Глава 83 Тайны Библии — доказательство ее богодухновенности

«Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? Он превыше небес — что можешь сделать? Глубже преисподней — что можешь узнать?» (Иов. 11:7-8). «Мои мысли — не ваши мысли, не ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:8-9). «Ибо Я — Бог, и нет иного бога, подобного Мне. Я возвещаю от начала, что буде в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось» (Ис. 46:9-10). Ограниченный разум человека не в состоянии полностью понять характер и дела Безграничного. Для самого блестящего, яркого и выдающегося

[699]

ума святой Бог всегда будет оставаться облеченным в тайну.

Ап. Павел восклицает: «О, бездна богатства, премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Римл. 11:33). Но хотя «облако и мрак окрест Его, правда и суд — основание престола Его» (Пс. 96:2), мы можем настолько понять Его отношение к нам и Божьи побуждения, что во всем увидим Его бесконечную любовь и милость, объединенную с безграничной силой. Мы можем только в такой мере понять Его цели и намерения, насколько это будет способствовать нашему благу, а сверх этого мы по-прежнему должны доверять силе Всемогущего, любви и мудрости Отца и Правителя всего.

Слово Божье, подобно характеру его божественного Автора, содержит в себе тайны, которые никогда не будут полностью поняты ограниченным человеческим умом. Оно направляет наше сознание к Творцу, Который пребывает в «неприступном свете» (1Тим. 6:16). Оно открывает перед нами Его намерения и планы, охватывающие человеческую историю на протяжении всех веков, и которые достигнут исполнения своего только в бесконечных мгновениях вечности.-0но обращает наше внимание на вопросы беспредельной глубины и на важность отношения к правлению Божьему и участи человека.

Возникновение греха в мире, воплощение Христа, рождение свыше, воскресение и многие другие вопросы, представленные в Библии, являются тайными, слишком глубокими для человеческого разума, чтобы их можно было объяснить или даже полностью понять. Но Бог дал для нас в Св. Писании достаточно доказательств относительно их божественного характера, и мы не должны сомневаться в Его Слове только по той причине, что не можем понять все тайны Его Провидения.

Любые части Св. Писания, касающиеся этих великих тем, не должны казаться нам бесполезными для человека. Все, что Бог счел нужным открыть нам, мы должны принять на основании авторитета Его Слова. Даже если при этом мы наталкиваемся лишь на голые факты, без каких-либо дополнительных объяснений, и тогда мы должны принять

[700]

все за истину, потому что так сказал Бог. Вся трудность заключается в ограниченности и слабости человеческого ума.

Ап. Петр говорит, что в Св. Писании «есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные превращают к своей собственной погибели» (2Петр. 3:16). Трудности, встречаемые при чтении Св. Писания, используются скептиками как доказательство против Библии, но, вопреки всему этому, именно эти трудности и являются сильным доказательством божественности Св. Писания. Если бы мы все легко и просто понимали и Его величие и слава были бы вполне доступны восприятию ограниченного ума человека, тогда Библия не носила бы на себе признаков божественного авторитета. Самые величественные и возвышенные темы Св. Писания должны вдохновить нас к еще большей вере в Слово Божье.

Библия с большой простотой открывает истину, вполне соответствующую нуждам и чаяниям человеческого сердца, изумляющую и очаровывающую даже самые блестящие умы, и вместе с тем самые скромные и необразованные люди могут найти и увидеть в ней путь спасения. И, тем не менее, это простые истины, обладающие таким возвышенным и всеобъемлющим характером, так далеко превосходящим границы человеческого понимания, что мы можем принять их только потому, что воле Божьей угодно было открыть их. Следовательно, план искупления говорит нам, что каждая душа имеет возможность раскаяться перед Богом и с верой обратиться к Иисусу, чтобы получить спасение, однако эти истины, так легко понимаемые, переплетены с тайнами, скрывающими Его славу; тайнами, недоступными пониманию и, тем не менее, вдохновляющими искреннего исследователя с благоговением и верой искать истину. И чем больше такой человек изучает Библию, тем сильнее овладевает им убеждение, что это Слово Живого Бога, и человеческий разум преклоняется перед величием божественного откровения.

Те пользуются самыми ясными лучами света, кто жаждет получить живые истины, основанные на авторитете Бога.

[701]

И если у них спрашивают объяснения относительно некоторых мест, они могут лишь сказать: «Так написано в Св. Писании». Они признают, что не в состоянии объяснить все действия божественной силы и Его мудрости. И, согласно намерению Божьему, мы должны только верой принимать некоторые факты. Согласиться с таким положением — это означает согласиться с тем, что ограниченный человеческий разум не в состоянии охватить безграничное, что человек с его ограниченным человеческим кругозором не может понять намерения Всезнающего Бога.

