Глава 51. Приготовление к школе

Первые восемь или десять лет. — Дети не должны долгое время находиться в помещении, и не следует ждать от них сосредоточенного занятия учебой, если не заложено хорошее основание для их физического развития. В первые восемь-десять лет жизни ребенка самой лучшей классной комнатой является поле или сад, лучшим учителем — мама, а лучшим учебником — природа. Даже когда ребенок уже достаточно взрослый и посещает школу, нужно уделять гораздо больше внимания его здоровью, чем книжным знаниям. Необходимо создать самые благоприятные условия как для физического, так и для умственного развития’.

Общепринято посылать в школу очень малых детей, где они должны черпать из книг знания, утомляющие их детский ум… Это не мудрый путь. Нервозного ребенка нельзя перегружать ни в какой области.

Программа развития ребенка в раннем детстве. — Первые шесть или семь лет жизни ребенка следует больше внимания уделять его физическому развитию, нежели интеллектуальному. Затем, если физическое состояние ребенка хорошее, можно заняться его образованием. Младенчество продолжается до шести-семи лет. До этого времени дети, словно маленькие ягнята, веселые, оживленные, свободные от забот и волнений, должны бегать вокруг дома и во дворе, прыгать, скакать, играть в подвижные игры.

Родители, особенно матери, должны оставаться единственными учителями таких малышей. Их не следует учить по книгам. Дети сами проявят любознательность к явлениям природы. Они будут

[301]

задавать вопросы о том, что видят и слышат, и родители должны использовать всякую возможность наставлять их и терпеливо отвечать на несложные вопросы. Так они могут добиться преимущества над врагом и укрепить разум своих детей, сея доброе семя в их сердцах и не оставляя в них места для укоренения злого семени. Материнское наставление, данное с любовью в самом раннем возрасте, — это как раз то, в чем нуждаются дети при формировании характера.

Уроки, усвоенные в процессе развития. — Матери надо быть учителем, а дому — школой, в которой каждый ребенок усваивает свои первые уроки. А эти уроки должны формировать привычки прилежания. Матери, пусть ваши малыши играют на свежем воздухе, пусть они слушают пение птиц и узнают любовь Бога, выраженную в Его прекрасных делах. Учите их простым урокам из книги природы и окружающего их мира. И когда их разум расширится, тогда можно добавить уроки из книг и твердо закрепить их в памяти. Но пусть дети даже в эти ранние годы научатся быть полезными. Научите их думать, что как члены семьи они должны быть заинтересованы в том, чтобы быть полезными и нести домашнее бремя и искать себе применение в исполнении необходимых домашних обязанностей.

Такое обучение не должно быть болезненным процессом. — Такое обучение представляет невыразимую ценность для ребенка, и оно не должно быть болезненным процессом. Его следует преподнести так, чтобы ребенку нравилось учиться быть полезным. Обучая детей совершать их небольшое служение любви и простые обязанности по дому, матери могут делать это в виде игры. Задача матери — терпеливо учить своих детей заповедь на заповедь, правило на правило, тут немного и там немного. И, поступая так, мать сама приобретет

[302]

бесценные знания и поддержит дисциплину.

Школьные сообщества подвергают опасности нравственные нормы. — Не посылайте своих малышей в школу слишком рано. Мать должна быть осмотрительна, передавая формирование разума своего ребенка другим людям.

Многие матери чувствуют, что у них нет времени наставлять детей, и, чтобы освободиться от них, а также избавиться от шума и беспокойства, они посылают их в школу…

Когда детей слишком рано отправляют в школу, подвергается опасности не только их физическое и душевное здоровье, они терпят потери также в нравственном отношении. Они вынуждены общаться с невоспитанными детьми. Они попадают в общество грубых, неотесанных мальчиков и девочек, которые клевещут, сквернословят, крадут, обманывают и очень любят вовлекать в порок детей младшего возраста. Малые дети, предоставленные самим себе, учатся плохому быстрее, чем хорошему. Дурные привычки легче всего находят доступ к плотскому сердцу, и все, что ребятишки видят и слышат в младенчестве и детстве, глубоко откладывается в их сознании; плохие семена, посеянные в юных сердцах, укоренятся и станут острыми шипами, ранящими сердце родителей.

Воспитание, с. 208.

Принципы христианского воспитания, с. 416.

Тихоокеанский журнал здоровья, сентябрь, 1897 г.

Принципы христианского воспитания, с. 416,417.

Письмо 55, 1902г.

Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 67.

Торжественное воззвание, с. 130,132.