Соблюдение субботы

Великие благословения заключены в соблюдении субботы, и Бог желает, чтобы субботний день был для нас днем радости. Во время установления субботы царила радость. Бог с удовлетворением смотрел на дела Своих рук. Все созданное Им Он объявил «весьма хорошим» (Быт. 1:31). Небо и земля были исполнены веселья «при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божий восклицали от радости» (Иов 38:7). Хотя грех вошел в мир и запятнал Его совершенную работу. Бог по прежнему дает нам субботу как свидетельство того, что все было сотворено Всемогущим, безграничным в Своей благости и милости. Наш Небесный Отец желает через соблюдение субботы сохранить среди людей познание о Себе. Он желает, чтобы суббота направляла наши умы к Нему, истинному и живому Богу, и чтобы, зная Его, мы могли иметь жизнь и мир.

Когда Господь избавил Свой народ от египетского рабства и дал ему Свой закон. Он учил израильтян, что соблюдение субботы должно отличать их от идолопоклонников. Суббота устанавливала различие между теми, кто признавал верховную власть Божью, и теми, кто отказывался принять Его как своего Создателя и Царя. «Это — знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки», — сказал Господь. «И пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный» (Исх. 31: 17, 16).

Подобно тому как суббота была знамением, отличавшим израильтян от язычников, когда они вышли из Египта, чтобы войти в земной Ханаан, так и сегодня она является знамением, которое отличает народ Божий, когда он выходит из мира, чтобы войти в небесный покой. Суббота — это знамение отношении,

[350]

существующих между Богом и Его народом, признак того, что Его люди чтут Его закон. Она проводит различие между Его верными подданными и нарушителями заповеди о субботе.

Из столпа облачного Христос провозгласил: «Субботы Мои соблюдайте; ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас» (Исх. 31:13). Суббота, свидетельствующая миру о Боге как о Творце, также свидетельствует о Нем как об Освящающем нас. Сила, сотворившая все, восстанавливает душу по Его подобию. Для тех, кто святит день субботний, он является знамением освящения. Истинное освящение — это согласие с Богом, единение с Ним в характере. Оно приходит через повиновение принципам, отражающим Его характер. И суббота — это знамение послушания. Тот, кто искренне повинуется четвертой заповеди, будет повиноваться и всему закону. Такой человек освящается через послушание.

Нам, Израилю, суббота дана «как завет вечный». Для тех, кто чтит Его святой день, суббота является знамением того, что Бог признает их Своим избранным народом. Это залог того, что Он исполнит для них Свой завет. Всякая душа, принимающая знамение Божьего правления, вступает в Божественный вечный завет. Она связывает себя золотой цепью послушания, каждым звеном которой является обетование.

Из всех десяти заповедей только четвертая содержит печать великого Законодателя, Творца неба и земли. Повинующиеся заповеди о субботе принимают Его имя и становятся причастниками всех благословений, содержащихся в этом имени. «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им:

Да благословит тебя Господь и сохранит тебя!

Да призрит на тебя Господь светлым лицем

Своим и помилует тебя!

Да обратит Господь лице

Свое на тебя и даст тебе мир!

[351]

Так пусть призывают имя

Мое на сынов Израилевых,

И Я благословлю их» (Чис. 6:22-27).

Через Моисея было дано и обетование: «Поставит тебя Господь народом святым Своим, как Он клялся тебе, если ты будешь соблюдать заповеди Господа, Бога твоего, и будешь ходить путями Его. И увидят все народы земли, что имя Господа нарицается на тебе… Сделает тебя Господь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа, Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять» (Втор. 28:9-13).

Псалмопевец, побуждаемый Духом Святым, говорит:

«Придите, воспоем Господу,

Воскликнем твердыне спасения нашего!..

Ибо Господь есть Бог великий

И царь великий над всеми богами.

В Его руке глубины земли,

И вершины гор — Его же.

Его — море, и Он создал его,

И сушу образовали руки Его.

Придите, поклонимся, и припадем,

Преклоним колена пред лицем Господа, Творца нашего,

Ибо Он есть Бог наш».

«Он сотворил нас, и мы — Его,

Его народ и овцы паствы Его»

(Пс. 94:1-7; 99:3).

Перечисленные обетования, данные Израилю, относятся и к народу Божьему сегодня. Это вести, которые приносит нам суббота.

Реформа в соблюдении субботы

Суббота — вот золотая цепь, соединяющая Бога с Его народом. Но заповедь о субботе нарушается, святой Божий день оскверняется. Суббота была перенесена человеком греха, и вместо нее люди возвеличили обычный рабочий день. В

[352]

законе был сделан пролом, и этот пролом должен быть восстановлен. Истинную субботу необходимо возвести на ее законное место как Божий день покоя. В 58-й главе Книги пророка Исаии описана работа, которую должен делать народ Божий. Он обязан возвеличить закон и сделать его почитаемым, застроить пустыни вековые и восстановить основания многих поколений. Тем, кто выполняет эту работу. Бог говорит: «И будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения. Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святой день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить: то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это» (ст. 12-14).

Вопрос о субботе станет предметом спора в последнем великом конфликте, в который будет вовлечен весь мир. Люди чтут сатанинские принципы сильнее законов небесных. Они принимают ложную субботу, которую сатана возвеличил как знамение своей власти. Но Бог поставил печать на Свое царственное требование. Каждая суббота несет на себе имя ее Автора как неизгладимый знак Божьего авторитета. Мы должны привести людей к пониманию этого факта. Мы должны показать им, насколько важно, будут ли они носить знак Божьего Царства или знак мятежного царства, поскольку они признают себя подданными того царства, знак которого носят. Бог призывает нас возвысить знамя Его попранной субботы. Насколько же важно в таком случае, чтобы наш пример

[353]

в отношении соблюдения субботы был точным и привлекательным.

Создавая новые церкви, служителям следует давать тщательные наставления относительно должного соблюдения субботы. Нам надо остерегаться, чтобы нерадивость, распространенная среди соблюдающих воскресный день, не перенималась теми, кто заявляет, что празднует святой Божий день покоя. Нужно ясно и отчетливо проводить разграничение между теми, кто носит знак Божьего Царства, и теми, кто носит начертание царства мятежников.

Субботе надо придавать гораздо больше святости, чем это делается многими, заявляющими, будто они соблюдают субботу. Господь весьма бесчестится теми, кто не хранит субботу в соответствии с заповедью, чтя и букву, и дух. Он призывает к реформе в вопросе соблюдения субботы.

