Глава 5. Женщины-учителя

Большая часть наставлений Елены Уайт об учителях носит общий характер. Она говорит о том, какими качествами должны обладать и мужчины, и женщины, для того чтобы обучать нашу молодежь. Мы приводим высказывания, применимые в равной степени к обоим полам.

Нужны подходящие учителя. — Я часто говорю об этом, потому что нужны подходящие учителя. Юношей и девушек необходимо готовить в семье и школе, чтобы они потом совершали служение, за которое не придется краснеть. Слишком много семей сегодня не утруждают себя тем, чтобы пресекать явное непослушание и потакание прихотям. В других семьях, напротив, проявляется властный, диктаторский дух, который порождает в детях худшие пороки. Родители подчас действуют настолько необдуманно, что делают несчастными своих детей, которые теряют всякое уважение к отцу, матери, братьям и сестрам. Тем самым агнцы Божьего стада и их души, Божье достояние, оказываются незащищенными от происков сатаны (Рукописи, т. 13, с. 95).

Учителям надо изучать Слово Божье. — Научить молодых быть истинными воинами Господа Иисуса Христа — это самое благородное дело, когда-либо доверенное человеку. Только богобоязненные и посвященные мужчины и женщины, любящие детей и видящие в них души, которых надо спасать для Господа, должны нести служение учителей церковной школы. Учителя, изучающие Слово Божье надлежащим образом, будут знать, насколько ценны [86] души, вверенные их попечению, и смогут дать детям истинно христианское образование (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 166).

Необходим опыт послушания Господу. — Всем учителям наших школ надо поддерживать тесную связь с Богом и стремиться в совершенстве постичь Его Слово, чтобы привнести Божественную мудрость и знание в дело практической подготовки молодежи для этой и будущей вечной жизни. Им необходимо не только познавать истину, но и уметь следовать Слову Божьему. Принцип «так написано» должен выражаться в их словах и делах. Им надлежит быть примером простоты и правильных привычек, чего бы это ни касалось. Тот, кто не умеет повиноваться Слову Божьему, не имеет права трудиться в наших школах в качестве педагога (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 152, 153).

Девушкам надо осваивать педагогическое мастерство. — В качестве педагогов нам нужны бескорыстные, преданные Богу люди. Юношей и девушек надо привлекать в наши учебные заведения, чтобы они, получив педагогическое образование, умели преподавать Слово Божье. Нам нужны служители Евангелия в каждой школе, чтобы они наставляли детей и молодежь в изучении Библии, и пастору надлежит работать как с учителями, так и с учениками. Наши школы должны больше напоминать школы пророков. Мы призываем учителей и всех, кто связан со школой, самоотверженно трудиться. Нашим сестрам надо работать осмысленно, преданно, заинтересованно, чтобы школа успешно выполняла стоящую перед ней задачу. Нашим церквам следует помогать ей. Бог благословит всех, кто сотрудничает с Ним (Рукописи, т. 6, с. 400).

Женщины должны быть готовы совершать любое служение. — Господу угодно, чтобы эта школа [Авондейл] была также местом, где девушек будут обучать необходимым в семейной жизни навыкам — кулинарному искусству, домоводству, кройке и шитью, бухгалтерскому делу, правильному чтению и произношению. Они должны быть готовы нести любое служение, которое им будет предложено, например, директора или учителя субботней школы, библейского работника. Они должны быть готовы преподавать в дневных школах для детей (Евангелизм, с. 475).

Личные качества учителя. — Принципы и образ жизни учителя должны считаться более важными, чем его грамотность [87] и профессионализм. Если учитель — искренний христианин, он будет заинтересован как в физическом, умственном, нравственном, так и в духовном развитии учащихся. Чтобы оказывать благотворное влияние, он должен в совершенстве владеть собой. Пусть его сердце горит любовью к ученикам, которая будет проявляться в его взглядах, словах и поступках. Ему необходим твердый характер — тогда он сможет формировать сознание своих учеников, а также обучать их наукам.

Воспитание, которое молодые люди получают в детстве, как правило, формирует их характер на всю последующую жизнь. Те, кто имеет дело с подрастающим поколением, должны тщательно развивать свой интеллект, чтобы лучше знать, на что направлять свои силы и как использовать их с наибольшей пользой (Сторонник санитарной реформы, 1872, 1 сентября).

