Глава 87 Неоценимый дар

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем… чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа… К похвале славы благодати Своей, которою Он облагодетельствовал нас в Возлюбленном. В Котором мы имеем искупление кровью Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» (Ефес. 1:3-7).

«Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которой возлюбил нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом… и воскресил нас с Ним и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (Ефес. 2:4-7).

Так писал «престарелый Павел», «узник Иисуса Христа», из своей темницы в Риме, пытаясь представить своим братьям, хотя и несовершенным языком, полноту «неисследимого богатства Христа», сокровище благодати, предлагаемое свободно всем павшим сынам земли. План искупления был положен через жертву как дар. Апостол говорит: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его нищетою» (2Кор. 8:9). «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Иоан. 3:16). Христос «дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония» (Тит. 2:14). И венчающее благословение искупления: «Дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Римл. 6:23).

«Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9). Действительно, как нам не воскликнуть вместе с апостолом: «Благодарение Богу за неизреченный дар Его» (2Кор. 9:15).

Подобно тому, как план искупления был начат и завершен через дар, таким же образом он должен и продвигаться вперед. Тот же дух жертвы, которым было приобретено для нас спасение, должен обитать в сердцах всех, кто стал причастником небесного дара. Ап. Петр говорит: «Служите друг другу каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1Петр. 4:10). Иисус сказал Своим ученикам, посылая

[731]

их на работу: «Даром получили, даром давайте» (Матф. 10:8). Тот, кто находится в полном согласии со Христом, не будет иметь в своем характере ничего эгоистического или недопустимого. Тот, кто пьет из живого Источника, в нем «источник воды потечет в жизнь вечную» (Иоан. 4:14). Дух Христа в нем будет подобен текущему источнику в пустыне, освежающему все и несущему воду жизни погибающим во мраке. Тот же дух любви и самопожертвования, который пребывал во Христе, побуждал и ап. Павла усердно трудиться. «Я должен, — говорит он, — и еллинам, и варварам. мудрецам и невеждам» (Римл. 1:14). «Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово» (Ефес. 3:8).

Наш Господь желает, чтобы Его церковь отражала перед миром всю полноту и обилие благ, которые мы нашли в Нем. Мы постоянно получаем от всех Божьих щедрот и милостей, и, отражая в той же мере полученное, мы представляем миру любовь и доброту Христа. В то время, как все небо находится в движении, рассылая во все концы земли вестников для совершения работы искупления, церковь живого Бога также должна быть соработником со Христом. Мы все — члены Его таинственного тела. Он — Глава, управляющая всеми членами тела. Сам Иисус в Своей безграничной милости трудится над сердцем человека и производит такие преобразования, что ангелы с большим изумлением и радостью наблюдают за всем этим. И тот же дух бескорыстной любви, воплощенный в Небесном Учителе, будет виден в характере и жизни Его истинных последователей. Христос ожидает, чтобы люди сделались причастниками Его божественного естества в этом мире не только для отражения Его славы во славу Божью, но и для того, чтобы осветить мрак мира небесным светом. Таким образом должны исполниться слова Христа: «Вы — свет мира» (Матф. 5:14).

Мы — сотрудники Божьи, «домоуправители многоразличной благодати Божией» (1Кор 3:9). Познание благодати Божьей,

[732]

истин Его Слова и временных благ, таких, как время, средства, таланты и влияние, — все это вверено Богом людям для Его славы и спасения людей. Ничего не может быть более оскорбительного для Бога, постоянно изливающего Свои дары на людей, чем когда Он видит, как человек все это принимает и ничего не возвращает Своему Подателю. Сегодня наш Иисус находится на небе и готовит обители для любящих Его; да, даже больше, чем обители,- Царство, которое будет нашим. Но все наследующие эти благословения должны быть участниками самоотречения и самопожертвования Христа для блага других.

