Глава 77 Приемлемое исповедание

«Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха, а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притч. 28:13).

Условия получения Божьей милости просты, справедливы и разумны. Господь не требует, чтобы для прощения греха мы делали нечто из ряда вон выходящее. Нам не надо совершать долгие и утомительные паломничества или накладывать на себя мучительные эпитимии, чтобы заслужить одобрение Небесного Бога или искупить совершенный грех. Нет, тот будет помилован, кто раскается и оставит грех. Это — драгоценное обетование, данное падшему человеку, чтобы побудить его доверять Богу любви и стремиться к вечной жизни в Его Царстве.

Мы знаем, что Божий пророк Даниил пользовался большим благоволением неба. Занимая высокое положение при

[636]

царском дворе в Вавилоне, он служил Богу и славил Его как в благоприятное время, так и в час испытания, всегда в смирении исповедуя личные грехи и грехи своего народа. С глубокой печалью в сердце он признавал:«Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих; и не слушали рабов Твоих, пророков, которые Твоим именем говорили царям нашим и вельможам нашим, и отцам нашим, и всему народу страны. У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, как сей день, у каждого иудея, у жителей Иерусалима и у всего Израиля, у ближних и дальних, во всех странах, куда Ты изгнал их за отступление их, с каким они отступили от Тебя» (Дан. 9:5-7).

Даниил не стремился извинить себя или свой народ перед Богом; но в смирении и раскаянии души открыто рассказывал обо всех свершенных ими грехах, признавая правильными и справедливыми действия Бога от отношению к народу, который не считался с Его требованиями и не желал воспользоваться преимуществом обращаться к нему с мольбой.

Именно такого искреннего, идущего из самого сердца раскаяния и исповедания, нам сильно недостает сейчас. Не смирившие своей души перед Богом в признании собственной вины не выполнили самого первого условия для принятия их Богом. Если мы не испытали такого раскаяния и не признались в своих грехах с истинным смирением души, с сокрушением сердца и с полным отвращением к совершенному греху, значит, мы еще никогда по-настоящему не стремились к прощению греха и никогда не ощущали мира с Богом. Единственная причина, почему мы не можем получать прощения наших прошлых грехов, заключается в том, что мы не желаем смирить наши гордые сердца и согласовать с условиями, представленными в Слове истины. В отношении этого имеется предельно четкое наставление. Исповедание греха, общественное или личное, должно быть

[637]

искренно-сердечным и добровольным, без какого-либо принуждения; его нельзя совершать равнодушно, с пренебрежением или навязывать тому, кто еще не осознал отвратительной сущности греха. Исповедание, которое сопровождается слезами и печалью, которое исходит из глубины души, всегда открывает путь к безгранично сострадательному Богу. Псалмист говорит: «Близок Господь к сокрушенным сердцам и смиренных духом спасет» (Пс. 33:19).

Слишком многие относятся к исповеданию собственного греха подобно фараону, когда он страдал от ниспосланных судов Божьих. Он с готовностью признал свой грех, чтобы избежать дальнейшего наказания, но снова бросил вызов небу, как только язвы прекратились. Точно такой же была сущность исповедания Валаама, который пришел в ужас при виде ангела, стоящего на его пути с обнаженным мечем, и признал свою вину, чтобы не лишиться жизни. Но в этом признании не было ни искреннего раскаяния в совершенном грехе, никакого сокрушения, не было перемены намерений и отвращения ко греху, так что его исповедание было лишено всякого достоинства и ценности. Предав своего Господа, Иуда Искариот возвратился к первосвященникам и старейшинам, говоря: «Согрешил я, предав кровь невинную» (Матф. 27:4). Однако такое исповедание не могло даровать ему милость перед Богом, ибо было вызвано страхом перед ожидающим его осуждением и последующим наказанием. Исповедаться в этом великом грехе его заставил трепет перед грозными последствиями, но в его душе не было глубокой, сердцераздирающей печали о том, что он предал Сына Божьего на поругание, унижение и распятие; что он отдал Святого Израилева в руки нечестивых и бессовестных людей. Эта исповедь была совершена под влиянием его эгоистичного омраченного грехом сердца.

