Дисциплина и как к ней приучить

Глава 41. Цели дисциплины

Главная цель — самообладание. — Цель дисциплины — научить ребенка управлять собой, быть самостоятельным и выдержанным. Поэтому как только он сможет что-то понимать, его необходимо научить послушанию. Обращайтесь с ним так, чтобы он понял: послушание разумно и правильно. Помогите ему увидеть, что все подчиняется закону и что непослушание приводит в конце концов к бедствию и страданию. Когда Бог говорит «не делай», Он в Своей любви предостерегает нас от последствий непослушания, дабы спасти нас от неприятностей и потерь.

Привлекая силу воли. — Порицание достигло своей цели тогда, когда ребенок, совершивший дурной поступок, пришел к пониманию своей вины и желает исправиться. Когда это произошло, укажите ему на источник прощения и силы.

Кто убеждает своих учеников, что только от них зависит, станут ли они уважаемыми и полезными людьми, те всегда будут иметь самый большой успех.

Правильные привычки, склонности, недобрые качества. — Дело родителей — сдерживать, направлять и контролировать детей. Нет большего зла, чем позволять им удовлетворять детские желания и капризы и разрешать им следовать их влечениям. Нет большего вреда, чем укоренить в сознании детей мысль, будто они могут жить для самоугождения, развлечения, что они могут избирать свои собственные пути, сами подыскивать себе удовольствия и друзей… Молодые люди нуждаются в родителях, которые будут обучать и воспитывать

обучать и воспитывать

учать и воспитывать

учать и воспитывать

учать и воспитывать

учать и воспитывать

[224]

их, исправлять неблаговидные привычки и склонности и удалять злые влечения.

Разрушьте твердыню сатаны. — Матери, судьба ваших детей в значительной степени зависит от вас. Если вы не выполните своего долга, ваши дети могут оказаться в рядах сатаны и сделаются его орудием, чтобы губить другие души. Только добросовестное воспитание с вашей стороны и ваш собственный пример благочестия приведут детей к Христу, а они в свою очередь повлияют на других, и, следовательно, многие души будут спасены при вашем содействии.

Будем же внимательны, исправим наши недочеты. Разрушим твердыню врага. Будем сочувственно исправлять наших детей и оберегать их от силы врага. Не падайте духом.

Учите уважению к родителям и Божественному авторитету. — Детей… следует обучать, воспитывать, дисциплинировать, пока они не станут послушными и не начнут воздавать уважение авторитету родителей. Таким образом в сердцах детей будет укореняться уважение к Божественному авторитету, и семейное воспитание подготовит их к вступлению в небесную семью. Воспитание детей и молодежи должно быть таким, чтобы приготовить их к выполнению религиозных обязанностей и, следовательно, сделать пригодными для обителей неба.

Источник всякого познания, Иисус, провозгласил условия, на которых мы можем достичь блаженства небес: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами». Послушание Божьим заповедям — вот цена достижения небес, а послушание родителям в Господе — крайне важный урок, который должны усвоить дети.

[225]

Послушание из принципа, а не по принуждению. — Точно и конкретно скажите детям, чего вы требуете от них. Пусть они поймут, что ваше слово — закон и что ему следует повиноваться. Таким образом вы научите детей уважать заповеди Бога, Который ясно говорит «делай» и «не делай». Для вашего мальчика (или девочки) лучше повиноваться из принципа, чем по принуждению.

Урок безоговорочного доверия. — Любящие, хотя и дрожащие руки сострадающего отца связывают Исаака, потому что так повелел Бог. Сын покоряется, ибо верит в искренность своего отца…

Это проявление веры Авраама записано нам в наставление. Оно преподает людям великий урок доверия требованиям Божьим, как бы строги и неприятны они ни были. Оно также учит детей совершенной покорности своим родителям и Богу. Повиновение Авраама наставляет нас, что в нашей земной жизни нет ничего такого уж ценного, что мы не могли бы отдать Богу.

Молодежь отзовется на доверие. — Молодым людям надо дать понять, что им доверяют. У них есть чувство собственного достоинства, они хотят уважения к себе, и это их право. Если у учеников создается впечатление, что за ними постоянно ведется наблюдение, что за ними следит осуждающее око, такая ситуация окажет на них деморализующее влияние, и они будут заниматься без радости. У них появляется сознание того, что за ними только лишь постоянно следят, а не заботятся о них. Это ужасно, но мудрые тактичные родители часто смотрят вглубь и видят, как работает не знающий покоя ум молодых, когда они выражают свои стремления или находятся в искушении, и родители составляют свои планы противодействия злу. Но постоянное наблюдение неестественно, оно провоцирует зло, которого родители и

[226]

стремились избежать. Для развития физического здоровья и гармоничного характера молодежи нужны упражнения, бодрое настроение и радостная приятная атмосфера.