Каким должен быть учитель. — В выборе учителя для детей следует проявлять большую осмотрительность. Учителями церковных школ должны быть люди, которые скромно оценивают себя, не надменны и не тщеславны.

Они должны быть добросовестными служителями, исполненными истинно миссионерского духа, научившимися уповать на Бога и трудиться во имя Его. Им необходимо обладать качествами Христа — терпением, добротой, милосердием и любовью — и привносить праведность и мир Спасителя в повседневную жизнь. Благотворное влияние их служения станет очевидным, когда окружающие поймут, что благодать может сделать посредством людей, которые уповают на Бога (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 150, 151).

Всем учителям необходима тесная связь с Богом

У учителей самая ответственная работа. — Учителям надо давать своим ученикам нечто большее, чем только книжные знания. На них возложена огромная ответственность: быть наставниками молодежи, указывая ей путь, ибо им поручено формирование интеллекта и характера. Берущиеся за эту работу должны обладать уравновешенным, гармоничным характером. Им надо иметь утонченные манеры, быть опрятными, прилежными во всем и отличаться той подлинно христианской вежливостью, которая завоевывает доверие и уважение. Учителю самому следует быть таким, какими он хочет видеть своих учеников.

Учителям надо смотреть за своими учениками, как [88] пастух смотрит за вверенным ему стадом. Они должны заботиться о душах так, словно им предстоит дать отчет (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 65).

Стремиться к максимально высокому уровню. — Очень важно знать себя. Учитель, который правильно оценивает себя, позволит Богу формировать и исправлять свое мышление. И он будет сознавать источник своей силы… Познание самого себя ведет к смирению и упованию на Бога, но оно не заменяет усилий, направленных на самосовершенствование. Тот, кто сознает свои недостатки, не пожалеет никаких сил, чтобы достичь максимально высокого уровня физического, умственного и нравственного развития. Ни один человек, довольствующийся более низким уровнем, не должен участвовать в обучении молодежи (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 67).

В школах должен царить небесный порядок

Учителям следует беседовать и молиться с учениками. — Нашими учителями должны быть обращенные люди, которые знают, что значит бороться с Богом. Им не следует успокаиваться до тех пор, пока они не научат детей любить, хвалить и прославлять Бога всем сердцем. Кто будет ревностно трудиться для душ в наших субботних школах? Кто будет находить индивидуальный подход к подросткам, беседовать и молиться с ними, обращаться к ним с личными призывами и убеждать их отдать свое сердце Иисусу, чтобы стать приятным благоуханием Христу? Когда мы видим грандиозность этой работы и понимаем, как мало она ценится, наш дух терзается. Нам хочется воскликнуть: кто примет на себя эту серьезную ответственность и будет заботиться о душах подростков так, словно ему предстоит дать отчет?

Мы являемся представителями Христа на земле. Как мы выполняем свою миссию? Представители Христа ежедневно общаются с Ним. Они обдумывают каждое слово; их речь осенена благодатью, а сердце наполнено любовью, они предпринимают искренние, серьезные и настойчивые усилия, чтобы спасти души, за которые умер Христос Пусть каждый сделает все возможное для спасения дорогих детей и молодежи, и тогда он с радостью услышит слова Иисуса: «Хорошо, добрый и верный раб… войди в радость господина твоего» Что это за радость? Это радость видеть искупленных святых, спасенных кровью Иисуса Христа благодаря нашим усилиям (Служитель субботней школы, 1885,1 июля).

«Самый деликатный труд» , когда-либо порученный людям [89]

Надо изо всех сил стараться пробудить высшие умственные способности. — Развивать юные умы — это самая деликатная работа, когда-либо доверившаяся людям. В воспитании молодежи надо изо всех сил стараться разнообразить методы обучения, чтобы пробудить возвышенные и благородные силы разума. Родители и школьные учителя не смогут надлежащим образом воспитать детей, если прежде сами не усвоят уроки самообладания, терпения, великодушия, мягкости и любви. Какая ответственность ложится на плечи родителей, опекунов и учителей! Мало кто понимает самые важные запросы разума и знает, как направлять развивающийся ум, мысли и чувства молодежи (Сторонник санитарной реформы, 1872,1 сентября).