Приготовление к субботе

В самом начале четвертой заповеди Господь сказал: «Помни». Он знал, что среди множества забот и волнений человек будет искушаем оправдывать частичное исполнение требований закона или вообще забудет о его святой важности. Поэтому Он сказал: «Помни день субботний, чтобы святить его» (Исх. 20:8).

На протяжении всей недели мы должны помнить о субботе и готовиться к тому, чтобы праздновать ее в соответствии с заповедью. Нам следует не просто соблюдать субботу как законное дело, мы обязаны понимать ее духовное значение во всех жизненных обстоятельствах. Все, кто считают субботу знамением между ними и Богом, демонстрируя тем самым, что Он — Бог, освящающий их, отображают принципы Его правления. Они принесут в повседневную жизнь законы Его

[354]

Царства. Изо дня в день они будут молиться о том, чтобы святость субботы наполняла их. День за днем они будут тесно общаться со Христом и отобразят совершенство Его характера. День за днем их свет в добрых делах будет сиять окружающим.

Во всем, что имеет отношение к успеху Божьего дела, самое первое — одержать победу в семейной жизни. Отсюда должно начинаться приготовление к субботе. В течение всей недели родители обязаны помнить, что их семья есть школа, в которой дети готовятся к жизни в горних чертогах. Пусть их речи будут правильными. С их уст не должны исходить слова, которые неподобает слышать детям. Дух нужно оберегать от раздражения. Родители, на протяжении недели живите так, как будто вы находитесь на виду у святого Бога, Который дал вам детей, чтобы вы воспитывали их для Него. Воспитывайте для Него маленьких детей в вашем доме, чтобы в субботу все могли быть готовы поклоняться во святилище Господнем. Каждое утро и вечер представляйте своих детей Богу как Его наследие, купленное Его кровью. Учите детей, что их высочайший долг и преимущество — любить Бога и служить Ему.

Родители должны уделять особое внимание тому, чтобы сделать богопочитание наглядным уроком для своих детей. Им следует чаще цитировать различные места Писаний, особенно те из них, которые подготавливают сердце к духовному служению. Нужно чаще повторять драгоценные слова: «Только в Боге успокоивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя» (Пс. 61:6).

Когда субботу помнят таким образом, тогда земное ни в коем случае не посягнет на духовное. Ни одно дело, запланированное на шесть рабочих дней, не будет отложено на субботу. В течение недели наши силы не истощатся мирской работой настолько, чтобы в день, когда Господь покоился и отдыхал, мы не смогли из-за сильного утомления участвовать в Его служении.

Наряду с тем, что приготовление к субботе должно совершаться на протяжении всей недели, пятницу надо сделать особым днем приготовления. Через Моисея Господь изрек детям

[355]

Израилевым: «Завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра». «Народ ходил и собирал ее (манну), и молол в жерновах или толок в ступе, и варил в котле, и делал из нее лепешки» (Исх. 16:23; Чис. 11:8). Что-то нужно было сделать, чтобы приготовить посланный небом хлеб для детей израилевых. Господь сказал им, что эту работу следует делать в пятницу, в день приготовления. Данное условие стало испытанием для них. Бог хотел увидеть, будут ли они святить субботу или нет.

Это указание, вышедшее из уст Иеговы, и нам дано для наставления. Библия — самое совершенное руководство, и если ее страницы изучать с молитвой и сердцем, жаждущим познания, то ни у кого не возникнет заблуждений на этот счет.

Многие братья и сестры нуждаются в наставлении о том, как им следует выглядеть в собрании поклоняющихся в субботний день. Нельзя представать перед Богом в обычной одежде, которую они носили в течение недели. Вся одежда должна соответствовать субботе, и носить ее надо во время посещения служении в доме Божьем. Хотя нам не к лицу сообразовываться со светской модой, все же не стоит проявлять безразличие к своему внешнему виду. Нам следует быть аккуратными и опрятными, хотя и без украшений. Дети Божьи должны быть чистыми внутри и снаружи.

Приготовление к субботе необходимо завершать в пятницу. Позаботьтесь о том, чтобы вся одежда была готова и приготовление пищи закончено. Необходимо вычистить обувь и принять ванну. Все указанное возможно сделать, если вы примете это за правило. Суббота дана не для того, чтобы чинить одежду или готовить еду, искать удовольствий или каких-нибудь других мирских занятий. До захода солнца нужно отложить все мирские дела и убрать из виду все светские бумаги. Родители, объясните суть вашей работы и ее цель своим

[356]

детям и позвольте им участвовать в приготовлении к субботе по заповеди.

Нам следует ревностно оберегать границы субботы. Помните, что каждое ее мгновение является освященным, святым временем. Когда это возможно, работодателям надо давать своим работникам свободное время от полудня в пятницу до начала субботы. Дайте им время для приготовления, чтобы они с умиротворением могли встретить день Господний. Благодаря этому вы не потерпите убытка даже в материальной сфере.

Есть еще одно дело, которому следует уделять внимание в день приготовления. В пятницу все разногласия между братьями в семье или в церкви должны быть улажены. Пусть всякая горечь, гнев и злоба будут удалены из души. Со смиренным духом «признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтоб исцелиться» (Иак. 5:16).

Перед началом субботы ум и тело нужно освободить от мирских забот. Бог поставил Свою субботу в конце рабочей недели, чтобы люди могли остановиться и поразмыслить над тем, чего они достигли за шесть дней для приготовления к чистому царству, в которое не допускаются нарушители Закона Божьего. Каждую субботу нам следует оценивать свое духовное состояние, определяя, принесла нам минувшая неделя духовную прибыль или убыток.

Свято соблюдать субботу в Господе означает вечное спасение. Бог говорит: «Я прославлю прославляющих Меня» (1 Цар. 2:30).

Суббота в семье

До захода солнца пусть члены семьи соберутся вместе, чтобы читать Слово Божье, петь и молиться. Здесь нужна реформа, так как многие в этом вопросе проявляют небрежность. Нам нужно исповедоваться перед Богом и друг перед другом.

[357]

Нам нужно опять предпринять особые меры, чтобы каждый член семьи мог приготовиться чтить день, который Бог благословил и освятил.

