66. Величие труда

Бог имел в Своём намерении посредством труда смягчить последствия зла, которое вошло в мир через непослушание. Труд может стать преградой от искушений сатаны и таким образом задержать поток зла. И хотя он связан с переживаниями, усталостью и болезнью, всё же он по-прежнему остаётся источником счастья и совершенствования, и надёжной защитой от искушений. Труд закрывает дверь всякому самоугождению и воспитывает прилежание, нравственную чистоту и стойкость. Таким образом он становится частью великого Божьего Плана восстановления человека из его падшего состояния.

Предпочтение физического труда играм

Многие считают, что ручной труд уходит в прошлое и его можно с успехом заменить крикетом, бейсболом, боксом и т. п., не боясь физического одряхления. Сатана радуется, когда видит, что люди расходуют свои физические и умственные силы на то, что не воспитывает их, что не приносит им пользы и не помогает им быть благословением для других, нуждающихся в их помощи. В то время, как молодые люди всё более и более изощряются в играх, не приносящим ни им самим, ни другим практической пользы, сатана в своей игре делает ставку на их жизнь: он отнимает у них таланты, которые Господь дал им и вместо них наделяет их злыми наклонностями своего естества. Это он побуждает людей не признавать Бога. Он старается осуетить человеческий ум настолько, чтобы в нём не нашлось места для Бога. Он не хочет, чтобы люди имели познание о своём Творце.

[214]

Он радуется, когда ему удаётся увлечь их играми и театральными представлениями. Последние настолько овладевают чувствами и сознанием молодых людей, что они забывают Бога.

Одним из величайших средств защиты против зла является полезное занятия, в то время как праздность — одно из величайших проклятий, потому что последствиями его является порок, преступление, нищета. Те, которые всегда заняты, которые с радостью выполняют ежедневные обязанности, являются полезными членами общества. Верное исполнение долга на их жизненном пути несёт благословение как им самим, так и окружающим их. Прилежный труд ограждает их от сетей того, кто подсовывает ленивым какое-нибудь недоброе дело.

Стоячая вода быстро портится, а текучий ручей распространяет вокруг себя здоровье и радость. Первое — это символ праздности, второе — символ трудолюбия…

Пример Христа

Стезя труда, определённая жителям этой земли, может быть тяжёлой и изнурительной, но следы Искупителя делают её благородной и возвышенной. Кто будет идти этим святым путём, не будет постыжен. Своей жизнью и достойным примером Христос возвеличил полезный труд. С ранних лет Он жил жизнью труда. Большую часть Своей земной жизни Он провёл в терпеливом труде, находясь в городе Назарете, в мастерской плотника. Можно было видеть, как Князь жизни в одежде простого рабочего проходит по улицам маленького города, идя совершать Свой скромный труд или возвращаясь домой.

[215]

Ангелы Божьи сопровождали Его, когда Он шёл рядом с. простыми крестьянами и ремесленниками, не признанный и незаметный среди людей…

Разумный труд является для всего человечества оздоровительной профилактикой. Он делает слабых сильными, бедных богатыми, а несчастных — счастливыми. Сатана подстерегает праздных, потому что их праздность позволяет ему подходить к ним с каким-нибудь привлекательным соблазном, чтобы погубить их. Наибольшего успеха он достигает тогда, когда приходит к ним в часы досуга.

Урок неустанного трудолюбия

Одним из величайших пороков, исходящих от большого богатства, является мысль о том, что труд портит и унижает человека. Пророк Иезекииль говорит: «Вот в чём было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочери её: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала» (Иез. 16, 49). Здесь изображены ужасные последствия праздности, которая притупляет рассудок, оскверняет душу и извращает сознание, делая проклятием то, что должно быть благословением. Только трудящиеся мужчины и женщины способны видеть в жизни нечто великое и привлекательное, и с радостной надеждой нести её бремя.

Умение с любовью и прилежанием исполнять все житейские обязанности есть тот важный урок, которому должны научиться ещё многие последователи Христа. Чтобы совершать работу Божью будучи механиком, коммерсантом, адвокатом или фермером, претворяя в повседневную жизнь все заповеди христианства, требуется гораздо больше любви и самообладания, чем трудиться в качестве профессионального проповедника на каком-нибудь миссионерском поле.

[216]

Чтобы оставаться верующим человеком, будучи в мастерской ремесленника или конторе коммерсанта, соблюдая святость во всех мелочах повседневной жизни и при заключении сделок, ни в чём не отступая от Божьего Слова, требуется мужество. Но именно это Господь желает видеть в нас.

Апостол Павел считал праздность грехом. Он изучил ремесло делания палаток, и в дни своего апостольского служения часто прибегал к этому труду, чтобы поддерживать материально себя и других. Время, затраченное на такой труд, он не считал потерянным. Во время труда он находил подход к людям, какого бы он не мог найти никаким другим путём. На личном примере он показывал своим товарищам по труду, что навык в любом ремесле — это дар Божий. Он учил тому, что Бога нужно прославлять всем своим образом жизни, в том числе и своим ежедневным трудом. Его огрубевшие от работы руки нисколько не влияли на силу его красноречия как христианского проповедника.

Намерение Божье состоит в том, чтобы все трудились. Трудящийся вол или осёл более соответствует своему назначению, данному ему при творении, чем праздный человек. Бог являет Собой пример неустанного труда. Этим же заняты и ангелы. Они как представители Божьи посланы служить сынам человеческим в деле спасения. Те, которые ожидают праздной жизни на Небе, будут разочарованы, потому что там нет места праздности. Но утомлённым и утруждённым обещан покой. Только верным служителям будет дано приглашение оставить труды свои и войти в радость Господина своего. Они с радостью сложат свои доспехи и забудут шум битвы, обретая славный покой, ныне обещанный тем, кто в этой жизни побеждает силою креста. СРУС. 274-280.

[217]