Отведав от запретного плода, Адам и Ева испытали чувство позора и ужаса. Сначала они думали только о том, как оправдать свой грех перед Богом и избежать страшного приговора о смерти. Но когда Господь

[638]

спросил их об этом преступлении, Адам в своем ответе старался переложить часть своей вины на Бога, а часть на свою спутницу, сказав: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева и я ел» (Быт. 3:12). А жена ?. свою очередь во всем обвинила змея, говоря: «Змей обольстил меня. и я ела» (Быт. 3:12). «Зачем Ты сотворил Змея? Зачем Ты пустил его в Эдем?» — вот какие вопросы подразумевались в ее извинении за совершенный грех, возлагая ответственность за Твое падение на Бога. Источник этого духа самооправданий наводился в отце лжи и затем проявился у всех сыновей и дочерей Адама Такие исповедания не были внушены Духом Божьим и потому неприемлемы перед Богом. Истинное раскаяние требует, чтобы человек нес ответственность за свою вину, признавая ее без лжи и лицемерия. Такой человек, подобно бедному мытарю. не смеет даже поднять свой взор на небо, но. ударяя себя а грудь, восклицает: «Боже, Будь милостив ко мне, грешнику» (Лук. 18:13): и те, кто признает свою вину, будут оправданы, ибо от имени раскаявшейся души Иисус будет умолять за нее. представляя Свою кровь.

Для человека нет унижения в том, чтобы, склонившись перед Господом, исповедаться в своих грехах и молить о прощении через заслуги Распятого и Воскресшего Спасителя. Наоборот, весьма благородно признать свои грехи перед Тем, Кого вы ранили своим грехом и мятежным духом. Признание возвышает вас и перед людьми, и перед ангелами, ибо «всякий возвышающий себя сам унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лук. 14:11). Тот же, кто преклоняет колени перед падшим человеком и открывает в исповедании тайные мысли и побуждения своего сердца, бесчестит себя, унижает человеческое достоинство и заглушает все благородные порывы своей души. Раскрывая свершенный грех священнику, который сам находится s пороках он оскверняет и унижает свой собственный характер. Бог в этом случае низводится в его мыслях до подобия грешного человека, ибо служитель выступает в качестве представителя Бога Именно такое унижающее исповедание человека перед падшим человеком

[639]

является причиной все увеличивающегося зла, которое оскверняет мир и приготовляет его к окончательной гибели.

Апостол говорит: «Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5:16). Это библейское изречение нередко трактуется как основание для исповеди перед священником для получения прощения грехов. Однако в этом тексте нет такой мысли. Исповедуйтесь а своих грехах перед Богом, Кто только Один может простить их, и друг перед другом признавайтесь в допущенных согрешениях. Если вы обидели друга или соседа, признайте свою вину, и пусть они с легким сердцем простят вас. Затем молите о прощении Бога, ибо обиженный вами брат или сосед является Его собственностью, а посему, ранив его, вы согрешили против его Создателя и Искупителя. Таким образом, дело исповедания представляется не смертному священнику, а единственному истинному Посреднику, нашему великому Первосвященнику, Кто, «подобно нам, искушен во всем, кроме греха», и Кто может «сострадать нам в немощах наших» (Евр. 4:15), очищая нас от всякого греха».

Когда Давид согрешил против Урии и его жены, он молил Бога о прощении, говоря: «Тебе, Тебе Единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал» (Пс. 50:6). Все зло, причиненное другим, переносится с обиженных на Бога. Именно поэтому Давид умолял о милости и прощении не священника, а Создателя человека, говоря: «Помилуй меня. Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои» (Псал. 50:3).