Драгоценное субботнее время не должно попусту растрачиваться в постели. В субботу утром семья должна подниматься рано. Если члены семьи встанут поздно, то возникнет беспорядок и суматоха в приготовлении завтрака и подготовке к субботней школе. Начнется спешка, толкотня и раздражительность. Так в доме поселятся недобрые чувства, а суббота, оскверненная таким образом, станет утомительной и ее наступления будут страшиться, а не любить.

Нам не следует делать к субботе более щедрые приготовления или готовить более разнообразную пищу, чем в другие дни. Напротив, пища должна быть попроще и кушать надо меньше, чтобы ум оставался ясным и способным воспринимать духовные истины. Переедание затуманивает рассудок. Драгоценнейшие слова могут быть услышаны, но не оценены по достоинству, поскольку мозг сосредоточен на переваривании неподобающей пищи. Переедая в субботу, многие гораздо сильнее бесчестят Бога, чем им кажется.

Хотя любой стряпни в субботу следует избегать, в то же время нет необходимости есть пищу остывшей. В холодную погоду нужно разогреть еду, приготовленную днем раньше. И пусть еда, хотя бы и простая, будет вкусной и привлекательной. Приготовьте что-нибудь, что было бы лакомством, нечто такое, чего семья не имеет каждый день.

Пусть дети принимают участие в семейном богослужении. Пусть все принесут свои Библии и каждый прочитает стих или два. Затем можно спеть какой-нибудь семейный гимн, за которым последует молитва. Пример такого богослужения дал Христос. Молитву Господню нельзя повторять просто как форму, она является примером истинной нашей молитвы — простой, искренней и всеобъемлющей. В скромном обращении поведайте Господу свои нужды и выразите благодарность

[358]

за Его милость. Так вы пригласите Иисуса — желанного Гостя в свои дома и сердца. В семье неуместны длинные молитвы, преследующие какие-то отдаленные цели. Они делают время молитвы утомительным, тогда как его надо считать преимуществом и благословением. Делайте молитвенное время интересным и радостным.

Субботняя школа и богослужебное собрание занимают не всю субботу. Часть ее, оставшаяся семье, может стать самым святым и дорогим временем из всех субботних часов. Значительную часть этого времени родители обязаны проводить со своими детьми. Во многих семьях дети младшего возраста предоставлены сами себе и сами ищут для себя развлечения. Оставшись одни, дети скоро становятся беспокойными, начинают шалить или участвовать в неподобающих занятиях. Таким образом, суббота теряет для них свое священное значение.

В хорошую погоду родители должны гулять со своими детьми в полях и рощах. Среди красот природы расскажите им, для чего была установлена суббота. Опишите им великую Божью работу творения, объясните, что земля вышла из Его рук святой и прекрасной. Каждый цветок, каждый кустик, каждое дерево отвечали намерению их Создателя. Все, на чем покоился взор, привлекало внимание и наполняло ум мыслями о Божьей любви. Каждый звук был музыкой, сливавшейся с голосом Божьим. Объясните детям, что грех запятнал совершенную Божью работу, что терние и волчцы, скорби, боль и смерть являются результатом непослушания Богу. Научите их видеть, что земля, хотя и оскверненная проклятьем греха, по-прежнему являет доброту Божью. Зеленые поля, величественные деревья, яркий солнечный свет, облака, роса, торжественная тишина ночи, слава звездного неба и луна во всей ее красоте — все свидетельствует о Творце. Каждая капля падающего дождя, каждый луч света, проливающегося на наш неблагодарный мир, свидетельствуют о снисхождении и любви Бога.

Расскажите детям о пути спасения, о том, что «так

[359]

возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Повторяйте им чарующую историю рождения Вифлеемского Младенца. Представьте детям Иисуса как ребенка, послушного Его родителям, как юношу, добросовестного и трудолюбивого, оказывающего поддержку семье. Так вы научите их, что Спаситель Сам познал испытания, тревоги и искушения, надежды и радости молодежи и что Он может проявить к ним сочувствие и оказать помощь. Время от времени читайте вместе с детьми интересные библейские повествования. Спрашивайте, чему они научились в субботней школе, и изучайте с ними следующий субботний урок.

На заходе солнца пусть голос молитвы и гимн хвалы отметят окончание святого времени и пригласят Бога участвовать в заботах трудовой недели.

Так родители могут сделать субботу праздником, самым радостным днем недели. Они постепенно научат своих детей относиться к ней как к отраде, дню великому, святому Господнему, чествуемому.

Я советую вам, мои братья и сестры: «Помните день субботний, чтобы святить его». Если вы хотите, чтобы ваши дети соблюдали субботу в соответствии с заповедью, то должны учить их наставлениями и примерами. Глубоко запечатленная в сердце истина никогда не изгладится полностью. Ее можно попытаться затемнить, но никогда нельзя уничтожить. Впечатления, полученные в ранние годы жизни, останутся на все последующие годы. Обстоятельства могут разлучить детей с родителями и домом, но наставления, полученные в детстве и юности, будут для них благословением всю жизнь.

[360]

Путешествия в субботу

Если мы хотим иметь благословения, обещанные послушным, значит, мы должны соблюдать субботу еще строже.

Меня пугает то, что именно в этот день мы совершаем много поездок, тогда как этого вполне можно избежать. Согласно свету, данному Господом о соблюдении субботы, нам следует быть осторожнее в отношении поездок в этот день на кораблях и автомобилях. В этих вопросах нам надо подавать правильный пример нашим детям и молодежи. Иной раз именно в субботу возникает необходимость посетить церкви, нуждающиеся в нашей помощи, и передать им весть, которую Бог желает, чтобы они услышали; подобной ситуации надо во всяком случае избегать, более того, поездку надо планировать таким образом, чтобы достичь конечного пункта в любой день, кроме субботы.

Когда мы вынуждены путешествовать в субботу, нам надо стараться избегать общества людей, способных привлечь наше внимание к мирским вещам. Нам следует помышлять о Боге и поддерживать связь с Ним. Когда есть возможность, нам следует беседовать с окружающими об истине. Нам надо быть всегда готовыми облегчить страдания и помочь нуждающимся. В таких случаях Бог желает, чтобы мы использовали данные нам знания и мудрость. Нам не следует обсуждать деловые вопросы или участвовать в банальных мирских разговорах. Бог требует, чтобы во всякое время и на всяком месте мы проявляли нашу верность Ему, почитая субботу.

