90. Духовная пища

Что должны читать наши дети? Это серьёзный вопрос, требующий серьёзного ответа. Меня удручает то, что в христианских домах читаются газеты и журналы, в которых печатаются различные рассказы и повествования, не оказывающие доброго влияния на разум. Я замечаю, как у некоторых людей таким образом воспитывается вкус к художественной литературе. Они имели преимущество слышать истины Слова Божьего и познакомиться с основаниями нашего вероучения. Но они достигли своего совершенства, не имея истинного благочестия в своём сердце.

Этим молодым людям необходимо при созидании своего характера использовать самый лучший материал: любовь, страх Божий и познание Христа. Но многие не имеют ясного понимания истины, как она открывается истинно верующим в Иисусе. Их разум всё время жаждет чего-то нового и необыкновенного. Они живут в призрачном мире и не способны выполнять житейские обязанности.

К чему ведёт чтение художественных книг

Я вижу, как многие родители в этом отношении не ставят своим детям никаких ограничений. Такие дети, где бы они ни находились: у себя на родине или за границей, всегда либо слишком шумны и суетны, либо вялы и безразличны и не способны говорить о чём-либо серьёзно; предметом их разговора всегда служат банальные вещи. Духовные способности, предназначенные для возвышенных целей, таким образом притупляются. Человек привыкает мыслить о пошлых предметах и уже не имеет ни способности, ни желания стремиться к чему-то более высокому. Размышление и беседа о духовном ему кажутся неприятными.

Духовная пища, к которой он развил такое вожделение, рождает в нём развратные мысли. Я испытываю искреннее сочувствие к этим душам, видя, как они много теряют, пренебрегая благоприятными возможностями приобрести познание о Христе, в Котором сосредоточена надежда вечной жизни. Как много драгоценного времени тратится напрасно, тогда как его можно было бы посвятить исследованию того, как велика и неизмерима благодать Господня.

[279]

[280]

Я лично знаю тех, которые потеряли здравое направление мыслей именно из-за чтения вредной литературы. Они проводят свою жизнь в болезненном воображении, преувеличивая каждую неприятность. То, на что здравый рассудительный человек не обращает никакого внимания, является для них непосильным испытанием и непреодолимым препятствием. Жизнь им всегда представляется в мрачных тонах.

Кто привык читать только увлекательные и интересные книги, подтачивают свои духовные силы и делаются неспособными к серьёзному размышлению и исследованию. Есть мужчины и женщины, уже находящиеся на склоне жизни, но продолжающие испытывать на себе все отрицательные последствия неумеренного бесконтрольного чтения.

Привычка, которую они выработали в детстве, возрастает и укореняется в них по мере того, как они взрослеют, и все старания расстаться с, ней имеют лишь незначительный успех. Многие никогда не могут восстановить в себе первоначальной силы и ясности ума. Все попытки стать настоящими христианами остаются только в мечтах. Продолжая увлекаться вышеупомянутой литературой, они не могут быть похожими на Христа.

[281]

Не менее пагубно влияние подобного рода литературы и на физическое здоровье человека. Нервная система страдает от напряжённого и беспорядочного чтения. В некоторых случаях молодых людей и даже людей зрелого возраста постигает удар паралича только из-за чрезмерного чтения. Мысли таких людей находятся в непрерывном возбуждении, пока деликатный механизм мозга не ослабеет настолько, что он не может более функционировать, в результате этого происходит паралич.

Духовное опьянение

Когда в человеке формируется привычка к сенсационному повествованию, тогда его нравственный вкус становится извращённым. Его ум получает удовлетворение только в том случае, когда он питается нездоровой пищей. Я видела девушек, считающих себя христианами, которые были поистине несчастными, если им в руки не попадался какой-нибудь новенький роман. Ум жаждал всё более сенсационного, подобно тому, как пьяница жаждет всё более крепких напитков. Эти девушки не проявляли никаких признаков духовной ревности. От них не исходил тот небесный свет, который мог бы привести их товарищей к источнику истинного познания. У них не было глубокого религиозного опыта. Если бы перед их взором постоянно не было развращающей литературы, у них была бы надежда исправиться. Но они жадно тянулись к таким книгам и постоянно питались этой «пищей».

Я с горечью вижу, как молодые юноши и девушки таким образом делают себя непригодными к этой жизни и не в состоянии приобрести тех знаний, которые бы приготовили их к вечной жизни в небесном обществе. Нельзя иначе назвать их состояние, как «духовное опьянение». Неумеренное чтение также вредно действует на разум, как и неумеренная еда и питьё.

[282]

Лекарство от вредного чтения

Чтобы успешнее всего бороться с этим злом, необходимо приготовить почву ума. Заботливо и зорко надо следить за воспитанием своего ума, стремясь посеять в нём драгоценные Библейские истины. Господь в Своей великой милости явил нам в Священном Писании правила святой жизни…

Он вдохновил святых мужей написать для нашего блага наставления, касающиеся тех опасностей, которые встречаются нам на пути, и как лучше избегать их. Те, которые повинуются Его указанию исследовать Священное Писание не окажутся в неведении относительно этого предостережения. Живя среди опасностей последних дней, каждый христианин должен хорошо знать основание своей веры и упования, а знание это доступно каждому. Если мы будем возрастать в благодати и познании нашего Господа Иисуса Христа, перед нами откроются необъятные горизонты нового и неизведанного. ХВ. 123-126.1890.

Первые шаги ко греху

Прежде, чем христианин совершит открытый грех, в его сердце происходит длительная подготовка, о которой ничего не знает мир. Переход от чистоты и святости к разврату и преступлению в разуме не происходит внезапно. Люди, созданные по образу Божьему, приобретают зловещий сатанинский образ не сразу, а постепенно. Взирая на чей-либо образ, мы преображаемся в тот же образ. Лелея в себе нечистые мысли, человек может так воспитать свой ум, что тот грех, который он прежде ненавидел, теперь становится приятен ему. ПП. 459.

[283]