Глава 66. Обучение основным принципам культуры одежды

Необходимая часть образования. — Никакое образование нельзя считать законченным, если оно не учит правильно одеваться. Без этого обучения образование очень часто остается неполноценным и искаженным. Любовь к одежде и приверженность к моде представляют для учителя наиболее трудную проблему и самую сильную помеху в деле воспитания.

Не было показано точного стиля. — Мне не было показано ни одного точного стиля одежды, который мог бы служить для всех неизменным правилом.

Опрятный, привлекательный, чистый внешний вид. — Молодых нужно побуждать формировать правильные привычки в одежде, дабы их внешний вид был опрятным и привлекательным; их нужно учить содержать одежду в чистоте и исправности. Все эти положительные привычки должны помогать им в жизни и создавать удобства для окружающих.

Пусть все, что вы носите, будет уместным и при личным. Если это всего лишь ситец за десять центов; он все равно должен быть опрятным и чистым.

Порядок и правильный вкус. — В одежде христиане избегают излишеств и бахвальства, их одежда аккуратна, скромна, не слишком броска и подходит человеку, обладающему вкусом и чувством меры.

Правильным вкусом нельзя пренебрегать нельзя его и осуждать. Наша вера, если она воплощается в действие, побудит нас одеваться просто и оставаться такими ревностными к добрым делам, что мы выделимся среди людей. Но если мы забываем об аккуратности и перестаем быть

[420]

людьми порядка, то фактически оставляем истину, потому что истина никогда не унижает, но только возвышает.

Сестры мои, ваша одежда говорит либо в пользу Христа и священной истины, либо в пользу мира. Что можно сказать о вас?

Хороший вкус в выборе расцветки и узора. — Вкус должен проявляться и в выборе расцветки. Единообразие в данном отношении желательно настолько, насколько это удобно. Однако во внимание может быть принят цвет лица. Скромным расцветкам следует отдавать предпочтение. Нужно избегать тканей с крупным и ярко-красным узором, так как избирающие ее показывают свою суетность и пустую гордость. В причудливом вкусе, избирающем разные и контрастные цвета, нет ничего хорошего.

Принимайте во внимание прочность и носкость. — Наша одежда, будучи скромной и простой, должна быть хорошего качества, подходящей расцветки и пригодной для служения. Следует больше внимания обращать на добротность одежды, чем на ее внешний вид. Она должна согревать и защищать тело. Мудрая жена, описанная в Притчах, «не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды» (Притч. 31:21).

Покупать хорошую ткань значит поступать экономно. — Необходимо покупать добротный и качественный материал. Это тоже экономия. Но нет никакой нужды в богатых украшениях, и кто находит в этом удовольствие, тот использует деньги, в которых нуждается Божье дело, для самоудовлетворения.

Помните, что у Божьего виноградника есть нужды. — Мы обязаны одеваться аккуратно и со вкусом, но, сестры мои, когда вы приобретаете одежду для себя и для своих детей, думайте о том, что в винограднике Божьем много работы, которую еще предстоит выполнить.

Люди мира тратят на одежду много средств. Но Господь призывает Свой народ выйти из мира и

[421]

отделиться. Верующим в то, что мы живем в последние дни, не пристало носить пеструю, дорогую одежду…

В ваших затратах на одежду проявляйте экономию. Помните, ваша одежда постоянно оказывает влияние на людей, с которыми вы общаетесь. Не расточайте на себя средства, которым можно найти другое применение. Не расходуйте Божьи деньги на приобретение дорогой одежды.

Христианину рекомендуется простота в одежде. — Благоразумная женщина наилучшим образом выглядит в простой одежде.

Одевайтесь просто, как подобает христианам, украшайте себя добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.

Многие, стараясь шагать в ногу с нелепой модой, теряют вкус к естественной простоте и пленяются искусственной. Они жертвуют временем, деньгами, силой интеллекта, истинным благородством души и полностью приноравливаются к требованиям светской жизни.

Дорогая молодежь! Следование моде и ношение кружев, золота и прочих искусственных украшений ради того, чтобы хорошо выглядеть, не делает привлекательной для других людей ни вашу религию, ни истину, -которую вы исповедуете. Проницательные люди будут смотреть на ваши попытки украсить свою внешность как на свидетельство вашего слабоумия и гордости сердца.