Субботние собрания

Христос сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Везде, где есть двое или трое верующих, пусть они собираются вместе в субботу, чтобы просить о Божьем обетовании.

Небольшие группы людей, собравшихся поклониться Богу в Его святой день, имеют право притязать на обильные благословения Иеговы. Они должны верить, что Господь Иисус

[361]

является почетным гостем их собрания. Всякий истинный поклонник, соблюдающий святую субботу, будет претендовать на обетование: «Дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас» (Исх. 31:13).

Проповедование в наших субботних собраниях должно быть, как правило, коротким. Любящим Бога нужно давать возможность выразить свою благодарность и признательность.

Когда церковь остается без служителя, необходимо назначить человека, который мог бы проводить собрание. Но ему нет нужды говорить проповедь или занимать большую часть времени служения. Короткое, интересное библейское чтение часто приносит больше пользы, чем проповедь. И вслед за этим можно провести собрание для молитвы и свидетельств.

Братья, занимающие ведущие позиции в церкви, не должны растрачивать в течение недели свои физические и умственные силы до такой степени, чтобы в субботу остаться неспособными принести в собрание животворное влияние Христова Евангелия. Делайте меньше каждодневной мирской работы, но не обкрадывайте Бога, воздавая Ему в субботу служение, которое Он не может принять. Вам не следует быть людьми, не имеющими духовной жизни. Единоверцам нужна в субботу ваша помощь. Давайте им пищу из Слова. Принесите свои изысканнейшие дары Богу в Его святой день. Пусть драгоценная жизнь души будет отдана Ему в посвященном служении.

Пусть никто не приходит на место поклонения, чтобы подремать. В доме Божьем не должно быть спящих. Вы не спите, когда занимаетесь своими мирскими делами, потому что заинтересованы в своей работе. Можем ли мы позволить, чтобы служение, связанное с вечными интересами, было поставлено ниже земных дел?

Когда мы поступаем так, то теряем благословение, которое Господь желает дать нам. Суббота не должна быть днем праздности. Дома и в церкви необходимо проявлять дух

[362]

служения. Тот, Кто дал нам шесть дней для мирских дел, благословил и освятил седьмой день и отделил Его для Себя. В этот день Он желает особым образом благословить всех, кто посвящает себя на Его служение.

Все Небо хранит субботу, не пребывая, однако, в безразличии и праздности. В этот день нужно пробудить всю энергию души, ведь мы должны встретиться с Богом и нашим Спасителем Христом, не так ли? Мы можем созерцать Его верой. Он же страстно желает восстановить и благословить каждую душу.

Всем вам следует сознавать, что вы должны выполнить определенную работу и сделать субботние собрания интересными. Вы должны собираться вместе не только потому, что так заведено, но для того, чтобы обменяться мыслями, рассказать о своих повседневных опытах, выразить благодарность, поведать свое искреннее желание о Божественном просвещении, дабы вы могли познать Бога и посланного Им Иисуса Христа. Совместное общение во Христе укрепит душу для жизненных испытаний и конфликтов. Никогда не думайте, что вы могли бы оставаться христианами и вместе с тем замыкаться в себе. Каждый из нас является частью великой человеческой общности, и опыт каждого будет в значительной степени определен опытом его товарищей.

Мы не получаем и сотой доли благословений, которые могли бы получать, собираясь вместе для поклонения Богу. Надо обострить способность к восприятию. Нужно радоваться братскому общению. Если у нас есть такая надежда, то почему наши сердца не пылают любовью Божьей?

Мы должны приносить в каждое религиозное собрание животворящее духовное осознание того, что Бог и Его ангелы присутствуют здесь, сотрудничая со всеми истинно верующими. Приходя на место поклонения, просите Господа, чтобы Он удалил все зло из ваших сердец. Приносите в Его дом только то, что Он может благословить. Преклоните колена перед Богом в Его храме и посвятите Ему то, что

[363]

принадлежит Ему, то, что Он приобрел кровью Христа. Молитесь за проповедующего или за руководящего собранием. Молитесь, чтобы великие благословения пришли через того, кто должен излагать слово жизни. Ревностно стремитесь обрести благословение для себя.

Бог благословит всех, кто таким образом готовит себя для Его служения. Они поймут, что значит иметь заверение Духа, потому что верой приняли Христа.

Место поклонения может быть очень скромным, но это не умаляет его значения для Бога. Для тех, кто поклоняется Богу в духе и истине и в красоте святости, оно будет как бы небесными вратами. Общество верующих может быть малочисленным, но в Божьих очах эти люди весьма дороги. Тесаком истины они были вырублены, как грубые камни, из каменоломни мира и принесены в Божью мастерскую, чтобы их обтесали и придали им форму. Но даже в необработанном виде они драгоценны в очах Божьих. Топор, молот и долото испытаний находятся в руках искусного Мастера, и Он использует их не для того, чтобы губить, но совершенствовать каждую душу. Бог желает, чтобы мы, словно драгоценные камни, отполированные для роскошного дворца, заняли свое место в небесном храме.

Божьи предназначения и дары для нас безграничны. Престол благодати сам по себе обладает высочайшей притягательностью, потому что его занимает Тот, Кто позволяет нам называть Его Отцом. Но осуществление Божьего плана спасения не предлагает только одну Его любовь. По Своему предназначению Он возложил на Свой алтарь Заступника, облаченного в наше естество. Будучи нашим Ходатаем, Христос должен представлять нас Богу как Его сыновей и дочерей. Христос выполняет это служение ради тех, кто принял Его. Им Он дает силу благодаря действию Своих собственных заслуг, чтобы они стали членами царственной семьи, детьми Небесного Царя. И Отец проявляет Свою безграничную

[364]

любовь ко Христу, Который искупил нас Своей кровью, принимая и приветствуя друзей Христа как Своих друзей. Он удовлетворен совершенным искуплением. Он прославлен воплощением, жизнью, смертью и посредническим служением Своего Сына.

Дитя Божье может приступить к престолу благодати не раньше, чем станет подзащитным великого Адвоката. При его первом раскаянии и мольбе о прощении Христос берется за его дело и делает его Своим, представляя петицию перед Отцом как Свою просьбу.

Когда Христос ходатайствует за нас. Отец открывает все сокровища Своей благодати, чтобы мы могли получить их, пользоваться ими и передавать другим. «Просите во имя Мое, — говорит Христос, — и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас; ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня». Пользуйтесь Моим именем. Это придаст действенность вашим молитвам, и Отец даст вам богатства Своей благодати; посему «просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна»» (Ин. 16:24).