И поскольку неверующие и скептики не в состоянии понять всех тайн Библии, то они и отрицают Слово Божье; но и принимающие Слово Божье не все свободны от искушения в этом вопросе. Апостол говорит: «Смотрите, братья, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого» (Евр. 3:12). Те, кто привык критиковать, с сомнением и придирчивостью относиться к Слову Божьему лишь потому, что они не в состоянии проникнуть в намерения Бога, «по тому же примеру впадут в неверие» (Евр. 4:11). Необходимо очень старательно исследовать Библию и проникать в «глубины Божий», как они открыты в Св. Писании (1Кор. 2:10). Хотя «сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое — нам и сынам нашим» (Втор 29:29), но сатана занят специальной работой, чтобы извращать и ослаблять исследовательские силы разума. К исследованию Библейских истин примешивается определенная часть гордости, и когда людям не удается объяснить каждое место Св. Писания, они начинают проявлять нетерпение и чувство неудовлетворенности. Они испытывают унижение, будучи не в состоянии объяснить вдохновенные слова Св. Писания. Они не желают с терпением подождать, пока Бог найдет нужным открыть им истину. Им кажется, что они достаточно умны и развиты, чтобы понять Писание, но когда им не удается это, они начинают отрицать его авторитет. Справедливо и то, что многие популярные теории и учения, претендующие на свою принадлежность к Св. Писанию, на самом деле не имеют никакого основания к Библии и противостоят

[702]

вдохновенному Слову Божьему. Такое мнение было причиной многих сомнений и затруднений. Но причина заключается не в Слове Божьем, а в извращении Слова Божьего человеком. Трудности, встречаемые в Св. Писании, не затрагивают мудрости Божьей; это также не может явиться и причиной чьей-либо гибели, потому что, если бы и не существовало никаких тайн в Библии как повода к сомнению, то и тогда эти же люди, по причине отсутствия духовной сообразительности и понимания, споткнулись бы на самых ясных и определенных истинах Слова Божьего.

Люди, которые считают себя настолько умными, что могут дать объяснение всем действиям Божьим, желают возвысить человеческую мудрость , поставить ее на один уровень с божественной и прославить человека как Бога. Такими действиями они только повторяют то, что сатана сказал Еве в Едеме: «Вы будете как боги» (Быт. 3:5). Сатана пал, потому что в своем честолюбии желал быть равным Богу. Он желал проникнуть в божественные советы и намерения, куда он не имел доступа в силу того, что был сотворенным существом и не мог, конечно, постигнуть мудрость Безграничного. И эта честолюбивая гордость привела его к восстанию, таким же путем он стремится погубить и человека.

В плане искупления есть тайны: смирение и унижение Сына Божьего, Его воплощение, изумительная любовь Бога и Его согласие отдать Своего Сына — все эти темы являются предметом постоянного восхищения ангелов. Ап. Петр, говоря об откровениях, данных пророком относительно «страданий Христа и последующей славы», говорит, что и «ангелы желают проникнуть в это». И эти вопросы будут являться предметом изучения всех искупленных в течение вечности. Постигая все больше и больше работу Бога в творении и искуплении, изумленный человек будет постоянно открывать все новые и/новые истины. Постигая все больше и больше мудрость, любовь и силу Бога, его

[703]

разум будет постоянно развиваться, и радость — непрестанно возрастать.

Если бы люди могли полностью понять Бога и Его дела, тогда, достигнув этого, они исчерпали бы возможности для дальнейшего роста и открытия истины, а также в познании, в развитии ума и чувств. Для них Бог уже не был бы Наивысшим Существом, и люди, достигнув границ познания, перестали бы расти. Будем признательны Богу за то, что это не так. Бог — Безграничен; в Нем — «все сокровища мудрости и знания». И всю вечность люди будут постоянно учиться, искать и находить, и Его мудрость, благость и сила не иссякнут.

Бог желает, чтобы уже в этой жизни Его истина постоянно открывалась Его народу. Но есть только один путь получения знания. Мы можем достичь понимания Слова Божьего только через просвещение тем Духом, через Которого это Слово и было дано. «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия», «ибо Дух все проникает и глубины Божий» (1Кор. 2:10, 11). И обетование Спасителя Его последователям гласит: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину… Потому что от Меня возьмет и возвестит вам» (Иоан. 16:13-14).