Преподавательская работа — самая важная. — Работа воспитателя самая достойная, но и самая трудная из тех, которые когда-либо поручались людям. Она требует такта, глубочайшей чуткости, знания человеческой природы, рожденной свыше веры и терпения, желания работать, надеяться и ждать. Нет ничего важнее этой работы (Воспитание, с. 292).

Учителя — настоящие благовестники

Необходимо Божественное прикосновение. — Учителям и ученикам нашей школы необходимо Божественное прикосновение. Если бы поощрялся миссионерский дух, даже ценой сокращения на несколько часов учебной программы; если бы вера была крепче, а духовное рвение горячее; если бы все понимали: Бог может сделать для учителей и учеников несравненно больше того, что уже сделано, — мы бы получили великие небесные благословения, которые нам предназначались. Предстоит еще затронуть святые струны души. И учителям, и ученикам надо показать свою готовность учиться усерднее.

Юноши и девушки получат благословение в соответствии с тем, в какой мере дух благовестия будет присутствовать в учебно-воспитательной программе. Ученикам надо начинать трудиться на поприще благовестника там, где рядом есть опытные наставники, которые могут подготовить их к этому служению. В процессе обучения их мышление и способности будут развиваться. Пусть они постигают служение благовестника по окончании учебного года. Работая с интересующимися людьми, они будут работать под руководством величайшего Учителя, Которого [90] когда-либо знал мир. Важно, чтобы они научились передавать другим полученное знание истины. Практика благовествовать другим о Христе, читать и объяснять Его Слово будет способствовать тому, что Слово запечатлится в их разуме, а истина станет их личным достоянием.

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим» (и) «ближнего твоего, как самого себя». Это Божья заповедь. Иисус дополнил ее еще одним требованием: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». Мы не просто должны любить своего ближнего, как самих себя, но любить друг друга так, как Христос возлюбил нас. «Как возлюбил Меня

Отец, и Я возлюбил вас, — сказал Он. — Пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас».

Ученикам и школьным учителям надо уделять время знакомству с жителями той местности, где расположена данная школа. Мы должны питать к окружающим такую же любовь, какую Христос проявил к нам. Истина не задержится надолго в сердце, если не будет действовать любовью и спасать души, близкие к погибели.

Господь Бог Израилев хочет, чтобы мы остерегались человеческой педантичности и не шли исхоженными тропами. Нашим школам необходимы свежие веяния. Мы следуем неверным принципам и методам преподавания, которые принято считать важными и необходимыми. Работники наших школ должны преодолевать рутину личных привычек или мнений, ставших для них кумиром и абсолютным авторитетом. Самое главное, в чем нуждаются наши учителя, — ежечасно пребывать в осмысленном и доверительном общении с принципами истины, праведности и милости, которые создают небесную атмосферу. Не следует задавать ученикам чересчур много заданий — иначе им некогда будет беседовать с великим Учителем, Господом Иисусом и они окажутся лишены смягчающего умиротворяющего влияния Его Духа.

Важно учить школьников методам благовестия — не только в теории, но и с помощью разного рода практических занятий. Вокруг немало людей, которым надо разъяснять [91] принципы здорового питания, способы ухода за больными. Участвуя в таком служении, мы воплощаем в жизнь Христову истину. Учителям и ученикам надо уметь выполнять это служение…

Учителя должны черпать из глубокого главного Источника всякой нравственной и умственной силы, прося

Господа уподобить их Христу Иисусу, чтобы не оставаться безразличным ни к одному человеку, который ждет сочувствия и помощи — как физической, так и духовной. Великий Учитель поддерживает любые усилия, направленные на облегчение человеческих страданий. Учите школьников применять усвоенные уроки на практике. Осознавая человеческое горе и глубокую нищету тех, кому стараются помочь, они научатся сострадать ближнему. Их сердца будут смягчены и покорены глубокими, святыми принципами Слова Божьего. Великий Врач поддерживает любые усилия, направленные на облегчение людских страданий, оздоровление тела и просвещение души.