Бог желает, чтобы Его послушные дети претендовали на Его благословение и приходили к Нему с хвалой и благодарением. Бог есть Источник жизни и силы. Он может ради славы Своего имени сделать пустыню плодородным полем для народа, соблюдающего Его заповеди. Он делает для Своих избранных людей то, что наполняет благодарностью каждое сердце, и огорчается, если раздается так мало хвалы. Он хочет, чтобы Его народ сильнее выражал Свои чувства, говоря тем самым: да, у нас есть повод радоваться и веселиться.

Отношения Бога с Его народом должны чаще обновляться. Как часто Господь устанавливал ориентиры в Его отношениях с древним Израилем! Для того чтобы евреи не забывали историю прошлого. Он повелел Моисею включить эти события в гимны, дабы родители таким способом учили своих детей.

[365]

Евреи должны были сооружать памятники на видных местах и строго сохранять их, чтобы они оставались для детей наглядным учебником истории Израиля. Таким образом дела Провидения и великая доброта и милость Божья, явленные в Его заботе и избавлении Его народа, хранились в памяти евреев. Нас призывают «вспомнить прежние дни ваши, когда вы, бывши просвещены, выдержали великий подвиг страданий» (Евр. 10:32). Для Своего народа в наше время Господь действует как чудотворный Бог. Прошлую историю дела Божьего нужно чаще излагать людям, молодым и старым. Мы должны чаще вспоминать доброту Божью и хвалить Его за Его чудесные дела.

Хотя мы призваны не оставлять собрания своего, все же эти собрания не должны устраиваться только для нашего подкрепления. Нам необходимо исполниться большим усердием, чтобы делиться получаемым от Бога утешением. Наш долг — весьма ревновать о славе Божьей и даже грустным выражением лица или опрометчивыми словами не давать недоброго свидетельства, как если бы требования Божьи ограничивали нашу свободу. Даже в этом мире скорбей, разочарований и греха Господь желает, чтобы мы оставались жизнерадостными и твердыми в Его силе. Человек как личность имеет преимущество решительно свидетельствовать в каждом направлении своей деятельности. Своим нравом, речами и характером мы должны свидетельствовать о том, что служение Богу есть благо. Таким образом мы провозглашаем, что «Закон Господа совершен, укрепляет душу» (Пс. 18:8).

Светлая и радостная сторона нашей религии будет представлена всеми, кто изо дня в день посвящает себя Богу. Нам не следует бесчестить Бога своими скорбными рассказами об испытаниях, которые кажутся горестными. Всякие испытания, посланные воспитать нас, принесут радость. Вся духовная

[366]

жизнь будет возвышенной, вдохновляющей, облагораживающей, благоухающей добрыми словами и делами. Врагу доставляет удовольствие видеть души подавленными, удрученными, сетующими и стенающими; он хочет произвести такое впечатление, чтобы оно отрицательно повлияло на нашу веру. Но Бог желает, чтобы ум не опускался до такого низкого уровня. Он хочет, чтобы каждая душа одержала победу, заручившись силой Искупителя. Псалмопевец говорит: «Воздайте Господу, сыны Божий, воздайте Господу славу и честь. Воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его-». «Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня и не дал моим врагам восторжествовать надо мною. Господи, Боже мой! я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня… Пойте Господу, святые Его, славьте память святыми Его» (Пс. 28:1,2; 29:2-5).

Церковь Божья на земле едина с Церковью Божьей на небе. Верующие на земле и святые небожители составляют одну Церковь. Все небожители проявляют интерес к собраниям святых, которые встречаются на земле, чтобы поклониться Богу. Во внутреннем, небесном дворе они слушают свидетелей Христовых, живущих во дворе внешнем, на земле, и хвала и благодарение поклоняющихся внизу подхватываются в небесных гимнах, хвале и радостных звуках по всем небесным дворам, потому что Христос не напрасно умер за падших сынов Адама.

[367]

В то время как ангелы пьют из первоисточника, святые на земле пьют из чистых потоков, текущих от престола, потоков, веселящих город нашего Бога. О, если бы все мы могли понять, как близко Небо к земле! Когда земные дети этого не сознают, ангелы света сопровождают их. Безмолвный свидетель охраняет каждую живую душу, стараясь привлечь ее ко Христу. Пока есть надежда, пока люди не противятся Святому Духу к своей вечной погибели, они находятся под охраной небесных существ. Будем же помнить, что в каждом собрании святых на земле присутствуют ангелы Божьи, слушающие свидетельства, пение и молитвы. Будем же помнить, что нашу хвалу подхватывает хор сонмов ангелов на небе.

Встречаясь из субботы в субботу, пойте хвалу Тому, Кто призвал вас из тьмы в чудный Свой свет. Пусть сердечные привязанности буду отданы «возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею». Пусть любовь Христа будет главной темой выступающих. Выражайте ее простыми словами в каждой песне хвалы. Пусть вдохновение Духа Божьего диктует ваши молитвы. Когда слово жизни сказано, тогда ваш искренний отклик засвидетельствует, что вы приняли весть с небес. Я знаю, это выглядит очень старомодно, но такова жертва благодарения Богу за хлеб жизни, дарованный алчущей душе. Этот отклик на вдохновение Святого Духа станет крепостью для вашей души и воодушевлением для ближних. Это засвидетельствует, что в Божьем строении есть живые камни, излучающие свет.

Когда мы рассматриваем не темные страницы нашей жизни, но проявления великой Божьей милости и неиссякающей любви, значит, больше славословим, чем жалуемся. Мы станем говорить о любви и верности Бога как истинного, нежного, сострадательного Пастыря Своего стада, которое, как Он заявляет, никто не похитит из Его руки. Слова, исходящие из сердца, не будут напоминать эгоистичный ропот и сетование. Хвала, подобная чистым, струящимся потокам, начнет исходить от истинных Божьих верующих. «Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни». «Ты руководишь меня советом Твоим, и потом примешь меня в славу. Кто мне на небе? и с

[368]

Тобою ничего не хочу на земле» (Пс. 22:6; 72:24, 25).

Почему бы нам не возвысить свой голос в духовных песнопениях во время наших путешествий и странствований? Почему бы не вернуться к простой и ревностной жизни? Причиной того, что у нас нет больше радости, является следующее: мы оставили первую любовь. В таком случае будем же ревностными и покаемся, дабы светильник не был сдвинутым со своего места.