Бог желает, чтобы человек упражнялся в своих умственных силах, и изучение Библии укрепит и возвысит разум, как никакой другой предмет. Это одно из самых наилучших умственных и духовных упражнений для человеческого ума. Однако мы должны быть очень осторожны, чтобы не обоготворять разум, подвластный немощи и человеческой слабости, Если даже нам и не все будет понятным в Св. Писании, все же мы должны обладать простотой веры маленького дитяти, готового всегда учиться и ищущего помощи у Св. Духа. Чувство сознания силы и мудрости Божьей, с одной стороны, и нашей ограниченности в постижении Его величия — с другой, должно исполнить наше сердце смирением, когда мы открываем Его Слово, и мы должны

[704]

явиться пред Его лицо со святым благоговением. Открывая Библию, наш разум должен признать наивысший авторитет, и наше сердце и ум должны преклониться перед великим «Я Есмь».

Мы будем расти и продвигаться вперед в истинном духовном познании, если только осознаем наше собственное ничтожество и нашу полную зависимость от Бога; и все, кто открывают Библию с искренним желанием научиться, делая это с молитвой и с намерением познать Слово Божье, получат божественное просвещение. И многие вопросы, с виду кажущиеся трудными и непонятными, Бог откроет тем, кто таким путем стремится понять их.

Иногда умственно очень развитые люди не могут понять некоторых мест Св. Писания, в то время как другие, не имеющие такого развития и образования, понимают эти истины и находят для себя утешение и силу там, где первые видят нечто непонятное и незначительное для себя. Почему же так бывает? Мне было объяснено, что эти люди не полагаются на свое личное суждение. Они обращаются к Источнику света, к Тому, Кто вдохновил это Писание, и со смиренным сердцем просят у Бога мудрости и получают ее. Рудники истины будут найдены и открыты серьезными читателями. Христос говорил об истине как о скрытом сокровище на поле. Она не лежит на поверхности, мы должны копать, чтобы найти ее. Но наш успех в ее открытии не столько зависит от наших умственных способностей, как от смиренного сердца и веры, которая должна полагаться на божественную помощь.

Без руководства Св. Духа мы будем постоянно склонны к тому, чтобы искажать Св. Писание и неправильно объяснять его. Некоторые хотя и много читают Библию, но это не приносит им пользы и во многих случаях просто-таки вредит. Когда Слово Божье открывается без благоговения и молитвы, когда мысли и чувства не сосредоточены на Боге или же не находятся в согласии с Его волей,

[705]

тогда сомнения окружают разум человека и даже при исследовании Библии укрепляется и растет неверие. При таком состоянии враг постарается взять мысли человека под свой контроль и начнет предлагать свои неверные толкования.

Если люди не стремятся ни в слове, ни в деле быть в союзе с Богом, то, несмотря на всю их развитость и ученость, они будут постоянно склонны ошибаться в своем понимании Св. Писания, и их толкованиям опасно доверяться. Когда же мы искренне стремимся исполнить волю Божью, тогда Св. Дух берет истины Его Слова и делает их принципами нашей жизни, записывая на скрижалях души. И только те, кто следуют уже ранее данному свету, могут надеяться на дальнейшее просвещение от Духа. Эта мысль очень ясно подтверждается в следующих словах Христа: «Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении» (Иоан. 17:17).

Кто же просматривает Писание, чтобы найти в нем противоречия, тот не будет иметь духовной проницательности. Такие люди найдут много случаев для сомнения и неверия там, где все просто и понятно. Но те, кто с благоговением открывают Слово Божье, с серьезным намерением познать Его волю и повиноваться ей, те увидят все иначе. Такие люди, исполненные чувства изумления и благоговения, увидят всю чистоту и превосходство открытых истин. Подобное привлекает подобное. Подобное оценивается подобным. Святость соединяется со святостью, вера — с верой. Для смиренного, серьезного, ищущего человека Божья Книга всегда полна света и знания. И те, кто приходит к Св. Писанию в таком духе, вступают в общение с пророками и апостолами. Их дух подобен духу Христа, и они жаждут быть едиными с Ним.

Многие считают, что они обязаны дать объяснение каждому труднопонимаемому месту в Библии для того, чтобы опровергнуть доводы скептиков и неверующих людей. Но своими попытками дать эти объяснения, в которых они и сами очень плохо разбираются, они вводят в заблуждение и других там, где

[706]

все ясно и понятно. Объяснение не наше дело. Не будем жаловаться, что эти трудности существуют, но примем их, как допущенные мудростью Бога. Это наш долг — принять Его Слово, которое ясно и определенно в каждом своем пункте, касающемся спасения души, и будем проводить в жизнь все его принципы, подавая пример другим словом и делом. Тогда все окружающие нас увидят, что мы связаны с Богом и имеем непоколебимое доверие к Его Слову. Благочестивая жизнь, ежедневный пример честности, кротости и бескорыстной любви будет живым воплощением учения Слова Божьего и ярким свидетельством в пользу Библии, и этой силе только немногие смогут сопротивляться. И это послужит самым прочным и надежным барьером против скептицизма и неверия.

