Глава 37. Сила привычки

Как вырабатываются привычки. — Любое действие, будь оно хорошим или дурным, само по себе не формирует характер. Вынашиваемые мысли и чувства — вот что ведет к соответствующим делам и поступкам.

Повторные действия вырабатывают привычки и созидают характер.

Время формирования хороших привычек. — Характер в основном формируется в раннем возрасте. Выработанные привычки оказывают большее влияние на развитие интеллекта, чем любые природные дарования, делая его либо сильным, либо слабым, так как даже самые яркие таланты из-за дурных привычек портятся и ослабевают. Чем раньше человек приобретет вредные привычки, тем крепче они будут держать его в рабстве и тем неизбежнее понизится эталон его духовности. С другой стороны, если в юности сформированы правильные и добродетельные привычки, они, как правило, положительно влияют на всю жизнь человека. В большинстве случаев оказывается, что люди, благоговеющие перед Богом и чтущие правду, научились этому еще до того, как мир хотел положить на их души печать зла. Люди зрелого возраста, как правило, не податливы новым впечатлениям, словно твердый камень, и не чувствительны к ним; молодежь, напротив, впечатлительна.

Привычки могут видоизменяться, но редко меняться. — То, что ребенок видит и слышит в детстве, оставляет столь глубокий след в его нежном разуме, что впоследствии никакие жизненные обстоятельства не смогут полностью изгладить эти впечатления. В детстве формируется интеллект, привязанности получают направление и развитие.

[200]

Повторяемые действия становятся привычкой. Посредством строгого воспитания они в дальнейшем могут видоизмениться, но редко меняются полностью.

Привычки, выработанные однажды, все сильнее влияют на характер. Интеллект, формируясь под действием предоставляемых нам возможностей, либо совершенствуется, либо деградирует. Каждый день мы созидаем характер, который направляет нас либо как дисциплинированных солдат под знамя князя Еммануила, либо как мятежников под знамя князя тьмы. Под, чье знамя мы встанем?

Необходимо настойчивое усилие. — То, что мы осмеливаемся сделать один раз, второй раз сделать намного проще и естественней. Без усердного и внимательного наблюдения за собой нельзя развить навыки трезвомыслия, самообладания, бережливости, трудолюбия, здравой и разумной речи, терпения и истинной вежливости. Намного проще нравственно разлагаться и развращаться, чем побеждать недостатки, обуздывать себя и развивать истинные добродетели. Если мы хотим совершенствовать христианские добродетели в своей жизни, от нас потребуются настойчивые и энергичные усилия.

Испорченные дети подвергают опасности других. — Богобоязненные родители будут обдумывать и планировать, как учить своих детей правильным привычкам. Они сами выберут друзей для своих детей, но не предоставят их собственному неопытному выбору.

Если детей с раннего возраста терпеливо и настойчиво не обучать идти по правильному пути, у них сформируются неправильные привычки. Эти привычки будут укореняться в течение дальнейшей жизни и разлагать других. Дети, которым в семьях не привили благородного мышления, где царило дурное влияние и был привычен обман, всю свою жизнь страдают от этих дурных привычек. Если они примут религию, данные привычки проявятся в их религиозной

[201]

жизни.

Царь Саул — печальный пример. — История жизни первого израильского царя — печальный пример силы плохих привычек, приобретенных в ранней молодости. В юности Саул не любил Бога и не боялся Его, он смолоду не укротил свой своенравный дух, был всегда готов восстать против Божественной власти. Люди, с юности питающие святое почтение к Божественной воле и верно исполняющие свои обязанности, таким образом готовят себя к исполнению высшего служения в по-! следующей жизни. Но невозможно годами извращать способности, данные Богом, и полагать, что потом, когда тебе вздумается измениться, ты обнаружишь эти способности в целости и сохранности и направишь их в совершенно противоположную сторону.

Ребенок может получить хорошее религиозное воспитание, но если родители, учителя или наставники позволят хотя бы одной нехорошей привычке оказывать влияние на его характер, то эта привычка, если ее не преодолеть, станет преобладающей силой, и ребенок погибнет.

Важны незначительные на вид поступки. — Все поступки делятся на два вида. Они могут быть добродетельными или порочными, правильными или неправильными в зависимости от мотивов, их вызывающих. Частое повторение неправильного действия оставляет неизгладимый след в разуме человека, его совершающего, а также у тех, кто связан с ним духовно или физически. Родители и учителя, не обращающие внимания на небольшие проступки детей, укрепляют эти привычки в юности».

Родителям следует честно вести себя с душами, вверенными их попечению. Им не следует поощрять в детях гордыню, сумасбродство, любовь к показухе. Они не имеют морального права ни учить, ни допускать обучения «невинным» шало-

[202]

стям, которые развивают в маленьких детях хитрость, от которой потом их нужно будет отучать и за которую надо будет наказывать, когда они станут старше.

Маленькие шалости и проступки младенца могут казаться забавными. Их позволяют, их поощряют. Но когда ребенок подрастает, шалости ста новятся противными и неприятными.

Плохие привычки легче вырабатываются, чем хорошие. — Все приобретаемые детьми знания никогда не изгладят вреда, являющегося следствием плохого воспитания в их раннем возрасте. Одно часто повторяемое упущение формирует привычку. Одно неверное действие готовит путь для другого. Плохие привычки вырабатываются легче, чем хорошие, а бороться с ними очень трудно.

Маленькие дети, предоставленные самим себе, скорее учатся плохому, чем хорошему. Плохие привычки более всего приятны плотскому сердцу, и то, что дети видят и слышат в ранние годы, глубоко запечатлевается в их сознании.

Привычки, сформированные в раннем возрасте, определяют будущую победу или будущее поражение. — И в этой жизни, и в вечности все мы будем и останемся такими, какими сделают нас наши привычки. Жизнь людей, сформировавших у себя правильные привычки и навыки и добросовестно выполняющих все свои обязанности, уподобится горящему светильнику, яркими лучами освещающему жизненный путь других людей. Но если человек привык недобросовестно относиться к своим обязанностям, если он потворствовал лени, расхлябанности и халатности, его жизненный путь будет чернее ночи и он навсегда лишится прав на вечную жизнь.

В детстве и юности личность наиболее восприимчива, это лучший момент для развития самообладания. У домашнего очага и в семейном кругу человек обретает качества, которые отзовутся в

[203]

вечности. Привычки, приобретенные в ранние годы жизни, сыграют куда более серьезную роль, нежели природные дарования, в том, победит человек или проиграет в жизненной борьбе.

Молодежный руководитель, 15 декабря 1886 г

Знамения времени, 6 августа 1912 г

Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 45.

Доброе здоровье, январь, 1880 г.

Рукопись 69, 1897г.

Свидетельства для Церкви, т 4, с. 452

Ревью энд Геральд, 24 июня 1890 г.

Ревью энд Геральд, 30 марта 1897 г.

Патриархи и пророки, с 622.

Свидетельства для Церкви, т 5, с. 53.

Ревью энд Геральд, 17 мая 1898 г.

Свидетельства для Церкви, т 1, с. 396.

Письмо 1, 1877г. Ревью энд Геральд, 5 декабря 1899 г

Тихоокеанский журнал здоровья, сентябрь, 1897 г.

Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 452.

Желание веков, с. 101.

[204]