Храм Божий отверзся на небе, и преддверие его осветилось славой, которая будет принадлежать каждой церкви, любящей Бога и соблюдающей Его заповеди. Нам нужно исследовать Слово, размышлять и молиться. И тогда мы обретем духовное зрение, чтобы различать внутренние дворы небесного храма. Мы уловим мотивы песен и благодарения небесного хора, собравшегося вокруг престола. Когда Сион восстанет и воссияет, его свет проникнет во все места и драгоценные песни хвалы и благодарения будут слышаться в собраниях святых. Ропот и сетование по поводу незначительных разочарований и трудностей прекратятся. Употребляя драгоценную глазную мазь, мы увидим славу, простирающуюся за пределы нашего понимания. Вера развеет мрачную тень сатаны, и мы увидим нашего Заступника, возносящего ради нас фимиам Своих заслуг. Когда мы увидим все так, как Господь желает, чтобы мы видели, тогда исполнимся чувством необъятности и многообразия любви Божьей.

Бог учит, чтобы мы собирались в Его доме для воспитания в себе свойств совершенной любви. Это подготовит жителей земли для пребывания в обителях, которые Христос пошел приготовить для всех любящих Его. Там они будут собираться во святилище из субботы в субботу, из месяца в месяц и объединяться в возвышеннейших песнопениях, в хвале и благодарении Сидящему на престоле и Агнцу во веки веков.

[369]

Возрождение санитарной реформы

Повиновение законам физиологии

Так как законы природы сотворены Богом, то наш очевидный долг — внимательно изучать их. Нам надо изучать эти требования применительно к своим телам и исполнять их. Незнание подобных вещей является грехом.

«Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?» «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий» (1 Кор. 6:15, 19, 20). Наши тела- это приобретенная собственность Христа, и мы не вольны поступать с ними так, как нам нравится. Человек же поступает именно так. Он обходится со своим телом настолько вольно, как будто его законы не предусматривают наказание. Из-за извращенных наклонностей страдает тело, слабеют способности, человек уподобляется калеке. И эти последствия вызваны коварными искушениями сатаны, он использует их, чтобы насмехаться над Богом. Человек отдает Богу свое тело, которое Христос выкупил как Свою собственность, но каким же недостойным представителем своего Создателя является при этом человек! Согрешая против своего тела и извращая свои пути, человек бесчестит Бога — своего Создателя.

Когда люди поистине обращены, они добросовестно относятся к законам жизни, установленным Богом в их естестве, таким способом стараясь избегать физической, умственной и нравственной немощи. Послушание этим законам должно стать вопросом личного долга. Нам самим придется переносить зло, ставшее следствием нарушения закона. Мы должны отвечать перед Богом за свои привычки и обычаи.

[370]

Поэтому для нас не стоит вопрос: «Что скажет мир?», но: «Как мне, называя себя христианином, относиться к жилищу, данному мне Богом? Буду ли я трудиться для своего наивысшего земного и духовного блага, содержа свое тело как храм для обитания в нем Святого Духа, или я пожертвую собой ради мирских понятий и обычаев?»

Здоровый образ жизни должен стать семейным делом. Родителям надо осознать данные им Богом обязанности, прилежно изучать принципы санитарной реформы и учить своих детей тому, что путь самоотречения — это единственно безопасный путь. Многие люди в мире, проявляя неуважение к законам физиологии, разрушают свою способность к самоконтролю и становятся неспособными оценивать вечные ценности. Добровольно пребывая в неведении касательно устройства своего организма, они ведут детей по стезе самоугождения, таким образом приготавливая для них путь, на котором дети понесут наказание за нарушение законов природы. Такое отношение к благополучию семьи нельзя назвать разумным.

Церковь и санитарная реформа

Существует весть относительно санитарной реформы, и она должна с полной силой звучать в каждой церкви. Во всех школах необходимо проделать определенную работу. Ни директору, ни учителям нельзя доверять дело образования молодежи до тех пор, пока они не получат практические знания по этому вопросу. Кое-кто чувствует себя свободным критиковать, сомневаться и придираться к принципам санитарной реформы, хотя эти люди мало знакомы с ними по опыту. Им надо стоять плечом к плечу и сердцем к сердцу с теми, кто трудится в верном направлении.

Вопрос о санитарной реформе был представлен в церквах, но свет не приняли всем сердцем. Эгоистичные, разрушающие здоровье пристрастия мужчин и женщин противодействовали влиянию вести, предназначенной для того, чтобы приготовить людей к великому дню Божьему. Если церкви рассчитывают укрепиться, они должны жить по истине, которую дает им Бог. Если члены наших церквей будут

[371]

пренебрегать светом по вопросу санитарной реформы, то они определенно пожнут плоды духовного и физического вырождения. И влияние опытных членов церкви положительным» образом скажется на тех, кто недавно пришел к вере. Господь в данное время не работает, чтобы привести многие души к истине как из-за членов церкви, которые никогда не были обращены, так и из-за тех, кто, некогда обратившись, отступил от веры. Какое влияние будут оказывать эти непосвященные члены на новообращенных? Разве они не сводят на нет Богом данную весть, которую должен нести Его народ?

Пусть все исследуют свои установившиеся привычки и обычаи, чтобы увидеть, не потворствуют ли они себе в том, что определенно может принести им вред. Пусть они освободятся от всех нездоровых удовольствий в еде и питье. Некоторые братья и сестры отправляются в дальние страны, думая, что перемена климата решит их проблемы, но где бы они ни останавливались, источником стресса для них является желудок. Они навлекают на себя страдания, которые никто не способен облегчить. Эти братья и сестры должны привести свои повседневные обычаи в соответствие с законами природы, и тогда, благодаря делам и вере, вокруг души и тела может быть создана атмосфера, которая станет запахом живительным на жизнь.

Братья, мы сильно отстаем от требований Бога. Многое из того, что церковь должна делать, чтобы быть живой церковью, не исполняется. Через потворство извращенному аппетиту у многих так портится организм, что нездоровье становится постоянным препятствием для высочайших интересов души. Истина, излагаемая отчетливо и ясно, не принимается. Я хочу поставить этот вопрос перед каждым членом нашей церкви. Нам надо привести наши привычки в соответствие с волей Божьей. Мы заверены в том, что «именно Бог действует в нас», но человек и сам должен постоянно обуздывать аппетит и страсти. Духовная жизнь требует деятельности ума и

[372]

сердца в единстве с Божественными силами. Никто не в состоянии спастись своими силами, но и Бог не может осуществить спасение человека без его участия. Когда же человек ревностно трудится. Бог трудится вместе с ним, давая ему власть быть сыном Божьим.

