется защищать истину не только от прямых нападок нечестивых отступников, но и противопоставить библейские доказательства тем, кто защищает правдоподобные заблуждения. Истину надо представлять как противовес смелым умозрительным выводам. Наши служители должны быть людьми, полностью посвященными Богу; людьми, обладающими высокой культурой; людьми, разум которых освящен религиозным огнем; они должны воспринимать божественные лучи с неба и распространять их среди мрака, покрывающего землю, и великой тьмы, окутывающей народы.

[529]

В условиях неуклонного роста порока, преступности и всякого рода беззаконий всепроникающая сила библейской истины призвана наглядно показать контраст истины и заблуждения. Но чтобы хорошо служить Господу, необходима более высокая, чем сейчас, степень подготовки. И если служитель успокаивается на достигнутых знаниях и перестает чувствовать насущную потребность в ежедневном получении божественного света, то имеющиеся у него знания становятся для грешников только камнем преткновения на пути к Богу. Необходимо, чтобы Бог премудрости присутствовал во всех наших трудах и опытах, ибо тогда каждая крупица полученных знаний становится силой ко благу, помогающей всестороннему развитию способностей и христоподобной серьезности. В этом и состоит сущность религии.