Неуместное бахвальство недопустимо. — Я напомнила бы молодым людям, всячески украшающим себя и носящим на шляпах перья, что за их грехи голова нашего Спасителя была «украшена» позорным терновым венцом. Когда вы тратите драгоценное время на отделку своего платья,

[422]

вспомните, что Царь славы носил простые цельно-тканые одежды. Вы, изнуряющие себя украшением собственной персоны, пожалуйста, уразумейте, что Иисус часто изнемогал от непосильного труда, самоотречения и самопожертвования, благословляя страждущих и нуждающихся… Именно ради нас Он возносил Свои молитвы Отцу, сильно вопия и плача. Он делал это, желая спасти нас от гор- * дыни и любви к суете и удовольствиям, которые мы себе позволяем и которые заслоняют от нас любовь Иисуса. Из-за этого и были пролиты слезы Христа, а лицо нашего Спасителя было обезображено скорбью и мукой больше, чем у любого сына человеческого.

Ненужные украшения. — Покончите с бесполезным украшательством и сэкономленные таким образом деньги откладывайте для Божьей работы. Усвойте урок самоотречения и преподайте его вашим детям.

Вопрос, в который внесена ясность. — Мне часто задавали вопрос, считаю ли я неправильным носить простые воротнички . Я всегда отвечала, что так не считаю. Кое-кто доводил до другой крайности то, что я писала о воротничках, и придерживался мнения, что носить их нельзя ни в каком виде. Мне были показаны слишком дорогостоящие воротнички, ленты и кружева, в которых нет необходимости, однако люди, соблюдающие день субботний, носили и носят их ради соблюдения моды. В отношении воротничков я не хочу быть понятой так, что ничего, похожего на воротничок, нельзя носить, но в отношении лент все иначе — никаких лент не следует носить.

Экстравагантные или броские украшения. — Нашим служителям и их женам следует быть примером простоты в одежде. Они должны одеваться опрятно, удобно, носить одежду из качественного материала, но избегать даже недорогих украшений

[423]

и всего экстравагантного, ибо это говорит не в нашу пользу. Необходимо приучать молодежь к простоте в одежде, безыскусности и аккуратности. Не увлекайтесь лишней отделкой, даже если она стоит гроши.

Не для того, чтобы похвалиться. — Истинное благородство не находит удовольствия в украшении тела с целью выставить себя напоказ.

Библия учит скромности в одежде. «Также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя» (1 Тим. 2:9). Это повеление запрещает хвастовство одеждой, в том числе слишком яркой расцветкой и чрезмерными украшениями. Любая попытка привлечь к себе внимание одеждой или вызвать восхищение не соответствует предписанию о скромной одежде, данному в Слове Божьем.

Самоотречение в вопросах одежды является частью нашего христианского долга. Одеваться просто, отказаться от ювелирных изделий и разного рода украшений — это согласуется с нашей верой. Разве мы не из числа тех, кто видит безумие мирских людей, потакающих крайностям в одежде и развлечениях?

Нетленные украшения в сравнении с золотом и жемчугом. — Существует нетленное украшение, которое будет способствовать счастью всех окружающих нас в этой жизни и не потускнеет в бессмертном будущем. Это украшение кроткого и молчаливого духа. Бог повелевает нам «одевать душу» в самую богатую и изысканную одежду… Вместо того, чтобы золотом украшать себя, людям надо бы приложить энергичные усилия и приобрести ту мудрость, которая драгоценнее чистого золота.

О, как мало стоят золото, жемчуг, ценная одежда в сравнении с привлекательностью Христа. Физическая, естественная привлекательность заключается

[424]

в гармоничной соразмерности частей тела, но духовная привлекательность — это единение с Иисусом или подобие Ему. Такая привлекательность делает владеющего ею дороже чистого золота, даже золота Офирского. Благодать Христа действительно является бесценным украшением. Она возвышает и облагораживает человека, ею обладающего, и отражает на других людей лучи славы, привлекая их к источнику света и благословения.