Когда с людьми говорят на тему здоровья, они часто отвечают: «Мы знаем гораздо больше, чем делаем». Они не сознают, что ответственны за каждый луч света о физическом благополучии и что каждая их привычка открыта для Божьего взора. К жизни нельзя относиться беспечно. Каждый орган, каждую ткань естества необходимо свято оберегать от вредных привычек.

Питание

Наши привычки в еде и питье показывают, находимся ли мы в мире или среди тех, кого Господь отделил от мира Своим могучим тесаком истины. Мы должны быть Его особым народом, ревностным к добрым делам. Бог говорит это в Своем Слове. В случае с Даниилом и тремя его товарищами содержатся поучения относительно санитарной реформы. Бог красноречиво повествует и о детях израилевых, которых Он, ради их же блага, старался удержать от мясной пищи. Он питал их хлебом с небес, и «человек вкушал ангельскую пищу». Но иудеи потворствовали своему земному аппетиту, и чем чаще они сосредоточивали свое внимание на котлах для варки мяса, которые остались в Египте, тем сильнее ненавидели пишу, данную им Богом для поддержки их телесного, умственного и нравственного здоровья. Евреи страстно желали иметь мясные котлы, то есть поступали именно так, как поступают многие в наше время.

Значительное число людей страдают и сходят в могилу из-за потворства аппетиту. Они едят то, что удовлетворяет их извращенный вкус, таким образом повреждая пищеварительные органы и ослабляя их способность усваивать пищу. Вредная

[373]

пища вызывает острые заболевания, которые слишком часто заканчиваются смертельным исходом. Нежный организм изнашивается вследствие самоубийственных обычаев тех, кому следовало быть более осведомленными.

Церквам следует быть стойкими и оставаться верными тому свету, который Бог дал им. Каждый член церкви должен разумно трудиться, чтобы устранить из своей жизни всякую привычку извращать аппетит.

Крайности в вопросах питания

Я знаю, что многие наши братья и в душе, и в повседневности воспротивились санитарной реформе. Я не отстаиваю крайности. Но, просматривая свои рукописи, я вижу там решительные предостережения об опасности, угрожающей нашему народу через подражание привычкам и обычаям мира, потакание своим желаниям, удовлетворение аппетита и погоню за модой. Мое сердце наполняется болью и печалью, когда я думаю о нынешнем положении вещей. Кто-то утверждает, что отдельные наши братья слишком решительно ставят данные вопросы. Но лишь по причине того, что кое-кто может поступать неблагоразумно, навязывая свои мнения относительно санитарной реформы во всех без исключения случаях, осмелится ли кто-либо замалчивать эту истину? Люди мира, как правило, проявляют гораздо большую крайность в потворстве аппетиту и невоздержанию в еде и питье, в результате чего повсюду в мире распространяются похотливые привычки.

Многие из готовившихся трудиться для Господа, но не осознавших свой священный долг соблюдать законы здоровья, сегодня пребывают в смертной тени. Законы физиологии поистине являются законами Божьими, но этот факт, по-видимому, остается в забвении. Кто-то ограничивает себя диетой, но она не может поддержать здоровье. Люди не готовят питательную пищу, заменяющую вредные продукты, и не принимают во внимание, что в приготовлении пищи необходимо проявлять и сдержанность, и изобретательность. Организм должен получать надлежащее питание, чтобы в полном объеме выполнить свою работу. Если люди, отказавшиеся от

[374]

самых разнообразных нездоровых блюд, бросаются в другую крайность, снижая количество и качество потребляемой пищи до самого низкого уровня, то они поступают вопреки санитарной реформе. Вместо улучшения здоровья это может привести к его потере.

Истинное воздержание

Апостол Павел пишет: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:24-27).

В мире есть много людей, потворствующих вредным привычкам. Аппетит — это их закон, он правит ими, и вследствие дурных привычек нравственное сознание людей омрачается и способность различать святое в значительной степени теряется. Но христианам необходимо строгое воздержание. Им надо высоко поднять свое знамя. Воздержанность в еде, питье и одежде жизненно необходима. Нами должен управлять принцип, но не аппетит или прихоть. Кто ест слишком много или его пища сомнительного качества, тем легко одолевают страсти и другие «безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1 Тим. 6:9). Соработникам Божьим следует использовать каждую возможность, чтобы поощрять распространение принципов истинного воздержания.

[375]

Много значит оставаться верным Богу. Он предъявляет Свои права на всех, кто занят в Его служении. Он желает, чтобы ум и тело сохранялись в наилучшем состоянии, чтобы Бог управлял каждым даром и способностью настолько, насколько может позволить тщательное и строгое воздержание во всем. Наш долг перед Богом — безоговорочно посвятить Ему душу и тело, а также все способности, которыми Он одарил нас, чтобы мы использовали их в Его служении. Все наши силы и способности должны постоянно укрепляться и совершенствоваться в течение отведенного нам времени испытания. Лишь те, кто по достоинству оценивают эти принципы и заботятся о своих телах с пониманием дела и в страхе Божьем, должны быть выбраны, чтобы нести ответственность в этом деле. Те же из братьев, которые долго находятся в истине, но до сих пор не могут отличить чистые принципы правды от греховных, а их понимание справедливости, милости и любви Божьей затемнено, должны быть освобождены от руководящих обязанностей. Каждая церковь нуждается в ясном, определенном свидетельстве, дабы труба издавала определенный звук.

Если мы сможем пробудить нравственную восприимчивость нашего народа в отношении воздержания, тогда одержим великую победу. Нужно учить воздержанию во всех сферах нашей жизни и воплощать его принципы на практике. Воздержание в еде, питье, сне и одежде является одним из главных принципов духовной жизни. Истина, проникшая во святилище души, поможет правильно обращаться с телом. На все, что касается здоровья человека, нельзя смотреть безразлично. Наше вечное благополучие зависит от того, как мы используем в этой жизни наше время, силы и влияние.