Истинное исповедание всегда представляет особенный характер и состоит в признании определенных, конкретных грехов. По своему характеру последние могут быть таковыми, что их можно исповедать только перед Богом; а иногда — это грехи общего плана, которые необходимо исповедать перед всем собранием. Но в любом случае исповедь должна быть конкретной, по существу и предельно искренней в признании совершенного греха.

[640]

Когда аммонитяне притесняли Израиль, израильтяне обратились к Богу в молитве, которая раскрывает характер истинной исповеди: «Ибо возопили сыны Израилевы к Господу и говорили: согрешили мы пред Тобою, потому что оставили Бога нашего и служили Ваалам. И сказал Господь сынам Израилевым: не угнетали ли вас египтяне и аморреи, и аммонитяне, к филистимляне?.. А вы оставили Меня и стали служить другим богам: за то Я не буду уже спасать вас: пойдите, взывайте к богам, которых вы избрали, пусть они спасают вас в тесное для вас время». И сказали сыны Израилевы Господу, согрешили мы: делай с нами все, что Тебе угодно, только избавь нас ныне». Затем они стали действовать в соответствии со своей молитвой и исповеданием, «и отвергли от себя чужих богов и стали служить только Господу». И, полное любви, сердце Господа открылось, «и не потерпела душа Его страдания Израилева» (Суд. 10:10-16).

Бог не принимает исповедания, которое совершается без искреннего раскаяния и полного преобразования или реформы; за ним должны следовать решительные перемены в жизни где все оскорбляющее Бога должно быть устранено. Именно в этом заключается результат искреннего сожаления о грехе. Вот что говорит ап. Павел об истинном раскаянии: «Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле» (2Кор. 7:11).

Во дни Самуила израильтяне отошли от Бога, испытав на себе все тяжкие последствия греха, поскольку они утратили веру в Бога и уже не были в состоянии различать Его силу и мудрость в управлении народом, перестали верить в Его способность защитить и поддержать Свое дело. Отвернувшись от Великого Управителя Вселенной, они захотели иметь такое правление,

[641]

как окружавшие их народы. Но прежде чем обрести покой, они совершили определенное исповедание: «Ко всем грехам нашим мы прибавили еще грех, когда просили себе царя» (1Цар. 12:19). Им пришлось исповедаться в том самом грехе, за который и были осуждены. Их неблагодарность тяжким бременем легла на их души и отдалила их от Бога.

Когда грех умерщвляет моральную чувствительность, грешник перестает замечать недостатки своего характера и всю греховность совершаемого им зла, оставаясь в частичном неведении относительно этого греха до тех пор, пока он не подчинится обращающей силе Св. Духа; его признания собственной вины лицемерны и неубедительны, поскольку в каждом случае он старается найти оправдание своему поступку, заявляя, что если бы не те или иные обстоятельства, он никогда бы не сделал того, за что его осуждают. Однако содержащиеся в Слове Божьем примеры истинного раскаяния и смирения раскрывают нам такой дух исповедания, в котором нет места ни самооправданию, ни оправданию совершенного греха.

Ап. Павел не стремился оправдать себя; он изобразил свой грех в самых мрачных тонах, нисколько не пытаясь умалить свою вину. Он говорит: «Получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и когда убивали их, я подавал на то голос; и по всем синагогам я многократно мучил их и понуждал хулить Иисуса и в чрезмерной против них ярости преследовал даже и в чужих городах» (Деян. 26:10,11). Он также без малейшего колебания заявляет, что «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1Тим. 1:15).

Смиренное и сокрушенное сердце под влиянием искреннего раскаяния способно оценить любовь Божью и цену Голгофы; подобно тому, как сын исповедуется любящему отцу, так и истинно раскаявшаяся душа принесет асе свои грехи пред лицо Божье. Ибо написано: «Если исповедуем грехи наши, та Он будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Иоан 1:9 ст.).

[642]