Привлекательность истинной красоты. — По природе все склонны скорее жить чувствами, чем «читаться с реальностью. Поэтому очень важно, чтобы родители, воспитывая своих детей, направляли и учили их любить истину, долг, самоотречение, стремиться к благородной независимости. Это необходимо с той целью, чтобы они делали правильный выбор, даже если большинство предпочтет поступить неправильно…

Если дети сохранят свой организм здоровым, а манеры привлекательными, то они облекутся в одежды истинной красоты вместе с Божественной благодатью. Им нет нужды обременять себя искусственными украшениями, ибо таковые всегда свидетельствуют об отсутствии внутреннего украшения, то есть истинного нравственного достоинства. Прекрасный характер ценен в Божьих очах. Такой характер будет привлекать, он никогда не поведет по неверному пути. Такая привлекательность навсегда останется стойкой, никогда не увядающей.

Чистая религия Иисуса больше требует от своих последователей простой природной красоты, совершенства, естественной утонченности и возвышенной чистоты, чем чего-то искусственного и фальшивого.

Приучайте детей к практичной одежде. — Будем же верны в исполнении семейных обязанностей. Пусть ваши дети поймут, что в вашем доме должно царствовать послушание. Научите их отличать благоразумие в вопросе одежды от безрассудства и

[425]

снабдите их аккуратной и простой одеждой. Как люди, готовящиеся к скорому возвращению Христа, мы должны показывать миру пример и одеваться в скромную одежду, контрастирующую с обвальной модой наших дней. Обсудите этот вопрос и примите мудрое решение, как вам поступить в данном случае. А затем осуществляйте ваши планы в ваших семьях. Примите решение руководствоваться более высокими принципами, чем капризы и желания ваших детей.

Если наше сердце соединено с сердцем Христа… мы не наденем ничего такого, что привлечет к нам внимание или вызовет конфликт.

Обеспечьте одеждой, подобающей возрасту и положению в обществе. — Сестра моя, привяжи детей к своему сердцу узами любви. Постоянно уделяй им надлежащее внимание и попечение. Одевай их подобающим образом, чтобы они не терпели унижения из-за своего внешнего вида, ибо так они могут потерять уважение к себе… Нет ничего предосудительного в том, чтобы всегда выглядеть опрятно и одеваться подобающим своему возрасту и положению в обществе образом.

Тело не должно быть стеснено. — Одежда должна сидеть свободно, не стесняя кровообращения и естественного, полного дыхания. Ноги соответственно должны быть защищены от холода и сырости. Одевшись подобным образом, мы можем делать упражнения на свежем воздухе даже во время утренней или вечерней росы или после дождя и снега, не боясь простуды.

Одежда для маленьких детей. — Если одежда ребенка теплая, удобная и защищает его, одна из главных причин раздражения и беспокойства будет удалена. Здоровье малютки окрепнет, и для матери забота о ее ребенке не будет тяжким бременем и не станет забирать без остатка все ее силы и время.

Тугих повязок или корсетов, затрудняющих

[426]

работу сердца и легких, следует избегать. Никогда ни одна часть тела не должна испытывать неудобств от одежды, стесняющей какие бы то ни было органы или ограничивающей свободу движений. Вся детская одежда должна быть достаточно свободной, чтобы не мешать самому свободному и самому полному дыханию, она должна быть так смоделирована и пошита, чтобы плечи удерживали ее вес.

Нужно правильно укрывать конечности. — Особое внимание следует уделять конечностям, чтобы они были так же хорошо защищены, как грудная клетка и область сердца,’ где концентрируется больше всего тепла. Родители, выпускающие детей на улицу почти что с голыми руками и ногами, приносят жизнь и здоровье своих детей в жертву моде. Если конечности не находятся в тепле так же, как и все тело, кровообращение бывает неравномерным. Если не утеплить как следует конечности, удаленные от жизненно важных органов, кровь приливает к голове, вызывая головную боль и носовые кровотечения или давящие ощущения в груди, вследствие чего возникает кашель или учащенное сердцебиение из-за того, что в этом месте скапливается слишком много крови. Кровь также может приливать к желудку, вызывая расстройство пищеварения.