Верой мы должны созерцать будущее и ухватиться за обетование Божье об умственном росте, и когда человеческие способности сольются с божественными, каждая способность души будет в союзе с Источником света. Мы можем радоваться , что все смущавшее нас в Провидении Божьем станет ясным; трудные вопросы разрешатся, и там, где наш ограниченный разум видел только крушение намерений, мы найдем самую совершенную и прекрасную гармонию. Ап. Павел говорит: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу, теперь я знаю отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор. 13:12).

An. Петр увещевает братьев: «Возрастайте в благодати и познании Господа нашего Иисуса Христа» (2Петр. 3:18). Там, где народ Божий возрастает в благодати, он будет постоянно получать все более ясное понимание Его Слова. Они увидят новый свет и красоту в Его священных истинах. Это было истинным в истории церкви всех веков, и так будет до конца времени. Но где уровень духовной жизни падает, там сразу же прекращается продвижение в познании истины. Люди удовлетворены ранее полученным светом из Слова Божьего и не желают далее исследовать Писание. Они консервативны в своем знании и стараются избежать разногласия и споров.

[707]

Отсутствие горячих споров и борьбы в среде народа Божьего еще не говорит о том, чтобы они твердо придерживаются здравого учения. Наоборот, есть все основания опасаться, что они не в состоянии провести четкую границу между истиной и заблуждением. Если не будут возникать новые вопросы в области исследования Писаний, если не будут возникать различные мнения, побуждающие людей исследовать Библию лично, чтобы убедиться в истине, то, как и в древние времена, будет много таких, кто станет поддерживать традиции и служить тому, чего и сами хорошо не понимают.

Мне было показано, что многие исповедующие настоящую истину не знают, во что они верят. Они не понимают доказательств, оснований своей веры и не в состоянии в должной мере оценить работу для настоящего времени. И когда наступит пора испытания, мужи, проповедующие сегодня истину другим, увидят свое бессилие дать удовлетворительные ответы на многие вопросы. И только это сможет открыть им их огромное невежество. Многие в церкви думают, что они очень хорошо осведомлены в пунктах истины, но только предстоящая борьба откроет им их личное бессилие. Разлученные со своими единоверцами и вынужденные стоять одинокими, представляя необходимое свидетельство о своей вере, они сами будут поражены своим смутным представлением о многих вопросах, касающихся истины. Нам не избежать в нашей среде отступления от живого Бога и принятия человеческой мудрости вместо божественной.

Бог разбудит, растревожит Свой народ, и если другие средства не помогут, Он допустит, что в Его среде возникли лжеучения, которые отделят пшеницу от плевел. Бог призывает всех, верующих в Его Слово, пробудиться от сна. Драгоценный свет излит соответственно нужд этого времени. Эти истины Слова Божьего указывают на опасности, ожидающие нас. Этот свет должен побудить нас к

[708]

прилежному исследованию Св. Писания и более критическому отношению к нашему состоянию. Бог дает полноту Своего света в ответ на молитвы и пост. Каждый верующий человек не должен полагаться на предположения и неопределенные идеи, что касается истины. Их вера должна твердо основываться на Слове Божьем, чтобы когда придут времена испытания и они будут приведены к судьям, чтобы ответить за свою веру, они смогли бы с честью сделать это, давая ответ с кротостью и благоговением о своем уповании.

Пробудитесь! Пробудитесь! Пробудитесь! Истины, представленные нами миру, должны стать для нас живой действительностью. Очень важно, чтобы при защите вопросов, рассматриваемых нами как основание нашей веры, мы бы никогда не пользовались неполноценными доказательствами, которые могут заставить замолчать противника, но не принесут чести истине. Мы должны дать полноценные доказательства, которые бы не только поразили противника, но и побудили бы его к более серьезному и глубокому исследованию истины. Особенно при диспутах существует большая опасность, что оппоненты нечестно обращаются со Словом Божьим. При встрече с неприятелем истины мы должны приложить самые серьезные усилия к представлению вопросов так, чтобы пробудить в его сознании убеждение в истине, а не просто выставить верующую сторону в выгодном положении.