Мы должны предоставить Господу возможность совершить для человека великую работу. Христос — наше достояние. Каждый должен понять, что значит Слово Божье, исполнившееся в нас. Христос жил в том же мире, что и мы. Если здесь, на земле, мы сумеем уподобиться Ему, то на небесах будем отражать Его образ и подобие. Если между Христом и нами в этом мире нет сходства, то не следует рассчитывать на дружбу с Христом, когда Он придет во славе, а с Ним и все святые ангелы. Мы, преподаватели религиозных учебных заведений, несем ответственность перед Богом за обучение своих подопечных благовестию посредством медицинского служения. Участвующие в этой деятельности имеют различные возможности успешно сеять семена истины. Пусть сердце, исполненное благодарности Богу, молится: научи меня пути Твоему, о Господи, приведи меня на прямой путь ради врагов моих или — лучше — ради тех, кто рядом со мной (Рукопись 70, 1898 г.).

Призвание Сары Пек на педагогическую работу

Сара Пек была одной из самых одаренных помощниц Елены Уайт. Прежде чем стать секретарем Е. Уайт, она преподавала в школе при Калифорнийском санатории и зарекомендовала себя «превосходным учителем». Некоторое время она трудилась в Элмсхейвене, а затем снова была приглашена на педагогическую работу. С большим сожалением Е. Уайт согласилась отпустить ее, но она считала, что Сара должна заниматься тем, к чему призвал ее Господь. [92]

Дорогая сестра Сара! Во время нашей утренней беседы я была весьма озадачена и не знала, что сказать по поводу твоей работы. Я люблю тебя и хочу, чтобы ты трудилась на том месте, где сможешь лучше всего служить Господу.

Не знаю, какой выбор ты сама сделаешь. Многие наши собратья хотят видеть тебя на педагогической работе и призывают тебя вернуться на эту стезю. Если ты чувствуешь, что это — твой долг, я готова отпустить тебя с должности секретаря. Я не знаю никого, кто бы лучше тебя подходил для педагогической работы. Что касается наших отношений, я не могу слишком много говорить по этому поводу, потому что в прошлом тебя приглашали на самую разную работу.

Но должна сказать: если ты решишь остаться со мной, тебе придется отказаться от работы в школе. Если ты предпочитаешь педагогическую деятельность, то ты вправе заниматься ей и полностью посвятить себя этому. Оставляю решение полностью за тобой, чтобы ты сама сделала выбор Я не осмеливаюсь решать за тебя. Огромная потребность в твоем педагогическом таланте — это единственное соображение, учитывая которое я готова отпустить тебя. Столько людей говорили со мной о твоих педагогических талантах, что я просто не осмеливаюсь удерживать тебя. Если когда-нибудь ты решишь снова работать у меня, думаю, ты будешь трудиться не менее успешно.

Я пишу это, чтобы у тебя не было раздвоенности. Сама обратись к Господу. Если ты почувствуешь, что тебе лучше остаться со мной, у меня есть для тебя предостаточно работы. Если воля Божья состоит в том, чтобы ты осталась со мной, мы должны ревностно взяться за дело и не позволять другим людям взваливать на твои плечи двойное бремя.

Теперь, сестра моя, спешу предостеречь тебя: если ты вернешься в школу, не загружай себя чрезмерно всякого рода обязанностями. Занимайся преподавательской деятельностью так, как ты делала это в школе в г. Сент-Хелена. Если мне придется. работать в Редлендсе и Лома-Линде, то, возможно, мы вместе будем готовить учащихся для этой жизни и для вечности.

Да благословит тебя Господь и да дарует Он тебе щедро Своего Святого Духа, где бы ты ни работала! Если [93] ты изберешь для себя педагогическую стезю, чтобы учить других думать о небесах, мне будет это приятно. Я всегда любила и уважала тебя и никогда в тебе не разочаровывалась. Здравые слова ценнее любых земных благ. Бог прославляется каждым словом, которое ведет к правильным поступкам. Я высоко ценю тебя и желаю тебе обрести все необходимое для того, чтобы постоянно возрастать в служении Богу (Письмо 265, 1905 г.).

Под выражением «самый деликатный труд» Елена Уайт подразумевает самую важную, утонченную и благородную работу, которую Бог призывает людей совершать для Него