Давид возгласил: «Я чудно и дивно устроен». Поскольку Бог даровал нам такое жилище, почему бы внимательно не исследовать каждое его отделение? Обители ума и сердца

[376]

имеют для человека весьма важное значение. Таким образом, вместо того чтобы жить в подвале, наслаждаясь чувственными и унизительными удовольствиями, почему бы нам не открыть эти прекрасные обители и не пригласить Господа Иисуса войти и жить вместе с нами?

Служители должны обучать санитарной реформе

Нашим служителям надо стать сведущими в вопросе санитарной реформы. Им необходимо познакомиться с физиологией и гигиеной и научиться понимать законы, управляющие жизнью тела, и их влияние на здоровье ума и души.

Миллионы человек мало что знают о чудесном теле, данном им Богом, и о том, как заботиться о нем; они полагают, что им важнее изучать вопросы, имеющие гораздо меньшее значение. Для служителей здесь имеется необъятное поле деятельности. Если они займут правильную позицию в данном вопросе, то многого достигнут. Им самим и их семьям следует повиноваться Божьим законам, насаждая верные принципы и ведя здоровый образ жизни. Тогда они обретут способность правильно излагать этот вопрос, ведя народ все выше и выше в деле санитарной реформы. Сами живя во свете, они смогут проповедовать чрезвычайно ценную весть тем, кто нуждается как раз в таком свидетельстве.

Если служители будут иллюстрировать изложение вопроса о здоровье своей практической деятельностью в церквах, то они приобретут драгоценные благословения и богатый опыт. Люди должны иметь свет санитарной реформы. Этой работой люди пренебрегают, и многие из них близки к погибели, потому что нуждаются в свете, который они должны иметь, прежде чем оставят свои эгоистичные прихоти.

Руководителям наших конференций необходимо понять, что теперь самое время занять правильную позицию в

[377]

вопросе реформы. Служители и учителя должны отдавать ближним свет, который сами получают. Нужна их работа во всех направлениях. Бог поможет им. Он укрепит Своих слуг, которые твердо стоят, не потакая своим желаниям и не уклоняясь от истины и праведности.

Обучение медицинской миссионерской работе — это поступательное движение огромной важности, направленное на то, чтобы пробудить в человеке сознание морального долга. Если бы служители совершали этот труд во всем его многообразии согласно свету, который дает Бог, то решительная реформа в еде, питье и одежде проводилась бы значительно активнее. Но отдельные братья и сестры мешают продвижению санитарной реформы. Они удерживают людей своим равнодушием, критическими замечаниями, шутками и остротами. Они сами и многие другие люди страдали до смерти от невоздержания, но все же не научились мудрости.

Только посредством самой решительной борьбы можно достигнуть какого-либо продвижения вперед. Люди не желают отвергнуть себя, не желают подчинить свой разум и волю Богу, но через свои страдания и влияние на ближних они познают несомненно отрицательный результат такого образа действий.

Церковь творит историю. Каждый день происходит сражение и истинные христиане совершают бросок вперед. Со всех сторон нас окружают невидимые враги, и мы либо побеждаем благодатью, данной нам Богом, либо терпим поражение. Я призываю всех, кто занимает неопределенную позицию в отношении санитарной реформы, обратиться. Этот

[378]

свет драгоценен, и Господь дает мне весть и повеление убеждать всех, несущих ответственность в какой-либо сфере дела Божьего, следить за тем, чтобы истина в сердце и жизни шла по восходящей. Только так люди могут противостоять искушениям, которые они непременно встретят в мире.

Почему некоторые наши братья-служители проявляют такой незначительный интерес к санитарной реформе? По той причине, что наставления касательно воздержания во всем противоречат их привычке угождать аппетиту. В некоторых местах этот вопрос сделался великим камнем преткновения на нашем пути, когда мы стремились побудить людей рассмотреть санитарную реформу, воплотить ее в жизнь и обучаться ей. Никто не может оставаться учителем людей, если его преподавание или личный пример противоречат свидетельству в вопросах питания, данному Богом Его слугам, в противном случае это вызовет замешательство среди верующих. Неуважительное отношение учителя к санитарной реформе делает его неспособным быть вестником Божьим.

В Своем Слове Господь дал ясный свет по этому вопросу, и люди будут многообразно проверены и испытаны, чтобы открылось, станут ли они внимать ему. Каждая церковь, каждая семья нуждается в наставлении по поводу христианского воздержания. Всем следует знать, что нужно есть и пить, чтобы сохранить здоровье. Мы живем во время заключительных событий земной истории, и среди соблюдающих субботу должно царить согласие. Кто стоит в стороне от великого дела оповещения людей о необходимости воздержания, тот не следует путем великого Врача. «Если кто хочет идти за Мною, — сказал Христос, — отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16:24).

Господь показал мне, что очень и очень многие будут спасены от физического, умственного и морального вырождения

[379]

благодаря практическому влиянию санитарной реформы. Возрастет число бесед о здоровье, умножатся издания на эту тему. Принципы реформы будут приняты доброжелательно, и многие просветятся. Влияние реформы пробудит суждение всех, кто жаждет света, и они будут последовательно продвигаться вперед в познании особых истин для нашего времени. Так истина и праведность встретятся.

Жизнь — это священный дар, который только Бог поможет нам хранить и использовать для Его славы. Но Тот, Кто чудесно устроил наше тело, будет проявлять особую заботу о нем и поддерживать его в надлежащем состоянии, если, конечно, люди не действуют наперекор Ему. Он поможет усовершенствовать каждый доверенный нам талант и использовать его в соответствии с волей Дающего. Дни, месяцы и годы добавляются к нашему существованию, чтобы мы с толком использовали свои возможности и преимущества для совершения нашего личного спасения и своей бескорыстной жизнью способствовали благополучию ближних. Так мы можем созидать царство Христа и являть славу Божью.

Евангелие и медицинская миссионерская работа должны продвигаться вместе. Евангелие необходимо объединить с принципами истинной санитарной реформы. Христианство непременно надо воплощать в практическую жизнь. Должна совершаться серьезная, основательная реформаторская работа. Истинная библейская религия — это проявление любви Божьей к падшему человеку. Народ Божий должен идти вперед прямым путем, чтобы влиять на сердца тех, кто ищет истину, кто желает верно исполнять свое дело в это весьма серьезное время. Мы должны представлять принципы санитарной реформы людям, делая все возможное, чтобы побудить их осознать необходимость этих принципов и воплотить их в жизнь.

[380]