Каким бы ярким ни было умственное развитие человека, он никогда не должен думать, что он не имеет больше нужды в основательном и постоянном исследовании Св. Писания с целью получения еще большего света. Как народ, каждый из нас призван лично исследовать пророчества. Со всей искренностью и серьезностью мы должны бодрствовать, чтобы уметь различать и понимать каждый луч света, посылаемый Богом. Мы должны уловить первые проблески истины и через молитвенное исследование стремиться ко все большему свету, чтобы представить его в свою очередь другим.

Если народ Божий чувствует себя удовлетворенным полученным светом, то мы можем быть уверены, что Богу это не нравится. Он желает, чтобы Его народ постоянно двигался вперед с целью

[709]

получить еще больший, возрастающий свет! Существующее отношение церкви к этому вопросу не нравится Богу, потому что Его народ довольствуется уже полученным светом и не видит нужды в большей мере истины и большем свете. Мы живем в то время, когда сатана нападает на нас со всех сторон — справа, слева, сзади и спереди; и, тем не менее, как народ, мы спим. Бог желает, чтобы раздался голос, призывающий Его народ к действию.

Вместо того, чтобы открыть свое сердце для принятия лучей небесного света, некоторые поступают наоборот. Часто в печати и с кафедр слышатся такие выводы относительно Библии, которые не одобряются ни Духом Святым, ни Словом Божьим. Ни один человек не может иметь успеха в освещении духовных вопросов, если не будет основываться на словах «так говорит Господь». И если люди, находясь под влиянием окружающей среды и своих личных, человеческих недостатков, далеких от мудрости свыше, начинают судить Слово Божье, подчеркивая, что в нем божественного и что человеческого происхождения, такой дух не отвечает воле Божьей. Господь не может благословить такую работу. Последствия будут в одинаковой степени плачевными как для того, кто делает это, и для того, кто принимает такие действия за работу Божью. Многие разуверились в истине, приняв теорию выборочной богодухновенности Слова Божьего. Ограниченные люди позволили себе критиковать Слово Божье и говорить: «Это место нужное, а это совершенно лишнее и не богодухновенное».

Христос не поступал так с Ветхим заветом, единственной частью Библии, имевшейся в Его времена. Его учение, наоборот, направляло внимание людей к Ветхому завету, чтобы более ясно осветить представленные там темы. В течение целых веков Израильский

[710]

народ был отделен от Бога и потерял из вида те драгоценные истины, которые Бог доверил им. Эти истины были сокрыты под толстым слоем религиозных предрассудков и церемоний, скрывающих их настоящее значение. Христос пришел, чтобы удалить этот мусор. И Он вложил библейские истины, как драгоценные камни, в новую оправу. Он пришел показать истинную силу, красоту древних истин и их славу, которая не была понята людьми Его времени. Будучи Сам Автором этих истин. Он открывал народу их истинное значение, освобождая из под гнета ложных толкований, лжетеорий, распространяемых вождями народов, которые приспосабливали эти истины к своему пониманию, к своему низкому духовному уровню и состоянию, лишая духовности и любви Божьей. Он устранил все, что только лишало эту истину жизни и жизненной силы, и вновь вернул ее миру в ее первозданной свежести и силе.

Обладая Духом Христа и являясь Его соработниками, мы должны продвигать вперед работу, ради которой Он пришел на землю. Библейские истины вновь покрылись традициями, обычаями и лжеучениями. Лжеучения популярной теологии сделали тысячи душ неверующими и скептиками. Есть такие лжеучения, которые многие признают за библейские учения, в то время как они, принятые в период мрачного Средневековья, представляют из себя ничто иное, как извращение учения Писания. И таким путем у многих возникло очень неверное представление о Боге, как в свое время у иудеев было ложное представление о Христе: «Ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы» (1Кор. 2:9). Мы должны со своей стороны явить миру истинный характер Божий. Вместо того, чтобы критиковать Библию, жизнеутверждающие истины, «воздавая славу Тому, Кто призвал нас из тьмы в чудный Свой свет».

[711]

Зло, постепенно вползающее в нашу среду, незаметным образом лишает как отдельных лиц, так и общины чувства благоговения перед Богом и наряду с этим лишает нас той силы, которую Он желает дать нам.

Мои дорогие братья! Позвольте Слову Божьему оставаться таким, как оно есть. Не будем разрешать человеческой мудрости уменьшать силу и значение ни одного текста из Св. Писания. Торжественные предостережения в книге Откровение предупреждают нас против этого. Во имя моего Господа, я прошу вас: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3:5).