Самообладание или абсолютный авторитет. — Во многих семьях детей вроде бы неплохо обучают и дисциплинируют, но когда рушится та система правил, к которой семьи привыкли, дети оказываются неспособными самостоятельно мыслить, действовать или принимать решения. Этих детей очень долго держали в рамках железных правил, им долго не давали самостоятельно мыслить и действовать там, где это было бы крайне желательно, и в итоге у них не развилось никакой уверенности в том, что они могут положиться на собственное суждение или мнение. Когда молодые люди выходят из родительского дома, окружающие своими советами и суждениями могут легко увести их не в ту сторону. Характер таких детей непостоянен. Их не приучили полагаться на собственное суждение, когда это целесообразно и необходимо, поэтому ум их не развился и не окреп должным образом. Родители так долго контролировали детей во всем, что они всецело зависят от них, полностью полагаясь на их разум и суждения.

С другой стороны, молодым нельзя позволять думать и действовать совершенно независимо от родителей и учителей. Детей надо учить с уважением относиться к суждению опытных людей и подчиняться руководству родителей и учителей. Их надо воспитывать таким образом, чтобы они мыслили так же, как их родители и учителя, и наставлять так, чтобы они вполне сознательно прислушивались к совету старших. В этом случае, когда дети выйдут из-под опеки родителей и учителей,

[227]

их характер не будет подобен трости, ветром колеблемой.

Если не приучать молодых самостоятельно мыслить и действовать настолько, насколько позволяют их дарования и склад ума, чтобы таким способом и дальше развивать их мышление, чувство собственного достоинства и уверенность в своих способностях, то даже при самом строгом воспитании они останутся слабыми как в умственном, так и в нравственном отношении. И когда им придется самостоятельно жить и действовать в этом мире, они вновь и вновь продемонстрируют, что их воспитывали скорее как животных, но не как людей. Вместо того, чтобы направлять волю детей, родители и учителя жесткими мерами принуждали их к подчинению.

Подчинение ума приводит к плохим результатам. — Родители и учителя, гордящиеся тем, что полностью управляли умом и волей отданных на их попечение мальчиков и девочек, перестали бы хвалиться, если бы проследили будущую жизнь детей, которых они принуждали к послушанию силой или страхом. Такие дети почти совсем не готовы выполнять суровый долг в этой жизни. Когда подобная молодежь выходит из-под опеки родителей и учителей и ей приходится думать и действовать самостоятельно, она почти во всех случаях идет кривыми путями и уступает искушениям. Молодые люди не добиваются успеха, и те же недостатки прослеживаются в их духовной жизни. Если бы открыть наставникам детей и молодежи будущие плоды их ошибочных методов воспитания, они бы изменили их. Учителя, стремящиеся к полному контролю над волей своих учеников, не добиваются больших успехов, хотя какое-то время может казаться, что им многое удается.

Бог никогда не одобрял того, чтобы один человек

[228]

полностью контролировал другого, и кто пытается нивелировать индивидуальные особенности своих учеников и быть их разумом, совестью и волей, те берут на себя страшную ответственность. Подобные ученики в некоторых случаях выглядят как хорошо вымуштрованные солдаты. Но когда они выходят из-под жесткой опеки, то оказывается, что они не могут действовать самостоятельно на основании заложенных в них принципов.

Посредством умения и терпеливого усилия. — Чтобы правильно формировать характер молодых людей, требуется умение и терпеливое усилие. Дети, приходящие в этот мир с бременем порочной наследственности, являющейся прямым результатом грехов их родителей, в особенности нуждаются в самой внимательной заботе ради развития и укрепления их нравственных и умственных способностей. И ответственность родителей действительно очень велика. Худые склонности нужно настойчиво сдерживать и мягко обличать. Разум детей должен быть направлен по пути добра. В ребенке следует поощрять самообладание. Все это надо делать благоразумно, иначе желаемая цель не будет достигнута.

Воспитание, с 287

Там же, с 291

Принципы христианского воспитания, с. 58.

Рукопись 12,1898г.

Знамения времени, 9 февраля 1882 г.

Ревью энд Геральд, 16 июля 1895 г

Ревью энд Геральд, 13 марта 1894 г

Рукопись 12, 1896г.

Ревью энд Геральд, 15 сентября 1904 г.

Свидетельства для Церкви, т 3, с 368

Принципы христианского воспитания, с 114.

Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 132, 133.

Там же, с. 133,134.

Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 138.

[229]