Никогда еще не было столь острой нужды в искреннем и самоотверженном труде в деле Христа, как сегодня, когда время испытания скоро окончится и миру будет дана последняя весть благодати. Моя душа глубоко встревожена, когда я слышу македонский зов, раздающийся со всех концов нашей страны, через океаны и морские острова: «Придите… и помогите нам» (Деян. 16:9). Дорогие братья и сестры! Разве вы не ответите на этот зов, говоря: «Мы сделаем все возможное со своей стороны:

вышлем миссионеров и средства. Мы откажем себе в украшении наших домов, в личных нарядах и в угождении аппетиту. Мы отдадим вверенные нам средства на дело Божье и себя лично мы без остатка посвятим Его работе». Нужды дела лежат перед нами; пустые сокровищницы взывают о нашей помощи. Сегодня один рубль, отданный на дело Божье, стоит гораздо больше, чем десять в будущем.

О, братья, работайте, пока имеете для этого возможности, пока еще день. Трудитесь, ибо скоро настанет ночь и вы не сможете уже ничего сделать. Сегодня — ваш день; используйте это время. Если некоторые не могут принимать личного участия в миссионерской работе, пусть они помогают своими средствами. Они, например, могут покупать

[733]

журналы, книги и посылать их тем, кто не знает истины; они также могут оплачивать расходы, связанные с учебой тех, кто готовится стать миссионерами. О, пусть каждый рубль, расходуемый вами, будет вложен в небесный банк.

«Не собирайте себе сокровища на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф. 6:19-21).

Это слова Иисуса, Который так сильно любит вас, что отдал Свою жизнь, чтобы вы были с Ним вечно в Его Царстве. Не бесчестите вашего Господа пренебрежительным отношением к Его повелению.

Господь обращается к тем, кто имеет земли и дома, чтобы они продавали их и отдавали свои средства на миссионерские нужды. И, однажды испытав радость от выполненного долга, они всегда будут держать этот источник открытым, и в сокровищнице Господней всегда будет все необходимое для обращения душ. А обращенные души, в свою очередь, проявят такое же самоотречение и экономию, чтобы принести и от себя дары в сокровищницу Божью. Через эти благоразумно употребленные таланты будут обращены еще и другие души, и таким образом работа будет продвигаться вперед, показывая, что дары Божьи оценены. Податель всех благ почтен, и слава возвратилась к Нему через верность Его управителей.

Когда мы делаем такие сердечные воззвания в пользу дела Божьего и представляем материальную нужду нашей миссии, это глубоко трогает искренних детей Божьих. Подобно бедной вдове, почтенной Христом, которая отдала в сокровищницу все свое богатство, эти люди, несмотря на свою нужду, отдают все, что имеют. Некоторые из них лишают себя даже самого необходимого в жизни, в то время как их

[734]

состоятельные братья, прилепившись к своим земным богатствам, не верят в достаточной степени в весть о настоящей истине и в Бога настолько, чтобы отдать свои средства на Его дело. К таковым обращено специальное воззвание Христа: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню» (Лук. 12:33).

Ко мне обращаются бедные мужчины и женщины и спрашивают относительно своих домов. Они пишут мне, что воззвание о средствах глубоко тронуло их сердца и что они хотят что-либо сделать для своего Учителя, Который все сделал для них. Мне бы хотелось сказать таким: «Вы не должны сейчас продавать свои скромные жилища, но представить этот вопрос Богу, и Он непременно услышит вас и ответит на ваши молитвы, и вы будете знать, как поступить». Если бы люди больше искали небесной, а меньше человеческой мудрости, то над ними был бы излит обильный небесный свет, и Господь благословил бы тех, кто в смирении ищет Его. Но мне хочется сказать тем, кому Бог доверил Свои средства и кто имеет дома и земли: «Начинайте продавать и давать милостыню. Не медлите ни одной минуты. Бог ожидает от вас намного больше, чем вы желаете сделать». Мы обращаемся, к вам, имеющим средства: обратитесь в серьезной молитве к Богу и спросите Его: «Что Ты, Господи, хочешь, чтобы я сделал, и как я должен поступить с моим имуществом?» Для того, чтобы приготовить народ устоять в день Господень, должна быть совершена определенная работа. В работу спасения душ должны быть внесены достаточные средства, и эти спасенные люди в свою очередь будут работать над спасением других. Не медлите с возвращением Богу того, что принадлежит только Ему. Одна из причин, почему так остро ощущается отсутствие Духа Божьего, состоит в том, что многие обкрадывают Бога.