Отдавая дань моде, некоторые матери почти совсем не утепляют ноги детей, в результате чего кровь переохлаждается и устремляется к внутренним органам; кровообращение нарушается, и ребенок заболевает. Творец создал ноги не такими закаленными, как лицо. Господь… также предусмотрел крупные вены и крепкие нервы на ногах и ступнях ног, чтобы они в достаточной степени омывались потоком жизни и согревались равномерно, как и все тело. Их необходимо хорошо утеплять, чтобы кровь приливала к ним.

[427]

Сатана изобрел такую моду, при которой ноги остаются незащищенными, а кровь переохлаждается и ее обычное течение нарушается. Родители же преклоняются в капище моды и одевают своих детей так, что их нервы напрягаются, сосуды сужаются и не выполняют функций, предусмотренных Богом. В результате руки и ноги детей все время мерзнут. Родители, слепо следующие моде, а не здравому рассудку, должны будут дать отчет Богу за то, что вредят здоровью своих детей. Даже сама жизнь подчас приносится в жертву богу моды.

Различие между мужской и женской одеждой. — Среди женщин растет стремление одеждой и внешним видом, насколько это возможно, походить на противоположный пол и одеваться подобно мужчинам, но Бог называет это мерзостью. «Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя» (1 Тим. 2:9).

Богу угодна определенная разница между мужской и женской одеждой. Он счел данный вопрос достаточно важным, чтобы дать в Своем Слове четкие указания по этому поводу. Если оба пола будут носить одинаковую одежду, это вызовет замешательство в обществе и рост преступности.

Одежда для церкви. — Пусть никто не бесчестит Божье святилище своим броским одеянием.

Всех собратьев следует учить приходить на богослужение в опрятной, чистой, скромной, но изящной одежде и избегать внешних украшений, совершенно неуместных во святилище. В церкви нельзя заниматься демонстрацией одеяний, ибо она способствует непочтительному отношению к святому месту. Внимание людей часто переключается на тот или иной нарядный предмет одежды, и, таким образом, появляются мысли, не украшающие сердца поклоняющихся. Бог должен быть предметом размышлений и поклонения, и все, что отвлекает человека от торжественного,

[428]

святого служения, оскорбительно для Него. Демонстрация бантов, лент, кружев, рюшек, золотых и серебряных украшений — это своего рода идолопоклонство, совершенно неуместное в святом служении Богу.

Некоторые христиане усваивают ту мысль, что их отделение от мира, требуемое Словом Божьим, заключается в небрежной манере одеваться. Отдельные сестры полагают, что они принципиально не сообразуются с миром, если являются в субботу на богослужение в общество святых в той же самой шляпе и той же юбке, которую они носят в течение недели. Часть мужчин, называющих себя христианами, смотрят на этот вопрос точно так же. Эти люди приходят в собрание Божьего народа в субботу в грязной, запачканной, дырявой одежде.

Если бы таким людям предстояла встреча с уважаемым в обществе человеком, у которого они захотели бы снискать расположение, они явились бы перед ним в самом лучшем виде. Уважаемый человек почувствовал бы себя оскорбленным, если бы они пришли на встречу с ним непричесанными, в неопрятной, растрепанной одежде. Однако для этих людей не имеет значения, в какой одежде и в каком состоянии души они придут в субботу на поклонение великому Богу.

Одежда не должна быть предметом пререканий. — Нет необходимости делать одежду основным вопросом вашей религии. Есть более достой

[429]

ные темы для разговоров. Говорите о Христе, и когда сердце человека обращено, все, что не находится в гармонии со Словом Божьим, отпадет само по себе.

Ваша одежда не увеличивает вашей ценности в очах Божьих. Бог ценит внутреннюю красоту, благодать Святого Духа, добрые слова, внимательное и заинтересованное отношение к ближним.

Никто не вправе быть совестью другого человека, но достойным примером. — Не поддерживайте людей, делающих одежду центром своей религии. Пусть каждый исследует ясное учение Священного Писания относительно простоты и приличия в одежде и добросовестным послушанием стремится стать достойным примером для мира и для новообращенных. Бог не желает, чтобы кто-либо становился совестью другого человека.

