Слово Божье должно быть превыше всего

Народ Божий должен признавать человеческое правление как установленное и одобренное Богом и считать повиновение ему в рамках закона своей священной обязанностью. Но когда претензии земных властей приходят в противоречие с требованиями Бога, Слово Божье надо, безусловно, поставить выше всех человеческих законов. «Так говорит Господь» ни в коем случае нельзя заменять на «так говорит церковь или государство». Венец Христа должен быть возвышен над диадемами земных монархов.

В наше время мы обязаны защищать те же принципы, которые отстаивали подвижники Евангелия в период великой Реформации. Когда князья в 1529 году собрались на сейм в Шпайере, казалось, что надежда мира скоро угаснет. На этой ассамблее был зачитан императорский указ, ограничивающий религиозную свободу и запрещающий всякое дальнейшее распространение нового вероучения. Примут ли германские князья этот указ? Неужели множество людей, находящихся во тьме, так и не увидят свет Евангелия? Судьбы мира были поставлены на карту. Люди, принявшие веру реформаторов, собрались вместе и вынесли единодушное решение: «Отвергнем же указ. В вопросах совести большинство не имеет власти».

Знамя истины и религиозной свободы, высоко пронесенное этими реформаторами, в последнем конфликте передано нам. Ответственность за этот великий дар покоится на тех, кого Бог благословил познанием Своего Слова. Мы должны принять Слово Божье как наивысший авторитет. Мы должны принять его истины для себя. И мы сможем по достоинству оценить эти истины только тогда, когда будем лично изучать их. В том случае, когда мы делаем Слово Божье руководством в своей жизни, на нас исполняется молитва Христа: «Освяти

[403]

их истиною Твоею: слово Твое есть истина» (Ин. 17:17). Признание истины в словах и делах есть наше исповедание веры. Только таким образом окружающие нас могут узнать, что мы верим в Библию.

Реформаторы, протест которых дал нам наше нынешнее имя, сознавали, что Бог призвал их возвестить миру Евангелие, и, совершая свое служение, они готовы были пожертвовать собственностью, свободой и жизнью. Верны ли мы своему долгу в этом последнем конфликте великой борьбы так же, как ранние реформаторы оставались верны своему?

Перед лицом гонений и смерти истина для того времени распространилась вдали и вблизи. Слово Божье было передано людям; все сословия, высоко и низкорожденные, богатые и бедные, образованные и неграмотные, ревностно изучали его, и получившие свет в свою очередь стали вестниками. В те дни истину доносили до людей через прессу. Перо Лютера было наделено властью, и его труды, распространившись повсюду, взбудоражили мир. Те же самые средства, только в сто раз более мощные, доступны и нам. Библии, издания на многих языках, излагающие истину для нашего времени, находятся у нас под рукой и могут быть быстро распространены по всему миру. Нам необходимо передать людям последнее предупреждение от Бога, и наше усердие в изучении Библии и наша ревность в распространении света должны быть беспредельны.

[404]