Глава 42. Когда начинать приучать к дисциплине

Непослушные дети — знамение последние дней. — Непослушание детей родителям является одним из признаков «последних дней». Но осознают ли родители свою ответственность? Многие, видимо, забыли, что они должны проявлять заботу о своих детях, и позволяют им не повиноваться и потворствовать порочным страстям.

Дети являются наследием от Господа, и если родители не дают им такого воспитания, которое поможет им идти путем Господним, значит, они пренебрегают своей торжественной обязанностью. Бог не желает, чтобы дети выросли грубыми, резкими, невежливыми, непослушными, неблагодарными, нечестивыми, своевольными, высокомерными, любящими больше развлечения, чем Его Самого. В Священном Писании сказано, что подобное состояние общества будет признаком последних дней.

Родители, потакающие своим детям, обесценивают царящий на небе порядок. — На небе царит совершенный порядок и согласие. Если родители не призывают своих детей к надлежащему порядку и уважению старших здесь, на земле, то как они могут надеяться на то, что эти дети будут признаны достойными жить в обществе святых ангелов в царстве всеобщего мира и согласия?

Не уважающие порядок и дисциплину в этой жизни не будут соблюдать порядок на небе. Такие люди никогда не будут допущены в горние обители, ибо все достойные войти туда любят порядок и уважают дисциплину. Характер, сформированный в этой жизни, предопределит будущую судьбу детей. Когда придет Христос, Он не будет менять ничей характер… Родители не должны пренебрегать ни одной обязанностью по отношению к детям, стремясь принести им настоящую пользу и благо. Детей нужно воспитывать таким образом, чтобы

[230]

они стали благословением для общества в этом мире и впоследствии смогли пожать награду вечной жизни.

Когда начинать приучать к дисциплине. — Приучать ребенка к дисциплине следует с того момента, когда ребенок первый раз проявляет свою волю и желания. Это можно назвать непроизвольным воспитанием. Именно тогда нужно приложить значительное и, главное, осознанное усилие. Самая большая тяжесть данной работы неизбежно ложится на плечи матери. Она первая начинает заботиться о ребенке и должна заложить основы воспитания, которые помогут ему развить сильный, уравновешенный характер…

Часто даже младенцы проявляют решительную волю. Если ими будут руководить неуправляемые детские желания, а не мудрый авторитет родителей, сатана возьмет разум ребенка под свой контроль и сформирует его поведение по своей воле.

Если родители пренебрегают воспитанием и дисциплинированием своих детей до тех пор, пока их характер окончательно не испортится, то тем самым они наносят им весьма серьезный вред, потому что дети вырастают эгоистичными, требовательными, неприятными. Они не нравятся самим себе, равно как и другим не нравится их общество, и поэтому они всегда остаются неудовлетворенными. Воспитательная работа матери должна начинаться с раннего возраста детей, чтобы не дать сатане шанса взять под контроль разум и характер малышей.

Подавляйте первые ростки зла. — Родители, вам надо преподать вашим детям первый урок достойного поведения, когда вы нянчите их на руках. Учите их подчиняться вашей воле. Этого можно добиться, имея твердую руку и проявляя настойчивость. Родителям надо в совершенстве владеть собой и мягко, но в то же время решительно склонять волю ребенка в нужную сторону, пока он не научится исполнять ваши желания.

Родители начинают воспитывать детей слишком

[231]

поздно. Они не подавляют первую вспышку недовольства и строптивости, и дети растут упрямыми. Чем старше и крепче они становятся, тем сильнее укрепляется их упрямство.

«Слишком маленькие, чтобы их наказывать». — Илий не управлял своей семьей согласно правилам Божьим. Он поступал соответственно собственному рассуждению. Любящий отец сквозь пальцы смотрел на ошибки и грехи сыновей в детстве, надеясь, что когда они подрастут, то откажутся от своих дурных наклонностей. В наши дни многие совершают подобную ошибку. Родители подчас уверены, что лучше разбираются в воспитании детей, нежели этому учит Слово Божье. Они так оправдывают плохие привычки детей: «Ребятишки еще маленькие, чтобы их наказывать. Подождем, пока они повзрослеют и будут больше понимать». Таким образом, дурные привычки укореняются и становятся второй натурой. Дети растут невоспитанными, у них развиваются черты характера, которые становятся проклятием всей их последующей жизни и легко воспроизводятся в других.

Не существует большего проклятия для семей, чем разрешать детям делать все, что им хочется. Если родители потакают каждому желанию детей и позволяют им совершать то, что не служит их благу, вскоре такие дети теряют всякое уважение к родителям, к авторитету Бога или людей и превращаются в рабов сатаны.

Сделайте семейное воспитание первоочередной задачей. — Многие указывают на детей служителей, учителей и других людей, известных своей эрудицией и благочестием, и утверждают, что если эти люди, обладающие большими возможностями, не преуспели в управлении своей семьей, то им не следует надеяться на успех в менее благоприятных условиях. Вопрос заключается в следующем:

[232]

дали или не дали эти люди своим детям то, что обязаны были дать, — добрый пример, верные наставления, правильные ограничения? Из-за пренебрежения прямыми обязанностями родители дают обществу детей неуравновешенных, несдержанных, пренебрегающих своим долгом. Этим они причиняют обществу вред, превосходящий все то добро, которое они сотворили. Такие дети передают порочность своего характера по наследству, одновременно их недобрый пример и вредное влияние портят общество и производят ужасное разрушение в церкви. Нельзя полагать, что какой-либо человек, пусть даже способный и полезный, лучше служит Богу или миру, если он пренебрегает воспитанием собственных детей.

Обещано сотрудничество небес. — Бог благословит правильное, разумное воспитание. Но «без Меня, — говорит Христос, — не можете делать ничего». Небесные существа не сотрудничают с отцами и матерями, пренебрегающими воспитанием своих детей и позволяющими сатане манипулировать этими маленькими человеческими механизмами, этими юными умами, как орудием, через которое он может противодействовать работе Святого Духа.

Ревью энд Геральд, 19 сентября 1854 г.

Знамения времени, 17 сентября 1894 г.

Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 199.

Там же, с. 429

Письмо 9, 1904г.

Рукопись 43, 1900г.

Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 218.

Патриархи и пророки, с. 578, 579.

Знамения времени, 9 февраля 1882 г.

Рукопись 126, 1897г.

[233]