Говорите о любви и смирении Иисуса и не поддерживайте братьев и сестер, выискивающих недостатки в одежде и внешнем виде других людей. Некоторым нравится заниматься этим, и когда подворачивается подходящий случай, они начинают думать, что должны заняться исправлением церкви. Они взбираются на судейское место и, как только видят кого-либо из своих братьев или сестер, начинают выискивать предмет обсуждения. Это одно из самых эффективных средств сделаться людьми узкого мышления и карликами в духовном росте. Бог желает, чтобы такие люди сошли с судейского места, потому что Он никогда не помещал их туда.

Сердце должно быть правым. — Если мы — христиане, то будем следовать за Христом, несмотря на то, что путь, по которому мы движемся, идет вразрез с нашими природными влечениями. Бессмысленно говорить вам, что нужно конкретно носить, ибо если в вашем сердце гнездится любовь к таким пустым вещам, то отказ от

[430]

ваших украшений будет похож на срезание листвы с дерева. Влечения плотского сердца снова проявят себя. Вы должны жить по велениям совести.

Там, где многие вероисповедания теряют свою силу. — Человеческий разум всегда стремился уклониться от простых, ясных наставлений Слова Божьего или оставить их в стороне. В каждом поколении большинство людей, называющих себя последователями Христа, пренебрегали принципами, которые предписывают самоотречение и смирение, требуют скромности и простоты в разговоре, поведении и одежде. Результат всегда один и тот же — отступление от евангельского учения ведет к принятию моды, обычаев и принципов мира. Живое благочестие уступает место мертвому формализму. Присутствие и сила Бога, оставив этих любящих мир людей, пребывает со смиренными поклонниками Господа, желающими повиноваться учениям святого Слова. Ряд поколений были тому свидетелями. Одна за другой возникали разные деноминации и, отказавшись от простоты, теряли в значительной мере свою первоначальную силу.

Собираясь на богослужение, надо внимательно, строго следуя библейскому правилу, продумать, во что одеться. Мода — это богиня, управляющая внешним миром и часто внедряющаяся в церковь. Церковь должна сделать своим мерилом Слово Божье, и родители обязаны сознательно подходить к данному вопросу. Когда .они видят, что дети склонны следовать мирской моде, им надо, подобно Аврааму, решительно «заповедать своему дому после себя ходить путями Господними». Вместо того, чтобы позволять детям объединяться с миром, помогите им установить связь с Богом.

[431]

Воспитание, с. 246.

Письмо 19,1897г.

Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 170.

Там же, т. 4, с. 642.

Вести для молодежи, с. 349.

Там же, с. 353.

Ревью энд Геральд, 17 ноября 1904 г.

Реформатор здоровья. Цит.: «Здоровая жизнь», с. 120.

Служение исцеления, с. 288.

Советы по управлению ресурсами, с. 301.

Там же.

Рукопись 24, 1904г.

Ревью энд Геральд, 17 ноября 1904 г.

Ревью энд Геральд, 6 декабря 1881 г.

Реформатор здоровья, апрель, 1872 г.

Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 376. Там же, с. 379, 380.

Советы по управлению ресурсами, с. 301, 302.

Свидетельства для Церкви, т. 1,с. 135, 136.

Свидетельства для служителей и евангельских работников, с. 180.

Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 93.

Советы учителям, с. 302.

Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 366.

Там же, т. 4, с. 643, 644.

Ревью энд Геральд, 6 декабря 1881 г.

Знамения времени, 9 декабря 1875 г.

Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 375.

Рукопись 45, 1911г.

Свидетельства для служителей и евангельских работников, с. 131.

Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 142.

Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 89, 90.

Служение исцеления, с. 382.

Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 531, 532.

Там же, т. 1, с. 457,460.

Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 499.

Там же.

Ревью энд Геральд, 30 января 1900 г.

Евангелизм, с 272.

Советы по управлению ресурсами, с. 301.

Исторические очерки о миссионерской деятельности Церкви АСД за рубежом, с. 122, 123.

Ревью энд Геральд, 10 мая 1892 г.

Вести для молодежи, с. 354.

Свидетельства для Церкви, т. 5, с 499.

[432]