В опыте македонских церквей есть уроки для нас. Ап. Павел говорит, что «во-первых, они отдали самих себя Господу» (2Кор. 8:5). Затем они были готовы отдать и свои средства для Христа. «Ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью, и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия. Ибо они доброохотны по силам и сверх сил.

[735]

Они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым» (2Кор. 8:2-4).

Павел говорит о правиле, которого следует придерживаться при добровольных приношениях на дело Христа: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением, ибо доброохотно дающего любит Бог». «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет». «Бог же силен обогатить вас всякою благодатию, чтобы вы, всегда и во всем, имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело»(2Кор. 9:6-11).

Мы не должны думать, что, давая что-либо, мы тем самым как бы имеем право на особенную милость со стороны Бога. Апостол говорит: «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1Кор. 4:7). Когда Давид и Израильский народ собрали средства для строительства храма, царь вознес молитву к небу в присутствии князьев и всех собравшихся, молитву радости и благодарности, которая всегда должна звучать в сердце народа Божьего: «И благословил Давид Господа пред всем собранием, и сказал Давид: «Благословен Ты, Господи, Боже Израиля, отца нашего, от века и до века! Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа, и великолепие, и все, что на небе и на земле. Твое… И в руке Твоей сила и могущество; и во власти Твоей возвеличить и укрепить все. И ныне, Боже наш, мы славословим Тебя и хвалим величественное имя Твое. Ибо кто я и кто народ мой, что мы имели возможность так жертвовать? Но от Тебя все

[736]

и от руки Твоей полученное мы отдали Тебе. Потому что странники мы пред Тобою и пришельцы, как и все отцы наши; как тень, дни наши на земле, и нет ничего прочного. Господи, Боже наш! Все это множество, которое приготовили мы для построения дома Тебе, святому имени Твоему, от руки Твоей оно и все Твое. Знаю, Боже мой, что Ты испытуешь сердце и любишь чистосердечие; я от чистого сердца моего пожертвовал все сие, и ныне вижу, что и народ Твой, здесь находящийся, с радостию жертвует Тебе» (1Пар. 29:10-17).

Это Бог дал все богатства земли, и Его Дух зародил в них добровольное желание принести дары для храма. Все это принадлежало Богу, и если бы божественная сила не тронула сердце народа, никакие бы старания со стороны царя не помогли в данном случае, и храм никогда не был бы построен.

Все, что люди получают от щедрот Божьих, — все это принадлежит Богу. Все, чем Он украсил и обогатил землю, — все это отдано в наши руки, чтобы испытать нас, испытать глубину нашей любви к Нему и как мы дорожим Его благами. Будь это материальные блага или же умственные способности — все это должно быть положено к ногам Иисуса как добровольный дар.

Никто из нас ничего не может сделать без благословения Божьего, но Бог может обойтись и без помощи человека. Он дал каждому человеку работу, и Он доверяет людям земные блага, а также умственные способности и делает их Своими управителями. И все, что мы отдаем Богу, дарованное Им нам, положено на наш счет, подтверждая, что мы верные управители. Но мы должны всегда понимать, что в этом нет никакой заслуги со стороны человека. Какими бы способностями ни обладал человек, он не владеет ничем, распоряжаясь только тем, что Бог дал ему и что Он может в любой момент взять обратно, если человек не ценит этими дарами и неправильно их использует. Ангелы Божьи, чье мышление не омрачено грехом, признают полученные ими дарования как дар неба, который должны возвратить Богу,

[737]

дабы увеличить славу великого Подателя благ. С верховной властью Бога связано благополучие человека. Слава Божья — это радость и благословение всех сотворенных существ. Когда мы стараемся содействовать Его славе, мы ищем для себя наивысшее благо, какое только можем получить. Дорогие братья и сестры во Христе! Бог призывает вас, чтобы вы посвятили Ему на служение каждую способность, каждый дар, принятый вами от Него. Он желает, чтобы вы сказали вместе с Давидом: «Но от Тебя все и от руки Твоей полученное мы отдали Тебе» (1Пар. 29:14).